Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Логоритмика от 1 до 2. Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика» рабочая программа (младшая группа) на тему. «Как танцуют жуки?»

Мореева Светлана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 100 города Тюмени
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: Программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Логоритмика для малышей" для детей в возрасте 2-3 лет
Дата публикации: 22.06.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР «АЛЫЙ ПАРУС»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАУ ДО ДМЦ «Алый парус» __________________________________ Программа рассмотрена на педагогическом совете МАУ ДО ДМЦ «Алый парус» протокол № ___ от ___________ года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Логоритмика для малышей»

для детей в возрасте 2-3 лет

срок реализации программы: 2015 - 2016 учебный год

Составитель:

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДМЦ «Алый парус»

Мореева С.В.

Тюмень 2015г.
1

Пояснительная записка
Чувство ритма – одно из самых важных чувств человека. Ведь ритм есть и в действиях (ходьба, игра, рисование), и в речи (разговор, рассказ, чтение стихов и сказок), и в музыке. Именно этой области – развитию чувства ритма детей – и посвящена такая дисциплина, как логоритмика. Ведь именно она включает в себя ритмическое развитие ребенка по всем этим параметрам: музыка, речь, движение (моторика). Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления личности ребёнка, и не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес». В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. А согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается, и даже может остановиться навсегда. По оценкам специалистов, в результате воздействия ряда неблагоприятных факторов – в России уже с самого рождения 85%-90% детей находятся в «зоне риска», имея предрасположенность к различным нарушениям развития: координации, внимания, речи, и т.п. Важно не дать им развиться! Поэтому, актуальность данной программы совершенно очевидна. В настоящее время широкое распространение получили различные методики раннего обучения детей, но психологи считают, что интенсивное одностороннее развитие ребёнка вредит его психическому потенциалу. В данной программе развитие – комплексное. И, несмотря на то, что по своей сути она представляет собой занятия музыкальной ритмикой, - в неё также включены приёмы логопедической ритмики (по Г. Волковой). Все составляющие программы построены на основе музыки; поэтому главной задачей является воспитание музыкально-ритмического чувства – наиболее доступного и близкого маленькому ребёнку. На занятиях логоритмикой музыка становится средством воздействия: определяя темп и характер движений, чередование фраз и разделов, - музыка подсказывает детям образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка становится понятней и интересней для ребёнка именно в движении: через танец и жестовые игры, подвижные игры и музицирование, задолго до того, как дети смогли бы понять разговоры о музыке и начать обучаться игре на музыкальных инструментах. Музыка, а точнее, задачи музыкально-ритмического развития детей, - становятся своеобразным стержнем, на основе которого выстраиваются основные направления деятельности на занятиях логоритмикой: упражнения для развития общей и мелкой моторики; пальчиковые игры и гимнастика; дыхательные и фонопедические упражнения; логопедические распевки; озвучивание, инсценировки и рассказывание сказок; 3
музыкальная гимнастика и аэробика; подвижные групповые игры, пение и танцы.
2.

Целевой блок программы
Программа «Логоритмика для малышей» рассчитана на детей в возрасте от 2 до 3 лет. Продолжительность одного занятия – 20 минут. Проводятся занятия 2 раза в неделю.
Цель программы
– профилактика нарушений речи, развитие речи и моторики, музыкально-ритмическое, интеллектуальное и физическое развитие детей раннего возраста.
Задачи:
развитие интеллекта; развитие слухового внимания; развитие умения понимать смысл предлагаемых заданий; стимуляция к творческому проявлению себя; развитие эмоциональной отзывчивости; формирование навыков общения и взаимодействия в детском коллективе развитие чувства ритма; развитие координации между ритмом, словом, движением; развитие вокально-интонационных данных; формирование музыкально-эстетических представлений; знакомство с элементарными и детскими музыкальными инструментами; развитие разных групп мышц; выработка правильной осанки; развитие умения контролировать свой мышечный тонус; развитие общей и мелкой моторики; развитие координации; развитие навыков основных движений: шаг, бег, ходьба, прыжки, «пружинки»; развитие правильного дыхания; развитие мимики и артикуляции; развитие форм и функций речи; пополнение пассивного и активного словаря детей; автоматизация произношения звуков, букв, слогов, слов; развитие навыков произношения слов на длительном и коротком выдохе (в логопедических стишках и чистоговорках, навыков пропевания – в логопедических распевках).
Направленность программы:
Тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное 4
эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Новизна и актуальность:
Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. В занятия кружка включены элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастики для глаз). В занятия включены пальчиковые музыкально - речевые игры или массаж пальцев, упражнения на релаксацию под музыку, (помогающие детям снять напряжение, нервную нагрузку), чистоговорки, речевые или музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.
3.

Учебно-тематический план
Каждое занятие проходит по единой схеме, и на каждом занятии проводятся практически все виды работы. Поэтому стандартный учебно-тематический план был адаптирован к условиям данной программы.

№ п/п Месяц Тема занятия, Лексическая тема. Номер занятия Звук 1. Октябрь Магазин игрушек «Игрушки» №1,2,3,4 (а) 2. Октябрь «Домашние животные» «Дикие животные» № 5,6,7,8 (а, у) 3. Ноябрь Подарки огорода «Овощи» № 9,10,11,12 (о) 4. Ноябрь Осенние деньки «Осень» № 13,14,15,16 (м) 5. Декабрь Ах, как весело зимой! «Зима, зимние забавы» № 17,18,19,20 (м) 6. Декабрь Новогодний оркестр «Новогодний праздник» №21,22,23,24 (п) 5
7. Январь Зимние забавы № 25,26,27,28 (з,а) 8. Январь Одеваемся зимой «Зимняя одежда и обувь» №29,30,31,32 (м) 9. Февраль Птичий двор «Домашние птицы» №33,34,35,36 (ы) 10. Февраль Мы сильные и ловкие! Папа и я №37,38,39,40 (п, б) 11. Март Маму поздравляем «Мамин день» №41,42,43,44 (д, т) 12. Март Веселые поварята «Посуда» №45,46,47,48 (в, ф) 13. Апрель Мебель. Мир вокруг №49,50,51,52 (к) 14. Апрель Весна-красна №53,54,55,56 (к) 15. Май Мы едем, едем, едем… «Транспорт» №57,58,59,60 (к,г) 16. Май Лето красное №61,62,63,64 (к,г,м,п, а,о,у.)
4.

Содержание программы
Виды упражнений по логоритмике (приложение): Упражнения на ходьбу и маршировку. Они способствуют формированию координации движений руками и ногами. Дети учатся ориентироваться в пространстве. Усваивают понятия лево и право. Обычно такие упражнения выполняют в начале занятий. Упражнения на артикуляцию. В этих занятиях главными являются дыхание и голос. Работа идет над выразительностью, силой и высотой голоса. Артикуляция дает возможность скорректировать звукопроизношение, развить мышцы языка и губ. Тексты таких стихов будут содержать звуки, которые ребенку нужно повторить. Упражнения на память и внимание. Стихи из этой группы упражнений содержат разные действия для каждой отдельной строчки. У малыша развивается умение в быстром темпе переключаться между разными действиями. Эти стишки - веселая логоритмика, потому что здесь можно изображать разных животных, от медведя до зайца, или времена года. Упражнения на счет. 6
Последовательное повторение цифр задает ритм и темп выполнения действий. Считалки еще и способствуют механическому запоминанию счета в пределах первого десятка. Упражнения на мелкую моторику рук. Это так называемые пальчиковые игры. Начинать можно с движения кистями: положить их на стол, перевернуть ладонями вверх, поставить на ребро. Когда малыш усвоил эти действия наступает следующий этап выполнения действий под стихотворное сопровождение. Занятия по логоритмике знакомы всем, просто не все об этом задумывались. К примеру, сложно найти человека, который не знал бы потешек про ладушки или сороку-белобоку. Важность таких упражнений интуитивно чувствует каждая мама, а детки с удовольствием подхватывают эти игры. Упражнения для мимики. Эти занятия имеют большое значение для развития речи детей, у которых диагностированы нарушения речи. Часто у них невыразительная мимика, мышцы лица двигаются мало. Стишки, в которых можно и нужно покривляться и изобразить какое-либо животное или чувство очень важны для развития речи. Это совсем не полный список возможных упражнений по логоритмике. Любой стих можно выполнить под музыку и в движении, изобразить его пантомимой. Это и будет занятие по речевому развитию.
Темы занятий
: Осенние деньки. Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка «Марш Тореодора» из оперы «Кармен», Ж.Бизе (фрагмент); «Клоуны», Д.Кабалевский; «Огуречик», «Яблочко», Е., С. Железновы в сб.«Азбука-потешка». «Звери» - в сб. «Логопедические распевки», Л. Гаврищева, Н.Нищева. Гимнастика Комплекс «В лесу», в сб. «Игровая гимнастика», Е., С. Железновы. «Собачка», и др. из сб. «Упражнения для детей от года до трёх лет», И.Красикова Мелкая моторика Упражнения с зёрнышками: «Сложи картинку из зёрен», «Раздели пшено и фасоль» - в сб. «300 3-минутных игр для детей», Д.Силберг. Пальчиковые игры: «Поросята» в сб. «Пять поросят», Е. и С. Железновы. «Стайка», «Ладошки», в сб. «Логоритмика», О.Новиковская. Озвучивание сказок и игра на музыкальных и шумовых инструментах «Репка» - народная сказка. «Музыкальный домик» - в кн. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»; Музыка для слушания и творческих заданий «Аквариум», К.Сен-Санс. «Октябрь» - «Времена года», П.Чайковский. «Курочка и цыплята», Е.Тиличеева. «Грустная песенка», Г.Свиридов. Сюиты (фрагменты) G, d; И.С. Бах, и др. «Осенний дождь», «В лесу», А.Гедике. «В пещере горного короля», Э. Григ; 7
Зимние забавы Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка «Мороз», «Волк» в сб. «Аэробика», «Забавные уроки» - Е., С. Железновы. Д.Верди, «Марш» из оперы «Трубадур»; «Часы», «Едем-едем…» - в сб. «Речь и моторика», Ю.Соколова. «Да, да, да!», Е.Тиличеева. Гимнастика Комплексы «Зимняя прогулка» в сб. «Игровая гимнастика», Е., С. Железновы. «Собери кубики», «Ходим по скамеечке» и др. из сб. «Упражнения для детей от года до трёх лет»,И.Красикова Мелкая моторика «Сорока-ворона», народная потешка в сб. «Ладушки», О.Крупенчук. «Играем на дудочке», народная попевка; «Снежинки-пушинки», - в сб. «Логоритмика в детском саду», М.Гоголева. «Сортируем пуговки», из сб.«300 3-минутных игр для детей», Д.Силберг. Озвучивание сказок и игра на музыкальных и шумовых инструментах «Зима в лесу» - народная сказка, сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы. «Дождик», обр. Ю.Слонова в сб. «Музыка в детском саду: старшая группа», Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова. Музыка для слушания и творческих заданий «Шутка» из Сюиты B-dur, И.С.Бах. «Прогулка», М.Мусоргский. «Колыбельная» в сб. «Ав-ав и Мяу-мяу», Е.,С.Железновы. «На тройке» - «Времена года», П.Чайковский, и др. «Калинка», «Коробейники» - народные плясовые мелодии. Весна -Красна Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка «Сосульки» - народная игра-потешка, «Котятки», О.Салдина. «Ножки и ладошки», «Солдатик» - в сб. «Речь и моторика», Ю.Соколова. «Солнышко сияет», М.Чарная. «Воробей», русская народная мелодия. Гимнастика Комплекс «Воробушки», - в сб. «Игровая гимнастика», Е., С.Железновы. «Часики», «Клубочек», и др. из сб. «Упражнения для детей от года до трёх лет», И.Красикова Мелкая моторика Игры – шнуровки (М.Монтессори). 8
Пальчиковая гимнастика, игры: «Избушка», «Осьминог», - в сб. «Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков», Т.Ткаченко. «Весёлые гуси» - народная попевка, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская. Озвучивание сказок, игра на музыкальных и шумовых инструментах «Два барана» - народная сказка. «Пришла весна» в сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы. «Бубен и погремушка», сб. «Музыка в детском саду: старшая группа», Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова. Музыка для слушания и творческих заданий «Куй, куй, ковалёк», в сб.«Азбука- потешка» - С.Железнов. «Приди, весна, скорее», В.А.Моцарт. «Смелый наездник», Р.Шуман. «Танец эльфов»», Э.Григ. «Птичий двор», М.Мусоргский. «Ой, лопнул обруч», «Рябина» - народные мелодии. Лето Ритмика, моторика, подвижные игры, разминка «Танец червяков», - в сб. «Аэробика для малышей», Е., С. Железновы. «Кот и мышь», в сб. «Логоритмика», О.Новиковская. «Кружись-кружись» - «Весёлые уроки», Е., С. Железновы. «Барабан», Г.Фрид. Гимнастика Комплекс «Поплаваем», - из сб. «Игровая гимнастика», Е., С.Железновы. «Маятник», и др. из сб. «Упражнения для детей от года до трёх лет», И.Красикова Мелкая моторика Упражнения с мозаикой: «Солнышко», в кн. «Когда ребёнок сводит вас с ума», Ле Шан. Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», в сб. «Песенки и игры с пальчиками», Е.и С.Железновы. «Посчитаем пальчики», «Раз-два-три» - народные игры-потешки. Озвучивание сказок, игра на музыкальных и шумовых инструментах «Лисичка-сестричка и скалочка» - народные сказки; «День рождения», сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы. «Дождик», югославская народная мелодия, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская. Музыка для слушания и творческих заданий «Шопен», «Кьярина», Р.Шуман; народные мелодии – «Я на горку шла…» и др. «Мишка», Е.Тиличеева. «Из глубин души взываю к тебе, Господь», И.С. Бах. «Вальс цветов», П.Чайковский. «Мельник и ручей», Ф.Шуберт. Примерный план занятия № Вид задания Время 9
1. Вводный блок: Приветствие, разминка 1-2мин 2. Основная часть: Гимнастика для АР-аппарата, распевки, Пальчиковая гимнастика и игры, Упражнение для развития общей моторики, Ритмические упражнения, музицирование, Музыкально-ритмические игры. 5-10мин 3. Заключительный блок: Заключительная разминка, Итоги занятия, Поощрительный момент. 2-3мин
5.

Методическое обеспечение программы
Использование наглядного материала: 1. Иллюстрации и репродукции. 2. Малые скульптурные формы. 3. Дидактический материал. 4. Игровые атрибуты. 5. Музыкальные инструменты. 6. Аудио - видеоматериалы. 7. Живые игрушки (преподаватели или дети, одетые в соответствующие костюмы). 8. Коврики для проведения релаксации. 9. Техническое оснащение занятий.
6.

Результаты обучения по программе. Формы текущего и итогового

контроля
Навыки и умения, формируемые за период обучения. К концу обучения дети должны уметь: Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике (родители должны воздействовать на ребёнка словами, жестами и т.п., помогая ему выполнять задания). Определять и выражать доступными средствами (словами, рисунками, жестами) характер музыки или музыкального персонажа. 10
Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать сущность заданий. Общаться в диалоге с педагогом (родителем). Проявлять знание последовательности движений, (даже если это повтор за педагогом) - слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. Стараться произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом (мамой). Знать и стараться выполнять пальчиковые фигуры с помощью направляющих движений родителей. Уметь извлекать звук на колокольчиках, бубнах и погремушках; знать их названия и тембры.
Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников
1. Вводная диагностика – сентябрь. 2. Итоговая диагностика – май.
Тесты для проведения диагностического обследования:

Обследование музыкальных способностей.
1. Выявление качества певческих умений. 2. Выявление качества музыкально-ритмических движений. 3. Выявление уровня ритмического слуха:
Обследование неречевых психических функций.
1. Обследование слухового восприятия: - дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек; - определение направления звука; - восприятие и воспроизведение ритма. 2. Обследование восприятия пространственных представлений и наглядно- образного мышления: - ориентировка в пространстве; - ориентировка в схеме собственного тела.
Обследование состояния моторной сферы.
1. Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, координация движений). 2. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости). 3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, замедленность движений глазных яблок). 4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность к переключению, замены): - движения нижней челюсти; - движения губ; - движения языка.
Обследование состояния экспрессивной речи.
11
1. Состояние дыхательной и голосовой функций: - объём дыхания; - продолжительность речевого выдоха; - сила голоса; - модуляция голоса. 2. Особенности динамической стороны речи: - темп; - ритм; - паузация; - употребление основных видов интонации.
Список литературы
1. Список методической литературы 1. Баркан. А.И., Ребёнок в детском саду; - М, 2003 2. Волкова. Г.А., Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов; - М, 1985 3. Дмитриева. Н.А., Как разработать программу дополнительного образования детей в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие для руководителей и педагогов ДОУ; - Тюмень, 2004 4. Захаровская. А.Б., Садретникова. Г.Ф., Профилактика, раннее выявление и преодоление недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Методические рекомендации; - М, 1989 5. Крапухин. А.В., Шаховская. С.Н., Ишимова. О.А., Учись думать и говорить: Методические рекомендации для логопедов; - М, 1985 6. Коноваленко. В.В., Коноваленко. С.В., Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН: Методические рекомендации; - М, 2005 7. Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: Методическое пособие; - М, 2005 8. Оганесяс. А.К., Логоритмика; - М.С.Г.И, 2000 9. Петрова. В., Музыкальные занятия с малышами; - М, 1987 10. Полишко. Е.Д., Гордеева. Т.В., Развитие и коррекция речи: Методическое и практическое пособие для логопедов; - М, 2003 11. Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи; - М, 1996 12. Субботский. Е.В., Особое мышление дошкольника; - М, 2002 13. Тимофеева. Е.Ю., Чернова. Е.И., Пальчиковая гимнастика; - СПб, 2006 14. Тумакова. Г.А., Ознакомление дошкольников со звучащим словом: Методическое пособие для логопедов; / ред. Ф.А.Сохина; - М, 1991 15. Фомичева. М.Ф., Учите детей говорить правильно: Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики; - М, 1986 12
16. Шашекина. Г.Р., Логоритмика; - М, Владос, 2005 17. Чижова. Е., Рисуем и рассказываем / сер. Развивающие методики; - М, 2005 2. Список музыкальной литературы 1. Боромыкова. Т., Музыкальная коррекция речи; - М, 2003 2. Вейс. П. Ступеньки в музыку; - М, 1982 3. Ветлугина. Н., Дзержинская. И., Комиссарова. Л, Музыка в детском саду; -М, 1989 4. Гаврищева. Л.Б., Нищева. Н.В, Логопедические распевки, музыкальная 5. пальчиковая гимнастика и подвижные игры; - СПб, 2005 6. Гоголева. М. Ю., Логоритмика в детском саду; - Ярославль, 2006 7. Картушина. М.Ю. Конспекты логоритмических занятий; - М, 2005 8. Макшанцева. Е.Д., Музыкальные забавы; - М, 1991 9. Макшанцева. Е.Д., Скворушка: Музыкально - речевые игры; - М, 1993 10. Михайлова. М.А., Воронина. Н.В., Танцы, игры, упражнения для красивого движения: Методическое пособие для музыкальных работников; - Ярославль, Академия Холдинг, 2000 11. Новиковская. О., Логоритмика: Игры и упражнения: практическое пособие; - М, 2005 12. Франио. Г., Лифиц. И., Методическое пособие по ритмике; - М, 1995 13. Чибрикова - Луговская. Е.А., Ритмика: Методическое пособие; - М, 2001 14. Хрестоматия для фортепиано в ДМШ, вып.7; -М, 1993 15. ХТК, И.С.Бах. 16. Шуберт. Ф., Прекрасная мельничиха, - М, 2001 17. Шуман. Р., Альбом для юношества; - М, 1984 18. Шуман. Р., Карнавал, - М, 2001 3. Список практической литературы для пальчиковых, речевых и подвижных игр 1. Алябьева.Е.А., Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения; - М, 2005; 2. Бортникова. Е., Чудо-обучайка: Моторика / сер. Учись, играя; - Екатеринбург, Литур, 2005 3. Крупенчук. О.И., Ладушки: Пальчиковые игры для малышей; - СПб, 2005 4. Лопухина. И.С., Логопедия: Речь, Ритм, Движение; - СПб, 2006 5. Ле Шан; Когда ребёнок сводит вас с ума; - М, 1999 6. Самойленко. Е.К., Дидактические игры в детском саду: Методическое пособие для воспитателей; - Л, 1984 7. Соколова. Ю., Пальчиковые игры / сер. Божья коровка; - М, 2005 8. Соколова. Ю., Моторика / сер. Божья коровка; - М., 2005 9. Соколова. Ю., Речь и моторика / сер. Божья коровка; - М, 2005 10. Силберг. Д., 300 трёхминутных развивающих игр для детей 13
от 2 до 5 лет; - Минск, Попурри, 2006 11. Ткаченко. Т., Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков; - М, 2005 12. Ткаченко. Т., Пальчиковые игры и гимнастика; - М, 2005 13. Тимофеева. Е. Ю., Чернова. Е.И., Пальчиковая гимнастика; - СПб, 2006 14. Фельдчер. Ш, Либерман. С., 400 способов занять ребёнка от 2 до 8 лет; - М, 1999 4. Список рекомендуемых CD и аудиозаписей Серия компакт-дисков для общего развития детей от 0 до 7 лет: «Мамины уроки», «Песенки-инсценировки», «Аэробика», «Азбука - потешка», «Весёлые уроки», «Катенька и кот», «Игровая гимнастика», «Гимнастика для малышей», «Абсолютный слух», «Золотые ворота», «Ёлка», «Наш оркестр», «Горелки», «Песенки и игры с пальчиками» №1, №2, «Игры для здоровья», «Сказочки - шумелки», «Ав - ав и мяу - мяу», «Музыкальный зоопарк», «Пять поросят», «Топ - топ»; Е.и С.Железновы; компания ДОМ: Развивалки. Серия КЛАССИКА: К.Сен-Санс, «Карнавал животных»; «В.Моцарт.200% классической музыки: Симфонии, сонаты, концерты»; П.Чайковский «Времена года», «Детский альбом» - циклы фортепианных миниатюр; Э.Григ, «Симфонические сюиты»; «Симфонии Й.Гайдна от А до Я»; Сборник CD «Энциклопедия органной музыки»; Сборник CD «Золотая коллекция: И.С.Бах» CD «Учимся петь, играя» - русские народные и авторские песни С.Коротаевой, Ю.Слонова, Н.Суховой, И.Конвенан, М.Парцхаладзе. 14
Приложение
Логоритмические упражнения
1. Дождик Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе. Капля два, Еще один прыжок. Очень медленно сперва. 4 прыжка. А потом, потом, потом и прыжков. Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны. От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом, 2. Листья Листья осенние тихо кружатся, Дети кружатся, расставив руки в стороны. Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают. И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо. Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках. Н. Нищева 3. Осенью Вдруг закрыли небо тучи, Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки. Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе. Долго дождик будет плакать, Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе. Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени. Поднимай повыше ноги. Н. Нищева 15
4. За грибами Все зверюшки на опушке Дети идут в хороводе. Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы. Рыжики срывали. Лисичка бежала, Бегут по кругу, собирают воображаемые Лисички собирала. грибы. Скакали зайчатки, Скачут стоя, срывая воображаемые грибы. Искали опятки. Медведь проходил, Идут вразвалку, затем топают правой ногой. Мухомор раздавил. Н. Нищева 5. Садовник Мы вчера в саду гуляли, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Мы смородину сажали. Изображают, как копают яму и сажают в нее куст. Яблони белили мы Движение правой рукой вверх-вниз. Известью, белилами. Починили мы забор, Имитируют удары молотком. Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит один ребенок. Ведут диалог. -Ты скажи, Садовник наш, Что ты нам В награду дашь? -Дам в награду На каждое название фруктов загибают Слив лиловых, по одному пальцу на обеих руках, начиная, с больших. Груш медовых, Самых крупных Спелых яблок, Вишен Целый килограмм. Вот что вам В награду дам! Г. Сатир 6. Овощи Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в Репа, свекла, редька, лук центре на корточках сидит водящий с Поиграть решили в прятки, завязанными глазами. Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего. Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, Разбегаются, приседают, водящий их Ну а ты иди искать. ищет. 16
7. Ёжик и барабан С барабаном ходит ежик, Дети маршируют по кругу, изображая Бум-бум-бум! игру на барабане. Целый день играет ежик, Бум-бум-бум! С барабаном за плечами, Маршируют, спрятав руки за спину. Бум-бум-бум! Очень яблоки любил он, Подносят ко рту то одной, то другой Бум-бум-бум! рукой воображаемое яблоко. Барабан в саду забыл он, Разводят руками. Бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались, Руки на поясе, выполняют прыжки на Бум-бум-бум! месте. И удары раздавались, Бум-бум-бум! Зайцы здорово струхнули, Приседают, сделав «ушки» из ладошек. Бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум! 8. Капуста Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладони по Раздается в доме стук. столу. Мы капусту нарубили, Перетерли, Хватательные движения обеими руками. Посолили Указательный и средний пальцы трутся о большой. И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу. Все теперь у нас в порядке! Отряхивают руки. Н. Нищева 9. За малиной За малиной в лес пойдем, Дети водят хоровод, взявшись за руки. в лес пойдем. Спелых ягод наберем, наберем. Идут по кругу, наклоняясь, как бы собирая ягоды. Солнышко высоко, Встают лицом в круг, тянутся руками вверх. А в лесу тропинка. Наклоняются и пытаются достать пол. Сладкая ты моя, Идут по кругу, взявшись за руки. Я годка-мал инка. Русская народная песня 10. По ягоды Мы шли-шли-шли, Маршируют по кругу, держа руки на поясе. 17
Много клюквы нашли. Наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен. Раз, два, три, четыре, пять, Опять идут по кругу. Мы опять идем искать. Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен. В. Волина
МИШКА КОСОЛАПЫЙ
Мишка косолапый по лесу идет, (Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки) Шишки собирает, Песенки поет. (Приседаем - собираем шишки) Шишка отскочила Прямо мишке в лоб. (Легонько ударяем себя ладошкой по лбу) Мишка рассердился И ногою - топ! (Топаем ногой)
ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ
Зайчик серенький сидит (Сидим, как зайчик) И ушами шевелит, Вот так, вот так! (Шевелим ушками-ладошками) Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (Хлопаем в ладоши) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок. (Прыгаем, как зайчик)
ЗАЙКИ
По лесной лужайке Разбежались зайки. (Бежим на месте) Вот какие зайки, Зайки-побегайки. (Поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки») Сели зайчики в кружок, (Приседаем) Роют лапкой корешок. (Показываем ручкой, как роют зайки) 18
Вот какие зайки, Зайки-побегайки. (Снова поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки») Следующий стишок учим, сидя за столом. Каждое движение разучивается отдельно. Предложите малышу положить обе ручки на стол ладонями вниз, затем ладошками вверх, поставить ладошки на ребро и зажать одновременно обе ладошки в кулачки. Когда эти движения будут даваться малышу легко, можно выполнять упражнение по логоритмике "Ладошки".
ЛАДОШКИ
Ладошки вверх! (Кладем на стол кисти рук ладонями вверх) Ладошки вниз! (Переворачиваем ладони) А теперь их на бочок! (Ставим ладони на ребро) И зажали в кулачок! (Зажимаем ладони в кулаки).
ЛАДЫ-ЛАДЫ
Ой, лады, лады, лады! (Показываем ладошки или хлопаем в ладоши) Не боимся мы воды! (Мотаем головой) Часто умываемся, («Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица) Маме (папе, бабе) улыбаемся! (Улыбаемся, разводим руки в стороны). Прежде, чем учить следующий стишок, хорошо бы вместе с ребенком нашинковать капустку, посолить, помять, тогда все движения и строки будут более осмысленные и понятны малышу.
КАПУСТА
Мы капусту рубим, рубим! (Руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу) Мы капусту солим, солим! (Руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим) Мы капусту трём, трём! (Руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга) Мы капусту жмём, жмём! (Руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак) 19
– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!
ЦВЕТЫ
Наши красные цветки (Согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой, ладошки складываем ковшиком) Распускают лепестки. (Пальцы расставляем в стороны) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. (Шевелим пальчиками) Наши красные цветки Закрывают лепестки. (Снова соединяем пальчики в «бутон») Головками качают, (Качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук) И тихо засыпают. (оединенные кисти рук подкладываем под голову)
МАШИНА
Би-би-би - Гудит машина. (Постукиваем кулачком одной руки о ладонь другой) Тук-тук-тук - Мотор стучит. (Хлопаем в ладоши) - Едем, едем, едем, едем, Он так громко говорит. (Ритмично топаем ногами) Шины трутся о дорогу. Шу-шу-шу - Они шуршат. (Потираем ладони) Быстро крутятся колеса. Та-та-та - Вперед спешат. (Показываем ручками, как крутятся колесики)
ДОЖДИК
Майский вдруг закапал дождь. Кап-кап-кап-кап. (Ритмично щелкаем пальцами рук) И по лужам ты идешь. Так-так-так-так. (Ритмично притопываем) 20
Ветер шелестит листвой. Ш-ш-ш-ш. (Ритмично потираем ладонь о ладонь) Спрятал кудри под травой. Тш-тш-тш-тш. (Ритмично потираем ладонями о колени) Дождь сильнее застучал. Тук-тук-тук-тук. (Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой) Скоро дождик ливнем стал. Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук. (Хлопаем в ладоши)
ЛУЖИ
Шлеп-шлеп-шлеп - Иду по лужам. (Ритмично постукиваем ладонями по ногам) Хлюп-хлюп-хлюп - Вода в ботинках. (Притопываем ногами) Кап-кап-кап - Мне зонтик нужен. (Поднимаем руки вверх и ритмично щелкаем пальцами с одновременным движением рук сверху вниз) Оп-оп-оп - Вода по спинке. (Скрещиваем руки на груди и ритмично похлопываем по предплечьям) Буль-буль-буль - Упала шапка. (Приседаем) Ой-ой-ой, кругом вода. (Кружимся) Да-да-да, себя так жалко. (Киваем головой) Одевайтесь в дождь всегда!
ЗАБОТЛИВОЕ СОЛНЫШКО
Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик. (Ритмично скрещиваем руки над головой) И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи. 21
(Плавно покачиваем руками вверху) Летом нежно согревает Щечки, щечки, щечки. (Потираем щеки) А весной на носик ставит Точки-точки-точки. (Постукиваем пальцем по носу) Золотят веснушки деток. Очень нравится им это!
НЕПОСЛУШНАЯ НЕВАЛЯШКА
Кукла неваляшка встала, не лежит. Сильно раскачалась, весело звенит. (Ритмично покачиваемся из стороны в сторону) Дили-дили-дили-дон - Раздается всюду звон. Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач. Слышен Лены громкий плач. (Качаем «куклу» на руках) Неваляшка все не спит, Не ложится, не сидит. (Делаем наклоны туловища вперед) Бом-бом-бом-бом, бом-бом-бом. Закрутилась вдруг волчком. (Кружимся) Лена плакать перестала И сама качаться стала. (Хлопаем в ладоши)
Игра «Гоп-гоп»
Ребенок сидит на коленях к вам лицом. Подбрасывайте его в разном ритме. Гоп-гоп, гоп-гоп, Конь пошел в галоп. Подбрасываем ребенка размеренно, в ритме слов (8 раз). Напою коня лихого, Сам прибью ему подкову. Подбрасываем на каждый слог (16 раз). Гоп-гоп, гоп-гоп, Конь пошел в галоп. Ритм такой же, как и в начале.
Игра «Паровоз»
Ребенок сидит на коленях лицом к взрослому. Берем его ручки в свои. Делаем движения взад-вперед, подражая паровозу, легонько подбрасываем на коленях. 22
Вот поезд наш едет, Колеса стучат. Так-так-так-так. Медленно двигаем ручками. Все колесики стучат. Так-так-так, так-так-так. Паровоз идет потише, Быстро двигаем ручками на каждый ударный слог. Остановка значит ближе. Движения замедляются. Ду-ду! Ду-ду! Поднимаем одну ручку ребенка вверх. Делаем короткие движения вверх-вниз. Стоп! Ручки опускаются.
Игра «Деревцо»
Дует ветер нам в лицо. Махать руками ребенка ладошками к себе. Закачалось деревцо. Поднять ручки ребенка вверх и покачать ими из стороны в сторону. Ветерок всё тише-тише, Плавно опустить руки ребенка. Деревцо всё выше-выше. Поднять ручки малыша и потянуть легонько вверх. Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Мышки
Вышли мышки как-то раз(шагают) Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны) Раз, два, три, четыре (хлопают) Мышки дернули за гири. (движения руками сверху вниз) Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши) Побежали мышки вон (бегут)
Зайка серенький сидит
Зайка серенький сидит И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит) Вот так, вот так И ушами шевелит. (2 строки 2 раза) Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши) 23
Вот так, вот так Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза) Зайке холодно стоять Надо зайке поскакать. (прыгает) Вот так, вот так Надо зайке поскакать. (2 раза) Волк зайчишку испугал. Зайка прыг и убежал.
Капуста
Мы капусту рубим - рубим, (ударяем ребрами ладоней об стол) Мы капусту солим - солим, ("солим" щепотками обеих рук) Мы капусту трем - трем, (потираем ладошки) Мы капусту жмем - жмем. (сжимаем и разжимаем кулачки) Ножки, ножки бежали по дорожке. (просто побегать) Бежали лесочком, Прыгали по кочкам. Прыг-скок, прыг-скок, Прибежали на лужок, Потеряли сапожок. (прыгать на двух ногах, а на последних словах присесть на корточки и повернуться то в одну, то в другую сторону, будто ищешь сапожок)
Где же наши ручки?
У меня пропали руки. Где вы, рученьки мои? (прячем руки за спину) Раз, два, три, четыре, пять - Покажитесь мне опять! (показываем руки) У меня пропали уши. Где вы, ушеньки мои? (закрываем уши ладошками) Раз, два, три, четыре, пять - Покажитесь мне опять! (показываем ушки) У меня пропали глазки. 24
Где вы, глазоньки мои? (закрываем глаза ладошками) Раз, два, три, четыре, пять - Покажитесь мне опять! (показываем глаза)
Шла коза на каблуках
Шла коза на каблуках В модных красных сапогах (Идем на носочках) По дорожке: цок-цок-цок! Поломала каблучок. (идем прихрамывая) Вот коза на одной ножке Поскакала по дорожке Прыг-скок, прыг-скок! (скачем на одной ножке) Вновь сломала каблучок! (осторожно падаем на пол) Вот коза сняла сапожки, Зашагала по дорожке: Топ-топ! Топ-топ! Как легко без каблуков! (весело шагаем)
Принцесса
Шел король по лесу, по лесу, по лесу. Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. (ходим по кругу, взявшись за руки) Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. И ножками потопаем, потопаем, потопаем. Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся. Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся! (выполняем действия по тексту; в конце обнимаемся или целуем в щечки, или здороваемся за руку)
Комары и мошки
Комары и мошки, Тоненькие ножки (приплясываем, держа руки на поясе) 25
Пляшут на дорожке. Ножками - топ-топ! (топаем ножками) Ручками - хлоп-хлоп! (хлопаем в ладоши) Близко ночь- Улетели прочь! (машем руками, как крыльями)
Ветерок
Дует ветер нам в лицо (машем руками к лицу) Закачалось деревцо (руки вверх, качаем) Ветерок все тише, тише. (приседаем) Деревцо все выше, выше. (подпрыгиваем вверх)
Мишка с куклой
Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри. И в ладоши громко хлопают, Громко хлопают - раз, два, три! Мишке весело, мишке весело, Вертит мишенька головой. Кукле весело, тоже весело, Ой как весело, ой-ой-ой! Мы попробуем эту полечку, Эту полечку станцевать. Разве можем мы, разве можем мы, Разве можем мы отставать! Мишке весело, мишке весело, Вертит мишенька головой. Кукле весело, тоже весело, Ой как весело, ой-ой-ой! 26

Различные проблемы речевого развития встречаются у многих современных детей. Для того чтобы ребенок избежал дискомфорта в дальнейшей жизни, родителям рекомендуется с самого раннего возраста заниматься улучшением и постановкой его речи. С этой целью педагогами и врачами используется логоритмика для малышей – интегрированная методика развития речевых, слуховых и координационных навыков.

Логоритмика – метод работы с детьми в игровой форме в коррекционной педагогике, в котором комплексно применяются двигательные, словесные и музыкальные элементы. Она позволяет усовершенствовать соответственно возрастной норме:

  1. Слуховые и зрительные анализаторы;
  2. Общую координацию движений, а также мелкую моторику;
  3. Процесс дыхания и владения аппаратом для артикуляции;
  4. Психическую деятельность малышей (развивается внимательность, улучшается запоминание и аналитическое мышление);
  5. Умение расслабляться и контролировать мышцы тела.

Каким деткам не обойтись без логоритмики?

  1. Заикающиеся;
  2. Имеющие проблемы с темпом речи;
  3. Имеющие проблемы с ориентированием в пространстве и освоением двигательных навыков;
  4. Страдающие дизартрией, или с диагнозом ЗРР;

Средства логоритмики включают в себя :

  • Стихи;
  • Игры;
  • Упражнения.

Благодаря увлекательным урокам дети с помощью логопедов имеют возможность лучше узнать окружающий мир. Особенно актуально это для малышей 2-3 лет.

Овощи и фрукты

С помощью логоритмики дети, когда пойдут в логопедический сад или придут на занятия кружка, могут без труда выучить, какие овощи растут в огороде, и какую пользу они приносят человеку. Для примера приведем следующий стишок (предварительно рекомендуется приготовить вместе с малышом салат из капусты):

Вместе мы капусточку порубили, порубили!

(Руки согнуты в локтях, ладошки сложены, как лопаточка, – ребенок двигает перед собой каждой рукой вниз и вверх по очереди)

Вместе мы капусточку посолили, посолили!

(Руки согнуты в локтях, ребенок собирает пальцы щепоткой и двигает ими так, будто что-то солит)

Вместе мы капусточку славно-славно потерли!

(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и трет один об другой)

Вместе мы капусточку славно-славно сжали!

(Руки согнуты в локтях, ребенок сжимает кулачки и, чередуя правую и левую руки, выпрямляет пальцы и снова стискивает их в кулак)

Мы такие умницы – приготовили капусту!

Сколько красивых цветов растет в саду между деревьев! Их узнать и запомнить поможет песенка:

Эти алые цветочки

(Ребенок сгибает руки в локтях, приподнимает над головой, ладони соединяет вместе, показывая «ковшик»)

Все открыли лепесточки

(Дети расставляют пальцы рук по сторонам)

Ветерок легко летает –

Лепесточки колыхает.

(Малыши быстро двигают пальцами)

Эти алые цветочки

Вдруг закрыли лепесточки.

(Ладони опять соединены в виде «ковшика»)

Начали бутонами качать,

(Кисти рук сведены вместе, дети раскачивают ими вправо-влево)

И заснули, просыпаться не хотят.

(Соединенные вместе ладошки крохи прикладывают к щеке, показывают, что спят)

Комплексы зарядки гимнастики для детей 2-3 лет. Детская гимнастика

Животные

Не менее разнообразен и животный мир. Сколько зверей, птиц и насекомых можно встретить в лесу – логоритмика для малышей поможет с ними познакомиться.

Первыми на пути встречаем жуков-танцоров:

На полянке два жука

(Дети танцуют, руки на поясе)

Танцевали гопака:

Правой ножкой топ, топ!

(Топают правой ногой)

Левой ножкой топ, топ!

(Топают левой ногой)

Ручки вверх, вверх, верх!

(Встают на носочки, тянутся вверх)

Кто поднимет выше всех?

Не обойтись без истории про медведя:

Мишка по лесу бродит, косолапит,

А в берлоге зимой – сосет лапу.

(Детки ходят на внешней стороне стопы, переваливаясь с ноги на ногу)

Летом шишки собирает, и когда везет –

Он частушки сочиняет и потом поет.

(Приседания, малыши собирают шишки)

Одна шишка угодила мишке точно в лоб –

Он страшно рассердился, и лапами – топ-топ!

(Топанье ногами)

Уроки логоритмики помогут малышам в 2-3 года узнать про зайца:

Сидит зайчишка серенький,

(Дети приседают, подобно зайчикам)

Ушки зимой беленькие –

Ими быстро-быстро шевелит.

Только так, только так!

(Показывают ладонями уши и двигают ими)

Зайка что-то засиделся,

Он замерз – но вот согрелся,

Лапками похлопал – раз, второй –

Молодец, он наш герой.

Хлоп-хлоп-хлоп!

(Детки аплодируют)

Чтобы не замерзли ножки,

Он попрыгал по дорожке.

Умный заинька!

Прыг, прыг, прыг!

(Подпрыгивают, стоя на новочках)

Логоритмика по методике Екатерины Железновой

Логоритмика для дошкольников будет особенно эффективной, если при проведении занятий использовать методику Екатерины Железновой.

Музыкальная логоритмика направлена на развитие звукового восприятия у детей, навыков чистой речи, усовершенствование координации движений и улучшение психических свойств. Об окончательных результатах можно судить через полгода-год.

Игры


Элементы логоритмики активно используются в следующих играх :

  1. «Ветер и деревья»
  • Сильный-сильный ветер подул (дети машут ладонями перед собой);
  • Деревья покачал и к земле нагнул (руки над головой, дети делают ими махи над головой, и одновременно наклоняются вправо и влево);
  • Ветер устал и уснул (руки опускаются вниз);
  • А деревья – вот какие выросли! (Дети снова поднимают руки вверх и встают на носочки).
  1. «Почтальон»
  • Слышен звук: стук да стук! (Ударяют кулачками по столам);
  • Кто же там делает «Тук-тук»? (Аплодируют);
  • «Это почтальон! Почту вам отдам» (Делают движение, будто открывают дверь);
  • «Приходите в гости, очень рады вам!» (Повторяют три хлопка в ладоши).

Упражнения

Физическое развитие ребенка в 2-3 года – важная часть воспитательного процесса, поэтому гимнастика с элементами логоритмики применяется педагогом на каждой встрече с детьми.

Существуют различные упражнения: (логоритмика по системе Железновой) :

  1. «Прогулка в лесу»

По тропинке мы прошли – и раз, и два, и три.

(Дети маршируют друг за другом)

Ведет дорожка нас сред листиков и трав,

Шагаем смело мы вперед, голову подняв.

(Детки идут «гуськом»)

Вот мы камни увидали,

Перепрыгивать их стали.

(Прыгают и перемещаются вперед)

Перед нами вот – ручей, подойдем к нему скорей.

Руки в стороны разведем, смело речку перейдем.

(Прямые руки разводят по сторонам, идут на носочках)

Лес осенний вижу вокруг, по нему бегу я и мой друг!

(Дети бегают, образуют круг)

  1. «Птенцы в гнезде» (Игра для пальчиков)

Птица крыльями махает, и в гнездышко залетает.

(Пальчики левой руки обхватывают правой ладошкой и шевелят ими)

Птенцам новости расскажет, где еду им собирает.

(То же самое для правой руки)

  1. «Маленькие лягушки» (массажные движения)

Выполнять эти упражнения по логоритмике можно и дома с помощью родителей.

Наши лягушата утречком проснулись –

Улыбнулись, встали, потянулись.

Спиночки прогнули, и чуть-чуть вздохнули.

В ладоши похлопали, пятками затопали.

Постучали ладошками по ручкам вот немножко,

Потом до груди коснулись и еще раз улыбнулись.

Хлоп и хлоп, шум и гам, теперь стучим по бокам.

Похлопали ладошки снова наши ножки.

Теперь ладошки гладят спинку, ручки, ножки.

Прыгают лягушки раз и два, говорят «Ква-ква-ква!».

  1. «Гуляем под дождем»

Приемы современной логоритмики применяются в подвижных играх (интегрированная технология).

Играет первая музыкальная тема, дети гуляют по залу.

Играет вторая музыкальная тема, дети танцуют импровизированный танец.

Когда играет третья музыкальная тема, педагог громко говорит «Начался дождь!» и раскрывает большой зонт над головой. Все малыши должны успеть под него спрятаться.

Упражнения и правила, как заниматься с ребенком

Не всем детям показана работа в коллективе. Как заниматься с ребенком родителям, чтобы логоритмика Екатерины Железновой принесла ему пользу?

  • Ребенок в два-три года запоминает стихи и движения в процессе повторения. Изначально он подражает взрослому, повторяя за ним;
  • Занятия проводить два раза каждые семь дней ближе к вечеру (при заикании – три-четыре раза каждые семь дней);
  • Малыш должен находиться в комфортной обстановке (используйте любимые игрушки, чтобы для него урок был, как веселая игра);
  • Каждое упражнение нуждается в повторении;
  • Музыка подбирается в индивидуальном порядке;
  • Изменяйте стихи и игры под нужды конкретного ребенка;
  • Если логоритмика используется для маленьких детей 2-3 лет, то на крох запрещено сердиться, если у них что-то не получается.

Логоритмика – эффективное средство для нормализации речи и общего развития детей дошкольного возраста, которое будет полезно любому малышу. Вы можете предпочесть обучение в группе или проводить самостоятельные занятия дома и результат не заставит себя ждать.

Гимнастика с Лисой для детей 2-3 лет

Наталья Шутова
«Логоритмика для малышей 2–3 лет»

Многочисленные исследования психологов и лингвистов показывают, что темпы развития речи в начале жизни ребенка намного выше, чем во все последующие периоды жизни. Так, примерно, к 12 месяцам словарный запас малыша составляет в среднем 8 - 10 слов, а в 3 года он расширяется до 1000 слов! На третьем году жизни речевое развитие становится ведущей тенденцией. Ребенок не только пополняет свой словарный запас, но и учится строить предложения.

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии. Именно поэтому с ними рекомендуется проводить занятия по логоритмике .

Что такое логоритмика ?

Это - коктейль из движений, речи и музыки.

Целью логоритмики является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика полезна не только детям с нарушениями функции речи, но и деткам, которые только-только начинают говорить, то есть детям ясельного возраста. На таких занятиях они приобретают первый опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи :

1. Создать на занятиях атмосферу праздника, радости. Формировать у детей положительное эмоциональное настроение.

2. Развивать музыкальные способности. Обучать детей несложным танцам, игре на детских музыкальных инструментах.

3. Разучивать пальчиковые и подвижные игры. Знакомить детей с элементами самомассажа. Развивать мелкую и общую моторику.

4. Разучивать с детьми песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательными упражнениями.

5. Развивать внимание и зрительную память, координацию движений.

6. Развивать чувство ритма в процессе различных видов деятельности : музыкального, физкультурного занятия, развития речи, а также в ходе подвижных игр, малоподвижных, хороводных, дидактических.

Публикации по теме:

Программа «Логоритмика для малышей» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительных занятий «Логоритмика для малышей» для детей младшей группы Ритм есть движение материи, логически и.

Логоритмика в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время, затрагивая любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми и счастливыми.

Конспект ООД Логоритмика «Теремок» по лексической теме «Дикие животные» для детей 5–7 лет Конспект ООД Логоритмика «Теремок» Для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Лексическая тема «Дикие животные».

Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

«Логоритмика, как одно из средств профилактики отклонений речевого развития мл дошк возр, в ДОУ компенсир вида» Авторы проекта: Затяева.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств.

Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Доклад Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина. Основой.

На сегодняшний день у многих детей имеются проблемы с речевым развитием или с движением. Поэтому необходимо давать занятия по логопедической ритмике. Благодаря им малыши научатся активно двигаться, говорить, быстрее будет развиваться их крупная и мелкая моторика.

Понятие логопедической ритмики

Каждому ребёнку необходимо развивать речь и моторику. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют проводить специализированные занятия и упражнения. Лучше всего подойдёт логоритмика для малышей.

Она поможет корректировать речевые нарушения, правильно строить слова, слушать музыку и понимать её ритм, интонацию.

Логоритмика для малышей - это комплекс упражнений, куда входят определённые звуки, слова, музыка, ритм и движения. С помощью развлекательного комплекса дети быстрее научатся разговаривать, у них лучше будет развиваться не только мелкая моторика, но и крупная.

Логопедическая ритмика научит:

  • При ходьбе ориентироваться в пространстве.
  • Делать полезные упражнения для дыхания, голоса, артикуляции.
  • Акцентировать внимание на ритме музыки.
  • Слушать интонацию и повторять за воспитателем.

Часто у детей наблюдается плохая артикуляции. Поэтому педагоги советуют как можно чаще заниматься в этом направлении.

Логоритмика по методике Екатерины Железновой

Многим детям не нравится заниматься и выполнять скучные заученные упражнения. Логоритмика Железновой заинтересует малышей. Они с удовольствием будут петь и танцевать. Изначально эти занятия были направлены на слух ребёнка. Впоследствии было замечено, что дети с удовольствием повторяют все звуки и лучше начинают разговаривать. Поэтому методика Екатерины Железновой была усовершенствована.

Коротких песен для малышей очень много. Все они направлены на развитие крошек. С детьми можно заниматься по методике Железновой с восьми месяцев. В каждой песне поются слова и звуки чётко, понятно, разборчиво. Поэтому малышам будет несложно повторять сначала слова, а затем и действия.

Логоритмика Железновой предусматривает занятия не только с одним ребёнком, но и с группой детей. Их можно проводить в логопедических группах, медицинских центрах, поликлиниках. Чем больше детей участвуют в занятиях, тем интереснее им заниматься.

Логоритмика: упражнения

Каждое занятие направлено на развитие детей.Ребёнок совершенствует речь и учится ориентироваться в пространстве. Логоритмика для малышей - это комплексные занятия, куда входят музыка, движение и ритм. Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений:

  1. Интонационное и коррекционное произношение.
  2. Фонетическое (слуховое) восприятие.
  3. Артикуляционное упражнение.
  4. Песни без музыкального сопровождения.
  5. Игры на музыкальном инструменте.
  6. Регулировка мышечного тонуса.
  7. Упражнения, формирующие ориентир в пространстве.

На всех занятиях соблюдаются правила последовательности. Сначала изучаются слова или стишки. Затем постепенно усложняется занятие. После того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить. Для этого следует уделять внимание логоритмике ежедневно, начиная с 10 минут. Каждый день время незначительно увеличивается.

Логоритмические игры

Существует очень много занимательных и развивающих методик для детей. Мы выяснили, что есть ещё одна - логоритмика для малышей. По этой методике необходимо заниматься исключительно в игровой форме.

Предлагаем ознакомиться с несколькими небольшими играми для самых маленьких:

1. Дует ветер сильно-сильно (машем ладошками на себя).

Закачалось дерево (подняли руки вверх и машем ими, всем телом помогаем).

Ветер дует меньше-меньше (медленно руки опускаем).

Дерево растёт всё больше (руки поднимите и потянитесь на носочках).

2. Стук-стук (кулачком постучали по столу).

Кто там? (похлопали в ладошки).

Можно в гости к вам? (открываете двери понарошку).

Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки).

3. Мы ехали-ехали (делаете вид, что скачете на лошади).

В гости к вам приехали (стучите как будь-то в двери).

Мы устали (сели на стульчик).

Сейчас мы отдохнём и опять гулять пойдём (весело замаршировали).

Все эти стихи и много других сначала учите без музыкального сопровождения. Только тогда, когда дети хорошо их будут знать, пробуйте играть на инструментах. Помните, сначала необходимо заинтересовать малыша, а уже потом обучать. Ведь если будете заставлять, он наотрез откажется заниматься.

Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребёнка. Это весело и интересно. Необходимо начинать с более энергичной песни, тогда малышу быстрее захочется поиграть с вами в новую игру.

Рада приветствовать вас, дорогие друзья!

В младшем дошкольном возрасте происходит стремительное развитие речи, значительно пополняется словарный запас, ребёнок говорит достаточно длинными предложениями.

К сожалению, не редкостью становятся и проблемы с речью. Одним из путей решения большого количества речевых проблем становятся занятия логоритмикой. Занятия исправляют существующие проблемы и, конечно, приносят огромное количество положительных эмоций.

Ведь упражнения динамичны, разнообразны и включают в себя разные педагогические приёмы. Логоритмика для детей 2-3 лет полезна и в целом, для общего гармоничного развития.

Что такое логоритмика?

Логоритмика – метод активной коррекционной педагогики, действие которого происходит за счёт совокупности трёх элементов – движение, музыка и речь (слово/звук).

Подходит ли этот метод вам?

Безусловно, коррекционные занятия разработаны для детей имеющих определённые проблемы. Логоритмика подходит для малышей, которые столкнулись с такими трудностями как:

1. Задержка речевого развития

2. Проблемы с артикуляцией, произнесением и темпом речи

3. Плохая координация движений, недостаточное развитие мелкой и крупной моторики

4. Заикание

Это основные показания для занятия логопедической ритмикой. Конечно, логоритмика имеет не только медицинские показания, хотя и призвана решать вышеперечисленные проблемы, она является отличным педагогическим способом для обучения и всестороннего развития малыша.

Возможно, что многие мамы неосознанно используют некоторые приёмы дома, тем самым не только разнообразят досуг ребёнка, но и проводят полноценное занятие.

Что можно делать в домашних условиях?

Занятия дома для ребёнка абсолютно комфортны, особенно если они проходят в непринуждённой игровой форме. Помимо специализированных занятий в центре, каждая мама с лёгкостью может провести «урок» дома.

Для этого не понадобятся специальные снаряды или знания, лишь желание и положительный настрой крохи и его родителей. Если в данный момент ребёнок отказывается, приступить к занятию лучше отложить на другое время.

Начать можно с простых упражнений, при этом используя или книжки. Для начала вы можете разучивать стихотворение или песню, при этом изображать слова наглядно.

Дует ветер – дуете, летит бабочка – руками имитируете движения бабочки или птички, маршируете, прыгаете и т.д. Полезные стишки и потешки, которые включают в себя пальчиковую гимнастику, например всем известная «Сорока-белобока».

Простые весёлые стишки помогут не только речевому развитию, но и сделают бытовые действия интереснее. Во время того, как проговариваете слова, образно показывайте движения.


Авторские разработки

На помощь родителям и педагогам приходят авторские методики, приёмы из которых могут применять в домашних условиях и организованно в детских садах.

Довольно известна и распространена. Предлагаемые упражнения с удовольствием выполняются детьми, данная методика хороша и тем, что подходит для детей до года.

На занятиях предлагается петь и танцевать. Коротенькие песенки помогают малышу научиться правильно произносить звуки, слова, контролировать дыхание, улучшить координацию.

Подобные занятия являются отличной физической нагрузкой для ребёнка. В комплекс входит массаж, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика и многое другое. Для проведения занятий дома понадобится само музыкальное сопровождение, которое можно легко приобрести, а так же подручные средства и игрушки.

Так же широко известна методика М.Ю. Картушиной. В её пособиях представлены различные занятия, которые помогут улучшить координацию, чувство ритма, познакомят ребёнка с такими важными понятиями как – величина, форма, цвет.

Во время упражнений задействуется мелкая и крупная моторика. Занятия могут проводиться как в подвижной форме, так и за более спокойным видом деятельности, например, рисованием. В методике описываются разные способы проведение массажа и самомассажа. Дома можно выполнять дыхательные упражнения.


Вместо заключения

Для того, чтобы усилия увенчались успехом занятия должны проходить регулярно. В большинстве случаев дети с удовольствием занимаются, так как весь процесс проходит в понятной и интересной для ребёнка игровой форме.

Существуют разные пособия и методики, которые помогают организовать сюжетно-игровые занятия, вызывающие положительные эмоции у детей. Применять их можно как в домашних условиях, так и в детских дошкольных учреждениях.

С помощью логоритмики эффективно развиваются: речь, исправляются речевые проблемы, чувство ритма, актёрские задатки, малыши становятся более уверенными и организованными.

Всего доброго, до новых встреч!

Пишите в комментариях, как занимаетесь дома логоритмикой.

С уважением, Юлия Полонская



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!