Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Сборник психологических игр и упражнений. Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним». Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили»

Подборка дидактических игр и упражнений на развитие образной речи старших дошкольников.

1.«На выставке».

Цель: дать описание картины, используя образные слова и выражения.

Ход игры: Воспитатель размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки и организует выставку. Назначает экскурсовода, которые производит экскурсию на выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем – то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.

2. «Нарисуем картину словами».

Цель: Развивать воображение детей, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Ход игры: Воспитатель: Дети, вы хотите стать необыкновенными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме, а вы закроете глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажете, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все могли мысленно представить эту картину. Затем дети могут нарисовать красками иллюстрацию к своим рассказам. Предлагается для этого задания два фрагмента романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и отрывок из стихотворения «Зимний вечер! Под голубыми небесами Великолепными коврами Блестя на солнце, снег лежит. Пришла, рассыпалась клоками, Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.

3. «Загадка».

Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения. Материал: у каждого игрока картинка, перевернутая изображением вниз. Задание: Придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выигрывает тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки. Вариант игры: Цель: Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова. Взрослый выбирает одного- двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой – либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право первым загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

4. «Кто внимательнее».

Цель: Выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты. Игровое правило: выигрывает тот, кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов.

Ход игры: Воспитатель: Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко можно отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова. После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой.

5. «Я начну, а вы продолжите».

Цель: подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения. Воспитатель составляет незаконченные предложения. Ребенок должен закончить предложение, используя, образные обороты речи. - Был ясный морозный день, снег на солнце…(сверкал, искрился, переливался, блестел). - Миша сел на санки и помчался с горы… (пулей, вихрем, стрелой, молнией). - Санки перевернулись, и мальчик… (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, бухнулся в снег). - Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился….(не покладая рук, без устали, в поте лица).

6. «Ошибка».

Цель: Знакомиться с образными словами и выражениями, находить смысловые неточности, ошибки. Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в школу веселых человечков, написал им в письме, что научился составлять предложения. Читают предложения, которые придумал Незнайка, задают вопросы: - Маша целыми днями непокладая рук лежала в постели. (Почему вы смеетесь? Как нужно сказать по другому?). - Когда Оля увидела, какой ей принесли подарок, она от радости аж губы надула. - Ах, лев, вы такой смелый! У вас заячья душа! - Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.

7. «О чем говорит пословица».

После беседы о значении какой – нибудь пословицы взрослый предлагает составить рассказ, где кто – нибудь из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрацию к пословице. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики»; «Трусливому зайке и пенек - волк»; «Не рой яму другому сам в нее попадаешь»; «Кто зря сидит, у того голова болит»; «Какие сани, такие и сами»; «Одна пчела много меда не носит».

8. Кто больше вспомнит пословиц.

Взрослый предлагает подобрать ребенку пословицы к определенному литературному произведению, конкретному эпизоду сказки, к сюжетной картине. Другой вариант заключается в том, что взрослый дает пословицу, разбирает ее вместе с детьми, а затем предлагает нарисовать рисунок, придумать на основе этой пословицы короткую историю.

Игры на ознакомление детей с синонимами.

Сказочница: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу познакомить вас волшебными словами – синонимами. Эти слова делают речь очень красивой, выразительной. В моей стране, все жители употребляют в речи синонимы. Вы хотите узнать эти слова? Дети: Да! Сказочница: Синонимы– это слова, которые звучат и пишутся по- разному, а обозначают одно и то же или очень близки по смыслу. Примеры синонимов: Миг – момент, Бранить – ругать, Громадный – огромный, Напрасно – зря. Могут быть не только пары слов, но и целые цепочки, ряды: метель, вьюга, буран, пурга, метелица; кратко, вкратце. Сжато, коротко. Синонимы – это слова близкие по смыслу. Они могут заменять друг друга.

1. Составь предложение с синонимами : Храбрые, смелые, отважные. Мужественные, бесстрашные.

2. Назови в предложении слова близкие по смыслу . Задача трудная. Задача сложная. Щенок робкий. Котенок боязливый. Шары красные. Цветы алые. Чудесный день. Хороший человек. Веселое настроение. Радостное событие.

3. «Охот за синонимами». Водящий выходит из комнаты. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синоним, водящий должно гадать слово. Водящим становится тот участник игры. Произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано. Можно предложить такие слова: Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, говорить.

4. «Составьте предложение». Играющим необходимо вспомнить фразеологизмы. Задание: включить фразеологизм в составленное предложение. Играющие составляют предложение с фразеологизмами по кругу, кто затрудняется или ошибается – выходит из игры. Последний из играющих – победитель. Игры на ознакомление детей с антонимами.

5. «Закончи предложение». Куст низкий, а дерево – Вагон большой, а тележка – Молоко жидкое, а сметана – Малина сладкая, а клюква - . Речевые упражнения.

6. «Что на что похоже».

Цель: Учить находить сходство в объектах, давать речевое сравнение, используя слова «как», «как будто», «Похож». Материал: картинки, на которых изображены цыпленок, одуванчик, груша, лампочка, колокольчик, звонок, огурец, крокодил, оранжевый листик, пламя, тетрадь в линейку, тигр, букет цветов, бабочка.

Ход игры: Перед детьми раскладываются картинки с изображением цыпленка, одуванчика, груши, звонка, колокольчика, лампочки. Дети должны найти пары похожих по какому-либо признаку объектов. Воспитатель показывает образец выполнения задания. Выбирает цыпленка и одуванчик и говорит: «цыпленок похож на одуванчик». У детей должны получиться сравнения: «Груша похожа на лампочку», «колокольчик похож на звонок». Далее задание усложняется. Добавляются новые картинки, и теперь дети находят похожие объекты, выделяя и называя признак сравнения: «Ежик такой же колючий, как елка» и т.д.

7. «Почему похожи».

Цель: закрепить умение выделять признак сравнения и называть его. Материал: картинки, на которых изображены мухомор, божья коровка, шляпы; снег, вода, мороженное; тигр, зебра, шершень и т.д. Ход игры: Детям раздают картинки с изображением тигра, мухомора, мячика, снега. Затем перед ними раскладывают другие группы картинок, среди которых необходимо выбрать два предмета похожих на тот, чо у них в руках, и сравнить их, выделяя признаки: «Тигр такой же полосатый, как зебра, а по цвету похож на шершня» и т.д.

8. «Цветочная полянка».

Цель: Учить составлять образные описания. Материал6 большая дидактическая картинка «Лесная полянка» с прорезями, в которые вставлены бумажные цветы (колокольчики. ромашки, васильки и т.д.). Ход игры: Дети садятся полукругом возле картины и по очереди просят у полянки цветочек, правильно называют его, хвалят, используя образные слова. Помогая детям. Воспитатель читает стихи и загадывает загадки, обращает внимание детей на имеющиеся в них характеристики цветов: «Возле речи вырос лютик, был он тонкий, словно прутик» и т.д. В конце игры воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, у кого самый красивый букет? Почему? « - и показывает пример оценивания: «Мне очень нравиться букет Ани, потому что в нем незабудки. Как синие глазки, а гвоздики алые, как пламя, такие яркие, что их из далека видно.» такой прием помогает детям вспомнить определения и сравнения в ответах друг друга.

9. «Отгадай кличку».

Цель: Учить детей придумывать образные слова, характеризующие игрушечные персонажи. Материал: рыжий лисенок и черный щенок. Ход игры: В гости к детям приходят игрушки. Плюшевые друзья предлагают детям отгадать как их зовут. Воспитатель: у них такие имена. Что сразу можно догадаться кто есть кто. Как вы думаете, как зовут лисенка? Лисенок хитрый, хвост пушистый. Он рыжий, почти оранжевый. Как солнце. Как его могут звать? (Ответы детей). Лисенок, тебя зовут рыжик? Дети могут называть разные клички, когда фантазия иссякнет, воспитатель подсказывает, от имени лисенка «меня зовут Огонек». Аналогично характеризуется щенок. Затем гости предлагают узнать, как зовут их друга гнома, который очень любит спать (всегда ворчит, без конца чихает, любит чистоту)?

10.«Послушай мое слово и дорисуй».

Цель: закрепить представления о многозначных словах, свободно общаться в процессе выполнения рисунка. Материал: листы бумаги, фломастеры. Игровые действия: отобразить в рисунке понимание многозначного слова. Ход игры: Я буду называть разные слова, а вы представьте себе, что это такое и нарисуйте. Слова: ручка, иголка, труба и проч. Когда рисунки закончены, воспитатель предлагает рассказать какие рисунки дети нарисовали, делается вывод о том, что к одному слову, нарисовали разные слова.

11.«Какой? Какая? Какое?» (Подбор определений). Материал: картинки с изображением яблока. Груши, лисы, белки, ежика; фишки. Игровые действия: подобрать к слову как можно больше определений. Правила: Уже сказанное слово не повторять. Воспитатель предлагает детям поиграть со словами. Я назову предмет, а вы его опишите. Как художники. - Яблоко. Какое оно? (круглое, сочное, спелое, наливное). Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы: как сказать о ежике, чтобы было понятно, что его тело покрыто колючками, боится лисы. За каждое определение выдается фишка. В конце игры фишки объединяются и делается вывод: к каждому слов можно подобрать множество других слов. Которые будут его характеризовать.

Список используемой литературы:

1. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сбор./под.ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Спб., 2004.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/ Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. 3. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.

4. Скажи по – другому/ Речевые игры, упражнения, ситуайции, сценарии/ Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994.

5. Умные вопросы. Викторины для дошкольников. – Авт.- сост. Т.А. Евтюкова. – Новосибирск: Сиб. универ. Изд-во, 2008.

6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.

Подборка арттерапевтических игр и упражнений для детей 5 – 6 лет

Упражнение «Цвет моего настроения».

Каждый ребенок получает по листу бумаги формата А2, на котором нарисован силуэт человека.

« Какое бывает настроение у человека. Каждый из вас попробует раскрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать ваши настроения. Готовые силуэты уже есть, выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию».

Упражнение «Рисуем круги».

Нарисуйте кружок желаемого размера и понравившегося цвета.

Нарисуйте еще один-два круга любого размера и цвета. Посмотрите, как они выглядят со стороны. Заполните пространство кругов сюжетными рисунками, значками, символами.

Упражнение «Рисуем имя».

Включается запись спокойной музыки. Дети берут все необходимое для рисования и рисуют свои имена так, как они их себе представляют.

После окончания работы дети садятся в круг и представляют свое имя, какое оно.

Работа со сказкой « Страна Чувств».

«Сегодня мне приснился очень необычный сон. Будто я попала в сказочный мир страны чувств. В каждом ее городе проходила своя, совсем не похожая на другие жизнь. Проходя мимо одного города, я слышала веселый смех. Все жители бегали по улицам, играли в салочки и звонко хохотали. Их лица озаряла улыбка, и сразу было видно, что все рады видеть друг друга. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно это был город радости. А жителей его звали Радужки.

В другом городе шли настоящие сражения. Все жители ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить кому-нибудь подножку или закидать его помидорами. А перед заходом солнца все жители этого города собирались на поляне и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как сделать кому-нибудь пакость. Задерживаться в этом городе совсем не хотелось. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно, это был город злости. А жителей его звали Злостиками.

Проходя мимо следующего города, я увидела пустынные улицы. Казалось, все жители покинули этот город навсегда. Но вдруг впереди показался велосипедист. Он быстро ехал по улице, и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва велосипедист заметил меня, у него широко открылись глаза и рот, и казалось, он вот-вот закричит. Велосипедист тут же повернул обратно и скрылся из виду. Как вы думаете, что это был за город? Правильно, это был город страха, и жители его назывались Боязливиками.

Пришлось мне путешествовать и мимо города грусти с его мрачными Грустишками. Они то и дело грустили по прошедшим выходным, по съеденному мороженому, и еще много-много о чем. И никто в округе не мог их развеселить. А еще в той стране мне пришлось проходить мимо городов Удивления, Обиды, Удовольствия. Города так быстро сменяли друг друга, было очень легко заблудиться, и кругом шла голова. Казалось, в этой стране никогда не будет порядка. Жители сказочных городов так устали только радоваться, злиться или только грустить, что их лица стали потихоньку исчезать, а на их месте появлялась только безмолвная маска. А потом постепенно стали исчезать и сказки сказочного мира. Так, день за днем проходила жизнь сказочного государства. И никто не мог ничего изменить. Оказывается, когда-то у страны чувств была совсем другая история. В ней жили совершенно счастливые люди. Они умели радоваться и грустить, обижаться и прощать. Жили они все вместе и во всем помогали друг другу.

Но вот однажды злой волшебник, обходя свои владения, увидел в зеркале мира чудесный волшебный уголок страны Чувств. И теперь ему не давала покоя мысль, как завладеть этим сказочным миром. Он решил стать королем. Но для этого нужно было узнать секрет счастья сказочного мира. А жители не хотели открывать свою тайну. И тогда злой волшебник наслал чары на ту страну, и теперь жители ее стали забывать сое счастье и постепенно превращаться в его подданных, рыцарей Безличия. Но эту страну можно спасти. Еще не все волшебные краски смыты с ее лица. Нужно всего лишь найти человека, который помнит секрет счастья и не разучился радоваться, грустить, удивляться и прощать.

Ребята как вы думаете, мы с вами можем спасти эту страну?

Упражнение «Мимическая гимнастика».

Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!

Упражнение «Рисуем маски»

Каждый ребенок берет заготовку «маску» и с помощью разнообразных изобразительных средств «оживляет» ее, рисуют маски. Включается спокойная музыка.

Упражнение « Драматизация с масками».

«Сейчас каждый из вас возьмет маску, которую вы изготовили. Придумайте историю в которой будет участвовать эти маски. А затем попробуем проиграть ее.»

Музыкотерапия. Прослушивание произведений классической музыки для детей.

Обсуждение: О чем думали, когда слушали музыку?

Что чувствовали?

Что хочется делать под такую музыку?

Графическое упражнение для совместного выполнения «Нарисуем радость вместе»

Подгруппе дается один лист бумаги. Необходимо вместе нарисовать радость.

Рисование на тему «Радость».

Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, в который можно сделать из детских рисунков.

Упражнение « Радостный танец».

Один участник встает напротив всей группы и под радостную, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа напротив тоже танцует в точности стараясь повторять его движения.

Графическое упражнение « Изобрази злость».

Предлагается индивидуально каждому участнику с помощью линий и цвета изобразить злость. Основное условие рисунки должны быть абстрактными не должны содержать символов, конкретных образов, пиктограмм.

Упражнение « Простучи злость на барабане».

Детям предлагается придумать (пофантазировать), что они на кого-то рассердились и простучать злость на барабане.

Упражнение «Сундук того, что меня сердит»

« Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук то, что тебя сердит, злит. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь ты можешь положить это обратно. Нарисуй свой сундук. Затем нарисуй то что тебе сердит и положи их в сундук.

Упражнение «Мысленная картинка» « Что-то очень страшное».

Участникам предлагается закрыть глаза и представить ситуацию, ощущения, когда вам было очень страшно. Придумайте этому названия. Откройте глаза и расскажите о своих чувствах.

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Участники идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Ведущий называет какого-либо страшного персонажа, детям нужно быстро превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого «страшного» и он становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « Нарисуйте свой страх на бумаге».

Каждому ребенку предлагается закончить незаконченное предложение.

Задание «Ритуал уничтожения страха»

Участникам предлагается, поступите с рисунком так, как им хочется порвать, смять, сжечь и т.п.

Графическое задание «Нарисуй что-нибудь грустное»

Спонтанное рисование под музыку. Л. Бетховен «К Элизе».

Участникам предлагается рисовать все, что они захотят пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге.

Музыкотерапия. «Музыкальные каракули».

Участникам предлагается поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом. Затем предлагается поиграть вместе, продолжить музыкальную фразу.

Обсуждение: Что можно сказать о звуках мелодии?

Упражнение «Дирижер».

Участникам предлагается продирижировать звучание музыки.

Танцедвигательное упражнение «Круговые танцы».

Расслабляющие упражнения под спокойную музыку. Круговые танцы – хороводы

Музыкотерапия. «Мелодия группы».

Участникам рассаживаются по кругу. Каждый решает каким инструментом он будет. Вся группа это оркестр. Звучание осуществляет музыкальными инструментами или подручными средствами.

1 задание. Участники пробуют звучание инструмента.

2 задание. Группа делится на пары. Инструменты воспроизводят мелодию в дуэте.

3 задание. Вся группа начинает играть на своих инструментах, создавая мелодию.

Какие звуковые сочетания запомнились? О чем рассказывает музыка?

Изотерапия.

«Изобрази на листе бумаги, используя любые изобразительные средства, те чувства, которые возникали в процессе упражнения «Мелодия группы». Обсуждение упражнения.

Танцедвигательное упражнение.

Звучит музыка. Участники выстраиваются в ряд и начинают двигаться. Один из участников ведущий, а остальные ведомые. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно выражается, максимально использую свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь точно воспроизвести его движения. Через некоторое время он первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым

Список литературы:

  1. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
  4. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.

К. Фопель

Игра 1 (с 8 лет)

Прогноз погоды

Цели : Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса. С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Материалы : Бумага и восковые мелки.

Инструкция : Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать одноклассникам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова «Штормовое предупреждение». Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода», и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на парту, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете «дать отбой». Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Пожалуйста, поощряйте использование «прогнозов погоды» детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в классе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой личный «прогноз погоды», что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.

Игра 2 (с 9 лет)

Любовь и ярость

Цели : Когда мы испытываем любовь или злобу, это вызывает у нас совершенно различные телесные ощущения. В этой игре дети учатся обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами. Одновременно они учатся по мере надобности осознанно вызывать у себя эти чувства. Тем самым они доказывают себе, что в определенной степени могут контролировать собственные эмоции.

Инструкция : Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, а кто при этом будет наблюдателем.

Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в твоем теле? Какой оно температуры? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь? Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Направь на него все свои мысли и ощущения... (1 минута.)

Теперь открой глаза и выслушай рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал. Вопросы наблюдателю: Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой партнер и что он при этом думал?. Поговорите друг с другом о том, что вы при этом обнаружили. Вопросы тому, кто делал упражнение: Где в своем теле ты ощущал любовь? Можешь ли ты как-нибудь описать это чувство? (2 минуты.)

А теперь снова закрой глаза и представь себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в твоем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какого она цвета? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом. (1 минута.)

Теперь открой глаза. Пусть твой партнер расскажет все, что он наблюдал. Что он видел в этот раз? Где в своем теле ты ощущал ненависть? Как ты можешь описать это чувство? (2 минуты.)

Пусть затем дети поменяются ролями в парах, инструкция повторяется.

Анализ упражнения :

  • Какое чувство ты ощущал сильнее - любовь или злость?
  • Есть ли кто-то, кого ты то любишь, то ненавидишь?
  • Почему мы любим других людей?
  • Почему мы иногда сильно злимся на других людей?
  • Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь?
  • Ты знаешь, как можно прекратить чувство злости?

Игра 3 (с 10 лет)

Копилка хороших поступков

Цели : Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому мы предлагаем Вашему вниманию очень важное мероприятие, которое поможет детям завершить школьную неделю приятными переживаниями. Начинайте это упражнение за 5-10 минут до конца последнего урока недели.

Материалы : Каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция : Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой школьной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Например, выполнили сложное и неприятное домашнее задание, подготовились к трудному уроку, выучили наизусть длинное-длинное стихотворение. Выберите из всего этого три поступка, которыми вы особенно гордитесь и запишите их на листе бумаги. Убедитесь, что вы выбрали именно три пункта. После того, как вы их запишете, похвалите себя одним спокойным предложением за все три события. Например: «Инна, ты на самом сделала это здорово». Затем запишите на свой лист и эту фразу.

На все это у вас есть пять минут.

Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни, может делать следующее. Каждый вечер перед сном ты можешь на пять минут сесть за письменный стол и записать три достойных поступка, совершенные за этот день. Тогда ты почувствуешь удовлетворение, убедишься в своей прилежности и поймешь, что заслужил хороший спокойный сон.

Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

Игра 4 (с 9 лет)

Без ложной скромности

Цели : В этой игре дети могут развивать в себе умение вести позитивный внутренний разговор о самом себе. В процессе игры они могут понять какими качествами и способностями они хотели бы обладать.

Материалы : Большой лист бумаги (размера A3 или больше) и восковые мелки.

Инструкция : Обычно всем людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала нравится вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?

Когда мы говорим о себе хорошо, это здорово помогает нам добиваться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела.

Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели научиться или которые хотели бы делать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я отлично пробегаю стометровку», «Я пишу интересные сочинения», «Я очень хорошо плаваю»...

Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти три фразы большими-большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения. Если захочется, можете взять каждую фразу в красивую рамку.

Пройдите по рядам, пока дети рисуют. Расскажите им что-нибудь о важности добрых слов о себе. О том, как такие слова могут помочь им стать старательнее и добиваться больших успехов. Помогите детям, которые ничего не написали, потому что у них есть какие-то комплексы, связанные с этой темой. Поправьте, если кто-то написал о себе что-то негативное. Поговорите также о том, что часто люди придерживаются установки, запрещающей «набивать себе цену», заставляющей их быть скромными. Подчеркните, что с помощью позитивных слов о себе мы подготавливаем наш будущий успех и что эти фразы могут помочь нам делать сложные вещи.

По завершении упражнения попросите каждого ребенка показать свой маленький плакат классу и громко зачитать то, что на нем написано. Очень полезно организовать этот процесс так, чтобы ребенок при этом прохаживался по классу, обращаясь к конкретным детям, и каждую новую фразу говорил новому ученику.

Попросите детей в конце урока забрать свои плакаты домой и повесить их дома на стену. Чем чаще они будут смотреть на них, тем легче им будет добиться того, чтобы эти слова стали правдой.

Игра 5 (с 8 лет)

Кто я?

Цели : Эта игра предоставляет возможность каждому ребенку выразить себя с помощью рисования своего автопортрета и рассказа о себе. Для детей, так же, как и для взрослых, нет ничего интереснее собственной персоны, поэтому эта игра вызывает большой интерес, к тому же она позволяет детям проявить свое творчество и фантазию. В ней не может быть правильных или неправильных ответов, ведь каждый человек - лучший эксперт самого себя, он знает себя лучше всех. И старшим, и младшим детям это упражнение пойдет на пользу, но особенно оно полезно детям со слаборазвитой рефлексией.

Материалы : Каждому ребенку необходимы бумага, карандаш и восковые мелки.

Инструкция : Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно... Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему свой автопортрет. Нарисуй картину, на которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя. Например: «Меня зовут Валера». (10 минут.)

Теперь напиши своему другу очень простое стихотворение. Пусть каждая его строчка будет начинаться словами «я», «мой», «у меня» и т.д. Стихотворение не должно рифмоваться и может не иметь правильного стихотворного размера. Ты сам решишь, насколько длинным оно будет. Может быть, оно будет выглядеть примерно так:

Я Валера.
Я люблю иногда подурачиться.
Я самый старший ребенок в семье.
Мой рост - один метр и тридцать пять сантиметров.
У меня рыжие волосы.
Я обожаю мороженое.

(5-10 минут. По окончании пусть дети покажут свои портреты и зачитают «стихи».)

Анализ упражнения :

  • Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны?
  • Как ты думаешь, обрадовался бы твой друг по переписке такому письму?
  • Насколько тебе понравилась эта игра?
  • Чей автопортрет тебе понравился больше всего?
  • Чье стихотворение тебе особенно понравилось?

Игра 6 (с 8 лет)

Самого себя любить

Цели : В этой управляемой фантазии мы учим детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Материалы : Для каждого ребенка - один лист упаковочной бумаги и восковые мелки.

Инструкция : Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Представь себе зеркало. Громадное-громадное зеркало в светло-красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло... Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.)

Разгляди свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой... Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты поднимаешь и опускаешь плечи...

Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть... У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково смотрит на тебя...

Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись, как обычно...

Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза... (При этих словах глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми...

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Мое лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее». Если твое лицо все еще серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу... У тебя это здорово получилось!

Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно - вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ты чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!». В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое «Я люблю себя!». Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое «Я люблю себя!». Сейчас мы обсудим это.

А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь все свое тело и открой глаза...

Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу-подтверждение «Я люблю себя!». Спросите детей, где в своем теле они чувствуют эту любовь.

Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнера на большом листе упаковочной бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Дети могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д.

Анализ упражнения :

  • Почему некоторые люди любят самих себя?
  • Почему некоторые люди себя не любят?
  • Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?
  • Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?
  • Что делает тебя счастливым?

Игра 7 (с 8 лет)

Невидимые помощники

Цели : Совсем маленькие дети еще, как правило, сохраняют способность концентрировать свое внимание на совсем простых вещах и наслаждаться ими в полной мере. Они разглядывают солнечные блики на стекле и прыгают от восторга, наблюдая, как таинственным образом перемещаются солнечные зайчики. Заслышав голоса птиц, они способны полностью сконцентрироваться на этих звуках и наслаждаться этими краткими мгновениями. Маленькие дети - прирожденные оптимисты, лишь с годами они постепенно перенимают у взрослых скепсис и пессимизм. Чтобы достичь больших успехов в жизни и развить у себя высокий уровень самоуважения, нам необходим оптимистический взгляд на жизнь. Это будет сделать проще, если Вы научитесь концентрироваться на приятных моментах жизни, отмечая и запоминая их. Каждый день мы сталкиваемся с приятными событиями гораздо чаще, чем с неприятными. Это легко заметить, если внимательно проанализировать прожитый день, но пессимист концентрируется на своих неприятностях и неудачах и, соответственно, видит весь мир в серых тонах.

В этой игре мы предлагаем детям сконцентрироваться на тех вещах, которые делают их жизнь прекрасной.

Материалы : Колокольчик.

Инструкция : Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что-то приятное, он нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!» Конечно, такой невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающиеся в глаза приятные мгновения твоей жизни. Например, ты и сам без посторонней помощи можешь насладиться отменой занятий в школе. Да и когда ты в жаркий день ешь порцию своего любимого мороженого, тебе не нужно посторонней помощи, чтобы всласть порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого помощника, чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами, которые ежечасно и постоянно происходят с нами и делают жизнь прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого и сильного вздоха, услышать доброе слово одноклассника, увидеть улыбку друга и так далее. Невидимый помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь.

Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто, и все же все эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают всем нам, как необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и вновь шепчущий нам на ухо: «Как прекрасно!»

Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по классу...

Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и каждый раз кладет свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто красивое и приятное. Почувствовав руку на своем плече, ничего не произноси вслух, просто подойди к моему столу и позвони в колокольчик. И снова броди по классу в ожидании момента, когда еще что-нибудь приятное привлечет твое внимание. (5-10 минут.)

Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало.

И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо следует за тобой. Постарайся заметить все эти маленькие радости, на которые укажет тебе помощник-невидимка. Завтра я расспрошу вас обо всем, чему вы порадуетесь сегодня.

Анализ упражнения :

  • Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать?
  • Какие прекрасные образы ты смог увидеть?
  • Удалось ли тебе почувствовать какой-нибудь приятный вкус?
  • Почувствовал ли ты прекрасные запахи?
  • Прикасался ли ты к чему-нибудь приятному на ощупь?
  • Совершал ли ты такие движения, которые были бы приятны твоему телу?
  • Слышал ли ты приятные слова?

Игра 8 (с 8 лет)

Цветок

Цели : У каждого ребенка есть потребность чувствовать себя для кого-то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем подарить детям символ внутреннего покоя и доверия самим себе.

Инструкция : С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения.

Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха...

А теперь представь себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся... Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны...

Представь теперь, что ты - один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету...

А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка... Рассмотри цвет его лепестков... Посмотри, как ярко они сияют... Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую-нибудь часть своего тела. Например, ты можешь вдохнуть это чувство и поместить его в район солнечного сплетения...

А теперь потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам в класс бодрым и отдохнувшим.

Если хотите, Вы можете положить в центре класса лист ватмана и сказать группе: «А теперь давайте быстро нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были». Нарисуйте сами волшебное дерево, и пусть каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток.

Анализ упражнения :

  • Какое растение ты себе представил?
  • Ты можешь рассказать о себе как об этом растении, от первого лица?
  • Можешь ли ты описать свой аромат?
  • Бывает ли, что кто-нибудь восхищается тобой?
  • Есть ли на свете люди, от которых ты очень ждешь восхищения тобой? Кто это?
  • Можно ли сказать, что «каждый человек - это чудо»?
  • Чей цветок тебе понравился?

Игра 9 (с 9 лет)

Любовь и злость

Цели : В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим человеком.

Инструкция : Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза.

Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем-нибудь, на кого ты рассердился. Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: «Федя, меня выводит из себя, когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради». Если ты рассердился на свою сестру Соню, можешь сказать ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки». Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они тебя прогневили: «Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе». (1-2 минуты.)

А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится. Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: «Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня» или: «Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки». (1-2 минуты.)

А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя вывел из себя... (1 минута.)

Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в нем. (1 минута.)

Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем воображении.

Если Вы заметите, что кто-то из детей допускает обидные замечания в адрес кого-то из присутствующих или отсутствующих в классе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что-то позитивное. Также внимательно отслеживайте, чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы никто не говорил ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо только выражение своих чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику. Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под его воздействие.

Анализ упражнения :

  • Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился на него?
  • А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?
  • А можешь ли ты выдержать, если кто-нибудь скажет тебе, что он рассердился на тебя?
  • Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?
  • Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?
  • Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?
  • Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о нем рассказываешь?

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Зима»

Цели:

Активизировать словарь детей по теме.
Продолжать учить детей определять и называть цвет предмета.
Формировать умение сравнивать предметы по величине.
Закрепить знания о геометрических фигурах, цифрах «1»,«2» и «3», учить считать, соотносить цифру и количество.
Учить детей определять форму предмета, находить середину предмета. Определять место предмета в пространстве.
Совершенствовать навыки лепки, ручного труда, рисования.
Упражнять в умении согласовывать слова и движения.
Развивать мышление, наблюдательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Сюжетная картина «Зима».
Цветные силуэтные игрушки, их изображение на листе бумаги.
Вырезанная из картона туча с привязанными к ней двумя снежинками.
Варежки разного цвета, цветные вагончики разного цвета.
Салфетки белого цвета.
Пластиковые тарелочки с цифрами «1» и «2».
Картинка фон, пластилин белого цвета.
Картинки-фоны с изображением деревьев и пенька в виде геометрических фигур, две силуэтные картинки тучек с изображением трех и множества снежинок.
Картинка-фон с изображением дорожки, клей ПВА, песок.
Серебристая проволока.
Картинки-заготовки с изображением зимнего пейзажа с деревом без снега, клей, вата.
Снег в тарелочках.
Аудиозаписи: «Вот так холод!».

Ход занятия:

Рассматривание картины «Зима»

Ребята, посмотрите на эту картину. Что нарисовано, расскажите.

Чтение отрывка из стихотворения «Белые стихи» С. Михалкова

Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек.

Дидактическая игра «Елочные игрушки»

Зимой мы встречаем Новый год, самый сказочный праздник. Вы любите этот праздник? На Новый год мы наряжали елочку. А теперь пришло время снять игрушки с елки и сложить в коробку.

(Дети накладывают цветные силуэтные игрушки сверху на их изображение на листе бумаги).

Дыхательное упражнение «Снежная туча»

Из снежной тучи падают снежинки. Сосчитайте, сколько их? А теперь подуйте на снежинки, чтобы они полетели.

Дидактическая игра «Все засыпал снег»

Покажите дерево, похожее на круг (треугольник, овал).


Перед вами две снежные тучи.


(Тучи вырезаются воспитателем и раздаются детям по две).

Положите на картинку тучку, в которой мало снежинок. Сосчитайте, сколько снежинок в этой тучке? Три снежинки. А теперь положите на картинку другую тучку, в которой много снежинок.
Из снежных туч пошел снег и укрыл всю землю. Накройте деревья снегом - подходящими геометрическими фигурами белого цвета.

Пальчиковое рисование «Снежинки»

Дети оставляют отпечаток подушечки пальца в центре каждой снежинки.


Ручной труд «Снежное дерево»

Будьте внимательны, сначала намажьте ветки дерева клеем, а затем отрывайте кусочки ваты и прикладывайте к веткам дерева.


Исследовательская деятельность «Снег-вода»

А теперь, дети, покажите свои ладошки. Приложите их к щечкам. Какие ладошки - холодные или теплые? Ладошки теплые. Что лежит у вас на тарелочках? Снег. Потрогайте его пальчиками. Какой снег? Холодный. А какого цвета снег? Белого цвета. Положите немного снега на теплую ладонь. Что происходит со снегом? Он тает. Что вы видите у себя на ладошке? Воду. Снег растаял на теплой ладошке и стал водой.

Динамическая пауза «Мы во двор пошли гулять»

Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Ходьба на месте)

Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов)

Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались.
(Присесть, встать)

А еще в снегу валялись.
(Сесть на пол)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхиваться)

Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Дидактическая игра «Подбери варежки по цвету»

Играть со снегом нужно в варежках, иначе наши ручки быстро замерзнут. Подберите пару своей варежке. А теперь разложите свои варежки в вагончики такого же цвета.

Пальчиковая гимнастика «Мы снежок слепили»

Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили
(Дети «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.
(Грозят пальчиком)

Раз - подбросим,
(Подбрасывают)

Два - поймаем,
(Ловят)

Три - уроним
(Роняют)

И... сломаем.
(Топают)

Ручной труд «Снежки»

Дети скатывают снежок из смятых салфеток белого цвета.

Дидактическое упражнение «Положи снежок»

Сколько снежков слепил каждый из вас? Один снежок. А теперь положите свой один снежок на тарелочку с цифрой «1». А сколько снежков нужно слепить и положить на тарелочку с цифрой «2»? Два снежка.

Лепка «На деревья, на лужок тихо падает снежок»

Дети налепляют круглые кусочки белого пластилина на цветной фон. Сверху на пластилин прикладываются снежинки, дети придавливают их к работе.


Эстафета «Перенеси снежок» и метание в цель

Дети со снежком в руках проходят по скамейке, дорожке, переступают через препятствия.
Затем детям предлагается попасть снежком в цель (сундук, обруч или т.п.)

Упражнение «Сосулька»

Дети делают сосульку, складывая пополам серебристую проволоку.

Ручной труд «Посыпь песком скользкую дорожку»

Зимой нужно быть очень осторожным, ведь на улице может быть скользкий лёд. Вот эта дорожка очень скользкая, потому что покрыта льдом. Чтобы не подскользнуться и не упасть на лёд, его присыпают сверху песком. Намажьте дорожку клеем и посыпьте сверху песком. Теперь ваши дорожки не будут скользкими.


Музыкально-ритмическое упражнение «Вот так холод»

Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту песни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!