Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Родительство и родительско-детские отношения. Теоретические исследования детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте Родительские установки и стили воспитания

Чернов Глеб Игоревич

В последние годы в обществе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. В современной России семья переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства.

Как отмечает Н.В. Богачева, «самоутверждение и автономность как наибо-

лее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи; в связи, с чем супружество становится основной линией внутри семейных отношений, тогда как родительство -второстепенной».

Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность сегодня становится жизненной нормой:половина российских семей воспитывает только одного ребенка, при этомродители не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств и времени и сил.

Изучая основные причины данных явлений, уместно говорить не

только о кризисе семьи, но и о кризисе родительства, ярко проявляющем

себя в современном мире. Поэтому сложившаяся ситуация требует внимательного изучения феноменов родительства в российском обществе.

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируется под влиянием самых различных факторов.

Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Современная социологическая литература, посвященная исследованиям семьи и детства достаточно обширна.Более того, наблюдается заниженное значение самой ценности родительства. Как отмечает С.П. Акутина, у современных молодых людей изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи, так, наблюдается: «низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи«гражданский брак», «гостевая семья» и др.; внебрачное рождение детей и др.» (5)

По данным опросов, проведенных Институтом демографических исследований, среди основных жизненных целей молодых респондентов от 14до 30 лет цель деторождения следует после таких ценностей как хорошая семья, здоровье, хорошие друзья, жизненный успех. При этом в гендерном аспекте ориентация всей массы молодых людей на ценность детей (26,1 % и26,4 % у юношей и девушек) почти одинакова.

Итогом всему этому становится родительское поведение современных

молодых россиян, которые характеризуются низким уровнем психолого-

педагогической культуры, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и

вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей.

Что же касается социального регулирования становления родительства, на сегодняшний день мы можем выделить два процесса: с одной стороны, в последние годы государство предприняло ряд шагов по повышению

рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребенка, так

называемый «материнский капитал». В 2007 году была разработана и при-

нята «Концепции демографической политики Российской Федерации на пе-

риод до 2025 года», где в числе главных факторов устойчивого развития

страны назвалось «укрепление института семьи, возрождение и сохранение

духовно-нравственных традиций семейных отношений» (4.)

Однако, с другой стороны, неформализованное общественной влияние массовой культуры продолжает возвеличивать ценность самоутверждения в обществе и гедонизма, ставя ее гораздо выше родительского призвания человека.

Как отмечает М.Н. Симоненко: «Роль родительства особой популярностью не пользуется скорее, наоборот, рождение ребенка представляется шагом весьма рискованным, так как ребенок требует внимания, ухода, заботы, а главное, - ответственности, которую люди все чаще просто не хотят на себя брать» (7)

Образ родителей (отца и матери) также не представляет собой целост-

ного явления, что еще раз свидетельствует о «размытости» социальных

представлений об отцовстве и материнстве в современной российской

Культуре.

Понятие «родительство» является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни

как каждого отдельного человека, так и всего человечества.

По мнению Э.Р. Алексеевой, родительство может рассматриваться как

«биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как

социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство

и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспита-

нию и обучению ребенка; как этап в жизни человека, начинающийся с

Момента зачатия ребенка.(1.)

В отечественной науке на сегодняшний день можно выделить несколько научных подходов, опирающихся на психологическое (М.О. Ермихина, А.А. Леонтьев, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова), социологическое (А.И. Антонов, Н.В. Богачева, О.В. Глезденева, Т.А. Гурко, И.С.Кон) и педагогическое (И.Н. Гребенников, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Л.Ф. Спирин) понимание феномена «родительство».

При этом наиболее широко представлены психологическое и социологическое направления.Внимание большинства отечественных социологов семьи сосредоточено на рождаемости, поскольку демографическое развитие России многими исследователями оценивается как кризисное ввиду прогрессирующей депопуляции. В этой группе ученых необходимо отметить труды А. И. Антонова, М. Ю. Арутюнян, В. Н. Архангельского, Е. В. Бестужева-Лады, В.В. Бойко, В А Борисова, В. В. Елизарова, О.М. Здравомысловой, А. Г. Харчева.

А. И. Антонов, В. А. Борисов, Л. Е. Дарский, рассматривают предпосылки, закономерности и следствия уменьшения рождаемости, а также репродуктивное поведение и его факторы, установки на число детей в семье, мотивы и причины ограничения рождаемости и многое другое А. И. Антонов вводит в своих трудах понятие «потребность в детях» и многие свои исследования посвящает анализу динамики этой потребности.

А. Г. Вишневский, С. И. Голод, М.С. Мацковский отмечают, что закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, что плюрализм форм брака и семейных структур не должны интерпретироваться однозначно, как отклонение от нормы и/или «кризис» По их мнению, это скорее является признаком существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи А. Г. Вишневский отмечает важность достижения не количественных, а качественных целей, не того или иного уровня рождаемости, а определенной системы ценностей, которая обеспечит длительную устойчивость необходимого уровня рождаемости Следует отметить также важность трудов С. И. Голода, использующего исторический подход для анализа динамики взаимоотношения родителей и детей

Однако следует заметить, что социологических исследований, посвященных социальному аспекту родительства значительно меньше.

Наиболее авторитетными являются работы И. С. Кона, в которых на широком, преимущественно зарубежном, материале анализируются этнографические, социокультурные и тендерные аспекты родительства, говорится о важности комплексного подхода к его изучению, необходимости рассматривать его в сравнительно-исторической перспективе.(3)

Комплексному анализу тенденций развития института родительства в целом посвящены работы Т.А. Гурко, которая рассматривает, изменения родительского поведения в процессе трансформации семьи и отношений мужчин и женщин

Проблемы семейного воспитания, компетентности родительства, последствий неправильной семейной социализации, социального сиротства также привлекают внимание исследователей Среди них, например, изучение содержания социальных конструктов семьи, детства, родительства, материнства, отцовства в конкретный исторический момент с акцентом на тендерное измерение Е.А. Здравомыслова, Т.А. Гурко, Л. Г. Кураева, М.М. Малышева, А. А. Темкина, Е.Р. Ярская-Смирнова. Еще одна группа исследователей стремится прояснить современное смысловое содержание понятий, тесно связанных с родительством «хорошие родители», «проблемная семья», «ребенок группы риска» Л.И. Алексеева, А. И.Антонов, АЛ Арефьев, И. Ф. Дементьева. Наиболее известны такие отечественные психологи, работавшие в сфере изучения родительства: Р. В. Овчарова, Г.Г. Филиппова, А. Спиваковская, А. А. Бодалёв, В. В. Столин и И. Ю. Хамитова

Современная социология, психология ещё не определилась и в отношении родительства как интегрального социально-психологического образования личности не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства.

Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования. Родительство как социально-психологическое явление является сложной структурой, которую рассматривают с точки зрения системного и феноменологического подходов.

Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:

Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:

* как сложную комплексную структуру индивида

*как надындивидуальное целое

Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.

Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

* план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство

* план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе

* план, фиксирующий родительство во взаимосвязи с родительскими семьями

*план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ

Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях:

*макроуровень - уровень общества;

* мезоуровень - уровень родительской семьи;

* микроуровень - уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.

Феноменологический подход к пониманию сущности феномена родительства.

Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого социально-психологического явления.

Принцип понимания, требующий учета влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.

Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться

Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя

Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.

Таким образом, рассмотрев основные подходы к пониманию сущности феномена родительства, можно сделать вывод, что родительство как сложный социально-психологический феномен имеет сложную структуру. А сам феномен родительства - явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития.

Литература:

  1. Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России // Вестник Башкирского университета. 2008. № 3. Сер. Философия, социология, политология и культурология.
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года. Электронный ресурс. URL: http://www.perepis2002.ru
  3. Кон И. С. Этнография родительства. - М., 2000
  4. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. Электронный ресурс. URL: http://www.kremlin.ru
  5. Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические идемографические аспекты. Новосибирск, 2001.
  6. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988
  7. Симоненко М.Н. Образ «молодой семьи» в средствах массовой ин-формации // Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме. Рязань, 2008.

В. Сатир пишет: «С давних времен семья является главной школой для ее членов, прежде чем они становились взрослыми людьми. В семье давались знания о том, как заботится о себе и как вести себя, как заботится о других, и общаться с ними, как добиваться поставленной цели, как обращаться с предметным миром» 1.

Поэтому самым первым и одним из основных институтов социализации является семья. Так как именно семья представляет собой первичную ячейку общества. Семейные условия, в которых растет и развивается ребенок, включают в себя: социальное положение, уровень материального благосостояния, род деятельности, уровень взаимоотношений членов семьи. Данные составляющие семейных условий будут значительно определять дальнейшую жизнь ребенка в социуме.

Наличие связи между родителями и ребенком является очевидным фактом, помимо этого данная связь наиболее прочная из всех возможных связей. Образуется детско-родительская связь при взаимодействии родителей и ребенка.

Данная связь устанавливается благодаря наличию как таковых детско - родительских отношений. Именно они занимают одну из основных позиций в развитии ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает необходимые жизненные навыки, получает первый жизненный опыт, знакомится с окружающим миром.

По мнению Македон Т.А., «детско-родительские отношения явление динамическое, развивающееся. Основной фактор этого развития - возраст ребенка».

Кириленко И.Н. пишет, что «особенности построения и функционирования детско-родительских отношений составили одно из исследовательских направлений зарубежной психологии. Наиболее известные и разработанные научные школы и направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология) были активно включены в исследование различных ракурсов детско-родительских отношений. Среди наиболее востребованных оказались: вопросы организации взаимодействия родителей с детьми; влияние родительской позиции на развитие личности ребенка; функции родительства; феномены, порождаемые реальным взаимодействием родителей и детей и др. Первой научной теорией, в рамках которой исследовались отношения между ребенком и родителем как главенствующие в построении детского развития, был психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд, К. Абрахам, О. Ранк, Ш. Ференчи и др.). Его представители сосредоточили свое внимание на раннем опыте взаимодействия родителей с детьми».

З. Фрейд, основоположник психоанализа, при изучении вопроса детско - родительских отношений, сфокусировал свое внимание на выявлении функций родителей. Функций, оказывающих воздействие на развитие личности ребенка и на выявление дальнейших последствий этих функций. В первую очередь, он обратил внимание на функции, выполняемые матерью.

Научная школы, основанная З. Фрейдом, внесла значимый вклад в изучении проблематики психологии детско-родительских отношений. Так, по мнению Кириленко И.Н., основными заслугами данной школы являются:

Первая попытка включить в исследовательское пространство психологической науки детско-родительских отношений как значимого фактора развития психики и становления личности ребенка;

Выявление значимости эмоций и чувств (детской ревности и любви к родителю определенного пола), переживаемых ребенком по отношению к своим родителям;

Выявление значимости идентификации с родителем своего пола для психического развития ребенка, а также особых феноменов, сопровождающих данные процессы (у мальчиков - Эдипов комплекс, у девочки - комплекс Электры).

Помимо З. Фрейда, вклад в изучение детско-родительских отношений, внес А. Адлер. Он рассматривал детско-родительские отношения в связи с чувством общности. Так как оно имеет потенциал к их развитию. Благодаря чувству общности, писал А. Адлер, у ребенка формируется наиболее целостное восприятие окружающего мира и людей, находящихся в той или иной степени рядом с ребенком.

Изучая работы А. Адлера, можно сделать вывод, что по его мнению, для формирования чувства общности, в первую очередь, необходимы семейная атмосфера, взаимоуважение, доверие, любовь и наличие ценностей.

Современная психология особое внимание уделяет исследованиям А. Адлера. Данные исследования были направлены на изучение воздействия на ребенка нарушений при родительском воспитании.

По мнению А. Адлера, «у отверженных детей, воспитанных холодными, отверженными от своих детей матерями, чувство общности не вырабатывается. Итогом неэффективного взаимодействия ребенка с миром взрослых становится выработка у него комплекса неполноценности».

Неуверенность в себе, чувство неполноценности, страх, повышенная тревожность, недоверие к людям, плохая успеваемость - причиной таких последствий могут являться неблагоприятные детско-родительские отношения. Порой, родители не обращают внимание на конфликты в семье, но при этом жалуются на плохое поведение ребенка, непослушание, что их ребенок растет не таким, каким они хотели его видеть. Но при этом они даже не задумываются, что причиной такого поведения ребенка могут являться дисгармоничные семейные взаимоотношения. Степень успешности разрешения семейных конфликтов, может играть важную роль в становлении развития личности ребенка, его внутренней гармонии и отношении к миру в целом.

Изучая детско-родительские отношения, стоит уделить внимание такому аспекту, как тип родительских отношений. Ведь, взрослые, занимаясь воспитанием своего ребенка, так или иначе придерживаются опредленного типа родительских отношений. В психологической практике наиболее полным и распространенным является типология отношений родителей к детям А.Я. Варга. Ниже представлено описание данных типов:

1. «Принятие». Это тип позитивного эмоционального отношения к ребенку: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему.

2. «Отвержение». Это тип негативного отношения к ребенку: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

3. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему.

4. «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

6. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия.

Выбирая за основу один из перечисленных типов родительских отношений, родитель должен понимать, как и каким образом это будет отражаться на его взаимодействии с ребенком. Потому как определенный тип родительских отношений подразумевает набор некоторых установок и моделей поведения по отношению к ребенку. Но зачастую бывает так, что взрослые об этом не задумываются, и как итог мы получаем ребенка, который мало ориентирован в социуме, проявляет недоверие к людям или, наоборот, слишком самоуверен и заносчив. Эти крайние позиции не будут являться положительными для ребенка.

Изучение детско-родительских отношений является важным моментом для понимания всех аспектов, воздействующих на личность ребенка. Так как именно семья, в частности родители, становятся для ребенка источником информации. Для него она является наиболее достоверной и проверенной.

Поэтому родителям очень важно понимать, как и какую информацию давать ребенку.

Ценности, интересы, духовное богатство личности в большинстве случая зависят от тех условий, в которых развивался и воспитывался ребенок. В особенности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Так как именно данный возрастной период является одним из наиболее чувствительных к воздействию со стороны родителей и окружающего мира.

Л.Б. Шнейдер в своих работах отмечает, что «именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально - психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми» 1.

В зарубежной психологии типологией детско-родительских отношений также занимались американские психологи - Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Ими была разработана наиболее подробная типология детско-родительских отношений. При этом выделялось 23 признака, которые определяли разные стороны родительских отношений к детям. Данные признаки были объединены в три класса и в работе Македон Т.А. описывались так:

Оптимальный эмоциональный контакт, включающий побуждение словесных проявлений ребенка и развитие активности ребенка; партнерские и уравнительные отношения между родителем и ребенком.

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, проявляющаяся в раздражительности и вспыльчивости; в уклонении от контакта с ребенком.

Излишняя концентрация на ребенке, которая проявляется в чрезмерной заботе и установлении отношений зависимости; в преодолении сопротивления и подавлении воли; в создании безопасности и опасении обидеть; в исключении вне семейных влияний; в подавлении агрессивности и сексуальности; в чрезмерном вмешательстве в мир ребенка; в стремлении ускорить развитие ребенка.

Разными авторами, которые изучали феномен понятия детско - родительские отношения, также были выделены основные функции детско - родительских отношений. Так, в книге Кириленко И.Н. данные функции были описаны следующим образом:

Передача социального опыта. Детско-родительские отношения создают особое пространство восприимчивости ребенка усвоению социокультурных знаний и умений, имеющихся в личном опыте родителей;

Предоставление ребенку образца идентификации. Семья, в первую очередь сами родители, создают для ребенка определенные модели социального поведения;

Продуцирование ресурсов психологической защищенности личности ребенка. В данном контексте под ресурсами психологической защищенности понимается относительно стабильные условия осуществления детско - родительских отношений, способствующие психологической защищенности ребенка. Наличие данной функции подразумевает наличие ресурсной среды, обладающей поддерживающим и развивающим потенциалом;

Установление связи поколений. Отсутствие детско-родительских отношений разрывает связь поколений. Более того, даже отдельные дефекты передачи родовых связей (молчание, запреты, непроговариваемость и т.п.), лишая субъекта возможности придавать смысл прошлому, создают для него определенные трудности в настоящем и ограничивают его способность проецировать себя в будущее. В итоге, ребенок, а в дальнейшем - взрослый, как бы «закрывается» в пространстве своего индивидуального бытия вынужден самостоятельно искать мировоззренческую опору в жизни, ориентируясь на информационный поток, идущий со стороны общества (макросоциума), и на собственные наблюдения, не всегда оптимистичные;

Реконструкция безопасного для ребенка поля самопрезентации и первичной самореализации. Самопрезентация представляет собой

«театрализованную» форму социального поведения, драматическое разыгрывание желаемого образа. При этом он апробирует эффективность того или иного поведения в конкретном типе социальной ситуации;

Создание среды для самоутверждения личности ребенка. Детско - родительские отношения способствуют таких важных аспектов, как: развитие самосознания, формирование самооценки, наличие иерархии мотивов;

Обеспечение возможности самоутверждения. Под самоутверждением, широко изучаемым в рамках философии и психологии, в настоящее время понимается стремление человека заявить о себе как об уникальной личности, отличающейся от других и претендующей на самобытность, самоценность, значимость;

Создание условий для самореализации личности. Мотивом подобного действия выступает стремление продолжить собственное бытие как личности в других людях. Транслируя свою индивидуальность через созидаемые произведения, а также через непосредственно производимые изменения в других людях (А.В. Петровский, В.А. Петровский);

Многие исследователи выделили два глобальных типа родительских представлений. Первый тип, как описывают его в своей книге Е.А. Савина и Е.О. Смирнова - это средовый тип. «Родители со средовыми представлениями считают, что главным источником влияний является окружающая среда, следовательно, ребенок должен быть защищен от плохих влияний. Детское поведение - результат родительской активности, действия ребенка должны соответствовать социальным нормам. Второй тип - конструктивистский. Конструктивистски ориентированные родители считают, что развитие ребенка

Результат взаимовлияний среды и собственных характеристик ребенка, что ребенок - активный агент собственных достижений, а детское поведение зависит от способа реагирования ребенка на воздействие окружающей среды». Так же хотелось бы отметить, что другие исследователи придерживаются мнения, о том, что наиболее благоприятным типом родительских представлений, является смешение описанных выше типов.

В исследованиях Е.А Артамоновой, Е.В. Екжановой и Е.В. Зыряновой детско-родительские отношения описываются как важнейшая подсистема отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Основной чертой, которая отличает детско-родительские отношения от других межличностных отношений, по мнению Кириленко И.Н., является наличие значимого Другого. Данный образ обладает высокой значимостью, как для родителя, так и для ребенка. Так, например, образ значимого Другого для родителей отождествляется с ребенком, на которого возложена ответственность за продолжение рода, реализацию родительских надежд и мечтаний о лучшем. В свою очередь, для ребенка образ значимого Другого возникает на эмоциональном уровне и приравнивается как образ родителя, обладающего авторитетом и широкими возможностями.

Продолжая развивать идею образа значимого Другого, Кириленко И.Н. пишет, что «наряду с концептом «значимого Другого», сама семья, образуя особую микросреду взаимодействия своих субъектов, придает базовую специфику детско-родительским отношениям, которая воспроизводится:

Предзаданностью эмоциональности - детско-родительские отношения исключают безразличие своих субъектов, они всегда эмоционально насыщены, содержат позитивную эмоциональную окраску.

Фиксированностью динамических характеристик - детско - родительские отношения, оформляясь после рождения ребенка, носят устойчивый, достаточно длительный характер, ограниченный в большинстве случаев жизнью своих субъектов, и характеризующийся относительной стабильностью выстраиваемого в их рамках взаимодействия.

Неравнозначностью позиций их субъектов - значительный период выстраиваемого взаимодействия родители выступают образцом для подражания и источником поддержки для детей, изменяясь лишь при достижении последними определенного уровня развития» 1.

Таким образом, можно сказать, что детско-родительские отношения по своей специфике эмоциональны, имеют устойчивый характер и в значительной мере являются образцом для подражания.

По мнению Л.С. Выготского, благодаря взаимоотношению в семье, общению и совместной деятельности, создаются благоприятные условия для перестройки и развития личности ребенка.

Находясь в системе детско-родительских отношений, ребенок получает возможность оптимальным способом присвоить себе и использовать уже опробованные ценности, правила поведения и нормы. Итогом такого взаимодействия с родителями в данном случае, будет являться сформированность у ребенка готовности к различным жизненным ситуациям.

Формирование и развитие личности ребенка - это процесс, в котором активное участие принимают как родители, так и дети. При этом в процессе воспитания своих детей, родители сами воспитываются. Дети выбирают свой дальнейший жизненный путь в ходе воспитательных воздействий, то есть, дети воспитываются с помощью значимых для него взрослых. И в основном этими значимыми взрослыми являются родители. Поэтому родителям очень важно уметь оценивать себя со стороны, как и какими методами воздействуют на ребенка, какого стиля воспитания придерживаются, каков уровень доверия в их детско-родительских отношениях.

Кириленко И.Н. отмечает, что «анализ детско-родительских отношений позволят увидеть, что в современных исследованиях детально проработанной является только их направленность на развитие ребенка. Она подразумевается как способствующая созданию условий, наиболее благоприятных его личностному и интеллектуальному развитию» 1.

Изучая феномен понятия детско-родительские отношения, невольно происходит осознание, тесной связи ребенка со своими родителями. Детско - родительские отношения имеют непростую структуру, которая определяет генезис и развитие общения ребенка и родителей. Роли всех участников этого непростого процесса взаимодействия претерпевают существенные изменения на каждом из возрастных этапов развития. На родителях лежит большая ответственность за жизнь и развитие ребенка. Поэтому важно учитывать и понимать все

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развитии. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.



В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.



Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.

Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности к взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д.Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности - неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» - с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка.

Воспитание детей в семье строится на взаимодействии родителей и детей. Важно, чтобы родители понимали своих детей, умели войти в их образ мышления, научились понимать мотивы и значения поступков детей.

Воспитание детей начинается с «воспитания» родителей. Часто это процесс спонтанный, обусловленный ранними детскими впечатлениями и усвоенными ценностями и нормами родительской семьи.

Родительство – это личностное отношение и воспитательное воздействие родителей на детей, обусловленное семейными ценностями, знаниями родителей о том, как воспитывать детей и умением строить с ними взаимоотношения. Родительство обусловлено готовностью и способностью взрослых людей реализовать родительские права и обязанности, которые определяются требованиями общества и культурными традициями. Быть родителем - значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его благополучии, здоровье и счастье.

В родительстве можно выделить следующие компоненты: ценности и ожидания, родительские чувства, родительская позиция, родительские отношения, родительская ответственность.

Семейные ценности представляют собой значимые для семьи материальные, социальные, духовные объекты, характеризующие жизнедеятельность родителей и детей. В качестве семейных ценностей выступают передающиеся от матери к дочери свадебные украшения, от отца к сыну семейные истории, традиции собираться всей семьей на семейные праздники, национальные и религиозные традиции.

Родительские ожидания – система требований родителей к нормам действий, поведения, отношения и чувств детей. Родительские ожидания выступают как неформальные нормы, упорядочивающие жизнь семьи по неписаным правилам, традициям.

Родительская позиция – это устойчивая система отношений человека к себе как родителю, проявляющаяся в последовательном, осознанном поведении по защите интересов детей, поддержке их взросления, удовлетворению потребностей. Родительская позиция формируется на основе не только любви к детям, но и осознанной стратегии их воспитания, сочетающей в себе любовь, терпение и строгость, последовательность в воспитательном влиянии на детей.

Родительские отношения строятся на понимании внутреннего мира ребенка, принятии всех его особенностей и признании прав ребенка быть личностью со своими интересами, стремлениями, жизненными приоритетами. Уважение к ребенку не зависимо от его возраста – это основной показатель сложивших родительских отношений.

Родительская ответственность за жизнь, здоровье и счастье своих детей представляет собой внешний и внутренний контроль и самоконтроль за выполнением обязанностей по воспитанию и удовлетворению потребностей детей.

Семейные традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта семейной жизни, передающиеся от поколения к поколению правила, нормы поведения, общения членов семьи, соблюдение которых стало потребностью каждого члена семьи.

Субъектами семейного воспитания являются мать, отец, бабушки, дедушки, другие взрослые родственники, а также сиблинги (братья и сестры). Чем больше взрослых рядом с ребенком, тем более полная и объемная картина взрослого мира формируется у подрастающего человека. Условием успешного развития ребенка в семье является единство требований и общность воспитательных стратегий, предъявляемых всеми субъектами воспитания. Каждый член семьи выполняет свою миссию по отношению к ребенку, осознание и слаженность усилий взрослых субъектов воспитания ребенка в семье позволяет ее реализовать. Рассмотрим подробнее влияние субъектов воспитания ребенка в семье.

Влияние матери на формирование и развитие ребенка трудно переоценить, привязанность младенцев к матери становится решающим фактором в развитии любознательности, социальных качеств, независимости, компетентности (Дж.Андерсон, М.Эйнсворт).

Особенностью влияния отца на воспитание детей является то, что, несмотря на значительно меньшее время, затрачиваемое отцом, результаты оказывают решающее воздействие на формирование у ребенка представлений о себе как члене общества со своими обязанностями и через выполнение этих обязанностей формируются навыки социального поведения.

Бабушки и дедушки, являясь субъектами воспитания, передают семейные традиции, помогают родителям растить детей. Причем у бабушек и дедушек устанавливаются свои особенные отношения с внуками. Зрелые люди более склонны понимать, эмоционально поддерживать ребенка. В народной педагогике именно бабушки раскрывают истоки народной традиции и культуры.

Пьянкова Л. А. 1 , Пинкас И. И. 2

1 Кандидат педагогических наук, доцент, филиал КузГТУ в г. Новокузнецке; 2 студентка филиала КузГТУ в г. Новокузнецке

КОНТЕКСТЫ ФЕНОМЕНА РОДИТЕЛЬСТВА

Аннотация

В статье проанализирован феномен родительства с культурологической, социально-психологической и педагогической стороны, объясняющий причины деформации современных семейных устоев. Делается попытка исследовать феномен отцовства в психологических изысканиях, его отличие от материнства, что позволяет избежать проблем в современной семье: неоднозначность отношения мужчины и женщины к своей роли родители, различные способы её проявления.

Ключевые слова : родительство, материнство, отцовство.

Pyankova L. A. 1 , Pinkas I. I. 2

1 Сandidate of pedagogic Sciences, docent, KuzGTU branch in the city of Novokuznetsk; 2 student branch of KuzGTU in the city of Novokuznetsk

CONTEXTS OF PARENTHOOD PHENOMENON

Abstract

We have analyzed the phenomenon of parenthood with the cultural, social, psychological and pedagogical side, explaining the causes of the distortion of modern family values. We have also made attempts to explore the phenomenon of paternity in psychological research, unlike motherhood that avoids problems in the modern family: the ambiguity of the relationship of man and woman to his role as parents, different ways of manifestation.

Keywords : parenting, motherhood, fatherhood.

Анализ теоретических исследований по проблеме культуры брачно-семейных отношений, различных контекстов феномена родительства позволяет утверждать, что семейные проблемы универсальны. Именно семья и схожесть процессов происходящих в ней у людей разных национальностей и вероисповеданий, делает всех нас людьми одной эпохи, землянами, гражданами государств, представителями цивилизаций и выдвигает одни и те же проблемы. Никогда еще нравственные устои семьи не подвергались такому испытанию во всем мире, как сейчас, и никогда, пожалуй, мир не нуждался во всеобщем осмыслении таких понятий как единство, гуманизм, честность, открытость, порядочность, которые во всей совокупности прочих показателей не только ускоряют общественный прогресс, но и выступают сдерживающим фактором для человека .

Культура брачно-семейных отношений – это особый вид нравственной культуры. Умение жить в семье находится в прямой зависимости от уровня нравственности, транслируемой родителями.

Процесс преодоления негативных тенденций в экономике, политике, социальной жизни и в нравственном развитии общества предполагает активизацию деятельности всех общественных ресурсов, и в первую очередь семьи. Причем процесс этот не может быть растянутым во времени. Упрочение брака, активизация функции семьи требуется сегодня, немедленно, чтобы уже в следующем поколении получить заметный позитивный сдвиг в сторону формирования непреходящих ценностей.

Культурологический угол зрения на семью заключается в уяснении ее социального смысла, как духовной ценности. Будучи атрибутом внутреннего мира, частью личной жизни и индивидуального бытия семья и события, происходящие в ней, обладают определенной повторяемостью и, следовательно, массовидностью. На уровне семьи формируется менталитет нации, государства, целой группы сообществ. В этой повторяемости как раз и проявляется социальная природа семьи. Семья есть связующее звено между обществом и личностью. Различные стороны общественной жизни, внешние условия и внутренние побуждения людей, объективные и субъективные воздействия разнообразных факторов проявляются и переплетаются в семье самым неожиданным образом, порождая подчас непредвиденные результаты.

Связанная с обществом семья, с одной стороны, своими основаниями уходит в способ производства, структуру производственных отношений, с другой, – целиком и полностью построена на сознании индивида, включая его когнитивные, аксиологические, мотивационные и другие компоненты личности, способы волеизъявления.

Тем самым, через семью устанавливается связь между материальным и духовным, между общественным бытием и общественным сознанием. Благодаря семье материальные отношения переходят в духовные и, наоборот, ценностные ориентации людей, их идеи, настроения, планы и мечты трансформируются в практические действия. Следовательно, в семье отражается объективный мир эпохи с ее противоречиями и субъективные позиции, желания и настроения индивида. На этом фоне феномен родительства, как результат развития брачных, нравственных и иных отношений в семье претерпевает серьезные трансформации: алкоголизация родителей, фактически приводящая к девиантному отцовству и материнству, рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем; уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка; непонимание некоторой частью молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье; рост количества семей с единственным ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения; увеличение числа разведенных мужчин и женщин, которые затем не могут или не хотят повторно вступать в брак; значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной несовместимости супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни.

Исследования отечественных социологов, философов, педагогов и психологов объединяет то, что материнства и отцовство – это феномен и микро-, и макросоциальный: он подразумевает не только идентичность «буквальных» отцов и матерей, но и принципы, определяющие отношение взрослых к детям в целом и тесно связанные с гражданским самосознанием. Между тем на проблему отцовства и материнства в науке существуют различные взгляды. Так, феномен отцовства в научной литературе не является достаточно проработанным, вероятно поэтому, нет единого мнения ученых относительно структуры данного феномена, не встретилось в доступной нам литературе и его определения. Феномен отцовства не может исчерпываться такими понятиями как «роль», «статус», «чувства», «мотивации», «потребностно-ценностная сфера» или «самооценка». Ученые сходятся лишь в том, что на формирование феномена отцовства большое влияние оказывает социокультурный аспект, его изучение остается неотъемлемой частью различных наук, в том числе психологией, социологией. Так Бронислав Малиновский в историческом факте социальной роли отцовства называет обеспечение детям законной принадлежности к социуму, независимо от неопределенности установления биологического отцовства. Материнство же согласно взглядам культурологов и психологов, отражает накопленный народом опыт, выстраданные им ценности, нормы и ориентиры. Присущие культуре образцы поведения, ценности, регулирующие, прежде всего, отношения между людьми в обществе и семье, должны быть сохранены как устойчивые и приемлемые. Именно здесь материнство выступает как транслятор менталитета общества, консолидирующего в себе и его ценности, и установки и традиции .

Как отмечает Э. Р. Алексеева, родительство может рассматриваться как «биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребёнка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребёнка и не заканчивающийся после смерти ребёнка; как отношения кровного родства между родителем и ребёнком; как субъективное восприятие человека себя родителем» .

Продолжая исследование проблемы родительства как социального феномена, обратимся к трудам Н. В. Богачевой, В. В. Бойко, Л. А. Грицай, Л. А. Дубисской, И. С. Кона, Р. В. Овчаровой и др. Авторы тождественны в том, что отношение к родительству в истории человечества зависит от представлений о нём в каждой конкретной культуре. Следовательно, полагают авторы, причины кризиса современного родительства нужно искать в социальных механизмах процесса его становления в современном российском обществе. Между тем, существует и особенное в их трудах.

По мнению Н. В. Богачевой, родительство представляет собой «устойчивое эмоционально насыщенное взаимодействие реальных и потенциальных родителей, связанное с рождением и воспитанием детей и характеризующееся соответствующим поведением мужчины и женщины», которые могут по-разному влиять на устойчивость семьи . Несмотря на то, что со второй половины XX века семья перестала быть «детоцентрической», тем не менее, роли отца и матери в ней остаются одними из самых важных. Ребенку необходимы оба родителя. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – ведет к нарушению его поведения. Какие бы изменения ни происходили в социокультурных ролях, материнство и отцовство неизменны, постоянны, и здесь исключена взаимозаменяемость мужчин и женщин, должно учитываться лишь их единство и взаимодополняемость в семье.

Между тем, как отмечает австрийский психоаналитик Альфред Адлер, рассматривая отцовство как второй источник по важности влияния на развитие у ребенка социального интереса, у отца должна быть позитивная социальная установка по отношению к жене, работе и обществу. Продолжая свои изыскания, автор отмечает и сформированный социальный интерес к проявляющимся взаимоотношениям с детьми. По А. Адлеру «идеальный отец» тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании. Отец, по мнению психотерапевта, должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих одинаковые последствия. Дети, чувствующие себя отчужденными от родителей, обычно в дальнейшем преследуют цель достижения личного превосходства, нежели превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефективному стилю жизни. Так, дети деспотичных родителей, по наблюдениям ученого, учатся бороться за власть, имея в виду личное, а не социальное превосходство.

Эрих Фромм, анализируя традиционную семью, выделил отцовский тип воспитания, отмечая, что отцовская любовь стремится к справедливости, к тому, чтобы любовь ребенка соответствовала его заслугам .

Таким образом, сохранение устойчивости современной семьи возможно только при соблюдении гендерного баланса в исполнении социальных ролей отца и матери. Н. В. Богачёва добавляет к этому также «социальные функции родителей, культурные символы отцовства и материнства, права и обязанности мужчины-отца и женщины-матери по отношению к ребёнку» (там же).

А. С. Спиваковская, говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка, это, прежде всего, любить свою жену .

К. Витакер отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта «невключенность» вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль .

В то же время, К.Флэйк-Хобсон полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения .

В современном обществе возникла реальная опасность деформации семейных устоев, наследования культурно-исторического семейного опыта. «Современная превентивная проблема, – пишет Л. Б. Шнейдер – требует новых ценностных акцентов. Именно философское осмысление социально-психологических проблем, стремление к достижению гармонии отношений семьи с обществом, другими людьми, очищение разума и души человека от всех видов социального зла, защита и развитие подлинных достижений культуры, прекращение ее деградации выходит на первый план» .

Литература

  1. Пьянкова,Л. А. Материнство как феномен развития общества и личности: моногр. / Л. А. Пьянкова. – Новокузнецк: Изд-во КузГТУ, 2014. – 89 с.
  2. Иорданский,В. Б. Хаос и гармония / В. Б. Иорданский. – Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. – 343 с.
  3. Рамих,В. А. Материнство как социокультурный феномен: автореф. дисс. … д-ра филос. наук: 24.00.01 / В. А. Рамих. – Ростов н/ Д., 1997. – 32 с.
  4. Рамих,В. А. Материнство как социально-культурный феномен: дисс… докт. филос. наук: 24.00.01 / В. А. Рамих-Ростов н/Д., 1997. – 236 с.
  5. Филиппова,Г. Г. Психология материнства: учеб. пособие Г. Г. Филиппова. – Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
  6. Алексеева,Э. Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России / Э. Р. Алексеева // Вестник Башкирского университета. Сер. «Философия. Политология. Социология. Культурология». – 2008.- Т. 13. – № 3.- С. 644-646.
  7. Богачёва,Н. В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: дисс. … канд. соц. наук: 22.00.04 / Богачева Н. В. – Казань, 2005. – 245 с.
  8. Берковиц, Л. Что такое инстинкт? / Л. Берковец. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2001.- 516 с.
  9. Бойко,В. В. Репродуктивное поведение семьи и личности (социально-психологическое исследование рождаемости): автореф. дис. … д-ра психол. наук.: 19.00.01 / Бойко В. В. – Ленинград, 1981- 632 с.
  10. Фромм,Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунско, И. И. Каменкович / Ред. В. И. Добренькова. – Москва: Прогресс, 1986. – 238 с.
  11. Спиваковская,А. С. Психотерапия: игра, детство, семья.- Москва: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Том 2. – 304 с. – (Психология – XX век).
  12. Витакер,К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер; пер. с нем. – Москва: Издательство Класс, 2004. – 208 с.
  13. Обухова,Л. Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. – Москва: Жизнь и мысль, 1999.- 168 c.
  14. Шнейдер,А. Б. Основы семейной психологии / А. Б. Шнейдер. – Москва-Воронеж: Изд-во: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2010. – 928 с.

References

  1. Pyankova, L. A. Motherhood as a phenomenon of the development of society and the individual: waters. / L. A Pyankova. – Novokuznetsk: IZD-vo KuzGTU, 2014. – 89 p.
  2. Jordan, V. B. Chaos and harmony/ V. B Jordanian. – Moscow: main editorial of Oriental literature publishing house “Nauka”, 1982. – 343 p.
  3. Ramih, V. A. Motherhood as a sociocultural phenomenon: katege. DICs. … Dr. philos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih. – Rostov n/D., 1997. – 32 p.
  4. Ramih, V. A. Motherhood as a socio-cultural phenomenon: Diss to … Dott. filos. Science: 24.00.01/V. A. Ramih-Rostov n/D., 1997. – 236 p.
  5. Filippova, G. G. Psychology of motherhood: Stud. grant g. Filippov. -Moskva: IZD-Vo, Institute of Psychiatry, 2002. – 240 p.
  6. Alexeeva, E. R. analysis of family social parenthood in modern Russia/e. E. R. Alexeyeva//Bulletin of the Bashkir University. Cep. “Philosophy. Political Science. Sociology. Cultural Studies “. – 2008.- t. 13. -No. 3 p. 644-646.
  7. Bogacheva, N. V. Parenthood as a factor in the stability of the family in modern Russian society: DICs. … Cand. Soc. Science: 22.00.04/ N. V. Bogacheva – Kazan, 2005. – 245 p.
  8. Berkowitz, L. What is instinct? /L. Berkovets. -St. Petersburg: Prime-Evroznak, 2001. – 516 p.
  9. Boiko, V. V. reproductive behaviour of the family and the individual (socio-psychological study of fertility): katege. DIS. … Dr. of psychology. Science: 19.00.01/ V. V. Boiko – Leningrad, 1981- 632 p.
  10. Fromm, E. to have or to be? / Lane. English N. I. Vojskunsko, I. Kamenkovich /Red. V. I. Dobrenkova. – Moscow: progress, 1986. – 238 p.
  11. Spivakovskaa, А. S. Psychotherapy: game, childhood and the family.-Moscow: April Press; JSC publishing house EKSMO-press, 2000. – Volume 2. -304 p.-(Psychology-XX century).
  12. Lance Whitaker, K. Are midnight musings of a family therapistik. Lance Whitaker; Lane. with it. – Moscow: Izdatelstvo Class, 2004. – 208 p.
  13. Obukhova, L. F. Family and child: the psychological aspect of child development/ L. F. Obukhova, O. A. Shagraeva. – Moscow: life and thought, 1999. – 168 p.
  14. Schneider, A. B. Family Psychology/ A. B. Schneider. – Moskow-Voronezh: Publishing House: Moscow psycho-social University (MPSU), 2010. -928 p.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!