Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Общение и его роль в развитии ребенка. Роль речи в психическом развитии ребенка Значение общения для ребенка

Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмо­тря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие.

Польский психолог А. Кемпински отразил специфику общения детей со сверстниками следующим образом. Он писал, что плоскости взаимодействия ребенка со взрос­лым и сверстником находятся на разных уровнях. Плос­кость отношений со взрослым - наклонная: внизу нахо­дится ребенок, наверху - авторитетный, во многом недо­сягаемый взрослый, с которым малыш не может сравнить­ся. Со сверстником он общается в горизонтальной плоско­сти. Перед ним - равное существо, в котором ребенок без слов находит интуитивное понимание своих состояний, готовность разделить ценное и для него стремление к само­выражению. В общении со сверстниками малыши получа­ют огромное удовольствие от возможности выразить себя во всей полноте своей непосредственности. В этом заклю­чается особая ценность для ребенка общения с ровесника­ми. Таким образом А. Кемпински подчеркивал важную психотерапевтическую роль совместных игр детей со свер­стниками.

Общение с другими детьми играет важную роль в социаль­ном развитии ребенка. В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг дру­га. Опыт общения со сверстниками учит их жить в коллекти­ве, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они приобретают умение отстаивать свои права, согласовывать свои действия с действиями других.

Общение маленьких детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают им дополнительные впечатления, стиму­лируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы, дают возможность обнаружить и продемонстри­ровать свои умения, все эти качества важны для развития самосознания детей. Наблюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая себя с ним, действуя вместе, ребе­нок как будто «смотрится» в невидимое зеркало, в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому об-


щение с равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребенка о себе.

Итоги

Общение ребенка со сверстниками складывается в раннем возрасте и проходит в своем развитии несколько этапов. На втором году жизни дети проявляют только интерес и вни­мание друг к другу, окрашенные положительными эмоция­ми, контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Эти контакты побуждаются потребностью ребенка во впечат­лениях и в активном функционировании. На данном этапе дети преимущественно обращаются друг с другом как с инте­ресным предметом, игрушкой, выделяя в партнере его объ­ектные качества.

В конце второго года жизни у детей появляется стремле­ние привлечь к себе внимание сверстника и продемонстриро­вать ему свои умения.

На третьем году появляется чувствительность детей к от­ношению сверстника. К концу третьего года потребность в общении со сверстниками полностью формируется. Контакты детей приобретают характер субъектно-ориенти-рованного взаимодействия.

Общение детей друг с другом в раннем возрасте осу­ществляется в форме эмоционально-практического взаимо­действия, построенного на взаимном подражании. Его отли­чительными чертами является отсутствие предметного содержания, непосредственность и раскованность.

Важная роль в формировании общения детей со сверстни­ками принадлежит взрослому. Организуя субъектное взаи­модействие детей в процессе совместной предметной деятель­ности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмо­ционально-практического общения малышей друг с другом новым содержанием.

Основное значение общения со сверстниками состоит в том, что оно открывает возможности для самовыражения ре­бенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания.


112 II. Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 113

Вопросы и задания

1. В чем заключается специфика отношения ребенка ран­него возраста к сверстнику?

2. Приведите примеры объектного и субъектного отно­шения ребенка к ровеснику.

3. Перечислите критерии, свидетельствующие о наличии у ребенка потребности в общении со сверстниками и охарактеризуйте этапы ее становления.

4. В чем состоит отличие в содержании общения ребенка со взрослым и со сверстником?

5. Каковы оптимальные условия формирования общения между детьми раннего возраста?

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

К

аждому ребенку присуща потребность в актуализации сво­их потенциальных возможностей в разных сферах жизне­деятельности. В процессе предметной деятельности и обще­ния формируются не только представления ребенка об окру­жающем предметном и социальном мире, но и отношение к нему. Вместе с тем в процессе взаимодействия с внешним ми­ром у ребенка складывается отношение и к самому себе как к активному участнику этого процесса. Именно совокупность этих трех видов отношений - к предметному миру, к дру­гим людям и к самому себе составляет сущность, сердцеви­ну личности человека. Такое представление базируется на теоретических положениях отечественной психологии в тру­дах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др.

Каждый из выделенных видов отношений имеет свою ло­гику развития, но вместе с тем они постоянно пересекаются, переплетаются, образуя «целокупности» (А.Н. Леонтьев),- тот неповторимый ансамбль отношений, который характери­зует каждую личность как уникальность.

На каждом из возрастных этапов образуются специфичес­кие личностные структуры, в которых выделенные виды отношений пересекаются, взаимно влияя друг на друга и вза­имно дополняя один другой. Каждый возрастной этап завер­шается возникновением личностного новообразования, появ­лением нового способа опосредствования отношения ребенка


к окружающему миру и самому себе. Периоды становления новообразования сопровождаются кризисными явлениями, в которых отражается становление новых видов деятельнос­ти, изменение формы общения ребенка со взрослым и отно­шения к себе.

Экспериментальная разработка выдвинутых положений от­носительно детей младенческого, раннего и дошкольного воз­раста осуществлена в работах М.И. Лисиной и ее сотрудников. Как показали исследования М.И. Лисиной, СЮ. Мещеря­ковой, Н.Н. Авдеевой, основы личностного развития начина­ют закладываться уже на первом году жизни ребенка. Они связаны со становлением базового личностного образования этого возраста - активностью. В первые месяцы жизни в общении со взрослым зарождается первое предличностное образование - активность по отношению к взрослому. К трем месяцам она начинает проявляться и в двух других сферах отношений.

На протяжении первого года жизни складываются аф­фективно-личностные связи ребенка со взрослым, в которых отражается положительное отношение малыша к близким: доверие к ним, настойчивое стремление к общению. Эти качества одновременно свидетельствуют и о наличии отношения ребенка к самому себе, что выражается в поло­жительном самоощущении, переживании им своей самоцен­ности, в бодром, радостном настроении, в уверенности в се­бе. Под влиянием общения со взрослыми и индивидуального опыта у детей начинает складываться отношение к предмет­ному миру, проявляющееся в настойчивости познания окру­жающего, усложнении способов ознакомления с предмета­ми. Усиление активности в сфере общения и действий с предметами способствует развитию у малыша представле­ния о себе как о субъекте коммуникативной и предметно-ма-нипулятивной деятельности.

При благополучном опыте общения ребенка с окружаю­щими его взрослыми к году три линии отношений завязыва­ются в «узелок» (А.Н. Леонтьев), образуют устойчивую структуру. Ее стержнем становится отношение ребенка к се­бе, через которое преломляются его отношения к окружаю­щим людям и предметному миру. Ребенок, обладающий ак­тивностью как сложившимся личностным образованием, все чаще начинает отстаивать свое право на свободу выбора дей-


114 И. Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 115

ствий, проявляет избирательные предпочтения в общении и предметных действиях, которые зачастую выглядят как уп­рямство, негативизм, капризы. Такое поведение ребенка яв­ляется характерным для кризисного периода младенческого возраста.

В раннем возрасте происходит дальнейшее преобразова­ние всех трех линий отношений, образующих развивающую­ся личность ребенка.

Отношение к предметному миру. Изменение отноше­ния ребенка к предметному миру связано с развитием его ведущей деятельности: она строится по пути усвоения куль­турно-фиксированного назначения и способов использова­ния предметов. На протяжении раннего возраста растет осо­знание ребенком смысла деятельности взрослых, совершен­ствуется операционально-техническая сторона его собст­венной деятельности. Под влиянием взрослого ребенок все чаще обращает внимание на результат своих действий, на­чинает стремиться к его достижению. Процессуальная сто­рона действия с предметами очень важна для него, а в игре остается главной, но в реальной жизни, при утилитарном, практическом использовании предметов, ребенок все чаще хочет получить такой же результат, как и взрослый. Если в начале второго года жизни, подражая взрослому, малыш воспроизводил лишь внешнюю картину его действия (например, подметая веником пол, оставлял вокруг себя му­сор), то к концу раннего возраста главным для него стано­вится получение правильного результата (теперь, подметая пол, он следит за тем, чтобы пол стал чистым). Таким обра­зом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В само­стоятельных занятиях, играх малыш также все чаще руко­водствуется замыслом, представлением о конечном резуль­тате действия.

Овладение предметной деятельностью стимулирует разви­тие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становит­ся все более настойчивым в достижении поставленной цели. Раздвигающиеся рамки окружающего мира стимулируют раз­витие его любознательности. Об этом свидетельствует стрем­ление к изучению различных свойств предметов, вопросы по­знавательного характера, интерес к экспериментированию с


незнакомыми предметами, природными веществами и пр. В процессуальных играх малыши начинают моделировать действия взрослых в условных обстоятельствах, что способст­вует развитию их творческого отношения к окружающему. Отношение к взрослому в раннем возрасте опосредству­ется преобразованиями в ведущей деятельности. В период за­рождения ее, примерно до полутора лет, ребенку больше все­го нужно участие взрослого в совместных делах и помощь в случае затруднения. Поэтому первоначально у малышей складывается отношение к взрослому как к партнеру по со­вместной деятельности и помощнику. В то же время хотя дети и пытаются копировать действия взрослого, он пока еще не является для них в полном смысле слова образцом для подражания того, как нужно делать. В этот период, наблю­дая за действиями старшего, малыш отбирает у него предмет и начинает действовать с ним самостоятельно, не обращая внимания на советы взрослого.

По мере овладения предметными действиями, усложнения их состава и под влиянием оценки взрослых в процессе совме­стной деятельности у ребенка постепенно складывается новое отношение к окружающим людям: их поведение начинает выступать для него в качестве примера для подражания. Малыш все больше стремится действовать так же, как взрос­лый. Но оценить объективно меру сходства своих действий с действиями взрослого, правильность их выполнения он еще не может. Поэтому так важна для него в этот период оценка взрослого. Стремление малыша получить похвалу отражает его отношение к взрослому как к эксперту его знаний и уме­ний. Особенно острой его потребность в оценке своих действий взрослым становится после двух лет. Новое отношение ребен­ка к предметному миру и взрослому порождает специфичес­кий вид взаимодействия со взрослым - сотрудничество.

В общении со взрослым, так же как и в предметной дея­тельности, развиваются личностные качества ребенка - ини­циативность, настойчивость, доброжелательность, способность к взаимопониманию и сопереживанию. Их про­явления свидетельствуют о том, что у него сформировано базовое личностное качество, которое выделяют все психоло­ги раннего детства - доверие к людям.

Отношение ребенка к самому себе в раннем возрасте от­ражает новый уровень формирования его личности. Все боль-


116 "■ Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 117

шее внимание он начинает уделять результату своей деятель­ности, который выступает в качестве регулятора этой дея­тельности, а мерилом успехов и неудач в ней становится для него оценка взрослого. Именно достижениями в предмет­ной деятельности и характером общения со взрослым начи­нает опосредствоваться отношение малыша к себе.

Основными структурными элементами этого отношения являются общая и конкретная самооценки. Остановимся по­дробнее на их характеристике.

Отношение к себе начинает складываться у ребенка уже в первые месяцы жизни. Первоначально оно проявляется в переживании им своей субъектности в процессе общения со взрослыми и выражается в активном поиске приятных для себя контактов с ними, в протесте против нежелательных воздействий, в ярких эмоциональных реакциях на отноше­ние взрослых к проявляемой им инициативе. Отношение ре­бенка к себе отражает отношение к нему взрослых, которое, как правило, строится на его полном принятии. Сколько бы хлопот и огорчений он ни доставлял, все равно он остается самым любимым и бесценным. Отношение родных к малы­шу - выражение абсолютной любви, поэтому и оценка ими ребенка абсолютно положительная. На ее основе у малыша складывается ощущение своей нужности и ценности. Его, пусть и аморфное, отношение к себе формируется как общая положительная самооценка, которая является отра­жением отношения взрослого к личности ребенка. Ощуще­ние любви взрослых настолько велико, что он вначале даже не отличает отрицательную оценку от положительной, реа­гируя одинаково радостно на любое обращение к нему роди­телей. Лишь во втором полугодии он начинает различать два вида оценок - положительную и отрицательную и обижать­ся на порицание, которое вступает в противоречие с положи­тельным самоощущением малыша и вызывает у него про­тест.

Во втором полугодии у него появляется отношение к себе КЭ.К К субъекту манипулятивной деятельности: действуя с предметами, он переживает удовольствие от того, что умеет что-то делать сам, является источником происходящих изме­нений. При всем усложнении отношения ребенка к себе на протяжении первого года жизни в нем преобладает ощущение ценности и значимости своего существования вне зависимости


от успехов в тех или иных действиях, т.е. общая положитель­ная самооценка.

В раннем возрасте в отношении ребенка к себе происходят кардинальные изменения. В центре их стоит формирование его отношения к результатам своих действий. Постепенно, в ходе овладения предметными действиями, он начинает ощу­щать необходимость в их оценке. Первоначально такая оценка находится на полюсе взрослого как образца «идеаль­ного результата» деятельности. На фоне положительного от­ношения к малышу взрослый все чаще обращает внимание малыша на результат его действий: хвалит в случае удачи, по­рицает неправильные действия, просит исправить их. Под влиянием таких оценок у ребенка начинает складывать­ся конкретная самооценка, т.е. отношение к результату своей деятельности. И она уже не всегда положительная. Таким образом, возникает противоречие между двумя видами самооценки: абсолютно положительное отношение к себе, ко­торое продолжает доминировать у малыша и в раннем возрас­те, зачастую приходит в противоречие с неизбежными пори­цаниями взрослого. Психологическая трудность для ребенка в преодолении этого противоречия заключается в том, что в нем сталкиваются два вида отношений - ценностное (т.е. личностное, безусловное принятие малыша) и оценочное, определяющее ценность ребенка в зависимости от достиже­ния какой-то конкретной внеличностной цели. И оба вида ценностей выражают ребенку одни и те же лица - близкие

взрослые.

Первоначально ребенок относит оценку взрослым своих действий к своей личности, что обусловливает его яркие аф­фективные реакции на порицания. Появление конкретной самооценки связано с тем, что он начинает отделять отноше­ние к себе как к личности от отношения к своим конкретным действиям. Это позволяет смягчить аффективную напряжен­ность восприятия им оценок взрослого, «по-деловому» отно­ситься к замечаниям, перестраивать свою деятельность для достижения правильного результата.

С возрастом малыш ощущает себя все более компетент- . ным в предметной деятельности и стремится к самостоятель­ности, к независимости от взрослого. Тенденция к самостоя­тельности, стремление действовать без помощи взрослых, самому преодолевать трудности даже в сфере, еще недоступ-


118 II. Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 119

ной ребенку, находит свое выражение в словах «Я сам!» Сдвиги, происходящие в личности и самосознании ребенка, ярко обнаруживаются в фактах осознания своего «я», в упо­треблении личных местоимений и притяжательных прила­гательных (он все чаще произносит, обращаясь к взрослым, «моя», «мое», «мне»),

Личностное новообразование раннего возраста. В иссле­довании Т.В. Гуськовой был обнаружен своеобразный симп-томокомплекс в поведении детей от 2,5 до 3 лет, в котором пересекаются три выделенные линии отношения ребенка к предметному миру, взрослому и самому себе. Вот его основ­ные характеристики.

Стремление ребенка к достижению результата в деятель­ности, настойчивый поиск необходимого способа реше­ния практической задачи.

Стремление продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которых достижения теряют для малыша значительную долю своей ценности.

Обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствитель­ности ребенка к отношению взрослого.

Этот симптомокомплекс получил название «гордость за i достижение» и выступает в качестве поведенческого корре­лята главного личностного новообразования кризиса трех лет, суть которого состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оценен­ных другими.

Стержнем личностного новообразования, как и в младен­честве, остается отношение ребенка к себе. Но в отличие от общего, безусловного принятия себя, свойственного ребенку первого года жизни, отношение его к себе в раннем возрасте преломляется через призму реальных достижений. В соот­ветствии с этим предметный мир начинает выступать как сфера реализаций себя, своей личности, а взрослый - в каче­стве знатока и ценителя детских достижений.

Сложный и противоречивый процесс формирования ново­го отношения к себе во многом обусловливает кризисные про­явления во второй половине раннего возраста. Они связаны с обострением чувствительности ребенка к успеху и неуспеху в деятельности и к оценкам со стороны взрослых, что прояв­ляется в аффективных формах поведения.


Кризис трех лет. Возраст от 2,5 до 3 лет часто называют возрастом упрямства, строптивости, самостоятельности и не­зависимости. Что же на самом деле характерно для ребенка в этот период?

Кризисные проявления в поведении детей этого возраста взаимосвязаны и в то же время имеют некоторую специфику, проявляясь в различных симптомах. Они были выделены и описаны Л.С. Выготским под названием «семизвездие кризи­са трех лет».

Первый симптом кризиса - ярко выраженный негати­визм. Это не просто нежелание ребенка выполнять указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все на­оборот. Причем такое стремление проявляется как будто даже против воли самого малыша и часто в ущерб его собственным интересам. Суть негативизма заключается в том, что ребе­нок не делает чего-то только потому, что его об этом попро­сили. Например, мама предлагает ему идти погулять, начинает одевать его. «Не хочу гулять»,- заявляет ребенок, который очень любит гулять. «Не хочешь, не надо»,- пожимает плеча­ми мама. «Гулять, гулять»,- требует малыш. Но как только его начинают одевать, он снова повторяет свое: «Не хочу гулять». Предложение взрослого вызывает у него острую нега­тивную реакцию. На следующий день все входит в норму, ма­лыш охотно отправляется гулять, но, спустя несколько дней, все повторяется сначала: малыш не дает себя одевать, плачет.

При острой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. «Это платье белое»,- сообщает ему мама и получает вопреки очевидности ответ: «Нет, черное». Причина такого поведения кроется, по мнению психологов, в отношениях ребенка и взрослого. Негативизм - это не от­ношение к предметной ситуации (т.е. не к самому одеванию или платью), а к человеку. Есть и еще один важный момент в этом симптоме: ребенок, действуя наперекор взрослому, по­ступает и наперекор самому себе, лишая себя удовольствия.

Второй симптом кризиса - упрямство, которое отлича­ется от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что так захотел. Он может долго и упорно отказы­ваться идти домой с прогулки исключительно потому, что не желает менять свое решение.

Третий симптом связан с проявлениями строптивости. От негативизма их отличает то, что они направлены не столь-


120 И. Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 121

ко на конкретно взрослого, сколько против всего образа жиз­ни, который сложился у малыша. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, постоянное недовольство, сопротивление, капризы по любому поводу - выражение этого симптома.

Четвертый симптом - своеволие: ребенок все хочет де­лать сам, борется за свою самостоятельность.

Остальные три симптома имеют второстепенное значение и встречаются реже - как правило, в случаях возникновения резкого антагонизма в отношениях ребенка с семьей. Пер­вый - бунт против окружающих. Ребенок как будто находит­ся в состоянии жесткого конфликта со всеми, постоянно ссо­рится с ними, ведет себя агрессивно. Второй симптом - обес­ценивание ребенком личности близких. Так, малыш может называть мать или отца бранными словами, которых ранее не произносил. Точно также у него меняется отношение к игруш­кам: он замахивается на них, словно они живые, отказывается играть с ними. Третий симптом - стремление ребенка к дес­потическому подавлению окружающих. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над близкими, стать господином положения. Часто такое поведение связано с чув­ством ревности по отношению к другим детям в семье.

Специалисты по детской психологии, описывающие симп­томы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эманси­пацию своего «я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.

Некоторые психологи считают, что само явление кризиса ненормально, связывают его с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, полагая, что при правильном воспитании кризис не является неизбежным. Другие видят в нем положительные стороны, поскольку, по их мнению, через противопоставление себя ок­ружающим ребенок лучше осознает возможности, границы своего «Я», овладевает свой эмоциональной и волевой сфе­рой, усваивает правила через нарушение запретов.

Исследования последних лет позволяют расширить пред­ставления о кризисе трех лет. К этому явлению стали отно­ситься не только как к трудному периоду детства, состояще­му лишь в негативном отношении к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, на котором происходит станов-


ление новых качеств, перестройка личности ребенка. За не­гативной симптоматикой скрывается положительная тен­денция ребенка к большей свободе и самостоятельности.

М.И. Лисина ввела представление о «кризисе развития» и «кризисе недоразвития», полагая, что ярко выраженная не­гативная симптоматика в поведении ребенка обычно сопро­вождает «кризис недоразвития». Если взрослые занижают или завышают его возможности, он реагирует на неадекват­ное отношение взрослого упрямством, капризами, протестом. При адекватном отношении взрослого кризис трех лет харак­теризуется позитивными преобразованиями личности ребен­ка и не сопровождается негативными проявлениями.

Экспериментальное изучение этого явления было пред­принято Т.В. Гуськовой. Ее работа существенно обогатила представления о симптоматике кризисных явлений в аспек­те личностного развития ребенка на границе раннего и до­школьного возраста.

Классификация симптомов кризиса по трем описанным выше линиям позволила выделить специфику отношения ре­бенка к предметному миру, к взрослому и самому себе в этот период детства.

Характерной особенностью отношения ребенка к пред­метному миру является стремление к все большей самостоя­тельности, протест против опеки взрослого.

Девочка 2,5 лет, одеваясь на прогулку, категорически отказывается от помощи взрослого, хотя сама еще не умеет справляться со шнурками ботиночек. В ответ на действия воспитателя, который, невзирая на протесты, обувает ее, малышка со слезами на глазах восклицает: «Все равно я твоими ботиночками гулять не буду, развя­жу, завяжу и буду гулять своими».

К этой же сфере относится и острая аффективная реак­ция на критику в свой адрес, обида на самое невинное заме­чание.

Мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее рас­строенной и молчаливой. По дороге домой девочка вдруг остановилась и зарыдала. После долгих расспросов она сказала, что воспитательница при всех отчитала ее за то, что она медленно одевалась на прогулку. Всхлипывая и


122 И. Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 123

глотая слезы, она прокричала: «Ты ей скажи, этой своей воспитательнице, что я не копуша, вот!». Из разговора с воспитательницей мама выяснила, что на замечание де­вочка не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно.

В то же время малейший успех может вызвать несоизме­римую с ним радость, хвастовство.

Трехлетняя девочка заявляет своим родителям: «Я се­годня так устала! Я свою кроватку лучше всех заправила, меня еще Женя просил, я ему тоже заправила и еще дру­гим детям. Я лучше всех заправляю». В дальнейшем вы­яснилось, что ничего подобного в действительности не было, но девочку в этот день впервые похвалили за хо­рошо убранную постель.

В ходе предметной деятельности у ребенка развиваются новые личностные качества: произвольность и целеустрем­ленность.

В сфере отношения к взрослым на первый план выдвига­ется острая потребность ребенка в оценке своих действий.

Девочка, подражая маме, начала убирать свою комнату. Мама, занятая срочной работой, не заметила усилий доч­ки. Та долго ждала реакции мамы и, не дождавшись, во­рвалась в мамину комнату со слезами на глазах: «Когда ребенок убирает, он молодец?» - «Молодец»,- расте­рянно ответила мама. «Ну, так и скажи, что молодец».

В сфере отношения к себе у ребенка ярко проявляется «гордость за достижение», появляется обостренное чувство собственного достоинства, порождающее повышенную обид­чивость, необоснованно эмоциональные вспышки. Достиже­ния ребенка способствуют появлению у него самолюбия - мощного стимула к самосовершенствованию. Благодаря это­му, создаются объективные предпосылки для освобождения его самооценки от мнения окружающих, что служит основой развития чувства самоуважения. «Гордость за достижение» является положительным итогом кризисного периода и ран­него возраста в целом.


Итоги

Сущность личности человека определяется совокупностью трех видов отношений - к предметному миру, другим людям и самому себе. На каждом из возрастных этапов образуются спе­цифические личностные структуры, в которых эти виды отно­шений пересекаются, взаимно дополняя один другой. Каждый возрастной этап завершается возникновением личностного но­вообразования, появлением нового способа опосредствованного отношения ребенка к окружающему миру и самому себе.

Периоды становления новообразования сопровождаются кризисными явлениями, в которых отражается формирова­ние новых видов деятельности, изменение формы общения ребенка со взрослым и отношения к себе.

На протяжении раннего возраста формируется новое отно­шение ребенка к предметному миру, которое заключается в том, что" в действиях с предметами он начинает руководствоваться представлением о результате; стремление к получению пра­вильного результата становится регулятором его деятельности.

В отношении к взрослому в этом возрасте усиливается по­требность малыша в оценке своих действий. Оценка взросло­го начинает выступать для него объективной мерой правиль­ности своих действий. Особенно острой потребность в оценке становится после 2,5 лет.

Отношение ребенка к самому себе начинает опосредство­ваться успехами в предметной деятельности и характером об­щения со взрослым. В ходе самостоятельной деятельности и сотрудничества со взрослым формируется конкретная само­оценка - отношение к результату своих действий.

К 3 годам возрастает стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого, осознание своего «Я», что выра­жается в словах «Я сам!» Сложный процесс становления нового отношения к себе обусловливает появление «кризиса трех лет. Симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, строп­тивость и своеволие ребенка. В цетре кризиса стоит сопротивле­ние авторитарному воспитанию, борьба за самостоятельность.

Основным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса трех лет, выступает симптомокомплекс «гордость за достижение», суть которого состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достиже­ний, признанных и оцененных другими людьми.


124 II. Особенности развития ребенка раннего возраста


Вопросы и задания

1. Какие виды отношений играют решающую роль в ста­новлении личности?

2. Охарактеризуйте специфику отношения ребенка ран­него возраста к окружающему миру и самому себе.

3. Каковы особенности формирования самооценки в ран­нем возрасте?

4. Опишите симптомы «кризиса трех лет».

5. Что такое «кризис недоразвития», в чем заключаются его причины?

6. Назовите и охарактеризуйте основное личностное ново­образование ребенка раннего возраста.



Что такое общение

Часть 1 Общение дошкольников с взрослым

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ре­бенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно являет­ся в первые семь лет его жизни, когда закладываются все осно­вы личности и деятельности растущего человека. И чем мень­ше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. Конечно, «взрослый» - понятие не абстрактное. Взрослый всегда конкретный человек -мама, папа, бабушка, воспитатель, медсестра. Воспитатели часто утверждают, что на­лаживать контакты с ребенком, пытаться понять его и формиро­вать его хорошие качества -задача родителей; только мать или отец могут воспитывать ребенка, дать ему тепло и ласку. Но это не совсем так. Нередки случаи, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель. Именно он удовлетворял по­требность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители. Да и для детей, растущих в хороших семьях, отноше­ние к ним воспитателя и характер его общения с ним существен­но отражаются на их развитии и настроении. Поэтому воспита­тель не может ограничиваться формальным выполнением сво­их обязанностей. Он должен присматриваться к детям, пытаться понять их и, конечно, общаться с ними.

Проблема общения дошкольника с взрослым имеет два аспекта. Во-первых, это развитие самого общения на протяже­нии дошкольного детства. Из этого следует, что педагогу необхо­димо знать интересы детей разного возраста, уметь поддержать подходящие темы для разговора с ними, определять уровень развития общения и компенсировать возможные недостатки.

Во-вторых, общение влияет на развитие личности ребенка. Работая с детьми, педагог должен представлять, как через об­щение с ребенком можно развивать мотивы и смыслы детских действий, сознание и самосознание детей, их инициативность и произвольность.

Следующие главы пособия будут посвящены этим вопросам.

Глава 1 Развитие общения ребенка с взрослым

Понятие «форма общения»

Выдающийся отечественный психолог М. Лисина рассмат­ривала общение ребенка с взрослым как своеобразную деятель­ность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлет­ворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к прагматическим нуждам человека (подобно, напри­мер, потребностями в пище, во впечатлениях, в безопасности, активности и пр.). Психологическая сущность потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и дру­гих людей.

Человек стремится узнать и оценить отдельные качества и способности свои и других людей. Сравнивая себя с другими и выясняя, как они оценивают его, человек формирует само­оценку, познает и оценивает других.

Иной путь познания себя через другого заключается в со­единении, приобщенности к другим людям. Переживая общ­ность с другим человеком (любовь, дружбу, уважение), мы как бы проникаем в его существо. В таком соединении не приоб­ретаются новые знания (мы не узнаем ничего нового), имеете с тем именно в отношениях с другим человек находит, осознает себя, открывает и понимает других во всей их (и своей) целост­ности и уникальности и в этом смысле познает себя и другого.

Если первый путь познания предполагает отстраненный, объективный анализ отдельных качеств - их обнаружение, оценку и сравнение, то второй путь направлен на познание

«изнутри», на переживание общности себя и другого в целост­ности и единстве.

Помимо потребности, которая определяется характером отношения к другому, общение всякий раз имеет определен­ные мотивы, ради достижения которых предпринимается об­щение. В широком смысле мотивом общения является другой человек, в нашем случае - взрослый. Однако человек - объ­ект чрезвычайно сложный и многогранный. Он обладает са­мыми разными свойствами и качествами. Те качества, которые побуждают человека к общению и являются на данном этапе главными, становятся мотивами общения.

М. Лисина выделяла три группы качеств и, соответственно, три основные категории мотивов общения -деловые, позна­вательные и личностные.

Деловые мотивы выражаются в способности к сотрудниче­ству, игре, общей активности. Взрослый выступает здесь как партнер, участник совместной деятельности. Ребенку важно, во что взрослый умеет играть, какие у него есть интересные предметы, что он может показать и пр.

Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетво­рения потребности в новых впечатлениях, в познании ново­го. Взрослый при этом выступает как источник новой инфор­мации и в то же время слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы ребенка.

Деловые и познавательные мотивы общения всегда включе­ны в другую деятельность (практическую или познавательную) и играют в ней служебную роль. Общение составляет здесь лишь часть более широкого взаимодействия ребенка и взрослого.

В отличие от этого, третья категория мотивов общения - личностные мотивы - характерны только для общения как самостоятельного вида деятельности. В случае личностных мо­тивов общение побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной личностью.

Потребности и мотивы общения удовлетворяются с помощью определенных средств общения. М. Лисина выделяла три вида средств общения:

1) экспрессивно-мимические (взгляды, улыбки, гримасы, различные выражения лица);

2) предметно-действенные (позы, жесты, действия с иг­рушками и пр.);

3) речевые.

Первые - выражают, вторые - изображают, третьи - обо­значают то содержание, которое ребенок стремится передать взрослому или получить от него.

Психологические исследования показали, что потребно­сти, мотивы и средства общения образуют устойчивые соче­тания-формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребенка с взрослым М. Лисина рассматривала как смену своеобразных форм общения.

Итак, формой общения называется деятельность общения на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокуп­ности ее свойств. Форма общения характеризуется следующи­ми параметрами:

1) время возникновения в онтогенезе;

2) место в системе общей жизнедеятельности;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемое детьми в ходе данной формы общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

5) основные средства общения.

На протяжении детства появляются и развиваются четы­ре различные формы общения, по которым с полной очевид­ностью можно судить о характере происходящего психическо­го развития ребенка. Важной задачей педагога является умение правильно определить и развить ту или иную форму общения, соответственно возрасту и индивидуальным возможностям ма­лыша. Рассмотрим последовательность форм общения ребенка с взрослым начиная с первых месяцев жизни.

Планирование игровой деятельности

Взрослый с несколькими детьми (3-4 человека) заранее со­ставляет план совместной будущей игры: распределяет роли, определяет порядок действий, обязанности каждою персонажа, его характер, промежуточные и конечные этапы игры. При этом взрослый не диктует свои решения, не навязывает свой ва­риант плана, а постоянно советуется с детьми, охотно принима­ет и поддерживает всякое предложение, исходящее от них.

Можно предложить любые сюжеты ролевой игры, где есть понятные и привлекательные для них роли. Например:

«больница» (роли врача, медсестры, шофера скорой по­мощи, больного);

«улица» (роли милиционера, работника заправочной станции, водителей, авторемонтника и пр.);

«концерт» (роли конферансье, артистов, аккомпаниато­ра, зрителей).

Подробно обсудив и определив план предстоящей игры, порядок действий для каждого персонажа, взрослый вместе с детьми начинает разыгрывать намеченный сюжет. Он следит за тем, чтобы дети не слишком отклонялись от намеченного плана, но вместе с тем поощряет все инициативные действия в пределах роли.

После игры взрослый разговаривает с каждым участником и спрашивает, во что тот играл, чем занимался во время игры, что ему больше всего понравилось, а что не очень. Особенно под­робно взрослый интересуется тем персонажем, роль которого выполнял ребенок, его рассказом о собственных действиях и об их соответствии намеченному плану.

Ситуация 1. «Сон»

Взрослый подходит к ребенку, когда тот уже лежит в кро­вати, готовясь к дневному сну, и спрашивает: «Ты знаешь, что нужно делать, чтобы быстро уснуть?» Ребенок самостоятель­но или с помощью взрослого формулирует следующие очевид­ные «правила»:

1) лежать не двигаясь и не разговаривая;

2) закрыть глаза;

3) лечь на бок и положить руку под щеку.

При этом ребенку предлагается думать, о чем он захочет (вспоминать что-то или сочинять сказку), только не открывать при этом рот, а рассказать все потом, когда проснется.

После такого «уговора» взрослый отходит в другой конец комнаты и наблюдает за ребенком в течение 15 мин, отмечая все его движения и характер выполнения правил.

Ситуация 2. «Конструктор»

Эта ситуация представляет собой игру, н которой принимает участие два ребенка. Взрослый показывает обоим конструктор и предлагает что-нибудь из него построить. Когда дети выража­ют готовность начать строительство, взрослый вводит следую­щие ограничительные правила: строить будем но очереди -сна­чала один, а потом другой. Тот кто сейчас не строит, а ждет своей очереди, должен работать «сторожем», он будет охрани п. дета­ли и выдавать их по одной, когда строи гель их попросит.

В результате обсуждения взрослый вместе с детьми форму­лируют следующие правила поведения «сторожа»:

1) не трогать детали конструктора, пока тебя не попросят дать их;

2) не вмешиваться в постройку товарищи - не помогать и не мешать ему, не давать советов;

3) детали выдавать только по просьбе «строители»;

4) выдавать детали конструктора только по одной. Определенные требования предъявляются и к «строителю».

Он может строить все, что хочет, но при чтом должен исполь­зовать все детали конструктора и просить их у с мое со партнера по одной, а не хватать самостоятельно. Детей просит не только выполнять все правила игры, но и следить, правильно ли дей­ствуют их партнеры.

После 5 мин такой игры дети меняются ролями и сторож становился строителем.

Ситуация 3. «Рисунок»

В этой ситуации может участвовать 6-7 детей. У каждого из них должен быть свой листок бумаги, набор карандашей один на всех. Взрослый предлагает детям нарисовать, что и как они хотят, но так, чтобы вовремя начать и вовремя закончить свой рисунок (показателем времени могут служить песочные часы

или какой-либо сигнал). Каждому ребенку отводится на рису­нок 1 мин. Рисуют дети по очереди (последние в очереди ждут дольше всех -5-6 мин).

Таким образом, дети должны соблюдать следующие правила:

1) не трогать листок бумаги, который лежит перед ними;

2) не брать раньше времени карандаши;

3) не мешать тем, кто рисует, не торопить и не давать советы;

4) начать рисовать сразу, как только подойдет очередь;

5) закончить рисунок сразу, как только прозвучит сигнал (или весь песок в часах кончится).

Затем дети рассматривают свои рисунки и рисунки товари­щей, обсуждают, кто что нарисовал. После чего порядок очере­ди меняется и рисование можно продолжить.

Ситуация 4. «Игрушка»

В этой ситуации также может участвовать 6-7 детей. В цент­ре большого стола помещается 6-7 различных игрушек (по I числу участников). Взрослый помогает с помощью считалки | установить порядок очереди, согласно которому каждый будет брать свою игрушку. Ребенок может выбрать любую игрушку; когда все игрушки разберут, он должен показать всем, любое забавное, оригинальное игровое действие со своей игрушкой. Объяснив суть предстоящей игры, воспитатель формулирует следующие правила:

1) игрушку брать только по сигналу и в соответствии с тем номером, который достался по считалке;

2) выбрав игрушку, положить ее возле себя и подумать, что собираешься с ней делать;

3) не показывать и не рассказывать раньше времени, что собираешься делать со своей игрушкой;

4) когда подойдет очередь, показать, как ты умеешь играть со своей игрушкой;

5) действие с игрушкой должно быть новое, интересное, которое еще никто не показывал.

Тот ребенок, который действовал последним, дожидается своей очереди примерно 5 мин.

Как можно видеть, ситуации предъявляются в порядке на­растания сложности. Если первая из них («Сон») не содержит

никаких специальных отвлекающих воздействий, вызываю­щих ситуативную активность ребенка и требует лишь выполне­ния традиционных для детского сада режимных моментов, то следующие ситуации подразумевают преодоление непосред­ственной ситуативной активности (вмешаться в игру партнера, начать рисовать на бумаге, которая лежит перед тобой и пр.). Особенно трудной является для детей последняя ситуация, где нужно не только дождаться своей очереди и не брать при­влекательную игрушку раньше времени, но и, взяв ее, сначала придумать с ней новое интересное действие и только потом его осуществить.

Организация данных ситуаций позволят выявить, с одной стороны, уровень развития произвольности и осознанности поведения, а с другой - уровень творческой активности и са­мостоятельности.

Для оценки развития произвольности центральными мо­ментами являются время, которое ребенок способен сдержи­вать свое непосредственное желание, и число нарушений пра­вил действия. Если дошкольник 5-6 лет не может в течение 5 мин удержать простые правила и часто нарушает их (вмешивается в постройку товарища, не успевает завершить рисунок, демонстрирует свою куклу «без очереди»), значит он не уме­ет управлять своим поведением и сдержи нить непосредствен­ные желания.

Уровень творческой активности и самостоятельности ре­бенка выявляется в процессе выполнение творческой, ненор­мированной, части заданий. Это сочинение сказки или рас­сказ о себе (ситуация «Сон»), характер постройки (ситуация «Конструктор»), оригинальность рисунки (ситуация «Рису­нок») и оригинальность движений с куклой (ситуация «Игруш­ка»). Полное отсутствие самостоятельных творческих проявле­ний-ребенок не знает, о чем рассказывать, что строить, как рисовать, ждет указаний взрослого или воспроизводит дей­ствия сверстников - свидетельствует о дефиците самостоя­тельности и творческой активности.

На основе выполнения данных заданий можно выявить две группы детей с трудностями в общении, о которых шла речь.

В первую группу входят дети с низким показателем произ­вольности, но достаточно высокими или средними показате­лями осознанности и творческой активности. Для этих детей характерна сильная эмоциональная включенность в ситуацию. Они постоянно выражают нетерпение и заинтересованность в самой игре: включаются в нее, недослушав объяснение, живо наблюдают за действиями партнеров и бурно реагируют на их ошибки. Они часто нарушают правила, при этом способны за­метить нарушения сверстников, а иногда и свои собственные ошибки. Но это обычно не помогает, и они вновь действуют импульсивно. Чаще всего их отличает непонимание собствен­ных ошибок и безразличие к ним. Они не пытаются исправить свои ошибки и не стараются выполнить правила. Предметы и действия с ними увлекают их гораздо больше, чем выполне­ние правил.

Вторую группу составляют послушные дети с низкой твор­ческой активностью. Они старательно выполняют все задания взрослого, но не проявляют никакой инициативы. Они как бы ничего вокруг не замечают, кроме взрослого, на которого они часто оглядываются, ожидая дальнейших указаний. Главное, что отличает таких детей, - их полная неспособность выпол­нить творческую часть предложенных методик. В тех случаях, когда нужно что-то придумать, построить и как-то проявить себя, они напряженно ждут указаний взрослого либо воспроизводят действия сверстников.

Если для детей первой группы ожидание своей очереди и другие правила, ограничивающие их спонтанную активность, требует значительных усилий, то для детей второй группы эти правила не представляют трудностей и не требуют особых усилий. Значительно труднее даются им действия, требующие самостоятельности и активности.

Показательны также различия этих групп детей в их от­ношении к взрослому. Взрослый выступает как центральная фигура в каждой ситуации для абсолютного большинства де­тей. Но для детей первой группы отношения с ним содержа­тельно опосредованы игровыми действиями: взрослый для них -партнер и источник новых игр, правил и заданий. Для

детей второй группы отношения с взрослым имеют непосред­ственный характер: они ожидают его указаний и ориентируют­ся на его непосредственную реакцию, о чем свидетельствуют частые взгляды в его сторону, растерянность, когда нужно дей­ствовать самостоятельно и пр.

Поскольку за поведением этих двух групп детей стоят раз­ные психологические основания, очевидно, что эти группы требуют различных педагогических стратегий и нуждаются в различных стилях общения с взрослым.

Общение и его роль в развитии ребенка

Что такое общение

Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людь­ми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально прони­зана его контактами с другими людьми. Потребность в обще­нии - одна из самых важных человеческих потребностей. От­ношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наибо­лее радостные и светлые чувства-любовь, признание, понима­ние - рождаются близостью и связанностью с другими.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот дру­гой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собствен­ной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение - что всег­да взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров.

Деятельность парикмахера, портного или врача также направлена на другого человека, но при этом настроение и отно­шение клиента или пациента к специалисту не имеют решаю­щего значения для успеха деятельности, а его излишняя актив­ность может даже помешать. Поэтому действия данных специ­алистов нельзя назвать общением (хотя отдельные его фраг­менты, естественно, могут сопровождать их работу). Любой

акт, пусть даже имеющий все внешние признаки взаимодейст­вия (речь, мимику, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишенное способности восприятия или ответной психической активности. И только ориентация на отношение другого и его активность, учет его действий (вы­сказываний, жестов, мимики) может свидетельствовать, что данный акт есть общение.

Чтобы определить, является ли тот или иной вид взаимо­действия общением, М. Лисина предложила следующие четы­ре критерия:

1) внимание и интерес к другому - наблюдение, взгляд в глаза, внимание к словам и действиям собеседника свидетель­ствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него;

2) эмоциональное отношение к другому человеку;

3) инициативные акты, направленные на привлечение вни­мания партнера к себе,-человек должен быть уверен, что парт­нер воспринимает его и каким-то образом относится к его воз­действиям, таким образом, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание можно считать наиболее характер­ным моментом общения;

4) чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер, - изменение активности (настрое­ния, слов, действий и пр.) под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

Наличие совокупности перечисленных критериев могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть об­щение.

Однако общение - это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет свое содержа­ние, которое связывает общающихся. Уже само слово «обще­ние» говорит об общности, сопричастности общающихся. Та­кая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятель­ность, направленная на достижение результата, или тема раз­говора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное - чтобы этот предмет

общения, его содержание были общими для людей, вступивших в общение.

Многие трудности в воспитании детей связаны как раз с тем, что содержание общения ребенка и содержание общения взрослого не совпадают: взрослый говорит об одном - ребенок воспринимает другое и, соответственно, отвечает ему о своем. И хотя внешне такой разговор может быть очень похож на об­щение, в нем возникает не общность, а, напротив, отчуждение и непонимание. Здесь нельзя винить ребенка в непонятливо­сти или непослушании. Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы создать эту общность, т. е. понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями.

Общение со взрослым ребенка решающим образом определяет направление и темп психического развития ребенка. Это положение доказывается тремя фактами:

1)изучение детей, выросших в изоляции от общества и лишенных человеческого общения;

2)дефицит общения детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях вне семьи;

3)прямое влияние общения в ходе воспитания и обучения.

Успехов в искоренении «госпитолизма» достигли советские педиатры и психологи. Н.М. Щеловановым и Н.М.Аксариной были созданы научные основы воспитания детей раннего возраста в яслях и домах ребенка. Однако на общем благоприятном фоне развития детей в закрытых учреждениях можно увидеть причины отставания от сверстников из семьи:

1.Более слабые переживания, их усредненность, отсутствие ярких положительных и отрицательных проявлений.

2.Пониженная инициативность, медленное налаживание сотрудничества со взрослыми и сверстниками, несогласованность оценок и мнений, недостаточное стремление к общению с людьми.

3.Недостаточная любознательность.

4.Задержки в развитии речи.

Причины этого неблагополучия в особом стиле отношений и общения взрослых и детей: избегание ярких эмоциональных проявлений, инструкция всем детям лишает инициативы, отсутствие личных частых контактов с детьми.

Таким образом, две группы факторов показывают какой могучей силой в психическом развитии ребенка обладает общение.

Исследования проводимые под руководством М.И.Лисиной в течение последних 20 лет, показали, что с возрастом значение общения для ребенка не уменьшается, а становится сложнее и глубже. Было установлено, что общение может ускорять ход развития детей.

Особенности общения взрослых с детьми почти полностью определяю интерес к окружающему миру, отношение к другим людям и самому себе. Это зависит от того, отвечают ли взрослые на вопросы детей, внимательны ли к переживаниям, готовы ли их разделить с ними, помогают разобраться, что справедливо, а что нет во взаимоотношениях.

Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Обмен информацией составляет центральное содержание общения.

Цель общения- налаживание отношений, согласование усилий. В общении мы познаем других и себя.

Общение со взрослым у детей возникает на втором месяце жизни, с ровесниками- в конце третьего года жизни.

Установлены четыре признака, по которым можно судить о наличии у ребенка потребности в общении со взрослым и детьми:

1.внимание и интерес к другому человеку (рассматривание, прислушивание, стремление приблизиться, прикоснуться).

2.Эмоциональный отклик на появление другого человека.

3.Желание привлечь к себе внимание другого, продемонстрировать себя ему.

4.Ребенок добивается выражения партнером отношения к себе, к тому, что

он делает. При этом он обнаруживает чувствительность к оценке взрослого и сверстника (радуется или огорчается), изменяет поведение или деятельность в зависимости от этого. Особенно важны третий и четвертый признаки, они свидетельствуют об активном характере общения.

Наличие потребности в общении обеспечивает естественное восприятие детьми примера окружающих людей, готовность перестроить свою деятельность, как предлагают окружающие, открытость воздействиям окружающих.

Недостаточно выраженная потребность в общении делает ребенка замкнутым, пассивным, трудно поддающимся воспитанию. Налаживание связей

общения с ребенком играет первостепенную роль в успешном его воспитании.

Исследования показали, что для успеха воспитания нужно знать, сколько и какого общения нужно ребенку. Для каждого этапа детства существует оптимальная форма общения ребенка со взрослым, наиболее отвечающая его возрастным особенностям и в наибольшей степени обеспечивающая его продвижение в развитии.

Выделены следующие формы общения:

2.Ситуативно - деловая форма общения. Взникает в конце первого полугодия. Общение включается в практическую деятельность, обслуживает деловые интересы. Ребенок следует образцу, овладевают речью, овладевает самостоятельными действиями с предметами.

3.Внеситуативно - познавательная форма общения (3-5лет), основана на любознательности. Дети обращаются к уму и эрудиции старших. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших. Дети младшего и среднего дошкольного возраста испытывают повышенную чувствительность к отношению взрослого: они радуются его похвале и огорчаются его замечаниям. Если у дошкольника главенствуют познавательные интересы, то он обидчив, склонен к аффектному поведению. Обидчивые дети строят свое общение со взрослыми по преимуществу на познавательные темы. Ранимость детей возрастной феномен (ребенок ощущает в новой области умственного сотрудничества со взрослым большую неуверенность).

Внеситуативно - познавательное общение имеет важнейшее значение в психическом развитии дошкольника.

Ребенок впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со

взрослыми. Духовная жизнь ребенка уже не привязана к практическому познанию. Взрослый должен уважительно относиться к духовным запросам ребенка.

4.Внеситуативно-личностная форма общения (5-7 лет)-высшая. Связана с овладением системой отношений людей. Взрослый для ребенка - эталон в сфере нравственности,построения отношений с окружающими. Детей интересует, как следует поступать правильно, раздумывают над своими действиями и действиями других (вопросы, обсуждения, споры). Беседы на личностные темы- основной источник сведений о нормах нравственности, оценках реальных поступков собственных и других людей.

У многих людей эта форма общения не складывается совсем. Те дети, кто достиг этой формы общения, характеризуются стремлением к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Ребенок не настаивает теперь на похвале, для него важнее-как нужно.

Потребность во взаимопонимании и сопереживании предполагает внутреннюю готовность разобраться в том, что думает и чувствует другой человек. Он легче принимает от взрослого то, что сам еще не успел ни узнать, ни понять.

Одно из проявлений к общности взглядов и оценок со взрослыми - жалобы. На занятиях лучше усваивают материал дети освоившие внеситуативно - личностную форму общения. Дети с внеситуативно - познавательным общением больше интересуются увлекательнымми заданиями. Чем интереснее задания, тем легче они с ними справляются. На замечания взрослого реагируют слезами, спорами и отказом от деятельности, что мешает достичь успеха. При внеситуативно- личностном общении центр любой ситуации - взрослый, свои ошибки ребенок видит глазами взрослого, реагирует на замечания без обиды, по - деловому, относится к воспитателю как к учителю.

Внеситуативно - личностная форма общения обеспечивает коммуникативную готовность к школе: ребенок ищет бесед на личностные темы; споры направлены на выяснение правильности своих поступков; несогласие педагога влечет к совершенствованию деятельности; ребенок приобретает способность обсуждать темы, связанные с взаимоотношениями людей; у детей создаются благоприятные условия для становления 2 внутреннего плана действий» (ВПД) - и это главный путь умственного развития детей.

Итак, смена форм общения связана с изменением содержания потребности в общении со взрослыми:

1.потребность во внимании и доброжелательности взрослого;

2.потребность в деловом сотрудничестве;

3.потребность в уважении взрослого;

4.потребность во взаимопонимании и сопереживании.

Одна потребность не отменяет другую, просто становится доминирующей на фоне остальных.

Взрослый должен учитывать эти потребности и организовывать свои контакты так:

1)чтобы удовлетворить потребность и тем самым способствовать психическому развитию ребенка;

2)обеспечивать движение ребенка к более высоким формам общения, задавая ему образцы.

Формы общения со сверстниками проходят ряд этапов:

1)Эмоционально- практическое общение (2-4 года). Потребность в общении со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в общих забавах (вместе шалить, развлекаться, общее веселье), каждый озабочен стремлением привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.

Дети мало слушают друг друга, вот почему их взаимодействие нуждается в тщательной и постоянно коррекции взрослого. Эта форма общения способствует развертыванию инициативы детей, расширяет диапазон эмоций, позволяет увидеть свои возможности.

2)Ситуативно - деловая форма (4-5 лет). На основе потребности в деловом сотрудничестве. Развивается на основе сюжетно - ролевой игры. Дети заняты общим делом, стараются согласовать действия. Деловые качества ребенка и его товарищей служат причиной их обращений к друг другу. Ребенок чутко ловит во взглядах и мимике отношение к себе (невидимое зеркало). В сверстнике ребенок видит себя и только положительное; позже начинает видеть и сверстника - только его недостатки.

Отставание в общении со сверстниками оказывает неблагоприятное воздействие на психическое развитие ребенка. Дети тяжело переживают свою отверженность, это порождает пассивность, замкнутость, а порой недоброжелательность. Это требует от взрослого заботы по становлению этой формы общения у детей.

3)Внеситуативно - деловая форма (6-7 лет). У немногих детей стремление - жажда сотрудничества, на фоне игр с правилами. Дети упражняются в отношениях с другими людьми, помогают осознать свои обязанности, выступающие в виде всеобщих правил.

Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие Смирнова Елена Олеговна

Роль общения в развитии ребенка

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы. Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.

Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка), как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Из книги Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Особенности общения ребенка со взрослым Знакомство с назначением различных предметов, овладение культурными способами обращения с ними составляет главное содержание жизнедеятельности ребенка раннего возраста. Психологи называют эту деятельность ведущей, потому что

Из книги Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Становление общения ребенка со сверстниками Интерес к другим детям у ребенка начинает появляться очень рано-уже на первом году жизни. Малыши с любопытством разглядывают сверстника в коляске или на руках у мамы, улыбаются друг другу, пытаются дотронуться до руки или лица.

Из книги Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие автора Смирнова Елена Олеговна

Становление общения ребенка со взрослым Психическое развитие ребенка во многом зависит от того, как складывается его общение с окружающими взрослыми. Известно, что отсутствие или дефицит общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжелое нарушение как психического,

Из книги Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года автора Мещерякова Софья Юрьевна

Введение Общение и его роль в развитии ребенка

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Глава 1. Развитие общения ребенка с взрослым 1.1. Понятие «форма общения»Выдающийся отечественный психолог М. Лисина рассматривала общение ребенка с взрослым как своеобразную деятельность, предметом которой является другой человек. Подобно всякой другой деятельности,

Из книги Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность автора Александрова Наталья Федоровна

Глава 2. Роль взрослого в становлении общения дошкольников со сверстниками Для развития полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

В процессе общения ребенка с окружающими В повседневной жизни необходимо побуждать детей обращаться ко взрослым и сверстникам с речью. Например, малыш приносит воспитателю юлу и жестами просит завести ее. Воспитатель, не довольствуясь выразительными движениями

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Роль игры в развитии ребенка Время летит, и ваш малыш постоянно расширяет сферу своих интересов и осваивает все новые знания и умения. Ему уже не хватает тех знаний, которые позволяла получить предметная деятельность. Поэтому на новом этапе развития приходит новый способ

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Помощь в развитии творческих способностей ребенка Пожалуй, каждый родитель хотел бы воспитать своего ребенка творческой личностью. Необходимыми составляющими творчества являются свободный полет воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут выливаться

Из книги 85 вопросов к детскому психологу автора Андрющенко Ирина Викторовна

Значение общения ребенка с другими детьми Для нормального развития вашего малыша больше внимания уделяйте его общению с другими детьми. Это развивает коммуникативные навыки, чувство соревновательности, желание быть первым, мыслительные способности, поможет в будущем

Из книги автора

Роль массажа в развитии ребенка Массаж способствует здоровому росту младенца и играет важную роль в его физическом и психическом развитии. Улучшается кровообращение и укрепляется иммунная система ребенка. Именно массаж позволяет ребенку и родителям лучше узнать

Из книги автора

Роль родителей – роль ребенка Как родители восьмерых, мы признаем, что со своими первыми детьми не очень-то нетерпеливо ждали очередной трапезы, особенно когда они были в возрасте от года до двух. Мы чувствовали себя ответственными за каждую их трапезу, за то, что они

Из книги автора

Книги для детей. Роль сказки в развитии ребенка Книжки вредные и полезные для детской психики. Значение любимой сказки в выборе жизненного пути. Большинство родителей знает о важности чтения детям книг. Они сознают, как это необходимо для развития малышей. Но далеко не

Из книги автора

Роль отца в психологическом развитии и воспитании детей раннего возраста Наиболее раннее начало общения отца и ребенка – одно из важнейших условий, оказывающих влияние на их будущую взаимную привязанность. Известно, что младенцы, отцы которых разговаривали с ними еще

Из книги автора

Роль бабушки в воспитании ребенка Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Еще недавно в нашей стране в силу определенных социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать их детей, заменяя детские

Общение и его роль в развитии ребенка дошкольного возраста.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, проявление этого явления. Сложность общения требует выделение его составляющих, описание структуры. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяются три взаимосвязанных стороны общения:

Информативную (или коммуникативную), которая заключается в обмене информации между общающимися людьми;

  • взаимодействие (или интерактивную), проявляющую в обмене между участниками общения не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями;
  • понимание (или перцептивную), представляющую собой прогресс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

Как показали исследования Л.С.Выготского, общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также определяет опосредственное строение высших, человеческих психических процессов.

Роль общения в психическом развитии изучали также А.В.Запорожец, М.И.Лисина, З.М.Богуславская.

Значение общения для воспитания.

Общение – социально-психологическое явление, иногда рассматриваемое

как психологическая категория. Общение – такой процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга.
Общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Общение является первичной, доминирующей формой отношения человека к окружающей среде.

Значение общения – это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться понимания. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Цель общения – это то ради чего у человека возникает данный вид активности.

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Недостаточное по количеству и обедненное по содержанию общение детей раннего возраста со взрослыми приводит к тяжелым последствиям, получившим название госпитализма. Несмотря на хорошее питание, гигиенический уход и медицинское обслуживание, дети, растущие в условиях «дефицита общения», резко отстают в своем психическом, а также в физическом развитии.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками.

При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если ребенок поступает не так как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учится правильно себя вести.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!