Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста. Индивидуальная коррекционная работа с детьми дошкольного возраста детский сад

Анна Бунакова
План-конспект индивидуальных занятий с проблемными детьми старшего возраста педагога-психолога ДОУ

Снятие психомоторного напряжения и эмоциональных зажимов

«Капризы и упрямки» Погудкина И. А. «Работа психолога с проблемными дошкольниками »

ЗАНЯТИЕ 1

1. Приветствие – дети, передавая друг другу мяч, здороваются и называют свое имя.

2. Упражнение «Разные, но похожие» - дети выполняют команды взрослого по названному им общему признаку.

3. Упражнение «Эмоции» - дети с помощью пантомимики изображают различные эмоции; составляют рассказ.

4. Игра «Шаловливая минутка» - дети шалят в течение 1 минуты.

5. Упражнение «Аплодисменты» - дети аплодируют другому ребенку, сидящему на стуле.

6. Прощание – дети говорят о своем настроении, о понравившихся и не очень играх, прощаются.

ЗАНЯТИЕ 2

1. Приветствие - дети здороваются, называя имя соседа.

2. Упражнение «Ласковое имя» - дети говорят ласковую форму имени другого ребенка.

3. Упражнение «Поступки» - дети находят картинки с изображением плохих и хороших поступков.

4. Игра «Капризуля» - дети успокаивают «капризулю» , меняются местами.

«Как живешь?»

6. Игра – релаксация «Шалтай-болтай» .

7. Прощание – дети накрывают мяч ладошкой и хором говорят : «До свидания!»

ЗАНЯТИЕ 3

1. Приветствие.

2. Упражнение «Паутинка» - дети, держа в руках нить от клубка, говорят, что они любят, передавая клубок соседу.

3. Беседа «Мое настроение» - дети говорят о своем настроении.

«Как живешь?» - дети говорят слова с соответствующими движениями.

5. Игра-релаксация «Шалтай-болтай» - дети под стишок поворачивают тело в разные стороны, под конец падают на ковер.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 4

1. Приветствие – дети здороваются и ласково называют имя соседа.

2. Беседа «Настроение» - дети говорят о настроениях солнца и тучки.

3. Игра «Злые собаки» - дети изображают по очереди злых собак и испуганных детей.

4. Упражнение «Замри!» - дети двигаются по комнате и по сигналу замирают.

5. Упражнение «Звуки» - дети с закрытыми глазами слушают различные звуки.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 5

1. Приветствие.

2. Игра «Ребята и зверята» - дети по очереди изображают ребят и зверят.

3. Упражнение «Пантомима» - дети по очереди показывают пантомимой, чем они любят заниматься, другие отгадывают.

«Жуки» - дети изображают жуков.

5. Упражнение – релаксация «На пляже» - дети представляют, что едут на пляж отдыхать.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 6

1. Приветствие.

2. Упражнение «Разные, но похожие» - дети соглашаются или нет с высказыванием других детей.

3. Упражнение «Волшебные стулья» - дети, сидя на волшебных стульях, показывают различные настроения зверей.

4. Упражнение – психогимнастика «Закрытая дверь» - сидя «по-турецки» дети открывают по очереди закрытую дверь, меняются ролями.

5. Упражнение «Замри» (см. Занятие 4 )

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 7

1. Приветствие.

2. Игра «Кого нет?» - дети отгадывают, какой ребенок спрятался.

3. Игра «Чудесный мешочек»

4. Игра «Все наоборот» - дети называют противоположное слово названному взрослым.

«Бегуны и прыгуны» - дети по очереди изображают бегунов и прыгунов.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 7

1. Приветствие.

2. Игра «Добавь слово» - дети по очереди добавляют к сказанному ребенком слову подходящее по смыслу другое слово.

3. Упражнение – психогимнастика «Закрытая дверь» - сидя «по-турецки» дети открывают по очереди закрытую дверь, меняются ролями

4. Упражнение «Звуки» (см. Занятие 4 )

5. Упражнение-релаксация «Волшебная палочка» - дети после прикосновения «волшебной палочки» ложатся на ковер и с закрытыми глазами отдыхают под музыку.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 8

1. Приветствие.

2. Игра «Лишнее слово» - дети добавляют после каждого слова в предложении оно лишнее, например «ай» .

3. Беседа «Это я!» - дети знакомятся с тем, что каждый человек сначала бывает младенцем. Потом растет, взрослеет и становится старым .

4. Упражнение-психогимнастика «Спортсмены» - дети изображают боксеров.

5. Упражнение «Волшебная палочка» см. занятие 6

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 8

1. Приветствие.

2. Упражнение – пальчиковая гимнастика «Моя семья» - дети загибают пальцы на руках под соответствующий текст.

3. Беседа «Моя семья» - дети рассказывают о своей семье.

4. Упражнение «Замри» см. занятие 3

5. Упражнение «Шалтай-болтай» см. занятие 2

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 9

1. Приветствие.

2. Игра «Мои друзья» - дети поочередно ударяя мячом об пол называют 5 имен своих друзей.

3. Игра «Мешок с капризками» - дети прогоняют капризы и упрямства-ударяют кулаками по мешку.

4. Упражнение – психогимнастика «Одуванчики – дети делают движения под соответствующий текст.

5. Упражнение-пантомима «Настроение» - дети с помощью мимики и жестов изображают настроение одуванчика и свое.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 10

1. Приветствие.

2. Игра «Мой лучший друг» - дети по очереди рассказывают о своем лучшем друге.

3. Упражнение –психогимнастика «Дровосеки» - дети рубят дрова.

4. Игра с пальчиками «У костра»

5. Игра- психогимнастика «Искры» –дети раскидывают искры по помещению, подбрасывают их вверх; по сигналу взрослого изображают искры или ложатся на ковер.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 11

1. Приветствие.

2. Игра –психогимнастика «Гоночный автомобиль» - дети по очереди изображают мотор и тормоза гоночного автомобиля.

3. Игра «Филин и мыши» - дети изображают филина и мышей.

4. Игра с пальчиками «Мышки в лесу» - дети говорят текст и делают соответствующие движения.

5. Упражнение-релаксация «Сон» - дети лежат на ковре с закрытыми глазами и отдыхают под музыку.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 12

1. Приветствие.

2. Игра «Кого нет?» - дети отгадывают кто спрятался под простыней.

3. Игра «Несмеянки» - водящий должен рассмешить других детей.

«Лимонный сок» - дети изображают как они делают из кислого сока сладкий.

5. Игра «Шалтай – болтай» см. занятие 1 .

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 13

1. Приветствие.

2. Упражнение «Что я умею делать» - дети по очереди говорят в руках с мячом о своих умениях.

3. Упражнение - психогимнастика – дети изображают игру на музыкальных инструментах.

4. Игра «Шаловливая минутка» - см. занятие 1

5. Упражнение «Звуки» - см. занятие 3

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 14

1. Приветствие.

2. Упражнение «Программа хороших новостей» - дети по очереди говорят о любом хорошем событии.

3. Игра «Закончи предложение» - дети по очереди заканчивают предложение, начатое взрослым.

4. Игра «Ловкий мяч» - дети в парах передвигаются по комнате, зажав мяч лбами.

5. Упражнение «Звуки» см. занятие 3 .

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 15

1. Приветствие.

2. Упражнение «о каком подарке мечтаю» - дети по очереди говорят о каком подарке мечтают.

3. Упражнение «Колобок» - дети по очереди задают вопрос Колобку.

4. Упражнение «Звериный хор» - дети издают звуки по сигналу взрослого в соответствии с картинкой животного.

5. Упражнение на расслабление «Замри» - дети под веселую музыку танцуют, а под звуки леса ложатся на ковер.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 16

1. Упражнение «Программа хороших новостей» - см. занятие 13 .

2. Игра «Неисправный паровозик» - дети в парах изображают неисправный паровозик (завязаны глаза) и помощника, который довозит паровозик до станции через препятствия.

3. Игра «Послушный гудок» - дети гудят в соответствии с картинками : лес -громко, город – тихо, месяц- шепотом.

4. Упражнение «Повтори движения» - дети повторяют за взрослым движения.

5. Упражнение – психогимнастика «Дерево» - дети под текст делают движения.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 17

1. Приветствие.

2. Игра «подарок другу» - дети по очереди в руках с мячом дарят друг другу подарок.

3. Игра «Король» - дети – слуги выполняют приказы короля.

4. Игра «Запретное движение – дети повторяют за взрослым все движения. При запретном движении все хлопают.

5. Упражнение - психогимнастика «Дерево» - см. занятие 15 .

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 18

1. Приветствие.

2. Игра «Паровозик» - дети изображают паровозик с вагонами, идущий в Волшебное царство.

3. Беседа «Заветное желание» - дети беседуют о злых и добрых волшебниках и по очереди говорят о своем желании.

4. Игра «Жители волшебного царства» - дети под музыку изображают жителей волшебного царства.

5. Упражнение – релаксация «Сказочная музыка» - дети лежат на ковре и слушают сказочную музыку.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 19

1. Приветствие.

2. Упражнение «Повтори – измени» -дети повторяют движения за взрослым в обратном порядке.

3. Упражнение «Сказочная шкатулка» - дети сочиняют сказку по предметам из шкатулки (дети отгадывают сказку) .

4. Упражнение-релаксация «Сказочная музыка» - см. занятие 17 .

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 20

1. Приветствие.

2. Упражнение «Программа хороших новостей» см. занятие 13 .

3. Игра «Запретное слово» - взрослый задает детям вопросы, а они отвечают, избегая запретного слова.

4. Игра «Ловишка» - детей ловит «ловишка» (ищет с закрытыми глазами) .

5. Упражнение – психогимнастика «Снеговик» - дети изображают в соответствие с текстом снеговика.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 21

1. Приветствие.

2. Упражнение «Секретное число» – дети считают от1-6. Цифру 4 не называть, а сделать любое неповторяющееся движение.

3. Игра «Рулет» - дети, взявшись за руки «заворачиваются в рулет» , не расцепляя рук.

4. Упражнение на пантомимику «Ожившие картинки» - дети по очереди изображают пантомимикой нарисованных животных на карточках, другие угадывают.

6. Упражнение – психогимнастика «Снеговик» см. занятие 19 .

7. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 22

1. Приветствие.

2. Пальчиковая игра «Капуста» - дети выполняют движения пальцами в соответствие с текстом.

3. Игра «Не зевай – отвечай» - дети, ловя мяч, называют слово, подходящее к обобщающему слову (мебель-стул) .

4. Упражнение «Однажды» - дети по очереди говорят, чего испугался мальчик, какой страшный сон увидел мальчик, чего дети боятся.

5. Упражнение – психогимнастика «Снежинки» - дети в соответствии с текстом делают движения.

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 23

1. Приветствие.

2. Игра «Что изменилось?» - водящий отгадывает : кто из детей поменялся местами.

3. Беседа по сказке «Цветик – семицветик» - дети слушают сказу и беседуют.

4. Упражнение «Шалтай – болтай» см. занятие 1 .

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 24

1. Приветствие.

2. Упражнение «Программа хороших новостей» см. занятие 13 .

3. Слушание сказки «Цветик-семицветик» .

4. Игра «Жмурки» - водящий с закрытыми глазами ловит детей.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 25

1. Приветствие.

2. Игра-пантомима «Зоопарк» - дети по очереди изображают животных зоопарка.

3. Игра «Доктор Айболит» - водящий Доктор Айболит и его помощник лечат зверей-детей.

4. Слушание сказки «Доктор Айболит» - дети слушают сказку и беседуют о ней.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 26

1. Приветствие.

2. Упражнение – игра «Цирк» -дети изображают циркачей.

3. Упражнение «Тигр в клетке» - водящий изображает тигра в клетке (в обруче, другие дети- маленьких тигрят.

4. Упражнение – психогимнастика «Спящие тигрята» - дети делают движения в соответствие с текстом.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 26

1. Приветст7ие.

2. Упражнение «Программа хороших новостей» см. занятие 13 .

3. Упражнение- психогимнастика «Путешествие» -дети в соответствие с текстом выполняют движения.

4. Упражнение – психогимнастика «Памятник» - дети по очереди стоя на стуле изображают памятник.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 28

1. Приветствие.

2. Упражнение «Чего боятся люди?» - дети с мячом в руках называют страхи свои или чужие.

3. Упражнение «Закончи предложение» - дети по очереди передают мяч и заканчивают предложение : «Мне страшно, когда…» .

4. Упражнение «Плоды одного дерева» - дети «срывают» по очереди черные плоды-страхи и желтые плоды - смелые поступки и рассказывают о них.

5. Слушание сказки «Лягушонок – спасатель»

6. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 29

1. Упражнение - психогимнастика «Дерево» см. занятие 15 .

2. Слушание сказки «Лягушонок-спасатель» .

3. Рисунок (поделка) «Лягушонок» - дети рисуют лягушонка из сказки.

4. Упражнение «Аплодисменты» говорят : «Я смелый!»

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 30

1. Приветствие.

2. Игра «Веселый зайчонок» - дети по очереди встают на стул и рассказывают стихотворение или поют песню.

3. Упражнение-психогимнастика «Авиаполет» -дети под текст делают соответствующие движения.

4. Упражнение «Аплодисменты» - дети по сигналу взрослого кричат и хлопают громко, тихо и шепотом.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 31

1. Приветствие.

2. Игра «Мышеловка» - водящий-мышка должен любыми путями вырваться из круга детей.

2. Упражнение «Бой богатырей» - дети бьют друг друга надувными дубинками.

3. Игра «Летает – не летает» -дети в соответствие с названным предметом расставляют руки в стороны и летят или стоят на месте.

4. Упражнение - психогимнастика «Снеговик» см. занятие 19 .

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 32

1. Приветствие.

2. Упражнение «Ласковое слово» - дети говорят ласковые слова друг другу.

3. Упражнение «Паутинка» - дети, держа в руках нить от клубка, говорят, что они не любят, передавая клубок соседу.

4. Упражнение - психогимнастика «Добрые и злые» - дети по очереди изображают добрых и злых животных.

5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ 33

1. Приветствие.

2. Упражнение – психогимнастика «Как живешь?» - дети говорят слова с соответствующими движениями.

3. Игра «Чудесный мешочек» - дети на ощупь определяют игрушку в мешочке.

4. Упражнение «Аплодисменты» - дети по очереди влезают на стул, ударяют рукой себя в грудь и говорят : «Я самый, самый»

Что делает психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом - это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса - педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Родители, дети которых проходят , часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов - это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают . Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Цель работы психолога в ДОУ - сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Задачи

  • Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
  • Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно - развивающих программ
  • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
  • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
  • Повышение психолого - педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям:

  • Психологическое сопровождение ребенка

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

  • по проблемам развития
  • Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно - развивающей работы
  • по вопросам воспитания и развития детей

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
  • Взаимодействие с другими специалистами

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам

В ДОУ функционирует 11 групп: 9 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Что же делает психолог в ДОУ?

Возрастная группа Что делает психолог?

I младшая группа

(2 - 3 года)

  • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка
  • ведение совместно с воспитателем группы и медсестрой
  • , беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
  • по вопросам адаптации ребенка
  • консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая группа

(3 - 4 года)

  • уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
  • индивидуальные по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.

средняя группа

(4 - 5 лет)

  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК

старшая группа

(5 - 6 лет)

  • ребенка по запросу педагогов или родителей.
  • индивидуальные по результатам диагностики.

старшая группа

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(5 - 6 лет)

  • уровня развития ребенка.
  • индивидуальные по результатам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • (индивидуально или в малых группа по 3-4 ребенка)

подготовительная группа

В статье раскрываются особенности проведения индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС); рассматриваются педагогические условия, приемы проведения индивидуальных занятий.

Требования к организации и содержанию работы

Проведение индивидуальных занятий (дефектолога, логопеда, воспитателя и др.) с детьми, имеющими РАС, предполагает реализацию определенных требований к организации и содержанию работы.

1. Педагогический процесс

Весь педагогический процесс должен выстраиваться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с РАС.

Следует опираться на сильные стороны в развитии ребенка, имея в виду зону актуального и ближайшего развития (например, учитывая сложности восприятия речи и выполнения вербальных заданий многими аутичными детьми, работу начинать с невербальных заданий).

Опираться на интересы ребенка в процессе планирования коррекционно-развивающих занятий (как на этапе выбора материала для отработки того или иного содержания, так и в качестве поддержки; например, за сложным и нелюбимым заданием следует любимое и интересное ребенку).

Выбирать задания по аналогии с любимыми играми ребенка, но не использовать в занятии уже знакомые. Для этого нужно определить, какие свойства выбранной игрушки, предмета ему наиболее интересны, и подобрать предметы с аналогичными критериями.

Во многих случаях, при отказе выполнить то или иное задание, постепенно включать ребенка в деятельность, предлагая ему выполнить некоторые элементы необходимого действия.

2. Структура занятия и предлагаемые задания

Требования к структуре занятия и предлагаемым заданиям.

Занятие должно иметь понятную для ребенка постоянную структуру (определенное начало и окончание, количество и последовательность заданий в занятии).

Оно должно быть сбалансированным (чередование заданий по сложности, видам деятельности, наличию собственной мотивации ребенка).

На занятиях важно использовать три типа заданий, выделяемых по конечной цели: задания, вызывающие и поддерживающие интерес ребенка к деятельности (даже когда их не удается связать с жизненными ситуациями, найти прямую связь между заданием и формированием навыков более высокого порядка); практически ориентированные задания, повышающие успешность ребенка с РАС в бытовой жизни в текущий момент; задания, содержащие компоненты, освоение которых является подготовительным для приобретения более сложных навыков.

Задание должно подходить для того, чтобы его можно было выполнять за столом (на полу); оно должно быть новым для ребенка и одновременно учитывать его особые интересы.

В занятия следует включать задания, создающие ситуации, когда ребенку для достижения значимого результата требуется обратиться за помощью к взрослому. Например, если ребенку нравится бросать мелкие детали в пластиковую бутылку, важно, чтобы такие же детали были у педагога и он по просьбе ребенка давал их по одной.

3. Приемы, виды помощи, применяемые на занятии

При проведении занятия особая роль отводится выбору формы помощи ребенку. В специальной педагогике изменение форм и объема помощи педагога ребенку в процессе занятий используется достаточно широко.

Но при обучении аутичных детей определение помощи приобретает особое значение. На первых занятиях в целях поддержания интереса к взрослому и действиям с ним, даже при выполнении простых, заведомо доступных ребенку заданий педагог часто может оказывать ему избыточную помощь, а в некоторых случаях даже выполнить за ребенка задание. Исходя из возможностей дошкольника, его интересов и поставленных педагогом задач, при выполнении действия предлагается сделать последнюю операцию (например, убрать картинку), или первую операцию (снять крышку с коробки), или одно действие в середине задания (например, выбрать игрушку). По мере адаптации к занятиям помощь сокращается и видоизменяется, т.е. происходит плавный переход к большей самостоятельности ребенка при выполнении задания.

Одной из особенностей аутичных детей является стереотипность, иначе говоря, потребность в неизменности ситуации. Поэтому создание расписаний в рамках разных подходов рассматривается как важный прием и необходимое условие для организации обучения. На занятиях с дефектологом расписание вводится тогда, когда ребенок привыкает к тому, что в этом кабинете за этим столом он совершает два-три действия, из которых хотя бы одно для него действительно приятное. В зависимости от особенностей психического развития ребенка и этапа работы можно использовать несколько видов расписания. Самое простое и наиболее часто используемое на начальном этапе — это предметное расписание (на стол выкладывают коробки с пособиями).

Уже на начальном этапе необходимо учить ребенка делать выбор, т.е. выбирать задание из двух предложенных взрослым. Чтобы занятие не теряло своих образовательных задач, важно, чтобы оба задания устраивали педагога. В дальнейшем возможен переход к расписанию занятия в виде рисунков, картинок, фото или табличек с названиями заданий.

Переход от предметного расписания к рисуночному на индивидуальных занятиях может осуществляться следующим образом. Обычно на занятии появляется задание, в процессе выполнения которого учат соотносить предмет и его изображение. Для этого предмет обводят по контуру и закрашивают в соответствии с цветом реального предмета. В зависимости от активности ребенка и его возможностей это рисунки, которые делает взрослый для ребенка, или рисунки, которые выполняются совместно. Каждый рисунок подписывают печатными буквами.

Есть дети, которым переход к рисуночному расписанию удается, только если педагог какое-то время (иногда в течение месяца и больше) использует для создания расписаний одновременно и предметы, и рисунки. Однако многие аутичные дети достаточно легко переходят к рисуночному расписанию на занятиях. По мере освоения чтения рисунки уменьшаются по размеру, изображения становятся более условными (черно-белыми, с меньшим количеством деталей), а подпись под рисунком, наоборот, увеличивается. Как правило, это происходит значительно позднее, когда ребенку нравится учиться и содержание занятий становится для него наиболее важным, т.е. после окончания начального этапа коррекционно-развивающих занятий.

Сформированные на коррекционных занятиях навыки должны отрабатываться и закрепляться в разных ситуациях: в процессе свободного нахождения ребенка в группе (наличие аналогичных игровых заданий, побуждающих к действию), проведения фронтальных занятий другими специалистами, в семье.

Специалист должен осуществлять взаимодействие с семьей на этапе постановки задач и самой коррекционно-развивающей работы как для закрепления знаний и навыков, так и для преодоления формализации в обучении и расширении практического опыта ребенка.

4. Предметно-развивающая среда

Требования к предметно-развивающей среде.

Специалистам необходимо осуществлять широкий выбор предметно-игрового материала. Для поддержания интереса к действию с предметами следует предъявлять (особенно на начальном этапе) игрушки с дополнительными сенсорными стимулами и другими характеристиками, значимыми для ребенка.

У многих аутичных детей, как правило, есть любимые игры, связанные с получением впечатлений, которые захватывают ребенка полностью. При этом он имеет четкие представления, как все должно происходить, и в такие моменты не может взаимодействовать со взрослым и не принимает никаких изменений. Более того, вмешательство взрослого в большинстве случаев вызывает негативизм и агрессию. Поэтому важно выбирать задания по аналогии с любимыми играми ребенка, но не использовать на занятии уже знакомые. Для этого нужно определить, какие свойства выбранной ребенком игрушки ему наиболее интересны, и подобрать предметы с аналогичными критериями.

Большое значение для развития восприятия отводится включению предметов натуральной наглядности, что позволяет избежать формального усвоения материала (возможность покормить рыбок в аквариуме, действовать с яблоком — с настоящим фруктом, который можно вымыть, найти на ощупь в мешочке, попробовать на вкус, а не только видеть его на фото в альбоме или на карточке лото и пр.).

Важно использовать один и тот же материал в разных заданиях и, наоборот, разный игровой материал применять в целях решения одной задачи (например, задача сличения цвета сегодня решается с помощью карандашей или кубиков, а завтра — с использованием магнитов, крупных разноцветных скрепок или прищепок и т.п.), что способствует освоению различных действий (построить башню или гараж из кубиков, прикрепить к доске рисунки при помощи магнитов, сложить в стопку и скрепить несколько карточек при помощи скрепки и пр.).

5. Структура индивидуального занятия

Ниже мы предлагаем структуру индивидуального занятия, которая используется по мере освоения ребенком учебного стереотипа.

Вводная часть

Первая часть (вводная) — введение в ситуацию занятия. Позволяет ребенку настроиться на занятие. Налаживанию взаимодействия и поддержанию интереса способствует использование сюрпризных моментов, заводных, музыкальных игрушек и др. Вводная часть способствует вызыванию у ребенка ориентировки на взрослого, его голос, инструкции; постепенному усвоению простых требований и т.п. Время, отводимоеыа вводную часть, непродолжительное — около 10-15% времени занятия. Как правило, в качестве первого предлагается интересное и довольно простое задание (для которого ребенку не нужна помощь специалиста).

Основная часть

Вторая часть (основная) — решение задач основных линий развития с акцентом на развитие познавательной, предметно-игровой деятельности. Эта часть самая большая: 50-60% времени занятия. Чтобы не перегрузить ребенка, удержать его внимание, интерес к предложенным заданиям и работоспособность, предлагаемые игры чередуются; внимание переключается с одного вида деятельности на другой. При этом более сложные задания проводятся в начале занятия (после вводного игрового задания). Между двумя-четырьмя игровыми познавательными заданиями необходимо предложить ребенку простое задание. Выбор его определяется индивидуально: для подвижного ребенка, которому трудно сидеть за столом, это может быть задание на полу; для пассивного ребенка, устающего от необходимости выполнять задания по инструкции и отвечать на вопросы специалиста, — невербальное задание: прикрепить наклейки на страницу, найти в банке с крупой стеклянные шарики и пр.

Заключительная часть

Третья часть (заключительная) — поддержание и закрепление усвоенных ранее умений и навыков. Как правило, эти задачи решаются при выполнении заданий по продуктивным видам деятельности, а также по игровому виду. В завершение подводится итог. Взрослый помогает вспомнить ключевые и эмоциональные моменты занятия (например, для ребенка с недостаточным уровнем речевого развития и формальным отношением к занятию можно предложить выложить задания в ряд, чтобы вспомнить, что делали сначала, а что потом), убрать игрушки на свои места. Заключительная часть —10-15% времени занятия.

Таким образом, структурированное, заранее продуманное индивидуальное занятие согласно описанным требованиям способствует эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с РАС.

Критерии сформированности стереотипа коррекционно-педагогического занятия

Стереотип коррекционно-педагогического занятия считается сформированным, если ребенок:

  • охотно приходит на занятие;
  • не прерывается во время занятия (не убегает, не отказывается от игровых действий и др.);
  • выполняет предложенные задания и может принимать помощь взрослого (соглашается на совместную деятельность);
  • соглашается на некоторые изменения привычного задания;
  • выделяет начало и окончание задания;
  • может сделать выбор из двух предложенных вариантов;
  • выполняет простые инструкции в привычных заданиях;
  • хотя бы кратковременно смотрит в лицо взрослому (в том числе в ситуациях, когда взрослый использует специальные приемы для привлечения внимания, например, подносит к своему лицу предмет или картинку, используемые в задании).

Постепенно, по мере того как ребенок привыкает к занятиям, охотнее выполняет новые задания, количество заданий может возрасти до пяти-шести или остаться прежним — два-три, но в этом случае увеличивается сложность заданий, а соответственно и время их выполнения.

Конечной целью посещения ДОО ребенком с РАС является обеспечение возможности максимально самостоятельного участия в общей деятельности (организованной взрослым или свободной), что важно для обучения в школе. При этом мы не рассматриваем это обучение как самоцель.

Безусловно, среди детей с РАС есть дети, которым сложно усваивать учебный материал, находясь среди других детей, а значит, должны существовать разные варианты школьного обучения, в том числе индивидуальное и дистанционное. Однако посещение детского сада для ребенка с ограниченными возможностями здоровья становится важной ступенькой, позволяющей входить в мир других людей.

Специальная организация начального этапа проведения индивидуальных занятий специалистов с аутичными детьми способствует более успешному освоению ими содержания занятия, переносу знаний в новую ситуацию и включению детей с РАС во взаимодействие со сверстниками. Важность этой составляющей образовательного процесса для социализации сложно переоценить.

Источники

  1. 1. Гилберт К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: Кн. для педагогов-дефектологов / Пер. с англ.; под науч. ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н. Исаева. М.: ВЛАДОС, 2005.
  2. 2. Караневская О.В. Начальный этап коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Материалы Международной научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды». М.: 2008.
  3. 3. Маккланнахан Л.И., Крантц П. Дж. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению / Пер.с англ. М.: СигналЪ, 2003.
  4. 4. Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей: Метод, разработки. М.: Теревинф, 2005.
  5. 5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004.

Браткова М., Караневская О. Методические рекомендации для организации и проведения педагогических занятий с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра в условиях ДОО
// Дошкольное воспитание. 2015. № 5. С. 76-80.

Мальчишки и девчонки, а также их родители, я Татьяна Сухих рада приветствовать вас на страницах своего блога. И сегодня я хочу поговорить про индивидуальные занятия с детьми. Как важно порой уделять малышу его личное время и как это полезно. Ведь планируя групповые занятия в ДОУ, воспитатель не может учесть потребности каждого воспитанника. Он не смог бы сделать это даже физически. Поэтому легче обратить внимание на ребенка в индивидуальном порядке, когда не нужно разделять свое внимание между детьми всей группы.

Это может быть утреннее время, когда детки только собираются в детском саду. Уделить несколько минут внимания можно и в послеобеденный период или по окончании дня. Особенно важно прибегать к подобной тактике в воспитании среди дошкольников 6-7 лет. В этот период подрастающее поколение начинает готовиться к школе.

Ваша задача, уважаемые педагоги, сделать так, чтобы школьные занятия не вызывали у дошкольника непонимание и негативное отношение к будущему учебному процессу. Ну а если в этом примут непосредственное участие сами родители, это будет просто здорово!

Достаточно важной задачей в планировании индивидуальных занятий правильно определить, какие именно упражнения требуются тому или иному малышу. Правильное и беспристрастное составление конспекта позволит добиться воспитателю поставленной цели – подготовить детей дошкольного возраста к последующей жизни! Да, да! Именно к ней, а не просто к школьному укладу.

Мне в свое время помогли всевозможные пособия. Возможно, вы слышали об авторах Е.Б.Волосовой, М.А.Васильева, В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и Н.А.Ноткиной, труды которых вошли в книгу индивидуального развития детей в дошкольных образовательных учреждений. Ну а если вам они еще не знакомы – очень советую всем своим коллегам!

А вот еще одна интересная тема. Скажите, вы сталкивались с проблемами у ребенка в гендерном воспитании. Уважаемые родители, это воспитательный процесс с учетом половых различий детей. Особенно актуальные занятия такого рода, для малышей из не полных семей, то есть где у крохи есть только мама или только папа. Отличным пособием, помогающим реализовать занятия согласно требованиям ФГОС является «Реализация гендерного подхода в условиях ФГОС ДО».

На что нужно обратить особое внимание

Для детей младшего дошкольного возраста лучше выбирать занятия-игры. Они лучше усваиваются малышами 3-4 лет.Вот, например, тематический комплект «Транспорт» предлагает выучить с детками 12 видов различного транспорта, передвигающегося по воздуху, по земле, по воде и снегу. Аналогичный набор может содержать картинки разного характера, что пригодится и ребятам 4-5 лет.

Набор позволяет не только выучить любознательной крохе определенную группу предметов, но и познавать окружающий мир в целом, развивать речевые навыки, изобразительные. Пособие «Мои первые слова» рекомендуется для упражнений с воспитателем в частном порядке или родителями в группах младшего и среднего дошкольного возраста.



И, наконец, особую роль в развитии индивидуальным способом играет подход воспитателя, если это детки с ОВЗ. Имея ограничения по здоровью, они, естественно, не могут полноценно развиваться в группе с другими детьми. Поэтому им как никому другому необходима помощь педагога в детском саду. Как по мне, сделать это не имея никакого опыта достаточно сложно.

А ведь обучение малышей с ОВЗ в общеобразовательной группе стало обычным явлением не так давно, поэтому тренинги и курсы – самый действенный способ научиться составлять план занятий с учетом личных потребностей своих воспитанников, ограниченных по здоровью. Я, например, собираюсь принимать участие в предстоящем вебинаре «Развитие познавательной сферы у детей с ОВЗ в индивидуальной работе педагога-психолога» http://www.uchmag.ru . Буду рада, если кто-то из моих подписчиков ко мне присоединится!

Несформированная личность малыша

В современном учебном процессе уже давно вводятся поправки по индивидуальному и групповому развитию детей, с воспитанием в них неповторимой индивидуальности, я бы сказала, настоящей личности в каждом отдельном ребенке. Ведь малыши, да что там, каждый взрослый человек единственный в своем роде. Он имеет свойственные только ему привычки, характер, восприятие окружающего мира, нравы, вкусовые качества и так далее. Именно поэтому очень важно подобрать к дошкольнику подход, развить в нем «слабые» качества и усилить сильные стороны.

Скажите, уважаемые родители, когда вы приводите свое чадо в развивающий досуговый центр на пробное занятие, что вы потом спрашиваете у педагога? Проявляет ли ваш малыш способности к рисованию, если это кружок ИЗО, к лепке, к театральному искусству или робототехнике. Так вы пытаетесь понять, к чему воспитанник проявляет способности. Наша же задача, как педагогов, правильно определить к чему у ребенка способностей нет, и сделать так, чтобы они были!



В этом вопросе трудно ограничиться той или иной тематикой занятия. Но в качестве примеров можно назвать следующие:

  • Если малыш замкнут в себе и не идет на контакт с окружающими, то с детьми раннего возраста следует больше проводить групповых подвижных игр. Если же не общительному ребенку интересно выполнять занятия творческие, то постарайтесь приобщить его к этому вместе с другими своими подопечными.

  • Плохо развитая речь может послужить поводом для организации спектакля. Но в процессе подготовки к такому интересному мероприятию с дошкольником потребуется индивидуально проговаривать слова, речи, стихи, роли.

  • Для детей, отстающих от сверстников в разных направлениях или имеющих проблемы со зрением, например, положительным будет развитие мелкой моторики. Вы можете давать такому ребенку специальные упражнения в индивидуальном порядке, рекомендовать игры и упражнения для совместных занятий с родителями или планировать работу в этом направлении для всей группы дошкольников.

  • Если ребенок уже с малых лет имеет отличный слух и проявляет невероятные способности в музыке. Мало того, малышу нравится петь, но при этом он совершенно не старается рисовать, то можно соединить эти два занятия вместе, подобрать тематические песни – в общем, сделать занятие ярким и увлекательным. Так вы привлечете внимание малыша и к изобразительному искусству.

Важные моменты воспитания индивидуальности

Еще одним не менее важным вопросом в индивидуальных занятиях с детьми, является не только правильное определение слабых сторон, но и соблюдение некоторых правил.



  1. Правило первое – с детьми раннего возраста не должна никаким образом проявляться навязчивость. Заставить кроху рисовать или учить буквы – проще простого. А вот вы попробуйте его заинтересовать. Мотивируйте стремление к совершенству! К примеру, дети 4 лет, у которых нередко начинается первый «переходный возраст», связанный с осознанием собственной личности, могут объявить протест вашей навязчивости, желая показать собственное мнение.

    Так нам ничего не добиться. А вот ребенка с лидерскими способностями очень не любящего лепить из пластилина, можно мотивировать соревнованием. То есть, кто первый вылепит грибок, тот и победил или может выбирать сегодня игру на уличной прогулке. Ну интересно же и здорово!

  2. Ни в коме случае нельзя проявлять агрессию и это в большей степени касается воспитательного процесса дома. Я знаю, мои любимые мамы и папы, когда приходишь с работы с затуманенными мозгами, не чувствуешь ни рук, не ног, а тебе еще ужин для семьи готовить, а тут сын со своим «мам дай краски, я нарисую тебе кота, которого нас учили рисовать в садике».

    А ты совершенно не помнишь, куда задевала краски, да и стол кухонный занят продуктами, в итоге «не мешай», «давай позже» и ребенку рисовать кота уже совершенно и не хочется. Этот пример один из многих. А ведь развитие личности должно происходить не только в детском саду, но и дома. Поддерживайте все благие намерения своего чада, помогайте ему становится лучше. Ведь кто как не вы, родители, знают о своем малыше все при все!

  3. Терпение и максимум внимания требуется для занятий с ребенком 2 лет и младше. В этом возрасте дети очень часто еще не посещают ДОУ и находятся дома с родителями или бабушками и дедушками. Поэтому индивидуальные занятия – это основа развития ребенка и в дальнейшем.

Из всего выше сказанного можно сделать только один вывод – занятия в частном порядке с детьми в дошкольных учреждениях – это прекрасная возможность воспитать в ребенке много хороших качеств и навыков, это индивидуальное формирование его будущей личности, это увлекательное и очень интересное занятие, которое обязательно понравится малышу!

На этой оптимистичной ноте я с вами прощаюсь. Жду новых подписчиков на страницах этого блога и с удовольствием дам совет в воспитании малыша!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!