Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Особенности методики проведения занятий с детьми. Педагогические условия развития и воспитания детей раннего возраста

Надежда Федосеева
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста

Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием материала, и специфическими приемами проведения . Чтобы построить работу наилучшим образом надо очень хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста : особенности развития восприятия , внимания и памяти, речи и мышления.

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснениях, беседах и внушении.

В работе с детьми раннего возраста следует учитывать , что познание мира происходит с помощью взрослого человека, путем подражания. Они с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов : открывают и закрывают, трогают, бросают, нюхают, пробуют на вкус. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, слова, ребенок начинает усваивать новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, т. е. становится более самостоятельным.

Все элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Занятия должны проходить только в игровой форме. Малыши в силу своего возраста всегда очень подвижны, любознательны. Поэтому обучение малышей чему-либо возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. А это можно достичь только в игре.

Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Нельзя забывать - чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений может потребоваться. Много нового в игру включать не следует, т. к. ребенок чувствует себя более уверенно в знакомой ситуации и действует более уверенно в ходе знакомых ему любимых игр.

Занимаясь с ребенком раннего возраста обязательно надо контролировать уровень сложности материала и учитывать индивидуальные особенности ребенка .

Основными темами занятий являются быт человека, животные и птицы, растения, транспорт, сезонные изменения в природе. Одни и те же темы можно использовать в сюжетной игре, рисовании, лепке, конструировании. В работе с маленькими детьми это вполне оправданно и полезно.

Во время занятия необходимо уметь гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.

Внимание детей непроизвольно и кратковременною Учитывая этот факт, необходимо заранее планировать занятие таким образом , чтобы избежать переутомления. Каждый этап занятия длится 3-4 минут ,достигая в общей сложности 10-15 минут, что соответствует нормам СанПина.

Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих друг друга.

Занятие должно состоять из нескольких разных игр. Это позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность занятия и его эффективность . Важно, чтобы спокойные игры сочетались с подвижными и наоборот.

Необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения (что-то можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый , незапланированный ранее, элемент). Педагог или родитель должен чутко реагировать на восприятие ребенком предложенного материала и улавливать его ответную реакцию.

Чтобы знания, умения и навыки закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. Необходимо специально позаботиться и о том, чтобы знания и умения и навыки, которые дети приобретают, активно использовались и в повседневной жизни. Для этого необходимо обращать внимание родителей на новые достижения ребенка и активно отрабатывать их дома. Только в этом случае мы получим нужный результат.

И последним условием в работе с малышами является :положительная поддержка ребенка взрослым на каждом этапе занятия . Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, нужно почаще их хвалить.

Попытаемся проследить все эти особенности на примере занятия .

Комплексное занятие с детьми раннего возраста "Поезд"

Демонстрационный материал :

Аудиозапись песни "Голубой вагон" Э. Успенского;

Предметные картинки транспортных средств и предметов мебели (диван, шкаф, стол, стул, и т. д.) ;

Туннель ;

Длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес (каждый вагон определенного цвета) .

Раздаточный материал :

Настольный деревянный конструктор;

Вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета (по 2 для каждого ребенка;

Кисточки для клея, салфетки.

Ход занятия.

Дыхательное упражнение "Теплое и холодное дыхание (формирует правильное речевое дыхание) . Научить детей делать холодный и горячий воздух.

Воспитатель. Дети, надо набрать побольше воздуха через нос, сделать губы трубочкой и выдуть воздух на ладошку - пойдет холодный воздух. А если набрать еще раз воздух и выдохнуть его с полностью раскрытым ртом, то нашей ладошке станет тепло. (Повторить несколько раз это упражнение) .

Сюрпризный момент.

Предложить детям сегодня отправиться в путешествие на поезде. Дети выстраиваются в колонну друг за другом, кладут руки на талию впереди стоящему ребенку. И таким образом под музыку двигаются по комнате. Каждый раз перед отправлением поезда зачитывается детям стих. Т. Волжаниной :

Загудел паровоз и вагончики повез :"Чах-чах, чу-чу-чу, далеко я укачу".

Первая остановка - физкультминутка "Мы играем на гармошке".

Музыка смолкает. Дети останавливаются и вместе с воспитателем выполняют движения по ходу стихотворения.

Мы играем на гармошке.

Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем.

Руки к верху поднимаем.

Наши ручки хлоп-хлоп.

Наши ножки топ=топ.

Вниз ладошки опускаем.

Отдыхаем, отдыхаем. (Дети трясут кистями рук) . Затем дети снова берут друг друга за пояс и вместе с музыкой едут дальше.

Вторая остановка - Дидактическая игра "Транспорт и мебель".

Игра учит объединять предметы по их назначении, закрепляет знания о предметах мебели и транспортных средствах, развивает связную речь.

Поезд подъезжает к столу. Перед детьми предметные картинки транспортных средств (поезд, самолет, машина и т. д.) и предметов мебели (диван, шкаф, стол, стул и т. д.) . детям нужно назвать изображенные предметы, рассказать зачем они нужны. В конце игры им предлагается распределить карточки в две группы. Дети снова выстраиваются друг за другом и движутся по комнате под музыку.

Третья остановка - дидактическая игра "Цветы".

Игра закрепляет умение соотносить название цвета с его изображением, развивает восприятие, внимание и быстроту реакции.

Поезд подъезжает к висящему на стене плакату. На нем разноцветные силуэты различных предметов : машинка, мячик,белка, кошка, цыпленок, цветок и т. д.

Воспитатель. Кто быстрее найдет красный предмет? (таких предметов несколько) . Каждый ребенок находит какой-то свой предмет и показывает на него. Лиза,что ты нашла красного цвета? А ты,Максим, что увидел красного цвета? И т. д. Поезд движется дальше.

Четвертая остановка - конструирование "Поезд"

Знакомит с кубом и кирпичиками, учит сооружать из этих деталей длинный поезд.

Поезд останавливается возле строительной площадки. Детям надо из деревянного конструктора построить длинный поезд. Вагоны делаем, накладывая два кирпичика друг на друга и выстраиваем их в длинный поезд. Паровоз будет сделан из двух кирпичиков и кубика.

Дети встают друг за другом и поезд движется дальше.

Спортивная игра "Туннель для поезда"

Развивает основные движения и предупреждает переутомление.

детский поезд подъезжает к туннелю (дуги с натянутой на них тканью) . Дети расцепляются и по очереди пролезают в туннель.

Физкультминутка "Колеса"

Предложить детям показать, как крутятся колеса у поезда (крутим перед грудью сжатыми в кулаки руками, как открываются и закрываются двери поезда (сгибаем руки в локтях и складываем их вместе, разводим руки и снова прижимаем друг к другу).

Выполнить вместе с детьми движения по ходу стихотворения.

Катились колеса, колеса, колеса. (Руки согнуты в локтях и делают вращательные движения перед грудью) .

Катились колеса все влево, все косо. (Руки на поясе, вращательные движения туловищем в левую сторону) .

Скатились колеса на луг под откос. (Руки на поясе, вращательные движения туловищем в другую сторону) .

И вот что осталось от этих колес. (Дети разводят руки в стороны) .

Аппликация.

Задание продолжает знакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры и прикладывания ее к листу в определенном месте.

Воспитатель. Наш поезд потерял все колеса и теперь не может сдвинуться с места.

Разложить перед детьми длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес. Каждому ребенку раздаются два вырезанных из цветной бумаги одного цвета круга (колеса) . Ребенку надо найти вагон такого же цвета, что и имеющиеся у него колеса и наклеить под этим вагоном.

Во время работы включается запись песни "Голубой вагон".

По завершению подводим итог занятия .

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Консультация для воспитателей

Составила: воспитатель ГБДОУ д/с № 11

Елкович Елена Николаевна

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.

Чтобы построить работу наилучшим образом, воспитатель также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов, открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта - что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.

Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже - в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой - дети видели машины на улице; игра «Киса, киса - брысь!» - дети видели и гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки - курочку и цыплят - или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.

Основные темы занятий - быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада « Ознакомление с окружающим миром»).

Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «г от простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры . Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения .

Необходима четкая структура занятия

Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры.

Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры - «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в.Курочку и цыплят" и т. п. Варианты окончания игры - .Курочка с цыплятами пошли домой" (курочка и цыплята уходят), „Курочка и цыплята прощаются - до свидания!“ и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.

Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец.

Необходима смена видов деятельности

Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.

Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую .

Гибкость

Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения - отдельные части занятия можно сократить или расширить , что-то отложить до следующего занятия или ввести новый , незапланированный ранее , элемент .

Перенос знаний

Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий - они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.

Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись , необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях .

Малышам необходима положительная оценка их деятельности

В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, - молодец!».

Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.


Особенности организации и виды занятий с детьми старшего дошкольного возраста

В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является обеспечение доступности качественного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его самосознания, индивидуальных способностей. В свете этого одной из актуальных становится задача обеспечения детям равных стартовых условий перед поступлением в первый класс, а также формирование готовности к систематическому обучению в школе.

Процесс развития ребенка во многом уникален. Каждый период развития характеризуется определенным ведущим видом деятельности, в процессе которой происходит качественное изменение психики, формируются психические новообразования, характерные именно для данного возраста. Поступление в школу является переломным моментом в жизни дошкольника: игра как ведущая деятельность уступает место учебной, успешность которой зависит от уровня сформированности предпосылок к данному виду деятельности (общеучебных умений и навыков, учебной мотивации и произвольности поведения).

Л.А. Венгер на основании своих исследований пришел к выводу, что в старшем дошкольном возрасте вполне можно сформировать элементарные формы учебной деятельности, используя в этих целях, прежде всего занятия как форму наиболее целесообразную и руководимую педагогом.

Занятия предусматривают освоение содержания программы всеми детьми, поэтому являются основной формой обучения старших дошкольников, помогают преодолевать стихийность, решать задачи разного вида планомерно, в определенной системе и последовательности.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста, как форма обучения, по своим признакам приближено к школьному уроку, что обеспечивает

преемственность между дошкольным и начальным звеньями обучения. Однако следует подчеркнуть, что обучение старших дошкольников существенно отличается от школьного как по цели, так и по методам его проведения.

Главной целью является не усвоение соответствующих знаний и навыков, а подготовка к усвоению содержания тех предметов, которые будут изучаться в течение последующих лет, развитие у детей психологических предпосылок к переходу в школу; методы обучения опираются на специфику характерных для дошкольников видов деятельности и форм мышления.

Основные различия между уроком и занятием заключается в степени интенсивности нагрузки, структуре и методах, используемых в процессе обучения. Сравнивая урок в начальной школе и занятие с дошкольниками, можно выделить следующие признаки сходства:

Одна и та же сущность: развитие познавательной деятельности детей, формирование определенного объема знаний и умений и одновременно всестороннее воспитание;

Четкая и строгая организация в одно и то же время, четкое расписание, коллективные и индивидуальные формы работы, дифференцированный подход к подбору заданий и к каждому ребенку.

Однако школьное и предшкольное обучение имеют свои особенности. (Табл. 1)

Таблица 1

предметное обучение; ученики овладевают основами наук, знания даются в строго научной логике;

Учащихся вооружают довольно сложными практическими умениями и навыками умственного труда: решение математических задач, написание сочинений, диктантов и т.д.

Детям сообщаются элементарные, доступные для понимания знания

Форма организации

1. по длительности: 4-6 уроков в день длительностью 40 минут;

2. по структуре:

Организационный момент;

Проверка и оценка домашнего задания;

Сообщение нового материала или фронтальная проверка знаний (контрольная работа)

Закрепление изученного материала;

Задание на дом.

1. по длительности: 2 - 3 занятия в день длительностью 25-30 минут;

2. по структуре:

Организационный момент;

Начало занятия;

Ход занятия;

Оценка деятельности детей, подведение итогов.

Нет оценки по бальной системе (оценка только словесная)

Применяемые методы и приемы

В школе преобладают словесные и практические методы в сочетании с наглядными.

В работе с дошкольниками преобладают наглядные, игровые и практические методы в сочетании со словесными.

Своеобразие содержания обучения старших дошкольников требует использования системы занятий, где каждое занимает определенное место в формировании знаний и умений. Активная позиция детей в процессе освоения знаний является условием формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности.

Основу организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию значимых функций определяют следующие принципы:

    Системность . Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.

    Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.

    Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа подготовки к школе может и должна строиться в соответствии с психологофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

    Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий.

    Постепенность и систематичность. Следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

    Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

    Цикличность повторения . Позволяет закрепить полученные знания.

Для занятия как формы организации обучения чаще всего характерна завершенность этого процесса: наличие основных звеньев обучения и этапов освоения знаний, умений и навыков. Освоение нового материала должно происходить на основе воспроизведения ранее изученного, непосредственно примыкающего к новому. Новый материал должен даваться небольшими частями. В ходе одного занятия осуществляется первичное восприятие нового материала, и его осмысление, усвоение знаний, умений и навыков.

Только такое многократное восприятие знаний в разнообразной деятельности и различных условиях обеспечивает полноту формируемых представлений.

Усвоение ребенком соответствующего уровня знаний (представлений и определенных понятий) о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т.д., расширение, закрепление, обобщение и систематизация усвоенного материала достигаются при организации двух этапов занятия: введение и воспроизведение нового материала.

Формирование умений происходит на этапе решения проблемных задач и выполнения упражнений.

Навыки вырабатываются путем многократного повторения действия, упражнения в применении (например, на этапе устного счета, письма, отражения результатов деятельности в речи и др.).

Образовательных, включающих усвоение ребенком определенного объема знаний, умений и навыков;

Развивающих, ориентированных на познавательную сферу дошкольника и включающих развитие внимания, мышления, памяти, речи;

Воспитательных, связанных с формированием личности ребенка: потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера.

Современный педагог должен не только дать детям образование в виде системы знаний – умений – навыков, но и развивать их способности, возможности, воспитывать личность. Развивающие и воспитательные цели достигаются в ходе решения задач развития качеств психической деятельности и познавательных процессов (сосредоточенность и произвольность внимания, дифференцированного восприятия, развитие умений сравнивать, классифицировать и т.д.); формирования отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются на данном занятии, к собственной деятельности; установления отношений и взаимодействия со сверстниками, а также освоения правил, норм поведения в условиях обучающих занятий.

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо определить его главную цель, зависящую от того, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.

На обучающем занятии накапливается необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, на развивающем дети, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Соответственно, в образовательном процессе должны использоваться различные виды занятий.

Комплексное (интегрированное) занятие включает в себя разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Интегрированное занятие может состоять из двух – трех классических занятий, реализующих раздел образовательной программы, объединенных одной темой или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

Интеграция содержания различных областей знания позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и более эффективным.

Бинарное занятие - это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют либо два, а может три педагога. Педагоги совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и учащихся, но проводит каждый педагог свою часть учебного занятия автономно.бинарные занятия интересны и увлекательны, дети активны на протяжении всего занятия.

Тематическое занятие. Обобщающее занятие, построенное по лексическому принципу. Каждое занятие посвящено отдельной теме: времена года, явления общественной жизни, творчество писателей. На протяжении всего занятия сохраняется элемент новизны.

Доминантное занятие . Занятие, на котором доминирует один из видов деятельности. Оно с одной стороны позволяет выявить уровень развития каждого ребенка, его творческий потенциал, с другой – способствует коррекции отставания детей в тех или иных видах деятельности.

По целям и задачам различают занятия:

    Обучающие;

    Развивающие;

    Закрепляющие;

    Диагностические;

    Обобщающие.

По сюжетно – тематическому оформлению:

    Занятие – путешествие (например, сказочное путешествие в страну знаний);

    Занятие экспериментирование (дети знакомятся со свойствами разных веществ, экспериментируют с водой, бумагой, тканью);

    Занятие – проектирование решения проблемы (дети совместно со взрослыми проводят исследования для получения новых знаний);

    Занятие – экскурсия (организованное целевое посещение театра, музея, библиотеки, природных объектов);

    Занятие – дидактическая игра (использование в содержании занятия нескольких дидактических игр, связанных общим сюжетом);

    Занятие – развлечение (театрализованное занятие, совмещающее, например, психомоторное и музыкальное развитие);

    Занятие – посиделки (ознакомление дошкольников с народными праздниками);

    Занятие – посещение гостей;

    Занятие – сказка (развитие детей посредством различных видов деятельности, объединенных сюжетом знакомой сказки);

    Занятие – беседа (познавательная беседа) . В ходе занятия, опираясь на свой жизненный опыт и имеющиеся представления, дети получают новые знания. Основным содержанием является рассказ педагога. Занятие требует привлечения разнообразных наглядных пособий: реальных предметов, иллюстраций, видеоматериалов. Обобщающая беседа: целью данного занятия является повторение, закрепление полученных знаний и представлений. Оно направлено на формирование у детей способностей к обобщению, систематизации накопленных впечатлений);

    Занятие – конкурс («КВН», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»);

    Занятие – викторина (все задания, как правило, объединены одной общей темой).

Следует помнить, что для того, чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях. С этой целью в них необходимо вводить элементы проблемного изложения учебного материала, организовывать коллективный или индивидуальный поиск, экспериментальную деятельность. Нередко в практике такие занятия называют развивающими. Однако они – лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии сознания и способности к самостоятельной поисковой деятельности у детей. Обучающие и развивающие занятия строятся по различным схемам.

Модель построения обучающего занятия

Подобная модель построения обучающего занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и обучающих технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: « мотивация – восприятие – осмысление».

Модель построения развивающего занятия

Развивающее занятие обеспечивает творческое усвоение знаний. Технология такого занятия включает проблемные методы введения знаний, продуктивные задания на их воспроизведение, что помогает детям самостоятельно сформулировать тему занятия, обеспечивает мотивацию к усвоению нового материала.

Отличие развивающего занятия в том, что оно обеспечивает более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.

Формы обучения, используемые на занятиях

Работа с детьми дошкольного возраста предусматривают занятия более гибкие по целям и задачам, вариативные по формам и методам проведения, а также личностно ориентированные. Личностно-ориентированная педагогика предполагает постоянное обращение к субъективному опыту детей, признание уникальности каждого воспитанника.

Занятие, разработанное в рамках личностно-ориентированной педагогики, требует не только создания в группе благожелательной творческой атмосферы, насыщения играми и самостоятельными творческими заданиями, но и пересмотра привычных профессиональных позиций, соблюдение ряда определенных условий.

Опора на субъективный опыт ребенка. Педагог сообщает детям знания в строго логической последовательности. Но любое знание должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка.

Педагогу необходимо продумать не только, то какой материал он будет сообщать, но и то, какова взаимосвязь этого материала с личным опытом детей. При организации личностно-ориентированного занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к ребенку.

Знание психологических особенностей. При подготовке к занятию педагог должен подбирать дидактический материал позволяющий использовать разноуровневые по сложности задания.

Разработка гибкого плана:

Определение общей цели и ее конкретизация в зависимости от разных этапов занятия;

Планирование разных форм организации работы;

Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий;

Планирование содержания занятия.

Педагогу в начале занятия необходимо создать положительный эмоциональный настрой на работу, сообщить детям не только тему, но цели, формы работы в течение занятия.

На протяжении всего занятия стимулировать детей к активной мыслительной деятельности. Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы. Важно поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), позволять каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность.

В конце занятия обязательным является подведение итогов. Нужно обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось и не понравилось, почему; что они хотели бы узнать сделать.

План изучения темы

  1. Содержание, виды и формы НОД.
  2. Методика проведения занятий в разных возрастных группах.
  3. Особенности обучения в повседневной жизни.

Методические указания по изучению темы

Непосредственно образовательная деятельность – деятельность, направленная на обучение и организованная педагогом

Занятие – одна из форм обучения, предполагающая определенную структуру и использующаяся преимущественно в обучении детей старшего дошкольного возраста

Классификация НОД (по С.А. Козловой):

Формы НОД по структуре: занятия, игры, подготовка к праздникам, развлечениям, чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке, драматизация, экскурсии, просмотр фильмов, изготовление предметов для игр, рассматривание картинок, пение, слушание, танцы и т.д.

Продолжительность НОД. Для детей 1,5-3 лет – не более 10 минут, для детей 3-4 лет - не более 15 минут, для детей 4-5 лет - не более 20 минут, для детей 5-6 лет - не более 25 минут, для детей 6-7 лет - не более 30 минут.

В середине НОД проводят физкультминутку (2-3 мин.). Перерывы между НОД - не менее 10 минут.

Особенности просмотра фильмов. В младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. НОД с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одной в течение дня и не чаще трех раз в неделю. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в развивающих игровых формах. Для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, для детей 6 - 7 лет - 15 минут.

Личностно-ориентированный подход к организации НОД. Педагог и ребёнок выступают как равноправные партнёры. Цель - раскрыть содержание индивидуального опыта ребёнка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания. Позиция педагога - уважительное отношение к любому высказыванию ребенка по содержанию обсуждаемой темы.

Структура НОД:

Методика проведения занятий в младших группах. Кол-во, длительность - 2 в день утром и вечером, 15 минут. Форма - индивидуальная, подгрупповая. Структура: вводная – сюрприз, игровая мотивация, основная – объяснение вместе с деятельностью, заключительная - положительная оценка педагога (участие, а не результат). Особенности методов и приемов: учет домашних и ясельных детей, показ действий, игровые, наглядные методы и приемы. Тип общения семейный.

Методика проведения занятий в средней группе. Кол-во, длительность - 2 в день (утром), 20 минут. Форма - подгрупповая, фронтальная. Структура: вводная – худ. слово, наглядность, игровая, личностная мотивация (для личного употребления), основная – объяснение как сам. часть, заключительная - объективная оценка от лица игрового персонажа. Методы: многократные упражнения (работа над качеством), дежурство по занятиям (со 2 полугодия), словесные, наглядные методы и приемы. Тип общения семейно-деловой.

Методика проведения занятий в старшей группе. Кол-во, длительность - 3 в день, 25-30 минут. Форма - подгрупповая, фронтальная. Структура: вводная – беседа из личного опыта, учебная мотивация, основная – опыты. поисковые вопросы, инд. работа, заключительная – все виды анализа. Методы: словесные методы, задания на развитие произвольного поведения, индивидуальная подготовка к занятию рабочего места. Тип общения деловой.

Мотивация влияет на содержание непосредственно образовательной деятельности. Из мотивации вытекает оценка и подведение итогов. Игровая мотивация – даёт лучшие результаты. Младший возраст – мотивация в самом материале. Средняя группа – можно принести персонаж. Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты. Подготовительная группа – игры с правилами. Правила мотивации: учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию); мотивация должна быть экономной (2-3 мин), она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес; завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.

Оценка результатов обучения. Обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности. Анализ результатов групповой и индивидуальной работы. Внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату. В младших группах направлено на усиление положительных эмоций. В средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности. Со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности.

Правила оценки. Младший возраст – указывая ребёнку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. Средний возраст – ребёнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств. Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля.

Особенности обучения в повседневной жизни. Задача педагога - помочь ребенку приобрести полноценные знания вне НОД. Дифференцированная работа. Дидактические и подвижные игры, подготовка к праздникам, развлечениям; чтение художественной литературы; наблюдения на прогулке.

Подготовка педагога к НОД. Планирование. Подготовка оборудования (перед рабочим днем, привлекать к изготовлению пособий детей, родителей). Иногда в начале года, сезона - подготовка саженцев, семян, счетного материала. Продумывание маршрута, расстановки детей.

Подготовка детей к НОД. Обобщение и актуализация опыта через рассматривание, беседы, чтение литературы, рисование. Организация внимания – за 5-10 минут сообщить о начале, организовать спокойные игры, работу дежурных по занятиям, переодеть детей на музыкальное или физкультурное занятие, экскурсию.

Одарённость - генетически обусловленный компонент способностей, в значительной мере определяющий темп и результат развития индивида

Специфическая направленность познавательной мотивации одарённых детей: высокий уровень мотивации наблюдается лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими способностями.

Работа с одарёнными детьми ведется с учётом их существенных потребностей. Ведущая деятельность одарённых детей - сюжетно-ролевая игра. Основная форма проведения развивающих занятий - игра. Роль нерегламентированной деятельности. Создание условий для совместной работы детей. Свобода выбора одарёнными детьми дополнительных образовательных услуг

методы творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные методы самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Акцент в образовательном процессе делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. От педагога требуется не сообщать знания в готовом виде, а ставить перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Вся работа организуется в малых группах. Роль взрослого сводится к наблюдению, поддержке.

Вопросы для самоконтроля по теме



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!