Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Индивидуальная коррекционная программа «Коррекция застенчивости у ребенка старшего дошкольного возраста. Индивидуальная психологическая программа по работе с учащимся с овз

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе реализуемых задач в нашем структурном подразделении МБОУ – СОШ с. Новосельское «Детский сад «Берёзка» села Новосельское», одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка. Наш детский сад работает по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Многим детям дошкольного возраста свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой – может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны – желания и права других. Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Общая тактика работы с агрессивными детьми состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

Отличительной чертой данной Программы является характер проведения занятий. Они проходят в игровой, увлекательной форме. Благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии способна направлять деятельность агрессивного ребенка в русло благоприятного варианта развития.

Программа может использоваться как составная часть более общей программы по оптимизации психического развития ребенка, но ее самостоятельное применение не снижает своего эффекта.

Программа занятий рассчитана на 3 месяца (23 занятия). Занятия проводятся с группой 2 раза в неделю. В каждой группе до 10 человек. Идеальный вариант – одновозрастные группы, но группы могут быть разновозрастными. Продолжительность каждого занятия 25-40 мин. Программа реализуется в детском саду воспитателями, работающими в старшей группе, Мусатовой Н. А. и Погодиной М. А. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4 - 7 лет.

Цели данной программы: выработка механизмов эмпатии, сочувствия к окружающим, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций без признаков агрессии; создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности дошкольника; снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми; оптимизация общения агрессивного ребенка с семейным окружением.

Задачи: Снизит уровень агрессивности и тревожности;

Обучить способам регуляции эмоционального поведения;

Обучит анализу своего поведения и внутреннего состояния.

Основным методом, используемым для коррекции агрессивного поведения в детском саду, является игра, направленная на отработку навыков общения, обучение агрессивных детей управлению своим гневом, а также способам выражения гнева в приемлемой форме; психогимнастика, ИЗО терапия, музыкотерапия, пальчиковые игры, сказкотерапия, этюды.

В ходе построения коррекционной программы мы руководствовались следующими принципами:

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

Деятельностный принцип коррекции;

Принцип единства диагностики и коррекции;

Принцип системности коррекционных и профилактических задач;

Принцип комплексности методов психологического воздействия;

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.

Ожидаемые результаты

Программа позволит дошкольникам снизить уровень агрессивности, усвоить групповые правила поведения, создаст безопасное пространство для общения.

Перед началом реализации программы был проведен тест по степени агрессивности детей. (Тест «Уровень агрессивности ребенка). Воспитатель наблюдает за детьми и советуется с родителями о необходимости проведения работы по снятию агрессивности.

В ходе проведения коррекционно-профилактической работы в целях оценки ее успешности проводилась диагностика агрессивного поведения сразу после реализации программы и спустя 4 месяца.

Структура занятий.

1. Разминка. Воспитатели (при необходимости вдвоем) приветствуют детей. Рассказывают, что им сегодня предстоит. Спрашивают о настроении, самочувствии.

2. Основная часть. На этом этапе используются беседы, игры и упражнения, которые обеспечивают снижение уровня агрессивных проявлений.

3. Заключительная часть. Воспитатель подводит итоги каждого занятия. Хвалит каждого участника за его заслуги.

Тест “Уровень агрессивности ребенка”

Исследование уровня агрессивности ребенка.

Родителям предложено понаблюдать за своим ребенком и провести тест. О результате мы просим сообщить воспитателю группы.

Каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Показатели:

Высокая агрессивность - 15-20 баллов.

Средняя агрессивность -7-14 баллов.

Низкая агрессивность -1-6 баллов.

Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Источник: Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992г.

Тематический план занятий.

1. Рис. «Рисование собственного гнева», упр. «Солнечный зайчик», упр. «Сдвинь камень», игра «Бумага»

2. Графическая методика «Кактус» упр. «Пластическое изображение гнева», упр «Брыкание» упр «Песок», игра «Разговор с руками», игра «Бумага»

3. Упр. «Уходи злость, уходи»; игра «Бумага» игра «Ругаемся овощами», игра «Похвали соседа», игра «Разговор с руками»

4. Упр. «Тропинка», игра «Ругаемся овощами», Игра «Похвали соседа». игра «Клубочек», упр. «Черепаха»

5. Разыгрывание сказки «Теремок» упр. «Апельсин». Игра «Бумага».

6. Упр. «Детский футбол» игра «Пушинка», Игра «За что меня любит мама» Игра «Бумага».

7. Игра «Ласковые лапки», упр. «У моря», Упр. «Песок», упр на снятие напряжения и расслабление

8. Упр. «По кочкам» Разговор с руками», упр. «Символическое изображение эмоций», игра «За что меня любит мама»,

9. Упр «Эмоции», игра Упр. «Гнев» игра «Попроси игрушку», упр. «Песок», игра «Похвали соседа»

10. Упр. «Вместе, мы сила» игра «Разговор с руками», упр. «Черепаха». Упр. «Апельсин »

11. Упр «Крепости», Игра «Ругаемся овощами», Игра Похвали соседа, упр. «У моря».

12. Игра «Конструктор», игра «Клубочек», упр. «Черепаха», игра «Бумага».

13. Разбор конкретных ситуаций упр. «Гнев», игра «Пушинка» Игра «За что меня любит мама»

14. Упр. «Тигр на охоте» упр «Два барана», упр «Мне нравится что ты… » Игра «Ругаемся овощами», Игра «Похвали соседа»

15. Упр. «Жужа» игра «Рубка дров», игра «Клубочек», Упр «Эмоции»

16. Элементы саморегуляции Игра «Ругаемся овощами», Игра «Похвали соседа», упр «Солнечный зайчик».

17. Упр. «Падающая башня» игра «Ласковые лапки», упр. «У моря», Упр. «Песок»,

18. Рисунок злого существа игра «Жучок», упр «Черепаха». Упр. «Апельсин »

19.«символическое изобр эмоций», Упр «Расставь посты» Игра «Два барана», игра «Жучок», Игра «За что меня любит мама»

20. Упр. «Уходи злость, уходи», игра «Возьми себя в руки», игра «Попроси игрушку», упр «Солнечный зайчик». игра «Жучок»,

21. Упражнение «Бой с подушками» игра «Рубка дров», игра «Похвали соседа» упражнение «Апельсин».

22. Упр. «символическое изображение эмоций», упр «Клубочек» игра «За что меня любит мама», упражнение «Песок».

23. Рисунок кактуса

www.maam.ru

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя»

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию программу по развивающей игре. Ведь мы все знаем, что любые знания, навыки детьми усваивается лучше именно в игре. Развивая с помощью игры память, внимание, воображение, мы, взрослые, способствуем лучшей адаптации ребенка в детском коллективе и обстановке. Игры и игровые упражнения в данной программе помогут развитию ребенка. Под этим развитием подразумевается и уверенность в себе, и способность управлять эмоциями, и быстрота реакции, и повышение коммуникабельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Игра является частью общечеловеческой культуры, её истоком и вершиной. Она развивает, социализирует, развлекает, дает отдых. Игру можно рассматривать как первую ступень познания мира. И поскольку игра призвана готовить детей к взрослой жизни, издревле в нашей традиционной культуре ей придавалось важное значение.

Играя, дети постигают нормы поведения. Овладевая определенными навыками, они учатся взаимодействовать со взрослыми и с детьми, разрешать трудные жизненные ситуации.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском коллективе и во время адаптации в школе.

В работе с агрессивными детьми используемые игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева.

Необходимо создать атмосферу непосредственно-эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я».

В работе с гиперактивными детьми, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: сначала привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Ведущим специалистом является педагог - психолог.

Программа предполагает работу с дошкольниками 5-7 лет.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Методологической основой данной программы являются идеи Л. С. Выготского о роли игры в воспитании дошкольников. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы - это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ребенка.

По определению Л. С. Выготского «Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С её помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие».

По мнению Д. Б. Эльконина (1978г., главное даже не то, что в игре развиваются и заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а то, что в игре коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру, формируется механизм координации своей точки зрения с другими возможными взглядами.

Всякая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.

В игре, удовлетворяя свою потребность в общении, ребенок вступает в отношения, которые стимулируют его положительные эмоции.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

способствовать сплочению детского коллектива.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Развитие внимания, памяти, наблюдательности.

2. Развитие сообразительности, активности мышления.

3. Развитие умения действовать по правилам.

4. Развитие ориентировки в пространстве.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ:

помещение должно быть светлым, проветриваемым;

помещение должно быть постоянным и не должно быть проходным;

помещение должно быть эстетически оформлено;

ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Программа занятий данного блока состоит из 18 занятий.

Занятия проводятся в первой половине дня, 1 раз в неделю.

Программа предполагает работу с группой из 4-5 человек.

В работе используются следующие методы и приемы:

дидактические игры;

подвижные игры;

сюжетные игры;

игры для развития коммуникативных навыков;

игры для развития мелкой и общей моторики;

игры для развития творческих и интеллектуальных способностей;

игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе;

словесные игры.

релаксационные упражнения.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Каждое занятие продолжительностью 20 минут.

1. Подготовительный этап (2 мин.)

2. Основной этап (15 мин.)

3. Заключительный этап (3 мин.)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень. С помощью проведенных занятий у детей изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, повышается самооценка.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое. Предназначение любой игры – развитие ребенка физически, интеллектуально, психологически.

В процессе игры дети не только познают мир, но и знакомятся с человеческой психологией, что происходит благодаря общению и взаимодействию.

Развивая с помощью игры память, внимание, воображение, мы, взрослые, способствуем лучшей адаптации ребенка в детском коллективе и обстановке. Игры и игровые упражнения в данной программе помогут развитию ребенка. Под этим развитием подразумевается и уверенность в себе, и способность управлять эмоциями, и быстрота реакции, и повышение коммуникабельности. Научить ребят использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Научить оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, контролировать свои действия в игре.

Любая игра помогает ребятам в развитии речи: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение.

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ 1 ««Избушка».

Цель: Развитие диалогической речи, согласованности движений с речью.

2. 1. Игра «Доброе животное».

2. Игра «Избушка».

3. Игра «Дракон»

Развивать умение действовать в соответствии с правилами игры.

Развитие рече-двигательных навыков.

Помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. 12-15 мин.

ЗАНЯТИЕ 2 «Ровным кругом».

Цель: Развитие внимания, наблюдательности.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Народная игра «Ровным кругом».

2. Игра «Прогулка с компасом». Формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций.

Формирование у детей чувства доверия к окружающим. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 3 «Найди свой цвет».

Цель: Развитие внимания, связной речи, ориентировки в пространстве.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Море волнуется раз… ».

2. Игра «Жужа». Развитие ориентировки в пространстве.

Развитие внимания, связной речи. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 4 «Для чего нужен предмет? »

Цель: Развитие сообразительности, активности мышления. Закрепить умение классифицировать предметы.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Для чего нужен предмет? ».

2. Игра «Бумажные мячики». Активизировать мыслительные процессы, развивать память, внимание.

Снизить беспокойство и напряжение. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 5 «Какое время года? »

Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности, снятие напряжения.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Какое время года? »

2. Игра «Воздушный шарик». Активизировать мыслительные процессы.

Развитие произвольного внимания, умение расслабляться. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 6 «Краски».

Цель: Развитие сенсорного восприятия, памяти, внимания, способствовать сплочению детского коллектива.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Краски».

2. Игра «Гусеница». Развитие сенсорного восприятия.

Снять лишнюю двигательную активность. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 7 «Узнай по описанию»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, доброжелательности.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Узнай по описанию».

2. Игра «Глаза в глаза». Развитие наблюдательности, внимания.

Обучение распознаванию эмоций и чувств; обучение приемам расслабления. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 8 «Катание на карусели».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях, способствовать сплочению детского коллектива.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Катание на карусели».

2. Игра «Найди отличие». Развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Развитие умения концентрировать внимание на отдельных деталях. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 9 «Игрушки».

Цель: Развитие внимания, наблюдательности, коммуникативных навыков, активизация детей.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Игрушки».

2. Игра «Менялки». Формирование произвольной регуляции поведения и эмоциональных реакций, развитие внимания, воображения.

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 10 «По грибы».

Цель: Развитие умения передавать мимикой, жестами свои эмоции, научить детей контролировать свои действия.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «По грибы».

2. Игра «Разговор с руками». формирование умения правильно понимать чувства и настроения. Развитие произвольности; сплочение детского коллектива 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 11 «Лохматый пес».

Цель: Развитие слухового внимания, снижение агрессивности, снятия напряжения, развитие чувственного восприятия.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Лохматый пес».

2. Игра «Ласковые лапки». Развитие слухового внимания, согласованности речи и действий.

Снятие напряжения, развитие чувственного восприятия. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 12 «Совушка-сова».

Цель: Развитие внимания, умения действовать по инструкции, волевой регуляции, развивать рече-двигательные навыки.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Совушка-сова».

2. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки». Развитие рече-двигательных навыков, умение действовать по инструкции.

Развитие наблюдательности, волевой регуляции. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 13 «Гуси»

Цель: Развитие внимания, умения действовать по правилам, связной речи.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Гуси».

2. Игра «Кто больше назовет действий» Развитие рече-двигательных навыков, умение действовать по инструкции.

Активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т. д.) 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 14 «Магазин»

Цель: Развитие навыков бесконфликтного общения, умения распределять роли.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. Сюжетно-рорлевая игра «Магазин». Развивать умение распределять роли, обучение навыкам бесконфликтного общения. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

Цель: Развитие внимания, сенсорного восприятия, быстроты реакции, сплочение коллектива.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Запрещенное движение».

2. Игра «Кто больше скажет о профессии» Формирование произвольной двигательной регуляции.

Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.) . 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 16 «Морские волны».

Цель: Развитие умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Игра «Давайте поздороваемся».

2. Игра «Морские волны».

Формирование произвольной двигательной регуляции.

Способствовать снижению мышечного напряжения. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 17 «Обзывалки»

Цель: Разрядка вербальной агрессии; коррекция страхов; релаксация.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Подвижная игра «Обзывалки».

2. Игра «Рассмеши меня»

3. Игра «Стойкий оловянный солдатик». Научить детей выплескивать гнев в приемлемой форме.

Развитие эмоциональной выразительности 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

ЗАНЯТИЕ 18 «Зеваки».

Цель: Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, развитие концентрации внимания.

1. Приветствие. Вводное слово Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку. 2-3 мин.

2. 1. Подвижная игра «Зеваки».

2. Игра «Гвалт». Развитие произвольного внимания, обучение управлять своим телом и выполнять инструкции.

Развитие концентрации внимания. 12-15 мин.

3. Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Снять напряжение, успокоить детей. 2-3 мин.

www.maam.ru

Цель: развитие мышления

Форма: индивидуальная.

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их обобщающим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных (птиц, рыб) , овощи (фрукты) .

Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но отличающиеся (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель») . Эта игра предназначена для развития логического мышления дошкольника.

Игра "Счет с помехой":

Цель: тренировка распределения внимания

Форма: индивидуальная.

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2 пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

Занятие №2

Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»

Цель: развитие мышления

Форма: индивидуальная.

Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в нее без слов. Психолог загадывает простое предметное действие (например, «чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен отгадать, что делают родители.

В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если малыш успешно справляется с заданием. Предложите ему угадать или показать самому цепочку последовательных событий (например, «проснулся – встал – умылся – позавтракал» и т.д.) .

В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Игра "В тишине"

Форма: индивидуальная

Игрушки: любые предметы в комнате. В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя.

Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать.

Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.

Занятие №3

Цель: развитие мышления

Форма: индивидуальная.

Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите ребенку запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек и попросите его угадать, что вы спрятали. Если он ответит правильно, поменяйтесь ролями.

Если ребенку трудно запомнить сразу такое количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на картинки с изображением предметов (например, из детского лото) .

Предложите ребенку запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит) . Затем незаметно поменяйте две-три из них местами. Попросите угадать. Какая игрушка занимает не свое место.

Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и внимания, умения сосредоточиться.

Игра «Аквариум»

Форма: индивидуальная.

Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики) , поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками) . Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.

Занятие №4

Цель: развитие мышления

Форма: индивидуальная.

Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь, опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно усложнит задание.

"Игры с водой"

Цель: развитие мышления, умения следовать правилам

Форма: индивидуальная.

Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка. Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом.

Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом.

В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку) .

Занятие №5

Цель: развитие мышления, внимания

Форма: индивидуальная.

Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит.

Если малыш хорошо справляется, можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.

Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в нее можно по дороге в детский сад или в магазин.

Игра «Построй фигуру»

Цель: развитие внимания, умения следовать правилам

Форма: групповая.

Занятие №6

Цель: Тренировка распределения внимания

Форма: индивидуальная.

Ребенок читает текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении ребенок также ищет ответы на вопросы.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель:Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре роевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Форма: групповая

Задачи: создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.

Ролевые действия:

Заведующий магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, беседует с покупателями.

Покупатели перечисляют кассиру, что они хотят купить и сколько, расплачиваются деньгами, получают чек от кассира, по чеку получают товар.

Продавец выдает товар по чеку, сверяет по чеку количество товаров, внимателен к покупателям.

Кассир спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует, либо пишет) , выдает чек, дает сдачу

Шоферы доставляют определенное количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от заведующего магазином

Рабочие сгружают полученный товар на склад, разносят по отделам.

Занятие №7

Цель: развитие активного внимания. Стимулирование внимания.

Форма: групповая.

Дети идут по кругу. Звучит низкий звук – и дети становятся в позу «плакучей ивы»: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. На высокий звук дети становятся в позу тополя: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук

Игра «Я к вам пишу…»

Цель: развитие мышления

Форма: индивидуальная.

В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки «письмо», например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его. Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем пять-семь.

Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.

Занятие №8

Цель: Развитие активного внимания.

Форма: групповая

Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки- в стороны) . на два хлопка – позу «лягушки»(присесть на корточки) , на три хлопка – возобновить ходьбу

Игра «Найди в песке нужные предметы»

Цель: Развитие у ребенка внимания, познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

Форма: индивидуальная.

Ребенку дается задание выбрать из геометрических фигур, спрятанных в песке только кубики, затем менять задание.

Занятие №9

Цель: развитие внимания, памяти

Форма: групповая.

Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая буква слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши

Игра «Построй фигуру»

Цель: развитие внимания, памяти, умения следовать правилам

Форма: групповая.

Творческие развивающие игры Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - механика и т.д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

Занятие №10

Цель:Развитие внимание связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов

Форма: групповая.

Дети сидят в кругу. Если ведущий говорит «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается-считается проигравшим

Игра «Карлики и великаны»

Цели: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. Совершенствование внимания, быстрота реакции.

Форма: групповая

По команде «карлики» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются вразбивку и в разном темпе.

Занятие №11

Цели: развитие мышления, операции классификации.

Форма: групповая.

Каждому ребенку выдается круглая карточка – серединка будущего цветка (одному платье, другому слон, третьему – пчела и т. д.) Затем игра проводится также как лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию(одежда, животные, насекомые)

Игра"Расставь значки в фигурках".

Материал nsportal.ru

Коррекционно-развивающая программа для развития познавательных процессов дошкольников 4 года жизни «Подари добро»

В дошкольном возрасте основная роль в регуляции социального поведения принадлежит уровню эмоционального контроля. Конкретным приспособительным содержанием этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, аффективные проявления которых (мимика, взгляд, голос, жест, прикосновение) становятся для ребенка сигналами, наиболее значимыми для адаптации к окружающей среде. С появлением эмоционального контроля за аффективными переживаниями можно говорить о появлении личной эмоциональной жизни человека.

Развитие дошкольника не будет эффективным, если у него нет жизнерадостного настроения. Источником, подкрепляющим детскую радость, является внимание и доброта.

Ведущей деятельностью в жизни ребенка в это время является игра. В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется ребенок. С помощью игровой деятельности ребенок как бы получает доступ в привлекательный для него мир жизни взрослых.

Принимая во внимание вышесказанное, данная программа развития познавательных процессов дошкольников реализует свою цель и задачи через игру.

Программа предназначена для проведения занятий с детьми 4-го года жизни (средняя группа детского сада) .

Поскольку подавляющее число детей начинают посещать детский сад в 3-4 года, то целью данной программы является:

Создание у малышей позитивного настроения;

Налаживание контакта «взрослый - дети»;

Воспитание сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных качеств.

Задача программы:

- Формировать у детей представление об эмоциональном состоянии людей и учить различать и понимать их;

Обогащать словарный запас словами, определяющими различные эмоциональные состояния;

Учить детей выразительным движениям, развивать умение передавать простые эмоциональные состояния через мимику, жесты;

- Способствовать развитию психических процессов у детей - памяти, внимания, мышления, восприятия;

- Формировать у детей положительные моральные качества .

Реализация задач программы позволит:

Познакомиться, установить и наладить позитивный эмоциональный контакт между детьми и психологом;

Дать толчок развитию психических процессов у детей;

Поможет детям научиться различать эмоциональные состояния людей, сопереживать другим.

Данная программа состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Занятия проводятся с группой детей до 10 человек один раз в неделю.

Структура занятий

Развивающие занятия программы состоят из вводной, основной и заключительной части.

Вводная часть занятия включает приветствие (приветствие адресовано каждому ребенку) и игру. Игры, которые используются наряду с приветствием, несут в себе цель сближения малышей друг с другом и психологом. Также, к вводной части принадлежат игры, которые развивают выразительные движения, мимику, поднимают настроение и воспитывают положительные нравственные качества детей.

Основная часть занятия

Способствовать обучению сравнивать и рассуждать.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление и активную речь у детей.

Формировать положительные моральные качества малышей.

Основная часть состоит из дидактических игр, направленных на развитие познавательных процессов у детей .

Заключительная часть

Развивать у детей умение внимательно слушать;

Правильно произносить звуки, слова;

Развивать у дошкольников быструю реакцию, ловкость.

Научить малышей различным видам дыхания (глубоко, поверхностно, тихо, сильно) .

Заключительная часть содержит в себе подвижную игру, которая позволяет детям выплеснуть энергию, эмоции, накопившиеся во время выполнения игровых задач основной части. Игру можно проводить под веселую музыку, что добавит радости детям.

После подвижной игры используется упражнение на дыхание для успокоения. В конце занятия дети по желанию выражают свои чувства о проведенном ими времени с психологом и прощаются.

Дети 4-го года жизни склонны к подражанию, повторяют действия и движения ведущего, им трудно долго сидеть без движений, трудно удерживать внимание, они легко переутомляются. Поэтому все занятия состоят из игр, которые постепенно меняют виды деятельности и позволяют постоянно заинтересовывать детей, концентрировать их работоспособность.

Ритуал приветствия:

Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга

Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка) , показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу.

Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.

Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди говорит о других что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.

«Данетка»

Научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы)

Суть игры заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".

Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры.

Развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.

Оборудование: лист бумаги и карандаши.

Ход игры: - Ребята, никто из нас не может знать, что нас ждет в будущем. Я имею в виду то далекое будущее, которое наступит лет через 100 или 200. давайте выступим в роли писателей-фантастов и придумаем описание и рисунок.

Вы можете нарисовать автомобиль будущего или дом, в котором будут жить люди в будущем. Также можете нарисовать космический корабль, фантастический пейзаж или другую планету, которую предстоит открыть в будущем.

По окончании работы дети рассказывают о своих работах.

«Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи.

На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

«Пружинки»

Упражнения на расслабление мышц ног.

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижимаем стопы к полу. Крепче! Сильнее!

Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно!

Отдыхаем… слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (3 раза) .

Что за странные пружинки

Материал nsportal.ru

Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения /Под ред. В. А. Фео

Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога

1. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с тяжелой зрительной патологией (тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостоятельности была и остается проблема обучения ориентировке и мобильности.

Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детства (по зрению) рассматривается тифлологами как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего человека среди людей с нормальным зрением.

Понятие «пространственная ориентировка» трактуется рядом авторов неоднозначно (В. А. Глебов, А. Г. Литвак, М. Н. Наумов, Ю. И. Петров, В. С. Сверлов, А. П. Садчиков, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др.) . Но все авторы указывают, что незрячие способны ориентироваться в замкнутом и свободном пространствах на суженной сенсорной основе, что овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки предполагает целенаправленное обучение с учетом особенностей познавательной деятельности инвалида но зрению, времени и степени утраты зрения.

Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Специалистами в области дошкольного воспитания убедительно доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространством связана с необходимостью раннего управления процессом обучения, что позволяет снять фобию (страх) пространства у слепых детей в сенситивный период их развития.

Созданная в нашей стране сеть специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелой зрительной патологией дает возможность своевременно включиться в процесс развития ребенка, скорректировать навыки пространственной ориентировки и мобильности, что возможно при реализации специальной программы, которая учитывает системность и одновременно решение целого ряда задач в соответствии с уровнем развития ребенка и его компенсаторными возможностями.

Материал pedlib.ru

Хомякова Е. Е.

Пояснительная записка

Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Под эмоциональными нарушениями понимается«аффективные нарушения, создающие трудности в формировании у ребенка адекватного образа мира, активной позиции, устойчивости и подвижности в отношении с этим миром. Эмоциональные нарушения впоследствии ведут к дезадаптации личности» (6) .

Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения даже в ситуациях, не предполагающих необходимости в самозащите.

Дошкольники и младшие школьники могут испытывать противоборство разнонаправленных чувств и эмоций. Если негативные эмоции (тревожность, страхи, агрессия и пр.) становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации, влиять на успешность ребенка в познавательной, учебной деятельности, на отношения со сверстниками и взрослыми.

В норме эмоциональная сфера старших дошкольников и младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности) , склонностью к кратковременным и бурным аффектам, трудностями эмоциональной саморегуляции;

5) эмоциогенными факторами для дошкольников и младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в познавательной деятельности, в обучении, а также оценка этих успехов родителями, воспитателями, учителями;

6) свои и чужие эмоции и чувства недостаточно хорошо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям детей; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей дошкольного и младшего школьного возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

Можно выделить несколько групп факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у дошкольников и младших школьников:

1.Биологические факторы. Эмоциональные нарушения очень часто встречаются у детей, в анамнезе которых наблюдаются отягощающие биологические факторы в пери- и постнатальный периоды. Возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций способствует соматическая ослабленность вследствие частых простудных и хронических заболеваний. Наследственные факторы (в частности тип нервной системы) также играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик эмоциональных и поведенческих проявлений ребенка.

2. Социально-психологические факторы. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок приобретает опыт общения с взрослыми, сверстниками и особо значимой для них группой – семьей. Этот опыт не всегда является положительным, благоприятным:

Если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого (воспитателя, учителя) , он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я-концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации;

При неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев;

Семейные конфликты, гиперопека, несогласованные, неадекватные возрасту и возможностям ребенка требования, непонимание, непринятие, игнорирование его особенностей, потребностей, интересов, выраженная дистанция в общении, сверхобязательность и пр. типы родительского отношения становятся источником негативных переживаний детей и оказывают неблагоприятное для эмоционального и личностного развития дошкольника и младшего школьника воздействие.

3.Психологические факторы, среди которых одним из ведущих является недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и эмоций, нарушение у ребенка адекватности реагирования на воздействия извне и др.

Поступление в дошкольное учреждение, школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов.

4. Организация предметно-развивающей среды, ее содержание (игрушки, компьютерные игры, телепередачи) оказывает влияние на выбор сюжета детских игр, реализацию ролевого поведения и соответствующей эмоциональной экспрессии. Предметная среда, стимулирующая агрессию, тревожность, страхи и другие негативные эмоции, может стать причиной сниженной эмоциональности, отсутствия сопереживания, стереотипности, импульсивности и ситуативности поведения, приводит к ослаблению интереса к занятиям, нарушениям речи (ее экспрессивной, выразительной стороны) .

В МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Старый Оскол ежегодно обращаются родители дошкольников и младших школьников по поводу:

  • конфликтных отношений детей со сверстниками и взрослыми (родителями, педагогами) , негативизма, упрямства, неуступчивости отношениях с окружающими;
  • отсутствия успехов в учебной и познавательной деятельности;
  • неуравновешенности, возбудимости, чрезмерной импульсивности поведения, бурных аффективных реакций (гнев, истерический плач, демонстрация обиды и пр.) ;
  • отсутствия или недостаточного развития самостоятельности, готовности преодолевать трудности;
  • неуверенности детей в себе, неадекватной самооценки.

Психодиагностическое обследование, анализ ситуации развития детей в большинстве случаев обращений констатирует наличие у дошкольников и младших школьников таких нарушений в эмоционально-волевой сфере, как:

  • страхи, не являющиеся возрастными, тревожность, мнительность;
  • болезненная чувствительность, впечатлительность;
  • устойчивое негативное отношение к общению, конфликтность;
  • эмоциональная холодность, отчуждение, недоверие к окружающим, жестокость;
  • повышенная агрессивность, аутоагрессивность;
  • снижение активности, самостоятельности, инициативности детей;
  • отсутствие или недостаточное развитие навыков адекватного проявления эмоциональных переживаний, навыков саморегуляции.

Изучение стиля родительского поведения у родителей, обратившихся в связи с эмоциональными нарушениями детей, выявляет наличие признаков дисгармонии родительско-детских отношений.

Таким образом, для преодоления нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей необходимо проводить психологическую (просветительскую, коррекционно-развивающую) работу, как с детьми, так и с родителями.

Цель программы:создание условий для коррекции и развития нарушений эмоционально-волевой сферы у детей.

Задачи программы:

  1. Снижение эмоционального напряжения у детей.
  2. Уменьшение тревожности, агрессивности, страхов у ребенка.
  3. Развитие навыков понимания, выражения, и регулирования реальных чувств, эмоций, состояний.
  4. Развитие навыков позитивного восприятия себя и окружающих, воспитание уверенности в себе.
  5. Развитие произвольности поведения, повышение активности и самостоятельности детей.
  6. Повышение родительской компетентности в вопросах развития эмоционально-волевой сферы детей.
  7. Формирование у родителей позитивных установок в отношении поведения и деятельности детей, формирование навыков оказания психологической поддержки и помощи ребенку.

Структура программы

В структуре программы выделены следующие блоки:

  • Коррекционно-развивающая работа с ребенком
  • Гармонизация родительско-детских отношений.

Формы и методы реализации программы

Программа включает в себя систему коррекционных занятий, основу которых составляют игры и игровые упражнения.Игра является ведущим видом деятельности дошкольников и неотъемлемой частью жизни младших школьников. В процессе игры ребенку легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, наладить конструктивные взаимоотношения с окружающими. Сюжетно-ролевые, имитационные, театрализованные, коррекционно-развивающие игры, игры с пескомспособствуют эмоциональному отреагированию и проработке негативных переживаний.

К ведущим средствам коррекции также относятся элементы психогимнастики,направленные на развитие способности к позитивному эмоциональному реагированию, развитию навыков саморегуляции эмоционального состояния.

В качестве вспомогательных средств в коррекционной работе используются проективные рисуночные методы, в том числе рисование необычными способами (ладонями, стопами ног, пальцами и др.) .

Для снятия эмоционального напряжения и тренировки навыков саморегуляции психоэмоционального состояния в работе с детьми применяются методы релаксации.

Занятия с детьми проводятся в индивидуальной форме.

Параллельно проводится консультационная и просветительская работа с родителями.

Коррекция родительско-детских отношений осуществляется в процессе совместной работы пары «родитель-ребенок» с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Структура коррекционно-развивающего занятия с ребенком

Мотивационный этап (установление контакта, настрой на активное освоение новых навыков и умений) ;

Разминочный этап (активизации подкорковых структур мозга) ;

Основная часть (решение задач, поставленных на занятии) ;

Релаксация (снижение эмоционального напряжения,нормализации мышечного тонуса, дыхания.) ;

Рефлексия (осознание актуального эмоционального состояния и его причин)

Длительность занятия - 35-45 минут 1-2 раза в неделю.

Тематический план

Подробней на сайте nsportal.ru

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа индивидуального психологического сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ПМПК.

Учащийся обучается в 3 в классе в соответствии с заключением ПМПК: «Задержка психического развития конституционального происхождения, незрелость эмоционально – волевой сферы, низкий уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности. »

При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития.

Психолого-педагогическая характеристика школьников с задержкой психического развития конституционального происхождения)

Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что даёт основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: опаздывают на уроки, играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, ёлочки и т.д. Ребёнок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради.

Ребёнок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин.

С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами. С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития, у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности.

Для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной игровой форме.

Раннее начало коррекционной работы, индивидуальный подход могут снять вышеописанные проблемы. Возможно дублирование первого года обучения. Второгодничество не травмирует детей с данным видом ЗПР. Они легко вливаются в новый коллектив, быстро и безболезненно привыкают к новому учителю.

Психологическая характеристика обучающегося а (3б класс)

В результате психологического обследования у обучающегося выявлено:

Общий осведомительный уровень - снижен

Моторная ловкость – низкий уровень сформированности

Характеристика деятельности:

Мотивация: преобладает игровая мотивация;

Критичность: снижена;

Работоспособность : низкая;

Темп деятельности: снижен, в виду повышенной утомляемости;

Особенности внимания: низкий уровень концентрации и устойчивости; плохая переключаемость.

Особенности памяти: кратковременное запоминание превалирует над долговременным;

Интеллектуальное развитие: сформированность мыслительных операций сравнение, обобщение – приближено к возрастной норме;

анализ, синтез, классификация- ниже возрастной нормы;

Временные и пространственные отношения: сформированы недостаточно.

Эмоционально- волевая сфера: Низкий уровень развития произвольности и самоконтроля.

Психологическое заключение: Уровень актуального развития снижен. Выявлен недостаточный уровень развития познавательной сферы и слабость эмоционально волевой сферы.

При составлении программы индивидуального психологического

сопровождения использованы методические пособия и дидактические материалы:

1.Программа создания коррекционно-развивающей среды в условиях общеобразовательных учреждений под ред. С.Г. Шевченко,

2.«Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога» под ред. Семаго Н.Я. Семаго М.М.,

3.Калягин В.А. «Организация психологического сопровождения в образовательном учреждении».

Цель программы – повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в среднем звене.

Задачи программы:

1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).

2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

4.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

Программа опирается на следующие принципы:

системность; комплексность; деятельностный подход; онтогенетический;

общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Методы и приемы работы с ребенком ЗПР:

В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала.

Структура программы

Программа разделена на четыре этапа (по учебным четвертям):

1. Развитие когнитивной сферы: мышление (11 часов)

2. Развитие когнитивной сферы: внимание (9 часов)

3. Развитие когнитивной сферы: память (6 часов)

4. Развитие эмоционально-волевой сферы: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих ресурсов, минимизация личностной тревожности (10 часов)

Программа состоит из 36 занятий. Продолжительность занятий 30-35 минут.

Средства контроля программы

В целях отслеживания результатов работы, с учащимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальной карте учащегося» (Приложение 1) и Психолого-педагогическом статусе учащегося (Приложение 2)

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

коррекционно-развивающих занятий с учащимся 3 класса

п/п

Месяцы

Темы, разделы

Кол.

часов

Цели и задачи

Наименование форм работы и упражнений

даты

1

2

3

4

5

6

Сентябрь Октябрь

(1 четверть)

Когнитивная сфера.

Мышление

11 ч.

Формирование у школьника положительной мотивации на познавательную деятельность

анализ и синтез.

07.09

11.09

17.09

27.09

04.10

11.10

15.10

25.10

28.10

31.10

Ноябрь

Декабрь

(2 четверть)

Когнитивная сфера.

Внимние

Развитие памяти с помощью психотехнических приемов. Обучение рациональной организации запоминания.

1. Диагностика свойств внимания. Психотехника, комплекс упражнений по развитию мелкой моторики («колечко, пальчиковая гимнастика»).

2. Комплекс упражнений по развитию объема и распределения внимания через психогимнастические упражнения («колечко», «кулак-ребро-ладонь»).

3. Комплекс упражнений по развитию устойчивости внимания через развитие психогимнастические упражнения («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос»).

4. Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка»).

5. Комплекс упражнений по развитию переключения внимания («кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка», «замок»).

6.Комплекс упражнений по развитию наблюдательности

(игра «В гостях у Шерлока Холмса»).

7. Итоговое занятие по развитию свойств внимания.

Игра «Разведчики».

14.11

21.11

28.11

05.12

12.12

19.12

26.12

Январь

Февраль

Март

(3 четверть)

Когнитивная сфера.

Мышление

Повышение умственной работоспособности с помощью психотехнических приемов по развитию мыслительных процессов (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического).

Формирование у школьника положительной мотивации на познавательную деятельность.

1. Диагностика степени сформированности мыслительных процессов (выделение существенных признаков, сравнение и обобщение понятий, анализ и синтез, конкретизация объектов).

2. Упражнения по развитию и закреплению компонентов наглядно-действенного мышления через конструирование. Психогимнастика.

3. Комплекс упражнений по развитию наглядно-образного мышления. Психогимнастика, кинезиологические упражнения.

4. Комплекс упражнений по развитию словесно-логического мышления через конструирование по наглядному и словесному образцу, поиск аналогий,

анализ и синтез.

5. Повторительно-обобщающее занятие по развитию мыслительных процессов

16.01

23.01

30.01

06.02

13.02

20.02

28.02

07.03

14.03

21.03

Апрель

Май

(4 четверть)

Развитие

эмоционально-

волевой, личностной сферы

Снятие негативной энергии у школьника

Повышение мотивации обучения через передачу положительных эмоций.

Развитие коммуникативных навыков, формирование адаптивных форм поведения. Самопознание себя личности.

1. Диагностика личностной сферы (самооценка, уровень тревожности, акцентуации личности).

2. Развитие коммуникативности с использованием психотехник и арттерапевтических приемов.

3. Формирование эмоциональной стабильности, осознание эмоций.

4. Обучение приемам снятия агрессивных и негативных эмоций и тревожного состояния.

5. Комплекс упражнений на формирование адекватного отношения к себе.

6. Закрепление адекватного эмоционального реагирования на различные ситуации через проигрывание сюжетно-ролевых игр (применение арттерапевтических приемов).

03.04

10.04

17.04

24.04

08.05

15.05.

22.05

29.05

Список используемой литературы.

1.Бабкина , Н.В . Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина, - М. : Школьная Пресса, 2006г.

2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.

3.Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.

4.Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.

5.Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.

6.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис. 2011

16.Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»//

17.Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /Отв. Ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

18.Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/ Под ред. С.В.Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

19.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.

20.Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012.

21.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.

22.Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.

23.Семаго Н.Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М.: «Школьная книга», 2010.

24.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М.: Аркти, 2005.

25.Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.

26.Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М. ., 2013 с.95-99.

27.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.

28.Федеральный закон Р.Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.

29.Хухлаева О.В. Тропинка к своему я (1-4 классы)- М: Генезис,2010 г.

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАТУС.

Ученика (цы) ________________________________класса_____СОШ № 2

требований к процессу обучения

Соответствие возрастным нормам

1. Познавательная (когнитивная) сфера

1. Произвольность психических процессов.

(Высокий, средний, низкий) уровень активности и самостоятельности в учебной деятельности. Способность самостоятельно спланировать и осуществить результат учебных действий. Поддержание внимания на учебной задаче.

2. Сформированность важнейших учебных действий.

Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. Уровень сформированности внутреннего плана умственных действий (высокий, средний, низкий).

3. Умственная работоспособность и темп учебной деятельности.

Способность работать в едином темпе со всем классом. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня. Истощаемость нервных процессов (высокая, средняя, отсутствует).

4. Уровень развития мышления.

Способность к анализу и синтезу, вычленению существенных свойств предметов, использование логического и эвристического мышления.

Умение делать выводы и умозаключения на основе имеющихся данных.

5. Развитие устной и письменной речи.

Звукопроизношение (в норме, нарушено).

Фонемотическое восприятие (в норме, нарушено). Понимание смысла текстов, использование речи как инструмента мышления.

6. Развитие тонкой моторики.

Способность к сложной двигательной активности при написании и рисовании.

2. Эмоционально- волевая сфера.

7. Уровень внутреннего самоконтроля.

Умение владеть своим психоэмоциональным состоянием:

А) Стабильное.

В) Частично нарушено.

С) Нестабильное.

Уровень тревожности (личностной, межличностной, семейной).

8. Мотивация обучения.

А) Учебная.

В) Социальная.

9. Состояние здоровья.

Группа I – V

10. Социальные условия.

А) Благоприятные.

А) Обучение в классе VIII типа.

В) Обучение в классе VII типа.

С) Обучение в системе КРО.

Дата ___________Педагог – психолог СОШ № 2_________________ Приступ ЕП

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА Приложение1

Ученика (цы)_________________________________________________________________________

Память:

Зрительная

Слуховая

Моторно-двигательная

Мышление и речь:

Анализ / синтез

Сравнение

Обобщение

Понятие / суждения

Умозаключения

Истощаемость нервной системы:

Устойчивость внимания

Переключаемость внимания

Объем внимания

Эмоционально-волевая сфера:

Мотивация обучения

Социальная

Познавательная

Избегание неприятностей

Уровень внутреннего самоконтроля

Состояние здоровья

Социальные условия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 г. Малоярославца имени А.Н.Радищева

Рассмотрено на заседании МСШ Согласовано Утверждаю

Руководитель МСШ Зам.директора Директор школы

Зенина Е.А. ______ Копылова Н.А. _____ Цируль О.В.

Протокол №____ « ______»2015 г. Приказ №_______

От « ____»2015 г. от «______»2015 г

Индивидуальная программа для обучающегося 3б класса

с ограниченными возможностями здоровья VII , обучение в классе образовательной школы

на 2015-2016 учебный год.

Составитель:

педагог – психолог

Приступ Е.П.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!