Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Что такое интегрированные занятия в детском саду. "методические рекомендации по подготовке и проведению интегрированных занятий". Список использованной литературы

Комплексные и интегрированные занятия в детском саду .

В 70-е гг. встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся школ, преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении. В данный момент встает вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий. Потребность в этом объясняется целым рядом причин.

Наконец, ему нужно общаться либо своим телом, и его жестами, и затем словами, предложениями. В каком контексте они живут этой ролью? Прежде всего, принятие института, чтобы иметь возможность разместить детей двух с половиной лет. Все школы этого не делают. Мы пришли к выводу, что школа для детей этого возраста, не было естественным приемом для их развития и их потребностей, они приходят в большую структуру, которая им совсем не соответствует. Их нужно успокоить, заключить в кокон и нас в школе Несмотря на все наши усилия, мы не можем гарантировать им постоянного внимания, которого они заслуживают: ни помещения, ни игровая площадка, ни организация не приспособлены к ним. огромная разница между двумя с половиной и тремя годами, поэтому мы решили, что до тех пор, пока мы не будем систематизировать присутствие детской няни в детских садах, мы больше не будем принимать два с половиной года извне.

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Школы попросили позаботиться об этих детях, которые больше не нужны в питомниках, но не задумываясь о значении их попадания в школьную систему, где средств не хватает, чтобы заботиться о них, как они того заслуживают. Если мы сможем понять реальность и мотивацию этих школ, не жаль лишить детей школьного образования из-за отсутствия надзора, в то время как преимущества детского сада от 2, 5 лет особенно для детей. дети из неблагополучных семей были продемонстрированы? Кроме того, не задерживает ли вход в школу все еще расширяет разрыв в социальном неравенстве, поскольку именно опасная среда является наименее вероятной частыми приемами?

3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В любом случае педиатрическая медсестра не решит вопрос о структуре жира, углублениях и о том, что питомники больше не хотят. Если только для управления самим классом. Где вы вписываетесь в команду? Это совместная работа и партнерство! Является ли признание работы оценкой?

Мы тоже здесь, чтобы осознать пожелания ребенка. Желание осознать себя, расти, развиваться. Мы тоже здесь, чтобы строить границы и запреты. Это достигается благодаря совместной работе и партнерству. Мы все профессионалы, нет разницы. Учителя также меняют детей. Существует дискуссия, обмен - это удовлетворение нашей функции, она должна быть везде такой, она необходима. Что родители должны знать в вашей работе?

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ, начальной школе.

Обучение одного из них будет основано на мероприятиях и обучении по уходу за детьми, ориентированных на уход, гигиену. Поэтому обучение не ориентировано на детский сад. Но со временем мы берем бутылку, и наш бизнес растет, наш профессионализм растет. Какие у вас отношения с родителями?

Они признают меня Катрин как человека, но также и медсестрой, которая сопровождает их ребенка. Это признание очень важно, и мне повезло иметь хорошие отношения с родителями. Думаю, это хорошо для детей. Поскольку родители доверяют мне, моя работа заключается в том, чтобы отправлять их ежедневно, что ребенок прошел через день, чтобы убедиться, что эти родители в безопасности. Это делается через книгу общения или прямой обмен после школьного времени.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей. «Миру сегодня не достает своего собственного образа, потому что этот образ может быть сформирован при помощи универсальной системы значений - синтеза».

Это место, описанное нашими педиатрическими медсестрами, показывает довольно благоприятную ситуацию, потребовалось время для строительства. Важно помнить, что эта ситуация не так идиллична во всех школах. Первый вход в школу является важным шагом в жизни маленького ребенка. Педиатрические медсестры играют фундаментальную роль в развитии младших учеников. Они имеют важную образовательную миссию: сотрудничать в надзоре за детьми школы в детском саду и особенно для детей в возрасте до 4 лет. Ухаживая за младшими учениками вместе с учителем детского сада, эти люди учат их основным понятиям жизни. ментальные, первые правила гигиены, адаптация к жизни в обществе, все идет.

Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.+

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным.

Учитель детского сада в детском саду дополняет семейное воспитание. Педиатрическая медсестра вносит большой вклад. Таким образом, медсестры-медсестры, благодаря их конкретной подготовке и знанию малышей, имеют полное место в школе. Как мы видели, наши две сестры-медсестры гордились и счастливы, что мы говорим о них. Сила, чтобы обобщить предоставление опекунов-питомцев в рамках постоянного и стабильного статуса, несомненно, устранит все неопределенности, которые живут наши медсестры.

Курс подходит для всех заинтересованных сторон, не ограничен возрастом, полностью открыт для общественности, обучение осуществляется в соответствии с учебником и адаптировано в соответствии с требованиями учащихся. Это курс с элементами метода бурения, ориентированный прежде всего на способность общаться. Лектор с более чем 8-летним опытом. Новый английский файл - предварительный промежуточный. Преподаватель с более чем 8-летним опытом. Также подходит для дислектики. Курс подходит всем желающим, не ограниченным возрастом, полностью открытым для публики.

Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий:

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Лектор с более чем 10-летним опытом. Бизнес-результат До промежуточного уровня. Курс учитывает все уровни языка, в основном ориентированные на беседу, такие темы, как путешествия и кулинария. Этот курс на итальянском языке только начинается, поэтому можно согласиться на первую часовую методологию с нашим носителем языка. Он опытный, риторически компетентный лектор, который проводит для нас курсы в компаниях.

Курс учитывает все уровни языка, в основном ориентированные на беседу, темы путешествий и бизнеса. Преподаватель имеет 6-летний опыт работы за рубежом. Русский курс подходит для новичков, которым необходимо выучить язык. Получение знаний о кириллице является результатом бурения в течение первых нескольких часов, а затем уроки проводятся носителем языка с педагогическим образованием. Метод сверления сочетается с углублением диалоговых аспектов языка.

Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

Исследовательница дошкольного детства Н. Гавриш в своей книге "Современное занятие" приводит детальный анализ процесса интеграции, категориальных, смысловых, структурных свойств современного занятия.

Языковой курс следует методике обучения взрослых взрослых с учетом языковых потребностей, таких как путешествие, свободное время. Учебник, который будет связан с методом Дрилла, является новым и все же популярен среди студентов - «Жизнь на начальном уровне». У лектора есть до 6 студентов в группе, поэтому он может напрямую заниматься вашими потребностями.

Учебник, который будет связан с методом бурения, является новым и все же популярен среди студентов - «Жизнь на уровне до промежуточного уровня». В соседней комнате проводится няня, для детей подготовлены игры, посвященные обучению английскому языку, подготовленному нашим носителем языка или чешским лектором.

Она выделяет такие типы занятий по направленности содержания:

однонаправленные − предметные

разнонаправленные − интегрированы и комплексные занятия.

Следовательно, комплексное и интегрированное занятия являются разнонаправленными. Основными задачами на таких занятиях являются: всестороннее развитие ребенка, формирования целостного представления о конкретном предмете на основе интеграции разных понятий с вовлечением детей в разные виды деятельности. Вместе с тем, эти типы занятий имеют ряд отличий.

Учебник, который будет связан с методом бурения, является новым и все же популярен среди студентов - «Жизнь на промежуточном уровне». Этот курс ведется носителем языка, и есть 3-4 группы родитель-ребенок. Курс проводится в форме игр и общения по кросс-куррикулярным темам. Урок проводится на английском языке, участникам предлагается общаться на английском языке. Этот метод оказался успешным за рубежом, и наша методология была проверена многими детьми.

Родные говорят из Великобритании, чешские учителя сертифицированы для работы с детьми и обучения. Лектор с более чем 4-летним опытом. Наши студенты сталкиваются в основном с несколькими основными проблемами. Они знают пассивную техническую терминологию и пытаются инстинктивно ее использовать, в последнем случае они не знают терминологию и должны ее знать. В сотрудничестве со спонсором мы разрабатываем методический план и целевую лексику, которую мы тогда преподаем. Мы помогаем нашим студентам преодолевать свои пассивные знания, чтобы работать на профессионально говорящих и предметных языках.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш / 1, с. 22].

Курс основан на Кембридже для инженерии. Лучшие деловые отношения долгосрочны, поэтому менеджер по продажам должен быть хорошо оборудован по крайней мере двумя способами. Прежде всего, более чем уместно ослепить впечатляющий первоначальный телефонный звонок или формальности, полученные по электронной почте. Во-вторых, торговый представитель должен использовать менее формальный язык для установления более тесных отношений со стабильным клиентом. Что касается практических навыков, то, конечно же, необходимо практиковать первое совещание, а также тренировать эффективную презентацию, сравнительный анализ и представление преимуществ предлагаемых продуктов.

Практическая работа с определениями. В чем сходство и отличие.

Интегрированное занятие На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) [Н. Гавриш / 1, с. 58].

Преподаватель с 5-летним опытом работы с деловым языком и руководством компании. Преподаватель имеет 2-летний опыт работы за рубежом, 12 лет обучения в Чешской Республике. Преподаватель имеет 3-летний опыт работы за рубежом. Преподаватель имеет практику за рубежом и за счет студентов на чешском языке в течение 8 лет. Китайский язык становится все более заметным языком в бизнесе. Основные цели: основа структуры предложения, основы шрифта, в частности правильная последовательность штрихов символов, предполагаемый план из 150 символов, акцент на произношении, транскрипция «пиньинь», способность читать основной текст.

Эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема). Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное. Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения.

В классе лектор достаточно хорошо говорит по-китайски, хотя студенты сначала не понимают их, привыкают к ним и помогают им разговаривать с носителем языка. Целью лектора является предоставление студентам возможности предоставить по крайней мере основные вещи на этом языке: презентацию, покупку и т.д. лектор также включает личный опыт и общие знания об этой прекрасной стране.

Интегрированное обучение На страницах курса имеется ряд интересных ссылок, а также важные педагогические и психологические проблемы. В меню есть раздел «Интегративное обучение», в том числе упражнения для детей и готовые тесты для учителей по математике, музыке и навыкам чтения. Различные способы использования вторичного сырья; «Бывшие польские столицы - альбом». Сайт включает в себя: галереи, планы уроков и игры Магдаленки - набор игр для самых маленьких детей. Польский образовательный портал Веб-сайт содержит ссылки, посвященные учителям интегрированного образования. Интегральный преподаватель преподавания На веб-сайте представлены идеи для обучения, образования и ухода, школьные сценарии и другие материалы для работы младшего преподавателя. Сайт был создан, чтобы поделиться с другими своим опытом и достижениями в области интегрированного обучения.

  • Разнообразные темы по-прежнему актуальны в области интегрированного образования.
  • Страница также содержит рабочие карты.
  • Предложения для методических решений.
  • Сайт может быть полезен при выполнении уроков в начальных школах. 9 в Кнуре.
  • Вы можете найти сценарии уроков, примеры тестов, основы программы.
Такая школа - это стремление и огромная задача, прежде всего, для педагогов и их кузнецов.

Практическая работа Воспитатели делятся на 3-4 подгруппы и составляют интеллектуальную карту.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного использования материала программы, использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Комплексные занятия Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия. Например, при изучении темы "Весна. Сезонные изменения в природе" воспитатель активизирует знание детей с помощью беседы, сопровождая разговор детскими рисунками и произведениями художников.

Если основной целью занятия является создание целостного образа "весны", на нем будет интегрироваться содержание из разных дисциплин, включаться задания с разными видами деятельности. Особенность такого интегрированного занятия заключается в том, что объединяются блоки знаний из разных дисциплин с целью создания целостной системы знаний по конкретной теме.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

"В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным" [Н. Гавриш / 1, с. 23].

Тема «Царство растений»

интегрированное

комплексное

1.Разгадывание кроссворда

2.Музыкальные загадки о растениях (как композитор передает образ растения, какому растению подходит музыка)

3.Рассматривание картины…

4.Карта «Царство растений» (обобщение, условные обозначения, величина, счет, количество)

6.Познавательная беседа – «Красная книга растений»

7.Рисование плакатов в защиту природы.

  1. Беседа «Царство растений»
  2. Физ. мин. «Ветер дует нам в лицо»
  3. Счет, размер, величина
  4. Рисование «Мое любимое растение»
  5. Пение осенней песенки

Таким образом

Интегрированное

Комплексное

В этих заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Царство растений», имеют возможность узнать что-то новое.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Царство растений» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

  • выделить в программе из каждой дисциплины подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
  • выявить связи между подобными элементами знаний;
  • изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
  • учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
  • планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
  • смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
  • выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Практическая работа. Воспитатели делятся на две подгруппы. Одна моделирует комплексное занятие, вторая интегрированное. Представляют друг другу.

Обмен мнениями. Подведение итогов.

Литература

  1. Н. Гавриш "Современное занятие"
  2. С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Интернет-ресурсы

Данные рекомендации созданы в помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений по технологии подготовки, проведения и анализа интегрированного занятия. Данные подходы к проектированию интегрированного занятия дают возможность педагогам творчески осуществлять процесс обучения, быть непосредственным участником современного дошкольного образования, направленного на восприятие дошкольниками целостности окружающей действительности

Введение

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей успешно развиваются творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Но до сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.

Чем меньше ребенок, тем менее дифференцированно его развитие. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Использование интегрированных занятий позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Актуальность интегрированных занятий объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.

5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.

6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

На интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Интеграция - в переводе с латинского - это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Физиологические основы интеграции. Разработанная И.П. Павловым и И.М. Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей действительностью служит подтверждением целостности восприятия окружающего и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования В.М. Бехтерева, П.Анохина, по проблемам влияния комплекса искусств на детей так же опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М.В. Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.

Психологическими основами интеграции являются психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение и т. д.), включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Об этом говорят исследования отечественных и зарубежных психологов в области психического развития (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн, А.А. Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Коменского, утверждавшего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных занятий. Н.Е. Васюкова, О.И. Чехонина дают следующую характеристику данным видам занятий.

Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или несколько дидактических задач, не имеющих логических связей между собой.

Комплексное занятие - это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие - это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Технологическая матрица сравнения и планирования

интегрированных и комплексных занятий

Критерии

сравнения

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Определение

Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях

между ними, при этом один

вид деятельности доминирует, а второй его дополняет

Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе,

дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития

В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное

одним сюжетом

Выделяется одно основное понятие, объект интеграции

Решается одна основная

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных задач, а их совокупность

Участие взрослых

Все части занятия ведет

воспитатель

В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты

Соотношение

частей занятия

Какая-то часть занятия

превалирует

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема

Компоненты

интеграции

Способствует развитию

деятельности: двигательной музыкальной, речевой и т.д.

Способствуют развитию ребенка в целом: музыка +

познавательное + изо

Вариативность компонентов интеграции зависит от

количества специалистов в дошкольном учреждении

Виды занятий

Тематическое обучающее

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Тематическое обучающее

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

Периодичность

В соответствии с

реализуемой программой

В соответствии с блоками в реализуемой программе, не

чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца

Планирование

2. Определить доминирую-

щую и дополняющие цели.

3. Выбрать тип и структуру

занятия, методы и средства

обучения.

4. Продумать развивающие

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить главную цель интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые необходимы для

ее реализации).

3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания.

4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства

обучения, а также определение оптимальной нагрузки

различными видами деятельности детей на занятии.

5. Продумать развивающие задачи

Структура занятия

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть

(все проводит воспитатель)

1. Вводная часть (как правило проводит воспитатель).

2. Основная часть делится на две равные части. Если

участвует три специалиста, то на три и т.д.

3. Заключительная часть (проводит специалист)

Методы и приемы

словесные

наглядные

практические

проблемные

Словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни»,

«как ты узнал?» и т.д.);

Наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

Практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);

Проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация

к деятельности)

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

    способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

    в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

    углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;

    основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

    эмоционально развивают детей, так как основаны элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.

    сложность отбора учебного материала;

    подробное структурирование занятия;

    проблема личной совместимости педагогов;

    общий подход к оценке знаний и умений детей;

    согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

    Выбор объекта интеграции.

    Отбор компонентов интеграции.

    Отбор материала.

    Выбор структуры занятия.

    Отбор методов интегрирования.

Отбор компонентов интеграции. В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.

Сочетание задач образовательных областей в интегрированном занятии:

    музыка + познание (математика);

    коммуникация (речь, обучение грамоте) + познание (математика) + музыка;

    коммуникация (речь) + музыка + художественное творчество (рисование) + художественная литература;

    познание (математика, ознакомление с окружающим) + труд;

    познание (математика) + изобразительная деятельность;

    здоровье + физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и другие;

    познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим) + художественное творчество + коммуникация (общение, речь).

Примерный вариант структуры занятия в интеграции задач таких образовательных областей как «Познание» + «Художественное творчество»

Требования к организации занятий

    педагог сам определяет: содержание, руководствуясь, в первую очередь, общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья;

    проводятся в специально организованных условиях, по возможности, по подгруппам

    связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к. создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Задача воспитателя при проведении интегрированного занятия

    Задать логику

все занятие подчинено авторскому замыслу, сюжету или теме, которую определяет воспитатель исходя из интересов, возможностей своих детей. Занятие – это единое целое, а части – фрагменты целого и они связаны по смыслу (в отличие от, например, тематического, когда после рисования идет игра)

    Не упускать познавательную линию

весь отобранный на занятии дидактический материал соответствует замыслу, работает на замысел,

    Стимулировать детскую активность

методика проблемно-игровая: постановка в ситуацию поиска, проблемы, эксперимента, игры

    Обеспечить детям возможность свободно действовать в рамках предложенной им деятельности

    Не оставлять без внимания высказывания и реплики детей

подводить детей к умению делать самостоятельно выводы, умозаключения, причинно-следственные связи.

Формы проведения интегрированных занятий

Интегрированные занятия можно проводить в различных фор­мах. Например:

    занятие-игра по стихотворению С. Маршака «Цирк» с ис­пользованием музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных»;

    занятие-беседа «Звук в музыке и звуки речи»; занятие-беседа: «Образ в произведениях» (стихотворение «Жаворонок» А. Толстого и «Песня жаворонка» П.И. Чай­ковского); занятие-беседа «Сказка в музыке» по сказке П. Ершова «Ко­нек-Горбунок» и одноименному балету Р. Щедрина;

    занятие-салон «Сказочная тайна маленького композитора»;

    занятие-путешествие «Сказочный лес зимой»; «Машина времени», «Семейная реликвия»

    занятие-праздник

    занятие- проект

    занятие - эксперимент

В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в це­лом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных те­оретических знаний, способов, приемов работы в их практичес­ком преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты инди­видуального стиля деятельности.

Критерии оценки эффективности интегрированного занятия:

    качество знаний по теме (направлению и др.): полнота, пра­вильность, осознанность;

    умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и про­цессов;

    отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию

Анализ интегрированного занятия (по СВ. Кульневичу)

    Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.

    Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сфор­мирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление)?

    Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Ка­кую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Об­легчают ли эти занятия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?

    Формы проведения интегрированного занятия, виды деятель­ности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ве­дут ли к поставленной цели?

    Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрирован­ном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одея­ло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

    Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргумен­тация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.

Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым. Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство и одухотворенность личностного общения с детьми; дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как личность многогранная и увлеченная

Список использованной литературы

    Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.

    Белая К.Ю. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. №4

    Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Интеграция содержания образования через планирование образовательной деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. .№6

    Доронова Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в детском саду. М., 1997.

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного занятия: Практическое пособие. Ростов-на-Дону, 2003.

    Павленко И..Н. Интеграционный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5.

    Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия. Методическое пособие. «ТЦ Сфера», 2008.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!