Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Вербальная агрессия в школьной речевой среде. Как справиться с вербальной агрессией.

Каждый человек в своей жизни сталкивался с агрессией и как инициатор, и как жертва. Неприятны обе позиции при агрессии. Но ведь зачем-то природа сделала нас с этой способностью. Может, вообще, эта агрессия нужна? А если да, то какую роль она выполняет. А что такое, вообще, эта агрессия?

Столько вопросов, что для их раскрытия нужно очень много писать, а вам – читать. Поэтому устраивайтесь поудобнее, будем разбираться, что такое агрессия, какие бывают ее виды и как справиться с вербальной агрессией.

Если есть доказательства того, что происходит случай издевательств, желательно сначала отделить жертву от правонарушителя, а затем работать со всеми сторонами с групповой работой и лечением. Но самое главное - заставить других осознать, что такое поведение не допускается. Если вы отец агрессора, вы должны поставить себя в жертву жертве. Зрителей следует поощрять не терпеть повторения ситуации.

В любом случае, когда возникает ситуация с издевательствами, мы должны знать, что существуют учреждения, ответственные за расследование и помощь в поиске решения. Это, в первую очередь, психолог или кабинет психологической поддержки школы; Затем школьный совет; есть ответственный преподаватель студента, и есть школьный адрес.

Сильный человек может позволить себе быть мягким и добродушным,
в то время как агрессия и задиристость - это удел слабых.
Icewind Dale

Что такое агрессия?

Агрессия – это эмоциональный акт , который направлен на другого человека, сопровождается желанием сделать ему что-то плохое. Хотя не всегда бывает это желание. Но это уже дело силы агрессии. Эта реакция нам нужна от природы. Если посмотреть на животный мир, то у них агрессия направлена на установление своих порядков и на защиту своей жизни.

Когда палач сам

Чтобы обнаружить психологическое насилие, которое мы оказываем в бессознательной форме, непростая задача, именно потому, что мы тренируемся, не осознавая этого. Но есть способ узнать, особенно после прочтения предыдущих строк, потому что все, что мы говорили о знаках, которые выявляют злоупотребления в жертве, можно применить к нашим собственным действиям и посмотреть, есть ли вокруг нас люди которые, не осознавая этого, мы манипулируем или атакуем. Мы не будем говорить о преследовании, потому что оно всегда сознательно и направлено на цель, также сознательную.

Очень часто причиной агрессии может стать страх. В таком случае человек или животное выбирает стратегию «нападать». Благодаря этому у него появляются шансы выжить. Также агрессия помогает человеку устанавливать свои порядки и управлять в определенных ситуациях. Более того, для установления власти агрессия просто необходима.

Поэтому мы можем поставить себя на место наших детей, наших старейшин, наших партнеров или наших родственников и проанализировать наше поведение перед ними. Как бы вы себя чувствовали, если ваши родители оставили вас в выходные на попечении кого-то, пока они веселились в поездке или выходили на ужин? Как бы вы посоветовали, что вы не задали вопрос, который касается только вас? Что бы вы подумали, если кто-то дал вам свое одобрение, чтобы вы подумали, как вы думаете? Хотите, чтобы ваш партнер рассказал вам, как одеваться, расчесываться или вести себя?

Виды агрессии

Агрессия, как и любое явление в нашем мире, может поддаваться классификации. Знание того, какой вид агрессии в данный момент у другого человека или у вас, поможет выбрать правильную стратегию поведения. Но об этом более подробно речь зайдет уже в основной части статьи, как бороться с агрессией.

Вербальная и невербальная агрессия

Вербальная агрессия – это словесное нападение на другого человека , которое выражается во вспышках гнева, крике, угрозах или других актах, которые только могут нанести психологическую травму другому лицу. Но при этом вербальная агрессия не причиняет вреда физическому здоровью в большинстве случаев.

И что он заставил вас молчать публично, когда вы пытаетесь дать свое мнение? Существует длинный список вопросов, которые мы можем задать себе сами. Иногда мы осознаем враждебность, которую мы испытываем к человеку, но не к жестокому обращению, которое мы причиняем. Чувство враждебности, гнева, зависти или злобы против других почти всегда непоправимо, потому что эмоции не подчиняются рассуждениям. То, что может быть подано под контроль разума, - это наши действия.

Возможно ли одновременно быть пассивным и агрессивным? Несмотря на то, что это звучит противоречиво, пассивно-агрессивный человек не проявляет свою враждебность открыто, но косвенно, используя стратегии, которые деморализовать и раздражают других, но в конце концов, контролировать его.

Она просто неприятна и ей также нужно уметь противостоять. Ведь вербальная агрессия может иногда навредить больше, чем невербальная. Человек может кинуться даже в петлю, огорченный отношением определенного человека к себе. Это, естественно, нехорошо.

Если же человек умеет противостоять вербальной агрессии, то у него открывается второе дыхание. Кроме этого, он еще значительно лучше смотрится в глазах других. Ведь если уметь грамотно парировать нападки со стороны других людей, пусть даже словесных, то такой человек кажется более уверенным в себе. А это свойство личности очень полезно для человека и его достижения успеха.

Эта своеобразная смесь враждебности без конфронтации делает пассивно-агрессивное поведение запутанным и, следовательно, трудно бороться. Существует несколько причин, почему пассивно-агрессивный выбирает косвенную тактику, но они не менее вредны или изнурены.

Как атака проводится без конфронтации

Пассивно-агрессивное поведение является косвенным способом выражения негативных эмоций посредством следующих стратегий. Антагонизм: Это раздражающее отношение должно быть постоянно против желаний и просьб других. Отдаленное, Отсутствующее и угрюмое отношение: хотя человек физически присутствует, мысленно и эмоционально, он находится в другом месте или под явным протестом, демонстрируя его своим невербальным языком, устанавливая небольшие визуальные контакты, проявляя неохотное отношение или отвечая односложными, среди прочих такого поведения.

Чем больше успешен человек, тем больше ему приходится сталкиваться с вербальной агрессией. Ведь у него появляется множество завистников и просто людей, которые не боятся высказывать свое мнение. Если на каждого человека, который проявляет агрессию, обижаться и не знать, как на него реагировать, то можно действительно сойти с ума.

Пассивно-агрессивный постоянно жалуется и играет роль жертвоприношения, чтобы другие сочувствовали ему и угождали ему. Прокастинг: это состоит в том, чтобы уволить задания или обязательства сознательно поздно, вызывая раздражение и стресс в других. Добровольные ошибки: пассивно-агрессивный делает вещи небрежно и делает ошибки сознательно, как способ выразить свое недовольство.

Существуют разные причины, которые могут привести к пассивно-агрессивному поведению, которое мы иллюстрируем типичными ситуациями. Доминирующая пара: когда один из партнеров накладывает свои критерии, с другой стороны, вполне вероятно, что последние, если не напористы, проявляют свое недовольство из-за отсутствия сексуального интереса или несовместимости в совместной работе.

Невербальная агрессия – это действия, которые не связаны со словами человека . С ней человек не так часто сталкивается, так как часто к невербалике могут подключаться слова. Она может быть разной интенсивности и характера, поэтому невербальная агрессия может как причинить вред, так и нет.

Опасность для другого человека невербальная агрессия представляет тогда, когда она является активной. Тогда в ход могут идти различные опасные предметы и прочие вкусности. Если же она скрытая, то она не представляет опасности для человека.

Авторитарные родители: если стиль родителей «военный», дети могут повиноваться, но неохотно и наполовину исполняют приказы. Тиранный босс: хотя, скорее всего, сотрудники не осмеливаются противостоять эксплуататорскому и невнимательному боссу, они будут «терпеть неудачу» за счет задержек и ошибок на работе.

Что вы делаете с пассивно-агрессивным?

Политическая семья: типичные ситуации, такие как свекровь, которая не хочет невестку или наоборот, создают напряженность, которая часто выражается косвенно, посредством двойственных комментариев, презрения или криков, чтобы избежать конфликта. Прежде всего, важно знать, что это поведение является ясной формой и контролем, и что мы не должны впадать в его игру. Вот некоторые стратегии, чтобы избежать этого.

Выражается такая агрессия только в определенных жестах, цвете лица, позе, взгляде. Причем работает правило, что если где-то человек подавляет внешние проявления своей агрессии, то все равно они пролезают в других жестах или позах.

Прямая и косвенная вербальная агрессия

Продолжаем разбирать классификацию видов агрессии более детально. Теперь мы рассмотрим такие типы, как прямой и косвенный. В принципе, исходя из их названия становится понятно содержание этих разновидностей.

Не впечатляйте: развертывание плохих лиц, отсутствие сотрудничества или отсутствие сотрудничества являются признаками, которые нельзя игнорировать. Напротив, они должны проявлять уверенность как можно скорее. Показывая пример: если мы выражаем наши негативные эмоции в своевременной и напористой образом, мы способствовать созданию открытого общения, чтобы избежать токсичного поведения, такие как пассивно-агрессивные.

Избегайте доминантного и угнетающего поведения: одним из главных факторов пассивно-агрессивного поведения является авторитаризм. Поэтому предпочтительно предоставлять возможность общения и открытости, даже если это негативные эмоции. Хотя мы не всегда можем выразить свои эмоции напрямую, и у нас все время пассивно-агрессивное поведение, проблема возникает, когда это устанавливается как образец общения. Вот почему важно быть напористым и выражать то, что мы чувствуем, а также позволять другим свободно выражать свои эмоции.

Прямая агрессия направлена сразу на объект и выполняет свою функцию с самой большой силой.

Как следствие, перенести прямую вербальную агрессию значительно тяжелее, чем косвенную. Ведь прямая агрессия направлена прямо на тебя, и кто знает, как вы среагируете. Здесь ложится множество факторов, таких как жизненный опыт, позиция, уверенность в себе человека, на которого направляют агрессию, а также способность в нужный момент противостоять этому давлению.

Хотя это может показаться ложью, иногда более опасно быть врачом в большой больнице испанского здравоохранения, чем работать полицейским. Да, это может быть преувеличенный пример, но не настолько, насколько вы можете себе представить. На самом деле, есть много профессионалов, которые ежедневно работают с клиентами и каждый день сталкиваются с ситуациями со значительной агрессивной нагрузкой на них. И, конечно же, все это содержало насилие, которое могло бы стать опасным фактом.

Данные, безусловно, подтверждают большие проблемы между клиентами и компаниями. Также в списке представлены жалобы на страхование, финансовые компании и бытовую технику. Хотя специалисты, которые работают с общественностью, имеют дело с клиентами всех видов, эксперты отмечают, что существует группа людей, особенно классифицированных как агрессивные. Они являются раздражительными, нетерпеливыми и капризными людьми, которые жалуются на услугу или продукт, который им предлагают, даже цепляясь за мелкие детали без малейшего значения.

Примеров прямой агрессии очень много. Это убийства, драки, ссоры – во всех этих вещах агрессия направляется в первую очередь на самого человека. Каждый член перепалки выступает и как субъект, и как объект агрессивного взаимодействия, постоянно разжигая друг друга.

Наша задача достаточно проста. Не нужно поддаваться на агрессивные провокации. Нужно помнить, что на обиженных воду возят. Не стоит тратить свое время на то, чтобы излишне поддаваться эмоциям.

Если вы должны иметь дело с таким клиентом, мы предлагаем вам не поддаваться соблазну противоречить ему или следовать текущему, показывая ему покорный или иронический характер. Вы будете тратить свое время и тратить больше «причин» на ваши жалобы. Вы должны сосредоточиться исключительно на контроле над ситуацией.

Как бороться с агрессивным клиентом. Сотрудники, которые подвержены любой агрессии из-за своей должности, должны быть настороже к любым клиентам, которые приходят к ним, чтобы избежать проблемы, которая их не удивляет. Если это ваш случай, начните с изучения физического и того, как приближается человек к вам: кто-то агрессивный проявляет себя с небольшими движениями, которые легко видны, например, быстрые шаги, неуловимые взгляды и т.д.

Не надо отвечать агрессией на агрессию, так как это имеет печальные перспективы. Ни одно убийство или изнасилование на бытовой почве не происходило просто так. Это даже смешно. Людям преимущественно жалко причинять вред. А вот в состоянии повышенной агрессивности это сделать вполне возможно.

Косвенная агрессия не направлена непосредственно на вас, но она касается вас . Примерами косвенной агрессии могут быть как относительно безобидные типы, такие как заочные насмешки или очные, но не в адрес объекта насмешек, так и обидные. Нужно смотреть по ситуации и понимать, что косвенную агрессию побороть значительно легче.

Как только вы заметили, что перед вами агрессивный человек, будьте готовы взять ситуацию под контроль и не позволяйте своим нервам доминировать в любое время. Вы уже заметили, что перед вами неприятный клиент. Что ты собираешься делать? Прежде всего, ищите разумное разделение около 40 см по отношению к нему, посмотрите на его лицо и попытайтесь быть дружелюбным. Салудейл, как ни в чем не бывало, по крайней мере обращайтесь к нему по имени и представитесь. И затем, послушайте его и покажите ему, что вы это делаете, поэтому он не чувствует себя проигнорированным.

Косвенная агрессия иногда может даже больше вредить, чем прямая. Особенно, когда кто-то начинает жаловаться начальнику на вас. Такое «стукачество» может привести к очень печальным последствиям, поэтому нужно бдить в оба глаза, чтобы не провоцировать других на такого рода косвенную агрессию.

Если же вам трудно бороться с разными видами агрессии, то вам нужно прочитать следующий раздел этой статьи. Тогда у вас появятся заметные результаты. Итак, как же бороться с агрессией?

Не начинайте пытаться решить проблему, прежде чем успокоить клиента. Если вам это не удастся, ситуация закончится бессмысленным диалогом, который только ухудшит ситуацию. Очень важно, чтобы клиент чувствовал себя поддержанным вами, и что у вас нет чувства, что вы столкнулись с «машиной», поставленной компанией. Сделка с людьми требует хорошего юмора и эмоционального интеллекта для перенаправления осложнений, которые могут возникнуть в каждый момент.

Большинство первородных родителей шокированы и, по понятным причинам, испытывают трудности, когда видят, что их маленькие дети пытаются победить их, когда они злятся. Очень немногие родители, ожидающие своего первого ребенка, знают, что маленькие и красивые младенцы выражают свой гнев ударами и ногами задолго до того, как они смогут ходить. Частота физической агрессии возрастает с возрастом в первые три-четыре года жизни. Физическая агрессия - проблема номер один в кроватях, и это основная причина, по которой дошкольники с проблемами поведения относятся к специалистам.

Как справиться с вербальной агрессией?

Борьба с агрессией – это необходимый элемент в жизни каждого человека. Ведь нет ни одного железного человека, все могут разозлиться.

Иногда агрессия может стимулировать наше мышление и стремление достичь цели. Поэтому нужно уметь в первую очередь отличать здоровую агрессию и нездоровую вербальную агрессивность.

Однако стойкая физическая агрессия обычно не возникает изолированно; Часто появляется с другими проблемами развития, такими как эмоциональное дерегулирование, импульсивность, трудности внимания и задержки в языковых и коммуникативных навыках. Исследования, которые отслеживали большие группы детей в течение многих лет, показали, что постоянная физическая агрессия повышает риск детской преступности и насилия во взрослой жизни.

Большинство детей начинают использовать физическую агрессию как ответ на разочарование и как средство достижения цели. Первые акты агрессивности, проявляющиеся с парами, обычно состоят в том, чтобы потащить игрушку другого ребенка, а затем удар. Существуют важные различия между каждым ребенком и их ранние проявления агрессивного поведения: большинство детей ведут себя агрессивно изредка, меньшинство проявляет небольшую агрессию или вообще не проявляет агрессивности, а примерно от 5% до 10% детей, в основном мужчин, Будет часто использовать физическую агрессию.

Как уже говорилось ранее, речевая вербальная агрессия может стимулировать не только вашу работоспособность, но и этот параметр у других людей. Всего существует два вида агрессии:

  1. Агрессия от себя.
  2. Агрессия от других.

Агрессия от себя – это когда раздражаетесь вы . Если вы не научитесь самостоятельно убирать (не подавлять, а именно убирать) отрицательные эмоции внутри себя, то у вас не получится противостоять агрессии других людей. Ведь каждый человек, который изливает такое поведение во внешний мир, по сути становится провокатором, который только и ждет, чтобы не дать вам жить спокойно.

Более того, некоторым людям попросту нравится провоцировать других. Некоторые от этого получают моральное удовольствие, а у некоторых даже получается таким образом получить материальные фишки, скомпрометировав вас на неблагоприятное поведение. Причем в агрессию может перерасти даже обыкновенная обида.

Известно, что существует две разновидности обиды:

  1. Интравертный, замкнутый тип. Тогда человек просто не хочет общаться с тем, на кого он обижен.
  2. Экстравертный. Этот тип является чаще всего прямым следствием первого, хотя бывают и исключения. Такой тип людей обиду всегда проявляет в агрессивной форме.

Это может быть месть или драка. Если мы не научимся не обижаться, то до этого может прийти даже самый закомплексованный человек. Причем у них даже агрессии со временем получается больше из-за того, что они глотают обиду и накапливают ее. Перестрелки в школах устраивали именно те школьники, которых травили, и какие затаили обиду на весь мир.

Агрессия от других людей – это когда источником и провокатором является вербальный агрессор . Важно сказать, что это деление достаточно условное, так как агрессия – это в первую очередь взаимный акт. Если один человек не отвечает на нее взаимностью, агрессия сразу теряет силу или вообще затухает. Поэтому важно понимать эту штуку.

Самый лучший способ справиться с агрессией – это не отвечать! Даже не терпеть, так как волевые усилия всегда заканчиваются. Нужно просто не придавать особого значения агрессии, которая направлена на вас со стороны других людей. Поверьте, это того не стоит. Любая агрессия заканчивается отрицательно.

Уже доказано, что большая часть отрицательных эмоций провоцируют возникновение раковых опухолей. Кроме этого, отрицательные эмоции имеют свойство засаживаться напрочь в нашем мозгу, поэтому выбраться из пучины негатива будет все сложнее. Да, это такая же зависимость, как и наркотическая, так как отрицательные эмоции также затрагивают мотивационные компоненты в наших мозгах.

Только так работает отрицательная мотивация. Хочется избегать неблагоприятных ситуаций. Но как жить, если избегать всего, что мы видим в этом мире. Нам нужно учиться не только не реагировать на агрессию со стороны других людей, но еще надо просто пропускать ее мимо ушей. Никто вам не поможет в этом, только вы сами можете справиться с проблемами, которые есть в ваших головах.

Выводы

Вам нужно обрести навыки управления собственным эмоциональным состоянием. Они приобретаются очень долго, для этого нужны десятилетия. Но почему бы не постараться. Будет куда стремиться. Поверьте, секрет железных нервов только в вашей голове. Любая эмоция являет собой не более, чем банальную физиологическую реакцию. Поэтому активно внушайте себе правильные мысли, чтобы было легче жить.

Видеопрезентация

Презентацию статьи вы также можете просмотреть в формате видео:

> ВИДЫ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЕ

Описание основных видов и форм вербальной агрессии до сих пор не являлось предметом специального научного исследования. Однако именно это направление в изучении данной проблемы представляется особенно актуальным, поскольку позволяет наметить основные пути осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде, что должно способствовать созданию благоприятного психологического климата в школьном коллективе, основанного на принципах взаимоуважения, взаимопонимания, доброжелательного отношения, доверия и согласия, как между учениками, так и между учащимися и учителями.

> Виды вербальной агрессии

При описании основных видов вербальной агрессии мы использовали системный подход как позволяющий более точно определить природу того или иного проявления вербальной агрессии и выявить особенности его функционирования в изучаемой речевой среде.

Виды речевой агрессии выделялись и описывались в форме дихотомии - бинарных оппозиций, поскольку в структуре противопоставления, во-первых, проще установить параметры отличия, выявить дифференциальные признаки членов оппозиции. Во-вторых, подобный подход позволяет создать более четкое, логически выстроенное и научно выверенное описание формальных и содержательных особенностей членов оппозиции.

Прежде всего, виды вербальной агрессии можно классифицировать по интенсивности, или степени выраженности - от слабых ("стертых") к самым сильным. Данное основание для классификации выделяет, в частности, А.К. Михальская (51, С.166).

К сильным проявлениям речевой агрессии следует, очевидно, отнести брань, ругань, крайне эмоционально и экспрессивно выраженное прямое порицание, грубое требование, произнесенное в резко повышенном тоне ("крик").

Пример такой речевой агрессии - фрагмент диктофонной записи XVII: словесная перебранка крайне агрессивно настроенных по отношению к учителю и друг к другу пятиклассников, поспоривших о том, выполнялось ли ими раньше предложенное учителем задание: "Мы же уже де-е-лали это! - Ты чо?! - Заткнись, подонок!!!". Сильной вербальной агрессией отмечены также речевые ситуации XIII , XIV, XVI, XVIII и др. из диктофонных записей.

Однако, по данным наших исследований, к ярко выраженной, сильной вербальной агрессии относятся не только высказывания, произнесенные повышенным тоном и содержащие прямые оскорбления адресата, но и особо враждебные замечания, язвительные насмешки, веские по содержанию (а не только по форме выражения) угрозы.

К слабым проявлениям вербальной агрессии можно отнести, например, не очень грубый, но с отсутствием извинения и необходимых формул вежливости отказ, скрытый упрек, косвенное осуждение, непрямое оскорбление (например, "сам такой", "это ты о себе сказал" - из сочинений учащихся). К сожалению, в речи школьников диагностировались преимущественно сильные проявления вербальной агрессии, что не позволяет привести здесь более разнообразный иллюстративный материал.

Между тем, по справедливому замечанию А.К. Михальской, "такие речевые акты трудно вообще считать агрессивными, так как вовсе не всякая хула или порицание суть агрессия". (51, С.166) В этой связи необходимо еще раз подчеркнуть, что вопрос о степени агрессивности того или иного высказывания должен решаться каждый раз индивидуально - в контексте конкретной речевой ситуации; и, очевидно, главным критерием здесь является результат - воздействие высказывания на адресата, его ответная реакция (см. 1.3).

Очень важным представляется классификация видов вербальной агрессии по степени их осознанности (рефлектированности) говорящим и целенаправленности, что, как уже отмечалось, в первую очередь позволяет установить присутствие агрессии в том или ином высказывании.

На этом основании необходимо различать осознанную, целенаправленную речевую агрессию и неосознанную или осознанную недостаточно (реактивную). В соответствии с принятым нами "рабочим" определением вербальной агрессии, первая связана скорее с выражением негативных чувств и эмоций и представляют собой агрессивное речевое поведение; вторая выражает негативные намерения и является речевой деятельностью. Кроме того, говоря о целенаправленной вербальной агрессии, следует рассматривать такие ее разновидности, как инструментальная и преднамеренная агрессия.

Обобщая определения этих понятий в различных научных источниках, можно сказать, что термин "преднамеренная агрессия" (в том числе вербальная) применим к тем случаям, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Это речевая агрессия, обусловленная внутренним побуждением.

Понятие "инструментальная агрессия", напротив, характеризует случаи, когда агрессор преследует цели, не связанные с причинением вреда, то есть причинение ущерба не является для него самоцелью, но "так пришлось" или по субъективному сознанию "было необходимо действовать". В данном случае речевая агрессия обусловлена внешним раздражителем и используется скорее для осуществления различных желаний личности, например, принуждения, самоутверждения, повышения самооценки и т.п.

Примерами преднамеренной речевой агрессии могут служить ответы учащихся 6-х и 8-х классов, полученные нами в процессе применения проективной методики незаконченных фраз. Так, в качестве продолжений фразы “Я могу повысить голос на того, кто...” имели место следующие высказывания: "...меня младше" (цель - установление доминирования или его подтверждение); "...кто надоест" (цель - избавиться от объекта); "...я ему говорю одно, а он делает другое"; "...не подчинился мне"; "...не делает то, что я ему сказал" (цель - подчинить, "настоять на своем"); "...плохо учится" (цель - выразить неодобрение или продемонстрировать свое интеллектуальное превосходство).

Примерами инструментальной речевой агрессии школьников являются следующие продолжения той же самой фразы: "...повысил голос на меня"; "...кричит на меня очень сильно"; "...меня обзывает"; "...будет мне хамить"; "...мне не угодил" и т.п.

Иногда с точки зрения целенаправленности предлагается (например, Н.Д. Левитовым) различать инициативную и оборонительную агрессию.

Инициативная речевая агрессия имеет место, когда агрессором является зачинщик. В этом случае целесообразно, на наш взгляд, ввести такое понятие, как "речевое нападение". Оборонительная агрессия наблюдается в случае, когда высказывание представляет собой ответ на агрессию, своего рода защитную реакцию.

Примерами осознанной целенаправленной инициативной агрессии школьников могут служить такие зафиксированные скрытым диктофоном ситуации, как оскорбления в адрес нелюбимого классом ученика (XIII); словесная перебранка школьников из-за места за партой (XIV); коллективные насмешки над девочкой, не сделавшей домашнее задание (XV) и др.

В качестве примеров оборонительной реактивной вербальной агрессии учащихся можно привести следующие ситуации из диктофонных записей: ответная речевая агрессия школьника на враждебное замечание одноклассника (XVII); вербальная агрессия ученика в ответ на нежелательное для него действие учителя (VII) и др.

Очевидно, что все рассмотренные понятия (целенаправленная-поведенческая агрессия; враждебная-инструментальная; инициативная-оборонительная), так или иначе, связаны с категориями цели, намерения, результата, и критерии их выделения часто пересекаются. Поэтому целесообразно анализировать ту или иную речевую ситуацию, учитывая существование и использование совокупности этих терминов.

По характеру, способу выраженности можно выделить явную (открытую) и скрытую (неявную) вербальную агрессию.

Проведенные нами исследования показали, что при изучении открытой вербальной агрессии необходимо учитывать соответствие формального и содержательного планов в пределах одного агрессивного высказывания. На этом основании подобного рода высказывания можно условно разделить на три группы:

1. Высказывания, в которых агрессия выражается и в форме и в содержании. Чаще всего это отдельные реплики, которые характеризуются ярко выраженной восклицательной интонацией и суггестивностью голоса (стремлением воздействовать на собеседника с помощью голоса); часто - повышенным темпом речи как сплошным потоком оскорблений, замечаний, требований, явных угроз (типа "Ты-дурак-идиот-ты-мне-надоел-пошел-вон-отсюда!!!").

Очевидно, к таким проявлениям вербальной агрессии можно отнести высказывания, по содержанию представляющие собой явную угрозу, намеренное оскорбление, грубое требование, замечание-порицание, грубый отказ. Примеры из диктофонных записей: "У! Виноградов! Дурак! Урод!" (XIII); "Кончай гудеть я сказал! Ну, все!!! Убирайся, ур-р-род!!!" (XIV).

2. Высказывания, в которых агрессия выражается только посредством формальных признаков. В таких высказываниях внешне отсутствует агрессивный смысл (сообщение информации, призыв, вопрос, попытка убеждения, оправдания), но при этом агрессия явно содержится в тоне, тембре, темпе речи.

Реальные примеры подобных высказываний можно, вероятно, получить только при помощи записей на скрытый диктофон, фиксирующий живую разговорную речь в естественных условиях общения: "Почему-у?! Обиженно-зло, растягивая слова Почему? Кого я обманываю?!.. Зачем же я их собирал?! Чего я их собирал тогда?! преобладание восклицательной интонации над вопросительной, постепенное повышение тона, повтор одних и тех же слов (VII); "А что я-то?!.. недовольно и повышенным тоном Я знаю! ворчливо препираясь " (IX).

3. Открытая агрессия, заключенная только в содержании высказывания. К такой разновидности речевой агрессии следует отнести высказывания, по содержанию представляющие собой злобные сплетни, очевидную клевету, явный донос, но по формальным признакам (интонации, тембру, темпу речи) являющиеся нейтральными. Вероятно, основные критерии, позволяющие отличать такие высказывания от скрытых форм речевой агрессии (тех же жалоб, сплетен, наветов, только неявного характера) - однозначность агрессивного характера этих высказываний; очевидность агрессивности намерений субъекта; сознавание этой однозначности и очевидности большинством участников ситуации общения.

Данная разновидность речевой агрессии представляется наиболее сложной для исследования, так как для ее диагностики необходимы, во-первых, значительное время, позволяющее установить очень важные в таких случаях причинно-следственные связи, проследить динамику развития явления - его нарастающий или нисходящий характер, степень вовлеченности и число участников речевой ситуации и т.п.. Во-вторых, для изучения подобных высказываний необходимо не всегда доступное исследователю знание специфики межличностных отношений в данном коллективе, особенностей иерархических связей внутри этого коллектива, роли коммуникантов в данной ситуации общения и пр.

Скрытые проявления вербальной агрессии возникают почти всегда на манипулятивном уровне общения, поскольку именно он (в отличие от примитивного) характеризуется косвенным, опосредованным воздействием на адресата, использованием четко продуманных и заранее подготовленных коммуникативных тактик. Поэтому, очевидно, справедливо говорить о том, что скрытые проявления речевой агрессии скорее реализуют различные агрессивные намерения, чем выражают какие-то негативные чувства и эмоции. Хотя справедливым является и то, что отрицательные чувства и эмоции (например, ненависть, зависть, раздражение, презрение) лежат в основе агрессивных намерений (например, жажды мести, желания унижения, замысла оклеветать) и таким образом являются первопричиной агрессии, ее "пусковым механизмом".

Так или иначе, скрытая речевая агрессия реализуется чаще всего во враждебных намеках, иронических замечаниях, скрытых угрозах; иногда - в виде сплетен, доносов, клеветы, маскирующихся под невинное сообщение, информацию об адресате.

Очевидно, что основными трудностями в исследовании скрытых проявлений вербальной агрессии являются их диагностика и классификация, что объясняется, во-первых, возможностью применения ограниченного круга диагностических методов - тех, которые позволяют непосредственно наблюдать изучаемое явление (прежде всего - визуальное наблюдение с вербальной регистрацией и диктофонную запись).

Кроме того, весьма сложно бывает установить степень агрессивности подобных высказываний, поскольку часто в них отсутствуют перечисленные формальные признаки вербальной агрессии. Очевидно, степень агрессивности подобных высказываний может быть установлена только контекстом и только после детального анализа условий ситуации общения, которые становятся единственными параметрами для классификации этих высказываний как агрессивных.

Рассмотрим, например, такую фразу: "Тебе еще замечание сделать?" (из диктофонной записи VI). Являясь по форме вопросом, она в действительности представляет собой скрытую угрозу, так как ее негативные последствия для адресата очевидны, хотя и выявляются лишь в контексте всей ситуации общения: учитель, недовольный поведением ученика даже после нескольких сделанных до этого замечаний, пересаживает его на другую парту. Форма приказа и повышенный тон высказывания, а также явно нежелательные для адресата последствия, которые скрыто подразумеваются в вопросе-угрозе, позволяют классифицировать данную фразу как проявление речевой агрессии.

По отношению к объекту можно говорить о "переходной" и "непереходной" речевой агрессии. Для различения этих видов вербальной агрессии А.К. Михальская выделяет такие параметры, как наличие / отсутствие определенного объекта агрессии; представленность / непредставленность объекта агрессии в данной речевой ситуации; конкретность / абстрактность объекта.

По этим параметрам о переходной агрессии можно говорить в том случае, "если объект четко определен, тогда как при непереходной брани агрессия направлена “вокруг”, на все окружающее, как бы “рассеяна”". (51, С.67)

Таким образом, переходная агрессия направлена на реального и конкретно представленного в данной речевой ситуации участника, тогда как непереходная агрессия имеет место в случаях, когда человек абстрактно ругает "жизнь вообще", выражая в целом негативную позицию по отношению к обществу, окружающим людям. Например, недовольный оценкой ученик, уходя из класса после уроков и видя беззаботно играющих одноклассников, произносит такую фразу: "Ну и придурки вы все! Козлы!".

Показательно, что в ходе констатирующего эксперимента случаи непереходной агрессии фиксировались в речи, как учащихся, так и учителей достаточно редко и только в процессе использования метода визуального наблюдения. Этот факт позволяет сделать предположительный вывод о том, что данный вид агрессии в живой речи встречается гораздо реже, нежели переходная агрессия.

Рассматривая ситуации "смещенной" агрессии, некоторые исследователи выделяют различные способы перемещения объекта агрессии. Например, Н.Д. Левитов (36, С.170) описывает три таких способа ("пути" - в его терминологии):

1. Генерализация (или перенос по сходству), когда агрессия "как бы иррадиирует, захватывая объекты, сходные с тем, который первоначально был “жертвой”". Подобные агрессивные высказывания по каким-либо причинам адресуются не непосредственно "жертве", а каким-то образом сходным с ней объектам - например, друзьям (сходные увлечения, стиль одежды, образ жизни), родителям (сходство во внешности, особенностях мировосприятия, социальное положение, национальность и пр.), вообще любым людям.

Кроме того, часто в одной речевой ситуации генерализованная вербальная агрессия может наблюдаться наряду с проявлениями переходной агрессии, то есть затрагивать одновременно и непосредственно сам объект. Например, при виде девочки, похожей на действительный объект агрессии, одна школьница говорит другой: "Смотри, какая уродина идет - нос картошкой, ноги кривые. Совсем как наша Ленка, такая же воображала!" Другой пример: читая журнал, девочка обращается к подруге: "Слушай, тут статья прямо про Иванова из нашего класса. Тоже дурак и двоечник, а выпендривается больше всех!"

2. Перенос через ассоциации по смежности (речевая агрессия, направленная на предметы, принадлежащие реальной жертве или связанные с ней абстрактные понятия - семья, работа, увлечения и т.п.). Чаще всего это угрозы, оскорбления, враждебные или иронические замечания или насмешки: "Опять этот уродский рюкзак на моей парте валяется - сейчас выброшу к чертовой матери!"; "Что за дурацкое платье она напялила!"; "Это его истеричная мамаша на нас нажаловалась!" (из сочинений учащихся). Один подобный пример был зафиксирован и в диктофонной записи (XVIII): ученик, которому своей неуместной на уроке игрой мешает товарищ по парте, обращается к учителю: "Чего он ко мне лезет?! Надоел!.. Со своей рожей тупой”.

3. Перемещение на так называемого “козла отпущения”, то есть на такое лицо, а иногда и на неодушевленный предмет, которые “попадаются под руку” или обычно безропотно переносят ничем не заслуженные нападки агрессора. Например, не получается решение задачи - всему виной учитель, который "плохо объясняет и вообще сам дурак". Снизили оценку за помарки в тетради - "виновата идиотская ручка, которая опять мажет". Не вызвали к доске - "опять помешала эта выскочка Сидорова!" и т.п.

Помимо рассмотренных видов речевой агрессии, необходимо также различать речевую агрессию по числу участников ситуации общения - массовая и социально замкнутая. На это, в частности, указывает А.К. Михальская, особо выделяя ситуации речевой агрессии, в которых "участвуют массы людей под руководством лидера", где "все участники объединяются в акте речевой агрессии против некоего общего "врага", представленного / не представленного в ситуации конкретным лицом / лицами", в которых "лидер направленно и намеренно воздействует на особый инстинкт... "воодушевления", "воодушевляющего боевого порыва" (термины К. Лоренца). (51, С.149) Примерами таких ситуаций могут служить мероприятия массового характера (политический митинг, футбольный матч, рок-концерт и пр.).

По отношению к другим описанным нами видам вербальной агрессии, массовая агрессия является целенаправленной (инициативной), открытой (явной), чаще всего - сильной, ярко выраженной. Такая речевая агрессия может быть как переходной (если направлена на конкретный и представленный в данной речевой ситуации объект), так и непереходной (если объект абстрактен или отсутствует в данной речевой ситуации).

Если говорить о разновидностях такой вербальной агрессии в школьной речевой среде, то их, вероятно, следует классифицировать с точки зрения конкретности / абстрактности; присутствия / неприсутствия объекта:

1. Массовая вербальная агрессия, направленная на абстрактный, реально не присутствующий объект. Пример, в котором участниками выступают школьники: класс или даже несколько классов, параллель (после школьной линейки, экзамена, коллективного похода, генеральной уборки территории школы и т.п.) очень эмоционально и открыто выражают свое негативное отношение к администрации школы (школе вообще, ко всем "авторам дурацких учебников", в целом плохой организации мероприятия и т.п.). Зачинщиком здесь также является особо недовольный (незаслуженно пострадавший и т.п.) ученик.

2. Массовая вербальная агрессия, направленная на конкретный и чаще всего непосредственно присутствующий объект. Примеры - очень сильное по шкале интенсивности выражение негативного отношения класса к одному из учеников из-за того, что именно его, а не кого-то другого вызвали к доске (диктофонная запись XIII); коллективное осмеяние девочки, не сделавшей домашнее задание (XV); речевая агрессия класса, недовольного решением учителя задержать класс на перемене что из-за медлительности одного ученика (XVI).

Особой разновидностью переходной массовой агрессии в школьной среде, с точки зрения состава участников "раздражающей" ситуации, является, по нашим данным, случай, когда участниками этой агрессии являются и учитель (учителя), и ученики. Пример - речевая ситуация из уже описанной диктофонной записи XVI: действия ищущего стержень школьника подвергаются агрессивному осуждению и насмешкам попеременно то учителем, то одноклассниками.

Спецификой такой ситуации является различие в агрессивной мотивации ее участников. Так, в приведенном примере учитель считает себя в праве открыто осудить ребенка и задержать класс на перемене из-за того, что все они мешает ему вести урок, а ученики ругают одноклассника потому, что из-за него они будут задержаны на перемене (а не из-за того, что он мешает учителю).

Другая особенность подобной ситуации - двунаправленность вербальной агрессии (в данном случае: открытая - против школьника и менее явная - против учителя) и, как следствие, - создание особо напряженной эмоциональной атмосферы, особо негативное речевое воздействие на адресата.

3. Разнонаправленная массовая вербальная агрессия при однородном составе участников речевой ситуации. Характерной особенностью такой ситуации является то, что из-за наличия нескольких объектов (среди которых могут быть конкретные и абстрактные, представленные или отсутствующие) здесь может присутствовать как переходная, так и непереходная речевая агрессия.

Например, один из членов большой группы учащихся начинает агрессивно критиковать какого-то учителя. Его агрессия передается другим учащимся, которые в свою очередь начинают ругать каждый свое: одни - того же учителя; другой - предмет, который этот учитель преподает; третий своих родителей, которые заставляют его учить этот предмет и т.д.

Реальный пример такой "разнонаправленной" массовой вербальной агрессии можно наблюдать также и в уже описанном примере с мальчиком, потерявшим стержень. Так, после сообщения учителя о своем решении задержать класс на перемене следует резкое нарастание общего фонового шума. Слышатся синхронные выкрики, которые расслышать на пленке сложно, но суть их явно агрессивна и сводится к следующему: одни ученики пытаются словесно повлиять на одноклассника (с помощью угроз, оскорблений, враждебных и иронических замечаний); другие выясняют, кто виноват (в форме словесной перебранки, при помощи тех же оскорблений и враждебных замечаний); третьи возмущаются решением учителя.

Следует заметить, что в условиях школы сложно наблюдать примеры именно массовой речевой агрессии (какие приводят, например, К. Лоренц, А.К. Михальская), поскольку понятие "масса" предполагает большое количество людей, по крайней мере, превосходящее школьный класс и даже параллель. Поэтому, вероятно, было бы более корректно говорить о проявлениях групповой речевой агрессии, рассматривая ее в со- противопоставлении с межличностными ее проявлениями.

Итак, виды речевой агрессии можно классифицировать на разных основаниях, важнейшими из которых, как мы установили, являются интенсивность проявления, степень осознанности субъектом, характер выраженности, направленность агрессии и количество участников ситуации общения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!