Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Письмо другу в разговорном стиле речи примеры. Письменные жанры разговорной речи

Цели урока:

  • Знакомство с основными правилами создания текста эпистолярного жанра.
  • Развитие умения создания письменного самостоятельного высказывания.
  • Развитие навыка коммуникативного общения.
  • Отработка навыка постановки знаков препинания при обращении и вводных словах.
  • Воспитание аккуратности, доброжелательности, приветливости.

Оборудование занятия: Слайды с отрывками из писем известных писателей, литераторов, таблица-алгоритм создания текста письма (у автора).

Сели выжил - физически и духовно. Теперь вы готовы к письмам. Разумеется, Уокер их не числил, это уничтожило бы правдоподобие романа. Но ради того, чтобы ссылаться на конкретное письмо или на перекрестные ссылки, удобно указывать буквы в самой книге, нумерацию каждая полная буква. Не набирайте буквы в письмах. Буквы должны заканчиваться цифрой. Прежде всего, не пренебрегайте возможностью читать вслух как можно больше писем Сели. Юмор, любовь, боль и, наконец, вера, которая поддерживает Сели, обнаруживаются в ее простых, незатронутых фразах.

Читая письма Сели вслух, вы воссоздаете ее голос, и между вами и этой женщиной установлена ​​связь, которая дает вам возможность понять страдания и потребность в сострадании. Для многих из нас это очень сложно. Это кажется неестественным, ненужным и неудобным.

Ход занятия

Добрый день, дорогие друзья! Любите ли вы получать письма?

А любите ли вы писать письма?

Чаще всего нежелание писать письмо связано с неумением его написать. Академик Д.С. Лихачёв в письмах к молодёжи как-то заметил:

Слайд 1

«А уметь хорошо писать нужно не только писателю или учёному. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку. Но как научиться писать? Надо писать, писать дневники, письма…»
Д.С. Лихачёв

Обложки также могут быть очень запутанными. Что, вы даже должны сказать в одном? На самом деле, ваш лучший шанс сделать его сильным, привлекательным и запоминающимся будет заключаться в том, чтобы сделать его увлекательным и разговорным. Всегда помните, что на конечной стороне этой игры присутствуют фактические люди. Им нравится втягиваться в историю. Итак, почему бы вам не поделиться тем, кем вы являетесь, чем вы специализируетесь, и почему они должны остановиться на своем пути и обратить на вас внимание так, как это написано человеком, а не роботом.

К сожалению, в наши дни нередко слышишь фразу: «Письма писать я не умею, лучше я тебе позвоню» Да и впрямь, какие там письма, когда у каждого есть мобильная связь. И, тем не менее, написал ведь как-то поэт: «Мне писем не заменит телефон: ни городской, ни междугородний». Искусство эпистолярного жанра начинает потихоньку забываться в России. А ведь совсем недавно он был весьма популярен. Обратимся к словарику, который необходим на сегодняшнем уроке:

Вы были уверены, что есть один «правильный» способ сделать это? Вы боитесь, что, если вы не говорите в разговоре на высоком уровне о том, что они снимут вашу квалификацию или бросят ваше заявление в «нет» кучу? Это просто не произойдет, если вы сделаете это так, как это важно, немедленно сообщите им, что вы можете пройти через их двери и доставить, и удерживает их внимание.

Вот три быстрых трюка, которые помогут сделать процесс более естественным. Когда люди, которые знают мой профессиональный бренд, встречают меня лично в первый раз, они часто говорят мне: О, черт возьми. Вы точно похожи на свой голос на веб-сайте. Это очень бесплатно, и определенно намеренно.

Слайд 2

  • эпистолярный – написанный в форме письма, переписки
  • этикет – установленный порядок в поведении, формах обращения
  • адресат – тот, кому адресовано письмо
  • адресант – тот, кто отправляет письмо

Слайд 3

Однажды в редакцию газеты «Пионерская правда» пришло письмо, над которым долго смеялись сотрудники, а потом и читатели. Вот оно перед вами:

Сделайте это с помощью сопроводительного письма. Черт, может, даже сначала запишите свой голос, прежде чем начинать шарить, пытаясь перевести слова на бумагу. Основываясь на том, что вы знаете об этой работе и потребностях этой организации, как бы вы описали, кто вы, и почему вы хорошо подходите для этой роли? Кроме того, если вы можете подумать о том, чтобы поделиться, что привлечет читателя и завязать историю о том, почему вы были бы здоровы?

Почти всегда легче выплескивать его вокально - от верхней части головы до головы, а затем настраивать его на бумаге после того, как у вас будет разговор «почему ты должен нанять меня». Мы делаем это, потому что где-то вдоль линии мы верим, что это «правильно».

Ученица читает слайд 3:

Нижеподписавшийся волка повстречал.
Вышеупомянутый громко зарычал.
А вокруг всё цветики – просто благодать.
По причине этого – жалко пропадать.
Нижеподписавшийся крикнул: «Караул»
И на полной скорости к речке драпанул.
Вышеупомянутый, голодом томим,
В том же направлении бросился за ним.
К счастью, тут охотничек мимо проходил,
Каковой впоследствии волка застрелил.
Нижеподписавшийся просит за спасенье
Выразить охотнику это поздравленье.

Но «правильное» очень часто также «скучно» или «бессмысленно» или «точно так же, как и все другие приложения в куче». Как насчет того, чтобы сразу же забрать читателя, начав рассказ? Скажите, что вы подаете заявку в качестве шеф-повара в популярном новом ресторане. Возможно, ваше руководство выглядит так.

Это была комната в доме, которая давала мне наибольший комфорт, большую радость и, честно говоря, самое интересное. Это фигура речи, если, конечно, вы не пьете вино. Стресс и напряжение могут очень сильно развить стресс и напряжение в вашем тоне. Если вы можете создать какое-то пространство и освободить свою паранойю о том, чтобы говорить о неправильных вещах, вы, скорее всего, произведете нечто более разговорное, более подлинное для вас и более впечатляющее.

Почему вызывает улыбку это стихотворение? (Ответ учащихся)

Конечно, в нем нарушена стилистическая принадлежность некоторых слов и выражений.

В тексте разговорного стиля автор использовал слова, приемлемые для стиля официальных документов. Это вызывает комический эффект. То есть, хорошее знание стилей речи русского языка и особенностей каждого стиля необходимо для создания текста.

Диалог, разговор, под-разговор. Почти пятьдесят лет назад Натали Сарраут сообщила об этом наблюдении Генри Грина: «центр тяжести романа движется: диалог занимает место каждый день больше». Чтобы пройти романтический пейзаж этой второй половины двадцатого века, необходимо отметить актуальность и актуальность замечания.

Но если персонажи в современном романе много говорят, не уверен, что диалог будет иметь место, тем более что это диалог, о котором говорил Генри Грин, как «лучший способ обеспечить жизнь». к читателю. Более того, давайте немедленно поднимем эту двусмысленность: мы не должны путать роман с жизнью, мы не должны путать романтический диалог с живым словом, которое в жизни называется «разговором».

Давайте вспомним стили речи нашего русского языка. (Ответ учащихся)

У вас на партах отрывки из писем поэта В.В. Маяковского, поэта К.М. Симонова, академика Д.С. Лихачёва. Определите, какого стиля эти отрывки, найдите доказательства принадлежности каждого отрывка названному стилю.

Один ученик читает отрывок из письма В.В. Маяковского.

Более того, если есть диалог, для Саррау не может быть жилья с определенными навязанными формами. Очевидно, что за «громоздкой конвенцией» вопрос о форме восходит к истории: от диалога к разговору, Натали Сарраут выбирает этот отрывок, который также относится к традиционному роману, основанному на «иллюзии ссылки», современный роман, который также всегда свидетельствует о реальности, но поскольку эта реальность - это сам язык.

Однако для Натали Сарраут романтический диалог не является существенным, потому что он только переводит результат языкового процесса. В диалоге говорится, что все уже сыграно, если оно находится в явном по крайней мере, в неявной форме. «Тропизмы», так как они из них, что они есть, не являются скорее вариантом внутреннего монолога: формой психологического дискурса, как с Джойсом, или дискурсом мирской, как с Пруст. Отвергнутый из его формальной одежды, в которой так много уловок, армянский диалог лежит в основе и поддерживает «под-разговор», он порождает эти внутренние движения, которые являются тропизмом.

В литературно-художественный отдел Гиза.

В ответ на ваше письмо сообщаю:

По моем возвращении из-за границы мною был заключен с Гизом договор на все имевшееся в договоре вещи: «Роман», «Драма», «Мое открытие Америки» и «Испания, Атлантический океан, Гавана» (стихи). Я сумел сдать две последние книги. Работа над «Драмой» и «Романом» задержалась благодаря возникшей большой работе (тоже для Гиза) над Октябрьской поэмой. Это крайне трудная поэма, сданная в срок Гизу, кроме отрыва от других работ, еще и крайне меня утомила. После месячного отдыха надеюсь в 4-х, 5-тимесячный срок выполнить все взятые на себя обязательства.

Однако мы отмечаем, что если «под-разговор» ссылается на язык, у него нет инфраструктуры. Скорее, мы будем говорить о «инфраязыке», чтобы описать то, что нельзя назвать, за исключением метафор или признаков значимости, таких как «изменение ритма или формы».

На простейшем уровне определения разговор был бы обменом словами. Но такое определение заставляет нас учитывать разные разговорные ситуации, но они бесчисленны. В более общем плане характер беседы привел бы нас к тому, чтобы вызвать его различные контексты, которые не в наших намерениях. Вопрос в том, нужно ли знать, нужно ли нам или если мы можем определить разговор? Другие перед нами, что разговор не может быть научным объектом.

Я неоднократно предлагал ликвидировать все материальные обязательства, вытекавшие из договора, но литературно-художественный отдел указывал мне всегда на желательность сохранения договора в силе и откладывал день сдачи книг.

Если и сейчас Гизу интересны указанные книги, прошу продлить срок договора сообразно с моими указаниями о времени.

Если беседа не является объектом, который может быть разложен на определенное количество составляющих, это, с другой стороны, перевод механизмов, которые могут, прежде всего, вернуть нас к самой природе обсуждаемого субъекта. Разговорные темы или тема разговора?

Излишне скрывать это, понятие предмета создает проблему. Таким образом, можно было бы противостоять экзистенциалистскому тезису субъективного субъекта и что, структуралист, «субъекта в полном разрушении». Если мы хотим обобщить философскую природу субъекта, тогда у нас будут две категории: мыслящий индивидуализированный субъект, с одной стороны, и сложный субъект, «чистая неопределенность» другого, без сомнения, как признает Ален. Милон, разговор, возможно, не лучший способ определить тему. Мы можем хотя бы попытаться оценить это как практику языка.

Вл. Маяковский

27.09.27 г.

К какому стилю принадлежит письмо В.В. Маяковского? (Официально-деловой)

Докажите это, приведя в качестве примеров характерные для этого стиля лексические, морфологические и синтаксические средства. (Ответы учащихся)

Письмо академика Д.С. Лихачева к молодежи читает далее ученица.

Что заставляет нас говорить? Эти три вопроса сигнализируют о складывании субъекта на себя и построении диалогового пространства. То же самое можно сказать о садах Пруста. В других местах, на Дурасе, на площади, в шаре: место, полное разговоров, или странные пустынные звуки разговора. Для Лакана существует истина лжи, которую он называет «субъектом определенности». То, что акцентирует текст разговора, - это отсутствие всего, что можно сказать: корреляция субъекта уже не проблема. «Еще один обманщик, он обманут Другого».

Субъект говорит, что ничего не говорит, поскольку характеристика разговора - ничего не говорить. Мы ничего не говорим, но мы всегда и всегда говорим, несмотря ни на что, ставить тему речи, слово слова. Мы переходим от одного предмета к другому, и при этом слово переплетает лабиринт, где язык разговора, предмет разговора, постоянно передислоцируется. Таким образом, отсутствие предмета становится предметом разговора. субъект, который исчезает, прост и отсутствует для себя.

В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой дорогой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, не радость.

Разговор обычно предполагает наличие по крайней мере двух собеседников, но можно предусмотреть форму разговора, в которой предмет беседует с самим собой. Кроме того, истина не может быть найдена на языке, но в том, что он называет своей «непостоянством».

Поэтому внутренняя речь будет для него наклонной формой, позволяющей достичь определенной истины языка и, следовательно, субъекта. Возможно, даже больше, чем в работе Пруста, внутренняя речь Беккета занимает некое место, но, как замечает Дидье Анзиу, эта речь имеет особую форму.

Скорее, мы имеем дело с фрагментами Я, нечеткими и неперсонализованными голосами, в которых субъект не может быть составлен как я речи. То, что верно в романах, также находится в полностью диалогически написанных текстах: существует та же неопределенность времени, пространства, действия, а также непрестанное метафизическое отражение, где речь кажется посвященной блуждающий, осужденный не до конца. Использование устного языка дает большую свободу написанию. Дидье Анзи, кажется, признает там форму свободных ассоциаций, которая особенно напоминает для психоаналитика, что он есть, рамки аналитической сессии.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.

И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.

Примеры, которые он дает, действительно достаточно убедительны. Это тишина, и это не тишина, никого нет, есть кто-то. И знаем ли мы когда-нибудь в такой неясности? У меня будет компания. Слова тоже, медленные, медленные, тема умирает до достижения глагола, слова тоже останавливаются.

Говорный голос говорит о фрагментированном я, множестве меня. Это еще голос, который слышит невозможность говорить. Тематика беседы. Какая бы ни была установка, независимо от ее формы, разговор драматизирует речь. На самом деле всегда есть мизансцену эмоций, правды или лжи, поэтому драма разговора в самом широком смысле этого слова является его мирской: это может быть только театральное пространство, и в то же время именно эта структурная необходимость делает возможным.

Наша молодость – это и наша старость.

Д.С. Лихачев

Учащиеся доказывают, что данный отрывок принадлежит к публицистическому стилю.

Письмо поэта К.М. Симонова читает следующий ученик.

Здравствуй, Машка, здравствуй, дочка.
Шлю тебе я два цветочка.
Это ландыш и ромашка. (Вот они – рисунок поэта)
– Так ли это – дочка Машка?
Я нарисовал цветы
Так ли, как рисуешь ты?
Ландыш-то почти хорош,
Ландыш сразу разберешь!
А ромашка подгуляла -
Лепестков уж слишком мало.
Сколько нужно добавлять?
Раз?
Два?
Три?
Четыре?
Пять?
А теперь рисую дом,
Где мы с Нин-Паловной живем.
Крыша и труба, и окна,
И дождик, под которым мокну.
Вот они (рисунок поэта).
Сверху дождик, снизу снег.
Я несчастный человек.

Разговор вербализует его процесс, что означает, что он всегда находится в процессе становления или, точнее, в постоянном состоянии предсозревания. Разговор заставляет нас чувствовать присутствие языка перед языком, неоформленным языком. что происходит в романах Натали Сарраут, где она доминирует над тем, что она называет «предварительным диалогом». Слово, кажется, вернулось в процессе формирования и в то же время вытолкнуто наружу.

Таким образом, нужно понимать диалог как «выход». Эта постановка не интересует этих авторов. В этом театре нет никакого действия и очень мало психологии: это язык чистого государства, театр позволяет им начать новую драматизацию речи в романе: обмен словами становится способом изучить интерсубъективный и социальный охват слов. Персонажи не говорят об обмене, а устанавливают и поддерживают возможность слова. Это все эти ритуалы запуска, обслуживания, которые не имеют никакой другой функции, чем заполнять время, чтобы проверить, что один все еще может говорить.

После того, как учащиеся доказали, что отрывок принадлежит к разговорному стилю, переходим к следующему этапу урока.

Конечно, личная переписка – это предмет разговорного стиля речи. Еще совсем недавно ваши родители, родственники писали живые интересные письма друг другу, тщательно подбирали слова, перебеливали черновик, так как с большим уважением относились к адресату, хотели, чтобы с письмом друг или подруга получили «частичку души» адресанта . Писатель Н.С. Лесков как-то заметил: «Скверное письмо затрудняет чтение, расхолаживает впечатление, и, наконец, сердит читающего и настраивает его против вас» . Сегодня мы попытаемся создать хорошие дружеские письма и послания в соответствии со всеми нормами разговорного стиля и этикетом письменного общения.

Давайте, определим, что будет являться одной из составляющих хорошего письма. А помогут нам в этом ваши же письма.

Слайд 4

Здравствуй, подруга Вера!

Пишу тебе письмо, так как обещала. У меня все по-прежнему. Хожу в школу вместе с Анюткой, потому что с Ленкой поссорилась. Она сильно много воображает. Учится уже неохота, все ждут каникул. Скорей бы они наступили. Погода у нас стоит нормальная. Приезжай скорей. Я тебя жду.

Твоя подруга Катя.

Слайд 5

Аленушка! Здравствуй!

Дружочек мой дорогой, как я по тебе скучаю, как многое мне надо тебе рассказать.

Представляешь, вчера наконец-то после долгих уговоров папа согласился отвезти нас к озеру Любви. Это озеро находится в 25 километрах от нашего поселка. Я слышала легенду о том, как двое влюбленных в стародавние времена решили вместе броситься в воды этого озера, потому что родители не хотели их свадьбы. Они долго плакали на берегу озера, и все это слышала русалка-волшебница. Она пожалела юных влюбленных и подарила им вечную жизнь, превратив их в два сросшихся ивовых дерева на берегу после их смерти. Теперь они не расстаются никогда. Это очень трогательно – обнявшиеся ивы над зеркальной гладью озера. Я думаю, что на тебя это тоже произвело бы впечатление. Вокруг озера – красивейшая растительность. Воздух чист и наполнен ароматом цветов и трав. Вода в озере прозрачная, и в ее глубине мелькают серебристой чешуёй рыбки. На лодках по озеру плавают влюбленные парочки (открыт прокат лодок). Мы пробыли на озере почти три часа, но нисколько не устали, а наоборот, получили массу впечатлений.

Все каникулы читаю книги из списка литературы, данного нашей учительницей для летнего чтения. Открыла для себя Тургенева. Его романы очень понравились, а героини просто вызывают восхищение, хочется быть на них похожей.

В следующем письме расскажу о том, как мы с Олей побывали в гостях у Марины.

До свидания. Жду твоих писем. Твоя подруга Надя.

Вопрос ученикам. Какое письмо интереснее?

Конечно, то, в котором содержится интересная информация.

  • Первое условие создания письма:

Информация.

Информация в письме – это «кусочек» человеческой жизни, к которому интересно вернуться спустя годы. Что может служить информацией для письма?

Кто-то сказал, что письмо - это фотография души. Это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях. А содержание и стиль письма во многом зависят от того, кому мы пишем. В этом мы убедились, когда читали письма поэта В.В. Маяковского, ученого Д.С. Лихачева, поэта К. М. Симонова.

Писатель Анатолий Маркович Маркуша, автор книги о лётчиках «Вам взлёт» получал много писем, но говорил он как-то и о том, что не все ребячьи письма радуют. Вот мальчик из города Винница написал как-то: «Сообщите, пожалуйста, основные сведения о метеорологии, главные вопросы штурманской подготовки, а также все рекорды, зарегистрированные в ФАИ». Вот уж где приходится только развести руками. Прежде, чем писать подобные письма артистам, спортсменам, писателям, надо хорошо подумать, нельзя ли обойтись без этого.

А вот ещё письмо в газету: «Дорогая «Пионерская правда», мне нравится один мальчик, а я ему нет. Напишите в вашей газете, как мне быть».

Уважение к адресату и его времени должно подсказать вам, стоит ли браться за перо. Такое понятие, как внутренняя культура человека – это следующее условие эпистолярного жанра.

  • Второе условие создания письма.

Культура человека.

Антон Павлович Чехов оставил прекрасные образцы писем друзьям и знакомым. Читать их интересно и поучительно. Это образец эпистолярного жанра.

(Зачитывается отрывок из письма А.П. Чехова)

Научиться культуре, конечно, невозможно за 40 или 80 минут, этот процесс длится порой всю жизнь. Поэтому надо помнить о том, интересна ли будет ваша информация тому, кому вы её адресуете (адресату ). Нужно быть искренним и правдивым и, если письмо не строго деловое и серьёзное, можно приправить свой рассказ частицей юмора. Пример – письмо поэта К.М Симонова.

Говоря о культуре письма, отметим, что в письме, согласно принятому этикету , обязательны поля. В правом верхнем углу письма, как правило, ставится дата. Почерк должен быть таким, чтобы письмо не превращалось в ребус. Множество помарок и исправлений свидетельствуют о неуважении к адресату. Аккуратно и разборчиво подписывается конверт. И мы плавно переходим к третьему условию хорошего письма.

Вы заметили уже, работая с письмами сегодня на уроке, что чаще всего при написании письма необходимо помнить правила постановки знаков препинания при обращении и вводных словах. Сегодня, когда вы будете писать своё письмо друзьям или родственникам, помните, что есть третье условие хорошего письма

  • Третье условие создания письма.

Грамотность.

Повторяем при помощи опорных схем знаки препинания при обращении и вводных словах и предложениях.

Слайд 6

1. О,______. 2. ____,О,_____. 3._________,О. 4. О!________
1. ______,вв,______. 2. Вв,_________. 3. __________,вв.

А отработать навык постановки запятой при обращении и вводных словах помогут упражнения по составлению зачинов и концовок писем.

В России XIX века в русском речевом письменном этикете были распространены зачины и концовки. Зачины в письмах содержали обращения к адресату по имени-отчеству с выражением ему всяческого почтения и добрых чувств, пожелания здоровья. Концовки писем обычно делались в одном стиле с зачинами и были очень многообразны. Это, прежде всего, многословные здравицы и почтительно-любезные заверения в любви и памяти. Перед вами типичные зачины и концовки, отражающие этикет писем XIX века.

Слайд 7

  • Милостивейший князь…
  • Вселюбезнейшая княгиня…
  • Любезный друг…
  • Бесценная матушка…
  • Душевно уважаемая и добрейшая тётушка
  • … Милая маменька
  • … Душенька моя

Слайд 8

Концовки писем

  • Целую ваши ручки, прошу вашего родительского благословения…
  • Поклонитесь всем добрым приятелям и будьте здоровы и веселы…
  • Ваш покорнейший слуга и внук…
  • Остаюсь вашим всепокорнейшим сыном…
  • С глубочайшим почтением и искренней сыновней преданностью…
  • Оставайтесь всегда здоровы и веселы…

Какие из этих формул являются устаревшими? Почему?

Группа учащихся, получивших задание на предыдущем уроке, зачитывают зачины и концовки из рассказов А.П. Чехова, повестей А.С. Пушкина.(«Ванька Жуков», «Капитанская дочка» и др.)

Обращаем внимание на постановку знаков препинания в этих отрывках

Задания по группам:

Группа 1. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для дружеских писем сверстникам.

Группа 2. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для писем родителям и взрослым родственникам.

Группа 3. Учащиеся этой группы составляют зачины и концовки для деловой переписки с людьми, от которых ждут помощи, решения проблем (незнакомый редактор журнала)

Обращаем внимание на знаки препинания в полученных формулах, какие формулы, приведённые ранее на слайдах, можно использовать в современном письме?

А теперь возьмите чистый лист бумаги. Вспомните, какие три условия необходимы для создания письма.

Слайд 9

(Алгоритм на слайде)

Что напишете вы? Послание, которое кто-то долгие годы будет хранить и перечитывать? Или ваш адресат запутается в пустой болтовне и грязных безграмотных каракулях и раздраженно бросит ваше письмо в мусорную корзину? Все зависит от вас.

Заключительный этап. Написание дружеского послания близкому человеку.

Вот так, моя дорогая подруга Лена, тебе сегодня исполняется уже тринадцать лет. Этот день для тебя самый яркий и праздничный в году. Пусть весь этот день сияет на твоем лице улыбка.

Я желаю, чтобы наша дружба не кончалась,
Чтобы чаще мы с тобой встречались,
Вместе пели, веселились, танцевали
И твой день рождения справляли!

Наташа К.

Лето в разгаре. Июль на исходе.
За яркость цветов благодарны природе.
Друзья и родные слетелись в Тайшет
Мамуле отметить её сорок лет!
А юбилярша – смотрите – царица!
Не Водолей, и не Рак она. Львица!
Фигура центральная у Зодиака.
Добра, но и бескомпромиссна, однако.
Папа, Олег и я, дочка Наташа.
Ведь нами живет именинница наша.
Любит всем сердцем, навеки верна,
Того ж от любимого хочет она.
Мамуля! Будь в жизни улыбчивой долго.
Пусть светлыми будут, счастливыми, годы.
И груз неудач пусть не давит на плечи.
А сорок – рассвет! А не вечер, не вечер.

Упражнение 1.

Прочитайте в виде образца разговорного стиля речи два письма В. Я. Лакшину, писателю, публицисту, Ивана Сергеевича Соколова-Микитова (1892-1975), писателя, рассказчика, очеркиста, отличающегося пристальным вниманием к человеку, природе, животным.

I. 23 июня 1969. Карачарово
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю последнюю страничку «Вертушинки» с очень немногими добавлениями. Благодарю за доброту, дружеское письмецо. По-прежнему сижу в моей карачаровской норе, обрастаю барсучьей шерстью. На свет почти не выползаю. Ночами почти не сплю. Живу воспоминаниями. Но как тяжки подчас эти воспоминания!
От Трифоныча получил недавно бодрое письмецо. Рад, что все кончилось благополучно. Радуюсь и тому, что Ваш славный корабль продолжает свой путь, минуя подводные и надводные рифы. Прошу передать наш привет друзьям-новомировцам. Дружески обнимаю.
И. Соколов-Микитов
Р.S. Если возможно, пошлите, пожалуйста, в Карачарово седьмую книжку «Нового мира», когда она появится на Божий свет.

II. 8 августа 1968. Карачарово
Дорогой Владимир Яковлевич!
Посылаю Вам привет, поклон и несколько маленьких рассказов под общим названием «Звуки земли». Боюсь, что эти скромные рассказики не подойдут для серьезного толстого журнала. Но кто знает? Писал же Аксаков записки об ужении рыбы, о птицах. Ежели рассказики не подойдут, в обиде не буду. Верните их Мише, которому я поручил побывать у Вас. Он расскажет Вам о моем житье-бытье.
Что делается у Вас в «Новом мире»? Где Александр Трифонович? Очень хотелось бы повидать вас обоих в карачаровской барсучьей норе. Удастся ли?
Крепко жму руку.
И. Соколов-Микитов

1. Обратите внимание на основные компоненты письма

а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);
б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания; приветы родным и знакомым);
в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма - если они не были указаны в самом начале).


2. Выделите признаки разговорного стиля: в лексике, словосочетаниях, устойчивых оборотах речи, структуре предложений.

3. Какое из двух писем вы отнесли бы к сугубо личным, интимным, а какое к деловым и в то же время дружеским? Почему?

4. Попытайтесь передать отношения И. Соколова-Микитова и В. Лакшина на основе первого письма и второго. Какие стороны их отношений в большей мере раскрываются в первом письме, какие - во втором? Подтвердите это фактами из писем.

Упражнение 2.

Напишите письмо близкому для вас человеку. Подумайте над формой и содержанием письма, какое оно будет. Нужно ли жаловаться или хвалиться? Выберите тон письма. Как закончить письмо?

Упражнение 3.

Запишите данные ниже слова по группам:

а) общеупотребительные;

б) разговорные;

в) просторечные.

Ахнуть, балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, бе..порядок, беспр..дел, вкалывать, ручеек, дурачье, бабуля, зайчишка, расческа, печка, замаскировать (в переносном значении), дом, навор..вать, стол, нахапать, приработок, большущий, скрыть, шабашка, заморозки, лесник, небосклон, горизонт, побережье.

Продолжите примерами все группы слов.

Упражнение 4.

Из данных ниже фразеологизмов выберите только относящиеся к двум стилям: а) к официально-деловому; б) к разговорному. При определении стилевой принадлежности фразеологизма вспомните характерные особенности лексики этих стилей. К каждому фразеологизму запишите (если это возможно) синонимичное ему слово или словосочетание.

Бросать слова на ветер, входящие и исходящие бумаги, взять под стражу, внести вклад, вылететь в трубу, довести до сведения, дурью маяться, ждать-пождать, заключить в объятья, левый заработок, надуть губы, отдать Богу душу, очная ставка, покрыто тайной, поставить на вид, прокладывать дорогу, протянуть ноги, раскинуть мозгами, сделать карьеру, стереть с лица земли, уйти из жизни, гражданский долг, хранить как зеницу ока, дамоклов меч, бить баклуши, прибавочная стоимость, узы дружбы, возыметь действие, особое мнение.


Упражнение 5.

Прочитайте слова и определите их стилистическую принадлежность. Выделите морфемы слова.

Водица, кисонька, дождик, бродяга, достоинство, болтун, беленький, толстенный, сестрица, ножик, толстенький, говорунья, нажарить, поговорить, билетерша, ночевка, кусачий, нарвать, лгунишка3, голосище, развеселый, премиленький, добряк, хвастун, вечерка, дворняга, старичье, сорвиголова, головушка, светелка, нисходить, передатчик, перелет, антисанитарный, договоренность.

Выпишите слова, относящиеся к разговорному стилю речи.

Упражнение 6.

Прислушайтесь к речи других людей - дома, на улице, в магазине, в транспорте - и запишите 10-12 оборотов, характерных для устной разговорной речи.

Упражнение 7.

Составьте микротексты (по 2-3 небольших предложения), в которых уместно были бы употреблены характерные для разговорного стиля союзы:

а) да и;

б) а не то;

в) не то.., не то;

г) не так чтобы;

д) нет бы;

е) не так чтобы..., а (но).

Упражнение 8.

Составьте предложения с указанными фразеологизмами, которые могли бы относиться к различным стилям речи.
Выпишите фразеологизмы:

а) древнегреческого происхождения;

б) отражающие языческое представление наших предков-славян;

в) связанные с историей нашего Отечества;

г) остальные распределите по тематическим группам, самостоятельно определив и назвав темы, объеди¬няющие два, три фразеологизма и более;

д) прочие (не поддающиеся группировке).

1. Втирать очки. 2. Сон в руку. 3. Перст указующий. 4. Мхом поросло. 5. Первая рука. 6. С рук долой. 7. Аника-воин. 8. Шемякин суд. 9. Малюта Скуратов. 10. Гришка Отрепьев. 11. Ванька-каин. 12. Бездонная бочка. 13. Сахар медович. 14. Мокрая курица. 15. Тарабарская грамота. 16. Сбоку припека. 17. Иудин поцелуй. 18. Фома неверующий.

Упражнение 9.

Напишите зарисовку-сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем (старайтесь при этом не снижать общеречевой культуры текста):

1) встреча друзей после летнего отдыха;
2) впечатления от просмотренного кино-, телефильма, спектакля;
3) о своих музыкальных интересах;
4) о любимом певце, актере.

Упражнение 10.

Подберите в любой газете текст, в котором неоправданно используется грубая разговорная лексика. Отредактируйте его.

Упражнение 11.

Прочитайте письмо И. С. Тургенева М. Е. Салтыкову (Салтыкову-Щедрину), написанное 30 ноября 1870 г. в Лондоне. Исходя из анализа вступительной его части, сделайте вывод о взаимоотношениях Тургенева и Салтыкова-Щедрина. Как Тургенев относился к творчеству Салтыкова-Щедрина? Подтвердите словами письма Тургенева. Кто такой Беневоленский (см. главу «Эпоха увольнения от войн» упоминаемой в письме книги)? Подготовьте краткое сообщение об истории его градоправления с выделением наиболее ярких черт данного персонажа.

Любезнейший Михаил Евграфович (позвольте отложить в сторону церемонное: «милостливый государь»), я на днях получил вашу «Историю одного города», переданную вами Анненкову. Душевно благодарю вас за память обо мне и за великое удовольствие, которое доставила мне ваша книга: прочел ее не¬медленно. Не говоря уж о прочих ее достоинствах, эта книга в своем роде драгоценный исторический материал, который ни одним нашим будущим бытописателем обойден быть не может. Под своей резко-сатирической, иногда фантастической формой, своим злобным юмором, напоминающим лучшие страницы Свифта, «История одного города» представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии: «имеющий уши, да слышит, имеющий глаза, да видит», сказал бы я вместе с законодателем Беневоленским.
Еще раз искреннее спасибо.

1. Определите стилистические особенности использованных в 1-м предложении двух форм обращения к адресату.
2. Дайте толкование оборота, взятого в кавычки. Каков его смысл в данном тексте? Как он характеризует книгу Салтыкова-Щедрина?

Упражнение 12.

Постарайтесь, используя выразительные средства языка, написать в разговорном стиле сочинение, в котором были бы разные типы речи.
Сочинение может быть грустным, а может быть и веселым, юмори-стическим. Тема: веник!
Придумайте несколько заглавий, сопоставьте их, выберите наиболее удачное.
Согласуйте начало текста с темой, идеей, стилем, жанром сочине¬ния. Обратите особое внимание на окончание текста, имея в виду, что начало и конец в наибольшей мере зависят от цели высказывания и стиля.

Упражнение 13.

Выпишите из любого толкового словаря русского языка не менее 10 слов и выражений со стилистической пометой разг. и столько же слов и выражений с пометой прост . Охарактеризуйте разницу между разговорными и просторечными средствами языка.

Упражнение 14.

Найдите разговорные и просторечные слова и обороты речи в приведенных ниже текстах. В чем своеобразие и художественно-стилистическое назначение их использования: в басне И. Крылова; в отрывке из повести А. Пушкина «Барышня-крестьянка»; в рассказе М. Зощенко?
Какой иной смысл может иметь басня Крылова в современных условиях?

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». -
«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею». - «Неблагодарная! - промолвил Дуб ей тут,-
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
(И. Крылов.)

«...Небось, милая, - сказал он Лизе, - собака моя не кусается». Лиза успела уже оправиться от испугу и умела тотчас воспользоваться обстоятельствами. «Да нет, барин, - сказала она, притворяясь полуиспуганной, полузастенчивой, - боюсь: она, вишь, такая злая; опять кинется». Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. «Я провожу тебя, если ты боишься, - сказал он ей, - ты мне позволишь идти подле себя?» - «А кто те мешает? - отвечала Лиза, - вольному воля, а дорога мирская». - «Откуда ты?» - «Из Прилучина; я дочь Василья-кузнеца, иду по грибы» (Лиза несла кузовок на веревочке). «А ты, барин? Тугиловский, что ли?» - «Так точно,- отвечал Алексей, - я камердинер молодого барина». Алексею хотелось уравнять их отношения. Но Лиза поглядела на него и засмеялась. «А лжешь, - сказала она,- не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин».- «Почему же ты так думаешь?» - «Да по всему». - «Однако же?» - «Да как же барина с слугой не распознать? и одет-то не так, и баишь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему». Лиза час от часу более нравилась Алексею.

1. Найдите слова и словосочетания в речи автора и молодого барина, которые в настоящее время мы относим к разговорному стилю.
2. Какие слова в тексте из повести Пушкина вам представляются устаревшими?
3. С помощью словаря определите значение непонятных вам слов.
4. Найдите все частицы, определите их значение. Какую роль они играют в тексте? Объясните правописание частиц.

О ПОЛЬЗЕ ГРАМОТНОСТИ
А ведь я, грешный человек, думал, что у нас неграмотных людей не осталось. Я думал, что неграмотные давно уже ликвидированы.
Конечно, я не предполагал, что народ по-французски лепетать начал и вообще высшую арифметику узнал. Я про это не думал. Однако насчет читать, писать и фамилию подписывать - это мне казалось очень даже просто и возможно.
Оказалось, не так это дело обстоит.
Вот извольте поглядеть, какая история развернулась на этом фронте.
В прошлом месяце на одном громадном заводе решено было покрепче навалиться на неграмотных. Все-таки новый год наступил. А там вскоре десятая годовщина предвидится. А там опять новый год.
А неграмотные еще не вполне ликвидированы. Нехорошо это. Некультурно. Надо навалиться.
Ну, и в силу этого решили навалиться.
Председатель культкомиссии собрал своих помощников и ведомости на получку денег тоже рассмотрел. Поинтересовался, кто как и кто никак подписывается.
Ну, и оказалась целая армия неграмотных. Больше ста. А в школу ходит ликвидироваться едва ли тридцать. Значит, остальные ловчатся.
Председатель культкомиссии собрал своих помощников и говорит:
- Вот что, ребята, надо беспременно навалиться. Пущай завтра соберутся все неграмотные в восемь часов вечера. Объявить про это.
Помощники - ребята молодые, горячие - сразу за дело принялись, начали между собой программу обсуждать.
И вот, конечно, назавтра вечер наступает. Восемь бьет. Культкомиссия в полном боевом составе является. Председатель тут же, конечно, с портфелем. Садятся вокруг стола. Только смотрят, нету неграмотных, не являются.
Председатель говорит:
- Братцы, да где ж, например, эти неграмотные? Или, может быть, вы оповестить забыли?
Нет, говорят, объявили, помилуйте. В каждом цехе объявление повесили.
Начали ждать. «Все-таки, думают, неграмотный народ - малосознательный, опаздывать любит. Придется обождать».
А тут девять ударяет. И нет никого. Один какой-то дядя зашел, да и тот оказался грамотный. По ошибке сунулся.
Председатель культкомиссии говорит:
- Братцы, а ведь неграмотные - неграмотны. Как же они могут прочесть ваши объявления?
Тут ребята заволновались.
- А ведь верно! - говорят.- Они читать не могут. И действительно, так никто и не пришел.
Тогда на другой день отрядили специального человека. Ходил этот человек по всем цехам и орал в три голоса насчет собрания.
Ну и, конечно, другой коленкор. Устный подход оказался правильный. Все-таки пришло человека четыре, не считая председателя. На них и навалилась культкомиссия.

Выпишите слова, которые могут относиться к другим стилям речи, в скобках указывая, к какому именно.

Упражнение 15.

В разговорной речи важно не только умение слушать, но и умение говорить. Отметьте в письме А. С. Пушкина А. X. Бенкендорфу слова, обороты речи, уместные и в настоящее время в официальном письме высокопоставленному лицу, и слова, обороты, которые вы считаете архаичными, неуместными в наше время. Выпишите их в две колонки.

Милостливый государь
Александр Христофорович,
Государю императору угодно было через Ваше сиятельство дозволить мне печатать «Историю Пугачева» в одной из типографий, зависящих от его высокопревосходительства М. М. Сперанского: осмеливаюсь прибегнуть к Вашему сиятельству с покорнейшею просьбою дать знать о том куда следует.
С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть милостивый государь,
Вашего сиятельства покорнейший слуга
Александр Пушкин.
27 февраля 1834.

Расскажите об использованных знаках препинания в тексте дан¬ного письма. Какие из них соответствуют, а какие не соответствуют современным правилам пунктуации?

Упражнение 16.

Составьте план, который помог бы связно, полно, но в то же время немногословно рассказать о разговорной речи на основе данного текста. Трудные для вас части сообщения включите в план в виде тезисов.

Разговорная разновидность литературного русского языка предстаёт в речи его носителей при их непосредственном и непринуждённом, неофициальном общении друг с другом. Эта монологическая, диалогическая или пол и логическая речь - неподготовленная, специально никем не обрабатываемая - отличается своими собственными синтаксическими конструкциями, особенностями фонетики и интонации, своими тенденциями отбора слов и их форм, словообразовательных средств, фразеологизмов. <...> При этом разговорные варианты очень часто экспрессивно окрашены, обладают разнообразными выразительными и оценочными возможностями, отличными от экспрессивных возможностей письменной речи.
Норма существует как в письменной, так и в разговорной речи. Нормы письменной речи зафиксированы в грамматиках, учебных пособиях, словарях и специальных справочниках. Грамматические нормы разговорной речи фиксируются несистематически и случайно - главным образом в связи с фиксацией норм письменных и путём противопоставления им. Поэтому разговорная речь часто определяется как некодифицированная. (В. В. Виноградов.)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!