Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Психологическая характеристика чувств. Понятие и виды чувств. Психологическая характеристика любви

Вероятно, каждый из нас достаточно часто слышал от друзей и сам употреблял такие слова, как «эмоции», «чувства», «переживания», «настроение», или такие, как «стресс», «страсть». Но задумывались ли мы, что они означают? Чем отличаются друг от друга? Может быть, мы используем их не по назначению? Действительно, наш словарный запас слишком беден, чтобы выразить то, что мы чувствуем. Разве можно утверждать, что, говоря «я люблю дыни», «я люблю этот город», «я люблю свою страну», «я люблю этого человека, «я люблю эту девушку», «я люблю свою сестру», «я люблю маму», человек испытывает одни и те же чувства?

Подтверждение искажения информации, которая поддерживает наши стереотипы, игнорируя информацию, которая несовместима с нашими стереотипами. Дискриминационные негативные действия в отношении отдельных лиц в результате их членства в определенной группе.

Гомофобии и дискриминации в отношении лиц, основанных исключительно на их сексуальной ориентации. Предпочтения в групповой предвзятости для нашей собственной группы над другими группами. Что мы не принадлежим к той группе, которую мы считаем принципиально отличной от нас.

Предвзято негативные отношения и чувства к людям, основанные исключительно на их принадлежности к определенной группе. Расизм и дискриминация в отношении лиц, основанных исключительно на их расе. Коварный акт обвинения в аутгруппе, когда группа испытывает разочарование или блокируется от достижения цели.

Эмоции есть и у животных. Собака, видя хозяина, радуется: виляет хвостом, лижет его, весело лает. Если же собаку испугать, она подожмет хвост, прижмет уши, начнет скулить.

За всеми этими словами стоят вполне определенные психические явления, которые люди постоянно и многократно испытывают в течение жизни. В результате постепенно накапливается опыт эмоционального отражения окружающего мира, формируются индивидуальные пристрастия. Поэтому кто-то мороженое предпочитает конфетам, а кому-то нравится бутерброд или каша. Здесь не обойтись без умения анализировать себя и свое отношение к тому, что нас окружает.

Самореализующееся пророчество, рассматривающее стереотипных членов группы в соответствии с нашими предвзятыми ожиданиями только для того, чтобы это обращение влияло на человека действовать в соответствии с нашими стереотипными ожиданиями, тем самым подтверждая наши стереотипные убеждения.

Дискриминация в отношении сексизма и дискриминация по отношению к индивидуумам в зависимости от их пола. Стереотипы негативных убеждений о личности, основанные исключительно на их членстве в группе, независимо от их индивидуальных характеристик. Существуют психологические концепции, которые тихонько подкрались к повседневному использованию. Настолько тихо и тайно, что они используют их, как само собой разумеющееся, но редко думают о том, что они на самом деле означают. Термин психопат принадлежит ему, слово социопат также.

Так, например, задумывались ли вы о том, нравится ли вам чашка, из которой вы пьете чай, и почему? Казалось бы, все очень просто. Можно взять любую чашку, кружку, стакан и воспользоваться ими. Однако вы просите, чтобы вам налили чай именно в ту чашку, из которой вы пьете чай уже много лет. И несмотря на то, что она немного треснута, она кажется вам самой удобной, вы предпочитаете ее всем другим. Есть множество других предметов, к которым у нас сформировалось определенное отношение.

Но это то же самое? В своей книге «Почему мы любим серийных убийц» Бонн объясняет, что эту разницу иногда неправильно понимают даже эксперты. Для психопатов и социопатов часто проявляется одинаковое поведение: они не уважают ни законы, ни социальные нормы, они лишают других права на самоопределение, склонны к чрезвычайно манипулятивному и насильственному поведению и не испытывают чувства вины или раскаяния.

Но причины, лежащие в основе этих поведений, различны для социопатов и психопатов. Социопаты испытывают чувства, но они не контролируют. Прежде всего, страх и гнев быстро ускользают: они слегка нервничают, чувствуют себя маргинализованными, оскорбленными или жестоко обращенными, а затем склонны быть крайне импульсивными и агрессивными. Из-за этого они часто живут на полях общества, не имеют устойчивой работы и не имеют твердого партнерства.

Так, можно, к примеру, говорить о любимой тарелке, вилке, любимом месте за столом, которое не хочется уступить другому. Задумывались ли вы о том, что не только домашние предметы, но и дорога у каждого тоже своя любимая, которую он предпочитает всем остальным? Собираясь на улицу или в гости, мы стараемся надеть то, что нам больше нравится. Причем объекты наших пристрастий могут сильно отличаться от того, что нравится другим людям. Можно сказать, что вся наша жизнь состоит из сплошного выбора по принципу «нравится - не нравится».

Социопаты часто желают более тесных связей с другими людьми, но редко удается поддерживать их в течение длительного периода времени из-за их эмоциональной раздражительности. Социопаты выделяются - и другие люди часто интуитивно избегают их. Когда они совершают преступления, это обычно происходит импульсивно и незапланировано.

Предполагаемый взгляд на психо-файл Путина

Не удалось воспроизвести видео. Повторите попытку позже. В результате президент России страдает от редкого беспорядка. Психопаты совершенно разные: они чрезвычайно обаятельные, хронические лжецы и на первый взгляд обладают большой социальной компетентностью. Благодаря их манипулятивному характеру они быстро преуспевают в завоевании доверия других людей, хотя им совершенно не хватает сострадания или подлинной связи с другими людьми. Психопаты часто очень функциональны, настолько хорошо интегрированы в общество.

В наших переживаниях отражается физическое и психическое состояние организма. Здоровый человек, который достиг всего, к чему стремился, испытывает удовлетворение и положительные эмоции, в то время как человек, которому нездоровится, который не может реализовать задуманное, будет чувствовать себя плохо. Точно так же прекрасно выполненная работа, удачное действие вызывают положительные эмоции, неудачи в деле, недостаточная умелость и сноровка порождают недовольство.

У них есть постоянная работа, женаты и имеют детей. Когда психопаты совершают преступления, они часто видят в СМИ удивленные члены семьи и соседи, которые никогда не замечали ничего подозрительного. Потому что психопаты планируют очень осторожно и идут спокойно и сознательно.

Конечно, не каждый социопат и психопат совершают делинквентность. Но их черты характера облегчают проникновение в преступление, потому что они не боятся ни последствий, ни покаяния. Такие эксперты, как Бонн, подозревают, что социопатия в первую очередь является результатом жестоких или обедневших отношений в раннем детстве - эти люди никогда не узнавали, как регулировать свои эмоции. С другой стороны, психопатия, вероятно, имеет генетические причины: с ними рождаются определенные области мозга, такие как сострадание и импульсный контроль.

Таким образом, все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Или, если сказать более научно, т.е. дать строгое определение, чувства - это одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Одни явления или люди нравятся нам, радуют нас, вызывают симпатию к себе, другие нам неприятны, огорчают нас, пробуждают к себе отвращение. Мир наших чувств очень разнообразен. Определенные отношения человека проявляются даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов: человеку может нравиться или не нравиться цвет предмета, тембр голоса, вкус пищи и т.д. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации. Сфера чувств настолько широка, что включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Взносы Карла Роджерса

Вы знакомы с терапией Карла Роджерса? Какова теория и терапия Роджера? В этой статье мы оставляем вам основные идеи этого потока психотерапии. Имейте в виду, что это фундаментальная в этой теории. Теоретическая точка зрения теории Роджера или теории Карла Роджерса основана на самосознании личности. Он заложил основы текущих теорий о когнитивных схемах самого себя. Что касается терапевтической точки зрения, то она основана на не направленности в сеансе. Первоначальный метод ненаправленности впоследствии эволюционировал к феноменологическому или клиентоцентрированному подходу и, наконец, предполагал более экзистенциалистские подходы.

Человеческие чувства являются положительной ценностью. Наша жизнь невозможна без переживаний. Человек, не проявляющий своих чувств, очень сильно отличается от окружающих. Такие люди напоминают машину: они не могут радоваться, бояться, гневаться или любить. Именно отсутствие эмоций отличает биороботов от людей в фантастических фильмах и книгах.

Ненаправленность - отношение терапевта к максимуму. Доверяйте человеку, чтобы он развивался и развивался и решал курс действий в терапии Карла Роджерса. Это пациент, который знает, что влияет на него, куда идти, каковы его фундаментальные проблемы и каковы его забытые переживания.

Наконец, исследования, основанные на терапии Карла Роджерса, исследуют терапевтический процесс. В последующие два десятилетия была проведена значительная исследовательская работа, проведенная большой группой последователей. Для этого используются такие инструменты, как: Записи терапевтических интервью. Категоризация клинических судей.

Многие чувства притягательны сами по себе, и мы хотим их испытывать почаще. Мы избегаем скуки и стремимся туда, где весело, интересно. Если же человек по каким-то причинам лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый эмоциональный голод, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Об этом хорошо сказал И.С. Аксаков:

Сообщение еще не закончилось, но, возможно, вам интересно

Психолог не может быть удовлетворен тем фактом, что эти терапевтические отношения, независимо от его результатов, являются процессом, выходящим за пределы интеллектуального понимания. Если это процесс, его можно проанализировать и описать.

Изменение в локусе оценки

Существует переход от рассмотрения ценностей других до тех пор, пока они не станут собственными. Большая уверенность, которая стимулируется с помощью терапии Роджера, способствует самонаправлению и восприятию того, что его поведение находится под его контролем.

Пошли мне бури и ненастья,
Даруй мучительные дни,-
Но от преступного бесстрастья,
Но от покоя сохрани!

Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В XVIII-XIX вв. ученые не имели единой точки зрения. Однако самой распространенной была теория, что органические проявления есть следствие психических явлений. Наиболее строгую формулировку этой теории дал немецкий психолог И.Д.Гербарт (1776-1841), считавший, что важнейшим психологическим фактором является представление, образ. Наши чувства как бы проявляют связь, которая устанавливается между нашими представлениями.

Изменение отношений других

Восприятие и оценка других людей становятся более терпимыми и реалистичными благодаря терапии Роджера.

Изменение защиты и способ преодоления

Клиент становится более открытым, конгруэнтным и менее защищенным с точки зрения своего опыта. Это снижает его уязвимость перед угрозой благодаря большей конгруэнтности и гибкости.

Изменения в зрелости и организации личности

Человек становится более объективным и реалистичным в своем восприятии, более способен решать свои проблемы и терпеть разочарование. Требования вашего идеального я больше соответствуют вашим возможностям. Его поведение становится более творческим и адаптированным. Ключевые моменты терапевтического изменения также могут быть сформулированы с помощью того, что заброшено и что начато.

Между представлениями складываются отношения противоборства и конфликта. Причем каждое из представлений стремится «победить» все остальные. При этом возникающие чувства рассматриваются Гербартом как реакция на противоречия, имеющиеся между представлениями. Так, образ умершего хорошо знакомого человека, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это эмоциональное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает соответствующие физиологические реакции: слезы, бледность и другие органические изменения, присущие проявлению скорби.

Начните открывать себя. Начинайте быть всей сложностью себя. Прекратите использование масок.

  • Остановитесь, чувствуя, что «должно» не выполнить ожидаемые наставления.
  • Старайтесь угождать другим.
  • Начинайте самоназвание.
  • Начните принимать других.
  • Начните доверять себе.
Текст профессора Джулии Себастьян. Автономный университет Мадрида.

Знаете ли вы, что, согласно теории транзакционного анализа, все люди связаны друг с другом из трех состояний я? Вы когда-нибудь размышляли о различных способах реагирования людей? Разумеется, если бы мы спросили себя и самих себя, сколько способов мы знаем, чтобы реагировать на один и тот же стимул, у нас было бы бесконечное количество возможностей.

Этой же линии придерживался и другой известный немецкий психолог В.Вундт (1832-1920). По его мнению, эмоции - это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, обратным влиянием - представлений на чув- ства. Органические и физиологические процессы - это лишь следствие эмоций.

Хотя верно, что каждый человек уникален и неповторим, есть определенные проблемы, которые мы повторяем во время общения. С вами когда-либо случалось, что после чрезмерной реакции ярости, грусти или страха, после размышлений времени и вы пришли к выводу, что это было не так много? Теория транзакционного анализа, созданная Эриком Берном, объясняет это явление.

Это способ, которым мы проявляем часть нашей личности в данный момент. Есть три разных способа, которыми мы можем относиться к миру. В зависимости от того, какие ситуации, лучше будет «работать» из того или иного государства. Три состояния я будут: отец, взрослый и ребенок.

Телесные изменения при эмоциях, по Кеннону, имеют важное биологическое значение. Их главная задача - предварительная настройка всего организма к ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергии.

В связи с этим большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию. Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина (1809-1882), считавшего, что большая часть эмоциональных реакций объясняется двумя типами явлений: либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага, а страх дает дополнительные ресурсы при бегстве), либо просто тем, что они являются не исчезнувшими еще движениями, оставшимися от предыдущей стадии эволюции (рудиментами).

Это состояние состоит из информации, которую мы обрабатываем, о которой мы иногда не знаем. Мы усваиваем его практически с момента рождения. Это связано с тем, что мы понимаем как правильное в каждый момент, что мы должны или не должны делать, этика, мораль, те проблемы, которые характерны для нашей культуры, которые обусловливают нас тем, как быть и делать наш маленький мир. Это называется состоянием отца или матери, потому что отношения, чувства и поведенческие модели этого состояния напоминают отношения родительской фигуры.

Являются ли эти проблемы инициированными в форме внутреннего или внешнего диалога перед событием. Все люди были девочками и мальчиками. Иногда мы чувствуем, думаем, говорим или действуем так, как мы это делали, когда были. Эта группа основана на реакциях, основанных на эмоциях, чувствах или фантазиях, когда мы были маленькими и маленькими. Не имея широкого словарного запаса, дети часто увлекаются чрезмерными эмоциями гнева, грусти, страха или радости, среди прочего, не имея возможности четко объяснить.

Так, если при страхе руки становятся влажными, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков такая реакция при опасности облегчала хватание за ветви деревьев. Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ эволюционируют так же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э.Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха» (Клапаред Э. Чувства и эмоции. - 1928). Действительно, каждый замечал, что один и тот же проступок, совершенный в ситуации, когда об этом кто-то знает или когда об этом никто никогда не узнает, вызывает разные переживания.

Вы имеете в виду выражение радости маленьких детей, которые в этот рождественский день открывают подарки? Как вы думаете, это выглядит как выражение взрослого при одобрении возражения, которое готовилось долго? или, когда мы представляем себе, что у нас есть лотерея? Это реакции, которые включены в этот раздел.

Это адаптация человека к окружающей среде, обновленная до реальности, использование всех их ресурсов, приобретенных интегрированным опытом, с учетом обстоятельств ситуации, потребностей и чувств самих себя и других, а также собственной этики. Выражения из этого состояния эго являются описательными и направлены на предоставление и получение информации. Этот этап достигается, когда обнаруживается, что чувства и эмоции не являются ни плохими, ни хорошими, все зависит от используемого использования, контекста, в котором мы находимся, и от интенсивности, с которой мы обрабатываем эти эмоции.

Отдельно стоит группа теорий, объясняющих природу эмоций через интеллектуальные или, как их еще называют, когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса, предложенную американским исследователем Л.Фестингером в 1957 г. Исходное положение: диссонанс есть отрицательное состояние, возникающее в ситуации, когда человек имеет разные, противоречащие друг другу сведения, мнения, знания об одном и том же объекте. Так, когда о вашем лучшем друге кто-то говорит плохо, вы испытываете отрицательные эмоции и хотите доказать, что это не так.

Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. И если ваш друг удостоился похвалы, то вы ощущаете гордость за него. Состояние диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, внутреннее неудобство, от которого человек стремится избавиться. Для этого у каждого человека есть только два выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новую информацию, которая устранила бы противоречие и согласовалась с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

Причем эмоция возникает тогда, когда имеется рассогласование между тем, что необходимо знать для удовлетворения желания, и тем, что на самом деле известно. То есть мы постоянно вольно или невольно сопоставляем необходимую нам информацию (о средствах, времени, ресурсах), которая потребуется для удовлетворения желания, с информацией, имеющейся у нас в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты.

Однако не все эмоциональные проявления укладываются в эту концепцию. Например, к какой категории чувств - положительным или отрицательным - вы отнесете удивление? Или представьте себя в ситуации, когда вы, проголодавшись, приходите в гости. Вы видите стол, заполненный яствами, и у вас улучшается настроение.

Особенности чувственной сферы.

Рассматривая специфические особенности наших чувств, следует прежде всего отметить, что они носят личностный характер. Это означает, что в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, предложенная сытому и голодному человеку, вызовет у них разные чувства. Этим же объясняется и отношение к предметам, которые вызывают воспоминания.

Как правило, предметы, с которыми мы имели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у нас положительную реакцию. А, например, неприятные или грустные события и позже вряд ли вызовут радость. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности. Как писал Ф.Крюгер: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность»

Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. В этом смысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства. И если этим чувством является, например, недоверие или страх, то мы стараемся избежать контакта с ним.

Иногда наши чувства обгоняют наши мысли и подсказывают, как надо себя вести. Если на человека бросается злая собака, то он, не раздумывая, может побежать от нее или влезть на дерево. Таким образом, наши чувства как бы информируют нас: «Будьте осторожны!» Конечно, эта информация носит субъективный характер и зависит от опыта личности.

Чувства тесно связаны с потребностями личности. Мы говорили об этом, когда рассматривали концепцию П.В.Симонова. Действительно, за каждой эмоцией человека стоит конкретная потребность, т.е. нужда в чем-либо. Потребности могут быть материальные и духовные.

Материальные потребности требуют частого удовлетворения и быстро меняются. Так, мы много раз чувствовали себя голодными, и нам казалось, что сможем съесть невообразимо много. Однако, съев обычный обед, мы ощущаем сытость и еда перестает нас интересовать. Не зря говорят: «Запах пищи приятен только голодному». Отсюда можно сделать вывод, что материальные потребности, как и вызываемые ими эмоции, ситуативны, т.е. неустойчивы.

Отметим также, что по своей роли и тем функциям, которые чувства выполняют в удовлетворении потребностей, их можно разделить на две основные группы.

Первую из них составляют переживания, относящиеся к самим предметам потребностей. Делая эти предметы привлекательными или непривлекательными, переживания как бы побуждают нас к определенным действиям. Поэтому, если нам предлагают любимое мороженое или нелюбимую манную кашу, мы поступаем по-разному. Можно сказать, что само отношение к предмету потребности превращает их в мотивы. Для возникновения этих переживаний достаточно обострения некой потребности и наличия отвечающего предмета.


Отрывок из книги "Эмоции и воля"
Рогов Е.И.

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие - огорчают или вызывают отвращение, третьи - оставляют равнодушным. Таким образом, отражение в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято называть эмоциями и чувствами.

Эмоция (от лат. «волновать», «возбуждать») - это переживание человеком своего личного отношения к реальной деятельности. Следует отметить, что некоторые эмоции человека совпадают с эмоциями животных, например ярость и страх. Однако ввиду наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные переживания, то есть чувства.

Термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементарную форму переживания чувств. Источники эмоций и чувств следует искать в объективной действительности, в соответствии или несоответствии предметов, явлений, вещей реального мира потребностям и целям личности. Многообразные положительные эмоции и чувства (радость, удовольствие и т. п.) возникают при удовлетворении потребностей человека, и, наоборот, препятствующие отрицательные эмоции и чувства вызываются при неудовлетворении потребностей личности. Если предметы и явления окружающего мира не связаны с целями и удовлетворением потребностей человека, то они не вызывают его эмоционального отношения, являются безразличными для него, Несмотря на то, что эмоции и чувства как переживания тесно взаимосвязаны, они имеют существенные различия

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину. Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга - эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

Каждый из нас знает, что такое эмоции, но дать этому состоянию точное научное определение невозможно. По мнению В.В. Раевского до настоящего времени не существует единой общепризнанной научной теории эмоций, а также точных данных о том, в каких центрах и каким образом эти эмоции возникают и каков их нервный субстрат .

В структуру эмоций входит не только субъективный компонент, т. е. отражение состояния человека, но и познавательный компонент - отражение объектов и явлений, имеющие определенное значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций - с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой - его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.

Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Эмоциям принадлежит решающая роль в процессе обучения, в подкреплении вновь формирующихся условных рефлексов. Рефлексы, не подкрепляемые раздражителями, подвергаются активному торможению, а иногда и исчезают. Следовательно, эмоции, а именно, субъективные реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей, связаны с расширением спектра адаптивных возможностей организма. Эмоции представляют собой активные состояния специализированных мозговых структур, побуждающие усилить (повторить) или ослабить (предотвратить) эти состояния.

Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес.

Важно подчеркнуть, что эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. В отличие от мышления, отражающего свойства и отношения внешних объектов, переживание – это непосредственное отражение человеком своих собственных

Эмоции часто рассматриваются как чувственное выражение инстинктивной деятельности. Однако они проявляются не только в субъективных переживаниях, о характере которых можно узнать только у человека и, исходя из них, строить аналогии для высших животных, но и в объективно наблюдаемых внешних проявлениях, характерных действиях, мимике, вегетативных реакциях. Эти внешние проявления достаточно выразительны.

Среди эмоций человека и животных несмотря на всё их разнообразие можно выделить 2 категории:

    положительные эмоции, связанные с удовлетворением потребностей индивидуума или сообщества. Для их возникновения необходимо сочетание двух факторов: неудовлетворённая потребность; прирост вероятности её удовлетворения;

    отрицательные эмоции, связанные с опасностью, вредностью и даже угрозой для жизни. Для их возникновения достаточно семантического рассогласования между прогнозируемой ситуацией и афферентацией, поступившей из внешней среды. Именно такое рассогласование наблюдается в случае, когда животное не находит в кормушке пищи, получает вместо ожидаемого мяса хлеб или даже удар электрического тока. Таким образом, положительные эмоции требуют более сложного центрального аппарата.

    Эмоции являются результатом деятельности нервной системы.

    Развитие эмоций в онтогенезе выражается: в дифференциации качеств эмоций; в усложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик; в развитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение.

    Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. В этом смысле можно говорить о познавательном компоненте эмоций. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства. И если этим чувством является, например, недоверие или страх, то мы стараемся избежать контакта с ними. Конечно, эта информация носит субъективный характер и зависит от опыта личности.

    Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности.

    Проанализируем основные функции человеческих эмоций:

    Экспрессивная . Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

    Отражательно-оценочная. Скрупулёзный анализ взглядов на природу эмоций, проведённый Н.Гротом в исторической части его работы, равно как и положения современных концепций позволяют заключить, что эмоции достаточно единодушно признаются выполняющими функцию оценки. Следует отметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях, предметности, зависимости от потребностей и др. .

    Побуждающая. Существует принципиальное различие между отрицанием эмоциональной природы побуждающих переживаний и отказом признать какое бы то ни было участие эмоций в развитии этих переживаний. Эмоции заставляют стремиться к чему-то и в связи с этим организуют наше поведение.

    Следообразование (А.Н. Леонтьев). Эта функция имеет несколько названий: закрепления – торможения (П.К. Анохин), подкрепления (П.В. Симонов). Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия и удавшиеся – неудавшиеся действия, которые их возбудили.

    Предвосхищающая / эвристическая. Предвосхищающая функция подчёркивает значительную роль в актуализации закреплённого опыта, поскольку актуализация следов опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе.

    Синтезирующая. эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.

    Организующая / дезорганизационная . Эмоции прежде всего организуют некоторую деятельность, отвлекая на неё силы и внимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется.

    8) Направление внимания . По своей сути человек очень любопытен. Ему интересно посмотреть, как другой человек выражает свои эмоции, как люди решают конфликтные ситуации. Тем самым эмоции могут приковывать наше внимание к объекту или ситуации.

    Стабилизирующая. П.К. Анохина считал, что эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка жизненно значимых факторов.

    Компенсаторная (замещающая). Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.

    Переключающая. Эта функция эмоций обнаруживается как в сфере врождённых форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности.

    Подкрепляющая. Она обнаруживается не только на индивидуальном, но и на популяционном уровне, где эта функция реализуется через мозговой механизм «эмоционального резонанса», т.е. сопереживания. От факта подкрепления зависят образование, существование, угашение и особенности любого условного рефлекса.

    Функция «аварийного» разрешения ситуации. Оно возникает в экстренной, критической ситуации, когда уровень адреналина в крови повышается. Например, чувство страха.

    Функция активации и мобилизации организма. Эмоции, которые обеспечивают успешное выполнение какой-нибудь задачи, приводят организм в возбуждённое состояние. Иногда слабая тревога играет роль мобилизующего фактора, проявляясь беспокойством за исход дела, она усиливает чувство ответственности.

    Взаимодействие всех функций необходимо, т.к. отсутствие какой-либо влияет на развитие личности. В комплексе они взаимосвязаны и отражают эмоции.

    По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

    Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими его физическое существование, но и социальными факторами, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

    Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительное текущее состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации, поэтому способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.

    Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства . Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к Родине, чувство ненависти к врагу и т.д.) Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения. По П.В. Симонову, чувства – это эмоции, которые возникают на базе социальных и духовных потребностей в происхождении эмоций. Симонов рассматривает тревогу как реакцию на низкую вероятность избежания нежелательного воздействия.

    Особое место среди эмоциональных явлений занимают так называемые общие ощущения . Хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голод, жажда и т.д.), тем не менее, в них обнаруживается много общего и их разделение достаточно условно. Одна из причин, по которой их различают, – разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и обозначают как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением каких либо рецепторных поверхностей, поэтому их относят к эмоциям. Другая причина, по которой эмоции противопоставляют общим ощущениям, состоит в нерегулярном их появлении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение следуют с определенными интервалами.

    Поэтому эмоция, как субъективное переживание, присутствует в составе каждой деятельности, каждого рефлекса. В структуре поведения, как в функциональной системе, эмоциям принадлежит ключевая роль. Выделяют ведущие и ситуативные эмоции. Они связаны с разными фазами поведения. Ведущие эмоции сигнализируют человеку о неудовлетворенности его потребностей и побуждают к поиску целевого объекта, стимулируя определенное поведение. Побудительной силой обладает и эмоциональная память об успешных действиях в прошлом, направленных на удовлетворение аналогичной потребности. Ситуативные эмоции, возникающие в результате оценок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъекта действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.

    Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причём различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процессов в организме, и астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворённость (удовольствие), радость, счастье, а астеническими – отрицательные: неудовольствие, горе, печаль.

    Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» (Ф.Крюгер) .

    Эмоции и потребность. Эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно определённо судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

    Эмоции прежде всего своеобразно обслуживают ту или иную потребность, побуждая к необходимым для её удовлетворения действиям. Потребность – это закреплённая в нас программа биологической или духовной, социальной жизнедеятельности, которая в случае затруднения в её реализации сигнализируется определённым эмоциональным состоянием- переживанием нуждаемости .

    С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства .

    К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

    Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности.

    Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчиво. стресс и флустрациясти возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.

    Связь эмоций с потребностями бесспорна, однако, считать эмоцию функцию одной лишь потребности вряд ли правомерно. Неудовлетворённая потребность необходима для положительных эмоций не менее, чем для отрицательных. Потребность – специфическая сила живых организмов, обеспечивающая их связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем в окружающем мире. Отсюда, эмоция – отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности её удовлетворения в данный момент. Эмоции дают возможность выяснить, что и в какой мере представляется наиболее важным для организма, требует первоочерёдного удовлетворения.

    Мотивация и эмоции. Мотивация – осознаваемый или неосознаваемый психический фактор, побуждающий индивида к совершению определённых действий и определяющий их направленность и цели.

    Основное биологическое значение эмоционального переживания заключается в том, что по существу только эмоциональное переживание позволяет человеку быстро оценить своё внутреннее состояние, свою возникшую потребность и быстро построить адекватную форму реагирования: будь то примитивное влечение или сознательная социальная деятельность. Наряду с этим эмоции являются и главным средством оценки удовлетворения потребности. Как правило, эмоции, сопровождающие любое мотивационное возбуждение, относят к эмоциям отрицательного характера. Они субъективно неприятны. Отрицательная эмоция, сопровождающая мотивацию, имеет важное биологическое значение. Она мобилизует усилия человека на удовлетворение возникшей потребности. Эти неприятные эмоциональные переживания усиливаются во всех тех случаях, когда поведение человека во внешней среде не ведёт к удовлетворению возникшей потребности, т.е. к нахождению соответствующего подкрепления.

    Вместе с тем удовлетворение потребности, наоборот, всегда связано с положительными эмоциональными переживаниями. Положительная эмоция фиксируется в памяти и впоследствии как своеобразное «представление» о будущем возникает всякий раз при возникновении соответствующей мотивации.

    Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.

    Одним из таких чувств является совесть . Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей.

    Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть.

    Юмор - это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.

    Трагизм — это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

    Последнее особое человеческое чувство, которое характеризует его как личность, – это любовь . Человек, который любит по-настоящему, меньше всего задумывается о каких-то психических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.

    Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальности и психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством.

    Нравственные чувства отражают отношение человека к требованиям морали. Система нравственных чувств российского человека состоит из чувства справедливости, чести, долга, ответственности, патриотизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны с мировоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения. Эстетические чувства возникают у людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в эстетическом переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность, эстетические чувства становятся активными двигателями человеческого поведения.

    Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления гностической и исследовательской деятельности. Из всего многообразия интеллектуальных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мысли, удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения. Интеллектуальные чувства, обладая движущей силой человеческого познания, усиливают породившие их потребности к познанию, стимулируют эмоции человека.

    Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение - о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается.

    На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека.

    Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом плане.

    Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

    По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы: стенические - повышающие жизнедеятельность организма и астенические - понижающие их.

    Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.

    Эмоциональные процессы вызывают изменения в организме человека: в нервной системе, сердечно-сосудистой деятельности, органах дыхания, пищеварения. Эмоциональные состояния вызывают изменения пульса, давления, расширение зрачков, повышение потоотделения, изменение цвета кожного покрова, усиление притока крови к органам человека. По И.П. Павлову кора больших полушарий головного мозга играет главенствующую роль в эмоциях и чувствах человека, являясь регулятором, тормозящим подкорковые центры.

    Одной из форм нарушения нормальной жизни человека является напряженность, вызванная эмоциональным состоянием человека. Часто повышенная эмоциональная напряженность сопровождается страхами, беспокойством, опасениями и перерастает в устойчивое состояние тревожности. Тревожность может быть личностной и ситуативной.

    Ситуационная тревожность - это обычно временное состояние, но может быть устойчивым, для конкретных ситуаций, порождаясь ими, она редко возникает в других ситуациях. Это могут быть экзамены, разговор с начальством, общение с незнакомыми или неприятными людьми, от которых можно ожидать чего угодно.

    Личностная тревожность становится чертой личности человека и отражается на его отрицательном (тревожном, беспокойном) отношении к любым жизненным ситуациям, постоянно предвидя в них опасность.

    Личностная тревожность, порожденная эмоциональной реакцией на опасность, может иметь глубокие корни, уходящие в раннее детство или еще дальше, с ней трудно бороться, но и трудно жить, когда перед тобой постоянное ожидание опасности.

    Тревога может соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть ей адекватной или нет. Очень часто личностная тревожность возникает от преувеличения опасности и недооценки себя и своих сил, в собственной неуверенности.

    Агрессивность — такая черта личности, которая проявляется во враждебности к людям, животным, обстоятельствам, к предметам культуры, склонности к разрушениям и неспровоцированной агрессии.

    Агрессивный человек на большинство действий, случайных и не содержащих угрозы и желания навредить им, направленных к ним или нет, склонен проявлять агрессию. Человек со слабо развитой личностной чертой агрессивности будет пытаться сгладить возникший конфликт, разрядить обстановку

    В случае враждебности , человек всегда имеет перед собой определённый объект, к которому испытывает это чувство. Иногда враждебность и агрессивность как бы переплетаются, однако человек может находиться во враждебных отношениях с кем-то, а агрессивности не проявлять. Случается и наоборот, агрессивность возникает без враждебности, к людям, которым не испытывают враждебных чувств.

    Агрессивность, враждебность, раздражительность, злобность довольно часто могут быть симптомами развивающихся патопсихологических изменений личности, приводящих к дисфории - расстройству настроения, характеризующемуся напряжённым, злобно-тоскливым аффектом с выраженной раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессивностью.

    настроение

    В настоящее время внимание исследователей привлекает еще одна категория эмоциональных явлений – настроение . У настроения нет специфического целевого объекта, как у эмоций, так же как и каких-либо специфических реакций. Следовательно, оно менее специфично, чем эмоция. К тому же субъективные переживания, связанные с настроением, по сравнению с эмоциями менее интенсивны. Настроение – это течение или поток идей, мыслей и образов, извлекаемых из памяти. Их объединяет общий тон: положительный или отрицательный. Многочисленные экспериментальные данные говорят о том, что настроение — результат действия как увальных, так и воображаемых событий или информации, извлекаемой из эмоциональной памяти. Клинические исследования указывают на ключевую роль гормональных и биохимических факторов в генезе настроения. Когда настроение достигает некоторого порога, оно становится осознанным и может быть объяснено, включая его причины. Это может послужить толчком к трансформации настроения в эмоцию. Настроение влияет на поведение человека. Одно и то же явление одновременно может вызвать как эмоцию, так и настроение, которые могут сосуществовать, влияя друг на друга

    2. ХАРАКТЕР. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА

    К индивидуальным особенностям человека, отличающих его от других относятся черты, которые характеризуют его волю, т.е. умение преодолевать препятствия, отношения к другим людям, труду, учебе, даже к самому себе. Все эти особенности обозначаются в психологии понятием «характер».

    Характер был известен еще в Древней Греции. Ученику Платона Теофрасту принадлежит трактат «Характер», в котором он разделил людей по особенностям этой стороны личности. Тёофраст задался вопросом о том, почему греки, которые живут в одних условиях и воспитываются по сходной системе, так сильно различаются. Окончательный ответ Тёофраст не нашел, но описал тридцать характеров в связи с выраженностью негативной характеристики поведения - порочность, льстивость, хвастовство.

    Спустя более чем 2000 лет А.Робак говорил о том, что природа человека осталась прежней, о чем свидетельствуют Тёофраст и наблюдения за современными людьми. Благодаря Теофрасту возможно судить о характере людей античной культуры.

    Характер выражается как устойчивые способы поведения в различных ситуациях. Характер, как говорят, трансситуативен, т.е. в разных ситуациях поведение человека достаточно типично для него. Характер включают в личность, когда ее рассматривают широко. В узком представлении личности характер оказывается за пределами личности. Существует шуточная классификация личности, приводимая Б.С. Братусем, которая и показывает, что личность и характер не совпадают. Бывает хороший человек с хорошим характером, хороший человек с плохим характером, плохой человек с хорошим характером и плохой человек с плохим характером. В этой классификации характер - не личность. Личность решает, как поступать в той или другой ситуации. Поступать нравственно или нет. Тогда как нравственное поведение бывает неприятно окружающим людям. Так, честный человек способен быть неуживчивым и нудным. Это и говорит, что хороший человек обнаруживает плохой характер. Таким образом, характер выступает как средство выражения личности, но не сама личность в сущности.

    Отличие характера от личности в узком смысле слова заключается в том, что в характер входят те черты, которые относятся к «способу» выражения личности, но не содержанию. Характер дает выражаться таким устремлениям, которые и составляют содержательную сторону личности. Тогда как способ выражения поведения как конкретная форма, в которую облекаются цели, устремления зависит от конкретного характера человека. Причем человек способен корректировать свой характер. Коррекция же целей и устремлений означает, что личность сама становится иной, переходит на другие основания своих поступков.

    Характер подчинен личности, входит в нее и зависит от того, какие цели и позиции выражаются в личности.

    Характер и темперамент сходны в том, что они уникальны, принадлежат только определенному человеку, и у других, даже у его брата или сестры, они будут другими. Однако, в отличие от темперамента, который является тоже устойчивым, но врожденным, черты характера приобретаются самостоятельно, т.е. к характеру относятся только те качества, которые сформировались в течение жизни, закрепились и стали постоянной характеристикой личности. И уже от самого человека будет зависеть, есть ли у него трудолюбие, честность, аккуратность, скромность, чуткость. На развитие этих качеств влияют также и окружающие люди: учителя, родители и сверстники, которые направляют силы и энергию развивающейся личности в нужном направлении, показывают образцы поведения, убеждают в необходимости поступать в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами и правилами поведения. Таким образом, именно взрослые первоначально определяют весь мир взаимоотношений с другими людьми, симпатии и привязанности.

    Нельзя отрицать и того, что некоторые черты характера-человека формируются под влиянием героев просмотренных и прочитанных книг.

    Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся. Поэтому, если подросток кому-то грубо ответил или вспылил, это еще не означает, что грубость и вспыльчивость - черты его характера. К характеру также не имеют отношение знания и умения. Так, например, знания по русскому языку или умение петь или танцевать нельзя считать характерными чертами человека.

    В психологии понятием характер (от греч. charakter - «печать», «чеканка»), обозначают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

    Выступая как прижизненное образование человека, характер продолжает формироваться в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека. Наиболее важными для формирования характера являются различные группы, в которые входит человек (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для человека наиболее важной и значимой, на какие ценности его ориентирует - такие черты характера будут развиваться у него. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности развивается и сама группа.

    Черты характера также будут зависеть от позиции личности в группе. Если человек обычно занимает лидирующую позицию, то, скорее всего, у него сформируются такие качества, как смелость, уверенность в себе, склонность к риску, а если он на последних ролях или группа не принимает его, то - заискивание, лживость, трусливость и т.д.

    Характер отражает общественные воздействия, жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет жизненный план человека, степень его жизненной активности, характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер возможно понять только как определенное единство направленности и образа действий .

    Несмотря на то, что характер относят к индивидуальным особенностям личности, в структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Сравнивая разных людей, можно обнаружить у них достаточно много сходных черт характера. Это говорит о том, что черты характера могут быть не только индивидуальными, но и общими, присущими определенной группе людей. Скажем, такие черты, как озорство, непослушание, суетливость, являются особенностями характера ребят подросткового возраста. Совершенно другие черты характера можно обнаружить у учителей. Они аккуратны, собранны, целеустремленны, терпеливы .

    Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с таким же поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным - он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам .

    В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влиянием сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т.д. Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические черты, присущие людям разного возраста: дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д.

    Нетрудно описать типичный характер представителя той или иной профессии: учителя, врача, военного, в то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты. Так, в литературе существует много образов скупцов, т.е. людей, в сознании которых резко выражена страсть к накопительству (Плюшкин, Гобсек, Скупой рыцарь и т.д.), но каждый из них - индивидуальность .

    Несмотря на устойчивость, тип характера обладает определенной пластичностью. Под влиянием жизненных обстоятельств воспитания, требований общества тип характера изменяется и развивается.

    В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило, вводятся с тем, чтобы в соответствии с имеющейся задачей разделить людей на группы по преобладающим качествам. Так, сходные характеры могут наблюдаться у людей, имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

    Помимо того, что число черт характера чрезвычайно велико (так, в словаре русского языка С.И.Ожегова их около 1500), каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Каждый человек честен, откровенен, весел, самолюбив, щедр и т.д., но мера честности, откровенности, веселости, самолюбия, щедрости у каждого своя. Так, например, даже когда говорят о щедрости человека, за этим могут стоять в самом простом варианте следующие градации: не очень щедрый; щедрый, но не очень; щедрый и очень щедрый и т.д. Количественное развитие той или иной черты характера может достичь своего предела, границы, которая еще считается нормальным, приемлемым в обществе поведением.

    Усиленное выражение черты характера называют акцентуацией характера. Выделяют такие акцентуации, как астено-невротическая, ги-пертимная, истероидная, тревожно-боязливая и пр. Нарушение формирования характерологических особенностей личности исследовал А. Е. Личко. Акцентуации характера он связывает с врожденными факторами и потому не считает их доступными для коррекции. Акцентуации достаточно широко распространены среди людей (от 30 до 90% в различных социальных группах). Вместе с тем А. Е. Личко говорит о диапазоне развития акцентуации. Невозможно заменить тип акцентуации, однако в диапазоне этого типа возможно формирование тех или других форм поведения и адаптации человека. Воспитание усиливает или ослабляет те особенности, которые присущи ребенку с акцентуацией. Особенно ярко выражены акцентуации характера в подростковом возрасте, и влияния в этом возрасте на подростка способны отклонить развитие акцентуации в сторону сглаживания или усиления исходной акцентуации.

    Личность, выражающая акцентуации, не выступает патологической и не оценивается как психотическая. Однако, согласно А. Е. Личко, те люди, которые в преморбидном состоянии выражали такие свойства, которые находятся на границах нормы и патологии, чаще склонны к психопатиям, чем те, которые находятся как бы дальше границ. Гипотеза, существующая в патопсихологии, состоит в том, что особенности личности в норме обусловливают особенности патопсихологического состояния. Последнее выступает как бы заострением нормального характера и особенностей нормального человека. Ориентация в акцентуированных характерах позволяет более точно разбираться в людях, потому что наличие тех или иных особенностей в характере человека закономерно приводит к тем или иным способам поведения, а значит, к возможностям его прогнозирования. Среди типов акцентуаций выделяют: параноидальный (доминирующая черта - целеустремленность); эпилептоидный (доминирующая черта - консерватизм, нетерпимость); гипертимный (доминирующая черта - постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, жизнелюбие); истероидный (доминирующая черта - демонстративность); шизоидный (доминирующая черта - замкнутость, погруженность в собственный внутренний мир); психастеноидный (доминирующая черта - педантичность, неуверенность, тревожная мнительность); сензитивный (доминирующая черта - чрезмерное чувство ответственности, робость, высокая чувствительность); гипотимный (доминирующая черта - пониженный фон настроения, склонность к депрессивным проявлениям); конформный (доминирующая черта - ориентированность на нормы и ценности ближайшего окружения); неустойчивый (доминирующая - слабоволие, максимальная коммуникабельность, поверхностность) астеническый (доминирующая черта - повышенная утомляемость, ипохондричность, повышенная тревожность); лабильный (доминирующая черта - крайняя переменчивость настроения); циклоидный (доминирующая черта - цикличная переменчивость настроения, активности).

    Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известно: А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

    Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

    Классификация акцентуаций характеров подростков, которую предложил А.Е. Личко, выглядит следующим образом:

    Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

    2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

    3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самими ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то не приветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

    4. Астеноневротинеский тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

    5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят
    впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

    6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

    Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

    Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

    9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

    Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

    Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, при чем нередко даже не одно.

    В характере тесно переплетены положительные и отрицательные качества. Рядом с правдивостью может уживаться нечестность, а с аккуратностью - безалаберность. Наверное, нет людей, которые не имели бы отрицательных качеств. Но от самого человека зависит, чтобы в его характере их было как можно меньше. Для этого надо воспитывать свой характер, стараться сделать его лучше. При этом не нужно ждать, когда появятся особые условия или ждать начала недели, месяца, года, как мы это часто делаем, а воспитывать его каждую минуту, постоянно.

    Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Анатомо-физиологические задатки, как было показано, не предопределяют абсолютно развитие того или иного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.

    Характер, несмотря на свою многогранность, лишь, одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер»).

    Характер зависит от того, в каких условиях развивалась личность, каков был ее круг общения, особенно в подростковом возрасте. Этот возраст ставит перед человеком проблемы самоопределения. Как показала Е. Р. Калитеевская, если в подростковом возрасте были «шероховатости» характера и неуживчивость, то в дальнейшем это сглаживается и даже приводит к развитию цельного характера. Тогда как пассивность, отсутствие проблем у подростка часто далее приводит к отсутствию адаптации, неспобности заявить не своем решении и стать самостоятельным. Характер, таким образом, формируется как отстаивание своей независимости и в то же время в ходе поиска форм контакта с другими людьми. Однако, не поняв себя как автономную личность, человек не способен понять и других людей, установить с ними контакт и ответственно заявить о своих решениях. Идти на компромисс способен автономный и ответственный человек, в противном случае компромисс оказывается конформностью. Это и выражает характер личности.

    Становление характера обусловлено, конечно, и тем, каким он был раньше. Даже при самых крутых изменениях в жизни характер обычно все же сохраняет известное единство в основных наиболее общих его чертах. Но характер не является фатально предопределенным, хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, но сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности.

    Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Сознавать свои недостатки - это положительная, прогрессивная черта характера; осознание своих недостатков вызывает у человека стремление преодолеть их. Эта черта, например, была присуща В.П. Чкалову, о чем писала его жена: «Он всегда стремился быть лучше и чище». Осознание недостатков позволяет человеку определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие .

    Черты характера развиваются не сами по себе, отдельно от других особенностей. Наиболее тесно характер связан с темпераментом, поэтому одна и та же черта у людей разных темпераментов проявляется по-разному. Возьмем, например, такую черту характера, как трудолюбие. У флегматика она будет проявляться в постепенном, неторопливом выполнении всех порученных ему дел. Работа будет выполняться долго и медленно. Совершенно иную картину мы будем наблюдать у холерика. Он так же выполнит порученное ему задание, но будет при этом сомневаться и нервничать. Сангвиник же выполнит любую работу быстро и весело, хотя что-нибудь обязательно не доделает. От темперамента зависит, сколько понадобится времени, чтобы черта характера стала устойчивой и постоянной, поэтому у людей одного темперамента легче формируются одни черты характера, а у людей с другим темпераментом сформировать эти черты очень трудно. Так, например, умение общаться, налаживать отношения, договариваться, т.е. такая черта характера, как общительность, легче формируется у сангвиника, чем у меланхолика и флегматика. Зато у сангвиника очень трудно воспитать терпение, настойчивость, организованность.

2015-04-20

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!