Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Умение управлять эмоциями. Управляем ненужными эмоциями в самом начале. Выявление и обозначения эмоциональной реакции.

Этот удивительный источник даст Вам величайшую энергию для быстрого прорыва к успеху и самореализации, когда Вы научитесь им управлять с помощью этого метода…

Эмоция является реакцией системы на свою оценку важности воздействия для самореализации. Если воздействие вредно и препятствует достижению цели, то возникают отрицательные эмоции. А если полезно и позволяет или помогает достичь цели – то появляются положительные эмоции.

Насколько хорошо ваше управление гневом? Также читайте «Работа с нечестной критикой и управлением гневом». Мы, наверное, все должны были работать с тем, кого нам не нравится. Но важно быть профессиональным, несмотря ни на что. Вот несколько идей для работы с людьми, которых вы не любите.

Будьте почтительны - если вам нужно работать с кем-то, с кем вы не согласны, тогда пришло время отложить вашу гордость и эго. Обращайтесь с человеком с любезностью и уважением, так как вы относитесь к кому-либо еще. Просто потому, что этот человек ведет себя непрофессионально, это не значит, что вы тоже должны быть. Если другой человек груб и непрофессионален, тогда твердо объясните, что вы отказываетесь лечиться таким образом и спокойно покидаете ситуацию. Будьте настойчивы. . Наши статьи о работе с людьми, которых вы не любите, работая с трудными людьми и эго на работе.

Их можно назвать сигналами , оповещающими систему об изменении состояния в прошлом (воспоминания), настоящем (текущая ситуация) или будущем (воображаемая ситуация). Они мотивируют систему к деятельности для сохранения своей целостности, развития, достижения успеха, гармонии и самореализации.

Эмоции, как базовые мотивы, дают начальный импульс, толчок, который выводит систему из состояния покоя (спокойствия). Они вдохновляют, мотивируют, дают энергию для выполнения действий и изменения своего состояния. Помогают принимать решения, преодолевать препятствия и действовать, пока цель не будет достигнута.

Портятся отношения с людьми

Работа с разочарованием или несчастьем на работе может быть затруднительной. Из всех эмоций, которые вы можете почувствовать на работе, они, скорее всего, повлияют на вашу производительность. Если вы только что понесли серьезное разочарование, ваша энергия, вероятно, будет низкой, вы можете бояться пойти на другой риск, и все это может помешать вам добиться успеха.

Вот несколько упреждающих шагов, которые вы можете предпринять, чтобы справиться с разочарованием и несчастьем. Посмотрите на свое мышление - Потратьте минутку, чтобы понять, что вещи не всегда идут своим путем. Если бы они это сделали, жизнь была бы прямой дорогой, а не одной с холмами и долинами, взлетами и падениями, верно? Если вы разочарованы тем, что не достигли цели, это не означает, что цель больше не достижима. Держите цель, но делайте небольшие изменения, например, задерживайте крайний срок. Запишите свои мысли - Запишите, что именно делает вас несчастным. Как только вы выявите проблему, начните мозговой штурм, чтобы решить ее или обойти ее. Помните, что у вас всегда есть сила Чтобы изменить вашу ситуацию. Улыбка! - Как это ни странно звучит, заставляя улыбнуться или даже гримасу - на ваше лицо часто может заставить вас чувствовать себя счастливым. Попробуйте - вы можете быть удивлены!

  • И это холмы И долины, которые часто делают жизнь такой интересной.
  • Отрегулируйте свою цель.
Мы все должны иногда иметь дело с негативными эмоциями, и научиться справляться с этими чувствами сейчас более важно, чем когда-либо.

В зависимости от содержания эмоции, система получает разное количество энергии , разный по силе импульс. Как правило, позитивные эмоции дают больше энергии и действуют дольше, чем негативные (радость, счастье, энтузиазм…). А негативные эмоции могут полностью лишить энергии, обездвижить, парализовать (страх, растерянность…), что может ухудшить состояние, особенно при наличии опасности.

В конце концов, негативные эмоции могут распространяться, и никто не хочет быть рядом с человеком, который добавляет негатив в группу. Знайте, что вызывает ваши негативные эмоции, и какие типы чувств вы встречаете чаще всего. Когда эти эмоции начинают появляться, немедленно начинайте свою стратегию прерывать цикл. Чем дольше вы ждете, тем труднее будет уйти от негативного мышления.

Мы, наверное, все знаем людей, будь то на работе или в личной жизни, которые действительно хорошие слушатели. Независимо от того, в какой ситуации мы находимся, они всегда, кажется, знают, что сказать - и как сказать это, - чтобы мы не обиделись или не расстроились. Они заботятся и заботятся, и даже если мы не найдем решения нашей проблемы, мы обычно оставляем чувство надежды и оптимизма.

Эмоции могут стать ценностями , которые система будет стремиться сознательно испытать (стать счастливее, повеселиться, восхититься…). Тогда они начнут оказывать влияние на принимаемые решения, цели, действия и отношения. Но у каждой системы свои ценности и эмоция, являющаяся ценной для одной системы, может быть совершенно безразличной для другой.

Узнайте, как развивать свой эмоциональный интеллект. Мы, вероятно, также знаем людей, которые являются хозяевами в управлении своими эмоциями. Они не сердятся на стрессовые ситуации, вместо этого у них есть возможность взглянуть на проблему и спокойно найти решение. Они отличные лица, принимающие решения, и знают, когда им доверять свою интуицию. Однако, независимо от их сильных сторон, они, как правило, охотно смотрят на себя честно. Они хорошо критикуют, и они знают, когда использовать его для улучшения своей работы.

Такие люди обладают высокой степенью эмоционального интеллекта. Они хорошо себя знают, и они также способны ощущать эмоциональные потребности других. Хочешь быть более похожим на это? Поскольку все больше и больше людей соглашаются с тем, что эмоциональный интеллект столь же важен для профессионального успеха, как и технические возможности, организации все чаще используют его, когда нанимают и продвигают.

Например, если для человека счастье является ценностью, то он может делать что угодно, ради того, чтобы его испытать. Но другой человек может равнодушно относиться к счастью, а делать все возможное для ощущения, например, удивления…

Эмоции позволяют определить правильность принимаемых решений относительно ценностей, предназначения и таланта системы, что влияет на ее самореализацию. Негативные эмоции сигнализируют об опасности, ухудшении состояния и отклонении от пути самореализации . Позитивные эмоции оповещают об улучшении состояния, приближении или достижении цели, правильном движении по пути самореализации. Поэтому важно осознавать свои эмоции, обрабатывать их, сознательно регулировать свою деятельность при возникновении негативных эмоций или для возникновения позитивных.

Например, одна крупная косметическая компания недавно пересмотрела свой процесс найма для продавцов, чтобы выбрать кандидатов на основе их эмоционального интеллекта. Также значительно снизился штат сотрудников, выбранных для их эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект?

Итак, что именно представляет собой эмоциональный интеллект, и что вы можете сделать, чтобы улучшить свои? У всех нас есть разные личности, разные потребности и потребности и разные способы показать наши эмоции. Движение через все это требует такта и умения - особенно если мы надеемся добиться успеха в жизни. Здесь эмоциональный интеллект становится важным.

От определения и выражения эмоции зависят многие качества системы: харизматичность, авторитетность, убедительность, открытость… Они больше всего влияют на взаимодействие, отношения и формирование команды.

Только сознательно и активно используя эмоции, можно стать влиятельным лидером . Его ценность, авторитет и доверие к нему сильно зависят от эмоций, которые он вызывает у всей команды. Аналогично для компании – чем более яркие, позитивные эмоции она вызывает у команды и клиентов, тем более ценной она становится.

Эмоциональный интеллект - это способность распознавать ваши эмоции, понимать, что они говорят вам, и понимать, как ваши эмоции влияют на окружающих вас людей. Это также включает в себя ваше восприятие других: когда вы понимаете, как они себя чувствуют, это позволяет вам управлять отношениями больше эффективно.

Методы управления эмоциями

Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно успешны в большинстве своих дел. Потому что они - те, которые другие хотят в своей команде. Когда люди с высоким эмоциональным интеллектом отправляют электронное письмо, ему на это отвечает. Когда им нужна помощь, они получают его. Потому что они заставляют других чувствовать себя хорошо, они намного легче проходят жизнь чем люди, которые легко разозлены или расстроены.

Концентрируя эмоции на отношениях и мотивации партнеров, можно получать от них больше ресурсов и достигать более сложных целей. Лидеры, чуткие к собственным эмоциям и эмоциям участников команды, создают более эффективную рабочую и творческую среду, что позволяет достичь бОльших успехов. Исследования показали, что более эмоциональные и внимательные к чужим эмоциям бизнесмены зарабатывают больше денег.

Характеристики эмоционального интеллекта

Они понимают свои эмоции, и из-за этого они не позволяют своим чувствам управлять ими. Они уверены, потому что они доверяют своей интуиции и не позволяют своим эмоциям выходить из-под контроля. Они знают свои сильные и слабые стороны, и они работают над этими областями, чтобы они могли работать лучше. Многие люди считают, что это самосознание является самой важной частью эмоционального интеллекта. Саморегулирование - это способность контролировать эмоции и импульсы. Люди, которые саморегулируются, обычно не позволяют себе слишком сердиться или ревновать, и они не делают импульсивных, неосторожных решений. Характеристики саморегуляции - это задумчивость, комфорт с изменением, целостность и способность сказать «нет». Мотивация. Люди с высокой степенью эмоционального интеллекта обычно мотивированы. Они готовы отложить немедленные результаты для долгосрочного успеха. Они очень продуктивны, любят вызов и очень эффективны в том, что они делают. Эмпатия - это, пожалуй, второй по важности элемент эмоционального интеллекта. Эмпатия - это способность идентифицировать и понимать потребности, потребности и точки зрения окружающих. Люди с эмпатией хорошо понимают чувства других, даже когда эти чувства могут быть не очевидны. В результате, люди с психикой обычно отлично справляются с управлением отношениями, слухами и отношением к другим. Они избегают стереотипов и суждений слишком быстро, и они живут своей жизнью очень откровенно, честно. Социальные навыки - это, как правило, легко говорить и нравиться людям с хорошими социальными навыками, еще одним признаком высокого эмоционального интеллекта. Те, у кого сильные социальные навыки, как правило, являются командами. Вместо того, чтобы сначала сосредоточиться на собственном успехе, они помогают другим развиваться и Они могут управлять спорами, быть прекрасными коммуникаторами и быть хозяевами при построении и поддержании отношений.

  • Самосознание.
  • Люди с высоким эмоциональным интеллектом, как правило, очень самосознательны.
  • Они также готовы принять честный взгляд на себя.
Как вы, вероятно, определили, эмоциональный интеллект может быть ключом к успеху в вашей жизни - особенно в вашей карьере.

Доказано, что во многих случаях эмоции в большей степени определяют мышление , деятельность и достижения, чем интеллектуальные способности. Решения могут приниматься не на основе логических рассуждений, рациональности, обоснований и доказательств, а на основе эмоций, которые вызывает ожидаемый результат этого решения.

Например, человек, выбирающий новый автомобиль, может купить его не за характеристики, надежность, безопасность, соотношение цена/качество…, а за его цвет, удобное сиденье, красивую подсветку в салоне…, которые вызывают у него позитивные эмоции.

Как улучшить свой эмоциональный интеллект

Способность управлять людьми и отношениями очень важна для всех лидеров, поэтому развитие и использование вашего эмоционального интеллекта может быть хорошим способом чтобы показать другим лидера внутри вас. Хорошей новостью является то, что эмоциональный интеллект можно изучать и развивать. Помимо работы с вашими навыками в пяти вышеуказанных областях, используйте следующие стратегии.

Постарайтесь поставить себя на свои места и быть более открытыми и воспринимать их перспективы и потребности. Вы ищете внимания к своим достижениям? Смирение может быть прекрасным качеством, и это не означает, что вы стесняетесь или испытываете недостаток в уверенности в себе. Когда вы практикуете смирение, вы говорите, что знаете, что делали, и можете быть спокойно уверены в этом. Дайте другим возможность сиять - сосредоточьтесь на них и не слишком беспокоитесь о том, чтобы получить похвалу для себя. Сделайте самооценку. Попробуйте нашу викторину эмоционального интеллекта. Вы согласны с тем, что не совершенны и чтобы вы могли работать над некоторыми областями, чтобы сделать себя лучшим человеком? Имейте мужество, чтобы смотреть на себя честно - это может изменить вашу жизнь. Изучите, как вы реагируете на стрессовые ситуации. Вы расстраиваетесь каждый раз, когда есть задержка или что-то не так, как вы хотите? Вы обвиняете других или злитесь на них, даже если это не их вина? Способность сохранять спокойствие и контроль в сложных ситуациях высоко ценится - в деловом мире и за его пределами. Держите свои эмоции под контролем, когда дела идут Если вы навредили чьим-то чувствам, извинитесь прямо - не игнорируйте, что вы делали или избегаете человека. Люди обычно охотнее прощают и забывают, если вы делаете честную попытку сделать все правильно Изучите, как ваши действия повлияют на других - прежде чем вы предпримете эти действия. Если ваше решение повлияет на других, поставьте себя на свои места. Как они будут чувствовать, если вы это сделаете? Хотели бы вы, чтобы этот опыт? Если вы должны предпринять это действие, как вы можете помочь другим справиться с последствиями?

  • Наблюдайте за тем, как вы реагируете на людей.
  • Вы бросаетесь на суд, прежде чем знаете все факты?
  • Посмотрите честно на то, как вы думаете и общаетесь с другими людьми.
  • Посмотрите на свою рабочую среду.
Хотя «регулярный» интеллект важен для успеха в жизни, эмоциональный интеллект является ключом к тому, чтобы хорошо относиться к другим и достигать ваших целей.

Эмоции тесно связаны с образом мышления и воображением . Если в ситуации обращать внимание на ее вредных последствиях, то будут возникать негативные эмоции, и наоборот. И если представлять хорошую ситуацию, приводящую к улучшению состояния, то возникнут позитивные эмоции, и наоборот. Поэтому человеку, хорошо управляющему своим интеллектом, мышлением и воображением, легче управлять и своими эмоциям, возбуждая в определенных ситуациях одни эмоции и подавляя другие.

Эмоции очень важно уметь распознавать и оценивать учителям (педагогам, преподавателям, тренерам…) при обучении других людей, особенно детей, т.к. они плохо осознают и управляют своими эмоциями.

Эмоции и реакции ученика позволяют учителю выбрать наиболее подходящий, правильный стиль обучения и содержание передаваемого опыта. Это значительно влияет на уровень доверия между учеником и учителем. А доверие влияет на приверженность ученика к учителю и веру в истинность передаваемого им опыта. Это является главным фактором того, будет ли ученик применять этот опыт в своей деятельности или нет, что является главное целью процесса обучения.

Возникновение эмоций

Каждая эмоция обязательно имеет источник – внешний или внутренний стимул, оказавший воздействие на систему и изменивший ее состояние. Такими источниками могут быть:
- материальные системы (вещи, предметы, техника, инструменты, люди, животные, растения…)
- ментальные образы (мысли, идеи, воспоминания…)
- условия, ситуации, обстоятельства в среде
- правила, процессы, принципы, законы, нормы…
- ценности (свобода, гармония, комфорт…)
- собственное состояние (мимика, положение тела, движения, голос…)

Наиболее часто эмоции возникают в следующих случаях:

При восприятии текущих условий , оказывающих важное воздействие на систему и формирующих переживание.

При вспоминании ситуации, вызвавшей эмоции в прошлом. Такую ситуацию можно вспомнить самостоятельно, специально или когда оказались в аналогичной ситуации. Также воспоминания могут возникнуть, когда в текущей ситуации есть элементы, вызывающие ассоциации с той ситуацией. Причем эмоции и внутренние процессы могут стать аналогичными с теми, которые были испытаны в прошедшей ситуации: частота сердцебиения, дыхание, давление…

При моделировании ситуации в воображении , когда представляешь условия и процессы, которых в реальности не было, и оцениваешь их влияние на свое состояние.

5. . Т.к. эмоции содержат информацию о произошедшем, происходящем или возможном изменении состояния, то их можно использовать при принятии решений. Это позволит определить наиболее эффективный и успешный путь достижения целей. А управляя своими и чужими эмоциями можно сформировать определенное поведение, которое поможет действовать в нужном направлении.

Модель Гоулмана включает следующие способности ЭИ:

1. личные (внутренние):

- самосознание – способность определять и идентифицировать свое состояние, эмоции, личные ресурсы, желания и цели;

- саморегуляция – способность контролировать и управлять своими эмоциями, с их помощью изменять личное состояние, принимать решения и выполнять действия;

- мотивация – эмоциональное напряжение и сконцентрированность, помогающие определять важные цели и эффективно их достигать;

2. социальные (внешние):

- эмпатия – осознание эмоций и потребностей других людей, умение слушать, а не просто слышать;

- социальные навыки – искусство вызывать у других определенную реакцию, управлять отношениями и эмоциями других людей, организовывать эффективное взаимодействие...

Эта модель является иерархической, предполагающей, что одни способности базируются на других. Например, самосознание необходимо для саморегуляции – невозможно управлять своими эмоциями, не умея их идентифицировать. А умея управлять эмоциями, можно легко мотивировать себя и быстро переходить в нужное состояние…

Развитие эмоционального интеллекта

Это повышает чувствительность к своим и чужим эмоциям, позволяет управлять ими и мотивировать себя для повышения личной эффективности и успешности.

Развитие эмоционального интеллекта базируется на следующих принципах :
• расширять зону комфорта, попадать в новые условия, в которых могут возникнуть новые эмоции, например, посещать новые места, путешествовать…;
• анализировать и осознавать эти новые эмоции сразу при их возникновении;
• повторять ситуации, в которых возникают эмоции, чтобы лучше определить их влияние на деятельность, свою реакцию при их возникновении и пробовать управлять ими;
• сознательно прекращать негативные эмоции в известных ситуациях, которые их вызывают;
• сознательно возбуждать эмоции в обычных ситуациях, в которых эти эмоции не возникали;
• определять эмоции других людей. Для этого можно изучить, как эмоции выражаются (например, изучить книгу П. Экмана, У. Фризена «Узнай лжеца по выражению лица»), или просто спрашивать, что ощущает человек, когда предполагаете, что у него возникла эмоция…
• возбуждать эмоции у других людей. Например, с помощью историй, анекдотов, метафор… Нужно определять соответствие между воздействием и возникающей эмоцией, осознанно повторять это воздействие, чтобы появлялась одна и та же эмоция у разных людей.

Для эффективного развития эмоционального интеллекта можно применить следующие методы :

Обучение
В любом возрасте, в любой области, в любое время, важно продолжать свое обучение и самообучение. Причем чем оно дороже, чем более профессиональны и успешны учителя/тренеры/наставники, у которых учишься, тем большее влияние это обучение окажет на все сферы жизни и на личные качества, включая ЭИ. При этом в первую очередь желательно изучать общие, гуманитарные науки (философия, психология, естествознание, биология…), чтобы лучше знать мир и свое место в нем, в том числе, получая знания об эмоциональных процессах. А после осознания себя, своего таланта и предназначения, выбирать узкую область развития, свою профессию, соответствующую призванию, и становиться признанным экспертом именно в ней.

Чтение качественной литературы
Для развития в любой сфере крайне важно, как можно больше читать книги, практические руководства, журналы, статьи... Но еще важнее – анализировать и применять на практике информацию из них. Также важно выбирать качественную литературу – популярные, светские, новостные материалы в подавляющем большинстве случаев никак не влияют на развитие, а только отбирают время и засоряют память. Книги и пособия, написанные профессионалами, признанными экспертами, оказывают совсем другой эффект: они сообщают важную, проверенную информацию, позволяют сформировать личные принципы, поведение, цели, расширить парадигму, но главное – мотивируют начать действовать. Поэтому для развития ЭИ важно выбрать качественные книги, например, Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект».

Ведение дневника
Самоанализ – одна из главных способностей ЭИ. А материализация мыслей при самоанализе своих и чужих эмоций, делает этот процесс наиболее эффективным. В дневник можно записывать любые ситуации, вызвавшие эмоции, описывать свои ощущения, идентифицировать и классифицировать эмоции, делать выводы, как можно было бы отреагировать в подобной ситуации в следующий раз. Для удобного ведения дневника Вы можете воспользоваться сервисом Личные дневники .

Развитие качеств
Можно улучшать отдельные компоненты ЭИ – качества, описанные в моделях ЭИ, такие как самосознание, саморегуляция, эмпатия и т.п. Как их улучшать описано в методе Развитие личных качеств .

Путешествия
Это наиболее эффективный способ расширения зоны комфорта, т.к. попадаешь в совершенно новую среду, которую даже не представляли себе. И это может дать наиболее сильные, яркие, новые эмоции, о которых раньше и не слышали. Ими можно научиться управлять и использовать в прежних, знакомых условиях, что даст дополнительную мотивацию, энергию для выполнения обычных дел и достижения новых целей. Путешествия также могут привести к изменению системы ценностей, что также меняет эмоции и их влияние на деятельность. Например, побывав в бедных странах, можно начать больше ценить привычные вещи: еду, воду, электричество, технику…, получать больше удовольствия от их использования, начать рациональнее, экономнее ими пользоваться.

Гибкость
При принятии решений можно использовать не только свой опыт, свою точку зрения, но и учитывать мнение тех, на кого это решение может повлиять, искать компромиссы. Это позволит избежать возникновение негативных эмоций и, вследствие экологичности решения, может вызвать положительные эмоции у всех, кто участвовал в его принятии и реализации. Противоположность этому подходу называется ригидность, когда действуешь только на основании своего опыта. Тогда высока вероятность того, что решение будет неэкологичным и нанесет непредсказуемый вред.

Общение
Очень часто эмоции возникают при обычном общении. Общаясь с новыми знакомыми или со старыми друзьями на новые темы, можно испытывать и новые эмоции. Оценивая и управляя ими при разговоре можно существенно изменить его результаты. Например, при переговорах, если вспылить, то можно потерять потенциальных клиентов или партнеров. А если у собеседника вызвать сильные позитивные эмоции, то можно от него получить гораздо больше ресурсов, чем ожидалось, например, больше денег от спонсора.

Творчество
Создание чего-то нового, уникального гарантирует позитивные эмоции. А создание шедевров, чего-то, что будет пользоваться интересом, спросом, за что другие будут благодарить – это, пожалуй, главный источник самых сильных, позитивных эмоций, которые человек может испытать в своей жизни. Чем более грандиозное творение создаешь, тем более новые и сильные эмоции возникают.

Победы, награды, успех
Новые эмоции часто возникают при достижении целей, участии в соревнованиях, тренировках перед ними или даже обычных спорах. А момент победы и получения награды всегда возбуждает сильные позитивные эмоции. И чем важнее победа, чем труднее ее было достичь, чем больше ресурсов на это потрачено и чем больше вознаграждение, тем более сильные эмоции возникают.

Все эти методы создают эмоциональный опыт , являющийся фундаментом для управления эмоциями. Без этого опыта невозможно сознательно возбуждать или тормозить эмоции. Он создает ясную картину того, какие эмоции могут возникнуть в ответ на определенные изменения, как они могут повлиять на состояние и деятельность, и что можно предпринять, чтобы избавиться от вредных и возбудить полезные эмоции.

Развитие эмоционального интеллекта дает возможность мотивировать и убеждать других людей на более глубинном, ценностном уровне, чем это можно сделать словами и делами. Это значительно улучшает отношения, что ускоряет достижение общих целей и самореализацию.

Идеальное развитие ЭИ приводит к появлению эмоциональной компетентности – способности осознавать и управлять любыми, даже неизвестными эмоциями в любых условиях. Она позволяет определять влияние на деятельность новых, не испытываемых ранее эмоций, даже если никогда о них не слышали, и управлять ими. Также она позволяет контролировать эмоции любой, даже самой высокой интенсивности, уменьшать или увеличивать ее до нужного уровня. Она также является защитным барьером, который не дает «взорваться» и нанести вред.

Для определения текущего уровня развития своего ЭИ можно воспользоваться следующими тестами :
Коэффициент эмоционального развития
Эмоциональный интеллект
Распознавание эмоций
Отношение к другим

Т.к. все эмоциональные процессы существенно влияют на деятельность системы, то важно уметь управлять этими процессами, чтобы улучшать свое состояние, развиваться, эффективно действовать, успешно достигать целей и самореализоваться.

Сводится к следующим основным процессам:
- возбуждение полезной эмоции, т.е. переход из спокойного в активное состояние;
- погашение вредной эмоции, т.е. переход из активного в спокойное состояние;
- изменение интенсивности эмоции.

Эти процессы относятся и к самой системе, т.е. управление личными эмоциями, и к другим системам, т.е. управление чужими эмоциями.

Эффективное управление эмоциями возможно только тогда, когда осознаешь их, можешь сознательно определить момент их возникновения и правильно их идентифицировать. Для этого необходимо накапливать эмоциональный опыт, многократно оказываться в ситуациях, которые возбуждают определенную эмоцию. Без этого управление может привести к неадекватному изменению их интенсивности (например, хотели погасить эмоцию, а она наоборот усилилась), может быть совершенно бесполезным или даже принесет вред.

Важную роль в управлении эмоциями играет воображение . Чем лучше оно развито, тем более реалистичные и масштабные образы и ситуации оно может создать, в которых эмоции будут наиболее яркими и интенсивными. Улучшить свое воображение можно с помощью тренинга воображения .

Также на управление эмоциями влияет память . Чем лучше она развита и чем больше в ней эмоционального опыта, тем более яркие воспоминания из нее можно получить. Улучшить свою память можно с помощью тренинга памяти .

Т.к. эмоции тесно связаны с волей , то чем она сильнее, тем легче управлять эмоциями. Поэтому одним из способов управления эмоциями является развитие воли, упорства и самодисциплины. Улучшить их можно с помощью метода Тренировка самодисциплины .

При управлении эмоциями важно придерживаться следующих принципов :

Если в данный момент испытываешь одну эмоцию и хочешь возбудить другую, то необходимо сначала погасить текущую, перейдя в спокойное состояние, и только после этого возбуждать необходимую.

Необходимо сознательно управлять их внешним выражением : мимикой, движениями рук, ног, тела в целом, его положением, жестами, голосом… Например, чтобы возникла радость, обычно достаточно просто улыбнуться. Чтобы погасить гнев, можно замереть, вздохнуть и сделать обычное, спокойное выражение лица.

Для возбуждения эмоций необходимы стимулы. Их можно получить по следующим каналам:

- визуальный : увидеть источник эмоций (например, красивый пейзаж), представить его в воображении, перейти в определенные условия, ситуации, посмотреть фильм, картину…;

- аудиальный : чужие и свои слова, мысли (внутренний голос), громкость голоса, темп речи, музыка, звуки…;

- кинестетический : мимика, движения и положение тела, жесты, дыхание…

Конгруэнтное , согласованное использование одновременно всех этих каналов позволяет наиболее быстро возбудить даже самую сильную эмоцию. Причем для максимальной эффективности рекомендуется использовать их в такой же последовательности: визуальный (нарисовать в сознании картинку), аудиальный (добавить слова, музыку…) и затем кинестетический (сделать соответствующее выражение лица, занят определенную позу...)

Например, можно одновременно представить или вспомнить ситуацию, в которой испытывали радость, включить радостную музыку, проговаривать «мне весело, радостно, классно» и активно пританцовывать, то можно испытать очень сильную радость, возможно даже восторг.

Но если, используя все каналы, по одному из них, например, кинестетическому, будет противоречивая эмоция (не конгруэнтно), то общее состояние может не измениться или даже стать противоположным желаемому.

Например, если хочется испытать радость, представляешь картину, слушаешь музыку, но тело очень вялое, выражение лица грустное, печальное или даже злое, то и эмоции могут возникнуть негативные, а не позитивные.

Таким образом, чтобы возбудить определенную эмоцию, можно вспомнить ситуацию, в которой она возникала в прошлом. Вспомнить детали, что окружало, какие действия выполняли, какие слова и звуки слышали, что ощущали в теле, какие были мысли… Если же опыта переживания необходимой эмоции нет или он забыт, то и эмоцию таким способом нельзя будет возбудить. Тогда можно сознательно создать условия, в которых эта эмоция может возникнуть, и получить недостающий эмоциональный опыт.

Также чтобы возбудить определенную эмоцию, можно представить визуальный образ (картину) ситуации, в которой эта эмоция могла бы возникнуть в реальности. При отсутствии эмоционального опыта трудно определить в какой воображаемой ситуации какая эмоция возникнет. Тогда нужно накопить этот опыт – переходить в новые условия, участвовать в новых ситуациях, которые могут дать новые эмоции. Приобретя такой опыт, можно будет определить базовые элементы условий и ситуаций, которые возбуждают определенную эмоцию, и использовать их в воображении.

Например, если во многих ситуациях, когда возникала радость, присутствовал определенный человек или получали определенный ресурс, то можно в воображаемой ситуации использовать аналогичные элементы и эмоция снова возникнет.

Для возбуждения чужих эмоций , нужно сделать так, чтобы эти же каналы начали работать у другого человека. Например, чтобы он вспомнил какую-то ситуацию или представил ее. Для этого можно использовать открытые вопросы, истории или метафоры, которые создадут определенный образ в сознании человека или вызовут воспоминания.

Например, чтобы человек испытал радость, можно у него спросить: «А каким был твой самый счастливый день в жизни?». Или можно сказать: «А помнишь, когда ты впервые оказался на море, помнишь каким счастливым ты тогда был…». Или: «А представь, что ты находишься в самом райском месте на земле, рядом с тобой самые близкие тебе люди… Что бы ты тогда ощущал?» Тогда у человека сразу возникнут образы и воспоминания, которые вызовут эмоции.


Чтобы погасить эмоцию, необходимо перейти в спокойное состояние с помощью следующих методов:
- расслабиться, прекратить движения, удобно сесть или лечь;
- сосредоточиться на своем дыхании, начать медленнее и глубже дышать, задерживать его на несколько секунд после вдоха...;
- изменить голос, уменьшить его громкость, говорить медленнее или совсем перестать говорить на короткий период;
- представить или вспомнить ситуацию, в которой испытываешь максимальную безопасность, комфорт, уют, тепло.

Чтобы погасить чужие эмоции , можно попросить выполнить эти действия (ни в коем случае не заставить, если конечно не дошло до аффекта с вредными последствиями). Например, можно спокойным голосом сказать: «Успокойся, сделай глубокий вдох, присядь, попей воды…». Если человек не хочет успокаиваться, то можно попробовать переключить его внимание. Например, опять же, можно рассказать историю, метафору, задать открытый вопрос…


Чтобы научиться изменять интенсивность конкретной эмоции, можно применить следующий метод:

1. Полностью осознать эту эмоцию, идентифицировать, классифицировать, определить ощущения, которые она вызывает в теле, какие действия она мотивирует, определить ее источники, вспомнить ситуации, в которых она возникала, или оказаться в такой ситуации, чтобы ярко ее испытать. Для этого потребуется эмоциональный опыт.

2. Использую шкалу от 1 до 100%, представить какой бы эта эмоция была при максимальной интенсивности (на 100%). Представить какие ощущения были бы в теле, какие действия хотелось бы выполнить, насколько интенсивно действовать...

3. Определить текущий уровень этой эмоции в данный момент по шкале.

4. Двигаясь маленькими шагами (по 5-10%) вверх по этой шкале, изменять интенсивность этой эмоции в теле. Для этого можно просто представлять, как значение на шкале увеличивается и повышается ее интенсивность. Или можно представлять/вспоминать ситуации, в которых эта эмоция была более интенсивной. Важно, чтобы изменения ощущались и в теле, изменялась активность. Если будут затруднения при переходе к большей интенсивности, то можно уменьшить шаг, например, увеличивать интенсивность на 2-3%.

5. Дойдя до максимальной интенсивности, нужно начать уменьшение интенсивности до 0, используя шаг 5-10%. Для этого также можно представлять движение вниз по шкале или представлять/вспоминать ситуации с меньшей интенсивностью этой эмоции.

6. Затем нужно снова дойти до 100%, потом снова до 0%... И продолжать этот процесс до тех пор, пока не будет получаться быстро изменять интенсивность эмоции с ее реальным выражением в теле.

7. Для закрепления навыка можно выполнить переход к определенной интенсивности, например, на 27%, на 64%, на 81%, на 42%... Главное, чтобы было ясное ощущение эмоции в теле.


Для управления настроениями достаточно знать их причины и принимать меры для их устранения (для избавления от плохого настроения) или создания (чтобы сделать настроение хорошим). К таким причинам обычно относятся:

- внутренние процессы и состояние : болезненное или здоровое, бодрое или сонливое…

Например, имея плохое настроение, можно выяснить, что болеешь. Тогда для поднятия настроения достаточно будет принять лекарства, сходить к врачу… и вылечиться.

- окружающая среда : комфорт или беспорядок, шум или тишина, чистый воздух или неприятные запахи, приятные или раздражающие люди…

Например, если за рабочим местом беспорядок, дискомфорт, то может быть плохое настроение. Тогда можно прибраться, навести красоту и чистоту.

- отношения : настроение других людей передается и человеку.

Например, если встретил друга и приятно с ним пообщался, то настроение улучшается. А если встретил человека со злым выражением лица, который еще и нахамил на пустом месте, то настроение может ухудшиться. Тогда можно просто прекратить контакт с таким человеком и пообщаться с кем-то, кто приятен.

- мысли и образы : вспоминая или представляя в воображении ситуации, они возбуждают соответствующие эмоции. Поэтому для улучшения настроения можно представить или вспомнить случай, который вызвал позитивные эмоции.

Например, вспомнить смешной случай или счастливый момент в своей жизни. Или представить поездку на красивом автомобиле, о котором давно мечтаешь. Или, например, спортсмен, думая перед соревнованием о возможных травмах, поражении и т.п., будет иметь плохое настроение. Тогда можно подумать о победе, награде и т.п., чтобы настроение улучшилось.

- желания и цели : достигая важную цель настроение может быть хорошим, а если есть нерешенные проблемы, то оно может ухудшиться.

Например, чтобы поднять настроение можно поставить себе цель, которую очень хочется достичь. Или можно решить давнюю проблему, которая доставляла дискомфорт или мешала двигаться к желанной цели.

Также существенным плюсом управления эмоциями является успешность во всех сферах жизни. Ведь в этом случае полностью отсутствует вред при сильных эмоциональных «вспышках» и всегда есть энергия для достижения любой цели.

В любом случае, даже если эмоции не использовать для развития и самореализации, то они все равно необходимы для обычной жизни, чтобы быть в хорошем настроении, тонусе, быть счастливым, испытывать радость даже от мелочей и делиться своими эмоциями с близкими людьми.

Развивайте свои эмоции и управляйте ими, тогда Ваш успех, Ваше счастье и Ваша самореализация будут неизбежны.

Спектр человеческих эмоций широк и разнообразен. Одни из них приятны для нас, другие действуют удручающе и не самым лучшим образом сказываются на нашем настроении. Но все они способны повлиять по-своему на наше самочувствие. Поэтому очень важно уметь контролировать собственные эмоции, ведь, как гласит английская пословица, тот, кто не может управлять собой, не в силах управлять другими. К тому же в современном мире, переполненном стрессовыми факторами, которые встречаются рядовому горожанину на каждом шагу, просто жизненно необходимо развивать в себе такое умение. Насколько же это возможно? И как управлять своими эмоциями?

К чему могут привести эмоции?

Специалисты в области психологии и медицины доказали, что действительно некоторые виды человеческих эмоций способны вызвать не только сильное и продолжительное депрессивное состояние, но и привести к глубоким как психическим, так и физиологическим расстройствам. Так, длительные сильные отрицательные эмоции типа злобы, раздражения, гнева, обиды провоцируют развитие сердечнососудистых заболеваний и сахарного диабета. Поэтому очень важно уметь правильно контролировать свои эмоциональные состояния, но не сдерживать и не подавлять их в себе, не замыкаться в них, а «отреагировать».

К примеру, трехлетнего мальчика родители учат, что плакать – это плохо, что мужчина должен быть сильным, мужчина не имеет права плакать и показывать слабость. В следствие этого из мальчика вырастает мужчина, не умеющий находить общий язык с женщинами, которые все как одна жалуются на его неумение и нежелание демонстрировать обычные человеческие эмоции: проявлять нежность, любовь, заботу. Он и хотел бы, да не может, ведь у него с детства стоит своеобразный «стоп» — нельзя обнаруживать свою слабость. Кроме того, во многих подобных случаях могут даже развиться импотенция и другие половые расстройства.

Поэтому нужно уметь правильно работать с эмоциями, чтобы не навредить себе в той или иной мере.

Как же правильно управлять эмоциями?

  • Во-первых, какой бы окраски эмоция не была, ее нужно осознать и найти причину. Часто бывает, мы находимся в плохом расположении духа и будто сами не знаем, почему. А все из-за того, что плохие воспоминания вытесняются сами по себе, такова уж защитная функция психики. Но даже если причина и будет забыта, то следствие еще долго будет неприятно о себе напоминать. И если еще к этому добавить возможное беспричинное беспокойство и тревогу, возможно возникновение невроза. Поэтому необходимо понять, что провоцирует ваше плохое настроение; что вызывает отрицательные эмоции.
  • Эмоции нельзя сдерживать. Это «золотое правило» для работы как с положительными, так и отрицательными эмоциями. Сила эмоций заключается в огромной энергии, и если их сдерживать, энергия не будет иметь выхода, что чревато психосоматическими заболеваниями, то есть, болезнями, которые, имея психологическую причину возникновения, проявляются в разнообразных соматических расстройствах. Однако не всегда есть возможность проявить какую-то эмоцию, например, если вас незаслуженно обидел начальник, то вы же не можете накричать на него в ответ. В таком случае эмоции нужно сублимировать – найти для их выхода более соответствующее русло, просто перевести их энергию на какое-то другое дело. Хорошо здесь помогает спорт, где происходит активный выброс энергии, или занятия любовью, однако вы можете поискать и свои варианты.
  • Об эмоциях нужно говорить. Некоторые люди не умеют или попросту боятся говорить о своих чувствах. Отсюда – отсутствие взаимопонимания, а дальше состояние фрустрации, депрессия, невроз, и таким образом выходит замкнутый круг. Попробуйте рассказать, объяснить человеку, что его поведение или слова вызвали у вас негатив. Увидите, иногда слова тоже помогают.
  • Если все же ситуация выходит из-под вашего контроля, вас не понимают, не слышат и не хотят слышать, остается один довольно действенный прием: нужно попытаться абстрагироваться от ситуации. Философски относиться к обстоятельству, когда на работе разбушевавшийся начальник рвет и мечет, действительно трудно. Но попробуйте вспомнить что-то хорошее, то, что вызывает у вас очень приятные воспоминания. Окунитесь в эти мысли, прочувствуйте их, вернитесь мысленно в то время, когда происходили эти события. Существует еще одна техника: представьте, что выключили звук. То есть картинка в наличии, но нет звукового сопровождения: соответственно, вы ничего не слышите и вас ничего не задевает.

Управляя своими эмоциями, человек рационально использует ту энергию, которая могла уйти впустую или пойти не во благо, направляя ее на устранение той причины, которая спровоцировала острую эмоциональную реакцию. Важно при этом отойти на данный момент от проблемной обстановки, подняться над ней. Конечно, проблема пока останется, но у вас будет время подумать, собраться с мыслями и силами для ее решения. Помните знаменитые слова Скарлетт O’Хара: «Я подумаю об этом завтра»? Берите пример.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!