Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Нравственные виды чувств. Понятие о чувствах. Виды чувств

Мир чувств бесконечно многообразен, и для классификации всего многообразия выявления чувств целесообразно использовать те объективные переживания, на почве которых они возникают и в содержании которых переживаются. Эти объективные переживания могут быть двоякими: 1) переживания, возникающие в результате функционирования наших органов чувств - чувственные переживания, то есть цвета, звука, запаха, вкуса и т.д.; 2) переживания, представляющие явления более высокой категории: наши идеи об истине, прекрасном, добре и зле.

Имея такие знания и опыт, вы не потерпите неудачу. Они сами по себе ценны и ценны, но невозможно приобрести какую-либо Добродетель, не предварительно расформировав дефект, составляющий его антитезу. Мы не могли, например, обрести добродетель целомудрия, если мы не раскроем дефект Люсти. Мы не могли обрести Добродетель Микенс, если мы не распадем в себе недостаток Обида.

Мы не смогли обрести добродетель альтруизма, если не устраним недостаток эгоизма. Поэтому важно то, что мы понимаем необходимость устранения наших недостатков, ибо только тогда в нас будут рождаться драгоценные драгоценности Добродетелей. Во всяком случае, цель этой практики сегодня заключалась в том, чтобы обратить ваше внимание на ложное чувство самосознания. Вам нужно научиться чувствовать Сознание, иметь правильное чувство Высшего Сознания Бытия.

В соответствии с этим следует различать две большие группы чувств:

1. Сенсорные чувства, то есть чувства, возникающие в результате восприятия цвета, запаха и тому подобных объективных содержаний и переживаемые в связи с ними (нисшие). Чувства, связанные с удовлетворением или неудовлетворением тех или иных физиологических потребностей. Например чувства, связанные с такими состояниями, как голод, жажда, сытость, тошнота и т. д. Низшие чувства имеют большое биологическое значение. Они приносят в кору головного мозга сигналы о нашем физическом состоянии: здоровье или болезни, об удовлетворении или неудовлетворении простейших потребностей.

Итак, мои дорогие братья, мы заканчиваем этот разговор. Не стесняйтесь спрашивать, что вы хотите по отношению к теме. Вопрос: Уважаемый Учитель, какова связь между ощущениями и чувствами? Каждое ощущение возникает из-за какого-то внешнего излучения или впечатления. Например: у нас есть чувство боли, вызванное кем-то, через слово или удар; то возникает чувство боли. Или чувство радости: когда кто-то относится к нам хорошо или мы стремимся к вкусным духам. В любом случае ощущения - это ощущения; но чувство переносится в сердце.

Это другое, оно включает в себя Эмоциональный центр, и никогда не следует путать аутентичное чувство бытия, Атман, Монада, Сущность и т.д. с чувством Я. У каждого Я свой образ чувств, и обычно эти чувства Самого ведут нас к неудаче. Когда он достигнет этого возраста, он уйдет и отправится в бар для встречи с человеком, с которым он сражался. Это будет делать то же самое, и, наконец, встретиться в баре снова будет бороться, это закон повторения.

2. Высшие чувства, то есть чувства, возникающие в результате переживания какой-то мысли, некой эстетической ценности (художественного произведения или прелести природы) или какого-либо поведения, именуемые интеллектуальными, эстетическими и моральными чувствами. Высшие чувства возникают на базе удовлетворения или неудовлетворения духовных потребностей. Высшие чувства носят ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека к различным сторонам и явлениям общественной жизни: моральным, интеллектуальным и эстетическим. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками.

И если в возрасте 25 лет у нас была любовная интрига, даже в том же возрасте я, ожидавший там на заднем плане, поднялся на поверхность, контролировал интеллект, контролировал сердце и искал любимого его мечты. Она сделает то же самое, и оба соберутся, чтобы повторить приключение. Таким образом, человеческий робот запрограммирован Законом о повторении. В любом случае Бытие, истинное Существо, не выражено в интеллектуальном животном, обычно живет в Млечном Пути. То, что работает в этом мире, - это робот, запрограммированный Законом о повторении.

Необходимо разложить Эго и пробудить Сознание, чтобы Монада, Атман-Буддхи, Руах Элохим, который, согласно Моисею, «поливал воды в начале Мира», Царь Солнца, естественно, снова выражает себя внутри нас, прийти к проявлению, войти в нашу человеческую личность. Люди считают, что они делают и ничего не делают. Они действуют согласно Закону Повторения, они запрограммированные машины, и все!

Чувства могут иметь различные уровни конкретности - от непосредственных чувств к реальномуобъекту , до чувств, относящихся ксоциальным ценностям и идеалам. Эти различные уровни связаны с разными по форме обобщениямиобъекта чувств.

2. Характеристика чувств

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям. Родине, семье, самому себе. К этим чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, справедливость, достоинство и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Этические чувства регулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания, в основе которых лежат грех и боязнь отчуждения человека от других, предательство своего достоинства, называют «муками совести».

Вторая мировая война была не чем иным, как повторением Первого, а Третья была повторением Второго. Это измерительный стандарт, который позволяет нам узнать, удалили ли мы какое-то особое Психическое Прикрепление. Если он задерживает удаление какого-либо нежелательного элемента, он прошел.

Поскольку он был воскрешен, он - Куммара. Очевидно, что Куммарас, как и Питрис, - это те, кто помог создать, дать жизнь нашей человеческой физической форме. Несомненно, Солнечные Боги, правившие Землей и Человечество Первой Расы, вернулись к Солнцу. Они пришли с Солнца и вернулись к нему, и в будущем Великой Коренной Расе мы снова получим посещение Солнечных Богов. Они придут от Солнца, будут жить среди человечества и будут устанавливать Шестой коренной расы на Земле.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных увств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, содействующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Они будут управлять народами, народами и языками, они являются управляющими. Среди 12 созвездий Зодиака наиболее важным созвездием, очевидно, является Лео. Мы должны помнить о необходимости немного изучить себя и обратить внимание на этот вопрос о Чувстве Самости.

Те, кто живут с детьми, знают, что они полностью уступают своим эмоциям. Более новая, более спонтанная и интенсивная доставка. И ваши реакции меняются с впечатляющей скоростью. Был ветер, а затем они разозлились, чтобы довольный. Еще один ветер: от безмятежного до сердитого.

По мере того как они растут, эмоции «растут» также, или они становятся более сложными и смешанными. Возникают новые чувства, а также социальные требования. Радость, надежда, разочарование, страх, гнев, чувство вины, любовь и многие другие. Представьте, что они чувствуют себя как взрослые! И им нужно научиться справляться с этими эмоциями, чтобы жить в семье, в школе, на площади, во всем мире.

Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк - от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

Такая трудная задача, для нас, кто должен помочь им и им. К счастью, становится все более очевидным, что чем больше детей учатся справляться со своими эмоциями, тем более уверенными в себе, тем более открытыми для обучения, и тем более мотивированными и терпимыми к ним чувствами.

Дети, которые понимают собственные эмоции, также понимают друг друга, и это позволяет нам жить в мире в обществе. Кроме того, чем более вы уверены, тем больше вы найдете лучшие решения для повседневных проблем или даже более серьезных ситуаций. И на повседневной основе это эмоциональное развитие происходит: когда люди прислушиваются с вниманием и терпением, что они чувствуют, когда люди перестают говорить «это ничто» или «это пройдет», и когда люди ценят свои чувства.

К. К. Платонов предлагает как особые высшие чувства выделить праксические чувства , к которым относит интерес, скуку, радость, муки творчества, удовлетворение достижением цели, чувство приятной усталости, увлеченности делом, азарта. Предметом таких чувств является сама деятельность человека. Это деятельность в процессе физического труда, в науке, искусстве, деятельность человека как воспитателя, деятельность в процессе игры, учения и т. д. «Сама деятельность в определенной области является предметом устойчивого эмоционального отношения. Переживания, связанные с процессом деятельности, выступают в многообразных формах. Надо отметить переживания возбуждения и напряжения при самом действовании и переживания удовлетворения при успешном завершении действия, переживания огорчения, раздражения, подавленности - при неуспехе, подъема, радости от успешного хода и завершения деятельности, удовольствия от самого процесса действия, скуки от отсутствия деятельности и т. д.

Один практический способ сделать это - спросить, что вы чувствуете. Давать имена чувствам дает много облегчения. Знать, что вы чувствуете, действительно утешительно. Спросив о том, что они чувствуют, это заставляет их чувствовать себя так же, как и другие, и это улучшает самопринятие и приближает их к другим, порождая сочувствие и любовь к другим. И чтобы сделать эту задачу еще более игривой, вот три подсказки!

Поместите зеркало перед ребенком и попросите ее сделать разные выражения: радость, грусть, гнев, застенчивость, спокойствие. Наблюдая за его выражениями, попросите его нарисовать тот, который ему больше всего нравится, или кто нашел его труднее! Воспроизведение мим с эмоциями также является отличным упражнением. Вы можете предложить, чтобы они представляли действия, которые могут привести к какой-то реакции, и дети догадываются, что это за чувство. Например, имитация получения подарка.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми, они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира.

Кроме этого, у каждого человека проявляются индивидуальные особенности проявлений чувств: ╥ интенсивность их проявлений; ╥ разная форма и степень внешнего проявления; ╥ разная степень действенности; ╥ различные уровни устойчивости и постоянства (во многом зависят от возрастного развития); ╥ и, наконец, различное содержание чувств. Направления возможного изменения чувств в течение жизни: ╥ изменение содержания чувств; ╥ развитие устойчивости (начинают опираться на более глубокие основания); ╥ изменяется характер внешних проявлений; ╥ изменяется роль чувств в структуре личности (отношения чувств и воли, эмоционального и интеллектуального восприятия); ╥ с возрастом развиваются все виды чувств: эстетические - от яркой игрушки к глубокому пониманию искусства; интеллектуальные - от любопытства к удовлетворению от познания; нравственные - от понимания, что хорошо а что плохо, к глубоким нравственным убеждениям.

Когда они угадывают действие, вы спрашиваете: Каково это для кого-то, кто получил подарок, который им нравится? И неожиданный подарок? И так оно и есть. И не удивляйтесь, если в конце концов узнаете о новостях ваших детей! Очень хорошая деятельность, которая также выявляет эмоции, работает с цветами и музыкой. С чернилами, ручкой, карандашом или мелом. Вы можете поместить песню и попросить ребенка рассказать о каком-то чувстве.

Затем предложите ей выбрать цвет, чтобы выразить это чувство. Это невероятно, но есть коллективные знания, которые заставляют нас выбирать яркие, сильные цвета для позитивных чувств и более темных цветов для негативных чувств. Пусть ребенок рисует по желанию, а затем расскажет о том, что он чувствует. И если вы подбодрите, нарисуйте тоже!

4. Формы и виды чувств.

Эмоциональный мир человека многообразен и разнокачественен. К эмоциональным процессам или переживаниям относят аффекты, собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, чувства.

Аффект - чрезмерно сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознательной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффективное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельности, проявляется в нарушении сознательного контроля субъекта за поведением.

Вана - писатель, иллюстратор и аспирант психологии. Мать двоих детей, Бенджамин и Амора, стремится жить с поэзией изо дня в день как семья. «Встреча глаз», несомненно, является первым вектором соблазнения у людей. Действительно, взгляд передает множество сигналов о наших чувствах и нашей внутренней вселенной. Желания воспринимаются там, страдания также и, в разной степени, целый ряд эмоций вчера и сегодня.

Мы можем различать разные выражения глаз, которые переводят различные эмоции. Интенсивность взгляда, прежде всего, является хорошим показателем того, как речевая жизнь. Действительно, степень интенсивности может отражать уровень уверенности, убежденности и автономии мысли. Это все ключевые элементы для восприятия общего впечатления, которое вызывает собеседник на себе. В том же духе присутствие взгляда является фактором, который следует учитывать и принимать во внимание. Чем больше присутствует внешний вид, тем больше человек демонстрирует способность жить «здесь и сейчас», без веса или лояльности прошлого.

Аффект развивается в реальных условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повторение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве.

Наконец, движения глаз представляют собой привилегированное предвзятое отношение к оценке уровня напряжения или умиротворения. Действительно, чем больше движения бывают быстрыми и резкими, тем больше человек находится в напряжении, он должен столкнуться с серьезными проблемами.

У всех нас есть чувствительность, конкретная история, желания и ограничения. Тем не менее, в романтической обстановке человеку хочется выделить то, что считаются качествами или активами. Это, в некотором роде, часть «стратегии соблазнения», необходимой для поиска партнера. При этом взгляд - это грозное оружие, которое можно использовать с точностью и проницательностью. Другие типы взглядов, наоборот, приводят к сопереживанию и близости.

Аффект часто сопровождается феноменом так называемого "суженного сознания", при котором оно целиком становится арефлексивным и поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными действиями. Нарушения сознания могут привести впоследствии к невозможности субъекта вспомнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания. Преодолеть аффект возможно, как правило, лишь на стадии его возникновения, точнее препятствуя его возникновению. Этого можно достичь путем избегания вызывающих аффект ситуаций, выполнения отвлекающих действий, воображения нежелательных его последствий и т.д.

Чтение взгляда другого, в романтической обстановке, не ускользает от проективных правил. Действительно, часть того, что мы «читаем» в глазах нашего собеседника, - это проекция нашей внутренней работы. Мы можем найти схемы, конфликты или подавленные желания, которые мы несем с детства. Взгляд другого, с этой точки зрения, становится зеркалом того, что можно сыграть в себе, не осознавая этого.

Отметим, что различные восприятия, связанные с взглядом, захватываются в данный момент и что они сами по себе не могут представлять собой удовлетворительный и достаточный анализ. Для того, чтобы встретить другого, важно найти время для обмена, укрепления доверия и доброжелательного углубления.

Психолого-юридические аспекты физиологического и патологического аффектов, вопросы вменяемости и невменяемости в уголовном праве, более подробно мы будем разбирать в курсе судебной психиатрии.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, представляют собой более длительные и менее интенсивные состояния. Эмоции имеют ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим действиям. Собственно эмоции имеют идеаторный характер - они способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, а возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Вопрос о силе в психологии

Вы можете скачать эту полную версию бесплатно. Далее: взаимосвязь между полномочиями и властью Предыдущая: концепция расширения прав и возможностей. Если рассматривать с точки зрения антропологии-психологии, власть также выражает конструктивность не только угнетения. Это «сила», а не «сила», которая характерна для человека, которая подталкивает его к формированию, чтобы сделать себя способным не только освоить. «Власть над собой» более двусмысленна, вызов Фрейд очевиден, это возможность того, что человек должен строить измерение автономии, свободы; никакая сила не равна власти над собой.

Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.

Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся, печалимся или гордимся обязательно кем-то или чем-то; приятными или тягостными бывают наши мысли, представления и т.п. Предмет эмоций может быть не только реальным, объективным, но и идеальным, воображаемым.

Настроение представляет собой устойчивые эмоциональные состояния, относительно слабо выраженные. Настроение придает эмоциональную окраску всему поведению человека, выражается в строе всех его проявлений. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.

С. Л. Рубинштейн выделял две основные черты, которые характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Во-первых, они не предметны, а личностны, когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состoяние.

Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека к окружающим, как он воспринимает и осознает происходящее с ним, как относится к событиям своей жизни.

Страсть - сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоциональное переживание. Страсть выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть захватывает всего человека; испытывая страсть, человек является как бы страдающим существом, находящимся во власти какой-то силы. Ввиду того, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.

Стресс представляет собой особую форму эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п. Стресс приводит к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Иногда напряжение оказывает положительное влияние на деятельность человека.

Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования. Основатель учения о стрессе Г. Селье считает, что стресс проходит в своем развитии три стадии: 1) "реакцию тревоги", во время которой мобилизуются защитные силы организма; 2) "стадию сопротивления", отражающую полную адаптацию к стрессору; 3) "стадию истощения", которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воздействует на человека продолжительное время.

На вопрос, как человеку самому справиться со стрессом, Г. Селье ответил: "Помогает физическая активность, но ее одной недостаточно. Самое важное - иметь "кодекс поведения", уметь жить. Найдите себе "порт назначения" - это проявлять как можно больше доброты к людям, завести как можно больше друзей... Можно уповать на добрую волю, на дружбу. Если вы нужны людям, необходимы им, вы спасены".

Чувство - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций - становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость.

Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных переживаний получило в психологии наименование амбивалентности чувств. Амбивалентность переживаний наиболее часто возникает при несовпадении устойчивого эмоционального отношения к некоторым реалиям жизни и эмоциональной реакции на преходящую ситуацию (например, обида, если положительно оцениваемые люди, друзья проявляют к человеку невнимательность).

Чувства человека - это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности. Чувства человека всегда предметны. Опредмеченность чувств находит выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют предметными и высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т.д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение человека. Если он ведет себя в соответствии со сложившимися нормами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе. Если же поведение человека не соответствует признаваемым им и общепринятым нормам, он переживает состояние неловкости, стыда.

Стыд, по определению Г. Гегеля, "представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего существа против неподобающего проявления его во мне". В основе стыда лежит также неосознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписаний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть. Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтичный поступок. Эти переживания называют "муками совести", в основе которых лежит грех и болезнь отчуждения, отпадения человека от других, предательство своего достоинства как родового существа.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк - от чувства наслаждения и восторга до отвращения.

Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. В процессе индивидуального развития чувства появляются позже ситуативных эмоций.

Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, которые значимы для человека и поэтому воспринимаются эмоционально. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начинают определять динамику и содержание ситуативных эмоций.

Еще одна сторона проявлений чувств человека - различение их модальности, качества переживания. Наиболее выпукло этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций, разработанной американским психологом К. Изардом. Он выделил десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным.

Интерес-возбуждение - наиболее часто испытываемая положительная эмоция; она является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес - это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к лицу или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе или возбуждении человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

Радость характеризуется чувством уверенности и значительности, ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающими и миром. Радость часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость - это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препятствия к самореализации являются препятствиями для появления радости. Радость, однако, может и не быть прямым результатом мыслей и действий, направленных на достижение жизненных целей. С религиозной точки зрения радость - высшая мудрость.

Удивление - преходящая эмоция; оно быстро наступает и быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.

Страдание - это наиболее распространенная отрицательная эмоция; оно является обычно доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т.д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, изоляция. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо. Страдание побуждает человека предпринять определенные действия, сделать то, что необходимо для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему его причиной. Источником горя как наиболее тяжелой формы страдания является утрата. Наиболее глубокое горе возникает при потере любимого человека. Состояние горя человек переживает очень тяжело. В отечественной психологии изучены психологические механизмы переживания горя человеком. Нужно заметить, что в духовном развитии человека страдание и его проживание есть условие высших духовных прозрений.

Гнев - сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых целей. Среди причин гнева - личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем больше потребность в физическом действии. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев. В ярости гнев достигает стадии аффекта.

Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его; оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение - это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает сильное влияние на сознание и поведение субъекта. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связано чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. В развитии чувства страха большую роль играет воспитание в детском возрасте. Гуманистическое воспитание сводит к минимуму переживания страха; родители воздерживаются от запугивания ребенка и обучают его в бесстрашии к опасностям. При жестком, нормативном воспитании родители передают ребенку свой страх перед нарушением нормы; вредность страха родителями обычно занижается, и они часто намеренно запугивают ребенка.

Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко - ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе. Сознание того, что другой человек или какие-то его черты неадекватны и неуместны или неприличны, - другая предпосылка переживания стыда. Стыд, а главное - успешное его преодоление играют важную роль в развитии и сохранении силы Я и целостности личности. Нормальное человеческое желание не попадать в ситуации, вызывающие стыд или же способность к бесстрашному покаянию, являются важным условием в развитии сильной, самостоятельной личности.

Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком, независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства, что я ошибся, неправ по отношению к другим или самому себе. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответственности, но именно пробуждение и развитие совести способствует психологической зрелости.

Эмоции и чувства имеют различное значение у разных людей. Эмоциональность составляет одну из сторон темперамента человека, т.е. в определенной мере определяется наследственными и врожденными предпосылками. Эмоциональность тем или иным образом входит в основные проявления субъектного поведения. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, свою основную палитру чувств, в которых он по преимуществу воспринимает мир. Совокупность человеческих чувств - это совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

1. Человек как субъект познания.

2. Психология восприятия.

3. Память человека.

4. Мышление как родовая способность человека.

5. Психология воображения.

6. Психология внимания.

7. Способности человека - деятельное выражение субъектности.

8. Характер как стержень душевной жизни.

1. Человек как субъект познания

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей.

Познавательная деятельность составляет особую сторону жизни субъекта. Разум, наряду с желательной и чувствующей сторонами, входит в число основных составляющих человеческой субъективности. Разум человека, высшие формы его проявления составляют фундаментальное отличие человека от животного.

Представление о человеке как о разумном существе, как субъекте познания позволяет исследовать формы, средства и способы его познавательной деятельности. Человек познающий изучается различными науками - философией, психологией, физиологией, кибернетикой и т.д.

Объектом психологии познания является реальный человек как субъект познавательной деятельности, разум которого неотделим от его потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, всей истории его индивидуального развития.

Человеческое познание разделяется на два уровня - чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира - мир в его непосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познание субъекта представлено, в первую очередь, в процессах восприятия и его частной форме - ощущениях.

К рациональной ступени познания относят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Мышление представляет собой отражение мира субъектом в понятиях, суждениях и умозаключениях. Понятия, суждения и умозаключения составляют основные формы мыслительной деятельности человека.

Психология познания, в отличие от других наук, изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальном жизни и деятельности. В рациональном познании психология, помимо мышления, выделяет процессы памяти, воображения, внимания. Кроме этого, психология исследует реальные связи, существующие между отдельными познавательными процессами, изучает познавательную деятельность как целое.


Причин разного рода расстройств и нарушений в некоторых случаях составляет 50%” (Hartley, Robach&Abramowitz.1976). Массовая поп-психологическая литература как материальный носитель имморализма Среди психологов и философов сегодня популярна теория деятельностного подхода к человеку. Ее представители полагают, что знание о человеке не остается чем-то внешним для человека, изучающего его. Оно...

Падших, извращенных понятий. Тем не менее, поскольку эмпирические исследования и практические процедуры, причисляемые к христианской психологии, продолжают развиваться и расширяться, необходимо периодически проводить методологический анализ достигнутого состояния новой дисциплины. Методология как рефлексивный механизм науки, особенно современная, весьма гибкая общая методология, специально...

Условием необходимым, но отнюдь не достаточным для успешной практической работы. Практическая работа тоже может быть разной. Когда я начинаю говорить студентам о психологии личности, я говорю, что можно говорить о психологии личности, а можно говорить о личности, есть два разных дискурса, если воспользоваться модным нынче словом. В одной логике я могу рассказывать про то, как строится область...

Не столько к научно-теоретическому, логическому мышлению, в значительной мере формализующему психологическую информацию, сколько к мышлению ассоциативному, образному, символическому, созерцательному. При обучении психологии, как нам кажется, не столько объясняют, обобщают и заучивают, сколько улавливают, вчувствуются и выстраивают (моделируют) уже отработанные другими ходы понимания и стратегии...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!