Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Развитие логических форм мышления. Формы логического мышления. Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций

И чем так мало занимаемся. В некоторых школах и высших учебных заведения логика является одной из основных дисциплин, однако это явление больше распространено на Западе. Тем не менее все мы ежедневно сталкиваемся с большим количеством задач, которые необходимо эффективно решать, вне зависимости от географической привязки. Некоторые проблемы невозможно преодолеть без навыков логического мышления и только когда мы сталкиваемся с ними лицом к лицу, приходит понимание важности этой способности. Сегодня Life Reactor рассказывает, что же такое логика, как её правильно применять и как, наконец, развить.

Чтобы устранить эту опасность, рекомендуется использовать бетонные опоры вместе с определением. Основными операциями мысли являются: анализ и синтез, абстракция, обобщение, систематизация и материализация. Логический анализ и синтез - это взаимодополняющие операции, посредством которых умственные лишения некоторых элементов производятся в составных единицах и их интеграции в новые собрания. Вербально реализуемые, они основаны на всех других операциях мысли.

Сравнение - логическая операция для определения сходств и различий, всегда принимая во внимание определенный критерий - размер, цвет, вес и т.д. Абстракция состоит в умственном разделении общих, общих и существенных атрибутов объектов и явлений с пренебрежением конкретными и несущественными.

Что такое логика?

Сам по себе термин «логика» имеет древнегреческое происхождение и буквально означает способность к рассуждению. Впервые слово вошло в обиход у античных философов, а не у математиков, вопреки расхожему мнению. Людей древности будоражили секреты мыслительных процессов, которые явно, а в иных случаях скрыто, подчинялись неким законам. Человеческое стремление постичь весь видимый и невидимый мир вылилось в возникновение множества наук, среди которых логику вполне справедливо можно считать одной из основополагающих. Это своего рода фундамент не только для познания собственного естества, но и для понятным нам категориям.

Обобщение состоит в умственном расширении основных, общих и общих классов класса объектов по каждому элементу этой категории. Систематизация и классификация - это умственные операции по организации информации, организации их в концепциях и системах абстракции и распространение знаний по определенным показателям. Это делается в тесном единстве с языком.

Конкретизация - это логическая операция перехода от обобщенного абстрактного к реальному определению явлений. Описанные операции выполняются не изолированно, а вмешиваются и влияют друг на друга. Операции или обработка информации чрезвычайно разнообразны и имеют иерархическую организацию. Операции нижнего уровня подчиняются и вводятся в качестве подкомпонентов в операциях верхнего уровня.

Уникальности логики состоит в том, что она пришла к нам из собственного сознания и не является объектом внешнего, материального мира. Но именно наука о помогает нам познавать Вселенную, строить рассуждения, цель которых - получение реальных выводов о предмете рассуждений. Логика и здравый смысл - это разные вещи, хотя многие их путают. Там, где здравый смысл пасует или приводит к ложным представлениям о чём-то, логика остаётся непоколебимой. Ретроспективный анализ событий практически всегда показывает нам, что если бы мы руководствовались методиками правильного мышления, а не пресловутым здравым смыслом, то конечный результат наших размышлений был бы совсем другим. Хотя и для этого правила существуют исключения.

Связи между понятиями, которые отражают объективные отношения между объектами и явлениями реального мира, являются суждениями. В свою очередь, суждения, выраженные в предложениях, связаны и приводят к рассуждениям. В общем, рассуждение считается процедурой, посредством которой новая информация получается путем объединения существующих, поэтому рациональность требует перехода за пределы исходной информации даты. В отношении того, как мы развиваемся: дедуктивные индуктивные и аналогичные рассуждения.

Еще одним важным компонентом оперативного компонента мышления является решительная стратегия. Что проявляется в процессе решения проблем. Устранение неполадок означает преодоление препятствия путем рекомбинации данных предыдущего опыта в соответствии с требованиями проблемы.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать простое, но ёмкое определение логическому мышлению. Итак, логическое мышление - это построенный на предпосылках, а не на чувственном опыте мыслительный процесс, конечной целью которого является получение обоснованных выводов. То есть сухая, непредвзятая обработка поступающей извне информации, интерпретация которой совершенно не зависит от субъективных фильтров.

Методы исследования процедур разрешения используют технику голосового мышления, запись движений глаз, запись других поведений или индикаторов и т.д. результаты этих исследований показывают, что решение проблем чередуется между эвристическими и алгоритмическими стратегиями. Алгоритмические стратегии включают графики работы, установленные в точном предписании, которые можно выучить шаг за шагом, убедившись, что результат ясен. К примеру, решение уравнения второй степени подразумевает точный контроль ряда шагов, которые приведут к результату.

Логическое мышление делится на три основных вида:

  1. Образно-логическое
  2. Словесно-логическое
  3. Абстрактно-логическое

Не будем долго рассуждать о каждом виде в отдельности (хотя это крайне интересная и обширная тема), а дадим им понятные определения.

Образно-логическое мышление - это способ с помощью воображения. Человеческое существо начинает овладевать им с 1,5 лет и может развивать до конца своей жизни. Благодаря образно-логическому методу мы можем представлять и анализировать какой-либо предмет или явление с учётом обширного набора характеристик.

Перед новой или сложной проблемой, для которой пока не известны никакие стандартизованные процедуры разрешения, резольверу предлагается исследовать новые стратегии или возможные альтернативы, характеризующиеся переменным числом шагов, выбранными вероятными открытиями и отсутствием уверенности в терминах полученный результат - эвристический. Проверенная и автоматическая эвристика становится алгоритмом.

Психогенетическая перспектива мышления. Используя метод клинического интервью для детей в возрасте от 3 до 12 лет, Пиаже приходит к выводу, что разница между маленьким ребенком и более крупным не ограничивается только уровнем знаний, а скорее количественной разницей между их мышлением. По мере того, как ребенок растет, его интеллект растет, когда он приобретает повышенные способности действовать на окружающую среду или действия, которые обеспечивают его выживание. Интеллект не приобретается сразу ребенком, но на четко определенных этапах.



Словесно-логическое мышление - это способ изложения мысли и получения обоснованных касательно предмета или явления с помощью языка. Для такого вида мышления необходимо уметь пользоваться не только мыслительными процессами, но и речевыми оборотами. Используется при написании текстов, ведении споров и произнесении речей.

На каждом этапе ребенок приобретает новые формы поведения и развивает способность логического мышления. Каждый этап характеризуется различными познавательными способностями, даже если возраст или временные интервалы сильно отличаются от ребенка к ребенку.

В основе когнитивного развития Пиаже ставит взаимодействие с окружающей средой. Активный ребенок постоянно действует на окружающую среду или наблюдает за тем, как действует его действие. Пиаже определяет структуру интеллекта с точки зрения схем и операций.

Когнитивная схема - это внутреннее представление определенного физического или умственного действия. Новорожденный ребенок обладает множеством врожденных схем, соответствующих ответам рефлекса. захват, сосание и т.д. по мере развития ребенка врожденные схемы становятся более сложными, что делает его более приспособленным к окружающей среде. Каждое действие имеет схему, когнитивный план, который человек использует для решения конкретных проблем.

Абстрактно-логическое мышление заключает в себе несколько форм: понятие, суждение, умозаключение. Особенностью данного мыслительного процесса является оперирование категориями, которых нет в природе, которые иначе называются абстракциями. Используется человеком для между существующими только в сознании явлениями, которые тем не менее могут приносить реальную пользу.

Операция - это любой набор действий, которые влияют на окружающую среду. Операции отсутствуют с рождения, но обычно они приобретаются в период с середины до конца детства. Это свойство быть обратимым. Когнитивное развитие ребенка происходит в условиях конфронтации с необычными ситуациями, для которых у него нет адекватных схем и операций, ситуаций, которые вызывают психическое состояние нестабильности - дисбаланс. Попытка исправить этот пробел осуществляется посредством процесса балансировки, корректировки схем путем ассимиляции и размещения, пока ребенок не столкнется с новыми ситуациями.

Применение и составляющие логического мышления

Инструментарий логики настолько обширен, что применяется повсеместно: в гуманитарных и точных науках, изобретательстве, творчестве, ведении бизнеса, а также просто в жизненных ситуациях. Если в одних случаях используется строгая, формальная логика (математика, физика, механик, философия), то в других она становится податливой, меняющей форму, но от этого не менее эффективной. Достижение обоснованных выводов посредством цепочек логических размышление является ключом к продуктивной деятельности, какой-бы она не была.

Ассимиляция - это процесс расширения когнитивных схем путем поглощения информации без изменения структуры схемы. Размещение, изменение формы старых схем для решения новых ситуаций. Периоды когнитивного развития. Пиаже считает, что все дети переживают серию периодов в их когнитивном развитии.

Сенсорно-моторный период является первым периодом когнитивного развития, в котором основной задачей является организация и интерпретация информации, которую он получает через органы чувств, и развитие двигательной координации путем получения формы тела.

Примечательно, что логика - это вещь естественная. Мы начинаем пользоваться ею инстинктивно, без понимания сути процесса, мы можем даже не знать такого слова! Это заложено в человеке как в биологическом виде. Кто-то способен пользоваться логикой лучше, кто-то - хуже. Во многом это зависит от воспитания и самого первого образования, полученного в детстве. Несмотря на естественность логического мышления и способность подключать его инстинктивно в нужных ситуациях, мы лучше используем этот инструмент, если обладаем знаниями о том, какие именно мыслительные приёмы используются в конкретном случае.

Дооперационный период - это период, в котором он развивает свой язык, что позволяет ему постепенно уменьшать эгоцентризм, эгоцентризм, который постепенно исчезнет только к концу предоперационной стадии. Интеллектуальные навыки ребенка по-прежнему сильно отличаются восприятием, меньше концептуального понимания ситуаций и событий. Пиаже описывает ряд ограничений, касающихся мышления ребенка на данном этапе развития.

Эгоцентризм относится к неспособности ребенка видеть мир иначе, чем его точка зрения. Ребенок не может понять, что могут быть другие мнения. Централизация предполагает сосредоточение внимания на единственной особенности ситуации и игнорировании других, независимо от их значимости. Эта неспособность изображена в известных образцах сохранения, установленных Пиаже. При сохранении он понимает, что объект может изменять свою форму или внешний вид, сохраняя при этом ту же массу или объем. Затем внешний вид объекта изменяется по мере того, как ребенок замечает его, и ребенка попросят судить о том, остались ли эти две вещи одинаковыми.



Такое знание позволяет нам:

  1. Получить обоснованный вывод при решении даже самых сложных задач, так как мы сможем выбирать оптимальный логический аппарат
  2. Мыслить быстрее и продуктивнее
  3. Корректнее и понятнее излагать свои мысли
  4. Избегать такой пагубной вещи, как самообман
  5. Справляться с демагогией и софистикой как собственной, так и собеседника
  6. Умело применять нужную аргументацию для донесения своей мысли (обоснованной) собеседнику или аудитории

Для полного понимания того, что представляет из себя логика, необходимо знать её составляющие, коих крайне немало. Мы часто ассоциируем логические процессы с какими-то тестами на IQ, а также механическим решением математических или схожих задач. Однако это неправильно: умение быстро проходить тесты на уровень интеллекта или щёлкать, как семечки, похожие примеры уравнения, говорит лишь о том, что логическое мышление в рамках одного и того же мыслительного процесса доведена до автоматизма. Это лишь малая часть вещей, на которые способна логика при освоении всех её составляющих:

Было замечено, что ребенок постепенно приобретает эти консервы - прибл. 6 лет количество, 7 лет длина, 8-9 лет поверхность, вес, 11 лет объем. Необратимость - эксперименты по сохранению показывают нам неспособность дооперационных детей делать обратимые умственные операции. Еще одна особенность этого периода - тенденция к чрезмерному обобщению правил, которые она узнала - например, в начале этого возраста ребенок называет всех мелких животных «собакой», но во время применения этого правила он осознает великое многообразие мира.

В) время конкретных операций. Основными особенностями этого периода являются приобретение обратимого мышления и способность децентрализовать. Поэтому ребенок уже может справиться с образцами консервации. Операции, которые они выполняют, сериал, классификация по-прежнему требуют конкретной, реальной поддержки и явных трудностей в психической абстрактной операции. К примеру, не будет проблем с решением следующей ситуации: Ион больше, чем Георге, Ион короче Мирчи. Если мне будут представлены пресс-формы или куклы, но будет сложно, если проблема будет представлена ​​только в устной форме.

  1. Определение
  2. Классификация
  3. Категоризация
  4. Доказательство
  5. Опровержение
  6. Умозаключение
  7. Вывод

Кроме вышеперечисленных, есть и другие составляющие, но они не так часто используются в повседневной жизни. Для тех, кто с логикой не особо дружен, у нас есть приятная новость: её может развить любой человек при отсутствии патологических нарушений в психике и органических повреждений мозга, кои сопровождаются ментальной неполноценностью. То есть не беда, если ваши рассуждения часто приводят вас к неверным умозаключениям - вы просто недостаточно тренировали логический аппарат в детстве. Теперь пришло время это исправить!

Период формальных операций. Думая о ребенке, сродни взрослым, он теперь может манипулировать абстрактной логикой, разрабатывать гипотезы, проверять их, использовать абстрактные понятия в своем мышлении, изобретать различные альтернативы, можно выполнять метакогнитивные операции. Пиаже утверждает, что это высшая форма мышления.

Критическое мышление - это ясное, рациональное и свободное мышление. Он не основан на накоплении информации, а на развитии способности обрабатывать информацию. Под зонтиком критического мышления следуют следующие возможности. Идентифицировать, понимать и делать логические связи между идеями и аргументами, выявлять ошибочные представления в аргументах и ​​представлениях, решать сложные проблемы, понимать значимость и важность идей, определять контекст и последствия аргумента или идеи для выявления, построения и понимания обоснований мнений, аргументов или убеждений для создания новых аргументов и идей, основанных на накопленном до сих пор различии между фактами, мнениями и оценочными суждениями. Студент, обладающий этими качествами, может более легко решить математические проблемы, лучше понять любой текст или аргумент из любого вопроса, не требуя сохранения огромного количества информации.

Науки, тяготеющие к логико-понятийной рациональности, в основном отвечают на вопросы "как?" и "почему?", реже - "откуда?" и практически не задаются ценностно-метафизическими проблемами типа "во имя чего?" и "для чего?". "Проблема источника и закономерности организации природы, - верно подмечает М.К. Петров, - есть, с точки зрения науки, псевдопроблема: был бы порядок, а как он там оказался - доискиваться поздно и бесполезно. В этой метафизической неразборчивости и сила, и слабость науки". Здесь налицо примат внешнего опыта и доказательного мышления, хотя, конечно, и в математике, и в физике, и в биологии, и в технических науках - важное место занимают и воображение, интуиция и личная страстность ученого. Однако не они составляют существенные черты данной разновидности рационального познания, а именно логическое мышление, к краткому анализу которого мы теперь и переходим.

Критическое мышление является важным качеством как в личной, так и в профессиональной жизни. Во-первых, это облегчает передачу собственных идей и понимание идей других, делая общение более полезным и продуктивным. Более того, он ускоряет ассимиляцию новой информации и вывод ее последствий. Эти навыки необходимы в любой области работы.

Навыки универсальны и могут помочь в понимании научных и социальных концепций. Критическое мышление вместе с творчеством имеет решающее значение для инноваций, исследований и разработок. Наконец, развитие критического мышления приносит пользу не только обученным людям, но и обществу, в котором они участвуют. Критическое мышление исцеляет общество предрассудков и пассивности, делая политические и социальные концепции более доступными и позволяя участникам получать информацию и участвовать.

Когда произносят словосочетание "логическое мышление", то чаще всего имеют в виду интерсубъективную смыслопорождающую и смыслопонимающую деятельность сознания, т.е. более или менее однозначно понимаемый многими индивидуальными сознаниями процесс оперирования понятиями, посредством которого постигаются внутренние, непосредственно чувствам не данные, свойства и отношения вещей. Для того, чтобы деятельность логического мышления реально осуществилась, необходимы три условия:

а) Наличие системы индивидуальных логических операций - идентификации, абстракции, обобщения, предикации, вывода и т.д. Система логических операций, которая поэтапно формируется в онтогенезе, образует инвариант порождения и понимания любых смыслов. Исследование логических операций ведется преимущественно в рамках психологии мышления.

б) В рамках формальной логики мышление изучается не в плане осуществления индивидуальных логических операций, а с точки зрения всеобщих логических форм (суждений, понятий, умозаключений и т.д.), придающих мышлению форму всеобщности и необходимости. Наличие логических форм позволяет мышлению приобретать доказательный, дискурсивно-обоснованный характер.

в) Логическое мышление есть мышление, опосредствованное языком (в отличие, скажем, от гуманитарного, о котором речь пойдет ниже). Без языка невозможно ни бытие логических форм, ни интерсубъективная коммуникация, ни тем более рефлексия систематического логического мышления над своими собственными основаниями. Особую роль в становлении систематического логического мышления играет овладение письменным языком .

Выделяют несколько генетически связанных видов логического мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и вербально-логическое. О первых двух видах, которые трудно отделить от высших форм чувственного познания, мы уже говорили выше. Оперирование абстрактными общими представлениями связано с деятельностью вербально-логического мышления. На уровне повседневного обихода оно приобретает форму здравого смысла или обыденного рассудка. Более высокую форму вербально-логического мышления образует дискурсивное, доказательно-выводное мышление (научный рассудок), а высшую - рефлексивное мышление (или теоретический разум). Ясно, что четкой грани между этими разновидностями вербально-логического мышления провести невозможно, хотя на определенных различиях между рассудочно-дискурсивным и разумно-рефлексивным мышлением мы еще остановимся отдельно. А пока - дадим общую дефиницию логического мышления, учитывая отмеченные выше условия его осуществления и формы проявления:

Логическое мышление - это опосредованная языком (естественным или искусственным), инвариантно-упорядоченная, а на своих высших ступенях - дискурсивно-обоснованная и рефлексивно-критическая смыслопорождающая и смыслопонимающая деятельность сознания.

Возникает вопрос: а нет ли у логического мышления каких-то более глубоких оснований, фундирующих и индивидуальные логические операции, и бытие логических форм, и организацию его языкового инструментария? И здесь историко-философская традиция дает безусловно положительный ответ, связывая такие основания с наличием логико-категориальной структуры мышления, явно организующей все виды вербально-логического мышления; а неявно, имплицитно - упорядочивающей и чувственное познание. Для нас обращение к логико-категориальной проблематике важно еще и потому, что даст возможность более четко разделить внутри мышления или внутри рационального познания его собственно логическую и ценностно-гуманитарную ипостаси.

Проблема логических категорий столь сложна и многогранна, имеет столь давнюю историю обсуждения, что мы не можем претендовать здесь на сколь-нибудь полное ее освещение. Впервые она была поставлена Платоном в диалоге "Софист", где великий греческий мыслитель выделил пять "главнейших" видов идей (тождество, различие, покой, движение, бытие), которые - суть основа движения и, соответственно, условие мыслимости всего множества идей частного характера. Фактически Платон здесь совершенно четко различает понятия и логические категории, рассматривая последние как некие универсальные смысловые "порождающие матрицы".

Совершенно иной, не логико-смысловой, а логико-грамматический подход к категориям развивает Аристотель в своем знаменитом трактате "Категории". Десять категорий Аристотеля представляют собой, во-первых, основные грамматические значения слов греческого языка, и, во-вторых, основные модусы вопросов, которые могут быть заданы любому объекту осмысления.

Последующая философская традиция приложила немало сил для синтеза этих двух линий. Анализом категорий занимались Плотин и Боэций, средневековые схоласты и Николай Кузанский. Но коренной поворот к систематическому пониманию основных синтетических функций категорий был осуществлен в немецкой классике, прежде всего И. Кантом и Гегелем. Выделим, отталкиваясь от их идей, основные операторно-синтетические функции логических категорий.

Во-первых, Кант выделяет бессознательно-спонтанное применение категорий (тождества и различия, необходимости и случайности) в актах фигурного синтеза (или трансцендентального синтеза воображения), когда из многообразного материала ощущений формируется относительно устойчивое бытие элементарных объектов созерцания , т.е. когда предмет предстает в виде целостного образования, но еще не подвергается четкой идентификации в акте восприятия. Этот факт неявного категориального структурирования перцептивного поля позднее будет подтвержден во многих психологических работах.

Во-вторых, Кант говорит о категориальном «синтезе схватывания», который он, правда, не всегда четко отличает от фигурного синтеза. Посредством него происходит "сочетание многообразного в эмпирическом созерцании, благодаря чему становится возможным восприятие его, т.е. эмпирическое сознание о нем (как явлении)". Неопределенный объект созерцания превращается здесь в идентифицированный предмет восприятия, т.е.из не узнанного – в узнанный предмет.

В-третьих, предмет восприятия может быть превращен в предмет мышления за счет уже чисто «интеллектуального синтеза», когда мы начинаем мысленно исследовать предмет восприятия под теми или иными категориальными модусами, т.е. сознательно задаем вопросы (вполне в духе Аристотеля) о количественной и качественной определенности этого предмета, о причинах его существования, о необходимом и случайном в его бытии. Здесь логические категории выступают как бы в своем подлинном, конструктивно-осмысляющем , бытии. Данные умозрительные выводы Канта получили впоследствии обстоятельное научное подтверждение. Так, Ж. Пиаже показал, что категории лежат в основе действия интеллектуальных психологических операций.

В-четвертых, Кант сумел пойти еще дальше, показав, что предмет мышления может превратиться в предмет познания лишь в силу наличия априорных содержательно-синтетических основоположений (типа "все явления причинно обусловлены", "все сложные тела состоят из простых тел"), которые также носят категориальный характер. Иными словами, относительно любого предмета мышления могут быть вынесены какие-то конкретные научно-дискурсивные суждения лишь постольку, поскольку им предшествуют априорные основоположения, которые содержат "в себе основания для других суждений, но сами они не имеют своего основания в высших и более общих законах".

Впоследствии факт содержательно-категориального фундирования научного знания был подчеркнут в марксизме, прежде всего в "Диалектике природы" Ф. Энгельса, и Э. Гуссерлем в "Логических исследованиях". Вопрос был поставлен последним в предельно ясной и четкой форме: "Каковы первичные "возможности", из которых создается возможность теории, другими словами, каковы первичные действительные понятия, из которых конституируется само действительное понятие теории?" .

Ответ Э. Гуссерля предельно конкретен: научные абстракции и теоретические доказательства возможны только потому, что существуют первичные категории, конституирующие саму теоретическую, а уж тем более эмпирическую предметность нашего познания. Именно их уяснение входит в задачу логики. Гуссерль в трактовке логики весьма близок Гегелю: ее задача - систематическая рефлексия над категориальными основаниями научного мышления. Однако стратегии рефлексивной деятельности у двух мыслителей радикально различны. Для Гуссерля, как верного последователя кантовского трансцендентализма, ни о какой самостоятельной субстанциально-категориальной логической действительности речь идти не может, равно как и об исторических трансформациях содержания категорий. Категории - суть априорно-операторные основания любого научного дискурса, одинаковые для всех мыслящих индивидов.

В-пятых. В отличие от Канта, Гуссерля и всей последующей трансценденталистской традиции, Гегелю (а вслед за ним и марксистской философии) удалось показать культурно-содержательную синтетическую функцию категорий, выступающих историческими ступеньками восхождения и, соответственно, самосознания человеческого духа. В исторической динамике категориальных смыслов и категориальных приоритетов как бы запечатлеваются основные вехи духовного движения нашей цивилизации. Соответственно, дело философии - универсальная категориально-содержательная рефлексия над всеми историческими формообразованиями сознания, ибо она одна способна осмыслить всеобщие предпосылки мышления прошлых эпох и предрассудки собственного исторического времени.

С исчерпывающей полнотой эту функцию логических категорий, а значит и важную функции философии как таковой, Гегель выразил в следующем знаменитом отрывке из "Философии природы": "...Метафизика есть не что иное, как совокупность всеобщих определений мышления, как бы та алмазная сеть (категорий – прим. авт.), в которую мы вводим любой материал и только этим делаем его понятным. Каждая образованное сознание обладает своей метафизикой, тем инстинктивным мышлением, той абсолютной силой в нас, которой мы можем овладеть лишь в том случае, если мы сделаем саму ее предметом нашего познания. Философия как философия располагает вообще другими категориями, чем обычное сознание; все различие между различными уровнями образования сводится к различию употребляемых категорий. Все перевороты как в науке, так и во всемирной истории происходят от того, что дух в своем стремлении понять и услышать себя, обладать собой менял категории и тем постигал себя подлиннее, глубже, интимнее и достигал большего единства с собой".

Подытоживая, можно выделить самую главную, включающую в себя все предыдущие, формально-содержательную функцию логических категорий. Они образуют предельные полярные смысловые полюса мысли (почему категории и носят преимущественно парный характер и взаимоопределяются лишь друг через друга, а не через род и видовое отличие), замыкающие в своем "логическом" пространстве весь возможный универсум рациональных смыслов (понятий различного уровня). Это как бы всеобщие "матрицы" интерсубъективного смыслопорождения и смыслопонимания, неустранимые "фон" и "сцена", на которых "разыгрываются" любые акты нашего логико-понятийного постижения мира и самих себя. На какой бы предмет мы ни направили свой рациональный взор (в том числе и на него самого), у нас всегда будут работать категориально-смысловые матрицы. Возникает закономерный вопрос: а каковы атрибуты логических категорий, которые, во-первых, позволяют отличать их от понятий и общенаучных категорий, и, во-вторых, обеспечивают выполнение их многообразных операторно-синтетических функций?

Важнейшее отличие логических категорий от всех других общих понятий - это саморефлексивность. Суть саморефлексивности заключается в том, что логическое отрицание категории (т.е. утверждение о ее небытии) всегда утверждает ее же. Очень четко это свойство категорий зафиксировал в своих исследованиях С.Б. Церетели. В самом деле, отрицание тождества ("тождества нет") подразумевает по крайней мере самотождественность данного акта мысли; суждение "различия нет" - отличие данного суждения от противоположного. Отрицание необходимости - само претендует на необходимость. Высказывание "случайности нет" утверждает случайность прямо противоположного высказывания. Факт саморефлексивности логических категорий подтверждает их функции быть неустранимыми "операторами" мысли. Однако критерий саморефлексивности оказывается недостаточным для отделения логических категорий от некоторых других понятий (например, "язык", "слово", "точность"). Их отрицание также утверждает их же.

Поэтому другой атрибутивной особенностью логических категорий служит их взаиморефлексивность, т.е. взаимопереход друг в друга и взаимоутверждение полярных категорий при определенных условиях. Эта специфика категорий была схвачена Платоном, а потом развита неоплатониками, Николаем Кузанским, Гегелем. Наконец, оно было блестяще осмыслено в трудах А.Ф. Лосева, показавшего, что любая логическая категория с необходимостью переходит в свою полярную противоположность - в парную, противостоящую ей категорию - если абсолютно логически утверждается, т.е. доводится до мысленного предела . Действительно, если мы говорим "все тождественно", то тем самым утверждаем различие данного суждения от ему противостоящего; а если произносим "все различно" - то постулируем нечто противоположное - самотождественность данного высказывания. Свойство взаиморефлексивности позволяет безошибочно разделить логические категории и понятия, подобные "слову", "языку", "точности", которые ни в какую противоположность при своей абсолютизации перейти не могут. Это атрибутивное свойство логических категорий свидетельствует, что предельные смысловые полюса мышления "живут" и "светятся" лишь благодаря наличию своей абсолютно равноправной категориальной противоположности.

Остается указать на последний существенный признак – системная рефлексивность логических категорий. Суть его в том, что каждая логическая категория "отражает" все другие категории, а потому может определяться лишь в рамках их целостной системы.

Нетрудно заметить, что наше описание логических категорий весьма напоминает то, что мы описали в лекции, посвященной анализу гносеологических категорий. Не являются ли они тождественными категориальными феноменами? По ряду свойств они, несомненно, совпадают: саморефлексивность, системная рефлексивность категорий. И те, и другие категориальные матрицы выступают предельными смысловыми полюсами рационального познания. Но, во-первых, как мы увидим ниже, гносеологические категории весьма напоминают по ряду параметров также и ценностные категории, и, во-вторых, они предназначены исключительно для анализа самого познавательного процесса. Логические же категории могут применяться и для анализа познания (правда, не вскрывая его существенных черт), и для анализа любого другого вида бытия. Они по преимуществу и носят именно онтологический характер.

Рассудочное мышление доминировало в европейской науке и философии XVII-XIX вв. и было связано с эмпирической стадией развития европейского естествознания, олицетворяемого механистической галилеево-ньютоновской картиной мира. К отличительным свойствам рассудка относятся:

1) оперирование четко определенными вербальными понятиями с интенцией на установление жесткой логической (родо-видовой) иерархии между ними;

2) направленность на выделение абстрактно-всеобщих свойств и связей реальности при отвлечении от всего случайного и единичного;

3) отчетливое преобладание аналитических процедур исследования по сравнению с синтетическими методами;

4) запрет на существование каких-либо противоречий в бытии и, соответственно, в познающем мышлении;

5) отсутствие развитой рефлексивно-критической установки и вытекающий отсюда интеллектуальный "соблазн" гипостазирования научных абстракций.

Из последнего момента вытекает и наибольшая слабость рассудка, когда он, разрушая иллюзорный мир чувственных проекций силой рациональной мысли, сам постоянно впадает в искушение приписать миру ту систему абстракций, которую породила его собственная деятельность. Именно рассудочное мышление лежит в основе "научного мифотворчества" и интеллектуальной нетерпимости, ибо любая недиалектичность мысли всегда приводит к самонадеянной авторитарности и опасной монологичности. Однако это не значит, что рассудок плох. Напротив, он незаменим в сфере "конечного" - опытно-экспериментальном уровне научных исследований, при решении локальных задач в производстве, технике, бизнесе и т.д., требующих ясности, четкости и определенности.

Только диалектический разум - высший уровень понятийного рационального познания - способен теоретически преодолевать ограниченность и мифологемы рассудка. В отличие от последнего, он всегда направлен на целостное познание объекта во всех его связях и опосредствованиях. Если рассудок ищет абстрактно-общее для множества объектов, игнорируя их единичные свойства, то разум нацелен на поиск конкретно-всеобщих законов развития, определяющих генезис и бытие единичных вещей. Разум при этом продуцирует не абстракции и отдельные эмпирические законы, а синтетические идеи и теории. К отличительным чертам разумной ментальности относится учет неоднозначных и противоречивых связей развивающихся объектов.

Поэтому не категорический запрет противоречий в мышлении, а, наоборот, признание необходимости диалектических противоречий в развертывании теоретической мысли относится к наиболее существенным чертам разумного мышления. Отличаясь диалектической гибкостью методов, разумное мышление всегда рефлектирует над предпосылками и условиями собственной деятельности, а потому никогда полностью и не отождествляет идеальные продукты своего творчества с миром, как он существует сам по себе. И наконец, диалектическая разумная установка предполагает диалогичность и демократизм, т.е. возможность самокритичной корректировки и уточнения интеллектуальной позиции под влиянием строгих доводов оппонентов.

Однако не все рациональное познание может быть сведено к рациональности понятийного типа, где доминируют различные формы логического мышления. В. Дильтей в свое время писал, что "сумма духовных явлений, обычно делится на две части; одна обозначается названием наук о природе; для другой, странным образом, общепризнанного названия не существует. Я присоединяюсь к словоупотреблению тех мыслителей, которые это второе полушарие интеллектуального глобуса (выд. нами – авт.) именуют науками о духе" . К анализу последних мы и переходим.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!