Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Понятие и виды вопросов. Краткий курс логики: Искусство правильного мышления

Виды вопросов и правила их постановки

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям (рис. 14.2).

Рассмотрим основные виды вопросов, к которым чаще всего обращаются в деловой сфере.

По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми.

Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками.

Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса.

Например, прочитав текст: "Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их продать", -мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного, может возникнуть

Рис. 14.2.

желание спросить: "Что такое акция?", "Почему их надо продавать?", "Как правильно продать акции?" и прочее. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные.

Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы.

Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов "и", "или", "если..., то...".

Например: "Какие трудности возникли при выполнении данной работы и как коллектив намерен их преодолевать?" Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы. Вопрос типа: "Если проект будет выполнен в срок, то мы получим премию?" - не относится к сложным вопросам, так как его нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Надо учитывать несовпадение логических и грамматических форм: сложный вопрос может быть выражен простым предложением, а простой вопрос - сложным.

По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы.

Уточняющие вопросы ("ли"-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица "ли", включенная в словосочетание "верно ли", "действительно ли", "надо ли" и пр.

Например: "Верно ли, что Иванов успешно делает карьеру?", "Действительно ли торговать сырьем проще, чем его производить?", "Правда ли, что если умело решить кадровый вопрос, то эффективность работы резко повысится?"

Восполняющие вопросы предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации.

Например: "Как приобрести привилегированные акции?", "Когда можно расширять бизнес?" и пр. Следует иметь в виду, что вопросительные местоимения и наречия нс всегда верно передают исходный смысл вопросов, точно и однозначно устанавливая границы области его неизвестного. А это, как правило, отрицательно сказывается на его понимании.

Возьмем, например, вопрос: "Какие факторы определяют цель социального менеджмента?" Такая постановка вопроса может предполагать совершенно различные области поиска неизвестного: внешние цели управления коллективом как частью социума; внутренние задачи управления, связанные с постановкой задач сотрудникам и определением сфер ответственности; реорганизацию управления коллективом с целью перепрофилирования деятельности и др. Поэтому тот, кто ставит восполняющий вопрос, всегда должен быть готов - в соответствии с требованием адресата - к его коррекции.

По количеству возможных ответов вопросы бывают открытые и закрытые.

Открытый вопрос - это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов.

Закрытым вопрос называется, если имеет конечное и достаточно ограниченное количество ответов.

Эти вопросы широко используются в практике социологических исследований. Например, вопрос "Как работа на новой должности?", - открытый вопрос, так как на него можно дать множество ответов (работа интересна; зависит от зарплаты; с десяти до шести и т.д.). Его можно перестроить с тем, чтобы "закрыть": "Как работа на новой должности (хорошо, удовлетворительно, плохо)?"

По отношению к познавательной цели вопросы могут быть разделены на узловые и наводящие.

Вопрос называется узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели.

Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов.

Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные.

Корректный (от лат. - вежливый тактичный, учтивый) вопрос - это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание.

Некорректный вопрос основан па предпосылке ложного или противоречащего суждения, или суждения, смысл которого не определен.

Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат - избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности).

Вопрос является тривиально некорректным или бессмысленным, если он выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова и словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: "Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?" В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные данным лицам или данной аудитории, а также неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные, или неправильно понимаемые выражения, или заменить известными.

Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное высказывание. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает такой вопрос с целью запутать своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, его постановка есть софистический прием.

Любой диалог, имеющий познавательную цель, разрешает проблемную ситуацию. В процессе его развития проблемная ситуация структурируется, расчленяется на отдельные вопросы. Вопросы следует задавать правильно, иначе мы не решим, а лишь запутаем проблему. Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создаст смешное зрелище.

Вопрос должен иметь смысл (быть осмысленным). Ответ на бессмысленный вопрос практически невозможен: "Задай глупый вопрос, получишь глупый ответ", - гласит пословица. Например, вопрос: "Что было раньше: яйцо или курица?", - не имеет смысла, пока не будет уточнен контекст, в котором употребляется слово "раньше". В контексте описания эволюции жизни на Земле этот вопрос имеет смысл, потому что яйцекладущие пресмыкающиеся появились раньше птиц, и в этом смысле яйцо "раньше" курицы. Вне эволюционного контекста вопрос не имеет смысла, поэтому любой ответ на него является бессмысленным или ложным. Аналогичен вопрос: "Что раньше: день или ночь?" Схоласты пытались ответить так: "День раньше ночи хотя бы па день", но такой ответ смысла не имеет. Что значит осмысленный вопрос"?

Смысл - мысль (понятие или суждение), которая составляет содержание языковой единицы слова или предложения. Всякое имя имеет смысл и денотат (предметное значение); существование смысла указывает на наличие и единственность денотата. Скажем, смыслом слова (имени) "атом" является определение данного понятия: атом - мельчайшая частица вещества, имеющая структуру, подобную солнечной системе; в центре атома расположено положительно заряженное ядро, вокруг которого по переменным орбитам вращаются отрицательно заряженные электроны; при переходе электронов с орбиты на орбиту выделяется большое количество энергии. Понятие об атоме изменялось: до конца XIX в. атом считался неделимым, а сейчас доказана его делимость. Денотатом имени "атом" является объем понятия, т.е. совокупность всех атомов во вселенной.

Вопрос не является законченной мыслью: он ничего не утверждает и не отрицает и сам по себе не является истинным или ложным. Но если вопрос осмыслен, то за ним следует утвердительный или отрицательный ответ, значит, в целом вопросно-ответный комплекс может оцениваться как истинный или ложный. Осмысленный вопрос предполагает осмысленный ответ, а в совокупности с ответом он выражает относительно законченную мысль, которая имеет определенную валентную оценку.

Например, вопрос: "Существуют эффективный менеджмент?", - предполагает ответы: "Эффективный менеджмент существует" или "Эффективного менеджмента не существует". Каждый ответ имеет смысл, денотат и валентность. Первый оценивается как истинный, второй как ложный. Бессмысленный вопрос, например: "Существуют ли куздры?", - порождает бессмысленный ответ, который не может быть оценен как истинный или ложный. Ответы: "Куздры существуют" или "Куздры не существуют", - в равной степени ни истинны, ни ложны.

С осмысленностью вопроса тесно связано наличие истинных предпосылок. Всякий вопрос имеет предпосылочное знание: "пред-суждение" или "пред-вопрос". В правильно поставленном вопросе предпосылочное суждение является истинным. Скажем, вопросы: "Кто был королем Франции в XX в.?", "Какое число является самым большим?", "Кто представлял Германию на Потсдамской конференции 1945 г.?", - предполагают, что, например во Франции сохранилось монархическое правление вплоть до XX в., что бесконечный ряд чисел имеет окончание, что Германия одержала победу во Второй мировой войне и участвовала в разделе собственной территории. Подобные предсуждения делают очевидными ложность предпосылок перечисленных вопросов.

Таким образом, вопрос должен иметь но возможности единственный и четко определенный смысл. Многосмысленные вопросы предполагают множество ответов, иногда противоречивых. Например, на вопрос: "Вам нравится, как организован ваш бизнес?", - нельзя дать однозначного ответа. Правда, можно сказать: "В целом бизнес работает нормально", но такой ответ малоинформативен. В многозначном вопросе, как правило, содержится несколько частных вопросов: "Как вы оцениваете эффективность бизнеса?", "Как вы оцениваете работу руководителя?", "Как вы оцениваете работу сотрудников?", "Как вам нравится данный вид бизнес-деятельности?", "Как вы оцениваете рыночную ситуацию, потенциал роста, возможность привлечения инвестиций и расширения бизнеса?" и т.п. Умение видеть многосмысленность вопроса, классифицировать отдельные смыслы и выделять основной свидетельствует о высоком интеллекте.

Аналогично многосмысленными являются вопросы: "Как дела?", "Как поживаете?", "Как вы себя чувствуете?" и т.д. Такие вопросы следует расценивать как знаки внимания, а не как желание собеседника получить подробную информацию о вашем здоровье или о делах. В противном случае вопрос был бы задан конкретно. Отвечать на такие вопросы следует кратко и вежливо: "Спасибо, надеюсь на лучшее" или "Спасибо, неплохо".

Многосмысленность вопроса иногда снимается интонацией. Например, на вопрос: "Веришь ли ты мне?", - возможны разные ответы: "Верю" или "Не верю", "Верю тебе" или "Верю не тебе". Во втором случае вопрос модифицируется: "Мне ли ты веришь?"

Многозначность - сложная характеристика мысли. Любой вопрос, заданный вне контекста, по сути является многозначным. Последовательное рассмотрение различных смыслов вопроса - путь развития знания. Раскрывая смысл многозначного вопроса, мы строим систему знания, в которой выделяются концептуальный, структурный и субстратный уровни организации.

Концептуальный уровень определяется целью вопроса, которая может быть двоякой. Некоторые вопросы задаются с целью расширить и углубить систему знания: это познавательные вопросы. Они могут быть содержательными или структурными. При ответе на содержательные вопросы расширяются знания о предмете диалога, структурные вопросы углубляют знание о связях и отношениях. Скажем, вопрос: "Что такое социальный менеджмент?", - относится к содержательным; вопрос: "Какова организационная структура социального механизма управления?", - к структурным. Субстратный вопрос (от лат. substratum - основа, подкладка) говорит о том, что существует общая основа многообразных явлений. Например: "Кто, когда, и как "построил пирамиду" социальных потребностей?", - относится к известному социальному психологу А. Маслоу. Кроме того, существуют вопросы для контроля. Они задаются с целью проверить знания учащихся и также бывают содержательными или структурными. Вопросы любого тина должны быть систематизированы.

К системе вопросов предъявляются следующие требования: вопросы должны быть:

Четко сформулированы;

Взаимосвязаны;

В совокупности исчерпывать тему;

Не противоречить друг другу;

В принципе разрешимы, т.е. иметь ответ;

Последовательны, не содержать "скачков": сначала освещаются более крупные, объемные стороны темы, затем - ее детали.

Скажем, рассматривая тему "Социальное управление", прежде выясняем общие вопросы: "Что такое социальное управление?", "Как строится социальное управление?", "Каковы виды социального управления?", затем переходим к частным вопросам: "Как правильно организовывать социальное управление?", "Как строить социальный механизм управления производством?" и т.п.

Важными характеристиками вопроса являются:

Ясность;

Конкретность;

Понятность;

Информативность.

Эти свойства взаимосвязаны.

Ясность вопроса предполагает, что слова и выражения известны собеседнику, а связи между ними очевидны. В случае неясности собеседник имеет право задать встречный вопрос о том, что означает то или иное слово или выражение, каким образом взаимосвязаны мысли. Однако в правильно построенном диалоге не допускается, чтобы встречный вопрос заменял ответ: нельзя отвечать вопросом на вопрос.

Требование ясности вопроса сочетается с требованием его конкретности. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Скажем, вопрос: "Полезны ли лекарства?" неконкретен, потому что его постановку должны предварять знания о том, болен или здоров человек, о каких лекарствах и о каких болезнях идет речь, каков возраст человека, каковы его главные и сопутствующие заболевания и т.д. Для того чтобы вопрос ставился конкретно, нужно включить его в систему предпосылочного знания. Многие научные и политические дискуссии возникают из-за неконкретной постановки вопросов и сводятся к "спору о словах". Например, дискуссия на тему "Мыслит ли машина?" ведется десятилетиями из-за неопределенности основных понятий "машина" и "мышление", т.е. из-за неконкретной постановки вопроса.

Понятность вопроса - более широкое понятие, чем ясность. Понятность предполагает знание спрашивающим тезауруса отвечающего. Понятный вопрос должен вписываться в тезаурус того, кому он задан, и опытный собеседник умеет это делать. В построении алгоритмов такого "вписывания" большое значение имеет знание правил создания системы. Правильно поставленный вопрос не разрушает систему знания собеседника, а дополняет и углубляет се. Однако существуют вопросы, заданные с целью разрушить систему знания собеседника, так называемые вопросы "на засыпку". Они не всегда выполняют деструктивную функцию, а часто обнаруживают действительные пробелы и недостатки в системе знаний второго участника диалога. Тогда они конструктивны и способствуют совершенствованию системы знания, потому что указывают на изъяны ее концептуально-структурной сферы. Но иногда такие вопросы просто неправильно поставлены. В этом случае никакой конструктивной роли они не играют.

Требование информативности предполагает связь вопроса с новизной знания. Вопрос может сам содержать новизну. Чаще всего это структурная новизна, которая определяет направление развития мысли отвечающего. Вопрос как бы прогнозирует новизну ответа: в этом случае речь идет о субстратной новизне. Информативность вопроса развивает интерес к проблеме, содержит творческий потенциал. Следует избегать нудных, неинформативных вопросов, потому что на них даются столь же неинформативные ответы. Скажем, вопрос: "Хорошая сегодня погода, не правда ли?" является неинформативным, потому что сам содержит ответ.

Логические требования к вопросу дополняются психологическими. Вопрос не должен содержать "зла", предвзятости, недоброжелательности. Непозволительным является высокомерный, нравоучительный или пренебрежительный тон. Недопустима ситуация, при которой один из собеседников самоутверждается на фоне ответов другого, стараясь выглядеть в более выгодном свете, более компетентным, знающим, эрудированным. Особенно эти требования нельзя забывать при "жестких", агрессивных формах диалога: споре, дискуссии, диспуте, полемике.

Итак, подведем итог и перечислим правила, которые следует соблюдать при постановке вопросов.

1. Необходимо ставить вопросы корректно, т.е. правильно формулировать их по форме и содержанию.

2. В соответствии с вопросом следует предусмотреть альтернативные ответы (да или пет) на уточняющие вопросы.

3. Вопросы надо формулировать кратко и ясно. Слишком длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.

4. Вопрос должен быть простым. Если вопрос сложный - разбейте его на простые.

5. В сложных разделительных вопросах необходимо перечислить все альтернативы.

6. При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы являются суждениями. В них содержится утверждение или отрицание, обычные вопросы суждениями не являются.

Существенную роль в дискуссии выполняют вопросы и ответы. Умело поставленный вопрос по­зволяет получить от оппонента дополнительную информацию или уточнить его позицию и тем самым определить дальнейшую тактику ведения дискуссии. Правильно подготовленные ответы на заранее известные вопросы способствуют лучшему обоснованию собственного тезиса.

Чтобы рассчитывать на успех в споре, нужно иметь представление о логической структуре и виде (опросов и ответов, а также о специфике их применения в дискуссии).

Рассмотрим структуру и основные виды вопросов.

Все вопросы по их логической структуре и роли можно отнести к двум видам: уточняющие (закрытые) и восполняющие (открытые). А с точки зрения состава (их формы) вопросов – на простые и сложные .

Заметим,что вопросы и вопросительные высказывания обычно выражают запрос мысли, цель которого в получении новой информации либо уточнении уже известных знаний.

В форме вопроса осуществляется и постановка новых проблем в науке.

В социальной, производственной и повседневной практике с помощью воп­роса мы получаем множество новых сведений, восполняем, уточняем и конкретизируем наши общие представления об окружающих предметах и явлениях.

Таким образом, основная функция вопроса - познавательная. Вопрос, как прави­ло, опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки при постановке вопроса.

Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос, который и доставляет нам новую или уточняет прежнюю информацию. Поиск правиль­ного ответа предполагает обращение к той или другой области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов .

Если в ответе на вопрос содержит­ся истинное знание, то оно расширяет уже имеющийся объ­ем информации и, в свою очередь, может служить базисом для новых, более глубоких вопросов.

Первый вид вопросов - это уточняющие, или закрытые , вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения.

Примерами та­ких вопросов могут быть следующие: «Верно ли, что за СССР первым вышел в космос, запустив спутник, а затем космонавта?» или «Верно ли, что Швейцария является членом НАТО?» Грамматическим признаком закрытых вопросов обычно служит наличие в предло­жении частицы «ли »: «Верно ли, что?..», «Правда ли, что?...»

Поскольку в вопросе этого вида уже содержится интере­сующее нас суждение, то область поиска всегда ограничена двумя альтернативами: «да» или «нет».

Итак, на первый воп­рос можно дать утвердительный ответ. А ответ на второй вопрос будет отрицательным, поскольку Швейцария не является членом НАТО.


Вопрос: «Правда ли, что в 1941 г. армия нацистской Германии внезапно напала на СССР имея цели порабощения нашей страны?». Краткий ответ: «И да, и нет». Полный, правильный ответ: «Да. Но не следует забывать, что вместе с германской армией против СССР выступили финская, румынская, венгерская, словацкая и итальянская армии.

Кроме того, испанская «Голубая дивизия», бригады и полки добровольцев-эсэсовцев из Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии. Были и другие союзники у Германии: болгарская армия, японская армия, норвежские суда возили в Германию железную руду, «тяжелую воду» для атомного проекта, из нейтральной Швеции Гитлеру поступали высококачественная сталь, закупленные для него в Латинской Америке хром, никель и другое сырье для военной промышленности и т.д.

Гитлеру в войне с СССР помогала вся «цивилизованная Европа». Помогала, чтобы превратить русский и другие народы Союза в рабов и окончательно «цивилизовать» Россию.

Второй вид - восполняющие знание, или открытые, воп­росы. Они направлены на выяснение новых свойств и ка­честв интересующих нас явлений. Грамматический признак таких вопросов - наличие в них вопросительных слов «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему» и т. п.

Например: «Когда произошло создание законченной кибернетической теории?» или «Какие русские идеи были использованы при формулировании законов кибернетики?» Правильные ответы на такие вопросы дают конкретную информацию и восполняют недостающее знание.

Простые и сложные вопросы . С точки зрения состава различают вопросы простые и сложные. Простым называется вопрос, который не может быть расчленен на элементарные, т. е. не включает в себя других вопросов. Для уточняющих вопросов простым будет такой вопрос, в котором выясняется истинность или лож­ность лишь одного суждения, а простой восполняющий - это вопрос, в котором содержится лишь одно вопросительное слово, относящееся к одному объекту.

Сложным считается вопрос, который может расчленяться на ряд элементарных. С помощью уточняющих сложных вопросов выясняется истинность или ложность нескольких суждений одновременно . Эти суждения могут быть связаны в вопросе различными типами логических связок. Поэтому такие вопросы называют еще соединительными, раз­делительными, условными или смешанными.

Так, примером условного сложного вопроса может быть следующий вопрос: «Если повышается производительность труда, влияет ли это на себестоимость продукции?»

Восполняющие сложные вопросы включают несколько вопросительных слов, относящихся к одному или несколь­ким объектам. Примером такого вопроса может служить сле­дующее предложение: «Когда и где состоялось подписание актов о капитуляции фашистской Германии и Японии в кон­це второй мировой войны?»

Поскольку вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, то тем самым к нему непри­менима категория истины - о вопросе нельзя сказать, истин­ный он или ложный. Однако всякий вопрос опирается на достигнутое ранее знание и в зависимости от правильного или неправильного использования исходного базиса может быть логически корректным , или правильно поставленным, и логически некорректным , или неправильно поставленным.

К примеру, некорректным является следующий вопрос: «Верно ли, что неопознанные летающие объекты (НЛО) ис­пользуют еще не открытые на Земле виды энергии?» На та­кой вопрос нельзя ответить ни «да», ни «нет», хотя по логи­ческой структуре он требует альтернативного ответа.

Для от­вета на такой вопрос надо выяснить его исходный базис, т. е, установить, во-первых, существование самих НЛО и, во-вторых, если заполучить НЛО, то изучить их двигатели.

Нельзя признать кор­ректными вопросы, которые исходят из неопределенного или двусмысленного базиса.

В специфических условиях настоящей студенческой дискуссии, когда участники стремятся завоевать на свою сторону аудиторию, могут существенно меняться функции вопросов . Они могут предназначаться не только и не столько для выяснения сути дела, а только для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять у слушателей недоверие к его аргументации либо косвенно показать свое несогласие с его позицией. Вопросы в этих слу­чаях используются в качестве неявных контраргументов или доводов к слушателям , хотя по форме эти вопросы выглядят как просьба объяснить нечто непонятное.

В публичных дискуссиях встречаются случаи, когда уча­стники сознательно прибегают к некорректным вопросам, дабы заставить оппонента косвенно признать тот или иной факт, а затем используют такое «признание» для усиления критики. Такого рода вопросы являются не чем иным, как софистической уловкой, почему их и называют провокацион­ными или «улавливающими» вопросами .

Анализ вопросов оппонента нужен, прежде всего, чтобы и выявить среди них логически корректные и неправильно по­ставленные. Обнаружив последние, следует показать их не­состоятельность и просить оппонента уточнить или снять их. Если же выступающий располагает достаточными основани­ями, позволяющими считать, что оппонент умышленно при­бегает к некорректному вопросу, то в этом случае, и только при этих условиях, его можно квалифицировать как прово­кационный.

Следует также обращать внимание и на состав вопросов, т. е. является каждый из них простым или сложным . В честной дискуссии предпочтительнее пользоваться простыми вопросами: это облегчает их понимание оппонентом и другими студентами, они не несут в себе структурной двусмысленности, на них всег­да можно дать ясный и четкий ответ, разбираясь в существе проблемы.

Сложнее бывает в иных, часто встречающихся в студенческой аудитории случаях: когда студенту при­ходится отвечать на структурно сложные вопросы, имея в виду, что не всякий спрашивающий знает и соблюдает пра­вило простоты вопроса.

Наилучшая тактика в этом случае следующая:

1) попытаться самому разложить сложный вопрос на элементар­ные,

2) сформулировать ответы на каждый из них.

Это связано с тем, что, к примеру, сложный, уточняющий (закрытый) вопрос не всегда допускает однозначный ответ, хотя по структуре предполагается альтернативный ответ «да» или «нет».

Не говоря уже о многосоставных, но даже такой, например, двухсоставный вопрос, как «Являются ли Норвегия и Финляндия членами НАТО?» - влечет за собой неопределенный ответ: «И да, и нет».

Ситуация упрощается, если отвечающий разъяснит, что поставленный перед ним вопрос является сложным. Что он включает в себя два простых.

На первый из них: «Является ли Норвегия членом НАТО?» - ответ будет: «Да». На второй: «Является ли Финляндия чле­ном НАТО?» - ответ будет: «Нет».

К неопределенным ответам могут приводить и сложные разделительные вопросы, когда в них перечислены не все альтернативы.

Предположим, что студенту задали вопрос: «Является ли современная Англия по форме правления монархией или республикой?» Если строить ответ в точном соответствии с поставленным вопросом, чего и тре­буют правила ведения дискуссии, то он будет кратким, но не очень информативным: «Ни то и ни другое».

Выступающий не может, конечно, ограничиться таким негативным ответом, хотя по форме и объему он точно соответствует вопросу. Вполне возможно, что автор вопроса не знает о существова­нии третьей альтернативы - смешанной формы правления. А прямая обязанность выступающего - дать слушателю до­полнительную информацию.

Ответ в этом случае лучше всего начинать не с объяснения существа дела, а с тактично­го указания на неполноту альтернатив в поставленном вопро­се, а затем уже излагать ответ по существу.

Такая рекомендация диктуется отнюдь не соображениями формального педантизма. Ее соблюдение оказывается весь­ма уместным в том случае, если поставивший вопрос пре­следовал цель не решения познавательной задачи для себя, а пытался в форме риторического вопроса выразить свое не­согласие с позицией выступающего.

Такая ситуация вполне воз­можна, тем более что по тону, каким задают вопрос, и по его форме не всегда легко определить истинные намерения автора - пытается ли он действительно получить для себя но­вую информацию или выступает в роли «стыдливого» оппо­нента.

Не исключается, что в вопросительное высказывание: «Является ли современная Англия монархией или республи­кой?» - вкладывается скрытое утверждение следующего типа: «Никак не могу согласиться с вашими утверждениями, уважаемый докладчик: разве современная Англия - это не монархия? Или ей не присущи признаки республики?» Такое предложение лишь по форме вопросительное, по суще­ству же оно является прямым утверждением. Именно такие вопросы называют риторическими.

Вопрос: «Является ли развал СССР делом рук жидомассонской мафии? Об этом многие говорят». Это может быть вопрос для получения новой информации, а может быть и отражением мнения самого спрашивающего.

Ответ на этот риторический вопрос: «Развал СССР имеет, прежде всего, внутренние причины.

Первая основная: утрата советским народом доверия к проекту своего достойного будущего, пропагандируемого компартией СССР, к «советскому» («Красному») проекту.

Это было следствием перерождения высшей партийной номенклатуры (партийной и советской бюрократии, главенствующей в стране), фактов, говорящих о кризисных (но не катастрофических !) явлениях в с/х, продовольствии, жилом строительстве и т.д. и, конечно, фактов о процессе личного обогащения партноменклатуры (привилегии!). Последнее сыглало большую роль в утрате русским народом доверия к кремлевской партноменклатуре и ее политике.

Вторая очень важная причина – 40-летняя борьба национальной партократии союзных республик (в 90-х годах ХХ в.- Ельцина, Кравчука, Шушкевича и др.) с Кремлем за личную бесконтрольную власть; борьба, поддержанная национальной интеллигенцией, появившейся и/или выросшей при советской власти и с ее помощью; напомним, что в 1953 г. в руководстве партии из 10 человек был один из союзной республики (Л.Берия), в 1966 г - из 19 членов и кандидатов в члены Политбюро – 10, а при М.Горбачеве - из 24 – 16 (две трети!).

Третья основная причина: предательство народов СССР со стороны высшего руководства Союза в лице М.Горбачева и его сподвижников; измена «советскому» проекту со стороны высшего руководства компартии СССР.

Основные внешние причины :

1. Победа капиталистической системы в психологической войне, «промывшей мозги» советской партноменклатуре, значительной части интеллигенции и молодежи;

2.Успешные комбинированные психологические, экономические, политические, военные, организационно-кадровые операции правящего класса США и их союзников против СССР и его союзников.

Что касается «жидомасонов», то заметим, что масонские ложи и различные закрытые клубы, в которые входят члены правящего класса Запада – реальность. Но реальность, скорее относящаяся к XVIII – середине ХХ вв. В них обсуждались, вырабатывались глобальные и региональные политические, экономические и иные планы совместных действий («проектировалась история»).

Во второй половине ХХ в. глобальной исторической силой становятся транснациональные корпорации и создаваемые для тех же целей владельцами этих корпораций «клубы». В этих «клубах» (членами которых являются и некоторые члены масонских лож) сегодня и «проектируется история», если этим людям, представляющим разные секторы наднациональной экономики удается договориться.

Абсолютное большинство их членов – англосаксы. Есть среди членов и евреи (типа супербогачей Рокфеллера и Ротшильда). Безусловно, что и эти «клубы», и члены масонских организаций являлись теми внешними силами, которые прямо способствовали ряду социальных групп в СССР разваливать Советский Союз.

Заметим, что к риторическим вопросам в дискуссии отно­сятся, обычно, не как к познавательным вопросам, а как к суждени­ям, с которыми надо либо соглашаться, либо аргументировано отвергать их.

Неумение участника спора уловить оттенок и отличить обычный вопрос от риторического (это требует значительного опыта, которого у студентов может и не быть) может привести к некоторому ослаб­лению его позиций в дискуссии.

Билет № 30

Логика вопросов и ответов

Вопрос - это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие - уточнение или дополнение знаний.

В процессе познания вопросы не возникают самостоятельно, без всяких на то оснований. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса.

Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Существуют различные по структуре и функциям вопросы. Среди них:

Корректные и некорректные. В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истины и лжи, т.е. о вопросе не говорят как об истинном или ложном. Вместе с тем вопрос явно или неявно опирается на определенное исходное, или базисное знание, выступающее предпосылкой вопроса. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность и неправильность постановки вопроса. Правильно поставленным считается вопрос, предпосылка которого представляет собой истинное и непротиворечивое знание. Неправильно поставленным считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: “Какой размер обуви у снежного человека?” Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании снежного человека. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно поставленном - прежде чем выяснять размер обуви снежного человека, следует установить факт существования снежного человека. В том случае, когда неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, такой вопрос квалифицируют как улавливающий, или “провокационный”.

Вопросы могут быть закрытыми и открытыми.

Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов.

Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов. Например, вопрос “Как Вы относитесь к деятельности Государственной налоговой администрации Украины?” является открытым, потому что человек может высказывать свое собственное мнение по этому поводу.

По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа: уточняющие (ли-вопросы) и восполняющие

Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.Например:

“Верно ли, что Земля вращается вокруг Солнца?”

“Действительно ли институт имеет третью степень аккредитации?”

“Является ли должностной подлог преступлением?”

Грамматический признак уточняющих вопросов - наличие в предложении частицы “ли”: “Верно ли, что...”; “Является ли...”; “Так ли, что...”; “Действительно ли, что...” и другие синонимные выражения.

Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений:

“Где состоялся Всемирный чемпионат по футболу 1998 года?”

“Кто изобрел телефон?”

“Когда произошло последнее извержение вулкана Везувий?”

Грамматический признак восполняющих вопросов - наличие в предложении вопросительных слов: кто? что? где? когда? как? и других, с помощью которых стремятся получить дополнительную информацию о том, что собой представляет исследуемый объект.

Как уточняющие, так и восполняющие вопросы могут быть простыми и сложными . Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов. Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.

По отношению к познавательной цели вопросы делятся на узловые и восполняющие . Узловые – если верный ответ служит для достижения цели («что такое логическая характеристика?») Наводящие – подогавливают человека к пониманию узлового вопроса.

Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного суждения - ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом. Лишь в этом случае ответ расценивается как релевантный, т.е. как ответ по существу поставленного вопроса, выполняющий свое основное назначение - уточнить неясную или неопределенную и доставить новую информацию.

Если в качестве ответа приводят хотя и истинные, но содержательно не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не по существу вопроса и обычно исключают из рассмотрения. Появление таких вопросов в дискуссии или в процессе допроса - либо результат заблуждения, когда отвечающий не уловил смысл вопроса, но пытается отвечать на него, либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа на поставленный вопрос.

Среди ответов различают:

- истинные и ложные;

- прямые и косвенные;

- краткие и развернутые;

- полные и неполные.

По отношению к действительности, ответы могут быть истинными и ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

Прямые и косвенные ответы - это два вида ответов, различающихся способом выражения информации.

Прямым называется ответ взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым ответом на восполняющий вопрос “Когда была принята Конституция Украины?” будет суждение: “Конституция Украины была принята 28 июня 1996 года”. Прямым ответом на уточняющий вопрос - “Является ли дельфин рыбой?” будет суждение: “Нет, дельфин не является рыбой”.

Косвенным называется ответ, который берут из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ. Так, для вопроса “Когда была принята Конституция Украины?” косвенным будет следующий ответ: ”Конституция Украины была принята накануне 5-ой годовщины независимости Украины”. На вопрос “Является ли дельфин рыбой?” косвенным будет ответ: “Дельфин относится к млекопитающим животным”.

По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие - это односложные - утвердительный и отрицательный ответы: “да” или “нет”. Развернутые - это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса.

Краткие ответы наиболее подходящие для простых вопросов; при сложных вопросах целесообразно пользоваться развернутыми ответами, поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными.

По объему представленной в ответе информации они могут быть полными или неполными . Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или составных частей вопроса.

Логическая зависимость между вопросом и ответом означает, что качество ответа во многом определяется качеством вопроса. Не случайно в полемике и в процессе допроса действует правило: каков вопрос, таков ответ. Это значит, что на расплывчатый и двусмысленный вопрос трудно получить ясный ответ; если хочешь получить точный и определенный ответ, то сформулируй точный и определенный вопрос.

Под точностью и определенностью в данном случае имеется в виду логическая, т.е. понятийно-структурная характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительных слов, а также в рациональном использовании сложных вопросов.

Точность ответа на восполняющий вопрос зависит от степени определенности вопросительных слов - кто? что? где? когда? как? и т.п., которые сами по себе не отличаются достаточной точностью.

Неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос. Например, если на вопрос “Курение вредно или аморально?” ответить “Да”, то не ясно что имеется в виду:

Курение и вредно и аморально;

Курение вредно, но не аморально;

Курение не вредно, но аморально.

Неопределенность кратких ответов снимается в первом случае - развернутым отрицательным, а во втором - развернутым утвердительным ответами.

Знание логического механизма постановки вопросов и конструирования ответов на них играет важную роль уголовном процессе, служит рациональной основой успешного проведения допросов, свидетельствований, опознания и других судебно-следственных действий, а также продуктивных социологических опросов путем анкетирования.

Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) семантики, 2) функций, 3) структуры, 4) отношения к обсуждаемой теме. ;

1. Семантика вопросов, i

В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т.е. о вопросе не говорят как of истинном или ложном.

Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается н определенное исходное, базисное знание, выступающее его предп

сылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность или неправильность его постановки.

1) Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.

2) Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: «Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании НЛО. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно, поставленном. Прежде чем выяснять вид используемой энергии, следует установить факт существования самих НЛО.

Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки - древнегреческий софистический" вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него - и «да», и «нет» - приводит к признанию, что ты бил своего отца.

2. Функции вопросов.

По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: ^уточняющие, или ли -вопросы, и 2) восполняющие, или что-вопросы.

1) Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?»; «Является ли Швейцария членом НАТО?».

Грамматический признак уточняющих вопросов - наличие в предложении частицы ли: «Верно ли, что...»; «Является ли...»; «Действительно ли, что...» - и другие синонимичные выражения. Отсюда название уточняющего вопроса - «ли-вопрос».

Схема ли-вопроса в символической записи - ?(р), где? - оператор вопроса, р - суждение, истинность которого выясняется.

Явно выраженная в ли-вопросе предпосылка - это знание о предмете (Колумбе; Швейцарии и т.п.) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку; быть членом НАТО; и т.п.).

Софизм -логическая уловка; софист - человек, прибегающий к логической

Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету ука* занного признака.

Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одно! из альтернатив: р v"l p. Отсюда другое название этого вопроса -" закрытый, или альтернативный вопрос.

2) Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений. Например: «Где состоял^ ся международный суд над преступниками Второй мирово11 войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрене данное преступление?».

Грамматический признак восполняющих вопросов - наличие I предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? - и дру| гих, с помощью которых стремятся получить дополнительную ин| формацию о том, что представляет собой исследуемый объект. От| сюда и название восполняющего вопроса - «что-вопрос». |

Схема что-вопроса в символической записи: ?Q(p), где? - опеч ратор вопроса, Q - переменная для вопросительного слова, р исходная, нуждающаяся в дополнении информация. .

В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знан:

выражено в следующих суждениях: «Где-то состоялся международш суд над преступниками Второй мировой войны»; «Кто-то открыл Аме рику», «Совершено определенное (данное) преступление».

Область поиска ответов на что-вопрос представляет собою мн3. Структура вопросов.

По своему составу ли-вопросы и что-вопросы могут быть 1) про;

стыми или 2) сложными. J

1) Простым называют вопрос, не включающий в качестве со| ставных частей других вопросов. |

В простом ли-вопросе под оператором вопроса стоит одно суж|| дение - ?(р). В простом что-вопросе содержится лишь одно вопро,| сительное слово Q, относящееся к одному нуждающемуся в допо.г нении суждению - ?Q(p). Все приведенные выше примеры ли-вс просов и что-вопросов являются простыми.

2) Сложным называют вопрос, включающий в качестве соста* ных частей другие вопросы, объединяемые логическими связкам! В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть: а) соеди

нительными (конъюнктивными); б) разделительными (дизъюнктивными); в) смешанными (соединительно-разделительными).

а) Соединительный вопрос - это два и более простых вопроса, связанные союзом и.

Схема соединительного ли-вопроса имеет следующий вид:

?(р л q), т.е. «верно ли р и верно ли q?». Пример такого вопроса:

«Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»

Схема соединительного что-вопроса может иметь различные варианты. В одном случае конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова: ?(Qi A Q2)(p), т.е. «где и когда имело место р». Пример такого вопроса - «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?» Второй вариант - одно и то же вопросительное слово относится к различным суждениям: ?0(р л q), т.е. «где имело место р и q?». Пример такого вопроса: «Где были подписаны акты о капитуляции Японии и Германии в конце Второй мировой войны?».

Третий вариант сложного конъюнктивного что-вопроса - объединение первых двух:

?(Qi л Qi) (р А q), т.е. «где и когда имело место р и q?».

б) Разделительный вопрос - это два и более простых вопроса, связанных союзом или.

Схема разделительного ли-вопроса имеет следующий вид:

^(Р^Ч)» "T e Схема разделительного что-вопроса, как и в случае соединительного, также имеет три разновидности. Первый вариант:

?(Qi vQ2)(p)» т.е. «где или когда имело место р?». Пример такого вопроса: «Где или когда была Куликовская битва?» Второй вариант:

Q(p v q), т.е. «Q относится кр или q?» Например: «Петр I разбил под Полтавой шведов или поляков?» Третий вариант вопроса:

?(Qi v Qz)(p v q), т.е. «Qi или ^относится кр или q?».

в) Смешанный вопрос - это объединение соединительных и разделительных вопросов:

(1)?((pnq) v (тл п)), т.е. «верно лир и q или т и п?». Это дизъюнк-тивный вопрос, включающий два конъюнктивных сочетания.

(2) ?(Qi(p v q)n Qi(m v n)), например: «Где могут быть обнаружены? или q и когда появятся т или п?»

Приведем пример смешанного вопроса, предусмотренного УПК РФ: «Содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»

Этот сложный вопрос состоит из двух простых. Первый из них - ли-вопрос: «Содержит ли это деяние состав преступления?»; его

схема - ?(р). Второй - что-вопрос: «Каким именно уголовным коном это деяние предусмотрено?»; его схема-?Q(p). Вопросы эт связаны последовательной конъюнктивной связью: лишь получи утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вс прос. Схема смешанного вопроса имеет следующий ви?(р)л?Q(p), т.е. «Содержит ли деяние состав преступления и как» именно уголовным законом оно предусмотрено?»

4. Отношение к обсуждаемой теме.

В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, допроизводстве или деловых беседах практически важно различат два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темь Один тип - это вопросы по существу темы, другой - не по cyщ^ ству темы.

1) Вопрос по существу темы - это запрос мысли, прямо ил косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на которые уточняет либо дополняет исходную информацию. Такие вопроси допустимы и правомерны в любом информационном общении. Пр1 этом оценка вопроса как релевантного, или по существу темы - э1 не формально-структурная, а информационно-содержательная:

дача, решение которой определяется знанием существенных хара теристик обсуждаемой проблемы.

2) Вопрос не по существу темы - это вопрос, который имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обь но такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с постав| ленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение такн! вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основное идеи. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию.

Вопросы «не по существу», как правило, не принимаются к о" суждению в рационально организованной дискуссии. Сторон вправе не отвечать на них, мотивированно отклонив их как не име1 щих отношения к делу.

Обычно различают два вида (типа) вопросов: I тип - уточняющие (определенные, прямые, или «ли » вопросы).

Например: «Верно ли, что И. С. Васильев успешно защитил кандидатскую диссертацию?»; «Надо ли сдавать вступительный экзамен по иностранному языку на историческом факультете МГУ?»; «Действительно ли в Москве больше жителей, чем в Па­риже?» и др. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т. д.

Уточняющие вопросы могут быть простыми или сложными. Простые вопросы в свою очередь делятся на условные и безус­ловные.

«Верно ли, что космонавты побывали на Луне?» - простой безусловный вопрос.

«Верно ли, что если он сдаст все экзамены на «отлично», то получит повышенную стипендию?» - простой условный вопрос.

Сложные вопросы (как и сложные суждения) делятся на воп­росы конъюнктивные (соединительные) и дизъюнктивные (раз­делительные), включающие в себя строгую или нестрогую ди­зъюнкцию. Каждый сложный вопрос можно разбить на два или несколько простых. Например:

2. «Хотите кофе или чаю?»

3. «Вы пойдете в кино или не пойдете?»

Вопросы вида: «Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?» или «Если «Динамо» выиграет этот матч у «Спарта­ка», то команда «Динамо» выйдет в финал розыгрыша?» - не относятся к сложным вопросам, так как их нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Это примеры простых усло­вных вопросов.

II тип вопросов - восполняющие (неопределенные, непрямые, «к »-вопросы, включающие в свой состав вопросительные слова: «где?», «когда?», «кто?», «что?», «почему?», «какие?» и др.). Нево­льно вспоминаются телепередачи о «Клубе знатоков»: «Что? Где? Когда?». Эти вопросы также делятся на простые и сложные. Например, вопросы: «Какой город является столицей Португа­лии?», «Что означает слово «филистер»?» - являются простыми, направленными на поиски недостающего знания, на восполнение недостающей информации.

Сложными восполняющими вопросами являются те, которые можно разбить на два или несколько простых восполняющих вопроса, например: «Кто, где, когда, из какого оружия совершил убийство президента США Джона Кеннеди?», или «Как при увеличении стороны равностороннего треугольника в 2 раза из­меняется его периметр или площадь?», или «Кто является авто­ром поэмы «Дом у дороги» и поэмы «Василий Теркин»?»

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебник ПО ЛОГИКЕ

Учебник ПО ЛОГИКЕ... Москва... Оглавление Глава I Предмет и значение логики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ
Познание как отражение действительности Познание есть диалектический процесс отражения мира в со­знании людей. Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к бо

Понятие логической формы
Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т. е. способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, сущест­вующего вне нас, а его

Теоретическое и практическое значение логики
Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозак­лючения, опровергать доводы противника и не зная правил логи­ки, подобно тому как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная его грам

ЛОГИКА И ЯЗЫК
Предметом изучения логики являются формы и законы пра­вильного мышления. Мышление есть функция человеческого мо­зга. Труд способствовал выделению человека из среды животных, явился фундаме

Семантические категории
Выражения (слова и словосочетания) естественного языка, имеющие какой-либо самостоятельный смысл, можно разбить на так называемые семантические категории, к которым относятся: 1) предложения

ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
Понятие является одной из форм абстрактного мышления. Конкретные предметы и их свойства отражаются с помощью форм чувственного познания - ощущений, восприятий, предста­влений. Например, в данном ап

ВИДЫ ПОНЯТИЙ
Понятия можно классифицировать по объему и по содержа­нию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые. Объем единичного понятия составляет одноэлементный

Конкретные и абстрактные понятия
Конкретными называются понятия, в которых отражены од­ноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель»,

Относительные и безотносительные понятия
Относительные - такие понятия, в которых мыслятся пред­меты, существование одного из которых предполагает сущест­вование другого («дети» - «родители», «ученик» - «учитель», «начальник» - «по

Положительные и отрицательные понятия
Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, грамотный человек, алчность, отстающий ученик, красивый поступок, эксп­луататор и т. д

Собирательные и несобирательные понятия
Собирательными называются понятия, в которых группа од­нородных предметов мыслится как единое целое (например, «полк», «стадо», «стая», «созвездие»). Проверяем так. Например, об одном дереве

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Далеки

Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие
Соподчинение (координация) - это отношение между объема­ми двух или нескольких понятий, исключающих друг друга, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию (например, «ель», «

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Определение (или дефиниция) понятия есть логическая опера­ция, которая раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение термина. С помощью определения

Реальные и номинальные определения
Если определяется понятие, то определение будет реальным. Если определяется термин, обозначающий понятие, то определе­ние будет номинальным. Из вышеприведенных определений (1) и (4)-э

Использование определений; понятий в процессе обучения
Определение через род и видовое отличие и номинальное определение широко используются в процессе обучения. Приве­дем ряд примеров, взятых из школьных учебников. К определени­ям через ближайший р

Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении
1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объем опре­деляющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия.

Неявные определения
Вотличие от явных определений, имеющих структуру в неявных определениях просто на место Dfn подставляется контекст,

Определение через аксиомы
В современной математике и в математической логике широ­ко применяется так называемый аксиоматический метод. Приве­дем пример6. Пусть дана система каких-то элементов (обознача­емых х,

Приемы, сходные с определением понятий
Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же в этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обуче­ния используются другие способы введения понятий - приемы, сходные с определением:

Значение определений в науке и в рассуждении
Кроме учета формально-логических требований при опреде­лении понятия надо учитывать и методологические требования к определению. Определение понятия можно сформулировать после всестороннего изучени

Правила деления понятий
Чтобы деление было правильным, необходимо соблюдать следующие правила. 1. Соразмерность деления: объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. Например, выс

Виды деления: по видообразующему признаку и дихотомическое деление
При делении понятия по видообразующему признаку основа­нием деления является тот признак, по которому образуются видовые понятия; этот признак является видообразующим. На­пример, по величине углы д

ОГРАНИЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Предположим, мы знаем, что некто - ученый, и хотим уточ­нить наши знания о нем. Уточняем: это русский ученый, выда­ющийся русский ученый-физиолог И. П. Павлов. Произведенна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЖДЕНИЯ
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверж­дается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между пред­метами. Пр

Суждение и предложение
Понятия в языке выражаются одним словом или группой слов. Суждения выражаются повествовательными предложени­ями, которые содержат какое-то сообщение, информацию. На­пример, «Буря мглою небо кроет»,

Виды простых суждений
1. Суждения свойства (атрибутивные). В суждениях этого вида утверждается или отрицается принадлежность предмету известных свойств, состояний, видов деятельности. Примеры: «У розы приятный за

Распределенность терминов в категорических суждениях
В суждениях термины S и Р могут быть либо распределены, либо не распределены. Термин считается распределенным, если его объем полностью включается в объем другого термина или полностью исклю

СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ
Сложные суждения образуются из простых суждений с помо­щью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Таблицы истинности этих логическ

Способы отрицания суждений
Два суждения называются отрицающими или противоречащи­ми друг другу, если одно из них истинно, а другое ложно (т. е. они не могут быть одновременно истинными или одновременно ложными)

Отрицание сложных суждений
Чтобы получить отрицание сложных суждений, имеющих в своем составе лишь операции конъюнкции и дизъюнкции, необ­ходимо поменять знаки операций на противоположные (т. е. конъюнкцию на дизъюнкцию, и н

ВЫРАЖЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗОК (ЛОГИЧЕСКИХ ПОСТОЯННЫХ) В ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ
В мышлении мы оперируем не только простыми, но и слож­ными суждениями, образуемыми из простых посредством логи­ческих связок (или операций) - конъюнкции, дизъюнкции, имп­ликации, эквиваленции, отри

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУЖДЕНИЯМИ ПО ЗНАЧЕНИЯМ ИСТИННОСТИ
Суждения, как и понятия, делятся на сравнимые (имеют об­щий субъект или предикат) и несравнимые. Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые. В математической

ДЕЛЕНИЕ СУЖДЕНИЙ ПО МОДАЛЬНОСТИ
В логике мы до сих пор рассматривали простые суждения, которые называются ассерторическими, а также сложные сужде­ния, составленные из простых. В них утверждается или отрицае

ПОНЯТИЕ О ЛОГИЧЕСКОМ ЗАКОНЕ
Фундамент материалистической диалектики - наиболее глу­бокого и всестороннего учения о развитии - составляют основ­ные законы: закон взаимного перехода количественных и качест­венных изменений, зак

Закон тождества
Закон тождества является одним из законов правильного мышления, соблюдение этого закона гарантирует определен­ность и ясность мышления. Закон формулируется так: «В процес­се определенного рассуж

Закон непротиворечия
Диалектика исходит из реального онтологического сущест­вования диалектических противоречий во всех предметах дейст­вительности. Но ставя задачу отобразить их, мы должны в силу законов отражения учи

Закон исключенного третьего
Для двузначной логики онтологическим аналогом этого закона является то, что в предмете указанный признак либо присутствует, либо нет. В книге «Метафизика» Аристотель сформулировал закон ис­ключенно

Закон достаточного основания
Этот закон формулируется так: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». Речь идет об обоснова­нии именно и только истинных мыслей; ложные же мысли до­казать нельзя. Есть х

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ В ОБУЧЕНИИ
Формально-логические законы действуют во всяком мышле­нии, но в обучении особенно необходимо их сознательное исполь­зование, поскольку обучение направлено на формирование пра­вильного мышления у уч

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ УМОЗАКЛЮЧЕНИИ
Формами мышления являются понятия, суждения и умозак­лючения. Опосредованно, с помощью многообразных видов умо­заключений, мы можем получать новые знания. Построить умо­заключение м

Понятие логического следования
Выведение следствий из данных посылок - широко распрост­раненная логическая операция. Как известно, условиями истин­ности заключения являются истинность посылок и логическая правильность вывода. Ин

ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Дедуктивные умозаключения- те умозаключения, у которых между посылками и заключением имеется отношение логичес­кого следования. Определение дедуктивного умозаключения, дан

Понятие правила вывода
Умозаключение дает истинное заключение, если исходные посылки истинны и соблюдены правила вывода. Правила вывода или правила преобразования суждений позволяют переходить от посылок (суждений) опред

Превращение
Превращение - вид непосредственного умозаключения, при котором изменяется качество посылки без изменения ее количест­ва, при этом предикат заключения является отрицанием пред­иката посылки.

Противопоставление предикату
Это такое непосредственное умозаключение, при котором (в заключении) предикатом является субъект, субъектом - поня­тие, противоречащее предикату исходного суждения, и связка меняется на противополо

Фигуры категорического силлогизма
Фигурами категорического силлогизма называются формы силлогизма, различаемые по положению среднего термина М в посылках. Различаются четыре фигуры (рис. 44).

Модусы категорического силлогизма
Модусами фигур категорического силлогизма называются разновидности силлогизма, отличающиеся друг от друга качест­венной и количественной характеристикой входящих в них посы­лок и заключения.

I. Правила терминов
1. В каждом силлогизме должно быть только три термина (S, Р, М). Ошибка называется «учетверение терминов». Ошибочное умозаключение: Движение вечно. Хождение

СОКРАЩЕННЫЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА)
Энтимемой, или сокращенным категорическим силлогизмом, называется силлогизм, в котором пропущена одна из посылок или заключение. Термин «энтимема» в переводе с грече

СЛОЖНЫЕ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ (ПОЛИСИЛЛОГИЗМЫ, СОРИТЫ, ЭПИХЕЙРЕМА)
Полисиллогизмом (сложным силлогизмом) называются два или несколько простых категорических силлогизмов, связанных друг с другом таким образом, что заключение одного из них

Формализация эсихейрем с общими посылками
Эпихейремой в традиционной логике называется такой слож­носокращенный силлогизм, обе посылки которого представляют собой сокращенные простые категорические силлогизмы (энтимемы). Сх

УСЛОВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Чисто условным умозаключением называется такое опосред­ствованное умозаключение, в котором обе посылки являются условными суждениями. Условным называется суждение, име­ющее с

Условно-категорические умозаключения
Условно-категорическое умозаключение - это такое дедук­тивное умозаключение, в котором одна из посылок - условное суждение, а другая - простое категорическое суждение. Оно имеет два

Простая конструктивная дилемма
Это умозаключение состоит из двух посылок. В первой посыл­ке утверждается, что из двух различных оснований вытекает одно и то же следствие. Во второй посылке, которая является дизъюн­ктивным сужден

Сложная конструктивная дилемма
Это умозаключение строится из двух посылок. В первой посылке имеются два основания, из которых вытекают соответ­ственно два следствия; во второй посылке, которая представляет собой дизъюнктивное су

Сложная деструктивная дилемма
Дилемма такого вида содержит одну посылку, состоящую из двух условных суждений с разными основаниями и разными следствиями; вторая посылка есть дизъюнкция отрицаний обоих следствий; заключение явля

Трилемма
Трилеммы, так же как и дилеммы, могут быть конструктив­ными и деструктивными; каждая из этих форм в свою очередь может быть простой или сложной. Простая конструктивная трилемма состоит из дв

Логическая природа индукции
Дедуктивные умозаключения позволяют выводить из истин­ных посылок при соблюдении соответствующих правил истинные заключения. Индуктивные умозаключения обычно дают нам не достоверные, а лишь правдоп

Математическая индукция
Один из важнейших методов доказательства в математике основан на аксиоме (принципе) математической индукции. Пусть 1) свойство А имеет место при n - 1; 2) из предположения о том, что

ВИДЫ НЕПОЛНОЙ ИНДУКЦИИ
Неполная индукция применяется в тех случаях, когда мы, во-первых, не можем рассмотреть все элементы интересующего нас класса явлений; во-вторых, если число объектов либо бес­конечно

II вид. Индукция через анализ и отбор фактов
В популярной индукции наблюдаемые объекты выбираются случайно, без всякой системы. В индукции через анализ и отбор фактов стремятся исключить случайность обобщений, так как изучаются планомерно ото

Понятие вероятности
Различаются два вида понятия «вероятность» - объективная и субъективная вероятность. Объективная вероятность - понятие, характеризующее количественную меру возможности появ­ления некоторого

III вид. Научная индукция
Научной индукцией называется такое умозаключение, в кото­ром на основании познания необходимых признаков или необ­ходимой связи части предметов класса делается общее заключе­ние обо всех пре

Понятие причины и следствия
Причина - явление или совокупность явлений, которые непо­средственно обусловливают, порождают другое явление (следст­вие). Причинная связь является всеобщей, так как все явления, да

Методы установления причинной связи
Причинная связь между явлениями определяется посредством ряда методов, описание и классификация которых восходит к Ф. Бэкону и которые были развиты Дж. Ст. Миллем. Метод сходства. Допустим

ДЕДУКЦИЯ И ИНДУКЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Как в любом процессе мышления (научного или обыденного), так и в процессе обучения дедукция и индукция взаимосвязаны. «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необ­ходимым

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Термин «аналогия» означает сходство двух предметов22 (или двух групп предметов) в каких-либо свойствах или отношениях. Умозаключение по аналогии - один из самых древних в

Строгая аналогия
Характерным признаком, отличающим строгую аналогию от нестрогой и ложной, является наличие необходимой связи общих признаков с переносимым признаком. Схема строгой аналогии такова: Предмет

Нестрогая аналогия
В отличие от строгой аналогии нестрогая аналогия дает не достоверное, а лишь вероятное заключение. Если ложное сужде­ние обозначить через 0, а истину - через 1, то степень вероят­ности заключений п

Ложная аналогия
При нарушении указанных выше правил аналогия может дать ложное заключение, т. е. стать ложной. Вероятность заключения по ложной аналогии равна 0 (Р (а) = 0). Ложные аналогии иногда делаются

Использование аналогий в процессе обучения
Аналогии используются на уроках по всем школьным дисцип­линам. Мы приведем лишь некоторые примеры использования аналогий на уроках истории, физики, астрономии, биологии, математики. На уро

ПОНЯТИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Познание отдельных предметов, их свойств происходит по­средством форм чувственного познания (ощущений и воспри­ятий). Мы видим, что этот дом еще не достроен, ощущаем вкус горького лекарства и т. д.

ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ (КОСВЕННОЕ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Доказательства по форме делятся на прямые и непрямые (косвенные). Прямое доказательство идет от рассмотрения ар­гументов к доказательству тезиса, т. е. истинность тезиса непо­средст

ПОНЯТИЕ ОПРОВЕРЖЕНИЯ
Опровержение - логическая операция установления ложно­сти или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. Опровержение должно показать, что: 1) неправильно постро­ено

II. Критика аргументов
Подвергаются критике аргументы, которые были выдвинуты оппонентом в обоснование его тезиса. Доказывается ложность или несостоятельность этих аргументов. Ложность аргументов не означает лож

III. Выявление несостоятельности демонстрации
Этот способ опровержения состоит в том, что показываются ошибки в форме доказательства. Наиболее распространенной ошибкой является подбор таких аргументов, из которых истин­ность опровергаемого тез

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ И ОПРОВЕРЖЕНИИ
Если будет нарушено хотя бы одно из перечисленных ниже правил, то могут произойти ошибки, относящиеся к доказыва­емому тезису, аргументам или к самой форме доказательства.

Ошибки, совершаемые относительно доказываемого тезиса
1. «Подмена тезиса». Согласно правилам доказательного рассуждения, тезис должен быть ясно сформулирован и оставать­ся одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения. При

Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства
1. Ложность оснований («Основное заблуждение»). В качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, которые выдают или пытаются выдать за истинные. Ошибка может быть непреднамеренн

Ошибки в форме доказательства
1. Мнимое следование. Если тезис не следует из приводимых в его подтверждение аргументов, то возникает ошибка, называ­емая «не следует». Иногда вместо правильного доказательства аргументы со

ПОНЯТИЕ О СОФИЗМАХ И ЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДОКСАХ
Непреднамеренная ошибка, допущенная человеком в мышле­нии, называется паралогизмом. Преднамеренная ошибка (как уже не раз отмечалось), совершаемая с целью запутать противника

Понятие о логических парадоксах
Парадокс - это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения, иными словами, доказыва­ющее как это суждение, так и его отрицание. Парадоксы были известны еще в

Парадоксы теории множеств
В письме Готтлобу Фреге от 16 июня 1902 г. Бертран Рассел сообщил о том, что он обнаружил парадокс множества всех нормальных множеств (нормальным множеством называется множество, не содержащее себя

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ДИСКУССИЯ
Роль доказательства в научном познании и дискуссиях сводит­ся к подбору достаточных оснований (аргументов) и к показу того, что из них с логической необходимостью следует тезис дока

ГИПОТЕЗА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ
В науке, обыденном мышлении мы идем от незнания к зна­нию, от неполного знания к более полному; нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения

Виды гипотез
В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные. Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о причинах, законах и взаимо

ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяс­нить ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки известных ранее научных теорий или других их объяснений. Вначале пр

СПОСОБЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ГИПОТЕЗ
1. Самый действенный способ подтверждения гипотезы - обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства, которое служит причиной рассматриваемого явления. Примерами

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ
Опровержение гипотез осуществляется путем опровержения (фальсификации) их следствий. При этом может обнаружиться, что многие или все необходимые следствия рассматриваемой гипотезы н

ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВОПРОСА
Вопрос в познании играет особенно большую роль, так как все познание мира начинается с вопроса, с постановки проблемы.Проблемы перед познанием, в том числе перед различными науками,

Предпосылки вопросов
Предпосылкой, или базисом, вопроса является содержащееся в вопросе исходное знание, неполноту или неопределенность которого требуется устранить. На эту неполноту или неопределенность указывают опер

Правила постановки простых и сложных вопросов
1. Корректность постановки вопроса. Итак, вопросы должны быть правильно поставленными, корректными. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы. 2. Предусмотренные альтернативы отв

Логическая структура и виды ответов
1. Ответы на простые вопросы. Ответ на простой вопрос первого вида (уточняющий, определенный, прямой, «ли»-вопрос) предполагает одно из двух: «да» или «нет». Например, «Является ли Александр

Постановка вопросов в процессе проблемного обучения
Под проблемным обучением понимается такое изучение мате­риала, которое вызывает в сознании учащихся познавательные задачи и проблемы, напоминающие научный поиск3. Разрешение этих проблем

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Большое значение в процессе обучения придавал логике чешс­кий педагог Я. А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять эти правила яр

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В процессе обучения оперированию понятиями отводится ведущая роль. В третьем классе начальной школы на уроках природоведения учащимся даются простейшие, доступные для их понимания о

Развитое логического мышления на уроках математики
Математика способствует развитию творческого мышления, заставляя учащихся искать решения нестандартных задач, раз­мышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и сути их доказате

Развитие логического мышления на уроках истории
В начальной школе при изучении материала по истории при­меняются различные приемы, способствующие развитию мышле­ния, в первую очередь наглядные пособия: картины, диапозити­вы, рисунки на доске, ап

Логика в Древней Индии
История логики Индии связана с развитием индийской фило­софии. Древнейший литературный памятник Индии - Веды (II - начало I тысячелетия до н. э.), а наиболее древняя его часть - Ригведа. С целью ра

Логика в Древней Греции
В Древней Греции логическую форму доказательства в виде цепи дедуктивных умозаключений мы встречаем в элейской шко­ле (у Парменида и Зенона). Гераклит Эфесский выступает с уче­нием о всеобще

Логика в средние века
Средневековая логика (VI-XV вв.) изучена еще недостаточ­но. В средние века теоретический поиск в логике развернулся главным образом по проблеме истолкования природы общих понятий. Так называемые ре

РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ ОБОСНОВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Немецкий математик и логик Готтлоб Фреге (1848-1925) предпринял попытку свести математику к логике. С этой целью в первой своей работе по математической логике «Исчисление понятий»

МНОГОЗНАЧНЫЕ ЛОГИКИ
Если в двузначной логике высказывание бывает истинным или ложным, то в многозначных логиках число значений истинности аргументов и функций может быть любым конечным и даже бесконечным. В настоящем

Трехзначная система Рейтинга
В двузначной логике из закона исключенного третьего выво­дятся: 1)2)

Бесконечнозначная логика как обобщение многозначной системы Поста
Исходя из системы Рщ Поста, мы (А. Г.) строим бесконечнозначную систему Gх0. Значениями истинности являются 1 (ис­тина), 0 (ложь) и все дробные числа в ин

ИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА
Интуиционистская логика построена в связи с развитием ин­туиционистской математики. Интуиционистская школа основана в 1907 г. голландским математиком и логиком Л. Брауэром (1881-196

КОНСТРУКТИВНЫЕ ЛОГИКИ
Конструктивная логика, отличная от логики классической, своим рождением обязана конструктивной математике. Конст­руктивная математика может быть кратко охарактеризована как наука о

Конструктивные исчисления высказываний В. И. Гливенко и А. Н. Колмогорова
Первыми представителями конструктивной логики были на­ши отечественные математики - А. Н. Колмогоров (1903- 1987) и В. И. Гливенко (1897-1940). Первое исчисление, не соде­ржащее закона исключенного

Конструктивная логика А. А. Маркова
Проблема конструктивного понимания логических связок, в частности отрицания и импликации, требует применения в ло­гике специальных точных формальных языков. В основе конст­руктивной математической

МОДАЛЬНЫЕ ЛОГИКИ
В классической двузначной логике рассматривались простые и сложные ассерторические суждения, т. е. такие, в которых не установлен характер связи между субъектом и предикатом. На­при

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЛОГИКИ
Положительные логики - это логики, построенные без опе­рации отрицания. Их можно разделить на два вида: 1) положительные логики в широком смысле слова, или квазипозитивные логики. О

ПАРАНЕПРОТИВОРЕЧИВАЯ ЛОГИКА
Эта логика представляет одно из направлений современной неклассической математической логики. Объективными основа­ми появления паранепротиворечивых логик является стремление отразит



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!