Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

"правильное" мышление. Правильное логическое мышление: сущность и признаки.

Основные законы правильного мышления известны еще со времен Аристотеля. И независимо от того, какого возраста вы и ваш собеседник, какие у вас профессии, социальные статусы и даже, какого вы мнения о логике в целом, эти законы продолжают действовать и их невозможно заменить или вычеркнуть.

Законы логического мышления мы применяем ежедневно. И даже неосознанно всегда замечаем, если в какой-то момент они нарушаются. С точки зрения психологии, несоблюдение основных законов является расстройством .

Закон тождества

Этот закон говорит о том, что любое понятие тождественно самому себе. Каждое утверждение должно иметь однозначный смысл, понятный собеседнику. Слова должны использоваться только в их истинном, объективном значении. Подмена понятий, каламбуры также относятся к нарушению основных законов логического мышления. Когда один предмет обсуждения заменяется другим, каждая из сторон вкладывает разный смысл, но разговор воспринимается, как обсуждение одного и того же. Зачастую подмена бывает умышленной и имеет цель ввести человека в заблуждение ради какой-то выгоды.

В русском языке существует множество слов, одинаковых в звучании и даже написании, но различных по значению (омонимов), поэтому смысл подобных слов выявляется из контекста. Например: "Шуба из натуральной норки" (речь идет про мех) и "Вырыли себе норку" (из контекста понятно, что в этой фразе подразумевается нора для животных).

Подмена смысла понятия приводит к нарушению закона тождества, из-за чего возникает непонимание со стороны собеседников, или ошибочные выводы.

Часто закон тождества бывает нарушен из-за смутного представления о смысле обсуждения. Иногда одно слово в представлении отдельных людей имеет совершенно разное значение. Например, "эрудированный" и "образованный" часто считают синонимами и употребляют не в свойственном им значении.

Закон непротиворечия

Исходя из этого закона, следует, что при истинности одной из противоположных мыслей остальные обязательно будут ложными, независимо от их количества. Но если одна из мыслей ложна, это еще не говорит о том, что противоположная обязательно будет верной. Например: "Никто так не считает" и "Все так считают". В данном случае ложность первой мысли еще не доказывает истинность второй. Закон непротиворечия действителен только при условии соблюдения закона тождества, когда смысл обсуждения однозначен.

Также существуют и совместимые мысли, которые не отрицают друг друга. "Они ушли" и "они пришли" можно употребить в одном предложении с оговоркой на время или место. Например: "Они ушли из кинотеатра и пришли домой". Но одновременно уйти и прийти в одно место невозможно. Мы не можем одновременно утверждать какое-либо явление и отрицать его же.

Закон исключенного третьего

Если одно утверждение является ложным, то противоречащее ему будет истинным. Пример: "У меня есть дети", либо "у меня нет детей". Третий вариант невозможен. Дети не могут быть теоретически или относительно. Этот закон подразумевает выбор "или-или". Оба противоречащих утверждения не могут быть ложными, как и не могут быть одновременно истинными. В отличие от предыдущего закона правильного мышления, здесь речь идет не о противоположных, а о противоречащих мыслях. Больше двух их быть не может.

Закон достаточного основания

Четвертый закон правильного мышления был открыт позже предыдущих. Из него следует, что любая мысль должна быть обоснована. Если утверждение полностью не аргументировано и не доказано, то оно вполне может не приниматься в расчет, т.к. будет считаться ложным. Исключения составляют аксиомы и законы, потому что они уже подтверждены многолетним опытом человечества и считаются истиной, более не нуждающейся в каких-либо доказательствах.

Ни одно утверждение, ни одна причина или мысль не могут считаться истинными, если они не имеют достаточно доказательств.

Когда проблема требует множества совещаний, они становится важ­нее самой проблемы.

(Ю.М.Лужков, в бытность мэром Москвы)

«Понятийное логическое мышление» есть ни что иное, как способность и умение индивида систематизировать информацию и использовать адекватные ситуации научные, рациональные и/или моральные понятия для логически обоснованных суждений о:

(1) сущности объекта, процесса, явления;

(2) причинах этих процессов и явлений;

(3) целостной картине ситуации с ее оценкой по какой-то шкале;

(4) последствиях этих процессов, явлений (прогноз).

(«аналитическое мышление» – вид понятийно-логического мышления. Суждения выносятся так же, как и при понятийно-логическом, но при преобладании у индивида «аналитического мышления» все (факты, ситуации, идеи, целостная картина) включается в какую-то таблицу фактов, ситуаций, идей, «расфасованных» по какому-то абстрактному основанию. Основанию, удобному аналитику для последующего анализа, исследования, сравнения, прогнозирования и т.д.

Мы, употребляя понятие «понятийное логическое мышление», всегда подразумевали и его «аналитический» вид.

Те, кто обладают понятийным логическим мышлением (как и у «логиков-аналитиков»), как правило, адекватно понимают реальную ситуацию и делают правильные выводы. У тех, кто не обладают таким мышлением, планы не реализуются, прогнозы не сбываются, но они считают, как правило, что виноваты в неудачах окружающие люди и обстоятельства, а не их неправильное понимание ситуации.

В обычной жизни сформировать понятийное логическое мышление чрезвычайно трудно. Оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая «понятийная пирамида» формировалась в советской школе. Первоочередная роль в развитии понятийного логического мышления принадлежит литературе, истории, логике, математике и физике.

Такими же важным, закладывающим понимание всеобщих и наиболее общих законов развития и построенном на системно-деятельностном подходе, было и полноценное преподавание природоведения, ботаники, зоологии, анатомии…

Правильным понятийно-логическим мышлением можно назвать такое мышление, которое соответствует логическим нормам и законам и способно выносить и обосновывать логически четкие суждения о Мире, человеке, Природе, обществе, предмете, процессе и т.д.

При этом речь идет о наиболее общих нормах и требованиях логики, которые она предъявляет к нашему мышлению. Как было указано, основными признаки «правильности» логического мышления можно считать:

1. Точность и однозначность рассуждений.

2.Логическую последовательность, т.е. непрерывность, отсутствие скачков, отклонений от предмета обсуждения в рассуждениях.

3.Непротиворечивость рассуждений, т.е. отсутствие в изложении точки зрения взаимоисключающих суждений или признание подобных суждений как одинаково приемлемых для обсуждение предмета дискуссии, спора, обмена мнениями.

4. Доказательность рассуждений, которые не только не включают взаимоисключающие суждения, аргументы, то и демонстрируют аргументы, которые:

(а) всесторонне очерчивают предмет дискуссии;

(б) являются однозначными и убедительными своей основой на фактах, доказанных наукой, практикой, на рациональном подходе к ним.

Аргументы мы подбираем, опираясь на системный взгляд на предметы, явления, процессы, используя системный и организационный анализ для определения элементов (аргументов) и логики аргументации.

О системном взгляде на наши проблемы, на объекты нашего анализа, о системных критериях группирования информации и ее оценки, разумеется, речь будет идти и в следующем учебном пособии.

Но и того краткого изложения этой системно-логической проблематики, которая была в этом пособии, думается, вполне достаточно, чтобы проанализировать деловую информацию, которая имеет отношение к организации, в которой Вы будете работать.

Вас внимательно будут слушать тогда, когда Вы, высказав свое суждение по итогам анализа важной информации, всегда будете помнить, что это суждение лишь тезис, который Вы обязаны аргументировано доказать. При этом:

1) в качестве аргу­ментов можно использовать лишь достоверно установленные положения, истинность которых не вызывает сомнений;

2) достоверность аргументов устанавливается автономно по отношению к тезису;

3) аргументы не должны противоречить друг другу;

4) в совокупности аргументы должны быть достаточными для обоснования тезиса.

Литература

(печатные источники и интернет-ресурсы)

1.Аристотель. О софистических опровержениях/Сочинения в четырех томах. Т.2. - http://www.book.ru/; он же: Политика. Книга 7. – Мюнхен: Изд-во Гигона,1993.

2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. -http://www.book.ru/.

3. Быков Д. Синдром Янсона или Год языка//Новая газета, 2010, 01 марта.

4.Веллер М. Великий последний шанс. - WWW: http://www.weller.ru; он же: Человек в системе.- М.: Астрель, 2010.

5.Власенко И.С., Кирьянов М.В. Информационная война: искажение реальности. -http://www.book.ru/.

6.Сергей Голубицкий. Зов Отечества (26.12.2012) - sgolub; worldcrisis.ru.

7.Грачев Г.В., Мельник И.К.-lib.mexmat.ru›books/17621.

8.Гусев Д.А.Основные законы формальной логики. - http://www.book.ru/.

9.Даль В.И.Толковый словарь русского языка. – М.:Эксмо-пресс, 2002.

10.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) - http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html.

11.Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. 3-е издание.- http://www.book.ru/.

12. Дубровский Д. И. Обман: Философско-психологический анализ. -http://www.book.ru/.

13. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. -http://www.book.ru/.

14.Закатов А. Ложь и борьба с нею. - http://www.book.ru/.

15.Зиновьев А.А. Русская трагедия. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2007.

16.Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. - М.:Политиздат,1989.

17.Кандыба Д.В. Техника мысленного гипноза. - Киев: ЮНЕСКО, 1995.

18.Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием - www.kara-murza.ru. Он же: Манипуляции продолжаются. Стратегия разрухи. – М.: Алгоритм, 2011.

19.Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. Интеллигенция на пепелище России. – М.: Алгоритм, 2012.

20. Кара-Мурза С. Г. Кто такие русские. М.: Алгоритм, 2012.

21.Карнеги Д. "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично", "Как перестать беспокоиться и начать жить" -http://www.book.ru/.

22.Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия. - http://www.book.ru/.

23.Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009.

24.Миронова Т. Л. Как из нас делают быдло (о технологии информационного террора). - http://www.book.ru/.

27. Моисеев H.H. Алгоpитмы pазвития. - М.,1987; он же: Пути к созиданию. - М.,1992; он же: Быть или не быть... человечеству? - М.: 1999; он же: Рациональное общество и экология // Социально-политический журнал, 1993, №3; он же: Природа и общество: единство процессов самоорганизации//Социально-политический журнал, 1993, №4; он же: Восхождение к Разуму и обществу. Начало истории// Социально-политический журнал, 1993, №5-6; он же: О механизмах самоорганизации общества и месте Разума в его развитии // Социально-политический журнал, 1993, №8; он же: Природный фактор и кризисы цивилизации//Социально-политический журнал, 1993, №9-10; он же: Контуры рационального общества// Социально-политический журнал, 1993, №11-12.

26. Новорусский В.В. Основы теории систем и системы логического управления. - Новосибирск: Наука. 1997.

27.Об ораторском искусстве / П. Н. Федосеев, С.И.Попов и др. - М.: Наука, 1973

28.Об искусстве полемики / П. Н. Федосеев, С. И., В. JI. Артемов и др.- 2-е изд. - М.: Полит­издат, 1982.

29.О"Коннор Д., Сеймор Д.. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства - http://nlp.dax.ru.

30.Оптнер С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проб­лем. – М.:Сов.радио, 1989.

31.Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-Пресс, 1997; он же: О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2000; The social system. – Glenсое, 1962;

32. Парфенов Л.Что происходит? // “Известия”, 2004, 2 июня.

33.Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономер­ности. - М.: Синтегия, 2000.

34.Психологические операции и противодействие им. - М.: Астрель, 2010.

35.Рощин С.К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. -http://www.book.ru/.

36.Смирнов А.А., Теплов Э.П. Оперативно-розыскная деятельность: история и современность. Учебное пособие. Часть I. Системно-методологические основы и практика агентурной работы. – СПб. : РИО СПб филиала РТА, 2007.

37.Тарамов П.С. Интриги, мошенничество, трюки; Техника дезинформации и обмана. - http://www.book.ru/.

38. Теплов Э.П. Проблемы и критерии устойчивого развития и политической стабильности//Жизнь и безопасность,2008, №4; он же: Политико-правовые и иные закономерности Великих Смут в России и их последствий для народа // Жизнь. Безопасность. Экология., 2012, №2.

39.Тукаев Р.Д. Механизмы гипноза и гипнотерапии (Теоретический анализ и прак-гическое применение в психотерапии психогений и неврозоподобных состояний). Авторе­ферат на соискание ученой степени докт. мед. наук. СПб., 1999.

40.Универсальный словарь иностранных слов русского языка. - М.: Вече,2012.

41.Фурсов А.И.Информационная война и др.- fursov.vkuugydrusei.ru; http:/www.youtube.com. Он же: Фурсов Андрей. История Россия. Византийское наследство - park.futurerussia.ru/extranet/blogs.

42. Хазин М.Л. khazin - livejornal, worldcrisis.ru .

43.Халецкий Я.А. Психологические операции Вооруженных сил США в войнах и конфликтах XX века - http://www.xserver.ru/user/povssvv/.

44.Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - http://www.book.ru/.

45.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - http://www.book.ru/.

46.Щербатых Ю. Искусство обмана. - http://www.book.ru/.

Учебное издание

Бирюков Вячеслав Дмитриевич

Теплов Эрнст Петрович,

Гуманитарные аспекты информационной безопасности:

Мышление как отражение объективного мира в сознании человека протекает не хаотично, не стихийно, а закономерно. Это означает, что мысли находятся в объективной закономерной взаимосвязи. Поэтому рассмотрение формально-логического закона следует начинать с определения понятия «закон» . Закон есть существенное, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие.

На основе этой общей дефиниции определим категорию «закон мышления», а затем «формально-логические законы».

Закон мышления- это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями.

Формально-логическими называются законы, структурно-смысловой связи элементов мысли между собой, придающие ей определенную форму, посредством которой выражается содержание мысли.

Наиболее простые связи между мыслями выражаются в основных логических законах: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. Эти зако­ны называются основными, потому что выражают важные свойства правильного мышления: определенность, непроти­воречивость, последовательность и обоснованность.

Три первых закона были сформулированы Аристотелем, а закон достаточного основания – Г.В. Лейбницем в XVII-XVIII вв.

1. Закон тождества : В процессе определенного рассуждения одна и та же мысль должна быть тождественна самой себе. В логике высказываний этот закон записывается формулой: А É А (читается «если А, то А»). Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. Закон тождества предписывает, если вы начали рассуждать об определенной вещи (скажем, о логике или о тиграх), то на протяжении всего рассуждения вы должны вести речь именно о них, а не о литературе или поросятах. Или, если вы приняли мысль «Вчера шел дождь» за истину, то на протяжении всего разговора это суждение должно выступать у вас как истинное, а не ложное или вообще превратиться другое суждение, например, «Вчера шел снег». Другими словами, этот закон требует устойчивости, определенности мысли в рассуждении . Еще Аристотель писал, что невозможно ничего мыслить, “если не мыслишь (каждый раз) что-нибудь одно”. Нельзя в процессе рассуждения подменять одну мысль другой; нельзя выдавать различные мысли за тождественные, а тождественные - за различные.



В практике рассуждения требование закона зачастую нарушается. Этому, в частности, способствует многозначность слов естественного языка. Практически все слова многозначны., и это используется в различных жизненных ситуациях и в литературе. Слово приобретает точное значение в определенном контексте. Например, слово «хороший» в различных контекстах приобретает различное значение: в выражении «Павел Буре - хороший хоккеист» оно обозначает позитивное качество, а в выражении «Ну ты хорош гусь!» - негативное качество.

Правильное рассуждение подразумевает одинаковое использование слов, а в реальных рассуждениях часто имеет место незаметная подмена мысли, как в следующем примере:

Студенты разошлись в разные стороны.

Петров студент.

Следовательно, Петров разошелся в разные стороны.

В различных науках и специальных дисциплинах для того, чтобы добиться реализации требования тождества мысли, используется специальная терминология. Специальные термины вводятся через определения, в которых фиксируется смысл и значение термина и поэтому исключается неопределенное его понимание.

1) Закон непротиворечия. Закон непротиворечия утверждает, что высказывание и его отрицание вместе не являются истинными в одном и том же рассуждении. Записывается так:

ù (А Ù ù А) (читается как «неверно, что А и не-А).

Например, не могут быть одновременно истинными высказывания: «Этот шар – белый» и «Этот шар – не белый»; «Н. был на месте совершения преступления» и «Н. не был на месте совершения преступления»; “Кит млекопитающее» и «Кит не млекопитающее».

Закон говорит о противоречащих высказываниях, т.е. о высказываниях, одно из которых отрицает другое, и требует, чтобы рассуждения не содержали противоречия, чтобы одновременно не принимались за истину утверждение и отрицание одной и той же мысли.

Очевидно, что если два противоречащих высказывания не могут быть вместе истинными, то одно из них является ложным. Иногда, подчеркивая это обстоятельство, закон непротиворечия формулируют так: в одном и том же рассуждении из двух противоречащих друг другу высказы­ваний одно является ложным.

Как было сказано выше, закон непротиворечия действует относительно двух мыслей (высказываний), одна из которых является отрицанием другой. Чтобы проверить, подпадают ли два высказывания под действие закона непротиворечия следует установить, отвечают ли они указанным условиям?

3. Закон исключенного третьего . Закон исключенного третьего также имеет силу для противоречащих высказываний. В отличие от закона непротиворечия, в котором устанавливается, что одно из противоречащих высказываний будет ложным, в законе исключенного третьего определяется, что одно из этих высказываний является истинным. Закон исключенного третьего утверждает, что в одном и том же рассуждении истинно или само высказывание или его отрицание.

Символически закон исключенного третьего представляется формулой: «АÚù А»,

где Ú - знак дизъюнкции, выражаемой в русском языке союзом “или” (читается: А или не-А).

Само название закона выражает его смысл: истинно некоторое высказывание или отрицание этого высказывания, а “третьего не дано”. Действительно, если каждое высказывание может иметь два значения - истина или ложь, то утверждение и отрицание любого высказывания исчерпывают весь набор его значений. Так, если имеются два, противоречащих высказывания: “Все студенты 1-го курса знают логику”; “Неверно, что все студенты 1-го курса знают логику” - одно из двух обязательно будет истинным.

Подчеркнем значение закона для практики рассуждения. Закон предписывает: или высказывание, или его отрицание должно быть истинным. Нельзя одновременно отвергать высказывание и его отрицание, из двух взаимоисключающих положений нужно выбрать одно.

4. Закон достаточного основания. Сущность закона: всякая мысль может быть признана истиной, только тогда, когда она имеет достаточное основание, всякая мысль должна быть обоснованна.

Записывается законом достаточного основания так:

В есть потому, что есть А.

Здесь А - логическое основание, т.е. мысль, из которой вытекает другая мысль;

В – логическое следствие, т.е. мысль, которая вытекает из предыдущей мысли.

Закон достаточного основания является отражением всеобщей взаимосвязи, существующей между предметами, явлениями в окружающем мире. Таким образом, достаточное основание- это любая мысль, уже проверенная и признанная истиной, из которой с необходимостью вытекает истинность другой мысли.

Вопросы самоконтроля

Генри Форд

Когда человек задается вопросом о том, как развить мышление, то можно с полной уверенностью сказать, что он прекрасно понимает, какую роль оно играет в нашей жизни. А роль эта, поверьте, огромна. Благодаря развитому мышлению каждый из нас может добиться очень высоких результатов практически в любом деле, даже не обладая необходимыми для этого знаниями, поскольку хорошо развитое мышление легко приведет человека к любым нужным ему знаниям и позволит ему грамотно ими воспользоваться. Мышление – это самый важный инструмент для человека в этом мире. Существует много видов мышления, равно как и способов их развития. И у каждого вида мышления имеются свои достоинства и кое-какие, как правило, не очень существенные, недостатки. Мышление может быть: логическим, аналитическим, дедуктивным, индуктивным, системным, творческим и так далее. При этом любое мышление сводится к одному общему действию, которое позволяет ему функционировать. И чтобы развить мышление – необходимо научиться это действие эффективно выполнять. В этой статье я расскажу вам о том, что и как можно сделать, чтобы развить свое мышление.

Для начала давайте, друзья, выясним, что такое мышление. Как вы возможно знаете, существует довольно много определений мышления [как, впрочем, и всего остального в этом мире], каждое из которых отражает различные стороны, или аспекты этого, достаточно сложного класса психических процессов. И вне всяких сомнений, каждое из определений имеет большее или меньшее право на существование и каждое из них по-своему полезно. Я дам мышлению свое, как я считаю, наиболее правильное и точное определение, от которого мы в дальнейшем и будем с вами отталкиваться. Оно отличается от тех определений, которые вы можете найти в книгах на эту тему. Но меня оно вполне устраивает, и я надеюсь, что и вас оно устроит.

Мышление – это процесс поиска нужной и/или новой информации, или, если хотите, поиск истины, с помощью вопросов, которые человек сам перед собой ставит и затем движется в самых разных направлениях, чтобы найти несколько ответов на каждый из своих вопросов и выбрать из них наиболее с его точки зрения правильный ответ. Этот поиск должен осуществляться человеком как во внешнем, так и в его внутреннем мире. Или еще можно сказать так: мышление – это процесс переключения внимания человека с помощью поставленных им перед самим собой вопросов с одной информации на другую и установление логической связи между этими частями информации. Причем информация может быть не только реальной, но и вымышленной, когда человек сам придумывает что-то новое, то есть, придумывает новый ответ на свой вопрос. Качество мышления как раз-таки определяется способностью человека придумывать новую информацию, либо очень искусно манипулировать уже имеющейся у него информацией, чтобы найти решение какого-то вопроса, какой-то проблемы, найти что-то, о чем он еще не знает. То есть, новую информацию, новые знания – можно придумать, с помощью правильно поставленных перед самим собой вопросов.

Таким образом, все, что касается мышления, у нас сводится к умению человека ставить перед собой правильные вопросы и искать на них ответы. Причем, чем напряженнее, интенсивнее и сложнее этот поиск, тем качественнее и эффективнее мышление человека. А чем поиск информации проще, чем меньше человек задает вопросов самому себе и чем быстрее он находит наиболее легкие ответы на встающие перед ним вопросы, тем слабее его мышление. Скажем, если человек вообще не ищет новую информацию, когда перед ним встают какие-то вопросы, а довольствует готовыми ответами, которые ему известны и которые с его точки зрения являются не просто верными, а единственно верными, а на деле нередко оказываются поверхностными и устаревшими, то говорить о наличии у него хорошо развитого мышления просто не приходится. И другое дело, когда человек активно ищет или в некоторых случаях даже придумывает ответы на свои вопросы, то есть, создает новую информацию на основании уже существующей. В этом случае можно сказать, что мышление у него развито хорошо. Но поставить перед собой правильный вопрос, чтобы с его помощью прийти к другому правильному вопросу, а затем еще к одному вопросу, и так до тех пор, пока не будет найден нужный для решения конкретной проблемы или задачи ответ, очень непросто. Потому и невозможно по-настоящему хорошо развить свое мышление, с помощью разгадывания ребусов и головоломок, отгадывания кроссвордов, игры в шахматы, логических задачек, собирания кубика-рубика и тому подобных вещей. Это все детские игры для нашего мышления. Чтобы развиваться – оно должно работать над более сложными и одновременно грамотно поставленными задачами, занимаясь их решением с помощью правильно подобранных вопросов.

Давайте я вкратце объясню, как работает наше мышление. Наши мысли, если мы рассматриваем их как процесс, который мы называем мышлением – это своего рода крючки, которые связывают одни образы и понятия в нашей голове с другими образами и понятиями. Эту связь мы называем – причинно-следственной связью, когда из одного явления вытекает другое, или из одного утверждения другое. А образы и понятия – это виды информации, которыми мы оперируем. А вот когда мы рассматриваем наши мысли уже как информацию, которая в виде образов и понятий хранится в нашей голове, то с помощью вопросов и поиска на них ответов – мы устанавливаем причинно-следственные связи между этими мыслями [между ячейками информации] и с их помощью собираем общую картину видения мира или общую картину отдельно взятой ситуации. То есть, понимаете, друзья, наше мышление – это своего рода инструкция по работе с информацией, в основе которой лежат правильно поставленные вопросы.

Выше я сказал о том, что человек сам должен ставить вопросы перед собой, чтобы мыслить, но на самом деле мышление включается или лучше сказать, запускается, и при поиске ответов на чужие вопросы. Потому что чужие вопросы в свою очередь порождают вопросы в вашей голове. Ну вот, допустим, я задам вам такой вопрос: “Как мне разжечь костер?”, и вам уже нужно начать думать, начать искать информацию, чтобы что-то ответить мне. Как вы будете это делать? Вы тоже зададите себе вопрос – что и как вам лучше мне ответить. Вы можете сказать мне, что не знаете, как разжигаются костры, или можете предоставить мне нужную информацию по этому вопросу, если она у вас имеется, или еще что-то придумать можете, например, встречный вопрос задать: “Зачем тебе это нужно?”. Вот этот выбор, который вы будете делать, решая, что и как мне ответить – это процесс мышления, который будет состоять из поставленных вами перед самим собой вопросов и поиска ответов на них. Если вы очень хорошо обдумаете свой ответ, уделив ему достаточно внимания и перебрав все возможные варианты с целью нахождения лучшего, то ваше мышление будет осознанным, а если вы ответите на автомате, то ваше мышление будет бессознательным. Оно тоже состоит из вопросов и ответов, но они не попадают в поле вашего внимания, поэтому вы не можете их контролировать. Так что вопрос пришедший к вам извне неизбежно приведет к возникновению нескольких вопросов внутри вашей головы, которые запустят процесс мышления. Если этот вопрос будет сложным, то вам придется здорово повозиться с имеющейся у вас информацией, перед тем как найти подходящий ответ, при условии, что ваше мышление будет осознанным. Возможно, вам нужно будет как-то модернизировать имеющуюся у вас информацию, чтобы адаптировать ее под конкретную ситуацию, или вы можете задать уточняющие вопросы тому, кто задает вопрос или вопросы вам, чтобы лучше разобраться в том, на какой именно вопрос вам нужно искать ответ. Другими словами, все мышление строится на вопросах и ответах. Это если говорить упрощенно. А нам с вами этот вопрос усложнять ни к чему.

Как видите, друзья, дав определение мышлению, мы уже отчасти ответили на вопрос о том, как это самое мышление развить. Нужно правильные вопросы научиться перед собой ставить и уметь находить на них ответы, как правильные, так и неправильные. И затем уже определять, какой из найденных ответов может оказаться правильным. А для этого опять-таки, надо задаться правильным вопросом, который позволит вам еще дальше продвинуться и еще больше информации для себя прояснить. В общем, процесс мышления – это непростой процесс. Думать всегда было тяжело. Но делать это нужно.

Итак, что мы с вами выяснили. Мы выяснили, что для того, чтобы развить мышление – необходимо, во-первых, запустить его, а во-вторых, усовершенствовать его работу. Как запустить мышление? Для этого, как мы с вами узнали, необходимо поставить перед собой правильный вопрос. Какой вопрос можно назвать правильным? Правильный вопрос – это прежде всего вопрос о вопросе. Это самый первый вопрос, который вам нужно задавать себе, задумываясь над тем или иным вопросом. То есть, вы должны понять – зачем вам ломать голову над стоящим перед вами вопросом, зачем вообще углубляться в какую-то тему, с какой целью вы будете это делать? Понимаете, любого, даже самого умного человека – можно загрузить абсолютно бесполезной для него информацией, чтобы его мозг начал работать над ней, в ущерб более важным делам. Таким образом человека можно просто отвлечь от важных для него размышлений. Но мышление на то нам и дано, чтобы не допускать подобных ситуаций. Поэтому с помощью вопроса о том, зачем нам вообще над чем-то думать, мы можем контролировать свое мышление и использовать его себе во благо. Поэтому, повторю, вопрос о вопросе – это самый первый вопрос, который вам нужно перед собой поставить, чтобы правильно настроить свое мышление.

Далее вам нужно задуматься над тем, сколько может быть ответов на тот или иной вопрос, на который вы решили найти ответ. Чтобы не мыслить линейно и шаблонно – нужно шире смотреть на стоящие перед вами вопросы. Никогда не позволяйте себе довольствоваться только одним ответом на тот или иной вопрос – ищите как можно больше ответов, задавая себе вопрос о том, какими они, эти ответы, еще могут быть, помимо тех, которые вам уже известны. Чем больше вариантов вы найдете, тем лучше. Если вы не можете найти новые ответы – придумайте их. И неважно, насколько абсурдными они окажутся, главное, что они не позволят вам затормозить свое мышление, посредством прекращения процесса поиска ответов с помощью новых вопросов. А процесс этот обязательно должен длится как можно дольше, чтобы давать вашему мозгу нужную для его развития нагрузку, благодаря которой вы сможете, так сказать, прокачать свое мышление. Это как с мышцами – нельзя один раз отжаться или один раз подтянуться, чтобы заставить их расти и сделать их более выносливыми. Мышцы необходимо нагружать до тех пор, пока они не перейдут предел своих возможностей, чтобы адаптироваться к новым нагрузкам, только тогда они начнут расти и станут более выносливыми. И только тогда ваше мышление начнет развиваться, когда оно с помощью необходимой нагрузки будет выходить за пределы своих текущих возможностей. Поэтому задавайте себе вопросы и ищите, конструируйте, придумывайте на них ответы до тех пор, пока не почувствуете, что предел ваших мыслительных возможностей преодолен. Мозг должен привыкать выстраивать логические цепочки, создавать причинно-следственные связи, находить с их помощью новую информацию, генерировать новую информацию, соединять образы и понятия между собой и конструировать из них целостную картину мира или какого-то отдельно взятого явления. Так что старайтесь как можно реже принимать автоматические решения, какими бы верными они не были, чтобы не отучать свой мозг мыслить. Тренировать таким образом свое мышление вы можете постоянно, в любой ситуации – просто проявляя любопытство ко всему, что вас окружает и задавая себе все новые и новые вопросы о том, что вы хотите узнать.

И наконец, последнее, о чем я хочу рассказать вам в этой статье, но при этом не последнее в этом вопросе – это уже упомянутое мною выше любопытство, а также такая вещь как сомнения, или лучше сказать, состояние сомнения. С помощью сомнений и любопытства можно генерировать невероятное количество вопросов, поиск ответов на которые позволит вам активно развивать свое мышление. Любопытство побуждает человека заглянуть за пределы того, что ему известно. С его помощью человек может задаваться вопросами о самых разных вещах, о которых ему хотелось бы узнать как можно больше. А любопытство плюс сомнения, побуждают человека усомниться в тех истинах, которые ему уже известны. И тогда он задается очень важным, как для любого ученого, так и для каждого из нас вопросом: “Почему что-то устроено так, как устроено, и почему что-то работает так, как работает?” Так что любопытство помогает нам мыслить широко и далеко, а сомнения плюс любопытство помогают нам мыслить глубоко. Главное, чтобы у вас, друзья, возникали вопросы, и вы не довольствовались известными вам ответами на них, а искали на эти вопросы новые для вас и новые вообще ответы. Тогда ваше мышление будет работать и развиваться.

Не могу не сказать вам о том, что у меня есть очень интересная программа обучения, позволяющая развивать мышление. Она сводится как раз к описанным мною выше двум основным действиям – умению задавать себе вопросы и умению находить на них ответы с помощью других вопросов. Программа эта очень необычная, вы наверняка ни с чем подобным не сталкивались в своей жизни, потому что, насколько мне известно, мало где обучают умению задавать вопросы, тем более самому себе, в основном везде людей обучают чему-то с помощью готовых ответов. Так что кому интересно – можете попробовать прокачать свой мозг необычным, но очень полезным для развития мышления способом.

Напоследок я хотел бы вкратце сказать вам о том, какую пользу вы можете извлечь из очень развитого мышления, чтобы вы не теряли мотивацию к работе над его развитием. В наше время, друзья, знания уже не являются той силой, какой они были раньше. Они по-прежнему очень важны и их нужно получать, но на первое место по значимости выходит именно мышление. У кого оно более развито, тот и сильнее, или, если хотите, успешнее по жизни. А знания сегодня быстро устаревают, и они доступны многим. Сегодня практически все могут получить нужные знания, нужную информацию – в любое время и в любом месте. В тот же сотовый телефон можно загрузить столько информации, сколько вы за всю свою жизнь освоить не сможете. А поисковые системы отвечают на любые вопросы быстрее и точнее любого, даже очень умного человека. Поэтому не так важно много знать, куда важнее уметь правильно пользоваться имеющимися у вас знаниями и находить, или еще лучше, придумывать новые знания и создавать новую информацию. А чтобы продуктивно работать с разной информацией и извлекать из нее пользу – нужно обладать развитым мышлением. Именно оно поможет вам быстро решать любые проблемы и задачи.

Максим Власов

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, пожалуйста, и нажмите Ctrl+Enter



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!