Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Каков основной принцип формальной логики и что он предполагает? Юрий ивлев - логика для юристов

«УТВЕРЖДЕНО ПРИНЯТО Директор Филиала на заседании кафедры социально- ЧОУ ВПО БИЭПП в г. Мурманске гуманитарных и естественно-математических дисциплин А.С. Коробейников ЧОУ ВПО БИЭПП в.г. ...»

-- [ Страница 4 ] --

p q, q _________________

p утверждающий модус условно-категорического умозаключения отрицающий модус условно-категорического умозаключения утверждающе-отрицающий модус разделительно-категорического умозаключения отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения Тест № 15.

Вопрос: Сделайте вывод из силлогизма и определите его фигуру:

Все женщины любят красиво одеваться Некоторые журналисты – женщины _____________________________________________________________



«Все журналисты любят красиво одеваться», 2 фигура «Некоторые журналисты любят красиво одеваться», 3 фигура «Все журналисты любят красиво одеваться», 1 фигура «Некоторые журналисты любят красиво одеваться», 1 фигура Тест № 16 Вопрос: Выдвинутое пропонентом суждение, истинность которого он обосновывает в процессе доказательства, – это аргумент довод факт тезис Тест № 17 Вопрос: Доказательство – это сбор различных сведений о событиях, людях и т.п.

логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения умение вести споры, дискусссии, полемику умение убеждать людей путем воздействия на их чувства, психику и т.п.

Тест № 18 Вопрос: Факт – это используемые в научном познании количественные показатели форма эмпирического знания, отражающая реально свершившиеся события любое доказанное положение вопрос, решение которого представляет существенный интерес Тест № 19 Вопрос: Проблема – это любой вопрос, требующий решения форма эмпирического знания, отражающая реально свершившиеся события научное допущение или обоснованное предположение о существовании законов, объясняющих факты вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес Тест № 20 Вопрос: Теория – это абстрактное рассуждение о существующих взаимосвязях между явлениями высшая форма организации научного знания, дающая целостное отражение закономерностей и существенных связей определенной области действительности форма эмпирического знания, отражающая реальные события вопрос или комплекс вопросов, решение которой представляет существенный интерес Вариант № 3 Тест № 1.

Вопрос: Что такое понятие?

слово, обозначающее какой-либо предмет форма мышления, выражающая связь между предметами форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках форма мышления, отражающая внешние признаки предметов Тест № 2.

Вопрос: Какое из понятий обладает наибольшим содержанием из следующей группы понятий:

«учебник логики», «книга», «учебник»?

учебник логики книга учебник Тест № 3.

Вопрос: В зависимости от объема понятия делятся на …?

общие и собирательные единичные и положительные единичные и общие

Тест № 4. Правильно ли проведено ограничение понятий:

«животное» – «млекопитающее» – «птица» – «чайка»?

правильно неправильно Тест № 5.

Вопрос: В приведенном определении укажите ошибку, если она есть: «Голография – это способ получения объемного изображения, основанный на использовании голографических средств».

определение дано правильно в определении допущена ошибка, которая называется тавтология в определении не соблюдена соразмерность Тест № 6.

Вопрос: Простое суждение состоит из … ?

субъекта, объекта и связки субъекта, предиката и связки субъекта, объекта и предиката Тест № 7.

Вопрос: Для следующего суждения сформулируйте противоречащее ему суждение: «Любой персональный компьютер имеет оперативную память».

«Ни один персональный компьютер не имеет оперативную память»

«Все персональные компьютеры имеют оперативную память»

«Некоторые персональные компьютеры не имеют оперативную память»

«Некоторые персональные компьютеры имеют оперативную память»

Вопрос: При каких условиях будет истинным следующее суждение: «Мой отец работает в университете, а брат учится в школе»?

если хотя бы одно из простых суждений является истинным если оба простых суждения являются истинными если одно простое суждение истинно, а другое ложно Тест № 9.

Вопрос: Сделайте вывод с помощью превращения следующего суждения: «Некоторые грибы не являются съедобными».

«Некоторые грибы являются съедобными»

«Некоторые грибы не являются несъедобными»

«Некоторые грибы являются несъедобными»

«Все грибы являются несъедобными»

Тест № 10.

Вопрос: Что входит в состав умозаключения?

посылки, отрицание и заключение посылки, заключение и вывод посылки, обобщение и вывод Тест № 11.

Вопрос: Как называются разновидности силлогизма, различающиеся положением среднего термина в посылках?

модусы силлогизма фигуры силлогизма термины силлогизма Тест № 12.

Вопрос: Установите фигуру и модус следующего силлогизма:

Любое хищение – умышленное преступление Кража есть тайное хищение имущества Кража – умышленное преступление 2-я фигура, модус IAA 2-я фигура, модус ААА 1-я фигура, модус ААА 1-я фигура, модус IAA Тест № 13.

Вопрос: Установите вид умозаключения и его правильность:

Если будет засуха, то посевы погибнут Посевы погибли Была засуха чисто условное умозаключение, вывод правилен условно-категорическое умозаключение, вывод неправилен чисто условное умозаключение, вывод неправилен условно-категорическое умозаключение, вывод правилен Тест № 14.

p q, p _________________

Вопрос: Сделайте вывод из следующих посылок, определите вид умозаключения:

Если бесконтрольно сжигать топливо, то возникнет «парниковый эффект»

Если возникнет «парниковый эффект», то наступит глобальное потепление «Если бесконтрольно сжигать топливо, то наступит глобальное потепление»

(чисто условное умозаключение) «Если наступит глобальное потепление, то бесконтрольно сжигали топливо»

(чисто условное умозаключение) «Если бесконтрольно сжигать топливо, то наступит глобальное потепление»

(условно-категорическое умозаключение) Тест № 16 Вопрос: Положение, с помощью которого обосновывается тезис, – это аргумент пропонент антитезис демонстрация Тест № 17 Вопрос: В состав доказательства входят тезис, демонстрация, аргументы тезис, антитезис, оппонент пропонент, оппонент, аудитория Тест № 18 Вопрос: По способу аргументации доказательство бывает прямым и косвенным реальным и формальным теоретическим и эмпирическим апагогическим и разделительным Тест № 19 Вопрос: Ошибка в доказательстве, когда в качестве аргумента используется ложное положение, называется «подменой тезиса»

«основным заблуждением»

«логической диверсией»

«аргументом к невежеству»

Тест № 20 Вопрос: Гипотеза – это любой вопрос, требующий решения допущение или обоснованное предположение о существовании связей, объясняющих факты форма эмпирического знания, отражающая реально свершившиеся события вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес Вариант № 4 Тест № 1.

Вопрос: Что такое логическая форма?

установленные людьми правила рассуждения ощущение, восприятие и представление определенный способ связи элементов мысли Тест № 2.

Вопрос: Какое из понятий обладает наибольшим объемом из следующей группы: «именная акция», «привилегированная акция», «акция», «ценная бумага»?

именная акция привилегированная акция акция ценная бумага Тест № 3.

Вопрос: Каким законом выражается отношение между содержанием и объемом понятия?

закон пропорциональности между содержанием и объемом закон обратного отношения между содержанием и объемом закон совместимости между содержанием и объемом Тест № 4.

Вопрос: В каком отношении находятся понятия «наличные деньги» и «безналичные деньги»?

подчинения пересечения противоположности противоречия Тест № 5.

Вопрос: Правильно ли проведено обобщение понятий: «экономист» – «преподаватель» – «ученый»?

правильно неправильно Тест № 6.

Вопрос: Установите вид следующего суждения согласно объединенной классификации: «Часть студентов являются отличниками».

общеутвердительное общеотрицательное частноутвердительное частноотрицательное Тест № 7.

Вопрос: Составьте суждение из следующей пары понятий, учитывая распределенность терминов: «соглашение» (субъект, не распределен), «выгодный» (предикат, распределен).

«Все соглашения являются выгодными»

«Некоторые соглашения являются выгодными»

«Некоторые соглашения не являются выгодными»

«Ни одно соглашение не является выгодным»

Вопрос: Установите вид сложного суждения: «В случае нарушения условий договора виновная сторона может быть подвергнута санкциям».

конъюнктивное суждение импликативное суждение разделительное (дизъюнктивное) суждение – нестрогая дизъюнкция разделительное (дизъюнктивное) суждение – строгая дизъюнкция Тест № 9.

Вопрос: Сделайте вывод с помощью обращения следующего суждения: «Все адвокаты являются юристами».

«Некоторые юристы являются адвокатами»

«Некоторые юристы не являются адвокатами»

«Все юристы являются адвокатами»

«Ни один юрист не является адвокатом»

Тест № 10.

Вопрос: К какому виду относится умозаключение, в котором осуществляется переход от частного знания к общему?

аналогия индукция дедукция Тест № 11.

Вопрос: Что такое силлогизм?

умозаключение на основе обращения суждения умозаключение на основе превращения суждения умозаключение на основе противопоставления предикату умозаключение на основе вывода из двух простых категорических суждений Тест № 12.

Вопрос: Что такое модусы силлогизма?

разновидности силлогизма, различающиеся положением среднего термина в посылках разновидности силлогизма, зависящие от распределенности терминов разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок Тест № 13.

Вопрос: Является ли правильным следующий силлогизм; если нет, то какое правило нарушено:

Некоторые экономисты не являются акционерами Некоторые акционеры имеют высшее образование _______________________________________________________________________

Некоторые экономисты не имеют высшее образование силлогизм составлен правильно силлогизм неправилен, обе посылки являются частными суждениями силлогизм неправилен, средний термин не распределен ни в одной из посылок Тест № 14.

Вопрос: Что представляет собой следующая символическая запись:

p q, p _________________

q утверждающий модус условно-категорического умозаключения отрицающий модус условно-категорического умозаключения утверждающе-отрицающий модус разделительно-категорического умозаключения отрицающе-утверждающий модус разделительно-категорического умозаключения Тест № 15.

Вопрос: Какой вывод следует из данного умозаключения, определите его вид:

В случае чрезмерного увеличения денежной массы возникает инфляция Инфляция не возникла «Не произошло чрезмерного увеличения денежной массы» (условно-категорическое) вывод делать нельзя (неправильный модус условно-категорического умозаключения) «Произошло незначительное увеличение денежной массы» (условно-категорическое) «Произошло чрезмерное увеличение денежной массы» (условно-категорическое) Тест № 16 Вопрос: Логическая операция, направленная на разрушение доказательства, называется аргументацией рассуждением обоснованием опровержением Тест № 17 Вопрос: Ошибка в доказательстве, когда вместо тезиса обсуждается человек, выдвинувший тезис, – это «логическая диверсия»

«аргумент к личности»

«аргумент к невежеству»

Тест № 18 Вопрос: Положение, с помощью которого обосновывается тезис, – это аргумент пропонент антитезис демонстрация Тест № 19 Вопрос: Форма эмпирического знания, отражающая реально свершившиеся события, называется гипотезой проблемой фактом теорией Тест № 20 Вопрос: Эмпирическую основу научного знания составляют проблемы факты гипотезы теории Ключи для проверки тестов Номер правильного Номер правильного Номер вопроса Номер вопроса ответа (ов) ответа (ов) Вариант № 1 Вариант № 2 В Б В Б Б Б Б В В А Б В В В А Г Б Б Б В А Г Б А Б В В Б Г Г А Г Б Б Б Б А Г Б Б

–  –  –

А Г А Б Б Г Б Б Б В В В А Б В А Б А Б Г В В Б Б Г А А А А Г А В А А Б В Б Б

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа - одна из активных форм самостоятельной учебной работы студента в процессе изучения конкретного учебного курса. Контрольные работы выполняются по рассматриваемым темам курса с целью их лучшего усвоения и приобретения прочных системных знаний.

Каждый студент выбирает теоретический вопрос из предложенного перечня по каждой теме курса самостоятельно. Подготовка и выполнение контрольной работы в ходе учебного процесса предполагает решение следующих задач:

углубить полученные в ходе аудиторных занятий знания и закрепить их;

реализовать интерес к той или иной теме, разделу курса, проявить свои творческие способности;

овладеть методикой научного исследования;

научиться подбирать необходимую для раскрытия избранной темы литературу и другие источники, осмысливать материал, анализировать его;

овладеть навыками грамотно, последовательно, доказательно излагать проработанный материал.

Объем реферата не должен превышать 10 страниц формата А4. Текст должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа с межстрочным интервалом 1,5, размер шрифта - 14. Первой страницей считается титульный лист, который не нумеруется, последней - последний лист приложения. Номер страницы предпочтительно ставить снизу по центру или справа. Левое, верхнее, нижние поля - 2,5 см, правое поле - 1,5 см.

Каждая структурная часть текста должна начинаться с новой страницы. Заголовки (параграфы) и подзаголовки выделяются более крупным шрифтом.

Контрольная работа должна включать:

Титульный лист -план рубрики плана должны дублироваться в тексте работы; каждый раздел плана должен найти отражение в тексте работы;

Введение, объемом 1-2 страницы, в котором обосновывается актуальность темы (источника) и мотивы их выбора, раскрывается проблематика, цель и задачи работы, характеризуется ее структура.

Основную часть, которая состоит из заимствованных положений, фактических данных, изложения собственных мыслей и взглядов;

Решение задач;

Заключение, объемом до одной страницы, в котором кратко и четко формулируются выводы и обобщения; оно должно по смыслу быть связано с введением;

Список использованной литературы, который составляется в алфавитном порядке.

В ходе подготовки контрольной работы студент при необходимости обращается за консультацией к преподавателю. Завершенная работа брошюруется и сдается преподавателю для проверки. Проверенную и оцененную работу преподаватель возвращает для ознакомления студенту.

Контрольная работа.

Задание 1. Дать полную логическую характеристику понятия:

1. Железобетонный студент;

2. Восточная граница России;

3. Гимназия;

4. Обучаемый;

5. Преподаватель логики;

6. Студент;

7. Кафедра гуманитарных дисциплин;

9. Логическая операция над понятиями;

10. Совместимые понятия, не имеющие общих элементов.

Задание 2. Определить вид отношений между понятиями, изобразив их объемы при помощи круговых схем Эйлера:

1. Студент - успевающий студент - неуспевающий студент, студент педагогического вуза студент университета;

2. Человек - честный человек - добрый человек - злой человек;

3. Разведка – контрразведка;

4. Эрудиция – невежество;

5. Черта характера - радость - чувство – гордость;

6. Оружие - огнестрельное оружие - пистолет - вооруженный человек;

7. Университет - высшее учебное заведение - учебное заведение - школа - школа №3 г.

Оренбурга;

9. Виновность – невинность;

10. Река - глубоководная река - мелководная река - европейская река -озеро Байкал.

Задание 3. Проверить правильность деления понятий, в случае обнаружения ошибок, указать и исправить их:

1. Иностранные языки делятся на трудные и неевропейские;

2. Углы бывают прямые, острые, тупые и смежные;

3. Студенты делятся на тех, кто списывает всегда и тех, кто не списывает никогда;

4. Приговоры суда бывают оправдательными, обвинительными и не справедливыми;

5. Вопросы бывают легкие и трудные, относящиеся к теме и не относящиеся к теме;

6. Машины можно разделить на отечественные, импортные, легковые и грузовые;

7. Картины бывают пейзажные и исторические;

8. Ответы студентов бывают правильные и неправильные, рассудительные и оригинальные;

9. Лекарственные формы бываю жидкие, мягкие, твердые и газообразные;

10. Сутки делятся на утро, день и вечер.

Задание 4. Проверить правильность определения, в случае обнаружения ошибок, указать и исправить их:

1. Студент - это человек, обучающийся в высшем учебном заведении;

2. Физика - это наука о природе;

3. А, р, у - буквы греческого алфавита;

4. Определение - это способ введения абстрактных понятий;

5. Шар - это геометрическое тело, полученное вращение полукруга вокруг диаметра;

6. Сознание - свойство высокоорганизованной материи;

7. Логика - наука, изучающая законы правильного образования логических форм мышления;

8. Государство - это историческая общность людей;

9. Экономическая теория - дисциплина, которую изучают в экономических вузах;

10. Нефть - это черное золото.

Задание 5. Определить логические отношения между суждениями:

1. Все студенты изучают логику. Некоторые студенты не изучают логику;

2. Каждый человек любит кого - нибудь. Ни один человек не любит всех;

3. Не всякий человек честен. Некоторые люди честны;

4. Я сдам логику на «хорошо» или «отлично», если буду регулярно выполнять домашние задания;

5. Я не сдам логику на «хорошо» или «отлично», хотя и буду регулярно выполнять домашние задания;

6. Если человек лжет, то он не является честным. Если человек честный, то он не лжет;

7. Ни одному человеку не возможно знать все. Некоторым людям, возможно, знать все;

8. Если пропускать много занятий и не осваивать пропущенный материал самостоятельно, то трудно хорошо сдать экзамен;

9. Можно пропустить много занятий, но сдать хорошо экзамен, если осваивать пропущенный материал самостоятельно;

10. Всякое преступление должно быть раскрыто. Какое-то преступление может быть раскрыто;

11. Всякий студент изучает какую-нибудь науку. Ни один студент не изучает всех наук;

12. Я мыслю, следовательно, я существую;

13. Я не мыслю, следовательно, я не сомневаюсь.

Задание 6. Осуществить указанные непосредственные выводы:

1. Осуществить вывод путем превращения:

Ни одна захватническая война не является справедливой.

2. Осуществите вывод путем обращения:

Ничто не вечно под луной.

3. Осуществите все возможные выводы по логическому квадрату:-Ни одна звезда не является обитаемой.

4. Осуществите вывод путем противопоставления предикату:

Всякий закон является нормативно - правовым актом.

5. Построить вывод путем противопоставления субъекту:

Всякий сверчок знает свой шесток.

6. Сделать выводы путем противопоставления субъекту:-Всякому овощу свое время.

7. Осуществите вывод путем противопоставления предикату:

Некоторые люди никогда не видели моря.

8. Осуществите все возможные выводы по логическому квадрату:

Неверно, что кто-то умнее всех.

9. Осуществите все возможные выводы по логическому квадрату:-Ни один юрист не знает всех законов.

10.Построить выводы путем противопоставления субъекту и предикату: Каждый студент мечтает получить хорошую оценку на экзамене.

Задание 7. Произведите полный разбор силлогизма, определив его фигуру (для всех вариантов):

Иногда образная речь не является красноречивой, ибо она глупость не является красноречивой, а иногда глупость выражается образно.

Задание 8. На основании данных трех понятий постройте правильный силлогизм и определите его фигуру и модус:

1. Для вариантов 0,2,4,6,8:

Исследование, научная работа, научный эксперимент.

2. Для вариантов 1,3,5,7,9:

Петр I, император, государственный деятель.

Похожие работы:

«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ БОУ ОО СПО «ОРЛОВСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА Специальность «Сестринское дело» «Сестринское дело в офтальмологии» Срок реализации 1,5 месяца (216 часов) Орёл, 2014 год СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 2. Квалификационная характеристика должности 3. Учебный план. 4. Учебно-тематический план. 5. Содержание дисциплины и объем учебных часов (теория и практика). 6. Перечень наглядных...»

«Конспект лекций по дисциплине «Введение в специальность и правительственно-политическая система» Лекция 1-2. Высшее образование в РФ Основные понятия Образование по законодательству РФ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства,...»

«Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский городской университет управления Правительства Москвы Институт высшего профессионального образования Кафедра государственного управления и кадровой политики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и научной работе А.А. Александров «_»_ 2015 г. Рабочая программа учебной дисциплины “Этика государственной и муниципальной службы” для студентов направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»УТВЕРЖДАЮ: Ректор _ В. А. Волчек «» _ 2014 г. Основная образовательная программа высшего образования Специальность 030701 Международные отношения Направленность (специализация) «Мировая политика» Квалификация (степень) специалист в области международных отношений Форма обучения очная Кемерово 2014...»

«НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ» «УТВЕРЖДЕНО» Ученым советом Университета управления «ТИСБИ» протокол № от «10» октября 2014 г. Н.М. Прусс СТРАТЕГИЯ И ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ» НА 2014-2017 гг. Казань-2014 Оглавление 1. Введение 2. Принципы формирования программы развития, контроля и управления программой. 5 3. Общая информация об Университете управления «ТИСБИ» 7 4. Миссия Университета 5....»

«АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 ноября 2012 г. N 617 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ НА 2012 2017 ГОДЫ В целях реализации основных базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права направлений и задач государственной политики в интересах детей постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 2017 годы. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на...»

«Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ В 2016 ГОДУ Справочник по образовательным организациям высшего образования для поступающих на базе высшего образования для обучения по программам магистратуры Барнаул 2015 Куда пойти учиться в Алтайском крае в 2016 году. Справочник по образовательным организациям высшего образования для поступающих на базе высшего образования для обучения по программам магистратуры /Сост.: Кайгородов Е.В.,...»

«ОРГАНИЗАТОР Ф 2013 29-30 мая Отель Rixos Almaty, Алматы РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В КАПИТАЛ III ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЙ ФОРУМ «СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ» Казахстанский форум КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ 2013 КЛЮЧЕВЫЕ ТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИНАНСИРОВАНИЮ ПОДГОТОВКА КОМПАНИИ К ПРЯМЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ИНВЕСТОРОМ ПОВЫШЕНИЕ КАПИТАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ ПРАВОВЫЕ И НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОДАЖИ БИЗНЕСА ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЕР ПРИ ПОДДЕРЖКЕ АФК ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МЕДИА-ПАРТНЕР ПАРТНЕРЫ...»

«Московская городская Дума Российский Зелёный крест Западное окружное управление образования г. Москвы ГОУ СОШ №1018 ЗОУО ДО г. Москвы ПЕРВАЯ ГОРОДСКАЯ МОЛОДЁЖНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Экология Москвы и молодёжная экологическая политика 6 декабря 2008 г., Московская городская Дума сборник материалов и докладов Москва, 2009 Первая городская молодёжная конференция “Экология Москвы и молодёжная экологическая политика” (6 декабря 2008 г., Московская городская Дума): сборник материалов и докладов. – Москва,...»

«Комитет финансов Ленинградской области Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2012-2014 годы 2011 год 1. Цели, задачи и показатели деятельности комитета финансов Ленинградской области. Комитет финансов является органом исполнительной власти Ленинградской области и в соответствии с Положением о комитете, утвержденном постановлением Правительства Ленинградской области от 27.12.2004 № 319 «Об утверждении штатного расписания и Положения о комитете финансов Ленинградской...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Учебные, рабочие программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Некоторые преступники не являются психически больными людьми. Следовательно, некоторые преступники являются не психически больными людьми.

4.12. Некоторые государства не являются федеративными. Следовательно, некоторые государства являются не федеративными.

4.13. Некоторые преступления не являются терроризмом. Следовательно, некоторые преступления являются не терроризмом.

4.14. Некоторые преступники не являются ворами. Следовательно, некоторые преступники являются не ворами.
4.15. Некоторые правоохранительные органы не являются таможенными органами. Следовательно, некоторые правоохранительные органы являются не таможенными органами.

Упражнение 2:

Отношение обращения:

А) Общеутвердительное суждение обращается в частноутвердительное:

1.2.Все работники прокуратуры имеют удостоверение. Следовательно, некоторые работники, имеющие удостоверение являются работниками прокуратуры.

1.2. Все пенсионеры получают пенсию. Следовательно, некоторые люди получающие пенсию являются пенсионерами.

1.3. Все правоохранительные органы являются государственными органами. Следовательно, некоторые государственные органы являются правоохранительными.

Б) Общеутвердительные выделяющие суждения (в них предикат распределен) обращаются без ограничения по схеме:

2.4. Все работники таможни и только работники таможни, имеют таможенные удостоверения. Следовательно, все имеющие таможенные удостоверения являются работниками таможни.

2.5. Все студенты юридического факультета и только студенты юридического факультета, изучают Конституционное право. Следовательно, все студенты, изучающие Конституционное право являются студентами юридического факультета.

2.6. Все Россияне и только Россияне имеют право выбирать президента Российской Федерации. Следовательно, все кто имеет право выбирать президента Российской Федерации является Россиянином.

В) Общеотрицательное суждение обращается в общеотрицательное:

3.7. Ни один работник нашего отдела не является не экономистом. Следовательно, ни один не экономист не является сотрудником нашего отдела.

3.8. Ни один студент нашей группы не является не целевиком. Следовательно, ни один не успевающий студент не является студентом нашей группы.

3.9. Ни один житель нашего дома не является не Барнаульцем. Следовательно, ни один не Барнаулец не является жителем нашего дома.

Г) частноутвердительное суждение обращается в частноутвердительное:

4.10. Некоторые работники прокуратуры юристы. Следовательно, некоторые юристы являются работниками прокуратуры.

4.11. Некоторые студенты нашей группы приехали учиться из других городов. Следовательно, некоторые приезжие учиться из других городов являются студентами нашей группы.

4.12. Некоторые преподаватели нашего факультета историки. Следовательно, некоторые историки являются преподавателями нашего факультета.

Д) Частноутвердительное выделяющее суждение обращается в общеутвердительное:

5.13. Некоторые юристы являются адвокатами. Следовательно, все адвокаты являются юристами.

5.14. Некоторые студенты являются заочниками. Следовательно, все заочники являются студентами.

5.15. Некоторые общественно опасные деяния являются преступлениями против личности. Следовательно, все преступления против личности являются общественно опасными деяниями.

Упражнение 3:

Противопоставление предикату:

А) Общеутвердительное суждение преобразуются в общеотрицательное:

1.1. Все судьи имеют юридическое образование. Следовательно, ни один человек, не имеющий юридического образования не является судьей.

1.2. Все есть общественно опасные деяния. Следовательно, ни одно не общественно опасное деяние не является преступлением.

1.3. Все студенты нашей группы являются успевающими. Следовательно, ни один не успевающий студент не является студентом нашей группы.

1.4. Все граждане России имеют Российский паспорт. Следовательно, ни один человек, не имеющий Российский паспорт не является гражданином России.

Б) Общеотрицательное суждение преобразуется частноутвердительное:

2.5. Ни одна захватническая война не является справедливой. Следовательно, некоторые не справедливые войны являются захватническими.

2.6. Ни один студент юрист не изучает физику. Следовательно, некоторые не изучающие физику студенты являются студентами юристами.

2.7. Ни одно подразделение нашего ОМОНА не имеет плохих показателей. Следовательно, некоторые подразделения, не имеющие плохих показателей являются подразделением нашего ОМОНА.

2.8. Ни один работник прокуратуры не является физиком. Следовательно, некоторые работники не являющиеся физиками являются работниками прокуратуры.

2.9. Ни один работник таможни не является преступником. Следовательно, некоторые работники не являющиеся преступниками являются работниками таможни.

В) Частноутвердительное суждение посредством противопоставления предикату не преобразуется:

2.10. Некоторые врачи – невропатологи. Следовательно, некоторые врачи не являются не невропатологами.

2.11. Некоторые юрист – адвокаты. Следовательно, некоторые юристы не являются адвокатами.

2.12. Некоторые преступники – воры. Следовательно, некоторые преступники не являются ворами.

Стр. 35

Назовите понятия, обладающие наибольшим объемом в каждой из приведенных ниже групп

1)Четырехугольник, квадрат, правильный четырехугольник Четырехугольник

2)Хищник, тигр, млекопитающее, животное Животное

3)Планета, планета Солнечной системы, Земля Планета

4)Адвокат, прокурор, юрист. Юрист

5) Пистолет, кинжал, оружие Оружие

6)Кедр, ель, хвойное дерево, дерево Дерево

7)Документ, удостоверение, паспорт Документ

8)Студент, учащийся, курсант Учащийся

9)Книга, учебник м атематики, учебник Книга

10) Плотник, сварщик, рабоч ий, трудящийся Трудящийся

11) Село, районный цент р, населенный пункт Населенный пункт

Назовите понятия, обладающие наибольшим содержанием в каждой из приведенных ниже групп

1)Знак, дорожный знак, знак поворота Знак поворота

2)Религия, католицизм, христианство Католицизм

3)Игра, футбол, спортивная игра Футбол

4)Радиотелефон, телефон, средство связи Радиотелефон

5)Студент, студент гуманитарного института, учащийся Студент гуманитарного института

6)Учебник, книга, учебник экономики Учебник экономики

7)Газета, газета «Известия », периодическое издание Газета «Известия»

8)Статья Гражданского кодекса, статья зако на, ст. 47 Граждан ского кодекса РФ Ст. 47 Гражданского кодекса РФ

9)Роман, литературное про изведение, роман Л.Н.Толст ого «Война и мир» Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»

10) Столица, столица России Столица

11 Полководец, русский полководец, полководец Суворов Русский полководец

Стр. 38

. Правильно ли проведено обобщение?

1) Русский - славянин - человек

Обобщение проведено частично неправильно

Правильное обобщение:

Русский - славянин - представитель народа

Человек - млекопитающее - животное - живое существо

2)Учебник логики - учебник - книга

3)Класс - школа - средняя школа Обобщение проведено неправильно

Класс - многозначное слово, точное значение его здесь не определено.

Возможные обобщения:

Класс - группа школьников - группа людей

Класс - школьное помещение - помещение

Школа - учебное заведение

Школа - административное здание - здание

4)Слесарь - рабочий - трудящийся Обобщение проведено правильно

5)Отделение - взвод - ро та - полк Обобщение проведено неправильно

Здесь представлены отношения части и целого

Правильное обобщение:

Отделение - войсковая единица

Взвод - войсковая единица

Рота - войсковая единица

Полк - войсковая единица

6)Аристотель - древнегреческий философ - мыслитель Обобщение проведено правильно

7)Кража - вор - тюрьма

Кража - преступление - правонарушение

Вор - преступник - нарушитель закона

Тюрьма - место заключения - пеницитарное заведение

8)Сантиметр ~ метр - мера длины

Сантиметр - метр - этот отношения части и целого Правильное обобщение: Сантиметр - мера длины - мера Метр - мера длины - мера

9)Автомобиль «Жигули» - автомобиль - средство передвижения Обобщение проведено правильно

10)Луна - спутник Земли - спутник Обобщение проведено неправильно Правильное обобщение:

Луна - планета солнечной системы - планета Естественный спутник земли - спутник Земли Искусственный спутник Земли - спутник Земли Понятие «спутник» неопределенно

Стр. 38-39

Правильно ли проведено ограничение?

1)Книга - раздел книги - страница книги

Ограничение проведено неправильно. Здесь представлены отношения части и целого.

2)Время - час - минута - секунда Время - меры времени.

Час - минута - секунда - представлены отношения части и целого.

3)Студент - студент высшего учебного заведения - студент НГИ

4)Карандаш - красный карандаш - красный карандаш, которым маль чик нарисовал цветок

Ограничение проведено правильно.

5)Оружие - огнестрельное оружие - пистолет Ограничение проведено правильно.

6) Литературное произведение - рассказ - рассказ А. П. Чехова Ограничение проведено правильно.

7)Строение - жилой дом - квартира в жило м доме Строение - жилой дом - ограничение проведено правильно.

Жилой дом - квартира в жилом доме - неправильно, отношения части и целого

Жилой дом - многоэтажный жилой дом Помещение - квартира

8)Растение- роза- плетистая роза Ограничение проведено правильно.

9)Банда - преступная группа - преступник Ограничение проведено неправильно. Банда - преступная группа

преступная группа - преступник - отношения части и целого Группа людей - преступная группа = банда - банда «Черная кошка»

10)Ученый - русский ученый - В. И. Вернадский Ограничение проведено правильно.

Стр.39

Обобщить и ограничить следующие понятия:

1)способ ный ученик

Ученик - способный ученик - способный ученик 5 класса

2)кинофильм

Произведение киноискусства - кинофильм - художественный кинофильм

3)пистолет

Огнестрельное оружие - пистолет - пистолет Макарова

4) логика

Наука- формальная логика

5) газета

Средство массовой информации - газета - газета «Компаньон»

6) работник прокуратуры

Государственный служащий - работник прокуратуры - следователь прокуратуры

7) философ

Ученый - Аристотель

8) учебник

Книга - учебник физики - учебник классической физики

9) студент

Учащийся - студент - студент НГТУ

10) письменный стол

Стол - письменный стол - дубовый письменный стол

11) дерево

Растение - дерево - лиственное дерево

12) здание

Архитектурное сооружение - здание - административное здание

Стр. 42.

Дайте логическую характеристику понятию «Российская Федерация».

Единичное (так как в объем понятия входит один элемент), собирательное (так как мыслится совокупность федеративных единиц) конкретное (так как мыслится существующий конкретный объект), положительное (так как имеет положительные свойства), безотносительное (так как существует раздельно, вне отношения к другим предметам).

Среди перечисленных понятий укажите единичные, общие и пустые.

1) профессор - общее

3) Жареный лед - пустое

4) Самое глубокое озеро на земном шаре –единичное

5) Круглый квадрат - пустое

6) луна - единичное

7) Город - общее

8) Философ - общее

9) Аристотель - единичное

10) Пегас - пустое

11) Суд - общее

12) Свидетель - общее Стр . 44

Укажите вид отношения, в котором находятся понятия в каждой из следующих пар, и изобразите это с помощью круговых ^ -------„ схем.

1) Персия, Иран Равнообъемность А - Персия

Б - Иран

2) Добро, зло Противоречие А - Добро

Б-Зло

3) Хирург, терапевт Соподчинение А - Хирург Б - Терапевт

4)Россия не, русские Подчинение

А - россияне Б - Русские

5)Золото, металл Подчинение

А - Золото Б - Металл

6)областной суд, городской

Соподчинение А - областной суд Б - городской суд

7) Живое, неживое. Противоречие

А - Живое Б - Неживое

8)Мудрость, глупость Контрарность

А - Мудрость Б - Глупость

9)Студент, шахматист Пересечение

А - Студент Б - Шахматист

10) Ромашка, незабудка соподчинение

А - ромашка Б - незабудка

Суд

11) Россия, Российская Федерация Равнообъемность

А - Россия

Б - Российская Федерация

12) Экономист, преподаватель Пересечение

А - Экономист Б - Преподаватель

13) Четный, нечетный Противоречие

А - Четный Б - Нечетный

14) Аристотель, создатель формальной логики

Равнообъемность

А - Аристотель

Б - Создатель формальной логики

15) Эрудиция, невежество Контрарность

А - Эрудиция Б - Невежество

16) Преступление, взятка Несравнимые

А - Преступление Б - Взятка

17) Совершеннолетний, несовершеннолетний

Противоречие

А - Совершеннолетний

Б - Несовершеннолетний

18) Логика, традиционная логика Подчинение

А - Логика

Б - Традиционная логика

19) Виновный, невиновный Противоречие

А - Виновный Б - Невиновный

20) Дерево, хвойное дерево

Подчинение

А - Дерево

Б - Хвойное дерево

Стр. 46

Подберите понятия, отношения между которыми соответствуют приведенным ниже круговым схемам:

А - теннисист

В - атлет

С - учитель физкультуры

А - дерево В - хвойное С- ель

дерево

А - студенты В - первокурсники С - заочники

машина легковая машина

С - тетрадь

Стр. 58

Среди перечисленных ниже суждений выделите атрибутивные, экзистенциальные и реляционные.

1) Говорящий много часто ошибается. Атрибутивное

2) «Есть женщины в русских селеньях» (А. Н. Некрасов). Экзистенциальное

3)Каждый из родителей старше своих детей. Реляционное

4)Все металлы электропроводны. Атрибутивное

5)Рязань меньше Москвы. Реляционное

6)Советского Союза нет. Экзистенциальное

7)Платон является философом. Атрибутивное

8)Дыма без огня не бывает. Экзистенциальное

9)Иван - брат Петра. Реляционное

10)Существуют редкие книги. Атрибутивное

Стр. 58

5) Красота спасет мир, если она добра.

6} Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают (А. С. Пушкин). АлВлС

7)«Если выступаешь без хорошей подготовки, значит, говоришь общо, неинтересно, фразерствуешь» (О. Гончар).

8)«Если ты не глуп, как пробка, то не полезешь в бутылку» (М. Дружинина).

9)Если и только если число делится на 2, то оно четное. А = В

10)«Если ты видишь юного живым, возносящимся на небо, то, ради бога, скорей ухвати его за пятку и сдерни на землю» (Из древнерусской философии).

(АлВ)^(С aD)

11)Если она сдела ет домашнее задание и вымоет посуду, то родители разрешат ей сходить в кино или пригласить домой друзей.

(AaB)^(Cv D)

12)Он очень любит охоту, бридж и бильярд, поэтому можно сказать, что о н азартен. {AaBaC)->D

13)Если вы страдаете бессонницей, не старайтесь заснуть, а лучше встаньте, займитесь каким-либо делом и делайте его до тех пор, пока не почувствуете сонливость.

А -> (-п5 л С л D а Е)

14) «Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим» (Плавт). А^В

15)Если хочешь получить хорошую оценку на экзамене, зна чит должен ходить на лекции и много заниматься.

Стр. 68

С помощью следующих простых суждений: а) «Я работаю в библиотеке»; в) «Я люблю свою профессию»; с) «Я учусь в институте» - составьте высказывания, соответствующие формулам:

1 \ а а Ъ а с

Я работаю в библиотеке, люблю свою профессию и учусь в институте.

2) (a a b) с

Если я работаю в библиотеке и люблю свою профессию, то я учусь в институте.

3)a a -ib a -\с

Я работаю в библиотеке, но не люблю свою профессию и не учусь в институте.)

Если я работаю в библиотеке и учусь в институте то я люблю свою профессию.

) Если я учусь в институте, то я работаю в библиотеке и люблю свою профессию.

ft) -\п V -,С А Ъ

Либо я не работаю в библиотеке, либо не учусь в институте, но я люблю свою профессию.

7 1 (-\й a -ib)-> -ic

Я не работаю в библиотеке и не люблю свою профессию, а потому я не учусь в институте.

«Теория Дарвина может быть опровергнута опытными данными» - составьте высказывания , соответствующие формулам:

j, a ->{b л с)

Если Теория Дарвина является научной, то она может быть подтверждена опытными данными и опровергнута опытными данными. 2> (ftvc)^fl

Если Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными или опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина является научной. 3 . (-нблс)-»-ia

Если Теория Дарвина не может быть подтверждена опытными данными и может быть опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина не является научной.

4) (Ьл^

Если Теория Дарвина может быть подтверждена опытными данными и не может быть опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина не является научной.

Если Теория Дарвина не является научной, то она не может быть подтверждена опытными данными или не может быть опровергнута опытными данными.

Если Теория Дарвина не может быть подтверждена опытными данными и не может быть опровергнута опытными данными, то Теория Дарвина не является научной.

Стр. 72

Могут ли в спорах и дискуссиях смешиваться противоречащие и противоположные суждения ? Приведите примеры.

Противоречащие и противоположные суждения в спорах и дискуссиях могут смешиваться.

Например, если в суде обвинитель утверждает, что в рассматриваемом случае имела место кража (р), которая совершена группой лиц по предварительному сговору (q). Защитник

не отрицает факта кражи (р), но считает, что она была совершена без сговора ^~ 1 ^.

Каждый из них считает, что эти утверждения - \Р Л 1) и \Р А ~^Я) _ исключают друг друга как альтернативные. В действительности же оказывается, что эти высказывания находятся в отношении противоположности.

Следует ли руководствоваться отношением противоречия, выбирая оптимальную стратегию спора? Для ответа на данный вопрос рассмотрите следующую ситуацию. Ваш оппонент придерживается мнения о том, что «Наполеон - великий человек, и прекрасно все то, что он совершил». Вам необходимо опровергнуть Вашего оппонента.

В данном случае оппонент выдвигает два суждения:

Частноутвердительное суждение «Наполеон - великий человек», общеутвердительное суждение «Все, что совершил Наполеон - прекрасно».

Руководствуясь отношением противоречия, для опровержения данного утверждения следует выдвинуть суждения:

Общеотрицательное: «Ни один Наполеон - не является великим человеком», частноотрицательное: «Некоторые дела Наполеона не являются прекрасными».

Из истинности суждения Е следует истинность суждения О, то есть, мы можем доказать, что «Некоторые Наполеоны не являются великими людьми». Поскольку «Наполеон» -понятие единичное, то нам удалось опровергнуть суждение «Наполеон - великий человек».

Истинность частного суждения оставляет общее суждение неопределенным. То есть из истинности суждения О «Некоторые дела Наполеона не являются прекрасными» не следует истинность суждения «Ни одно из дел, которое совершил Наполеон, нельзя назвать прекрасным».

Следовательно, использование отношения противоречия между суждениями нельзя назвать оптимальной стратегией спора.

Стр. 74

Стр. 78

Стр. 91

Стр. 100

От чего зависит точность ответа? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на одно из правил полемики: каков вопрос, таков и ответ.

От того, насколько ответ

а) адекватен, т.е. будет строиться на информации, относящейся к предмету вопроса;

б) соразмерен, т.е. будет исчерпывать предмет вопроса и не будет выходить за его рамки;

в) непротиворечив, т.е. не будет нарушать требования закона исключенного третьего.

Какого рода трудности могут возникнуть при ответах на сложные вопросы? Приведите примеры.

При ответах на сложные вопросы краткие ответы являются неопределенными.

Например, на конъюнктивный вопрос «Есть ли жизнь на марсе?» краткий отрицательный ответ «Нет» будет неопределенным.

Также неопределенность в ответе возникает в случае краткого утверждения на дизъюнктивный вопрос.

Например, если на вопрос «Курение вредно или аморально?» отвечают «Да», не ясно, что имеют в виду:

1) «Курение вредно и аморально»;

2) «Курение вредно, но не аморально»;

3) «Курение не вредно, но аморально».

Неопределенность кратких ответов снимается развернутыми ответами на поставленные вопросы.

Стр.110

1.Какую роль сыграли софизмы в становлении логики?

Софисты впервые поставили вопрос о необходимости построения логики. Превращение языка в серьезный предмет особого анализа, в объект систематического исследования было первым шагом софистов в направлении создания науки логики. Важным является также типичное для софистов подчеркнуто формальное отношение к языку. Отрывая мысль от ее объекта, они отодвинули в сторону вопрос о соответствии ее этому объекту и замкнули мысль, потерявшую интерес к действительности и истине, только на слове. Как раз на этом пути, на пути преимущественного структурного восприятия языка и отвлечения от выражаемого им содержания, и возникло центральное понятие логики. В софизмах было смутное предвосхищение многих конкретных законов логики, открытых гораздо позднее. С них началось осмысление и изучение доказательств и опровержения. Таким образом, софизмы содействовали возникновению логики как науки о правильном, доказательном мышлении.

2.Изложите основное содержание апорий Зенона «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия», «Стрела». Каково современное истолкование апорий Зенона?

«Ахиллес и черепаха»: быстроногий Ахилл не способен догнать медлительную черепаху, так как пока он пробежит разделяющее их расстояние, она проползет немного, пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет и т.д.

«Дихотомия»: прежде, чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти его половину, а до этого - половину половины и т.д.; процесс такого деления бесконечен, поэтому тело вообще не может начать двигаться или, если но уже движется, движение не может окончиться.

«Стрела»: летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, т. е. покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть, покоится всегда.

В настоящее время апории признаются подлинными парадоксами.

Стр.111

1.Каково значение парадоксов для логики?

Логика - абстрактная наука. В ней нет экспериментов и фактов в обычном смысле слова. Между тем наука должна базироваться на фактах. В логике парадоксы в той или иной острой форме позволяют выявить расхождение логической теории с практикой действительного мышления, указать на внутреннюю противоречивость теории. Подобно эксперименту, парадоксы в логике проверяют правильность логических систем. Парадокс в логической теории говорит о несовместимости допущений, лежащих в ее основе. Этим объясняется то значение, которое придается парадоксам в логике, и большое внимание, которым они в ней пользуются.

2.Какие решения предлагались для парадокса «Лжец»?

Решение У. Оккама: утверждение «Всякое высказывание ложно» бессмысленно, поскольку оно говорит в числе прочего и о своей собственной ложности. Из этого утверждения прямо следует противоречие. Если всякое высказывание ложно, то это относится и к самому данному утверждению; но то, что оно ложно, означает, что не всякое высказывание является ложным.

Решение Ф. Буридана: С точки зрения обычных представлений о бессмысленности выражения типа «Я лгу», «Всякое высказывание истинно (ложно)» и т.п. вполне осмысленны. О чем можно подумать, о том можно высказаться. Человек может думать об истинности утверждения, которое он произносит, значит, он может и высказаться об этом. Не все утверждения, говорящие о самих себе, относятся к бессмысленным. Буридан считал высказывание «Я лгу» не бессмысленным, а ложным. Он обосновывал это так. Когда человек высказывает какое-то предложение, он утверждает тем самым, что оно истинно. Если же предложение говорит о себе, что оно само является ложным, то оно представляет собой только сокращенную формулировку более сложного выражения, утверждающего одновременно и свою истинность, и свою ложность. Это выражение противоречиво и, следовательно, ложно. Но оно никак не бессмысленно. Аргументация Буридана и сейчас иногда считается убедительной.

Современные подходы: в утверждении «Это высказывание является ложным» встречается слово «это». Вопрос, к какому именно объекту оно относится? «Лжец» может говорить о том, что слово «это» не относится к смыслу данного утверждения. Но тогда к чему оно относится, что обозначает? И почему данный смысл не может быть все-таки обозначен словом «это»? В этом контексте «Лжец» уже не предостерегает от смешения языка и метаязыка, а указывает на опасности, связанные с неправильным

Стр.113

Каков логический прием построения гипотезы

Приёмы построения гипотез различаются по форме, уровню, характеру, механизму формирования, логической структуре и функциональному назначению.

Г #ерй».г «если..., то.,.":

И «m:-iv.. , то..., г;ах.\ж:..»

УровеньЭмпирическое исследование

с Жарштш&р Модификвционная

Механизм фиртрования Простые: индуктивные или дедуктивные

Комплексные: индуктивно-дедуктивные

Логическая чч^ухтура Линейная (1 предположение)

Разветвлённая (возможные следствия)

v"■>;-, ■ -, :; , ; "; i"i ;

ОШШйННвЯ

Задачи

Брусок и кубик равны по массе двум цилиндрам. Масса одного бруска равна массе одного кубика и одного цилиндра. Три цилиндра имеют такую же массу, что и два бруска. Сколько необходимо кубиков для того, чтобы уравновесить один брусок?

Решение:

(1) 1б+1к=2ц

(2) 1к+1ц=1б

(3) Зц=2б

1) 2б=3ц (3), следовательно, масса одного бруска равна 1,5 массы цилиндра, то есть 16=1,5ц.

2) Мы знаем, что 16=1 к+1ц (2) То есть 1,5ц=1к+1ц

3) Тогда 1к= 1,5 ц-1 ц 1к=0,5ц

То есть, масса одного кубика равна 0,5 массы цилиндра, то есть 1к=0,5ц.

4) Значит 1 ц=1к+1к=2к

5) Так как 16=1 к+1ц (2), то 16=1 к+2к

6) Проверим решение: Так как 16+1к=2ц (1), то Зк+1к=2ц

1к-0,5ц

1,5 к+1к=2ц - верно.

7) Значит, масса одного бруска равна массе 3 кубиков, значит для того, чтобы уравновесить один брусок, необходимо 3 кубика.

Три игральные карты из одной колоды лежат в ряд рубашками вверх. Справа от короля - дама или двойка. Слева от дамы - дама или двойка. Слева от карты червовой масти лежит карта пиковой масти или двойка. Справа от карты пиковой масти лежит карта пиковой масти или двойка.

Назовите карты, лежащие на столе, по порядку. Слева направо на столе лежат: Король пик, двойка пик, червовая дама.

Однажды в Стране Чудес Королева червей устроила прием на 30 персон. Ей потребовалось разделить между гостями 100 кренделей. Вместо того, чтобы разрезать крендели на кусочки, Королева предпочла раздать по четыре кренделя каждому из своих фаворитов и остальным гостям по три кренделя. Сколько фаворитов было у Королевы червей?

Решение:

На приеме было тридцать гостей, и каждый из них получил, по крайней мере, по 3 кренделя, то есть:

30*3=90.

100-90=10

То есть, осталось 10 кренделей, и они были распределены так, чтобы фаворитам досталось по 4 кренделя. То есть фаворитам добавили еще по 1 кренделю каждому.

Значит, фаворитам раздали по одному 10 кренделей дополнительно, и фавориты в результате получили по 4 кренделя.

Значит, у Королевы червей было 10 фаворитов.

Каков основной принцип формальной логики и что он предполагает?

Основной принцип формальной логики предполагает, что каждое наше рассуждение, каждая мысль, выраженная в языке, имеет не только определённое содержание, но и определённую форму.

Стр. 23

5. Чем объяснить то, что на протяжении всего развития логики особое внимание в ней уделялось вопросам, связанным с анализом познания?

Поскольку познание есть поступательный исторический процесс развития от незнания к знанию, то логика оказывается взаимосвязанной с этим процессом и меняется в ходе процесса познания. В процессе общественной практики формируются логические формы, категории и законы мышления, которые являются отражением объективного мира, находящегося в процессе бесконечного развития.

6.Какого типа знания дает нам чувственное познание? Может ли чувственное познание дать знания в причинной зависимости между явлениями?

Чувственное познание дает нам знание отдельных явлений во всей их наглядности, но не дает нам знание их сущности, то есть дает нам конкретное, а не общее знание, знание фактов, а не законов. Чувственное познание не может дать нам знания о причинной зависимости между явлениями, так как это знание есть знание законов мира и сущности явлений. Такое знание нам дает абстрактное мышление.

Стр. 25.

7.Что такое логосфера и какое влияние она оказывает на логическую культуру?

Логосфера - вербально-дискурсивная сфера культуры, фиксирующая в языковом строе специфику ментальной и коммуникативной парадигм той или иной традиции, конституирующихся в зависимости от различного статуса по отношению к власти. Феномен логосферы в рационалистическом истолковании фактически стал символом культуры западного типа, воплотив в себе фундаментальные установки западной ментальности. Шире: логосфера есть мыслительная область культуры.

Влияние, которое логосфера оказывает на логическую культуру, аналогично влиянию языка и культуры мышления в целом. В логосфере отражается структура мысли, следовательно, затем она отражается в логике и определяет логическую культуру.

8.В чем своеобразие подхода логики к анализу мышления?

В отличие от других наук, изучающих мышление человека (например физиологии высшей или психологии), которые изучают определенные аспекты мышления, логика изучает мышление как средство познания объективного мира; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

9.Как связаны между собою мышление и язык?

Мышление проявляется через язык, посредством языка люди обмениваются мыслями. Поскольку язык является знаковой системой, то при кодировании информации для ее передачи язык оказывает влияние на передаваемую информацию, тем самым оказывая влияние по процесс мышления. В свою очередь мышление влияет на развитие языка тем, что в ходе исторического развития человечества и человеческой практики в мышление вовлекаются новые объекты, информация о которых способствует развитию языка.

Стр27

10. Установите, в чем суть нарушения закона тождества в приведенных ниже примерах.

1) «Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и посыпались искры, и порох в то же мгновение вспыхнул. Советую вам всякий раз, когда вы вздумаете развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры» (Распе Э. Приключения барона Мюнхгаузена).

В данном случае понятие «искры» в процессе рассуждения барона Мюнхгаузена оказывается нетождественным само себе. Сначала понятие «искры» применяется в переносном значении: «искры из глаз при ударе», которые суть субъективное ощущение индивида, перенесшего удар в глаз. Затем же понятие «искры» применяется в значении «огненные искры, возникающие при ударе некоторых предметов друг об друга и применяемые для разжигания огня». При помощи этих искр можно было воспламенить порох, а при искрах из глаз - нет. Тем не менее, барон Мюнхгаузен неправомерно отождествляет эти понятия в своих рассуждениях. Таким образом здесь имеет место логическая ошибка - подмена понятия.

2) «спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж .....

Понятие страсти и «староста» не являются тождественными. Нарушен закон тождества. Она вышла замуж по принуждению старосты, а не по страсти (как элементу любви)

3) «Некто Адаме, шевелюра которого стала катастрофически редеть, написал в научно-исследовательский центр одной химической компании письмо с просьбой посоветовать ему, как сохранить волосы. Через некоторое время пришел ответ: «Вы лучше сохраните волосы, если будете собирать их в полиэтиленовый мешок с кусочками нафталина. Мешок рекомендуется держать в темном, прохладном и не слишком сухом месте».

Здесь суть нарушения закона тождества заключается в том, что отождествляются омонимичные выражения «сохранить волосы» в смысле не допустить их выпадение и образование лысины, и «сохранить волосы» в смысле сохранения предмета, в данном случае волос, в неиспорченном виде.

Первое выражение отождествляется со вторым, поэтому ответ химической лаборатории касается описания оптимальных условий хранения органического вещества: низкая температура, отсутствие солнечного света, излишней сухости и излишней

влажности, а также присутствие вещества, не допускающего повреждения ранимых волос молью (нафталин). В данном случае имеет место такая логическая ошибка как подмена тезиса.

Стр. 28

12.Укажите противоречия в приведенных примерах там, где они есть:

1) «Беден я был, когда был богат, богат - когда беден. Были у меня раньше каменные палаты, да зато и сердце в моей груди было каменное. А теперь у меня только домик с печью -да зато сердце человечье» (Гауф В. Холодное сердце).

В данном случае противоречии я нет, так как понятия «беден», «богат», «каменный» применяются в примере в разных значениях. «Беден» - то есть несостоятелен с точки зрения социальных взаимоотношений, применения в жизни моральных принципов, положительных эмоциональных переживаний, связанных с морально одобряемым социальным поведением», в другом значении «беден» - то есть не имеющий материальных благ. Аналогично толкование антонимов «богат». Также понятие «каменный» применяется в двух различных значениях -«сделанный из камня» - о доме и «бесчувственный» - о сердце. Поскольку в каждом случае совпадения внешней формы слов речь идет о разных логических объектах, то закон непротиворечия не нарушается.

2) «В детстве у меня не было детства» (А.П.Чехов)

Здесь противоречия нет, так как понятия «детство» в первом применении и понятие «детство» во втором применении имею разное содержание. В первом случае речь идет об определенном периоде жизни человека - периоде, когда он является ребенком, во втором - о комплексе переживаний жизни, окружающего мира и себя самого, характерного для детского периода жизни. Поскольку речь идет о разных логических объектах, то закон непротиворечия не нарушается.

3) «Смотри, ей весело грустить, такой нарядно обнаженной» (А.А.Ахматова).

Здесь противоречия нет. «Ей весело грустить» - речь идет о разных логических объектах: «весело» - эмоциональное состояние, которое обусловлено действием «грустить», которое в данном случае сознательно и намеренно; «нарядно обнаженной» - «нарядно» -характеристика тела женщины, которое в обнаженном состоянии выглядит нарядным. Соответственно, закон непротиворечия не нарушается.

Стр. 29.

13.Установите, выполняется ли закон исключенного третьего в следующих примерах:

1) Или-или, середины тут нет. Или сдать все экзамены и тогда можно быть уверенным, что место учителя обеспечено. Или же «провалиться», и тогда снова поиск работы, снова случайные заработки.

Закон исключенного третьего выполняется: «или сдать экзамен, или провалиться»:

2) «Чего же теперь, Афанасий Иванович, закусить? Разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков соленых?

- Пожалуй, хоть и рыжиков или пирожков, - отвечал Афанасий Иванович, и на столе появлялась скатерть с пирожками и рыжиками» (Гоголь Н.В., Старосветские помещики).

Закон исключенного третьего не выполняется. Рассмотрим последовательность приводимых суждений:

(1) «Разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков

соленых?»: Av BvC

(2) «Пожалуй, хоть и рыжиков или пирожков»: " v ^ .

(3) «...и на столе появлялась скатерть с пирожками и рыжиками»: В лС То есть, в целом формула рассуждений выглядит следующим образом:

(AvBvC)->{B\/C)->(BaC)

Из дизъюнкции следует конъюнкция тех же выражений, что нарушает закон исключенного третьего.

Стр. 30

14. Установите, соблюдаются ли требования закона достаточного основания в приведенных ниже примерах.

1) «Аммос Федорович, Что же вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Городничий. Ну, щенками или чем другим - все взятки.

Аммос Федорович. Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль...

Городничий. Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в бога не веруете, вы в церковь никогда не ходите, а я по крайней мере в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы... О я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются» (Гоголь Н.В. Ревизор).

В данном случае собеседники стараются доказать собственную безгрешность.

Ход рассуждений Аммоса Федоровича можно восстановить как следующий:

Брать взятки - греховно

Брать взятку - значит принимать ценнос

1. Признак предмета - это

2. В группе понятий: «бухгалтер», «главный бухгалтер», «главный бухгалтер предприятия» наибольшим содержанием обладает

3. Понятия, отражающие предметы или признаки, делятся

4. Деление понятий: «Налоги прямые, косвенные и федеральные»

5. Определение «кибернетика - это не искусство»

6. Простое суждение содержит

7. Для суждения «Ни один персональный компьютер не имеет оперативную память», подчиненным суждением является

8. Суждение «Клеветнические измышления порочат честь человека либо они подрывают его репутацию» будет истинным при условиях, если

9. Превращению в вывод суждения «Некоторые экономисты не являются преподавателями» соответствует

10. В состав умозаключения входят

11. Фигуры силлогизма - это разновидности силлогизма,

12. Из посылок: «Каждый юрист хорошо знает законы. Некоторые автолюбители являются юристами» следует заключение

13. Из посылок: «Суждения бывают простые или сложные. Суждение «Иванов студент» не является сложным» следует заключение

14. Символическая запись представляет собой

15. Посылкам «Если между сторонами достигнуто соглашение, то заключается договор». «Договор не заключен» соответствует вывод и вид умозаключения

16. Суждение, истинность которого необходимо обосновать, - это

17. Человек, выражающий несогласие с выдвинутым тезисом, - это

18. Преднамеренные нарушения правил аргументации называют

19. Высшая форма организации научного знания, дающая целостное отражение закономерностей и существенных связей определенной области действительности, называется

20. Вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический или практический интерес, называется

21. Логический закон - это

22. В группе: «генеральный прокурор РФ», «прокурор», «главный военный прокурор» наибольшим объемом обладает

23. Отношение между содержанием и объемом понятия выражает закон

24. Понятия «позитрон» и «электрон» находятся в отношен

25. Обобщение понятий: «клевета» - «ложь» - «искажение истины» проведено

26. Суждение «Среди студентов есть такие, которые хорошо знают логику» согласно объединенной классификации, является

27. Суждение из пар понятий, учитывая распределенность терминов «пистолет» (субъект, не распределен), «орудие преступления» (предикат, распределен),

28. «Договор аренды помещения заключен либо в письменной, либо в устной форме» - это

29. Выводом из суждения: «Некоторые менеджеры являются опытными руководителями», является

30. Умозаключение, в котором с логической необходимостью осуществляется переход от общего знания к частному, относится к виду

31. Силлогизм - это умозаключение на основе

32. Разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок называют

33. Силлогизм: «Все студенты - учащиеся». «Некоторые бизнесмены - учащиеся». «Некоторые бизнесмены - студенты» имеет характеристику

34. Символическая запись представляет собой

35. Из силлогизма «Все женщины любят красиво одеваться». «Некоторые журналисты - женщины» следует сделать вывод и его фигура

36. Выдвинутое пропонентом суждение, истинность которого он обосновывает в процессе доказательства, - это

37. Доказательство - это

38. Факт - это

39. Проблема - это

40. Теория - это

41. Понятие - это

42. Наибольшим содержанием в группе понятий: «учебник логики», «книга», «учебник» обладает понятие

43. В зависимости от объема понятия делятся на

44. Ограничение понятий «животное» - «млекопитающее» - «птица» - «чайка» проведено

45. Характеристикой определения «Голография - это способ получения объемного изображения, основанный на использовании голографических средств», является

46. Для суждения «любой персональный компьютер имеет оперативную память» противоречащим является

47. Суждение «Мой отец работает в университете, а брат учится в школе» будет истинным, если

48. Суждению «Некоторые грибы не являются съедобными» соответствует вывод

49. Умозаключение содержит

50. Разновидности силлогизма, различающиеся положением среднего термина в посылках называются

51. Силлогизм. «Любое хищение - умышленное преступление». «Кража есть тайное хищение имущества». «Кража - умышленное преступление» имеет форму

52. Характеристикой умозаключения «Если будет засуха, то посевы погибнут». «Посевы погибли». «Была засуха» является

53. Символическая запись представляет собой

54. Посылкам «Если бесконтрольно сжигать топливо, то возникнет «парниковый эффект». «Если возникнет «парниковый эффект», то наступит глобальное потепление» и умозаключениям соответствует вывод

55. Положение, с помощью которого обосновывается тезис, - это

56. Доказательство содержит

57. По способу аргументации доказательство подразделяют на

58. Ошибка в доказательстве, когда в качестве аргумента используется ложное положение, называется

59. Гипотеза - это

60. Логическая форма - это

61. Наибольшим объемом в группе: «именная акция», «привилегированная акция», «акция», «ценная бумага» обладает понятие

62. Отношение между содержанием и объемом понятия выражает закон

63. Понятия «наличные деньги» и «безналичные деньги» находятся в отношении

64. Обобщение понятий: «экономист» - «преподаватель» - «ученый»

65. Согласно объединенной классификации суждение «Часть студентов являются отличниками», следует отнести к виду

66. Паре понятий «соглашение» (субъект, не распределен), «выгодный» (предикат, распределен), учитывая распределенность терминов, соответствует суждение

67. Сложное суждение «В случае нарушения условий договора виновная сторона может быть подвергнута санкциям» - это

68. Суждению «Все адвокаты являются юристами» соответствует вывод

69. Умозаключение, в котором осуществляется переход от частного знания к общему относится к виду

70. Модусы силлогизма - это

71. Силлогизм «Некоторые экономисты не являются акционерами». «Некоторые акционеры имеют высшее образование». «Некоторые экономисты не имеют высшее образование» имеет характеристику

72. Символическая запись представляет собой

73. Умозаключению «В случае чрезмерного увеличения денежной массы возникает инфляция. Инфляция не возникла» соответствует вывод вида

74. Логическая операция, направленная на разрушение доказательства, называется

75. Ошибка в доказательстве, когда вместо тезиса обсуждается человек, выдвинувший тезис, - это

76. Положение, с помощью которого обосновывается тезис, - это

77. Форму эмпирического знания, отражающую реально свершившиеся события, называют

78. Эмпирическую основу научного знания составляют



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!