Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Абстрагирование в логике. Понятие как форма мышления. Основные логические приемы формирования понятий

Основным типом мышления является понятийное (или абстрактно-логическое). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление - это процесс рационального отражения объектив­ного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительно­сти, творчески преобразовывать ее сначала в теории, а затем и на практике.

Поле настолько велико, что развитие интуиции открывается, что почти невозможно полностью покрыть возможности. Понимая, что будет делать человек, результаты, которые корпоративное решение будет иметь или лучший курс для нескольких вариантов, не только позволяет нам быть согласованными с собой и с другими, но в то же время помогает нам определять наши действия в полях за пределами физического или человеческого. Таков потенциал интуиции, применяемый к целостности и согласованности в процессе развития человека.

Понимая сказанное, интуиция находится вне мысли и, следовательно, выходит за пределы конкретного ума. Это трудность для нашей нынешней цивилизации, которая ободрила ум, поставив его в качестве вершины человеческого развития. Для обычного человека означает, что если вы хотите быть интуитивным, вы должны преодолеть ум и сделать это, необходимо учитывать, что ум - это только инструмент души, элемент, который позволяет нам проникнуть в суть всего, что имеет принятой формой в плотно материальных сферах.

Как известно, все предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши мысли не являются исключением из этого правила. Со­держание мыслей человека бесконечно разнообразно: мы можем думать и рассуждать о политике и искусстве, о любви и ненависти, о реформе поли­тической системы и смысле жизни. При этом вполне очевидно, что в содер­жательном плане мысли математика отличаются от мыслей юриста, музы­кант думает совсем о другом, нежели строитель. И ученый использует в своих рассуждениях такие понятия и термины, которые, как правило, не употребляются в повседневном мышлении и языке.

Ум сделал со знанием то, что сделал компьютеризированный осевой томограф с мозгом: он позволил растоптать его, знать и распознавать его со всех возможных углов. С этого момента возникает необходимость взаимодополняемости, эклектики, различения и здравого смысла, чтобы возобновить и отслеживать горизонт эволюции человека.

Таким образом, как колофон, можно сказать, что пять чувств предоставляют информацию, связанную с реальностью, но не всю реальность; каждый из своей собственной специфичности дает Мыслителю часть этой реальности, которая, в конце концов, полностью психическая, а не физическая или чувствительная. Интуиция приходит как дополнение для Мыслителя, чтобы знать и обогащаться его ежедневным использованием; использовать его в качестве инструмента, который позволяет получить доступ к части реальности, когда-то неизвестной, и как только вы овладеете ею, вы должны поставить ее на службу всему человечеству, предоставив свой личный свет, чтобы он продолжал возникать от обскурантизма в что затопило, благодаря другим причинам - к своего рода обобщенному невежеству, выраженному в сепаратистских индивидуализмах, рационально оплачивает тайны и причудливую апатию к исполнению долга.

В этой связи деятельность юриста, например, сопряжена с мышлением, имеющим правовой характер. Правовое мышление, в каких бы областях оно ни проявлялось: в нормотворчестве, в следственной деятельности, в судеб­ной практике, в теории, в юрисконсультской работе - обладает рядом устойчивых общих характеристик. Основанием для выделения правового мышле­ния в отдельный вид является самостоятельность права как социальной реальности. Правовое мышление не просто отражает правовые явления, а через них - все основные виды отношений людей, но и конструирует свое­образную картину социального бытия. Связность этой картины также обес­печивается логическими средствами.

Позвольте мне подчеркнуть, что интуиция способствует честности, питает сопереживание и облегчает личное мастерство; он пропорционален мотивации знать, открывать и решать. Фернандес, мы можем сказать: хорошо отличать ваши мысли от своих чувств и четко идентифицировать свои эмоции; Не отказывайтесь от них, но признавайте их, потому что вы должны знать, что интуиция иногда выражается через эмоции. Разговаривайте и задавайте четкие и ясные вопросы своей интуиции, она ждет, когда вы позвоните ей и поднимите четко определенные проблемы; чем больше вы его используете, тем лучше будет работать.

В различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто сущест­венно общее. Оно характеризуется не конкретным содержанием этих мыс­лей, а типичностью, схемой, способом построения. При этом все содержа­тельное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число мыслительных форм. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает очень важным свойством - какую бы словесную оболочку ни при­нимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществить обмен мыслями людей разных поколенийи профессий, а также взаим­ное понимание представителей стран и народов.

И не вступайте в ненужные конфликты, разум и интуиция не против, а дополняют друг друга. Взвешивайте с разумом разума, что информация, которую дает вам интуиция, тогда да, возьмите ее на практике. И, наконец, он посоветовал: «Давайте не будем забывать осмотрительность, смирение и непрерывное обучение».

Почему семиотика Пирса также является теорией общения? Центральный тезис этой статьи состоит в том, что семиотика Пирса также является теорией коммуникации. Аргумент основан на идее о том, что триадическая связь семиотики - знака, объекта и интерпретатора - это общие понятия, которые были абстрагированы от элементов коммуникативной цепочки, состоящей из отправителя, сообщения и получателя. То есть понятие знака соответствует менее абстрактному понятию сообщения; объект соответствует понятию эмиттера, и интерпретатор происходит от получателя.

Наши знания о форме достаточно многообразны. Говорят, например, о форме ведения протокола допроса. Мы различаем форму правления, форму территориально-государственного устройства, форму политического режима, которые в совокупности составляют форму государства. Форма государства -это способ организации государственной власти, порядок образования орга­нов государства, их структура и взаимоотношения в едином механизме. В приведенных примерах форма, таким образом, отражает способ связи со­держательных частей.

Обсуждаются некоторые последствия этого тезиса. Семиотика Пирса также является теорией коммуникации, являющейся центральным тезисом этой статьи. Это предложение основано на идее о том, что триадическое отношение семиотики - знак, объект и интерпретатор - это общие понятия, которые были взяты из коммуникативной цепочки элементов, составленных, отправителем, сообщением и получателем. То есть знаковое понятие соответствует менее абстрактному сообщению; объект соответствует понятию отправителя, и интерпретатор происходит от получателя, здесь обсуждаются некоторые последствия этого тезиса.

Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и представляет фор­му мысли.

Так, различные предметы отражаются в абстрактном мышлении одина­ково - как определенная связь их существенных признаков, то есть в форме понятия. В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами. Изменение свойств предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключений. Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли - признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловлен­ное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в оп­ределенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, каждая из которых имеет при этом свою специфическую структуру.

Эта статья делится на три части. В первой части будут рассмотрены аспекты, в которых семиотика Пирса выходит за рамки теории коммуникации. Вторая часть будет более конкретно посвящена семиотике как теории коммуникации. Аргумент будет основан на идее о том, что триада семиотики, то есть объект, знак и интерпретатор, может рассматриваться как общая конструкция, абстрагированная от логически малоразработанного понятия излучателя, сообщения и приемника. Третья часть будет утверждать, что семиотика как теория коммуникации расширяется в сторону трехсторонней теории объективации, смысла и интерпретации.

Возьмем, к примеру, два высказывания: «Некоторые юристы - препода­ватели» и «Некоторые общественно опасные деяния являются преступлени­ем против личной собственности граждан». Заменим все их содержательные компоненты символами. Скажем, то, о чем мыслим - латинской буквой S , а то, что мыслится об S, - латинской буквой Р. В итоге получим в обоих слу­чаях одни и те же элементы мысли: «Некоторые S есть Р». Это и есть логи­ческая форма приведенных суждений. Она получена в результате отвлече­ния от конкретного содержания.

Крайняя сложность работы Пирса печально известна. Его труды распространяются в самых разных областях знания: от математики до истории, от философии и лингвистики до химии, от литературы до физики и астрономии и т.д. однако в кажущемся разнородным телом его работы мы находим сердце, к которому сходятся все его вопросы: его семиотика, задуманная как логика в гораздо более широком смысле, чем в свое время, и более того, в некотором смысле даже более широкий, чем то, что он по-прежнему имеет и по сей день.

Прежде всего, мы должны подчеркнуть, что семиотика или логика Пирса - это прежде всего философия, задуманная как научная философия. Он имеет все необходимые общие черты тела философской мысли. На мой взгляд, это является необходимой отправной точкой при представлении идей Пирса. Если вы проигнорируете феноменологические и эпистемологические основы, поддерживающие это мышление, вы рискуете взять свою семиотику в качестве простой группы сложной терминологии, простой техникой для решения инструментальных приложений знания.

Однако по основным моментам данного вопроса взгляды ученых совпадают. Перейдем к более конкретному рассмотрению данной проблемы.

Предмет логики неразрывно связан с такими понятиями, как познание, мышление, логические формы и логические законы.

Логика - это наука, занимающаяся изучением методов и принципов познавательной деятельности, ее средств. Такое изучение невозможно без определения двух уровней познания: эмпирического и теоретического. Эмпирический уровень имеет предметом реальность, непосредственно отражаемую органами чувств человека. По отношению к ней возможно наблюдение, влияние на ее характерные черты путем опытов, экспериментов. Таким образом, эмпирическое познание дает информацию о предмете посредством наблюдения, опыта, эксперимента.

Напротив, общая семиотика является частью философии, той части, которая касается абстрактных вопросов онтологии, философии логики, теории смысла, философии математики, философии разума, философии науки и эпистемологии. Общая семиотика Пирса пытается дать с точки зрения логики знака «единство в этой, казалось бы, разнообразной философской проблеме». Его логика или семиотика - это метод, который служил для разработки очень абстрактной концепции ума, полученной всего, что скрывается в тенденции к истине, которая обитает в сущности человеческой жизни.

Теоретический способ познания изучает зачастую предметы и явления, недоступные прямому чувственному отражению.

Мышление человека возникает лишь на основе познания и без него невозможно. Познания же человека не бывает без посредства ощущений. Любая информация, которую получает человек, приходит из внешнего мира. Таким образом, единственным источником получения информации являются органы чувств. Именно посредством этих органов нам становится известно о свойствах окружающего мира. Каждый предмет имеет не одно, а несколько свойств (например, вес, размер, форма, текстура и т. д.). Органы чувств, как и мозг человека, поддаются тренировке и в зависимости от тренированности дают больше или меньше информации для познания. Тренированность же мозга характеризуется его способностью к более плодотворному процессу мышления.

Короче говоря, это самый общий идеал философии Пирса, учитывая все это, отправную точку для рассмотрения его работа, это не системы классификации знаков и их непосредственных приложений, что обычно приходит в голову, когда мы ссылаемся на их семиотику. Ввиду своих философских основ, классификаций и определений знаков, которые делает Пирс, они не будут выглядеть как строгознательные классификации, а как модель, которая включает в себя все онтологические и эпистемологические аспекты вселенной знаков, такие как проблема ссылка, реальность или вымысел, вопрос об объективности, логический анализ смысла и проблема истины.

Через ощущения осуществляется связь сознания с окружающим миром тем более полно, чем больше органов чувств задействовано в данный момент. Бывают случаи, когда один или не-с-колько органов чувств у человека повреждены или не действуют вообще. Тогда восприимчивость остальных обостряется и даже в той или иной мере восполняет функции недостающих.

Михай Надин также считает, что типология классов знаков, подтвержденная математической теорией категорий, следует понимать как ткань фундаментальных точек отсчета в обобщенном семиотическом поле. Когда эта типология превращается в самоцель, она идет только к формалистической семиотической. Давать имя знаку, идентифицируя его, не решает проблему того, как он действует семиотически. Знак может быть задуман и интерпретирован в пределах спектра логики неопределенности с участием доктрины непрерывности.

Нечеткие категории, расширение математической концепции категорий, выполняют эту задачу и улучшают таблицу знаков и динамику процессов ее одного и того же образа непрерывного континуума. То, что Пирс пытался развивать, предполагало общую теорию всех типов и аспектов знаков. Однако, когда мы говорим «общее», мы должны учитывать степень обобщения, на которую мы ссылаемся. С одной стороны, существует общность предмета, к которому стремится теория. С другой стороны, существует общность самой теории. Что касается теории объекта, то для Пирса люди уже являются признаками самих себя.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета в момент его непосредственного воздействия на органы чувств.

Восприятие - это целостный образ совокупности свойств предмета, который возникает в момент непосредственного воздействия последнего на органы чувств.

Восприятие человека проявляется в определении конкретных свойств предмета и их выраженности. Иными словами, человек обращает внимание на конкретное свойство предмета (форму, цвет, запах, вкус и т. д.), а также на степень этого свойства (круглый или овальный, более или менее сладкий, тяжелый или легкий). Отсюда можно сделать вывод, что восприятие для каждого человека является индивидуальным. Оно зависит от особенностей его органов чувств и опыта, приобретенного человеком; его образования и отношения к предмету, настроения. Так, электрический разряд (искусственная молния) будет восприниматься по-разному человеком, не связанным с наукой, физиком и, например, художником. «Обычный» человек просто будет впечатлен красотой зрелища, художник отметит буйство красок и поли-морфность разряда. Физик же более всего заинтересуется показаниями приборов. Связь восприятия с опытом человека можно представить на примере басни И. А. Крылова «Мартышка и очки». По наущению других Мартышка приобрела несколько очков для того, чтобы улучшить свое зрение. Затем, не зная способа применения этого предмета и основываясь на своем жизненном опыте, Мартышка безуспешно пыталась найти применение очкам, используя их как украшение. Очень ярко эту ситуацию отмечает следующая фраза:

Вся жизнь и наши мысли - это признаки. Но он пошел еще дальше: все, что могло быть чем-то, также можно считать знаком. Помимо антропологического и логоцентрического порога, общность понятия знака доходит до утверждения, что «вся Вселенная пропитана знаками, если не исключительно состоящими из них». Все эти утверждения будут звучать как искусственное красноречие языка, если Пирс он не был бы введен в задачу демонстрации всех этих предпосылок и последствий. То, что он намеревался, ссылаясь на свои собственные слова, было наметить теорию настолько ясно, что в будущем она будет служить наполнителем деталей работы, связанной с человеческим разумом, философией любой школы и любого типа, математикой, Психология, физика, история, социология и любой другой отдел, который мог бы существовать, этот, должен появиться как наполнитель его деталей.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк свой к худу клонит…

Из ощущений и восприятия складывается представление, образ предмета, который не воспринимается в данный момент, но воспринимался ранее тем или иным способом.

Представление делится на воспроизводящее и творческое. Воспроизводящее - это, как видно из названия, представление о предмете или явлении, ранее воспринятом органами чувств человека непосредственно и запомненном.

Несмотря на свою сложность, теория Пирса опирается на несколько абстрактных, но отполированных концепций, таких как три феноменологические категории и классификация и определение знака. Они составляют аналитическую схему на максимальном уровне обобщения, которая может быть применена ко всем видам науки или дисциплины.

В том смысле, о котором говорилось выше и помимо научной философии, общая семиотика направлена ​​на то, чтобы служить фундаментальной теорией, как общий метод и для научных вопросов, и даже как феноменологическое и эпистемологическое руководство, которое может быть использовано в любой дисциплине. Если все это верно для какой-либо научной области, это тем более для теории коммуникации, поскольку семиотика может рассматриваться не только как теория коммуникации, но мы также можем сказать, что понятие о семиозисе Пирса Он включен в модель связи.

Творческое представление основывается на рассказах, описаниях какого-либо предмета или явления. Такое представление может возникнуть и в воображении человека. Например, возникающий в процессе деятельности художника образ несуществующего человека или животного. Или географическое место, где человек никогда не был, может быть воссоздано им по рассказам очевидцев. Также может возникнуть представление о внешности человека.

В качестве примера может выступить стереотип. Скажем, если человека попросить представить топ-модель, он сразу вспомнит целый ряд характерных для топ-моделей признаков.

Мы познаем при помощи чувственного восприятия лишь внешние характеристики предмета, но не его суть. Для глубинного познания предметов и явлений недостаточно одного чувственного восприятия. Необходима более сложная форма познания - абстрактное мышление. Оно значительно глубже отражает окружающий мир и его процессы. Если чувственное познание отражает факты, то абстрактное мышление позволяет определять законы.

2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение

Абстрактное мышление имеет несколько форм и этими формами являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. Например, «конь», «трактор» или «работник научно-исследовательского института», «разрывная пуля» и др.

Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Суждения бывают простыми и сложными. Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел». Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.

Умозаключение - это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.

Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.

Пример суждения.

Все деревья - растения.

Клен - дерево.

Клен - растение.

Понятие, суждение и умозаключение - это категории, которые немыслимы без привязки к повседневной жизни и деятельности человека. Они проходят проверку только на практике. Практика - это ежедневная общественная, материальная, производственная и прочая деятельность человека в определенных условиях. Она может быть в области политики, права, промышленности, сельского хозяйства и т. д. Иными словами, практика - это проверка теоретических знаний с точки зрения их применимости в реальном мире.

Любое изделие проходит перед началом эксплуатации такую проверку. Поезда, машины, самолеты испытываются. Теории и концепции проверяются. Определения также испытываются на практике (вспомним случай с «человеком Платона»).

Все эти трудности необходимы для достижения реального знания, истины. Истина - знание, адекватно отражающее в сознании человека явления и процессы окружающего мира.

Кроме абстрактного мышления, истину могут предоставить и ощущения, и восприятие, и представление, но их уровня познания зачастую недостаточно. Абстрактное мышление, таким образом, дает нам возможность постичь более глубокие слои истины.

Абстрактное мышление - это важнейший инструмент в руках человека, позволяющий познать неизведанное, отделить правду ото лжи, сотворить произведение искусства и совершить открытие. Это очень значимое явление, и поэтому оно имеет характерные признаки:

1) отражает особенности окружающего мира без непосредственного воздействия каких-либо явлений на органы чувств. Иными словами, человеку не всегда необходим непосредственный контакт с объектом или явлением для получения новой информации. Он приходит к этому результату, опираясь на свои знания, полученные ранее (студент математического института, решая незнакомую задачу, применяет знания, полученные ранее при решении подобных задач), на опыт (старый охотник, участвующий в облаве, догадывается, в какую сторону будет уходить зверь), на воображение (человек, никогда не бывавший на Гавайских островах, составляет представление о них по описанию собеседника);

2) это всегда обобщение явлений действительности с целью выявить существующие закономерности. Любой человек инстинктивно стремится к упрощению процесса мышления, что увеличивает его скорость и эффективность. Именно к этому результату приводит обобщение. Информация о предмете или явлении как бы сжимается, доступ к ней за счет образующихся связей в мозгу ускоряется. Иными словами, находя в процессе мышления нечто общее между разными предметами, человек как бы ставит эти предметы в один ряд. Таким образом, ему нет нужды запоминать все данные об одном предмете из ряда, а лишь его характерные особенности. Общее для всех этих предметов необходимо запомнить лишь один раз. Для подтверждения можно привести пример с автомобилем. Если попросить человека представить себе автомобиль, в его воображении возникнет объект, как раз характеризуемый общими признаками, - четыре колеса, несколько дверей, капот, багажник и т. д. Далее необходимо только конкретизировать марку, тип, принадлежность машины;

3) невозможно без непосредственной связи с языковым выражением мысли. Процесс мышления можно условно разделить на два вида - мышление без посредства языка и «внутренний разговор», т. е. протекающее в виде общения с самим собой. Как бы то ни было, нельзя не отметить, что большую часть информации, особенно сложной информации (создаваемой не на основе чувственного отражения), человек получает посредством общения, через книги, журналы, а также СМИ. Все это осуществляется преимущественно посредством разговорного (письменного) языка. Таким образом, создается ситуация, когда человек получает информацию из внешнего мира, перерабатывает ее, создавая нечто новое, и снова закрепляет. Поэтому язык выступает не только как средство выражения, но и как средство закрепления информации.

3. Значение мышления в достижении истины. Логические формы

Мышление - это всегда активный процесс, так как он направлен на достижение определенного результата, осознание, изменение, дополнение информации.

Абстрактное мышление - это средство познания, с помощью которого логическая наука рассматривает и изучает явления окружающего мира, которые зачастую невозможно познать иным способом, и в этом проявляется степень необходимости. Для повышения эффективности процесса мышления применяется понятие логических форм. Это формы, в которых протекает логическое познание. Они характеризуют способ связи составных частей мысли, ее структуру. Такая структура существует объективно, т. е. не зависит от конкретного человека, а характеризует особенности окружающего мира. Давая определение логическим формам, необходимо сказать о таких понятиях, как кванторное слово, связка, субъект и предикат. Субъект - это категория, дающая понятие о предмете суждения, логическую форму которого необходимо определить. Предикат - дает понятие о признаке предмета. Связка представляется словом «есть» и может отсутствовать. В этом случае вместо нее ставится тире. Кванторным словом является слово «все». Таким образом, суждения выражаются в формах типа «Все (квантор) S (субъект) есть (связка) P (предикат)».

В качестве примера логической формы «все S есть P» можно привести следующие суждения: «Все гусеницы - вредители», «Все люди - млекопитающие» и т. д.

Пожалуй, главным в процессе мышления каждого человека, если тот, конечно, не желает допускать логических ошибок, является знание и правильное применение логических законов.

Соблюдение этих законов - залог достижения истины:

1) закон тождества;

2) закон непротиворечия;

3) закон исключенного третьего;

4) закон достаточного основания.

Необходимо упомянуть также, что мышление человека, кроме формально-логических законов, подчиняется общим законам диалектики: законам отрицания, взаимного перехода качества и количества, единства и борьбы противоположностей. Эти законы имеют, как и логические формы, объективный характер, т. е. не зависят от воли человека и существуют независимо от него. Поэтому даже человек, никогда не занимавшийся логикой и не имеющий ни малейшего представления о существовании ее законов, мыслит на их основе, опираясь на здравый смысл. Это характерно не только для нашего времени, но и для иных исторических эпох.

Значение логических форм состоит в том, что они используются для достижения истинности суждений, которые могут быть либо истинными, либо ложными. Истинность и ложность - показатели конкретного содержания определенного суждения. Однако независимо от истинности суждений, выступающих в качестве посылок, заключение, т. е. суждение, выведенное из этих посылок, может быть ложным. Рассуждение же как процесс получения заключения из исходных посылок может быть лишь правильным или неправильным, но не ложным или истинным. Оно подчиняется правилам логики и действует на их основе. Необходимо помнить, что соблюдение правил логики в рассуждениях необходимо, так как в случае пренебрежения ими возможно получение ложного суждения даже из истинных посылок. Также возможны случаи, когда при ложности одной или нескольких посылок и соблюдении правил логики выводимое заключение может быть истинным, как и при несоблюдении правил логики при истинности посылок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!