Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Основные виды агрессии и агрессивного поведения. Классификация форм агрессии. Структурные компоненты агрессии

Нужно признать, что термины «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» употребляются в самых разных контекстах и, зачастую, их значения понимаются как синонимичные, взаимозаменяемые. Поэтому необходимо четко разделить данные понятия, определив их специфичность.

При бытовом повседневном употреблении понятие «агрессия» как правило, отражает действия, несущие разную степень разрушения как физической, так и психической целостности другого человека, а так же наносят материальный ущерб и могут препятствовать реализации им своих намерений.

Гурр полагает, что это так, даже если нет сомнений в том, что их основные потребности будут удовлетворены. Первая ситуация может быть отчаянной, но вторая - разочаровывает. И, по словам Гурра, так же, как разочарование вызывает агрессивное поведение со стороны индивида, так и относительная депривация предсказывает коллективное насилие со стороны социальных групп.

Чтобы вернуться к индивидууму как единице анализа, мы переходим к нашей окончательной школе теорий агрессии; тот, который начинается с предположения, что агрессия - это изученное поведение. Эта школа утверждает, что не соглашается с тем, что агрессия является естественным доминирующим ответом на разочарование, а скорее, что агрессия в значительной степени является обучением. Сторонники этой школы указывают на то, что существует множество обществ, в которых агрессия в основном отсутствует, и что агрессивное поведение будет имитировано, даже если нет раздражающего стимула.

В понимании агрессии большое значение имеют моменты дополнительности, мотивированности и конвенциональности. Слово агрессия имеет латинские корни и происходит от слова «аggrеgi», что означает «нападать» . Его семантическое значение не всегда было одинаковым, хотя оно издавна активно используется в европейских языках. До начала XIX века под агрессией понималось любое активное поведение, носящее как доброжелательный характер, так и враждебную направленность . Позднее, семантика слова сузилась и обрела специфику. Под агрессией стали понимать любое враждебное, «вредоносное» поведение, направленное на окружающих людей .

Сторонники теории теории указывают на работу ряда антропологов как полное развенчивание школы агрессии как инстинкта и в значительной степени подрывают гипотезу о фрустрации-агрессиях. Рассматривая работу Маргарет Мид и нескольких других антропологов, Эрих Фромм приходит к выводу, что только шесть из тридцати изученных первобытных обществ были «разрушительными», то есть «характеризующимися большим межличностным насилием, деструктивностью, агрессией и жестокостью». Он классифицирует большинство как «жизнеутверждающие» или «неразрушающие агрессивные общества».

В понятии «агрессия» многими авторами объединяются различные по форме и последствиям акты поведения - от насмешек, злых шуток, сплетен до бандитизма, терроризма и убийств . Подростки зачастую проявляют такие качества, как задиристость, драчливость, обидчивость, жестокость . Эти проявления насильственного поведения так же попадают под разряд агрессивных действий . Эти действия носят вредоносный характер, но степень их опасности зависит от индивидуальных особенностей агрессора и от сопротивления, которое ему оказывается.

Если агрессия инстинктивна, она должна быть универсальной, и если она универсальна, то у каждого общества будут агрессивные индикаторы, не обнаруженные во многих из этих обществ. Кроме того, трудно представить, что разочаровывающие события будут отсутствовать в целых обществах, чтобы привести к таким низким уровням агрессии. Должно быть другое объяснение.

Альберт Бандура является крупным исследователем, теоретиком и показателем теории агрессии социального обучения. Его эксперименты показали, например, что дети, которые наблюдают агрессивные модели для взрослых, воспроизводят одно и то же поведение даже в новой ситуации, в то время как контрольная группа детей этого не делает, и что такой же тип имитации будет иметь место, когда модель находится на пленке. Он и Уолтерс сообщают о многих других подобных исследованиях в области социального обучения и развития личности.

В исследованиях агрессии различные авторы по-разному определяют агрессию. К.Лоренц понимает агрессию как биологически обусловленную реакцию человека, предназначенную для «защиты ареала» . Для Дж. Моррисона агрессия проявляется как стремление к господству (цит. по ). К. Хорни и Э. Фромм понимали агрессию как реакцию личности на враждебную для него окружающую действительность (цит. по ). К. Доллард связывали агрессию и фрустрацию (цит. по ).

Вывод этой школы мысли об агрессии был подытожен: «Человеческая агрессия - это научное поведение, которое, как и другие формы социального поведения, находится под стимулом, подкреплением и когнитивным контролем». Как люди учатся не быть агрессивными? Одна модель предоставляется Патрисией Дрейпер в ее рассмотрении практики воспитания детей! Дрейпер указывает, по крайней мере, три аспекта образовательной среды детей, которые препятствуют агрессивным реакциям.

Когда двое маленьких детей спорят или начинают сражаться, взрослые не наказывают или не лечат их; они отделяют их и физически несут каждого ребенка в противоположном направлении. Взрослый пытается успокаивать и отвлекать ребенка и заставлять его интересоваться другими вещами. Аналогичная стратегия интервенционистов используется со взрослыми детьми, вызывая зачинщика или взрослых, присоединяющихся к группе.

Современные исследователи под агрессией понимают мотивированные внешние действия , наносящих вред и приносящие боль и страдания людям из-за нарушения социальных норм и правил. Часто агрессия сочетается с враждебностью, однако, некоторые люди, находясь в конфликтных отношениях, никакой агрессии не проявляют друг к другу.

С. Фишбах в своих работах отмечал необходимость учета мотивационных факторов для определение агрессии (цит.по ). Под мотивационными факторами Е.И. Рогов подразумевает причинную подоплеку совершаемых индивидом действий. К этим же факторам можно отнести потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы .

Взрослые постоянно игнорируют гневный взрыв ребенка, когда он не причиняет вреда. Разочарование ребенка в такие моменты острое, но он узнает, что гнев не приводит к тому, что взрослый может изменить свое отношение к ребенку, а проявление гнева не привлекает внимания или сочувствия взрослого.

Какое влияние оказывают такие методы воспитания детей на общество? Кунг был чрезвычайно успешным в предотвращении вредного и злонамеренного поведения у молодых людей. Другими словами, она нашла! Кунг был относительно неагрессивным обществом и объяснил это в значительной степени своей неагрессивной практикой воспитания детей.

Э. Фромм определяет агрессию как действия, в которых прослеживается вредоносное намерение по отношению к другому животному или неживому объекту .

В «Психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко дается такое определение: «Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» .

Подобно тому, как измененная версия гипотезы о фрустрации-агрессии позволяет некоторым образом влиять на обучение в посредничестве способа реагирования человека на агрессию, так и теоретики социального обучения допускают влияние разочарования, чтобы сделать его более вероятным, чтобы человек, который узнал, что агрессивные ответы будут их использовать. В принципе, они видят разочарование как одного из возможных подстрекателей агрессивного поведения, но настаивают на том, что агрессия - это социально выученное поведение, а не автоматический ответ на агрессию или любой другой стимул.

Для Д. Ричардсона и Р. Бэрона «агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой» . В данном определении базовыми для понимания агрессии становятся положения о преднамеренности, целенаправленности действий, причиняющих вред жертве. Авторы агрессией называют только то вредоносное поведение, которое направлено на живые организмы, которые обладают мотивацией избегания агрессии по отношению к себе [там же, с.79-81].

Доллард, Джон. Доб, Леонард. Гипотеза расстройства-агрессии. Анатомия разрушения человека. Передача агрессии посредством имитации агрессивных моделей. Социальное обучение и развитие личности. Социальная теория обучения агрессии. Ким, «Война»: междисциплинарный подход.

Учебная среда для агрессии и антисоциального поведения среди! Монтегю, Изучение неагрессии: Опыт неграмотных обществ. Агрессивное поведение у детей и подростков в последние годы все больше становится центром психотерапевтического, психиатрического, сестринского, а также социального и специального образования. У подростков разработаны и испытаны концепции лечения и профилактики агрессивного поведения. Это мнение подчеркивает клинически значимое, а не «нормальное», ограниченное по времени, поведенческое измерение поведения агрессивного поведения.

Стоит заметить, что воспринимать агрессию только как «разрушительную реакцию» было бы неверно. Агрессия всегда лежит в основе творческой деятельности, является базисом при стремлении человека к самоутверждению. Обобщая существующие в психологии и в философии подходы к пониманию агрессии можно выделить агрессию как форму поведения, которая является биологически целесообразным фактором для выживания индивида и его адаптации. И вместе с этим агрессия расценивается как некое зло.

Таким образом, разграничение диагноза и классификация соответствующих поведенческих и здоровых поведенческих выражений и методов лечения и вмешательства являются одинаково важными. Агрессивные аффекты и поведение, ориентированные на человека и факты, имеют интерсубъективное и внутрисубъективное измерение. Внутрисуставное, агрессивное поведение становится значимым, когда присутствует самоповреждающее, самонадеянное поведение или даже суицидальность.

Принимая во внимание переведенное значение слова латинского слова, содержащееся в слове «агрессия», также подчеркивается здоровый, активный, невредимый компонент агрессивного поведения. Поэтому только в определенной степени направленная энергия склоняется к разрушительному поведению, разрушению. Этот предел патологически агрессивному поведению не является абсолютным, но постоянно перерисовывается пространственно, временно и социально.

Существуют так же подходы, в которых агрессию рассматривают как психическое состояние. В этом случае агрессия может проявляться в виде психической разрядки, или же как психическая защита . В данном контексте целесообразно употреблять понятие «агрессивность», которое рассматривает психологическое состояние (ситуативное, социальное) непосредственно во время акта агрессии .

Выражение агрессивного поведения зависит от возраста и пола. В то время как мальчики выбирают более прямые и физические формы, девочки, с другой стороны, более косвенные, словесные формы агрессивного поведения, люди в детстве показывают преимущественно оппозиционные и вызывающие, лица в школе и подростковом возрасте более угрожают, избивают и нарушают нормы. Молодые люди затем интегрируются в группы сверстников лишь немного и относятся в основном к единомышленникам, социальной норме, которые вредят людям.

В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам выделяются два нарушения агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте: расстройство социального поведения и расстройство с оппозиционным вызывающим поведением. На уровне симптомов нарушение социального поведения включает агрессивное поведение людей и животных, уничтожение имущества, мошенничество или кражу и серьезные нарушения правил. В нарушении социального поведения происходят фундаментальные нарушения прав других людей и игнорирование социальных норм и правил.

Рассматривая агрессию как форму поведения, которое нацелено на оскорбление другого человека, причинение вреда живому существу, избегающему подобное обращение, необходимо рассмотреть ряд понятий:

Форма поведения. В этом контексте агрессия выражается не в обособленных эмоциях, установках, мотивах, а в сложной модели поведения. Термин «агрессия» вызывает ассоциации с негативными эмоциями злости, гнева, с мотивами оскорбить или навредить объекту, с негативными установками, проявляющимися в расовых или этнические предрассудках.

Нарушение оппозиционного расстройства менее тяжелое, и переход к нормальному поведению является постепенным. Международная классификация психических расстройств определяет шесть типов нарушений социального поведения. Ограничения на социальное поведение, ограниченное семейной средой Нарушение социального поведения при отсутствии социальных связей Нарушение социального поведения при наличии социальных связей Нарушение социального поведения с оппозиционным, вызывающим поведением Другое или неуказанное расстройство социального поведения Комбинированное нарушение социального поведения и эмоций. Гипотетическая модель развития агрессивного и делинквентного поведения.

Намерение. В данном контексте при понимании термина «агрессия» предполагается наличие неких действий, в которых агрессор наносит ущерб жертве намеренно. Важно отметить то, что намерения зачастую являются скрытыми, недоступными прямому наблюдению, личными побуждениями, о которых можно судить по предшествующим акту агрессии условиям, или его последствиям.

На рисунке 1 следует прояснить это. Из-за неоднородности агрессивного поведения молекулярно-генетические исследования не привели к доказательству изолированных генетических факторов. Несомненно, ряд моделей нейромолекулярного возбуждения вовлечен в развитие агрессивного поведения и склонность к импульсивным проявлениям активности. В целом, генетико-биологическая уязвимость повышает вероятность агрессивного поведения.

Объяснительные подходы к теории обучения. Объяснения теории обучения предполагают, что агрессивное и делинквентное поведение развивается и поддерживается посредством серии обучающих процессов, которые начинаются в раннем детстве. Здесь важную роль играют четыре основных механизма обучения: позитивное подкрепление, отрицательное подкрепление, терпимость, обучение модели.

Агрессивность Р.С. Немов определяет как враждебность, т.е. поведение человека, направленное на других людей и отличающееся стремлением нанести вред .

Агрессивность в исследованиях Л.М. Семенюк описывается через качественную и количественную характеристики. Агрессивность, по мнению автора, имеет уровни выраженности: от отсутствия ее как свойства, до максимального его развития . Таким образом, гипотетически каждая личность в той или иной степени обладает агрессивностью, поскольку ее отсутствие означает пассивность, конформность, отсутствие индивидуальности и т. д. Но при этом чрезмерное развитие этого качества может детерминировать весь облик личности, определяя ее конфликтность и т. д. .

Отклонение сверстниками. Психодинамические объяснительные подходы. В психодинамическом объяснительном подходе к развитию агрессивного поведения, исследованиях поведения привязанности между матерью и центральным утверждением Эйнсворта, эта чувствительность к материнству в первый год жизни определяет формы привязанности младенца, но может быть частично подтверждена. Существует корреляция между материнской чувствительностью в первый год жизни и безопасно связанными детьми с 12 месяцами.

Системные объяснения предполагают, что ряд семейных и социально-пространственных факторов благоприятствует появлению и поддержанию агрессивного поведения. Например, физические и психические заболевания, а также антиобщественное поведение родителей повышают риск агрессивного поведения детей. Содействовать возникновению агрессивного поведения до шестилетнего возраста. Благодаря профилактическим программам, направленным на будущих матерей с повышенными факторами риска, были достигнуты хорошие результаты.

Согласно концепции З. Фрейда, агрессивность определяет адаптивность человека и является присущей ему характеристикой, определяющей активность .

М. Клайн видит в агрессивности здоровые черты, необходимые для активной жизни и присущие лидерам. Такими чертами являются настойчивость в преодолении препятствий, упорство в достижении цели и инициативность (цит. по ).

Другим примером успешного профилактического предложения для детей на уровне входа в школу является поведенческая подготовка для новых школьников. В четырехступенчатой ​​программе детям предлагаются поведенческие стратегии для увеличения слухового и визуального внимания, повышения эмоциональных и социально-эмоциональных качеств, предоставления базовых социальных навыков и соответствующего решения проблем. Они практикуются и консолидируются в ролевых играх.

Мультимодальные психотерапии. Существует ряд психотерапевтических подходов, которые предлагают вмешательства на разных уровнях: социальные и познавательные навыки и обучение навыкам решения проблем, обучение родителей, семейную терапию, обучение агрессивным детям, обучение агрессивным подросткам в индивидуальных и групповых занятиях и сопровождение родительских занятий. Подходы к мультимодальной терапии, которые охватывают различные условия окружающей среды, и люди доказали свою эффективность.

А.А. Реан рассматривает некоторые случаи агрессивности как «адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги» . Состояние фрустрации понимается автором как «психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения» [там же, с.62]. Это состояние может сопровождаться сложным сочетанием чувств и эмоций: гнева, раздражения, злости, возмущения, отчаяния.

Как отмечают О.М. Шабалин и Н.Д.Левитов, при анализе понятия «агрессивность» для более глубокого понимания сущности проблемы и возможности проведения его комплексной характеристики необходимо выделять познавательную, волевую и эмоциональную составляющие агрессивного состояния. Агрессивные проявления могут появляться на самых ранних этапах развития как реакции протеста, неудовлетворения, выражение своих желаний. Эти проявления достаточно длительное время являются неосознаваемыми и, поэтому, ребенок не имеет возможности адекватно оценить социальную ситуацию. Поэтому агрессивные проявления в детском возрасте осуществляются на фоне ограниченной способности контроля над своими эмоциями, объективными сложностями регуляции поведения и отсутствием возможности предусмотреть последствия своих агрессивных действий. Эмоциональные составляющие агрессивного состояния проявляются в форме аффективных вспышек гнева и ярости и являются тем фактором, который способствует утрате контроля сознания за совершаемые человеком действия. Познавательный компонент представляет собой ориентировку человека в социальной ситуации и в своей личности. Волевой компонент агрессивного состояния связан в большей степени со способностью управлять своими агрессивными действиями и состоянием, нежели с умением «сдерживать» агрессию .

Согласно А. Басу, к агрессивности близко подходит «враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект» (цит. по ). Х. Дельгадо утверждал, что «...человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, обществу» (цит. по [там же, с. 17]).

В «Психологическом словаре» под редакцией И.П. Зинченко раскрывается следующее определение агрессивного поведения: «…мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» .

Нужно отметить, что агрессивное поведение в обыденном понимании обретает «злонамеренностью» в тот момент, когда появляется мотив разрушения. С.Н. Ениколопов под агрессивным поведением понимает «…одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением» .

В структурной характеристике агрессивного поведения С.Н. Ениколоповым выделены несколько уровней:

Аффективный уровень представлен негативными эмоциональными состояниями и чувствами гнева, злости, ярости;

Поведенческий уровень включает в себя высказывания, агрессивные жесты, действия;

На когнитивном уровне проявляются негативные ожидания, неадекватные представления и установки индивида;

Мотивационный уровень определяет как бессознательные агрессивные стремления, так и сознательные цели.

В близком к нормативному значению, понятие «агрессивное поведение» понимается как «…индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека» .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие агрессии

Заключение

Список используемой литературы

агрессивный личность делинквентный

Введение

Одной из основных проблем современного общества является высокий уровень агрессивности и насилия. Этой проблеме уделено немало исследований, причем зачастую агрессия человека и животных уравнивается по своей природе.

Человек - весьма агрессивное существо, ребенок проявляет первые признаки агрессивности задолго до того, как научится говорить. Агрессивность подчиняется своим законам, весьма своеобразным, a порой - непредсказуемым. Эти законы влияют не только на поведение каждого человека, включая политиков и военных, но и на поведение общества и государства. Когда государство попадает во власть инстинктов, созданных естественным отбором для стада наподобие павианового, и к тому же обзаводится атомным оружием, это очень опасно. А если таких государств окажется несколько, будущее мира может повиснуть на волоске. Бытовое понятие и термин не совпадают. В быту под агрессией мы понимаем нападение, причем, как правило, неоправданное, несправедливое. В этологии термин “агрессивность” означает злость, злобу, ненависть, ярость.

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Важнейшими событиями краткой истории человечества являются ситуация, в которых одни люди в массовом количестве убивали других людей. Современные общества не отличаются дружелюбием, люди буквально придавлены астрономическим военным бюджетом "мирного времени". Почему люди порой стремятся причинять боль и страдания окружающим? Почему родители избивают собственных детей? Как самоубийца может поднять руку на самого себя, наперекор инстинкту самосохранения? Психологи, физиологи, этологи, философы придерживаются разных точек зрения по поводу того, является ли агрессия врожденным, инстинктивным феноменом или подобному поведению приходится учиться. В своей работе я попыталась найти ответы на эти вопросы.

В первой главе дается определение агрессии разными учеными, рассматриваются ее теории, сравниваются понятия агрессия и агрессивность, а также рассматриваются агрессию как социальное поведение.

Во второй главе рассматриваются условия формирования агрессивной личности, факторы, влияющие на агрессивное поведение, возрастные особенности агрессивности: детская агрессивность, младший школьный возраст, подростковый, взрослые люди; рассматриваются понятия доброкачественно-адаптивной агрессии, экстремистов.

В третьей главе рассматривается взаимосвязь агрессии и противоправного поведения.

1. Понятие агрессии

Типы агрессии и агрессивного поведения

Слово агрессия от латинского «аgredi»,что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала 19 века агрессией считалось любое активное поведение как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось и стало более узким

Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З. Фрейд, К. Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в третьих агрессия рассматривается как результат социального научения (А. Бандура). Имеется множество разновидностей этих подходов. Наибольшее экспериментальное подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального научения. Однако до сих пор идут споры о биологической обусловленности агрессии. Кроме разрушительной, агрессия выполняет еще и адаптивную функцию, т.е. является доброкачественной (по определению Э. Фромма). Она способствует поддержанию жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям. К. Лоренц считает агрессию важным элементом эволюционного развития.

Человек психологически культурен лишь в той степени, в какой он оказывается в состоянии контролировать в себе стихийное начало. Если механизмы контроля ослаблены, то человек склонен к проявлению злокачественной агрессии (Э. Фромм), синонимами которой можно считать деструктивность и жестокость. Такая агрессия не является биологически адаптивной и она не призвана защищать витальные интересы человека. Но критерий различения доброкачественной и злокачественной агрессии до сегодняшнего дня остается зыбким, в силу сложности определения, какие именно интересы объективно относятся к витальным, а какие таковыми не являются. Сфера витальных потребностей у человека значительно шире, чем у животных, и включает не только физические, но и психические условия. К сожалению современная наука не дает бесспорного перечня витальных потребностей человека. Потребность в свободе, любви, уважении, сохранения своей системы ценностей - все это относится к витальным интересам личности. Без объективации сферы витальных интересов человека практическое разграничение доброкачественной и злокачественной агрессии невозможно. Чтобы улучшить понимание агрессии нужно пробраться сквозь терминологическое болото и отделить обыденное понимание агрессии, которое указывает на напористость человека, от понимания, связанного с деструктивностью поведения. Иными словами, следует провести различие между поведением, приносящим вред другим людям, и безвредным поведением. Определение агрессии не может опираться только на результат действий, оно должно учитывать намерения человека, совершающего данный поступок. Исходя их этого, многие психологи склонны оценивать агрессию как поведение, нацеленное на то, чтобы причинить вред или боль другому человеку (животному). Э. Фромм определяет агрессию более широко - как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушествленному предмету. Ущерб человеку можно нанести, причинив вред любому неживому объекту, от состояния которого зависит физическое или психологическое благополучие человека. Последнее время психологи подчеркивают несинонимичность понятий "агрессия" и "агрессивность".

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности) .

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В этом плане можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной интерпретации как об устойчивых для некоторых людей особенностях мировосприятия и миропонимания. Некоторые предпосылки возникновения и развития агрессии сосредоточены в особенностях личности и чертах характера, а также установках.

Агрессию рассматривают как социальное поведение, включающее навыки и требующее научения. Чтобы совершить агрессивное действие, человек должен многое знать: например, какие слова и действия причинят страдания, какие приемы будут болезненными и т.п. Эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно. Агрессия приносит реальные вознаграждения. Например, дети, с успехом притесняющие других детей по играм, могут постоянно требовать от них всего, чего хотят - игрушек и привилегий. Басе считает, что агрессия щедро вознаграждается и у взрослых. Лучший способ подкрепления агрессивного поведения - это прямое поощрение. Подкрепления похвалой, материальным вознаграждением, вещами, более высоким статусом или просто более приемлемым отношением со стороны других людей крайне эффективны. Усвоение агрессивных реакций на своем опыте играет важную роль, но научение через наблюдение оказывает даже большее воздействие. Нет необходимости вживую репетировать образцы агрессивного поведения - их символического изображения в кинофильмах, телепередачах, литературе вполне достаточно для формирования эффекта научения у наблюдателя. Человек, ставший свидетелем насилия, открывает для себя новые грани агрессивного поведения, которые ранее отсутствовали в его поведении.

Главный источник живых примеров агрессивного повеления для большинства детей является семья. Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые формируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

Спонтанная агрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности у других. Такому человеку доставляет удовольствие демонстрировать окружающим их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, разозлить досадить, поставить в тупик своим вопросом или ответом. По параметрам реактивной агрессии высокие показатели имели чуть менее половины испытуемых, а низкие только 4%. Реактивная агрессия проявляется в недоверчивости к людям; обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Очевидна конфликтность личности, агрессивность в отстаивания своих интересов, высок показатель раздражительности как эмоциональной неустойчивости, быстрая потеря самообладания, неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи. Целесообразно различать типы ординарной и парадоксальной социализации агрессии. Ординарная социализация агрессии - это непосредственное усвоение навыков агрессивного поведения и развитие агрессивной готовности личности либо в результате деятельного опыта, либо как следствие наблюдения агрессии. При парадоксальной социализации агрессии изменения личности происходит независимо от вышеупомянутых факторов. Агрессивность как устойчивая личностная характеристика формируется вследствие значительного опыта подавления возможностей самореализации. Подавление осуществляется вне агрессивного контекста, напротив, блокирование актуальных личностных потребностей чаще всего связано с излишней заботой о личности, в рамках воспитательной стратегии, описываемой как "гиперопека". Парадоксальную социализацию агрессии можно рассматривать как агрессивный след социального опыта, лишающего личность самостоятельности. Подтверждением этого подхода являются полученные данные о прямой связи таких личностных качеств, как "застенчивость" и "спонтанная агрессивность".

2. Причины формирования агрессивного поведения личности

Мы исходим из гипотезы, что агрессивность человека и его склонность к агрессивному поведению существенно детерминируются особенностями его индивидуального развития. В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т.п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение. Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, ведущие факторы, вызывающие или поддерживающие агрессивное поведение личности.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Так, в самом раннем возрасте дети, по всей видимости, демонстрируют агрессию: если часто, громко и требовательно плачут; если у них отсутствует улыбка; если они не вступают в контакт. Психоаналитические исследования свидетельствуют об огромном количестве гнева, переживаемом младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются . Также хорошо известен тот факт, что маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре.

В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи.

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение зачастую не только не уменьшает агрессивность детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку служит косвенным доказательством силы и независимости последних.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы (или испытания новичков). Шокирующая глаз «униформа» группы (как и подростковая мода в целом) также носит ритуальный характер. Ритуалы усиливают чувство принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Так, например, любое проявление насилия по отношению к «не членам группы» оправдывается заверениями типа - «они предатели... мы должны защищать своих... мы должны заставить всех уважать нас». Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.

У взрослых людей проявления агрессивного поведения более разнообразны, поскольку определяются преимущественно их индивидуальными особенностями. В качестве индивидуально-личностных характеристик , потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины.

Можно говорить об особой категории людей - экстремистах, проявляющих агрессию либо крайне часто, либо в крайних формах. Экстремисты, в свою очередь, отчетливо подразделяются на две группы: со сниженным и повышенным самоконтролем. Первые в силу слабо развитых сдерживающих механизмов склонны к постоянному проявлению агрессии, вторые - способны длительно воздерживаться даже от сильных провокаций, но проявлять крайние формы агрессии (вплоть до брутальных), когда внутренние ресурсы уже иссякают.

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. Как известно, под фрустрацией понимают состояние, вызванное препятствием на пути удовлетворения потребности или достижения цели. Некоторые авторы рассматривают фрустрацию как одну из ведущих причин агрессивного поведения. В целом фрустрация - весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социально приемлемые способы преодоления фрустрации.

Если оценивать влияние другого - полового (гендерного) фактора, - то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие Уровни прямой и физической агрессии, а женщины (девочки) - косвенной и вербальной. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту.

При всей важности возрастного, тендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того факта, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. М. Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20 лет . Они обнаружили, что тяжесть; совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телепередачах в возрасте 8 лет. Механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения может выглядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередачами - агрессивные фантазии - отождествление себя с персонажем - 1 усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на 4 людей - повторение агрессивных действий - использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях - подкрепление - агрессивные привычки - неразвитые социальные и учебные умения - фрустрация - чрезмерный просмотр телепередачи т. д.

Формирование агрессивного поведения через наблюдение возможно при выполнении нескольких условий. Во-первых, увиденное должно выглядеть реально и захватывать. Во-вторых, увиденное должно восприниматься именно как агрессия. В-третьих, агрессия перенимается, когда зритель отождествляет себя с агрессором, а потенциальный объект агрессии для конкретной личности ассоциируется с жертвой агрессии в фильме. Следующим принципиальным условием научения является то, что в результате агрессии герой достигает цели или получает удовольствие, значимое для зрителя.

В целом просмотр агрессивных сцен, видимо, не оказывает предполагаемого прямого негативного воздействия на большинство взрослых людей, поскольку само восприятие определяется совокупностью внутренних и внешних условий. Реакции людей на сцены насилия могут быть самыми различными: отвращение, неприятие, виртуализация (восприятие изображаемых событий как нереальных), только в некоторых случаях - восхищение или стремление подражать.

В то время как влияние средств массовой информации на поведение личности остается не вполне понятным, семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения.

Кажется очевидным тот факт, что агрессия и делинквентное (противоправное) поведение взаимосвязаны. Действительно, противозаконные действия по большей части сопровождаются агрессивными действиями. Это могут быть корыстные преступления, в которых агрессия носит инструментальный характер, т.е. служит достижению каких-либо целей (убийство для получения жилплощади, физическое насилие при ограблении, угрозы с целью вымогательства денег). В случае других, насильственных, преступлений непосредственно проявляется враждебное поведение. Насилие в целом как наиболее опасная форма агрессивного поведения запрещается законом и контролируется государством.

Взаимосвязь между делинквентным поведением личности и агрессией неоднозначна. Агрессивное поведение, достигающее уровня нарушения законов, прежде всего, может быть следствием подражания. В качестве образцов для подражания могут выступать родственники, сверстники, другие значимые люди. Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, наконец, места лишения свободы - все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение.

В других случаях агрессивное противоправное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины. Склонность к противозаконным действиям также наблюдается в случае антисоциальной направленности личности, для которой враждебное отношение к другим людям является стилем жизни. Следующая форма агрессивного поведения может быть связана с органическими нарушениями нервной системы. Отдельную (немногочисленную) группу правонарушителей составляют также те психотические больные, болезненное состояние которых сопровождается неожиданными немотивированными взрывами агрессии.

На практике, например для определения меры ответственности и вида наказания, важно различать патологическую и непатологическую формы агрессивного поведения. Непатологическая форма, как правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Например, агрессивное поведение подростков может носить характер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимоотношений с окружающими. Патологическая же агрессия, напротив, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности и их динамикой. Можно выделить следующие признаки патологических изменений: агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективно-злобных реакций; агрессивное поведение с наличием сверхценных идей мести, ненависти, обиды; садистическая агрессия, главным признаком которой являются нарушения в сфере влечений, проявляющиеся, в частности, в переживании положительных эмоций при причинении физической боли или нравственных страданий другому человеку . Например, в случае патологической агрессии обычное критическое замечание может спровоцировать такой уровень злобы, при котором нарушается сознание, и человек, не помня себя, совершает убийство.

Особый случай агрессивности представляют серийные и внешне почти не мотивированные противоправные действия. По мнению Э. Фромма , они носят характер злобной разрушительности и садистской жестокости, возникают внезапно и неожиданно для окружающих и близких людей. Такая форма агрессии, по мнению автора, не имеет явных биологических или экономических причин и составляет реальную проблему человечества.

Таким образом, агрессивность и делинквентность оказываются тесно связаны. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми. Следует признать, что в силу ряда причин социальное воздействие на личность с выраженным агрессивным поведением часто оказывается малоэффективным. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить агрессивное поведение, по всей видимости, невозможно. Можно лишь ГОВОРИТЬ о необходимости снижения его проявлений через создание системы эффективного социального контроля на нескольких уровнях - общества, семьи и малых групп, самой личности.

К сожалению, никакое общество не свободно от проявлений насилия. Более того, история знает немало примеров, когда само государство выступало инициатором преступных деяний. Преступлениями против человечества признаны последствия политики ряда государств: уничтожение миллионов евреев фашистами, сталинские репрессии и депортации, массовые убийства армян турками, чеченская война.

3. Типы агрессии и агрессивного поведения

Басс и Дарке выделяют 5 видов агрессии:

Физическая

Раздражение

Вербальная

Косвенная (направленная и ненаправленная)

Негативизм (оппозиционное поведение).

Согласно инстинктивным теориям агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы(2).

1. «Физическая - нападение» (7;19)

«Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение и порча других вещей»(14,62).

«Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственно нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение.Может принимать 2 формы: символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивания, реальная- непосредственно физическое воздействие»(14,62).

2. «Вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятье, ругань)» (7,19).

«Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб, демонстративного крика, направленного на устранение сверстника, агрессивных фантазий»(14,62).

«Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные формы прямой вербальной агрессии: дразнилки, оскорбления»(14,63).

3. «Прямая - непосредственно направленная против какого-либо объекта, субъекта

4. Косвенная - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо(шутки, сплетни), действия, характеризующиеся ненапраленностью и неупорядоченностью.

5. Инструментальная - средство достижения цели.

6. Враждебная - выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии.

7. Аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

8. Альтруистическая - имеет цель защиты других от чьих-то агрессивных действий» (7; 19).

Кроме того, в источниках имеется информация о таком виде агрессии, как комплексный.

9. «Комплексный (смешанный) вид агрессии - тот вид агрессивного поведения, который имеет два или больше равносильных (примерно одинаково ценных для индивида) мотивов.

Одна эмоциональная цель может сочетаться с некоторыми важными инструментальными целями.

Большая часть агрессивных действий людей принадлежит к смешанному типу.

Если человек, совершая ряд агрессивных действий, одновременно получает как непосредственно функциональное наслаждение, так и удовольствие от достижения других целей (восхищения людей, высокого статуса и т.п.), то вполне понятно, что такие действия с большей вероятностью будут запоминаться, обладая высоким уровнем готовности для нового воспроизведения, чем же агрессивные действия, с помощью которых люди преследуют более простые отдельные цели - только инструментальные или только эмоциональные»(8;92).

Также существуют сведения о следующих видах агрессии:

10. «Экспрессивная агрессия - представляет собой непроизвольный взрыв гнева, ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем. источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

11.Спонтанная агрессия - имеет сходство с возбудимостью. Результат накопления энергии, направленный на преодоление преград на пути достижения цели.

12.Инициативная агрессия - имеет место в том случае, когда агрессор является зачинщиком.

13.Оборонная агрессия - реакция на ранее совершенный акт агрессии» (13;26).

Виды агрессивности

«Агрессивность может иметь качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности.

Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, т.к., с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

Различают агрессивность недифференцированную, которая характеризуется прежде всего отсутствием предмета агрессии, как правило, это несильное проявление агрессии, выражающееся в криках, скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми.

Агрессивность локальная характеризуется доминированием предмета конфликта, предмета агрессии. Здесь несколько большая выраженность агрессивности, субъект допускает и применяет иногда физические меры. Присутствует самооправдательная позиция» (15;9).

«Агрессивность враждебная- действия личности, носящие позиционный характер, отражающие мировоззренческую позицию. Такая враждебность может проявляться в таких эмоциях как злость, ненависть, зависть.

В этом подтипе можно рассматривать действия враждебной личности, которая открыто проявляет свое отношение, но не стремится к столкновению сторон» (15;10).

«К подтипу «агрессивность жестокая» можно отнести крайнее проявление агрессивности: причинение физического вреда, нанесение психической травмы» (15;11).

Итак, изучив виды агрессии, мы выяснили, что существуют виды агрессии, направленные на внешний объект или предмет (физическая, вербальная, косвенная, смешанная агрессия), или на самого себя(аутоагрессия). Содержательные данные этой главы необходимы при диагностике различных состояний и для грамотного подхода к детям с данным поведением.

Заключение

Изучив данную тему, следует еще раз подчеркнуть, что агрессия (наряду с любовью) присутствует в самых разнообразных формах человеческого существования. Все основные виды отклоняющегося поведения личности - делинквентное, зависимое и суицидальное, - безусловно, можно рассматривать как поведение разрушительное по своей сути, различающееся лишь по форме и направленности агрессивных действий - вовне или вовнутрь).

В обычной жизни наша агрессивность ежедневно разряжается через массу незначительных конфликтов со многими людьми. Мы можем научиться кое-как управлять своей агрессивностью, но полностью устранить ее не можем, ведь это один из сильнейших инстинктов человека. И важно помнить, что, ограждая агрессивную личность от раздражителей, мы не снижаем ее агрессивность, а только накапливаем. Она все равно прорвется, причем сразу большой порцией.

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Детская агрессивность возникает из-за чувства незащищенности, беззащитности. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания.

В целом для развития личности ребенка и подростка опасны не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. У подростков агрессивность часто означает казаться быть «сильным».

В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей и подростков с большой вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

На агрессивное поведение человека прежде всего влияют социальные условия развития личности. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению), именно это часто порождает насилие.

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Итак, агрессивное поведение, агрессивность влияет на многие стороны личности, деформируют ее. Зная основные «постулаты», на которых базируется агрессивное поведение, есть возможность коррекции или исключения агрессивности в поведении.

Список использованной литературы

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Прайм- Еврознак, 2002.-510 с.

2. Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологического факультета, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ. СПб: Питер, 1997.- 330 с.

3.Ениколопов С. Н. Агрессия- одна из форм защиты «Я»// Химия и жизнь - XXI век, № 10 (2006), с. 12-15.

4.Журавлев Д. Подростковая агрессивность- психологическая закономерность или социальный феномен?// Народное образование, № 2(2003), с.185-192.

5. Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2004.-116 с.

6. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2003.- 333 с.

7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм- Еврознак, 2003.-666 с.

8.Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2007.- 734 с.

9. Немов Р.С. Психология: учебник для высших учебных заведений непсихологического профиля. М.: Высшее образование, 2007.-154 с.

10. Новейший психологический словарь. Ростов- на- Дону: Феникс, 2005.-639 с.

11. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся //Вопросы психологии, № 3 (1994), с.61-68.

12. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Воронеж: Институт практической психологии, 1996.- 96 с.

13. Сенько Т.В. Истоки агрессивного поведения детей. Минск: издательство «Минск»,2002.-187 с.

14.Смирнова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, № 4(2003), с. 62-67.

15. Чепелева Л. М. Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки. Краснодар: Просвещение - ЮГ, 2002.- 62 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психологические особенности проявления агрессивного поведения людей. Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия. Причины, влияющие на возникновение агрессии. Методы, используемые для изучения агрессивного поведения. Тест на проявление агрессии.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2010

    Теории возникновения агрессивного поведения. Определение агрессии и агрессивности, классификация видов агрессивного поведения. Причины агрессии в детском возрасте. Роль семьи в возникновении агрессивного поведения ребенка, профилактика его проявления.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2011

    Сущность человеческой агрессии с точки зрения философии, психологии, биологии, религии. Факторы, способствующие агрессии. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. Типы агрессии по Фромму и Бассу. Спонтанные проявления агрессивности.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2010

    Характеристика основных факторов формирования впечатлений. Особенности рекламы, как одного из средств агрессивного поведения личности. Отличительные особенности мотивационно-потребностного компонента личности, которая стремится к политической власти.

    реферат , добавлен 01.07.2010

    Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии. Биологические предпосылки агрессивного поведения, агрессия как реакция на фрустрацию. Причины и проявления подростковой агрессии, эмпирическое изучение ее влияния на ценностные ориентации.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2011

    Понятие и виды агрессии. Причины агрессивного поведения и влияние воспитания на его формирование. Эмпирическое изучение гендерных особенностей агрессивного поведения студентов в конфликтных ситуациях: особенности выборки, план и методы исследования.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2013

    Причины агрессии, ее формы и виды. Анализ агрессивности подростков как особого вида агрессии, отличающейся от взрослой. Диагностика предрасположенности к развитию агрессивного поведения у подростков. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Агрессия и родственные формы поведения. Понятие агрессии, теории и виды агрессии. Характеристика вербальной агрессии у студентов и подростков. Понятие и структура интеллекта. Экспериментальное исследование взаимосвязи вербальной агрессии и интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2016

    Основные характеристики агрессивного поведения, его особенности. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивного поведения и социометрического статуса в группе с помщью методик диагностики межличностных и межгрупповых отношений и склонности к агрессии.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2011

    Анализ социально-психологических предпосылок актуализации и развития мотивационной основы агрессии женщин, осужденных к лишению свободы. Модель агрессивного поведения. Структура агрессивной мотивации. Главные особенности процесса ресоциализации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!