Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Исторические примеры агрессивного поведения. Психологические особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия") и применения грубой физической силы ("физическая агрессия"). Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.

Это относится к дразня, оскорблениям, прозвищам, критике, диффамации, оскорбительным комментариям среди других. Он также может включать вымогательство за ваш обед, деньги или имущество или анонимные заметки с угрозами насилия, ложные обвинения, слухи и сплетни.

Физическое домогательство является наиболее видимым и, следовательно, самым идентифицируемым. Включает от ударов, пощечины, удушения, ногами, кусанием, царапин, щипать, плевать, изгибать конечности в болезненных положениях и, наконец, разрушать или уничтожать одежду и имущество жертвы. Чем больший и сильный «хулиган» или агрессор, тем опаснее эти атаки.

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью – наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия.

Социальное или реляционное преследование является наиболее сложным видом притеснений для обнаружения, поскольку оно состоит в систематическом уменьшении чувства собственного чувства жертвы, изолируя, исключая, игнорируя, отвергая и избегая его. Он может использоваться для отчуждения и разрушения дружеских отношений, он может включать в себя тонкие жесты, такие как: фиксированные взгляды, вздохи, смех, нахмуривание, а также враждебный язык тела.

Расистские домогательства - это тот, который относится к любой причине дискриминации по признаку расы и этнической принадлежности. Дети учатся быть расистами в среде, где их учат дискриминировать, где различия считаются плохими и где общие узы человечества не отмечаются. Дети систематически изучают язык оскорблений. Сначала их учат стереотипным, затем предваряют, и, наконец, при объединении обеих вещей они становятся дискриминирующими: вы не можете присоединиться к нам, вас не приглашают на вечеринку и т.д. это также «издевательство» и должно рассматриваться как таковое.

Выделяют следующие виды агрессивных реакций (Басс и Дарки):

¾ физическая агрессия (нападение);

¾ косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости);

¾ склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);

¾ негативизм (оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы);

Преследование сексуальной школы - это такое, которое охватывает устные, физические и реляционные преследования, но с сексуальной коннотацией; словесное сексуальное домогательство имеет иной характер, если речь идет о мальчиках или девочках. Слова, используемые мужчинами для нанесения вреда своим сверстникам, как правило, являются уничижительными терминами, определяющими их как меньше мужчин; это использование гомофобных терминов, например: вы бежите, как девочка, женоподобный, веселый, веселый, странный и т.д.

Слова, используемые женщинами, как правило, выделяют и критикуют их тело, порочат, унижают или унижают их сексуальность, например: толстый, уродливый, сука, ребенок. К этой категории словесных сексуальных домогательств также относятся угрозы изнасилования, сексистские или сексуальные шутки и комментарии об активной сексуальной жизни или воздержании от жертвы.

¾ обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванная действительными и вымышленными сведениями);

¾ подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;

¾ вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму - ссора, крик, визг, - так и через содержание - угроза, проклятие, ругань).

Физическое сексуальное домогательство включает в себя трогательные, щипающие, потирая жертву сексуальным путем, сбивая брюки, поднимая рубашки или юбки, тянущие или принимающие нижнее белье и сексуальное насилие. Наконец, относительное сексуальное домогательство относится к отказу и игнорированию ребенка из-за сексуальных слухов, сексуальной ориентации и тела. Увеличение технологии и легкость, с которой современные дети могут получить доступ к ней, сделали ее еще одним средством нападения и нанесения вреда другим.

Что делать с насилием в семье

Как мы видим, школьная агрессия очень широка в ее формах и типах преследования; представьте, к чему относятся наши дети и наши ученики, даже не зная об этом.

Виды насилия в семье, признаки злоупотребления и варианты жертвы

Насилие или домашнее насилие являются образцом поведения, целью которого является контроль над другими. Это поведение, которое наказывает человека или делает его жертвой неоднократно в романтических или интимных отношениях. Такое поведение наносит ущерб человеку, которому он направлен.

Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

Каковы типы домашнего насилия?

Если не вмешаться, насилие в семье станет более частым и интенсивным и закончится убийством или самоубийством жертвы. Поскольку насилие в семье связано с властью и контролем, оно не исключает мужчин, поэтому они тоже могут быть жертвами изредка. Каждая форма насилия находится в пределах шкалы поведения, с меньшей или большей вероятностью смертельного исхода. Оценивая уровень опасности, можно диагностировать и прогнозировать бытовое насилие.

Физический - Физический контакт, который вредит жене, партнеру, детям, пожилым родителям, братьям и сестрам или другим членам семьи или людям, которые живут в одном доме. Начните с тянет, ударов или ударов по лицу и увеличивайте интенсивность, приводящую к травмам, сломанным костям и внутренним травмам. Если не вмешаться, физическое насилие может привести к убийству.

Фрейд выделял следующие виды агрессивности: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость возникает независимо от сексуальности и базируется на инстинктах самосохранения. Их цель – осознавать реальные опасности и защищаться от их поползновений. Такая агрессивность направлена на защиту того, что необходимо для выживания или защиту от угрозы жизненно важным интересам. В своем представлении о садизме Фрейд усматривал единую форму деструктивности, для которой вожделенны акты разрушения, принуждения, мучения. З. Фрейд признавал и третий тип деструктивности, который он описывал следующим образом: «Но даже там, где он появляется без сексуальной цели, в слепой ярости разрушения, мы не можем не признать, что удовлетворение инстинкта сопровождается чрезвычайно высокой степенью нарциссического наслаждения, обязанного своим происхождением проявлений».

Сексуальный - это начинается с унизительных сексуальных комментариев и нащупывания воли жертвы. По мере увеличения интенсивности жертва часто вынуждена заниматься половым актом, в течение которого ей будет больно. Если не вмешаться, сексуальное насилие может привести к изнасилованиям и убийствам.

Поведение обидчика неустойчиво и непредсказуемо. Он или она может издавать путаные или противоречивые сообщения. Например, он или она может утверждать, что он никогда не говорил ничего, что, по мнению жертвы, слышала. Эмоциональное насилие всегда сопровождает физическую атаку и во многих случаях предшествует ей. Эмоциональное злоупотребление серьезно влияет на самооценку.

Э. Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность – это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия – это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.

Злоумышленники могут попытаться изолировать жертву, отделяя ее от своей семьи и друзей. Злоупотребление увеличивает интенсивность за счет принудительной экономической зависимости, достигая лишения пищи, медицины и сна. Эти тактики предназначены для контроля и ограничения среды жертвы, а также их доступа к социальной сети, чтобы злоумышленник мог ее контролировать. Эти формы злоупотреблений также происходят на уровне общества, в случае ресурсов сообщества, которые не признают проблему или что обвиняют жертву.

Каковы признаки злоупотребления в браке или отношениях с супругами?

Ваш партнер слишком много следит за вами. Например, слушайте свои телефонные разговоры, хотите знать, где вы находитесь, всегда проверяйте свой пробег автомобиля или проверяйте свою сумочку или свою адресную книгу. Его партнер часто унижает его. Например, он оскорбляет, критикует или унижает его либо на публике, либо наедине.

Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии. Он различает следующие подвиды псевдоагрессии: непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение.

Ваш партнер пытается это контролировать. Например, он рассказывает, кто может или не может видеть или не может видеть или мешать вам работать, в школу, на социальные или семейные собрания. Его партнер действует ревниво или притяжательно и говорит, что делает это из любви.

Ваш партнер уничтожает или угрожает уничтожить ваши вещи. Ваш партнер угрожает причинить вам вред, вашей семье, друзьям или домашним животным. Ваш партнер затрагивает вас таким образом, который причиняет вам боль или пугает вас, или каким-либо образом вы не хотите, чтобы вас трогали.

В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия.

Анализируя деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм выделяет две формы – спонтанная агрессивность и агрессивность, связанная со структурой личности. Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

Ваш партнер заставляет вас заниматься сексом или совершать сексуальные действия определенным образом или в определенные моменты, которые вам неприятны или неприятны. Ваш партнер обвиняет все в вас или других или злится так, что вас пугает. Ваш партнер дразнит вас или сводит к минимуму ваши опасения или опасения относительно ваших отношений.

Каковы варианты жертвы насилия в семье?

Непрерывное злоупотребление: прогрессивные по частоте и тяжести; убийства почти всегда являются потенциальными последствиями. Прекратите отношения путем разделения или развода. Это не прекращает насилие, если нет контакта с жертвой и обидчиком. Смерть случайно или убийство.

Агрессивность, связанная со структурой личности, присуща ей (личности) всегда и проявляется во всех формах его жизнедеятельности.

Рассмотрим проявления агрессии в концептуальных рамках, предложенных Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Эти восемь категорий агрессивного поведения и примеры к каждой из них приведены в таблице 1.

Почему женщины остаются?

Изменение поведения обидчика. Страх, вероятно, является самой большой причиной, по которой женщины остаются или остаются обидчиками. Если она или какой-либо сосед, друг или член семьи докладывают полиции, она, вероятно, пострадает от репрессий. Часто случается, что обидчик угрожает убить ее или похитить детей, если она попытается уйти. Ошибочно полагать, что женщина, которая отказывается от обидчика, безопасна. Реальность заключается в том, что риск быть убитым увеличивается примерно на 75%, когда она уходит.

Хотя она имеет полное право уйти, это невозможно, чтобы обидчик узнал. Несмотря на злоупотребления, она все еще любит его и часто испытывает смущение, потому что он чувствует и любовь, и гнев за то, что он сделал с ней. Часто бывает так, что, мотивируя смесь любви и сострадания, она чувствует, что она единственная, кто может помочь ему преодолеть ее проблему. Экономическая зависимость. Она может быть экономически зависимой от обидчика и не видит реальной альтернативы. Во многих случаях у нее нет полезных навыков на рынке труда, государственная помощь очень ограничена, и перспектива получения социальной помощи пугает и позор.

Как мы отмечали, агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая). Рассмотрим последний вариант дихотомического деления агрессии - агрессию враждебную и инструментальную.

Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний.

Нарушитель может контролировать все деньги, и у нее может не быть доступа к наличным деньгам, чекам или важным документам. Верования о браке. Несмотря на то, как он относится к ней, женщина, ставшая жертвой насилия, хочет отца для своих детей. Многие религиозные и культурные убеждения требуют, чтобы она поддерживала появление хорошего брака и даже несла ответственность за него, а не за поддержание отношений. Часто она остается «потому что детям нужен отец».

Из-за отрицания проблемы и отсутствия образования в связи с насилием в семье семьи многих женщин поощряют их оставаться со своими партнерами, рассказывая им такие вещи, как: «Вы никогда не найдете другого мужа, который может поддержать вас, а также Он»или Почему вы сообщили об этом полиции? Он хорошо известен в обществе и повредил его репутации. Это женщина, чтобы окружить себя людьми, которые ее поддерживают, и заботиться о ее физической и эмоциональной безопасности и игнорировать комментарии друзей или семьи, которые не понимают ситуацию.

Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или "настоять на своем". Например, по наблюдениям Паттерсона, дети используют разнообразные формы негативного поведения: стучат кулаками, капризничают и отказываются слушаться - и все это делается с целью удержать власть над членами семьи. Конечно, подобное поведение закрепляется, когда маленьким агрессорам периодически удается вынудить своих жертв пойти на уступки. Аналогично агрессия может служить цели самоутверждения или повышения самооценки, если такое поведение получает одобрение со стороны других. Например, человек может показаться "несгибаемым" и "сильным" в отношениях с другими, если нападает на тех, кто его провоцирует или раздражает.

Некуда идти. Решение покинуть обидчика затруднено, поскольку для женщин, ставших жертвами жестокого обращения, очень мало безопасных мест. По всей стране в трех случаях больше для животных, чем для женщин. Если нет вмешательства против этого патологического поведения, насилие в семье будет становиться все более частым и интенсивным и заканчиваться убийством или самоубийством жертвы.

В целом, насилие имеет тенденцию создавать психологический ущерб, который часто трудно преодолеть. И эти последствия настолько серьезны, что они оказывают значительное влияние на жизнь человека. Согласно проведенным исследованиям, они устанавливают, что существуют различные виды насилия в семье, которые становятся все более частыми в домах и чьи последствия являются основной причиной отказа супружеских отношений и, по большей части, являются виновниками провокации смерть Насилие не только физическое, например: избиение, пинание, толчок, пощечина и т.д.; но и психологические, как: обидные слова, унизительные, оскорбления, ревность и другие.

Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам. Дополнительным подкреплением агрессивных действий в этих случаях может служить восхищение ими со стороны приятелей.

социализация агрессия гендерный семья

Существует множество различных определений агрессии. Но все исследователи сходятся в том, что это поведение, направленное на достижение потребности. Например, вот одно из классических определений:«специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Valzelli, 1974).

Б. Крэйхи в работе «социальная психология агрессии» утверждает, что социальная психология рассматривает агрессию, как особую форму общественного поведения. Её особенность заключается в том, что агрессия зарождается внутри «социального мира» индивида, и в то же время может влиять на этот «социальный мир» и его окружение. Значит, основные аспекты изучения агрессии должны быть связаны с взаимодействием индивидов или социальных групп. Иными словами агрессия проявляется через социальные отношения. При этом факторы, предшествующие агрессивному поведению, будут также социальными.

Например, фактор социализации. И.А.Фурманов в работе «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» понимает социализацию, как процесс постепенного самоконтроля личности. Ребенок или подросток учится выражать собственные агрессивные побуждения в социально приемлемых формах. Подростки адаптируются к общественным нормам и правилам и регулируют проявления своего «агрессивного потенциала». Этот потенциал не исчезает, он как бы модифицируется в другую форму. Процесс модификации или переноса энергии «Агрессивного потенциала» можно сравнить и с сублимацией З.Фрейда. Сублимация -- защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления импульсов на достижение социально приемлемых целей, либо творчества. Правда, механизм сублимации представляет собой более широкую структуру. Фрейд утверждал, что можно трансформировать все нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности. Однако далеко не каждый подросток может полностью управлять своей агрессивной энергией. Поэтому, чтобы овладеть контролем над собственной личностью, нужно проследить, как именно люди проявляют агрессию.

В настоящее время существует множество различных классификаций агрессии. Например, Р. Бэрон и Д. Ричардсон («Агрессия».) предлагают дихотомический способ деления. Иными словами, авторы выделяют два равноправных полюса в агрессивном поведении. Первый полюс - это инструментальная агрессия. В данном случае, агрессия является средством по достижению какой-либо цели. Эта цель может быть как индивидуальна, так и социально мотивирована, при этом она может носить позитивный характер. Например, иногда в общественном транспорте находится человек, который проявляет агрессию по отношению, к нежелающему уступить место юноше. Его цель может быть индивидуальна: занять данное место, в связи с определенными причинами. А может быть социально мотивирована: указание молодому человеку, на нормы общества, по которым он обязан уступить более старшему. В любом случае, инструментальная агрессия направлена на получение результата, а не на нанесение вреда другому. У подростков инструментальная агрессия ярко проявляется в поведении антисоциальных группировок. Они используют насилие, как метод, т.к оно может потребоваться при совершении кражи -- например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий -- нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам (Stivens, 1971).

Второй полюс Р. Бэрон и Д. Ричардсон определяются как враждебная агрессия. «Враждебная агрессия - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда». Употребление термина враждебная агрессия, характерно для тех случаев, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Например, убийство домашнего животного соседа.

Данная классификация противоречит мнению А. Бандуры, который считал, что нельзя закладывать в основу классификации только целенаправленность на объект. Он объяснял это тем, что, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страданий жертве при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида (например, получение собственного удовлетворения от того, что другому стало плохо), то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей. Значит, нужно приводить больше доводов для основания классификации.

С моей точки зрения, наиболее структурированной является классификация Э.Басса(Buss,1976). Она получила название концептуальной рамки, включающей три оси. На противоположных концах каждой оси расположены виды агрессии. Такая классификация имеет большое прикладное значение, т.к человек проявляет сразу несколько видов агрессии, более того, они могут меняться, переходить из одного в другой.

Представленные виды Э.Басс разделяет по определенным критериям. Перечислим их:

· по направленности на объект,

· по причине появления,

· по целенаправленности,

· по открытости проявлений,

· по форме проявления.

По направленности на объект выделяют гетеро- и ауто- агрессию. гетероагрессия- это агрессия, направленная на внешний объект: других людей, живых существ. Крайним проявлением гетероагрессии является убийства, нанесение тяжких телесных повреждений. Для аутоагресии характерна направленность индивида на самого себя или, точнее, на ментальный образ самого себя. Крайние формы - это самоуничижение вплоть до убийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. Причины аутоагрессии по-разному воспринимаются исследователями. Единственное, в чем сходятся большинство авторов, - это то, что человеку, как индивиду, не свойственно направлять агрессию на самого себя. Ведь существует инстинкт самосохранения.

В психоанализе аутоагрессия (или «поворот против себя») рассматривается как защитный механизм психики.впервые, этот феномен рассмотрел З. Фрейд. Он считал, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленной на внешний объект. В тех ситуациях, когда от данного внешнего объекта (или от его существования) зависит жизнь и благосостояние человека, агрессия может быть перенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект («вымещение»), а в других случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такое перенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессия оказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально они оказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объекта агрессии.

Артур Александрович Реан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложный личностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. В структуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:

Характерологический субблок -- уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами и особенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, а также с депрессивностью и невротичностью.

Самооценочный субблок -- связь аутоагрессии и самооценки. Чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, ниже самооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведения и деятельности.

Интерактивный субблок -- связь аутоагрессии личности со способностью - неспособностью к успешной социальной адаптации, с успешностью - неуспешностью межличностного взаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует с общительностью и положительно -- с застенчивостью.

Социально-перцептивный субблок -- наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых «других».

Таким образом, аутоагрессия является одним из многих средств адаптации подростка к обществу. Возникает такая адаптация под влиянием психотравмирующих действий окружающих (чаще физические наказания родителей). Это усвоенные норма агрессивного поведения. Однако, если не уделить достаточного внимания данной теме, то аутоагрессия может перейти либо в невротические заболевания, либо в другие формы агрессии.

По причине появления разделяют реактивную и спонтанную агрессию. Реактивная агрессия представляет собой реакцию на внешний раздражитель (ссора, конфликт). например, подростки не поделили что-либо на перемене, не смогли прийти к компромиссу, поссорились. Один по отношению к другому является внешним раздражителем, значит другой будет осуществлять агрессивный акт. В целом, такая форма агрессии обусловлена только внешними факторами.

Спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов. Возможно, такая форма агрессии максимально соответствует теории «фрустрация- агрессия». Например, родителей подростка вызывают в школу по тем или иным причинам. Возвращаясь домой, подросток думает как сообщить эту новость родителям. Ничего не придумав, он ломает почтовый ящик в парадной. Делает он это под воздействием накопившихся отрицательных эмоций, они должны получить выход. Также проявление спонтанной агрессии возможно при заболеваниях. Таким образом, стимул, который провоцирует спонтанную агрессию - внутренний. Подросток может проявить агрессию по отношению к любому объекту, но только в определенной (психотравмирующей для него) ситуации.

По целенаправленности разделяют инструментальную и целевую агрессии. Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда, или ущерба объекту. Например, школьник обиделся на одноклассника и избил его. При этом неважно, что агрессор получает за свои действия, также его не волнуют последствия совершенных действий. Единственная цель (потребность) заключается в нанесении физического или морального вреда оппоненту (неодушевленному предмету). Инструментальная агрессия противоположна мотивационной, для неё агрессивный акт- это средство достижения другой цели, а не сама цель.

Разделение по открытости проявлений. Прямая агрессия направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.

Косвенная агрессия обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (в их адрес безопасно). Например, одни подростки проявляют агрессию к наиболее слабым участникам своей группы.

Разделение по форме. Вербальная агрессия выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального вреда противнику. По мнению представителей отечественной психолингвистики (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтъев) вербальный агрессивный акт можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть «переход, в результате которого внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации -- обобщаются, вербализуются, сокращаются и главное -- становятся способными к дальнейшему развитию». Следовательно, природа вербальной агрессии, заключается в особом преобразовании различных реакций на негативные эмоциональные раздражители (внешние процессы) в процессы, связанные с речемыслительной деятельностью (внутренние).

Экспрессивная агрессия проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем, извергает ненормативную лексику. Важный момент, что разрушительные действия не обязательны. Х.Хекхаузен говорит о том, что в подростковом возрасте экспрессивная агрессия может выражаться в запугивании окружающий. Самый распространенный прием- это шествие (митинги) подростковых группировок. Подростки собираются вместе, чтобы казаться сильнее.

Физическая агрессия- это прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику. А. Басс выделяет несколько видов физической агрессии. Это «физическая - активная - прямая» агрессия, которая выражается в нанесении другому человеку ударов, избиении или ранении при помощи оружия. «Физическая - активная - непрямая» -это применение силы через посредников. В качестве посредников могут не только люди, но и предметы (мины, капканы). «Физическая - пассивная - прямая» - это стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (бойкот, сидячая демонстрация). И наконец,«физическая - пассивная - непрямая» - это отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ от выполнения обязательств).

Таким образом, можно утверждать, что данная классификация имеет широкое прикладное значение. С её помощью можно разобрать и охарактеризовать любой агрессивный акт. Например, ученик, после плохой оценки за контрольную выходит из кабинета начальника ломает швабру, переворачивает мусорное ведро - косвенная спонтанная физическая гетероагрессия. Но как объяснить связь между индивидуальными особенностями и совершаемыми действиями?

Л.М. Семенюк. («Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции») приводит данные о возрастной динамике форм агрессивности. 10-11 летние подростки более склонны к физической агрессии(50% выборки), в то время как 14-15 летние к вербальной (75% группы). Значит ли это, что 10-11 летние подростки агрессивнее других? Мне кажется, что более частое проявление физической агрессии ещё не говорит о том, что уровень агрессивности этих подростков выше, чем у других. В каждом индивиде сочетаются множество особенностей и личностных черт характера. Найти взаимосвязь между этими чертами и особенностями агрессивность не представляется возможным в полном объеме.

В качестве примера: возможно, уровень интеллекта подростка коррелирует с частотой проявления физической агрессии. Но все исследователи, исследуя определенные группы (преступные) утверждают о связи уровня интеллекта и агрессии в целом (чем выше агрессия, тем ниже интеллект). Также можно предположить, что люди с более высоким интеллектом проявляют непрямую и вербальную агрессию.

Но как быть с гендерными различиями? Неужели женщины проявляют агрессию в той же мере, что и мужчины? Чтобы ответить на эти вопросы надо проследить специфику развития и мужчин и женщин. Опять же стоит учесть, как биологические, так и социальные факторы. Следующая глава будет посвящена гендерным различиям в агрессивном поведении.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!