Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Не выговаривание буквы л. Как научить ребенка говорить "ш", "р", "л"? Артикуляционная гимнастика для речи детей. Учим ребенка букве "Л"

Дети в возрасте 4-5 лет часто неправильно произносят буквы "л" и "р". Обращение к логопеду за консультацией стоит порядка 300 руб за одно занятие, а занятия длятся от 3-х до 6 месяцев. Предлагаю Вам комплекс упражнений, благодаря которым за 3 месяца Вы сами научите ребенка говорить правильно, занимаясь с ним всего по 15 минут в день.

Упражнения по произношению буквы "Л"

1. Широко открыть рот, язык положить на нижнюю губу, и открывая и закрывая рот произносить звуки "ла", "ло", "ли", "лу", "лы", при этом подбородок удерживать рукой, чтобы он не двигался.

2. "Чистим зубы". Широким языком двигать по верхним и нижним губам, как будто вы чистите зубы, с внутренней и внешней стороны.

3. "Вкусное варенье". Широким языком слизать с верхней и нижней губы. Упражнение повторить 3-5 раз.

4. Высунуть язык и попытаться дотянуться им до кончика носа. Упражнение повторить 3-5 раз.

5. "Маляр". Кончиком языка водить по верхнему небу, как будто вы его красите.

После 1-2 недель упражнений надо выучить стихотворение. Очень важно четко и громко произносить все звуки.

"В гости к нам пришла зима,
Стали белыми дома.
Снег летает там и тут.
Малыши гулять идут.

Во дворе белым бело.
Много снега намело.
Слышны крики детворы.
Санки катятся с горы".

Упражнения по произношению буквы "Р"

1. Необходимо сделать спицу для занятий - деревянная палочка, а сверху маленький шарик. Ребенок открывает рот и вы быстро водите данной палочкой под языком, при этом ребенок произносит "ДДДДРРРРР".

2. Произносим звуки "Да", при этом язык упирается в зубы и "ДЫ", при этом язык упирается в верхнее небо.

"Росомаха, встретив рысь,
Рассмеялась, присмотрись -
Почему ты без хвоста,
Разве это красота?
Рысь сказала, - недотрога,
Быть с хвостом теперь не в моде"

Как ни странно, но в отношении речевого развития детей у родителей существует два прямо противоположных подхода. В одном случае считают, что паниковать не нужно, и речь со временем наладится сама собой. Другие родители беспокоятся, как научить ребенка говорить буквы грамотно уже с полутора-двух лет.

И тот, и другой подход возможен в каждом конкретном случае. И все же, надо пристально следить за правильным произношением ребенком звуков, иначе переучиваться будет сложно. Поправляйте малыша всякий раз, когда он произносит звуки в слове неверно. И главное, сами старайтесь не «сюсюкать» и соблюдайте грамотное произношение.

К сожалению, мало кто из детей не испытывает трудностей с речью. Чаще всего, когда малыш уже научился говорить слова, он не произносит некоторые сложные звуки в них. И перед родителями поневоле встает задача, как научить ребенка говорить буквы «р», «л», «ш», «ж» и «с». Произношение звуков именно в этих буквах зачастую вызывают наибольшие проблемы.

Так как научить ребенка говорить ш или л?

Нарушения речи лучше исправить еще в детском саду. И если малыш не выговаривает пару-тройку букв, не стоит оставлять это без внимания. Иначе в школе могут возникнуть проблемы с письмом. Лучше всего обратиться за консультацией к специалистам оставив заявку на нашем сайте, Вы сможете воспользоваться услугами профессиональных логопедов!

Также, чтобы не запускать недостатки развития речи, родители самостоятельно могут выполнять с детьми артикуляционную гимнастику. Она довольно легка и может превратиться в увлекательную игру.

Для постановки звука «л», который ребенок не произносит совсем или заменяет звуком «в», нужно поработать над подвижностью языка и воздушным потоком. Делают упражнения «Лошадка» и «Лошадка едет тихо», при котором малыш «цокает» язычком звонко или беззвучно. В упражнении «Дует ветерок» нужно добиться выдувания воздушных струй. Можно найти и массу других веселых упражнений.

Отрабатывая звук «ш», научите малыша простому движению «чашечка». На нижнюю губку ребенок должен положить язычок, приподняв боковые стороны языка и кончик. Должен получиться желобок. Есть также различные упражнения на растягивание губ, жевательные движения, «болтушка» языком и многие другие.

Комплекс артикуляционной гимнастики можно подобрать с логопедом или найти в специальной литературе.

Буква «р»

Буква «р» - самая лукавая буква — она может не произноситься совсем, заменяться звуком «л» или проявляться в виде раскатистого, картавого звука. Постановка звука «р» наиболее сложная. Если для вашего малыша эта буква проблемная, то на первом этапе постарайтесь просто чаще акцентировать на ней внимание.

Стимулируйте сына или дочку чаще произносить слова с неподдающимся звуком: ворон, рука, речка, кар-кар и проч. При этом показывайте правильную артикуляцию — положение губ и языка. Подберите картинки с животными или предметами с этой буквой и просите называть их. Хорошим упражнением будут стихи и скороговорки, типа «Ехал грека через реку…». Произносить их нужно хором вместе с малышом. На раннем этапе можно также самостоятельно найти комплекс артикуляционных упражнений на «р», чтобы регулярно заниматься.

Но если проблема сохраняется вплоть до 6 лет, то только специалист подскажет вам, как научить ребенка говорить «р».

Артикуляционная гимнастика для речи детей

Артикуляционная гимнастика для детей помогает поставить правильное звукопроизношение у ребенка, и исправляет возникшие дефекты речи. Проводить занятия артикуляционной гимнастикой дети должны вместе со взрослыми. Пусть один из родителей покажет, как правильно выполняется упражнение, а ребенок должен его повторить.

Необходимо следить за тем, насколько точно и плавно малыш выполняет упражнения, соблюдает ли необходимую скорость движения, и симметрично ли двигаются правая и левая сторона лица во время упражнений. Если эти условия не будут соблюдаться, вряд ли артикуляционная гимнастика для детей принесет ожидаемый эффект. Если малыш не может выполнить то или иное движение, взрослый вполне может помочь ему, и откорректировать движение органов речи ребенка с помощью ложечки, шпателя или чистого пальца. При выполнении упражнений на развитие речи приветствуется любой творческий подход, например чтобы малыш правильно делал движения языком, губы можно намазать джемом, медом или вареньем. Первое время при выполнении упражнений, возможно некоторое напряжение органов речи, но по истечении нескольких занятий упражнения уже будут выполняться непринужденно, и дойдут до автоматизма.

Следующий комплекс упражнений на развитие речи поможет вам научить ребенка выговаривать букву «л».

1.Накажи язычок. Для выполнения этого упражнения необходимо приоткрыть рот, расслабленный широкий я зык слегка высунуть, и похлопывать по нему губами сверху и снизу, произнося при этом звук «пя-пя-пя». Края языка при этом касаются уголков рта, нельзя подворачивать нижнюю губу, чтобы она закрывала зубы. Упражнение выполняется на выдохе, за один выдох нужно сделать несколько похлопываний языка губами. Ребенок не должен при этом задерживать дыхание.

2.Сладкое варенье. Смысл этого упражнения в том, чтобы широким кончиком языка облизать верхнюю губу, выполняя движения взад и вперед. Язык должен касаться уголков рта, как и в первом упражнении. Челюсти при выполнении упражнения должны быть неподвижными.

3.Пароход. Это упражнение поможет освоить положение языка, когда его спинка поднимается кверху. Необходимо с приоткрытым ртом произносить долгий звук «ы», напоминающий гудок парохода. При этом кончик языка лежит в глубине рта, спинка же языка поднята к небу.

4.Индюк. Губы слегка приоткрыты, широкий язык лежит на нижней губе. Кончиком языка малыш должен облизывать верхнюю губу. Движения языка должны быть направлены взад и вперед, ребенок не должен отрывать язык от губы. При этом нужно издавать звук «бл-бл», изображая болботание индюка. Язык должен быть широким и касаться уголков рта.

5. Лошадка. Для выполнения этого упражнения малыш должен улыбнувшись и приоткрыв рот поцокать кончиком языка, чтобы получился звук похожий на цоканье копыт. Сначала упражнение нужно выполнять в медленном темпе, затем быстрее. Язык не должен подворачиваться внутрь, малыш должен именно щелкать им, а не чмокать. Нижняя челюсть при выполнении упражнения должна быть неподвижна.

6.Лошадка едет тихо. Это упражнение выполняется точно также как и упражнение «Лошадка» только без звука. Если малыш освоит это и предыдущее упражнение, он научится находить правильное положение языка при произнесении звука «л».

7.Ветерок. Это упражнение поможет ребенку научиться вырабатывать струю воздуха, которая будет идти по краям языка. Выполняется оно следующим образом: нужно улыбнуться, зубами прикусить кончик языка и подуть изо рта таким образом, чтобы струя воздуха выходила не посередине, а из уголков рта.

Этот несложный комплекс упражнений необходимо проделывать ежедневно 2-3 раза в течение 3-5 минут. Каждое упражнение нужно делать по 5-7 раз. Если ваш малыш будет старательно и без ошибок ежедневно выполнять все упражнения на развитие речи у детей, то скоро сложные, казалось бы, звуки он начнет произносить правильно и без усилий.

Учим ребенка букве "Л"

Буква "Л" считается одной из самых сложных для произношения. Если учесть, что речь ребенка формируется до 5-6 лет, то при обнаружении первых признаков того, что ребенок просто не выговаривает этот звук, следует заняться устранением дефекта. Конечно, задаться вопросом по поводу того, как можно научить ребенка выговаривать букву "Л" правильно, можно и гораздо позже, но будьте готовы к тому, что менять уже устоявшиеся речевые привычки будет нелегко. Тем не менее, попробовать стоит!

1. Сначала обратитесь к логопеду. Он назначит проведение исследований, направленных на выявление патологических процессов в строении речевого аппарата. Если таковых нет, врач предложит позаниматься с ребенком специальными упражнениями.

2. Конечно же, несмотря на то, что коррекцию произношения можно полностью доверить врачу, родителям также нелишне знать, как научить ребенка выговаривать букву "Л" правильно, и заниматься с ним дома. Для начала очень важно поговорить с малышом и рассказать ему о строении речевого аппарата, звуках и правильности их произношения.

3. Не пугайте ребенка фразами: "Если сейчас ты не научишься выговаривать букву "Л" правильно, то потом у тебя будут проблемы". Такие беседы выработают комплекс у малыша. Просто постарайтесь ненавязчиво объяснить ему, что правильное произношение облегчает процесс взаимопонимания.

4. Можно проговаривать с ребенком скороговорки, отдельные слова и слоги, которые включают в себя букву "Л".

5. Регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой, которая развивает речевой аппарат. Например, пусть ребенок попробует свернуть язык в трубочку, дотронуться им до носа или подбородка. Полезно имитировать звук трактора с помощью губ или цокот копыт лошади при помощи языка.

6.Мыльные пузыри - отличное средство для развития лучшей артикуляции. Поскольку такое занятие проходит в игровой форме, малышу не будет скучно.

7. Известно, что речевое развитие зависит от мелкой моторики. Непонятно, почему наблюдается такая взаимосвязь, однако ученые выяснили, что регулярные игры с конструктором, мозаикой и даже обычными мешочками, внутри которых находится рис, песок, пуговицы, позволяют улучшить произношение отдельных звуков.

Если вы хотите исправить речевой дефект у ребенка, очень важно, чтобы ваши занятия были регулярными. Благодаря упорству и творческому подходу, вы научите малыша выговаривать букву "Л" правильно!

Инструкция

Просите ребенка принести вам круг или квадрат. После того, как он поймет, что это кубик и мяч, начинайте показывать ему другие предметы такой же формы: апельсин , тарелка, компакт-диск, носовой платок и др.

Чтобы научить ребенка формам при помощи игрушек, хорошо подходят пирамидки, которые нужно складывать из деталей самых различных форм. Хорошо, если они будут разных цветов. Также неплохо использовать специальный сортер или ведерко с ячейками определенной конфигурации, в которые нужно просить ребенка помещать соответствующие фигуры.

Предложите ребенку разложить их по нескольким коробочкам предметы, заранее вырезанные из картона – треугольники, круги и т.д.: квадраты – в одну, прямоугольники – в другую и т.д. На этих емкостях должны быть нарисованы или наклеены соответствующие геометрические фигуры.

Все дети любят рисовать. Поставьте на бумаге несколько жирных точек, повторяющих форму определенной фигуры, и предложите ему их соединить. Всегда называйте полученную деталь.

Все делайте вместе. Будьте терпеливы и доброжелательны. Обязательно хвалите ребенка , после каждого случая правильного нахождения или называния фигуры. Учите играючи, и вам удастся без особого труда научить ребенка формам .

Ни один ребенок не умеет разговаривать с рождения, и не начинает говорить четко и без ошибок, как только учится складывать первые слова и предложения. Поэтому преждевременно паниковать по поводу дефектов в произношении, конечно, не стоит. Хотя, без сомнения, то, как ребенок будет говорить, в первую очередь зависит от родителей.



Инструкция

Как считают медики, ребенок воспринимает и запоминает звуки окружающего мира еще до рождения, а, родившись, уже может распознавать звуки родного языка. Вот только до поры до времени не умеет выразить словами то, что хочет. Речевой аппарат формируется позже, и где-то к 5-6 годам речь ребенка уже почти не отличается от речи взрослого. Разумеется, речевое развитие у каждого ребенка происходит по-разному – быстрее или медленнее. Но в любом случае общайтесь со своим малышом с пеленок. Пусть слушает вас – он обязательно будет повторять различные звуки за вами, в том числе и букву «л».

Сначала научите ребенка управлять губами и языком, выполняя с ним различные движения для правильной артикуляции – пусть двигает языком в разные стороны, облизывает губы, касается языком каждого зуба, вытягивает по-разному губы, подует на шарик и т.д. Эти упражнения называют «чистим зубы», «вкусное варенье », «маляр». Превращайте ваши занятия в игру, чтобы ему было интересно.

После такой разминки пусть поцокает язычком, как «лошадка», прижимает язык к небу и в таком положении открывает и закрывает рот.

Попросите ребенка зажать язычок между губами и произнести звук «ы»: как правило, получается «л», как вы и хотели.

Читайте и учите с малышом стишки, где часто звучит буква «л».

Чтобы ребенок различал твердый и мягкий «л», найдите такие картинки , на которых изображаются соответствующие слова, например, флаги-фляги, лодка-селедка и т.д.

Независимо от выводов, сделанных врачами, постарайтесь соблюдать следующие важные правила . Общаясь с ребенком, следите за своей собственной речью: пусть она будет правильной, четкой и красивой. Употребляйте простые фразы – если ваша речь будет очень сложной, кроха просто-напросто почувствует, что ему за вами не успеть. Не «застревайте» надолго на облегченной, лепетной речи при общении с малышом.

Проговаривая слова, четко артикулируйте, чтобы малыш видел, как произнести то или иное слово, звук, чтобы он смог подражать вам. Сядьте с ребенком на один уровень и говорите, глядя ему в глаза. Когда кроха пробует что-нибудь сказать, поддержите его: «Да, это машина. Машина».

Немного схитрите: к примеру, не спешите понять малыша с «полуслова». Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет, пока ребенок не попросит это более внятно.

Больше читайте малышу, пойте песенки. Развивайте у него понимание речи (пассивный словарь). Разговаривая с крохой, называйте все предметы дома и на улице . Если ребенок узнает большое количество окружающих его предметов и показывает на них пальчиком, то рано или поздно он хорошо заговорит сам.

Звук «л», как и другие звуки, может совсем отсутствовать в речи ребенка (например, вместо слов «пила», «лук» он произносит «пиа», «ук»). Данный звук может заменяться другими звуками («пиуа», «йук»). Очень часто дети заменяют звук «л» мягким вариантом – «ль», и получается «пиля», «люк». Это легко объяснить тем, что положение органов речи при произношении звука «л» несколько сложнее, нежели при произношении звука «ль».



Инструкция

Примите к сведению, что в случае правильного произнесения звука «л» органы артикуляции принимают следующее положение: зубы разомкнуты; губы слегка раскрыты; язык – длинный и тонкий, его кончик упирается в основание передних верхних зубов; струя воздуха проходит сбоку по краям языка и затем выходит из уголков губ.

Выполняйте с ребенком следующие упражнения, способствующие выработке правильного произношения буквы «л».
Приступайте к выполнению упражнения № 1. Его цель научиться расслаблять мышцы языка. Улыбнитесь вместе с ребенком , приоткройте рот, положите передний широкий край язычка на нижнюю губу. Удерживайте его в таком положении, считая от одного до десяти. Можно посоревноваться с ребенком, кто дольше удержит свой язык в подобном положении.

Выполните упражнение «Лошадка». Оно укрепляет мышцы языка и вырабатывает навык подъема языка вверх. Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот и пощелкайте кончиком языка (например, как лошадка цокает копытами).

Сделайте вместе с ребенком упражнение «Качели». Его цель научить быстро менять положение языка. Это необходимо при соединении звука «л» с гласными буквами а, ы, о, у. Улыбнитесь, приоткройте рот, положите язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднимите его наверх, упершись кончиком в верхние зубы. Поочередно меняйте положение языка 6-8 раз, постепенно убыстряя темп.

Переходите к упражнению «Дует ветерок». Цель: вырабатывать воздушную струю, правильно выходящую по краям языка. Улыбнитесь вместе с ребенком, приоткройте рот, прикусите кончик языка передними зубками и подуйте. Проконтролируйте наличие и направление струи воздуха, поднеся ко рту малыша кусочек ватки. Если систематически выполнять данное упражнение громко (с включением голоса) и с поднятым кверху кончиком языка, в итоге получится красивый звук «л».

Потренируйтесь вместе с ребенком произносить слоги и слова со звуком «л» - спойте на мотив какой-нибудь песенки: ло-ло-ло, ла-ла-ла, лу-лу-лу. Поупражняйтесь в произношении таких слов, как пила, молоток, лампочка, лошадка и др.

Напрягите губы, раздвиньте их в стороны, покажите внутри рта ребенку движения языка при произношении «р». Попросите ребенка делать все движения теперь вместе. Следующие упражнения должны ассоциироваться у ребенка со звуками, которые произносят животные. Предложите ему вместе произносить звуки животных. Изобразите, к примеру, рычание тигра. Или покажите ртом, как работает трактор, как заводится автомобиль со звуком «р». Пусть ребенок попробует повторить за вами.

Делайте разогревающие упражнения для языка, если поначалу получается у ребенка не очень хорошо повторять за вами. Просите язычком поболтать в разные стороны в районе губ, затем в районе зубов, затем предложите ребенку языком пощекотать себе небо. Пусть он приложит язык к небу и подует в него воздухом. Сначала просто выпуская воздух, затем со звуком. Эти упражнения тренируют язык малыша.

Буква «л» дается многим детям проще, чем «р», но бывает, что они заменяют ее другими звуками, например, «ль», «в» или «й». Попросите ребенка раздвинуть губки в улыбке (сами показывайте движения рта, произнося «л»), а язык прижать к небу. Пусть он погудит в таком положении губ и языка. Теперь попросите языком дотронуться до зубок и снова сказать звук, который получится у него в таком положении. Это упражнения для разогрева перед тем, как начать делать другие.

Чтобы звук «л» дался ребенку проще, нужно выполнять упражнения на выдувание воздуха и повышение подвижности языка. Так как именно при нарушении циркуляции воздуха во рту малыша и недостаточной подвижности язычка нарушается произношение звука «л». Сделайте вместе упражнение «Лошадка». Для этого нужно поцокать языком.



Физиологические проблемы

У каждого ребенка могут быть свои сроки перехода ко взрослой пище, однако к 1,5-2 годам малыш уже должен нормально жевать и глотать обычную еду. Если этого не происходит, несмотря на всевозможные усилия со стороны родителей, стоит поговорить с врачом и выяснить, нет ли у крохи проблем физиологического характера.

Невозможность жевать твердую пищу после 2 лет негативно скажется на состоянии зубов и пищеварительного тракта. В таком возрасте данная проблема - уже повод для тревоги и обращения к доктору.

Если ребенку тяжело жевать, он постоянно выплевывает еду или даже его тошнит , когда в рот попадают твердые кусочки, проблемы могут быть разного характера. Иногда причиной может быть короткая подъязыковая уздечка. Эта патология встречается нередко и легко исправляется оперативным путем. Кроме того, у ребенка может быть повышенное внутричерепное давление и, как следствие, - усиленный рвотный рефлекс. Разумеется, эта болезнь требует специального лечения.

Действуйте постепенно

Начинать приучать малыша с твердой пище можно, когда у него вырастают первые зубы. Давайте ребенку то, что он может погрызть или просто подержать во рту (сушки, очищенные дольки яблок, сало). Наблюдайте за крохой: как только он начнет совершать характерные жевательные движения передними зубами, можете приступать к основному этапу перехода ко взрослой еде. Если до этого вы кормили ребенка магазинными пюре и кашами, либо перемалывали всю пищу до гомогенного пастообразного состояния в блендере, начинайте готовить иначе. Попробуйте не пользоваться блендером, а перетирать или перекручивать еду. Особенно это касается мяса, рыбы, творога, растворимого печенья, желтков. Сначала кусочки должны быть совсем мелкими и легко глотаться, но при этом малыш будет ощущать их языком. Если происходят рвотные позывы, вернитесь к прежней еде, а через неделю предложите новый вариант еще раз.

Ставьте детский стульчик к общему столу и давайте крохе еду, которую едите сами (в зависимости от возраста). За компанию ребенок быстрее начнет приучаться к вашей пище.

Дайте ребенку свободу

Если у вашего малыша нет проблем со здоровьем, а перейти к твердой пище никак не получается, дайте ему больше свободы. Усадите его в стульчик для кормления, застелите пол вокруг легко моющимся материалом. Поставьте перед малышом тарелку с едой и дайте ему ложку. Не стоит переживать, что ребенок поперхнется, либо будет глотать целые кусочки, не разжевывая их. Он должен есть под вашим наблюдением. Все отдельные кусочки пищи должны быть достаточно разваренными и небольшими (картофель, мелкие макароны, фарш), чтобы ими было невозможно серьезно подавиться. Попробуйте нарезать ингредиенты необычно, чтобы малышу было интересно вылавливать их. Кроха должен почувствовать свою самостоятельность и способность есть, как взрослый. Еще лучше, если рядом будет кушать малыш такого же возраста: эффект соревновательности пойдет лишь на пользу.

Задавайте ребенку вопросы, уточняйте, что именно он хотел сказать. Не выполняйте желания малыша, угадывая их по жестам, иначе у него не будет мотивации облекать свои мысли в слова. Не подражайте детскому лепету. Ребенок должен слышать грамотную речь и учиться правильному произношению.

Маленьким молчунам для улучшения речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику. Конструкторы, пазлы, мозаика, лепка из пластилина – эти увлекательные занятия положительно влияют на развитие речи ребенка. Делайте малышу пальчиковую гимнастику: массируйте каждый палец, сопровождая упражнение веселыми стихотворениями (сорока-воровка).

Читайте ребенку книги вслух как можно чаще. Детское чтение должно быть разнообразным: стихи, сказки, рассказы, детские энциклопедии. Это позволит расширить словарный запас ребенка и сделает речь более выразительной. Обсуждайте прочитанное, попросите пересказать сюжет своими словами. Такое чтение станет сознательным и принесет наибольшую пользу!

Обратите внимание

Обратите внимание на детский рацион питания. Не увлекайтесь мягкой пищей, для правильной дикции язычок и челюсть ребенка должны быть хорошо развиты. Добавьте в меню яблоки и другие твердые фрукты: активное жевание поможет укрепить челюсти, и качество речи ребенка заметно улучшится.

Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.

Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?

  • Голосовые связки вибрируют.
  • Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
  • Корень языка поднят.
  • Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
  • Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
  • Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
  • Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

  • Форсированный выдох, в результате чего можно услышать звук, который напоминает звук Н (воздух идет через нос) или звук Ф (при участии щек).
  • Замена Л на Р, к примеру, «рыжи» , а не «лыжи».
  • Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», к примеру, «пашува», а не «пошла».
  • Язык находится в глубине рта, слышится звук Ы, к примеру, «ыожка», а не «ложка».

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

  1. Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
  2. “Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
  3. “Иголочка” : улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
  4. “Накажем непослушный язычок” : На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку. Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
  5. “Индюк” : приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
  6. «Скачем на лошадке» : улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”. Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
  7. «Покатаемся на качелях» : улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение - он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.

Второй способ. Произнесите звук Ы. Потом произнесите простые слова, в которых присутствует слог ЛЫ, к примеру, лыко, лыжи и так далее. Когда у вас в межзубном положении получиться произнести звук Л, переведите кончик языка в правильное положение.

Видео уроки



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!