Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Картотека домашних заданий по лексическим темам «Осень», «Грибы. Лексическая тема: Осень Задание для воспитателя по теме осень

Домашние задания по лексической теме «Осень» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи (пересказ небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть).

Лексическая тема «Осень»

Предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, время года, месяц, листопад, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, урожай, сад, деревья, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, птицы, погода, небо, пора.

Действия: падают, осыпаются, летят, шуршат, шелестят, наступает, приходит, прощаются, хмурится, улетают, убирают, собирают, срывают, выкапывают, готовятся, желтеют, сохнут, вянут.

Признаки: ранняя, поздняя, золотая, грустная, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, чистый, редкий, хмурая, сырая, багряная, голые, печальные.

Задания

1. Подбери признаки (не менее не менее трех признаков):

осень (какая?) – …
дождь (какой?) — …
солнце (какое?) — …
погода (какая?) — …

2. Подбери действия (не менее не менее трех действий):

солнце (что делает?) – …
дождь (что делает?) — …
листья (что делают?) — …

3. Один – много (множественное число существительных):

туча – тучи
облако — …
лист – …
дерево — …
лес — …
птица — …
дождь — …
туман — …

4. Чтение, ответы на вопросы.

«Лес осенью»

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опустятся.

Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

(По Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

1. О каком времени года говорится в рассказе?
2. Какого цвета лес был летом?
3. Какого цвета стали березки и клены осенью?
4. Какого цвета осины осенью?
5. Какие деревья не изменили своего цвета?
6. Что происходит с цветами и травами осенью?

5. Нарисуй или наклей картинку с изображением осени.

Троян Наталья Анатольевна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Колокольчик»
г. Ноябрьск (ЯНАО)

Ольга Нейферд
Домашние задания по лексической теме «Осень»

Домашние задания по лексической теме «Осень »

1. Обратите внимание ребенка на изменения в природе осенью .

2. Вспомните осенние приметы , что происходит на улице осенью , что делают животные, птицы, люди? Помогите ребенку запомнить названия осенних месяцев .

3. Игра «Чего не стало?»

Есть ветер – нет ветра

(солнце, дождь, лужа, грязь…. и т. д.)

4. Игра «Скажи наоборот» :

Светло – темно Холодно - ….

Большой - … Горячий - ….

День - …. Длинный - …

Широкий - … Старый - …

5. Игра «Какая будет погода, если…. ?

На улице идет дождь? - дождливая;

если на улице пасмурно? - пасмурная;

если на улице дует ветер? - ветреная;

если на улице холодно? - холодная;

если на улице хмуро? - хмурая;

Если на улице солнечно? - солнечная.

6. Составить рассказ об осени по плану :

Когда наступает осень ?

Какие приметы осени произошли в природе .

Труд человека в осенний период .

7. Выучить. Пальчиковая гимнастика "Ходит осень в нашем парке "

Ходит осень в нашем парке , (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки : (показываем две ладошки сложенные

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам . (прикладываем обе ладошки к груди)

8. Нарисуй три листочка так, чтобы желтый был между красным и зеленым.

Публикации по теме:

Тема: «Домашние животные. Дикие животные» 1. Назвать домашних животных и их детёнышей; диких животных и их детёнышей. 2. Закрепить умение.

Лексическая тема: Осень. Умалаева А. Н ЦЕЛЬ. дети должны знать: - названия осенних месяцев; - основные приметы осени; - что происходит.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Домашние животные» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «В гости в деревню Простоквашино» Цели: Коррекционно-образовательные:.

Коррекционно-образовательная деятельность по развитию связной речи в подготовительной группе по лексической теме «Осень» Коррекционно – образовательная деятельность по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности. Лексическая.

Конспект занятия для логогруппы по лексической теме «Осень». Коррекционно-образовательная задача: систематизировать знания детей об осени.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Осень» Цель методической разработки: Закрепить правильное произношение звука (с) в слогах, словах и предложениях. Аннотация. Предлагаю вашему вниманию.

НОД в подготовительной к школе группе по лексической теме «Осень. Деревья» Задачи: 1. Уточнить знание лиственных и хвойных деревьев. 2. Уточнить уменьшительно-ласкательные названия деревьев. 3. Учить образовывать относит.

Отчёт «Организация работы по лексической теме «Осень». Средняя группа Отчет воспитателя средней «Б» группы МБДОУ д/с № 8 «Золотой ключик» Горбатовской Т. В. «Организация работы по лексической теме «Осень» Мир.

Лексическая тема "Осень"

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Расширение словарного запаса детей:
названия : осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;
признаки : ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Назови ласково»

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце,
ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,
туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже
«Один — много»
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов,
лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев,
сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти,
зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,
ветер (какой?) — осенний,
аллея (какая?) — осенняя.
Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.
В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).
Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.
Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
... холодная — жаркая,
... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога
«Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;
2) осенние месяцы;
3) приметы осени в природе;
4) красота золотой осени;
5) что делают птицы и животные осенью;
6) труд человека в осенний период;
7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок
«Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь1 на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края.
А.Н. Плещеев

Отгадай загадки!

Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Подвижная игра
«Здравствуй, осень!»

Ведущий: Здравствуй, осень!
Дети: водят хоровод.
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Имитируют приготовление пирогов.
Принесла я вам муки —
Дети: Значит, будут пироги.
Ведущий: Принесла вам гречки —
Дети Каша будет в печке.
Имитируют резание овощей.
Ведущий Принесла вам
овощей —
Дети И для супа, и для щей.
Ведущий Рады ли вы грушам?
Разводят руки, показывая коло¬ду меда.
Дети На зиму насушим.
Ведущий Принесла и меду —
Дети Полную колоду!
Ведущий: А уж яблоки —
что мед! На варенье, на компот.
Дети: Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Ведущий: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Кто под дождик попадет
Тот сейчас водить пойдет.
Убегают, «прячутся от дождя».

Музыкально-ритмическое упражнение
Осенние листочки

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

Пальчиковая гимнастика
"Осень"

Разбросала осень листья, (раскрывать и закрывать кулачки)
Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)
Мы в осенний парк пойдём,(«Шагают» пальцами обеих рук.)
Букеты листьев соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)
Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого,)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. (спрыгнуть со стульчика и приземлиться на корточки на ковер)
И. Михеева

Рассказываем по ролям:

— Солнце, солнце, Ты откуда?
— Я из тучки золотой.
— Дождик, дождик, Ты откуда?
— Я из тучи грозовой.
— Ветер, ветер, Ты откуда?
— Я из дальней стороны.
- Листик, листик, ты откуда?
- Из березовой страны!
Из пособия Г. Быстровой, Э.Сизовой, Т. Шуйской

Закличка
ОСЕННЯЯ
Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса.
Осень, осень,
В гости просим.
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С первыми снегами,
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём.

Что такое осень? Мы уже видели желтые листья, обилие цветов, фруктов и овощей, дождь и даже изморозь, собирали шишки и каштаны. Настало время поговорить про эту пору года во время наших занятий в . Сразу напомню про лото и , которые Вы можете скачать по ссылкам, и начну рассказывать о новом комплекте.

Мы постарались сделать его максимально творческим, ведь осень – пора вдохновения и новых свершений. Задания комплекта направлены на развитие у детей мелкой моторики и координации движений, креативности, логики и мышления, а также на подготовку руки к письму.

| pdf формат

Тематический комплект “Осень”

В комплект входят такие развивающие задания:

  1. Осенняя находилка. Для выполнения этого задания Вам нужно отправиться с ребенком на прогулку в парк или лес, где Вы сможете вместе найти указанные в задании осенние сокровища.
  2. Найди пару и соедини. Среди разбросанных предметов нужно найти 2 одинаковых и соединить их карандашом или маркером для белой доски, положив предварительно лист с заданием в файл-уголок.
  3. Разложи листочки по цветам. Для подготовки этого задания вырежьте отдельно цветные осенние листочки, а затем предложите ребенку разложить их на прямоугольники подходящего цвета.
  4. Шаблон для рисования пальчиками. Нужно нарисовать осенние листья на дереве и в воздухе, сдутые ветром с дерева.
  5. Разрежь ножницами по пунктиру. Для выполнения этого задания вырежьте осенний листок, раскрасьте его вместе с малышом и, держа его руку в своей, разрежьте листок ножницами по пунктиру.
  6. Шнуровка “Желудь”. Вырежьте желудь и наклейте его на картон, по указанным белым точками пробейте дыроколом отверстия. Покажите малышу, как продевать шнурок в дырочки. Предложите ему повторить за Вами.
  7. Шаблон для аппликации “Осенний листок”. На него можно наклеить кусочки цветной бумаги, журналов или кухонных салфеток, а можно намазать внутри кленового листочка клеем, а потом посыпать манкой или другой крупой.
  8. Шаблон для аппликации из листьев. Во время прогулки с малышом найдите цветные листья, высушите их и наклейте: мишке туловище, девочке платье, бабочке крылья, над корзиной воздушный шар.

Домашнее задание по теме «Осень»

Калаева Наталья Владимировна

1. Раскрасить картинку (помогает взрослый).

2. Рассмотрите с ребенком картинку и ответьте на вопросы:

    Как греет солнце осенью? (Осенью солнце греет слабо.)

    Какие листочки на деревьях? (На деревьях висят желтые и красные листочки.)

    Когда листочки бывают желтыми и красными? (Листочки бывают желтыми и красными осенью.)

    Что идет? (Идет дождь.)

    Что на небе? (На небе тучи.)

    Что на земле? (На земле лужи, грязь.)

    Какое это время года? (Спрашивает взрослый и показывает на картину.) (Это осень.)

3. Мимическое упражнение

Изобразить Раннюю Осень - У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить Позднюю Осень - Поздняя Осень грустная, печальная.

Изобразить плачущую Осень.

4. Дыхательное упражнение «Осенний ветер».

Дайте детям листочки и предложите сдуть их с ладошки, не поднимая плеч и не надувая щек.

Дует, дует ветер.

Дует, задувает.

Желтые листочки

С дерева срывает.

5. Артикуляционная гимнастика

По лесным тропинкам,

Ходит – бродит осень. (улыбка)

Сколько свежих шишек

У зелёных сосен. (иголочка- высунуть острый язык изо рта)

И листок с берёзы

Золотистой пчёлкой. (блинчик)

Вьётся и летает

Над зелёной ёлкой. (движения языка из стороны в сторону)

6.Пальчикавая гимнастика «Осень»

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Сжимают и разжимают пальцы

Машут кистями рук


Закрывают ладонями глаза,

открывают

и поднимают руки вверх, опускают вниз

7.Речевая игра «Сосчитай»

Сколько туч? (Одна туча, две тучи, много туч)

Сколько луж? (Одна лужа, две лужи, много луж.)

Сколько птичек? (Одна птичка, две птички, много птичек.)

Закрыть все тучи, лужи и спросить:

Сколько туч, луж,? (Ни одной. И т.д.)

8. Составление рассказа «Осень»

Например: Солнце греет слабо. Часто идет дождь. На земле лужи и грязь. Листья желтеют и опадают. Люди надевают теплую одежду. Это осень.

9.Предлоги «НА», «С» А).Составь предложение по схеме и скажи, куда упал листочек.

Листочек упал на траву (на дорожку, на машину,).

В). Составь предложение по схеме и скажи, откуда Петя (Катя) взял(а) листочек?

Петя (Катя) взял(а) листочек с травы (с дорожки, с машины).

10. Игра «Четвертый лишний» Раскрасить (взрослый) 1-й, 2-й, 4-й листочек красным карандашом, 3-й листочек -желтым карандашом.

Какой листочек не такой, как остальные? Зачеркни его.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!