Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Основные подстили научного стиля. Основные разновидности и жанры научного стиля речи. Тема: «Жанры научной речи»

Стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей - таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, «отвлеченно-обобщенность», сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других.

На данный момент Томас был в полном несогласии со своим другом Бонавентурой, который был его преподавателем в ходе его первого обучения в Парижском университете. Бонавентура, который был самым авторитетным представителем мощного августинского течения, осудил любую форму человеческого знания, которая стремилась достичь истины независимо от веры. Поэтому профессора должны быть осторожны, чтобы не хвалить и недооценивать высказывания философов, чтобы люди не возвращались в Египет, или за их примером не оставляют воды Силоэ, где это сумма совершенства и спешки воды философов, в которых вечное соблазнение.

Научный стиль - не прихоть, а обязанность. В среде ученых и научных работников давно принято, что все научные тексты должны писаться в определенном строгом стиле. Это вызвано, прежде всего, необходимостью избежать двусмысленностей и многозначностей тех или иных научных понятий. Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Правда, настаивает Бонавентура, наша. Философия в основном ошибочна, потому что она хочет объяснить реальность той же реальностью, существо с тем же существом. Но это ошибочный процесс, потому что знание существа может быть достигнуто только с помощью того, кто его создал; и не может быть познания истины, если ум не обладает истинным критерием, то есть, если он не знает Истины: «Наша цель - показать, что во Христе есть все сокровища Божьей мудрости и науки и что он сам является средством всех наук».

Томмазо этот редукционизм в теологию и отношение к фиему чрезмерен и даже не приносит пользы славе Божьей, которая любит хвалить человека через дела своего разума и его воли. Соотношение - это способность, которую Бог дал человеку, чтобы узнать правду. «Совершенство духовной природы есть на самом деле знание истины» и «хотя знание человеческой души обычно происходит из-за разума, это, однако, участие этого простого знания, конкурирующего с высшими интеллектуальными веществами». Без причины в человеке нет знания истины, и если разум не может получить доступ к истине, он остается бесполезной и недорогой способностью; как слух, если он не мог слышать звук, и взгляд, если он не мог видеть никакого цвета.

Исконная форма существования научной речи - письменная, что объясняется таким ее определяющим признаком, как понятийное отражение действительности, логичность изложения. Научная речь должна быть строго доказательна, аргументирована. Действительно научное изложение, сколь бы ни были важны устные диспуты на научные темы, непосредственное обсуждение тех или иных аспектов или результатов работы, в основном все же ориентировано на письменную речь, о чем явно свидетельствует необходимость во многих случаях хотя бы частичного перехода к элементам письменного изложения (к написанию формул, демонстрации таблиц, диаграмм и т.д.).

Сфера правды, к которой можно получить доступ, обширна: она охватывает все основные принципы метафизики и все основные принципы морали: она также может знать существование Бога и, очень несовершенно и ограниченно, свою природу. Тем не менее, заявив об автономии разума веры, существовал риск принятия тезиса о двойной истине, о чем говорили латинские аверроисты, которые, как полагают, нашли его в трудах Аверро. Поэтому, поскольку единственная ошибка противоречит истине, как видно из их определения, невозможно, чтобы истина веры противоречила тем принципам, которые разум знает, конечно.

Понятия, которыми оперирует научное мышление, выражаются обычно многокомпонентными структурами, характерными именно для письменной речи. Это происходит потому, что письменная форма более удобна и надежна в смысле обнаружения малейших информативных неточностей, логических нарушений, которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины. Обычно научные доклады, сообщения сначала пишут, отрабатывая адекватную форму воплощения научной информации, или хотя бы составляют тезисы, план.

Вера и разум. Однако, признавая автономию разума в изучении естественных вещей и его умеренной компетентности также в религиозной сфере, Томас исключает, что он один может проникнуть в тайны Бога, что также является его конечной долей. И те же самые религиозные истины, которые сами по себе могли бы получить сами по себе, на самом деле даются нескольким привилегированным для их достижения, и путь, который их ведет, не без ошибок. По всем этим причинам совершенно удобно, что сам Бог приходит на помощь разуму своим Откровением.

Томас как компрессорный ролик, который разрушает и разрушает разум, а скорее как провиденциальную помощь, предоставляемую ему, чтобы он мог легче и с большей уверенностью узнать истины, которые сами по себе находятся в ее пределах, и сделать эти сверхъестественные истины за пределами каждого его власти. Но разум не только помогает вере.

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Выделяют три жанра научного стиля: собственно-научный жанр; научно-учебный жанр; научно-популярный жанр.

В рамках собственно-научного жанра выделяются такие жанры, как монография, диссертация, доклад и др. Жанр отличается в целом строгой, академической манерой изложения. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Этому жанру противопоставлен научно-популярный жанр. Его функция заключается в популяризации научных сведений. Здесь автор-специалист обращается к читателю, не знакомому в достаточной мере с данной наукой, поэтому информация преподносится в доступной, и нередко - в занимательной форме.

Томас, хотя и преимущественно выполняет теологическую работу, не подчиняет рассудок вере или не принимает веру как критерий истины, как Бонавентура, но подтверждает веру в разум как неотъемлемую часть естественных познавательных способностей человека. Нормальным органом человеческого знания является причина, которая имеет в качестве критерия истины непосредственные доказательства. Вера - это необычный орган, но рационально принятый на основе действительных полномочий, орган, который помогает разуму достичь более легко, уверенно и быстрее своей конечной цели - Высшей Истины.

Особенностью научно-популярного жанра является соединение в нем полярных стилевых черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. В отличие от научной прозы в научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других собственно научных средств.

Научно-учебный жанр соединяет в себе черты собственно-научного жанра и научно-популярного изложения. С собственно научным жанром его роднит терминологичность, системность в описании научных сведений, логичность, доказательность; с научно-популярными - доступность, насыщенность иллюстративным материалом. К жанрам научно-учебного жанра относятся: учебное пособие, лекция, семинарский доклад, ответ на экзамене и др.

Из реестра гармонии он использует для чтения отношения между верой и разумом. Томас также служит для интерпретации отношений между философией и теологией, защиты их автономии и в то же время превращения философии в важного предка богословия. Томас, как и Аристотель, философия - это наука, а именно королева всех наук, изучая первые принципы и конечные причины всех вещей. Он суверен над всеми науками, потому что его объект универсален и потому, что его метод очень безопасен, будучи строго доказуемым.

Философия также пользуется абсолютной автономией в отношении богословия. Философия рассматривает их как таковые, и поэтому они дают разные части философии в соответствии с различными вещами. Вместо этого вера не рассматривает их как таковые, например. огонь как огонь, но как он представляет, например. божественной высоты и как-то связано с самим Богом. И по этой причине философ и другие верующие вокруг существ.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация , научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

Философ изучает то, что подходит им в соответствии с их природой, как в огне, в то время как богослов изучает в существах только то, что они соглашаются по отношению к Богу, например, созданное Богом, находящееся в он субъект и подобные аспекты. Между философией и теологией существует разнообразие, а также объект как метод. Хотя философия превалирует индуктивный метод, который исходит из последствий для причин, теология доминирует над дедуктивным методом, который идет от принципов к теологическим выводам.

Причина совершенно очевидна: теология может даже отказаться от индуктивного момента, потому что первые принципы, из которых она исходит, являются статьями веры, то есть истинами, которые предоставляются Откровением и принимаются верой. Томас работал в философии, даже больше, чем в богословии, в важных и глубоких нововведениях, давая христианский дух категориям и доктринам греческих философов и приведя свои предположения о том, чтобы быть на еще более высоком уровне.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного жанра относятся лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение.

Томас утверждает, что он разработал новую теологическую эпистемологию, чтобы гарантировать подлинно научный закон о богословии. С блестящим прикосновением ему удалось привлечь аристотелевское понятие науки в богословских исследованиях. Против большинства своих современников, считавших теологию просто арс, Аквайнт доказывает, что богословие - истинная наука, поскольку богословие богословия строго научное, и его назначение строго спекулятивно и неэффективно, даже если практическая цель не отсутствует: Однако она будет более умозрительной, чем практика, поскольку она больше связана с божественными реальностями, чем с человеческими действиями, которые она имеет дело только в той степени, в которой они с помощью этого человека ориентированы на совершенное знание Бога, которое состоит из вечного божественного блаженства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Но как это может быть наука, поскольку у теологии нет доказательств ее первых принципов, статей веры? Чтобы решить этот сложный вопрос, Аквинат прибегает к аристотелевскому различию между архитектурными и субальтеровыми науками. Первые не зависят от какой-либо другой науки, а скорее возглавляют группу наук, поскольку они исходят из первых известных принципов немедленно. В то время как последние основаны на принципах, которые необходимо заимствовать у высших наук. Существует двойная наука. Некоторые из них исходят из известных принципов для естественного света интеллекта, такого как арифметика и геометрия; другие исходят из известных принципов в свете превосходной науки: например. перспектива основана на принципах геометрии и музыки на принципах арифметики.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства РФ

Департамент научно-технологической Политики и образования ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный у ниверситет

И таким образом священная доктрина - это наука, поскольку она опирается на принципы, известные светом высшей науки, то есть наукой о Боге и Блаженстве. Так как музыка допускает принципы, обеспечивающие математику, поэтому священная доктрина принимает принципы, раскрытые Богом. Поскольку его принципы основаны на высшей науке, теология не является архитектурной наукой, а подчинена: ее руководство является божественной мудростью и фактически является ее участием. «Священная доктрина не меняет своих принципов ни от какой человеческой науки, но от божественной науки, из которой в результате мудрости наше познание регулируется».

Кафедра «Педагогика и методика профессионального обучения»

Реферат

Тема: «Жанры научной речи»

Дисциплина «Русский язык и культура речи»

Выполнил: Студент 1-го курса

очного отделения факультета

Биотехнологий и Ветеринарной медицины

По специальности Ветеринария

Корчанова Елизавета Андреевна

Быть подчиненной наукой не подрывает ценность богословия, а лишь усиливает ее, учитывая, что наука, от которой она зависит, - это «наука о Боге и Благословенном». Томас, богословие, исходящее из Откровения, должно считаться высшим философским богословием. Это происходит из того, что мы верим через веру, придерживаясь Истины Во-первых, к другим вещам, как от столь многих принципов до стольких выводов, являющихся принципами того, во что мы верим по вере, и выводами, которые мы вычитаем. В этой связи Аквинскому нравится повторять, что священная доктрина - это подражание и отпечаток в нас самой науки о Боге: поскольку это, что в его единстве и простоте охватывает все вещи, обладает высшим единством, которое позволяет ему имея дело с очень разными вещами.

Проверил: Ст. преподаватель Мулик Ирина Геннадьевна

Волгоград , 2015 год.

Введение

1. Разновидности научного стиля речи

2. Функционально-стилевая классификация

3. Жанровая классификация

4. Собственно научный стиль речи

5. Научно-информативный стиль речи

5.1 Реферат

5.2 Аннотация

5.3 Конспектирование

Подобно этому, она также считает существа, так сказать, сверху, начиная с Бога, следуя прямому рассказу о Боге. По сравнению с другими науками богословие является высшей из всех спекулятивных наук по двум причинам: потому что оно является самым безопасным, поскольку оно делает свою уверенность в свете божественной науки, которая не может быть обманута; но и потому, что это тот, чье содержание является самым высоким, поскольку эта наука в основном имеет дело с реальностью, которая через их возвышение превосходит разум.

Священное учение также является самым высоким среди практических наук, чье достоинство пропорционально его назначению: Итак, конец этой доктрины, насколько это практично, - это вечное блаженство, цель, которой они посвящены, а также их в конечном счете, для всех других практических наук. Поэтому ясно, что по двум аспектам он является самым достойным из всех.

5.4 Тезисы

Заключение

Библиографический список

Введение

Каждый стиль появляется в свое время - тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Литературный язык прошел длительную эволюцию, в нем образовались различные стили. Один из них - научный.

Тот факт, что богословие использует другие науки, особенно философию, не имеет никакого превосходства в этом, а скорее доказывает его инструментальный характер, «связать». Теология использует их не только из-за своей неадекватности, но и из-за слабости нашего духа, применяя знания, разработанные другими науками, он может начать с большей легкости в реальности, что эта дисциплина общается и преодолевает.

Наибольшая трудность, с которой может столкнуться «научная» природа богословия, состоит в том, что наука всегда имеет дело с универсальной и необходимой, но теология имеет дело с конкретными и условными событиями: «Священная доктрина - признает Аквинат - он рассматривает такие особенности, как действия Авраама, Исаака и Иакова». поэтому это не было бы названием «наука».

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.

Основная задача научного стиля - предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию, а это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств.

В данной работе будут рассмотрены вопросы, связанные с понятием научного стиля и его жанрами.

научный стиль речь тезис

1. Разновидности научного стиля речи

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов. Ученые-филологи, специалисты по культуре речи выделяют разное количество подстилей внутри научного стиля и дают им несовпадающие определения-наименования [Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высш. шк., 1987, с.33]:

· научно-популярный,

· научно-деловой,

· научно-технический (производственно-технический),

· научно-публицистический,

· учебно-научный.

2. Функц ионально-стилевая классификация

В учебнике для вузов "Культура русской речи" [М.: Издательство НОРМА, 2001, с.195] функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как:

· собственно научный,

· научно-информативный,

· научно-справочный,

· учебно-научный,

· научно-популярный.

3. Жанровая класси фикация

Опираясь на данную классификацию, ниже предоставлена таблица, где дается описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Научный стиль речи

функционально-стилевая классификация

жанровая классификация

Собственно

научный стиль

монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

словарь, справочник, каталог

Учебно-научный

учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

очерк, книга, лекция, статья

Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение , требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения. Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования.

4. Собственно научный стиль речи

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

· Монография - научный труд, научная книга, посвященный изучению одной проблемы, одного вопроса.

· Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

· В эту же группу жанров входят доклад , диссертационная работа , а также курсовая работа и дипломная работа , примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам . Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты :

· название (заголовок)

· введение

· основная часть

· заключение

· Название (заголовок) научного текста - важнейшая информативная единица, отражающая тему данного произведения и соответствующая содержанию текста. Существует несколько типов заголовков:

ь название общего характера (введение в терминоведение; беседы о физике; асимметрия мозга и знаковых систем);

ь название, конкретизирующее разрабатываемые автором вопросы научной теории и практики (хранение информации в бесписьменном обществе; алгебры Ли с конечной градуировкой);

· Введение (водная часть) должно быть кратким и точным. В нем обосновывается

ь выбор темы исследования,

ь описываются методы исследования,

ь формулируются цели и задачи работы.

Главной целью всякой отрасли науки является раскрытие и изучение закономерностей связи между явлениями и процессами. В круг целей научного исследования входит также: раскрытие специфики объекта науки, создание типологии, объяснение явлений, описание функций, систематизация и обобщение фактов и пр.

· Основная часть текста монографии, дипломной работы делится на главы в соответствии с задачами и объемом работы. В научной статье главы не выделяются, но каждое новое научное положение оформляется в новый абзац.

· Заключение содержит выводы по данному исследованию или имеет форму краткого резюме.

5. Научно-информативный стиль речи

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются:

· реферат

· аннотация

· конспект

· тезисы

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

5.1 Р еферат

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

* Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

- Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

- Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

* Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

- Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

* библиографическое описание,

* собственно реферативный текст,

* справочный аппарат.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление . Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем , о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

* содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

* имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

- Он анализирует…

- Оценивая, он отмечает…

- При этом он отмечает…

- Самым серьезным последствием этого является…

5.2 А ннотация

Аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция. Как правило, аннотация состоит из простых предложений. Аннотация имеет две обязательные части :

2. Адресат аннотируемого текста.

Кроме названных частей, могут присутствовать факультативные части :

1. Композиция, структура первичного текста.

2. Иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

1. Характеристика содержания текста :

- В статье (книге) рассматривается…

- В книге изложены…

- Статья посвящена…

- В статье даются…

- В основу работы положено…

- Цель статьи - показать…

- Целью статьи является изучение…

2. Композиция работы :

Книга состоит из… глав (…частей)…

Статья делится на … части

В книге выделяются … главы

3. Назначение текста :

Сборник рассчитан…

Предназначается широкому кругу читателей…

Для студентов, аспирантов…

Книга заинтересует…

5.3 К онспектирование

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.

Конспект - особый вид вторичного текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию. При конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью. С точки зрения объема (степени сжатия), конспект может быть кратким, подробным или смешанным; по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным. По количеству перерабатываемых источников конспект может быть монографическим или сводным (обзорным), с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания. В зависимости от формы представления информации в конспекте и от степени свернутости в конспекте первичного текста различают следующие виды конспектов:

* конспект-план,

* конспект-схема,

* текстуальный конспект.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

Этап 1 . Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

Этап 2 . В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

Этап 3 . В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

Этап 4 . Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

Этап 5 . Дополнительная информация приводится при необходимости.

Правила работы над конспектом:

1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план - основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

5.4 Т езисы

Тезирование - один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.

Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру , в которой выделяются:

1. Преамбула.

2. Основное тезисное положение.

3. Заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически .

* Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

Использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых );

С помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины );

Использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения ).

* Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существуют два типа тезисов:

* Тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

* Тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами :

- Известно, что…

- Следует отметить, что…

- Однако…

- При этом важно, что…

- Предполагается, что…

- Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

- Ставит вопрос…

- Считает…

- Сравнивает…

- Приводит пример…

- Перечисляет…

- Характеризует…

- Подчеркивает…

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

Заключение

Научный стиль - стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей - таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, «отвлеченно-обобщенность», сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других.

Основная функция научного стиля - передача логической информации и доказательств ее истинности, а часто также новизны и ценности. Вторичной функцией научного стиля, вытекающей из его основной функции, считают активизацию логического мышления читателя (слушателя).

Выделяют три жанра научного стиля: собственно-научный жанр; научно-учебный жанр; научно-популярный жанр.

Библиографический список

1.Альбеткова В.И. Русская словесность / В.И. Альбеткова. - М.: Дрофа, 2001.-326 с.

2. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили / Р.А. Будагов. - М.: Знание, 1967.-230 с.

3. Вартапетов С.С. Русский язык в школе / С.С. Вартапетов. -Спб.: Питер, 1998.-145 с.

4. Веденская Л.А., Пономарёва А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование/ Л.А. Веденская, А.М. Пономарёва. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-315 с.

5. Муравьёва Н.В. Научный стиль русского языка / Н.В. Муравьёва // Русская речь.- 2003.- №9 - с.43-49

6. Сомалин Г.Я. Стилистика современного русского языка и культуры речи / Г.Я. Сомалин. - М.: Academia, 2002.-252 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Научный стиль речи - одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства. Разновидности и жанры научного стиля, тематика текстов. Лексические, морфологические и синтаксические особенности данного стиля.

    контрольная работа , добавлен 17.05.2011

    Главное коммуникативное задание общения в научной сфере. История становления и общая характеристика научного стиля речи. Общие внеязыковые свойства научного стиля, его фонетические и лексические особенности, морфология. Стилевая специфика научного стиля.

    реферат , добавлен 01.11.2010

    Общая характеристика научного стиля. Основные задачи научной литературы. Фонетический, морфологический и словообразовательный уровни в научном стиле речи. Уровень лексики и фразеологии. Жанры научного стиля. План написания рефератов, конспекты и рецензии.

    презентация , добавлен 05.04.2013

    Понятие функциональных стилей речи. Морфологические признаки и синтаксические особенности научного стиля. Признаки публицистического и официально-делового стиля. Характерные особенности разговорного стиля, роль прагматического фактора в общении.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Разновидности научного стиля речи. Особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы. Классификация основных жанров научной письменной речи. Основные черты: точность, абстрактность, логичность и объективность изложения.

    реферат , добавлен 08.10.2014

    Понятие и разновидности научного стиля речи, особенности его реализации в письменной и устной форме общения. Внеязыковые свойства и стилевые черты научных текстов. Лексические и стилистические языковые единицы, особенности морфологии и синтаксиса.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2012

    Общая характеристика разговорного стиля речи. Компоненты ситуации разговорной речи. Языковые особенности разговорного стиля речи. Интонация и произношение. Лексика и словообразование. Фразеология и морфология. Местоимения и синтаксис разговорного стиля.

    реферат , добавлен 18.10.2011

    Функциональный стиль научно-технической речи как объект переводоведения. Прогресс науки и техники как фактор создания особого стиля речи. Грамматические особенности и лексические закономерности научной прозы. Терминология, тенденции ее развития.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2013

    Общая характеристика научного стиля. Фонетические, лексико-фразеологические и грамматические особенности научного стиля. Морфология научной речи. особенности научного познания воплощаются в содержании и отражаются в языковой форме научных произведений.

    реферат , добавлен 04.07.2005

    Понятие и форма реализации научного стиля, его специфические особенности. Отличительные характеристики публицистического стиля как стиля общественно-политической сферы коммуникации. Морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!