Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Основные языковые приметы публицистического стиля. Языковые средства публицистического стиля

воротилы шоу-бизнеса, общественное мнение, народные избранники;

  • вкрапления разговорной, просторечной лексики, лексики, стоящей вне литературного языка:

Так он же всех нас «замочит» — о проектах военного назначения, как хочется примазаться к этим проектам…, трудно в ментов играть?

  • неологизмы или новые авторские словообразования:

Рэп — хулиганствующий персонаж, кремлевская тусовка, музкритики, четенько «прогнул свою линию» ;

  • стандартные конструкции:

Как сообщает наш корреспондент, как нам стало известно, вызвало реакцию, в ответ на…., состоялось специальное заседание и т.д.;

  • синонимы: …

двое 17-летних юнцов. Подростки попали..

  • многозначные слова, омонимы, антонимы, паронимы как средство выразительности:

иллюзии и реальность, пропавшие и пропащие, черный оптимизм, правыми всегда оказываются левые;

  • аббревиатуры:

ГД — Государственная Дума, ОРТ – общественное российское телевидение

  • всевозможные средства словесной образности ():

Увы, сегодня надо признать: мы выходим из коммунизма самым искривленным, самым болезненным, самым нелепым (градация) путем. Из всех моих встреч я вынес впечатление, что центральные органы власти, исполнительной и законодательной,(инверсия), имеют слабую связь с болями страны (метафора).

Морфологические особенности публицистического стиля

  • специфические глагольные формы – настоящее время (настоящее репортажа), способствующее созданию эффекта присутствия:

Приезжаем в Х… Сразу отправляемся в морг. Поднимаемся и подходим к двери..

  • частотность личных местоимений 1 лица:

Мой вертолет приземлился прямо на строительной площадке. Меня встречали. Мы сразу же поехали на объект, я был потрясен увиденным…

Синтаксические средства связности в публицистическом стиле

Этот синтаксис иногда называют экспрессивным. Действительно, именно разнообразие синтаксических конструкций позволяет автору воздействовать на аудиторию.

А ты кто такой? Да это наш знакомый из группы ХХХХХ

  • парцелляция — выделение части предложения в отдельное предложение:

Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.

  • сегментация — вынесение важного для автора высказывания в начало предложения и оформление его как назывного предложения:

Выборы в Приморском крае: кто победит?

  • инверсия — изменение обычного порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

Самым циничным мошенничеством лохотронщиков был обман пенсионеров. Не понравились они мне.

использование стилистических фигур:

  • анафора — повторение начала слов ряда предложений или оборотов речи:

Какое отличное утро смотрит нам в лицо, как красивы… эти берлинские улицы в час, когда на них ступает Свобода! (А. Н. Толстой)

  • риторический вопрос- вопрос, не требующий ответа или вопрос, содержащийся в тексте или в самом вопросе:

Разве можно устыдиться, если борешься за родину? (А.Н. Толстой)

  • риторическое восклицание — выражение эмоций оратора, прием, привлекающий внимание слушателей:

Фашистам на нашей земле делать нечего! (А.Н. Толстой)

  • параллелизм — одинаковое построение соседних предложений или их частей:
  • эпифора — повторение слов или сочетаний в конце конструкции:

Преклоняя колена клянемся — не посрамим земли русской. Целуя край нашего святого знамени, клянемся — не отдадим ни пяди земли русской! (А.Н. Толстой)

  • антитеза — построение, основанное на противоположности картин, характеров, предметов и т.д.:
  • оксюморон — сочетание противоположных друг другу по значению слов в одном художественном образе:

Тягостная легкость этой жизни (М. Стуруа)

  • градация — постепенное последовательное усиление или ослабление образов, сравнений и других средств художественной выразительности:

Я вас прошу, умоляю, — требую, наконец!

  • эллипсис — пропуск слов или фактов, читающихся в контексте:

Время — к восьми (из газет)

Текстовые особенности публицистического стиля

  • относительно краткие предложения:

В чем должен убедиться человек, покупая страховой полис? Во-первых, в том, что страховщик его обманет. Во-вторых, в том, что компания не обанкротиться. В-третьих, что он сам заплатил за страховку не больше, чем сосед.

  • абзацное деление по целям воздействия: в отдельный абзац может быть выделено одно предложение:
  • «яркий» заголовок о информации или содержании текста, который сразу же привлекает внимание читателя:
  • эмоциональный повтор как средство связности:

Нам не свойственно признавать себя виноватыми. При том, что в нашей отвратительной истории виноваты мы сами.

  • сравнение как способ доказательства:

Мы не можем не считаться с тем, что держать профессиональную армию пока не по карману государству. Я не открою секрета, если скажу: солдат или сержант наемной американской армии сегодня получает больше, чем наш офицер или генерал.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Сфера, функции, стилевые черты. Синтаксические языковые средства, характерные для публицистического стиля и их роль в тексте. Подстили публицистического стиля: газетно- журнальный, радиотелевизионный, художественно-публицистический. Основные синтаксические правописные нормы (6 ч).




Цели: обобщить знания об особенностях публицистического стиля; познакомить с фонетическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими особенностями публицистического стиля, закрепить навыки правописания. научить определять функциональный стиль текста и аргументировать свое решение; развивать умение применять алгоритм при определении стиля; научить находить, анализировать, исправлять ошибки в текстах различных функциональных стилей; закрепить умения выполнять смысловой, типологический, стилистический анализы текста публицистического стиля речи; познакомить учащихся с особенностями устных выступлений проблемного характера; формировать умение выступать во время дискуссии (дискутировать, просто и ясно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента; развивать навыки работы в малых группах, планирование самообразовательной работы; различных видов памяти (слуховой, воссоздающей, ассоциативной); воспитывать культуру речевого общения во время спора; воспитывать языковую личность.














Лексические особенности а) общественно-политическая; б) речевые стандарты (работники бюджетной сферы, служба быта, силовые ведомства); в) речевые штампы, имеющие канцелярскую окраску(на данном этапе, на сегодняшний день); г) разговорные слова и выражения. Морфологически е особенности а) отвлеченные существительные с суффиксами -ость, -ство, -ие; б) слова с интернациональными словообразовательными элементами: приставки: -архи, -гипер, -дез, -контр,-пост, -транс; суффиксы: -а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант; в) слова с эмоционально-экспрессивными аффиксами: -ичать, -ультра; г) слова, образованные путём сложения: общественно- политические; д) аббревиатуры; е) активное употребление прилагательных и причастий;


Синтаксические особенности а) простота, ясность предложений; б) монолог, диалог; в) необычный порядок слов, риторический вопрос, обращение, повторы. Параллелизм, однородные члены, использование литературных цитат, афоризмов; г) побудительные и восклицательные предложения; д) все виды односоставных предложений; е) однородные члены, вводные слова, сложные синтаксические конструкции.; Эмоциональные средства выразительности эпитеты, метафоры, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном смысле Жанры выступления, статьи, идеологическая консультация, корреспонденция, репортаж, фельетон, очерк (портретный, путевой, проблемный), эссе.


Жанры публицистики: Заметка – краткое сообщение в печати. Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социальное значимых). Репортаж – сообщение о событиях дня, краткое описание жизненных событий. Интервью – беседа в форме вопросов и ответов, предназначенная для печати или передачи по радио и телевидению. Отзыв – оценка кого-нибудь или чего-нибудь в печати или в устной форме. Рецензия – критический отзыв о чем-нибудь (фильме, книге). Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических или юмористических приемов изложения.


Тренинг. Задание 1. Отметьте яркие лексические, морфологические и синтаксические особенности, характерные для публицистического стиля. «ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА»: ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ – КАК ВСЕГДА... В феврале 1996 года режиссер Майк Николс получил самое дорогое электронное сообщение в своей жизни. В нем говорилось, что за полтора миллиона долларов он получает права на экранизацию скандальной книги Анонима (обозревателя журнала «Ньюсуик» Джо Клейна) – журналистского расследования личных тайн четы Клинтон под личиной художественного романа. Забавная деталь – еще до выхода книги эти права за бесценок предлагали девяти ведущим режиссерам, в том числе и Николсу. Но стоило бестселлеру появиться на прилавках... Первой выступила администрация президента, раскрывшая личность автора и заклеймившая его как лжеца и самозванца. «Клейн никогда не был членом ближнего круга президентской семьи, как он утверждает», – гласило официальное заявление. Затем последовал иск библиотекарши Дарии Картер-Кларк, как-то принявшей предложение Билла провести вместе сугубо деловой вечерок. («Основные цвета»: хотели как лучше, получилось – как всегда... // Антенна, ноября)


Задание 2. Выпишите слова, относящиеся к публицистическому стилю. Электорат, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, центристский, популистский, превентивный, беспрецедентный, интервьюер, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.





Задание 4. Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе. Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой; литературоведческий анализ текста.





Тема Стилистический анализ текста публицистического стиля Цель: формирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ; углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля; продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте.


Работа в группах Группа 1.Определить, является ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту. Высказать свое отношение к проблеме, поднятой автором. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно- это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения(как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума. Д.С.Лихачев


Группа 2. Проанализируйте текст, найдите признаки публицистического стиля. Определите тему, основную мысль. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п.Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам. Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем разнообразии его форм и сочетаний. И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели. М.Исаковский


Группа 3. О чем говорится в тексте? Какие общественные явления вызывают тревогу у автора текста? Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет! Но народ, ее населявший? Что станет с ним? Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию только Слово. Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. «Он слово знает!»-говорили про удачливого. «В начале было Слово, - сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно. Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае- пятьсот, но скорее всего меньше. М.Ганина




Дидактическая игра. Интеллектуальный бокс Цель: выработка умения аргументировать свою точку зрения, тактично и доказательно опровергать тезис и доводы оппонента, убеждать аудиторию в своей правоте. Роли: боксёры-интеллектуалы, рефери, судьи (пять), болельщики, эксперты по культуре речи. Сценарий. На ринг (т.е. к доске) приглашаются боксёры-интеллектуалы. Заранее определившие тему для полемики и свои позиции. Которые должны быть противоположными. Рефери представляет их болельщикам, и начинается бой. Игра проводится в три раунда, каждый из которых длится 2 минуты. Боксёры по очереди в течение одной минуты развивают свою точку зрения и опровергают тезис противника. Когда поединок заканчивается, каждый из пяти судей на листке записывает фамилию боксёра, которому он отдает предпочтение. Побеждает тот, кто набирает более количество голосов.


«Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры». В. Солоухин


Домашнее задание 1. Вы принимаете участие в дискуссии»Человек по своей природе – эгоист, индивидуалист или альтруист?». О каких трёх образах рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль» можно вспомнить для характеристики этих личностных определений. Как вы это сделаете? 2. Представьте модель монологов и диалогов вещей, рассказывающих об их владельцах. 3. Сопоставьте диалог правды и лжи, смелости и трусости, доброты и жестокости), в котором бы раскрывались их существенные признаки, а также было выражено ваше отношение к сравниваемым понятиям. 4. Напишите очерк о человеке, которого вы хорошо знаете. Приступая к написанию, определите основную мысль. Придумайте название. Отражающее эту мысль. 5. Подготовьте публицистическую статью в раздел криминальной хроники. Например.


Пример статьи в газету Криминальная хроника. В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Придя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска. Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.




Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности публицистического стиля. Специфика газетной речи. Публицистический стиль в процессе изменения. Функционально-прагматическая роль заголовков в газете. Функциональная характеристика языковых средств. Изучение публицистического стиля в школе.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2011

    Развитие стилистических средства языка и приемов их использования. Исследований по языку и стилям массовой коммуникации - газетных жанров, языка радио, телевидения и кино. Выразительность газетной речи, экспрессивность высказывания и речевые стандарты.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2010

    Определение, история и жанровая дифференциация групп публицистического стиля: информационные (интервью, репортаж, заметка, хроника), аналитические (статья, корреспонденция) и художественно-публицистические. Языковые средства статьи и заголовка журнала.

    реферат , добавлен 17.12.2014

    Функции текстов публицистического стиля, принцип отбора языковых средств. Роль модуса в диалогической речи и в газетном тексте, его квалификативные категории (авторизация, персуазивность, оценочность). Использование оценочных средств в журналистике.

    доклад , добавлен 18.02.2011

    Выражение экспрессивности языковыми средствами. Особенности публицистического стиля. Синтаксический строй и экспрессивный синтаксис. Аналитический обзор блогов В. Соловьева: энергичные тона речи, сочетание категоричной уверенности и сомнения одновременно.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Стилистическая характеристика газетных заголовков. Основные признаки публицистического стиля. Вопрос о выделении газетного стиля. Роль и значение заголовков периодических изданий, их функции, виды и способы формирования. Трансформация газетных заголовков.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2014

    Определение понятия и характеристика основных видов жанра "заметка". Выделение основных особенностей публицистического стиля "заметка". Анализ языковых стилистических особенностей жанра на примере материалов газеты "Северная правда" за 2007 год издания.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2011



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!