Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Разговорный стиль речи и его основные признаки. Разговорная речь как особая функциональная разновидность языка. Основные признаки разговорной речи. Условия эффективного общения. Коммуникативные неудачи и их причины. Особенности фонетической, морфологическ

Для разговорно-бытовой речи типична неофициальная, непринужденная, раскованная обстановка. Специфические черты разговорно-бытового стиля обычно наиболее ярко проявляются тогда, когда речь идет об актуальных в повседневном обиходе предметах, ситуациях, темах. В разговорном общении преобладает особый, обиходный тип мышления. Разговорная речь занимает исключительное положение в системе современного русского языка. Это исконный, первородный стиль национального языка, в то время как все другие - явления более позднего вторичного образования. Разговорная речь часто характеризовалась как просторечие, которое рассматривалось вне рамок литературного языка. На самом же деле она является разновидностью литературного языка.
Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям. Он образует систему, имеющую особенности на всех ярусах языковой структуры: в фонетике, лексике, фразеологии, словообразований, морфологии и синтаксисе.
Разговорно-бытовой стиль находит свое выражение как в письменной форме, так и в устной.
«Разговорно-бытовая речь характеризуется особыми условиями функционирования, к которым относятся: отсутствие предварительного обдумывания высказывания и связанное с этим отсутствие предварительного отбора языкового материала, непосредственность речевого общения между его участниками, непринужденность речевого акта, связанная с отсутствием официальности в отношениях между ними и в самом характере высказывания. Большую роль играет ситуация (обстановка речевого общения) и использование внеязыковых средств (мимика, жесты, реакция собеседника). К чисто языковым особенностям разговорно-бытовой речи относится использование, таких внелексических средств, как фразовая интонация, эмоционально-выразительное ударение, паузы, темп речи, ритм и т.д. В разговорно-бытовой речи имеет место широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии, лексики эмоционально-экспрессивной (включая частицы, междометия), разных разрядов вводных слов, своеобразие синтаксиса (эллиптические и неполные предложения различного типа, слова-обращения, слова-предложения, повторы слов, разрыв предложений вставными конструкциями, ослабление и нарушение форм синтаксической связи между частями высказывания,
присоединительные конструкции и т.п.).
Помимо своей прямой функции – средства общения, разговорная речь выполняет и другие функции в художественной литературе, например, она используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект.

Концепция познания 2 Отношение объекта - изображение - символ

Ничто не находится в наших чувствах, чего раньше не было в наших умах. Термин «знание» всегда используется в текстах, опубликованных здесь в смысле «человеческого знания». Это означает, что «познание» всегда понимается как познание, выраженное в знаках.

Таким образом, «Индивидуальное знание» означает только подмножество умственных образов людей, выраженное в персонажах. Термин «идея» или «идеальный образ» используется для описания социальной формы знания. Для общей теории познания, прежде всего, не имеет значения, какие символы используются. Это, однако, представляет собой развитую специальную форму знания, в которой знания приобретают конкретные свойства, которые обычно не соответствуют знанию.

Еще по теме § 1. Основные признаки разговорной речи:

  1. Разговорная лексика. Группы разговорной лексики. Словообразовательные признаки разговорных слов. Стилистические пометы в толковых словарях, характеризующие разговорную форму современного языка.
  2. I. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНСКОЙ РАЗГОВОРНО-ОБИХОДНОЙ РЕЧИ
  3. 50. разговорная речь как особая функциональная разновидность языка. Основные признаки. Условия эффективного общения. Коммуникативные неудачи и их причины.

Для разговорно-бытовой речи типична неофициальная, непринужденная, раскованная обстановка. Специфические черты разговорно-бытового стиля обычно наиболее ярко проявляются тогда, когда речь идет об актуальных в повседневном обиходе предметах, ситуациях, темах. В разговорном общении преобладает особый, обиходный тип мышления. Разговорная речь занимает исключительное положение в системе современного русского языка. Это исконный, первородный стиль национального языка, в то время как все другие - явления более позднего вторичного образования. Разговорная речь часто характеризовалась как просторечие, которое рассматривалось вне рамок литературного языка. На самом же деле она является разновидностью литературного языка.

Поэтому категорию знака следует рассматривать как более дифференцированную, а дифференциацию знаков следует рассматривать как результат эволюции человека. Коммуникативная и гностическая функция персонажей развивается как функция экологических условий, развивающихся через деятельность. Первые этапы должны рассматриваться как гипотетические «недостающие левые» до тех пор, пока письменность не станет палеонтологической и археологической. Следующие эмпирически доказаны. В частности, символы, обслуживающие сообщение, должны отличаться от особенностей объектов.

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям. Он образует систему, имеющую особенности на всех ярусах языковой структуры: в фонетике, лексике, фразеологии, словообразовании, морфологии и синтаксисе.

Разговорно-бытовой стиль находит свое выражение как в письменной форме, так и в устной.

«Разговорно-бытовая речь характеризуется особыми условиями функционирования, к которым относятся: отсутствие предварительного обдумывания высказывания и связанное с этим отсутствие предварительного отбора языкового материала, непосредственность речевого общения между его участниками, непринужденность речевого акта, связанная с отсутствием официальности в отношениях между ними и в самом характере высказывания. Большую роль играет ситуация (обстановка речевого общения) и использование внеязыковых средств (мимика, жесты, реакция собеседника). К чисто языковым особенностям разговорно-бытовой речи относится использование, таких внелексических средств, как фразовая интонация, эмоционально-выразительное ударение, паузы, темп речи, ритм и т.д. В разговорно-бытовой речи имеет место широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии, лексики эмоционально-экспрессивной (включая частицы, междометия), разных разрядов вводных слов, своеобразие синтаксиса (эллиптические и неполные предложения различного типа, слова-обращения, слова-предложения, повторы слов, разрыв предложений вставными конструкциями, ослабление и нарушение форм синтаксической связи между частями высказывания, присоединительные конструкции и т.п.).

Знаки не обслуживают общение и поэтому не имеют социального контекста в качестве признаков. Этот социальный аспект знания, прагматическое измерение, игнорируется в отношении признаков объекта - изображения. Знак развивается как инструмент мысли, как «мышление» от инструмента, который стал символом различия. Инструмент получает дополнительную функцию в коллективной деятельности с помощью функции рисования. Он создается путем создания инструментов, функцией которых является функция рисования. Как было показано, мышление с помощью таких знаков не требует какого-либо языка.

Помимо своей прямой функции - средства общения, разговорная речь выполняет и другие функции в художественной литературе, например, она используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект.

Мышление с помощью таких знаков осуществляется на этапе планирования коллективной деятельности и происходит одновременно и одновременно. Таким образом, мышление через знаки - это также коммуникативное действие и как это социальное достижение. Язык развивается на основе социального набора символов. Прежде всего, коммуникативная функция фонетического языка развивается из экологических требований коллективной охоты за контролем одновременных действий отдельных участников охоты при отсутствии зрительного контакта отдельных участников.

Языковые особенности разговорного стиля

Произношение . Нередко слова и формы в разговорно-бытовом стиле имеют ударение, не совпадающее с ударением в более строгих стилях речи: до говор (ср.: нормативное догово р).

Лексика . Разговорно-бытовая лексика, входя в состав лексики устной речи, употребляется в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски.

Особенно это касается охоты на крупного животного. Гностическая функция фонетического языка развивается позже из экологических требований развития индивидуальной работы. Он служил для организации хронологической последовательности операций индивидуально выполненных коллективных мероприятий. Гностическая функция фонетического языка изначально является самореференциальной, человек говорит сам за себя и тем самым организует свои мысли, свое мышление. Поскольку язык уже является социальной конструкцией, общество организует индивидуальное мышление.

Сюда относятся:

и м е н а с у щ е с т в и т е л ь н ы е: вранье, ерунда, злюка, молодчина, толкотня, чепуха и др.;

и м е н а п р и л а г а т е л ь н ы е: дотошный, мудреный, работящий, расхлябанный и др.;

г л а г о л ы: ехидничать, жадничать, секретничать, прихворнуть, тараторить, тормошить и др.;

н а р е ч и я: баста, втихомолку, кувырком, мигом, помаленьку, потихоньку, хорошенько и др.

Сочетание гностической функции языка с коммуникативной способностью позволяет сочетать эти результаты отдельных мыслей, индивидуальных идей. Отправной точкой является человек. Таким образом, индивидуальные идеи приводятся в культурную память об обществе посредством природы.

Письмо развивается из оперативной функции разговорного языка. Говорящий язык требует одновременного присутствия партнеров по коммуникации, говорящего и слушателя в непосредственной близости. С появлением письменности возможность писать и читать как самостоятельную деятельность также осуществляется независимо. Экологическая необходимость этого развития вытекает из расширения человеческих обществ и в результате социальной дифференциации социальных единиц, что требует переноса идей за пределы диапазона.

Встречаются также разговорные м е с т о и м е н и я (этакий), с о ю з ы (раз - в значении если), ч а с т и ц ы (авось, вон в значении вот, навряд ли), м е ж д о м е т и я (ну, эге).

В разговорно-бытовой речи значительное место занимает фразеология. Это связано с господством конкретного способа мышления в сфере повседневно-обиходного общения. Конкретное мышление не чуждается абстракции. Человек обобщает свои конкретные наблюдения, выделяя нечто существенное и отвлекаясь от каких-то частностей. Например: Нет дыма без огня. Шила в мешке не утаить. Горбатого могила исправит. Для меня математика - темный лес. Тише воды, ниже травы. Вместо того, чтобы сказать Живут недружно, ссорятся - говорят: Грызутся как собаки.

Его отправной точкой является человек. Вы можете узнать о культурной памяти путем обучения. Все эти и другие природные и художественные стволы психологических образований, созданных в ходе развития человеческого общества, суммируются в категории «знаки». Не все знаки подходят для выражения всех форм знания. Эта связь часто игнорируется в эпистемологических и психологических исследованиях. Все формы знания считаются качественно одинаковыми. Это приводит к множеству логических и терминологических противоречий и безуспешных дискуссий, как это показано, например, в дискуссии между эмпирическими и конструктивистскими подходами к теории познания.

Разговорная фразеология - великая хранительница традиционной формы. Она хранит много фразеологизмов, возникших в глубокой древности.

Словообразование. В разряде имен существительных используются следующие суффиксы с большей или меньшей степенью продуктивности, придающей словам разговорно-бытовой характер:

- ак (-як) - добряк, здоровяк, простак;

Спор между двумя подходами становится неактуальным, если предположить, что оба описывают разные формы знания, которые существуют бок о бок в существовании социального знания. Он также теряется в том, что знаки и язык являются отдельными категориями, которые возникают последовательно и только входят в определенные связи во время эволюции. Язык не появляется как социальный знак, функция знака назначается ему в процессе эволюции. Отношение характеров объекта - изображения описано в большинстве эпистемологических теорий.

Это различие всегда повторялось в историческом развитии лингвистики и лингвистики под разными названиями. Наиболее общие термины и их различные значения приведены в следующем обзоре. Отсюда вытекает следующая терминология: знаки - это форма существования ментальных образов, образы - значение знаков. Это объекты, которые являются знаками знаков. Персонажи выражают мысли. Объекты - это объекты, отмеченные знаками. Здесь также становится очевидной необходимость четкого различия между терминами «слово» и «концепция».

- ан (-ян) - грубиян, старикан;

- ач - бородач;

- аш - торгаш;

- ак-а (-як-а) для слов общего рода - гуляка, забияка, зевака;

- сжк-а - дележка, зубрежка, кормежка;

Ень - баловень;

- л-а - воротила, громила, зубрила;

- н-я - возня, грызня;

- отн-я - беготня, пачкотня;

- тай - лентяй, слюнтяй;

Слова четко расположены в категории символов, терминов в категории изображений. Во многих научных работах эти термины путают или используются синонимом. Концепцию нельзя написать или сказать, об этом можно только подумать. Вы можете только говорить и писать слова, которые выражают термины. Это различие также соответствует различию между номинальным и реальным определением. Реальное определение присваивает значение термину, номинальное определение присваивает термин значение. Конкретной формой реального определения является генетическое определение, которое выражает концепцию развития объекта.

- ун - болтун, говорун, крикун;

- ух-а - грязнуха, толстуха;

- ыщ - глупыш, голыш, крепыш, малыш;

- яг-а - бедняга, деляга, работяга.

К разговорной лексике относятся также слова с суффиксом - ш-а, обозначающие лиц женского пола по их профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию и т.д.: директорша, секретарша, библиотекарша, кассирша.

Даже если знаки сегодня являются доминирующей формой знания, знаки также фиксируются в их предлингвистической форме, а лингвистические знаки - только настолько, насколько они могут также использоваться в качестве предлингвистических знаков. В этом контексте следует также отметить особенность теоретического знания. Теоретические выводы - это конструкции, которые могут быть созданы только с помощью знаков. Символы позволяют отображать свойства отдельно от объектов, чьими свойствами они являются, Такие, как «зеленый», «тяжелый» или знаменитая улыбка кошки в стране чудес Алисы, где кошка исчезает, и остается только усмешка.

В большинстве случаев суффиксы субъективной оценки придают словам разговорную окраску: воришка, шалунишка, домишко; грязища, бородища; большущий, злющий; вечерком, шепотком и т.д.

У имен прилагательных, имеющих разговорный характер, можно отметить использование суффикса -аст-: глазастый, зубастый, языкастый и др.; а также приставки пре-: предобрый, премилый, пренеприятный и др.

Эта особенность делает идеальные конструкции, которые не являются изображениями реальных объектов, таких как трехколесные зайцы, массовые точки без расширения или всемогущие интеллектуальные дизайнеры. Таким образом, термины получают новое теоретическое значение, обозначенные объекты - это теоретические объекты, идеальные конструкции, которые больше нельзя рассматривать. Иллюстративными являются только слова, рисунки и т.д. То есть символы, с которыми представлены значения. Поэтому в области теории необходимо различать два чувства: теоретический смысл и реальный смысл.

К разговорно-бытовой лексике относятся многие глаголы на -ничать: безобразничать, бродяжничать, жульничать.

Морфологические особенности разговорной речи характеризуются следующим:

Формой предложного падежа имен существительных: я отпуску, в цеху (ср.: в отпуске, в цехе);

Формой именительного падежа множительного числа: договора, сектора (ср.: договоры, секторы);

Реальный смысл исходит из теоретического смысла посредством интерпретации путем назначения реальных объектов терминам. Теория интерпретируется. Человеческое сожительство без языка вряд ли можно было бы вообразить для нас. Наши знания и наш интеллект позволяют нам говорить. Правильная походка и глубокая гортань были предпосылкой для развития языка, как мы его знаем сегодня. Но как именно человек уполномочил себя говорить?

Контрольные вопросы и задания

Мы общаемся по-разному. В то же время доминирующим является говорящий, то есть нормальная речь. Когда и как сложился сегодняшний язык, мы, вероятно, никогда не сможем понять точно, но есть ряд понятных теорий. Профессор-лингвист д-р Бисанг поднял и ответил на вопросы о происхождении языка в рамках Киндунской лекции в Университете Майнца. Одна вещь он сразу взял на себя: определенная решимость относительно того, как и когда сегодняшняя манера речи развивается точно, не существует.

Формой родительного падежа множественного числа: апельсин, помидор (ср.: апельсинов, помидоров);

Разговорным вариантом инфинитива: видать, слыхать (ср.: видеть, слышать).

Синтаксические особенности разговорной речи отличаются большим своеобразием. Это:

Преимущественное использование формы диалога;

Преобладание простых предложений; из сложных чаще используются сложносочиненные и бессоюзные;

Громким голосом враги бегут в бегство



Давайте посмотрим на некоторые факты, но мы найдем хотя бы важные моменты. Чтобы говорить, мы должны уметь формировать звуки, такие как А или Я. Звукообразование возможно только в том случае, если язык имеет зазор, а за ним - резонансная камера, то есть гортань должна сидеть глубже, чем у животных.

Если мы сейчас посмотрим на эти открытия неандертальцев, мы уже увидим первые признаки снижения гортани. Поэтому многие исследователи подозревают, что этот примитивный человек уже обладал способностью говорить. Следует также упомянуть, что развитие пониженной гортани, вероятно, служило не только для самозащиты, но и для защиты и предотвращения врагов, как животных или соперников. Поскольку человек был в основном одним из более слабых жителей земли, он, по крайней мере, должен был притворяться, что он больше и сильнее своих врагов.

Широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;

Употребление слов-предложений (утвердительных, отрицательных, побудительных и др.);

Широкое использование неполных предложений;

Перерывы в речи, вызванные разными причинами (волнение говорящего, неожиданным переходом от одной мысли к другой и т.д.);

Особенности фонетической, морфологической, синтаксической, лексической нормы в разговорной речи

И это также произносило громкий и твердый голос.

Есть еще признаки того, что задолго до нашего времени - почти два миллиона лет назад - произошла связь между нашими предками, которая вышла за рамки простого понимания. Существует множество находок изготовленных инструментов, таких как камни, избивающие кулаки. Его охотились в группах, и даже тогда некоторые первобытные люди могли стрелять. Все эти знания должны были передаваться годами - и для тактического подхода к охоте нужно было также общаться.

Использование различных по значению вводных слов и словосочетаний;

Использование вставных конструкций, разрывающих основ­ное предложение и вносящих в него дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.;

Широкое использование эмоциональных и императивных междометий;

Лексические повторы: - Да, да, да.

- различного рода инверсии с целью подчеркнуть смысловую роль выделенного в сообщении слова: Мне туфли больше нравятся те белые;

- особые формы сказуемого.

В разговорной речи встречаются сложные предложения, части которых связаны лексико-синтаксическими средствами: в первой части имеются оценочные слова - молодец, умница, глупец и т.д., а вторая часть служит обоснованием этой оценки: Молодец, что заступилась.

Контрольные вопросы и задания

Задание1.

1. Определите, к каким стилям относятся эти тексты.

1. Гроза – это атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между облаками (молнии и гром), сопровождаемых дождем, градом и бурными порывами ветра.

2. – Ну и гроза! Страшно к окну подходить.

Да, такой грозы давно не было.

Представляешь, в такую грозу очутиться в поле…

3. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застукали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. (И.Тургенев).

Задание2.

Определите стиль речи. Укажите языковые приметы разговорного стиля.

Гей, добрый человек! - закричал ему ямщик. - Скажи, не знаешь ли, где дорога?

Дорога то здесь; я стою на твердой полосе. – отвечал дорожный, - да что толку?

Послушай, мужичок, - сказал я ему, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега? (А.Пушкин).

Задание 3.

Какие языковые средства делают текст эмоциональным?

Дело было за елкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей не ответил, а встал на лыжи и ушел в лес. Через полчаса он вернулся.

Ладно! Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть, зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо - прямоносые и лупоглазые - и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таежная красавица - высокая, густая, прямая, с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки.

(А.Гайдар).

Задание 4.

Определите стилистическое и семантическое своеобразие выделенных слов.

1. Он с этим своим дипломом совсем дошел. 2. Что вы тут базар устроили? 3. Я к вам вечером загляну. 4. Не пойду я ни перед кем кланяться! 5. Ребенку тоже надо свой угол иметь. 6. А между прочим он у себя на работе фигура.

Задание 5.

Раскройте значения разговорных метафор.

1. Ты чего сидишь надутый? Чем не доволен?

2. Нужно, чтобы бригадир был зубастый парень, чтоб и с начальством и со снабженцами поговорить мог, и своим же товарищам внушение сделать.

3. В семье почти никогда не бывает все гладко. Вот Надя на своего Петра обижается, а у самой-то у нее тоже характер - не сахар.

4. Если с детства не будешь у себя волю вырабатывать, то и вырастешь не мужчиной, а тряпкой.

5. Он теперь так вцепился в эту проблему, что заставить его заниматься чем-то другим - совершенно бесполезное дело.

Задание 6.

Сопоставьте значения выделенных слов. Определите, какие из них стилистически нейтральны, а какие разговорные.

1. Николай в детстве сильно заикался. Про рыбалку ты мне не заикайся.

2. Под ватным одеялом жарко будет спать. Что ты сегодня ватный какой-то.

3. Он был влюблен в меня, даже сватал. Сватают меня мастером в нашем цехе.

Задание 7. Определите, какой из двух синонимов является нейтральным, а какой -разговорным.

1. У контролера, дорогие мои, тоже нелегкая работа: во-первых, безбилетного пассажира отыскать, во-вторых, - заставить его штраф платить. Я сегодня пиджак не надел, а деньги-то все там остались. Ну и пришлось на работу зайцем ехать - возвращаться уж было некогда.

2. - Как отпуск провела? - На Оку ездила, в деревне жили. Целыми днями ходили по лесу. Ах, какая прелесть! Сегодня полдня моталась по магазинам за подарками. Народу перед праздником - не дай Бог!

3. - Ну скажи честно: ты ведь струхнул тогда? Честно скажи. Ну, испугался, конечно, немножко. А ты бы на моем месте не струхнул?

4. Распределением книг распоряжается Валентина Васильевна, вы к ней и обращайтесь. - Кто у вас тут контрольными работами командует?

Задание 8. Определите значения выделенных слов.

Утром просыпаюсь, кто-то тюк-тюк по стеклу. 2. Тут вот пирожные в холодильнике лежали. А пирожные тю-тю. 3. Ну, думаю, сейчас сяду и буду заниматься. А тут - дзинь. - Вовка приходит. 4. - Ирина дома? - Что ты! Пришла, поела, переоделась и фьють! - А Женька плавает - ой-ой-ой! Его хоть в спасательную команду записывай.

Задание 9 . Объясните значение выделенных выражений.

У нас с тобой, Артем, ни кола, ни двора. На соседней большой станции рабочие заварили кашу. Этим контрабандистам Гришутка стал поперек горла. Исчез, как в воду канул. Искал до седьмого пота. "Свалился как снег на голову", - смеясь, сказала Рита. К ночи он совсем выбился из сил. Дело выеденного яйца не стоит. Я в этих делах стрелянная птица. Скажи, Цветаев, за что ты на меня зуб имеешь?

Задание 10 . Объясните значения следующих фразеологизмов. В случае затруднения обращайтесь к фразеологическому словарю.

Быть на седьмом небе; не верить собственным глазам; ходить на задних лапках; разинуть рот; застыть на месте; и нашим и вашим; молчать как рыба; ходить вокруг до около; от мала до велика; играть в кошки-мышки; выйти сухим из воды; жить как кошка с собакой; черным по белому написано; дом - полная чаша; денег куры не клюют; только птичьего молока не хватает.

Задание 11 . Запишите фразеологизмы со словом глаз. Подберите подобные фразеологизмы из родного языка.

Не сводить глаз; есть глазами; хлопать глазами; глаз не сомкнуть; пускать пыль в глаза; закрывать (на что), открывать глаза (на кого, что); говорить в глаза; говорить за глаза; поговорить с глазу на глаз; нужен глаз да глаз; делать на глаз; в глазах помутилось; вертеться перед глазами; искры из глаз посыпались; прятать глаза; идти куда глаза глядят; не верить своим глазам; у страха глаза велики.

Задание 12 . Замените выделенные сочетания фразеологизмами со словом глаз.

Такие яблоки вчера мне из Алматы прислали - красота необыкновенная! 2. Мы с приятелем инкрустацией по дереву занимаемся. Но по-разному. Он все рассчитает, рисунок перекопирует, потом точно дерево подбирает. А я - без всяких точных расчетов. В результате: я ему завидую, он - мне. 3. Сейчас Сергей должен ко мне прийти. Ты не обидишься, если мы сразу ко мне в комнату уйдем? Нам очень надо поговорить наедине. 4. Что-то Иван к нам давно не приходит. Может, он уехал куда-нибудь? 5. Тот шкаф всю комнату портит - жалко как-то его становится: привыкли, вроде как член семьи. 6. Думаю: чего это Фролов старается не встречаться со мной. А встретится - старается не смотреть на меня. Ну, потом он сам пришел и честно все рассказал.

Задание 13.

Назовите известные вам разговорные фразеологизмы со словами голова, руки, язык и т.д. Подберите подобные фразеологизмы из родного языка.

Задание 14.

При помощи суффиксов -УН/УНЬ-я, -УХ-а, -УШ-а, -УШК-а, -Л-а (-ЛК-а), -К-а, -Г-а, -ИК образуйте разговорные существительные, со значением "название лица по чрезмерно проявляющемуся признаку".

Хвалиться, ворчать, гулять, работать, зевать, хныкать, ныть, болтать.

Задание 15.

При помощи суффиксов (-я) Г-а, -УЛ-я, (-я) К (-як), -ЫШ, - ЧАК, -АЧ, ОН-я, -ИК, -ИЦ-а образуйте от следующих прилагательных разговорные существительные с общим значением "название лица по сильно проявляющемуся признаку".

Скромный, грязный, толстый, здоровый, крепкий, добрый, веселый, ловкий, голый, тихий, чистый, тупой, умный.

Задание 16.

Объясните, от каких слов образованы данные разговорные глаголы.

Бездельничать, откровенничать, осторожничать, либераль­ничать, модничать, скромничать, капризничать, деликатничать, лентяйничать.

Задание 17.

Определите по контексту, какие семантико-стилистические оттенкиимеет каждое из выделенных существительных.

1. Арман! Ты уже взрослый, и я намерен говорить с тобойкак мужчина с мужчиной. 2. Саша, ты слушай, что отец тебе говорит, он ведь за тебя переживает, и он жизнь лучше тебя знает. 3. Сашка! Ты мне голову не морочь - никаких неотложных дел у тебя сейчас нет. Так что поехали с нами. 4. А-а, Сашок! Давай, брат, заходи, только что о тебе говорили. Как раз к чаю. 5. Сашенька, ты бы отдохнул немножко. Поди сынок, погуляй по свежему воздуху.

Задание 18.

Попробуйте восстановить полную форму следующих разговорных фраз. Образец: Не видели с детской коляской? - Не видели женщину с детской коляской?

1. У вас есть от кашля?

2. С зелеными балконами - это ваш?

3. Мне два за тридцать и один бублик?

4. За мной в очках и женщина с ребенком.

5. В серой шубе не проходила здесь?

6. В синем халате всегда с ним кокетничает.

Задание 19.

Данные сочетания запишите в два столбика: в левом - стилистически нейтральные, в правом - стилистически отмеченные (то есть, разговорно-бытовые)

Крутой спуск, крутой нрав; домашнее хозяйство, домашний ребенок; махнуть платком, махнуть за город; съехать по склону, съехать на двойки; боевая слава, боевая девочка; держаться за, город, держаться за кресло; влезть на дерево, влезть в глупую историю.

Задание 20.

Замените фразеологизмы синонимичными словами или свободными сочетаниями.

1. Они со свекровью живут душа в душу, просто повезло ей со свекровью. 2. Я в этих таблицах ни бум-бум. 3. Не беспокойтесь! Мы их примем честь по чести. 4. Они что, не знали, что едут сюда на работу, а не на пикник? А не хотят как следует работать – скатертью дорожка! 5. Ты мне не объясняй, мне это уже давно как дважды два – четыре. 6. – Костик там не скучает? – Что ты! Они с Петькой – водой не разольешь, ему о нас и думать некогда.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!