Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Составить предложение с союзом но примеры. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов

Необходимый уровень.

Выбери один вариант ответа и обведи его в кру-жок (№ 1-7).

1. Не является сложным предложение.

1) Звуки гитары его потрясли, он даже бросил петь и только восхищённо щёлкал.

2) Синицы садились на крышу клетки, сыпали на клеста снег и тинькали в самое ухо.

3) Мелькнули красные крылья, Капитан пропал, уле-тел за наш дом.

4) Кривоклювый Капитан пел целыми днями, песня его звучала сочно и сильно.

2. Есть ошибка в схеме.

1) [- =] и [- =].

2) [_ =], и [- =].

3) [- =], а [- =].

4) [- =], но [- =].

3. Союз но соединяет части сложного предложе-ния.

1) Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но найти солдатика не могли.

2) Он чувствовал огонь, но всё ещё держался стой-ко, с ружьём на плече.

3) Его лодка скользнула вниз, но бедняга держался по-прежнему стойко.

4) Оловянный солдатик уже видел впереди свет, но вдруг услышал страшный шум.

4. Нужно поставить запятую перед союзом и в предложении

1) Архимед с детства подружился с миром чисел и всю жизнь восхищался логикой их строгих законов.

2) Он жил очень давно и память о нём обросла ракушками вымыслов и легенд.

3) Отец его был математиком и астрономом со-стоял в родстве с правителем Сиракуз.

4) Архимед забывал о пище и чертил в пыли на песке и даже на собственном теле.

5. Это схема сложного предложения, в одной из частей которого есть однородные члены.

1) [- =, 0, и ].

2) [- = и О, и О, и О].

3) [- =], но [- =].

4) [- = О и О], и [- , 0].

6. Схеме [— =], и [— =], но [= —]. соответствует предложение.

1) Оловянный солдатик был тронут, и он чуть не заплакал оловом, но удержался.

2) Рыба металась туда и сюда, но вдруг блеснул свет, и она замерла.

3) Бумага совсем размокла, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его про-глотила рыба.

4) Кухарка взяла оловянного солдатика и отнесла в комнату, но он не загордился.

7. Летом налетит с юга горячий ветер, иссушит степь, и погибнут растения от засухи.

Этому предложению соответствует схема.

1) [ - , ], и [= -].

2) [= -], [= -], и [= -].

3) [= -], [ - и ].

8. Распредели примеры в группы, обозначенные цифрами:

1) простое предложение с однородными членами.

2) сложное предложение.

3) сложное предложение, в одной из частей кото-рого есть однородные члены.

а) В России лесорубы валят деревья, а плотогоны связывают из брёвен плоты и сплавляют по бурным рекам.

б) И стены, и лестницы, и перегородки домов во Вьетнаме делают из бамбука.

в) Японцы свои лёгкие дома делают из деревянных планок, перегородки внутри раздвигаются.

г) Нигерийцы* стены сплетают из веток пальмы и сверху обмазывают глиной.

*Нигерийцы - жители Нигерии, государства в Африке.

Повышенный уровень.

Самостоятельно запиши ответ в строке или ука-занном месте (№ 9-10).

9. Объясни графически расстановку знаков пре-пинания.

Динозавры относились к наземным рептилиям. Сре-ди них встречались и плотоядные, и травоядные ди-нозавры. Чешуя покрывала тела большинства из них, но в воде они не жили, только изредка заходили в реки, озёра и болота.

Самыми большими животными на планете были бронтозавры (в переводе «громовой ящер»). Земля под их весом дрожала и стонала. Тело у них было как у слона, они имели очень длинные хвосты, а ве-сили эти животные около сорока тонн. Бронтозавры в основном жили в воде, и вода служила им защитой от огромных плотоядных соперников-ящеров.

(По энциклопедии для детей «Всё обо всём»)

Динозавры - наземные рептилии - были и плотоядные, и арстительноядные.

Самыми большими животными на планете были бронтозавры, они весили окло 40 тонн и жили в воде.

10. Исправь ошибки в постановке запятых и расставь недостающие знаки препинания.

Маленькая девочка стояла на шаре и потом вдруг побежала, но шар завертелся под её ногами, и она поехала вокруг арены. Она бегала по шару своими маленькими ножками, и голубой шар вёз её на себе. Она могла ехать на нём и прямо, и назад, и налево. Кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она одела их себе на туфельки, и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре. Девочка вдобавок умела светиться в темноте, и она медленно плыла по кругу, и светилась, и звенела. И это всё было, как в сказке.

Зажгли свет, и девочка соскочила со своего шара. Я вдруг очень испугался, и вскочил на ноги, и хотел бежать к ней. Но девочка вдруг остановилась, рас-кинула свои длинные руки, оркестр замолк, и она стояла и улыбалась.

(В. Драгунский «Девочка на шаре»)

Цель: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме « Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов ».

Задачи: закрепить умение учащихся правильно писать сложные предложения с союзами и,а,но и без союзов, учиться различать их в речи, развивать внимание, память, логическое мышление, связную устную и письменную речь, активизировать словарь, воспитывать интерес к родному языку, аккуратность при письме, бережное отношение к природе.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со словами (деформированное предложение), алгоритм, схемы сложных предложений, «Орфографический словарь» И.С.Ожегова, карточки для работы в группах, карточки с домашним заданием, м/м установка, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Чтение отрывка стихотворения под музыкальное сопровождение.

Алексей Плещеев

ВЕСНА

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

О каком времени года шла речь в отрывке из стихотворения Алексея Плещеева? Докажите.

Молодцы!

Как вы уже догадались, наш урок будет посвящен прекрасному времени года- весне.

2 .Повторение ранее изученного.

Прочитайте предложения записанные на доске:

Засияло весеннее солнце, и растаял снег.

Появилась первая травка, на деревьях набухли почки.

Что объединяет эти предложения?(объединены одной темой «Весна», это сложные предложения, состоят из двух частей)

Докажите, что они являются сложными предложениями. + индивидуальные карточки.

Запишите эти предложения в тетрадь.

Ваша задача: найти и выделить главные члены предложения в каждой части сложного предложения.Составить схемы этих предложений.(1 ученик на дополнительной доске).

Проверим как выполнил……

Кто не согласен с ….?

Итак, какое задание выполняли?

Что необходимо сделать, чтобы определить какое это предложение и какие знаки препинания нужно в нем поставить?

Алгоритм.

2. Найти главные члены предложения.

3. Определить сложное или простое предложение.

4. Если сложное, поставить знаки препинания.

Итог : итак, мы повторили опорные знания, которые будем использовать сегодня на уроке.

Сформулируйте задачу нашего урока!

Какую задачу поставить перед собой каждый из вас?

Молодцы!

Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.

3. Орфографическая минутка.

Тра…ка з..л..неет,

Солнышко бл…стит,

Ласточка с в…сною

(В)сени (к) нам л…тит

Прочитайте четверостишье записанное на доске.

Как вы понимаете значение слова СЕНИ?

А как мы можем узнать значение этого слова?(толковый словарь).

Прочитай,……., значение этого слова в «Орфографическом словаре» С.И.Ожегова.

Вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.

Объяснить офограммы.

Какие орфограммы встретились?

Сколько предложений в этом четверостишье? Докажите.

Сколько частей в этом предложении?(Алгоритм).Докажите!

Как отделяются части этого предложения друг от друга?

Составьте схему этого предложения.

Итак, какое задание сейчас выполняли?

4. Минутка отдыха.

Проведем зрительную гимнастику.

5. Рзвитие речи.

Деформированное предложение.

Мы продолжаем работать на задачей нашего урока.

Составьте сложное предложение из данных слов .(В апреле расцвели подснежники,

а в мае распустились ландыши.)

Запишите.(1 ученик у доски). Предупреждение ошибок.

Найдите и выделите главные члены предложения.

Дайте характеристику этому предложению.

Составьте схему.

Итак, какое правило помогло нам справиться с этим заданием?

Молодцы!

Чтобы выполнить следующее задание, вы должны разделиться на 2 группы.

6. Работа в группах.

Игра «Чья команда победит?»

Вы должны подобрать к каждой схеме подходящее предложение.

1.Наступила весна, и прилетели ласточки.

2.Днем грело весеннее солнышко, а ночью были заморозки.

3.Пригрело солнышко, и снег растаял.

4.Стояли первые дни марта, но птицы еще не прилетели.

5.Утром был легкий мороз, а днем пригревало солнышко.

6.Растаял снег, по оврагам побежали ручьи.

Проверим!Победила команда….

Ребята, все предложения подошли к данным схемам?

Какое предложение не подошло? Докажите.

Запишите это предложение в тетрадь.

В этом уроке дадим определение сложному предложению, вспомним, что такое союз, и определим, какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но.

Сложное предложение – это предложение, в которое входят две и более грамматические основы. Другими словами, сложное предложение – это несколько соединенных между собой простых предложений, связанных по смыслу. Простые предложения в составе сложного могут быть соединены или интонацией, или интонацией и союзами. В зависимости от этого, сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные.


Вспомним, что союз – это служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения или однородные члены предложения.

§2. Запятые в сложном предложении

На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), то запятая ставится перед союзом.


Например:

Это предложение сложное, потому что имеет две грамматические основы:

1. звезды мерцают;

2. пушинки искрятся.

Части этого предложения соединены не только интонационно, но и союзом И. Данное предложение – союзное, потому что между частями сложного предложения стоит союз. Обратите внимание на то, что, хотя в предложении стоит одиночный союз И, перед ним ставится запятая. Это касается и союзов А, НО.

§3. Отличия сложного предложения от простого с однородными членами


Следует отличать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и правильно расставлять в них знаки препинания. Перед союзами А, НО всегда ставится запятая. А постановка запятой перед союзом и часто вызывает затруднения. Для того чтобы разобраться, в чем разница, давайте рассмотрим примеры:

Это простое предложение с одной грамматической основой. В этом случае запятая разделяет однородные члены и ставится перед союзом но.



Рассмотрим следующие предложения:

В каком из случаев нам следует поставить запятую? Чтобы не ошибиться, найдем в каждом предложении грамматические основы.

В первом предложении одна грамматическая основа: я сидел и боялся. А во втором предложении две грамматические основы: 1. ласточки жили; 2. мы ждали.

В первом случае союз и разделяет однородные сказуемые, поэтому запятая не нужна. Второе предложение является сложным, состоит из двух частей, соединенных союзом И. Следовательно, перед союзом И ставится запятая.

Можно сделать вывод, что запятая в сложном и простом предложениях может играть разные роли . В простом предложении она разделяет однородные члены предложения, а в сложном, в первую очередь, разделяет его части.

Важно запомнить, что в сложном предложении может быть как запятая, разделяющая части сложного предложения, так и однородные члены. Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, надо найти грамматические основы предложения.

Литература:

1. Арутюнова Н. Д. Синтаксис//Лингвистический энциклопедический словарь/Под ред. В. Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

2. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.

3. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1989.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.

5. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/Бунеев Р.Н.

6. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях/Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012.

7. Русский язык: методический журнал для учителей - словесников. - № 10. – 2012.

8. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся.

9. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.

10. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!