Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Количество публикаций предложения по цели высказывания. Справочный материал

Конспект урока русского языка в 3-м классе

по теме: «Виды предложений по цели высказывания».

Цели урока:

Дидактические:

Наблюдение за предложениями, различающимися по цели высказывания;

Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности;

Формирование элементарных лингвистических представлений.

Развивающие:

Развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

Развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

Воспитание навыка самостоятельности;

Формирование чувства языка;

Воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока.

I этап. Организационный момент. Настрой урока.

Сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями и начнём наш урок.

Как настроение?Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.

Откройте тетради.

Проговорим орфографически число. Запишите число, классная работа.

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Вспомните, что такое предложение?

Предложение

Слова связаны по смыслу.

Выражает законченную мысль.

Прочитайте запись на доске и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.

Запись на доске

на, созрел, урожай, поля;

как, быстро, пролетело, лето;

небу, тучи, по;

наступает, золотая, осень;

Почему вы считаете, что это предложения?

Задайте вопросы по теме «Предложение».

Запишите предложения в тетрадь.

Проверка – два ученика записывают предложения на доске.

Почему разные знаки препинания в конце предложений?

Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

Предложения

по интонации?

Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.

III этап. Сообщение темы и целей урока.

Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки со скрепкой. Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.

Проверка на доске: распределить карточки по задачам общения.

сообщитьспроситьповлиять

Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.

Предложения

по интонации?

восклицательныеневосклицательные

Итак, мы знаем, какиебывают предложенияпо интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?

Какая тема урока?

Предложения по цели высказывания.

По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы?

Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.

IV этап. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).

А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.

Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.

Выходите к доске все вместе.

сообщитьспроситьповлиять

повествоватьузнатьпобудить к действию

оповеститьрасспроситьзапретить

обменятьсяопроситьзащитить

(впечатлениями)выяснить(словом)

информироватьразузнатьпроинструктировать

объяснитьвыспроситьприказать

осведомлятьвыпытатьподействовать

объявитьвыведатьвоспретить

рапортоватьразведатьвоздействовать

Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?

Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?

Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?

Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..

Сравните наши выводы с таблицей.

Таблица «Предложения по цели высказывания».

Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?

V этап. Применение новых знаний на практике.

Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.

Как быстро пролетело лето! Наступает золотая осень.

Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?

Какие записаны предложения по цели высказывания?Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.

Запишите предложения.

Работа по учебнику, стр. 41 упр. №1.

Прочитайте текст, определите границы предложений. Спишите упражнение.

Проверка.

Любите ли вы играть? Такой вопрос покажется вам смешным. Кто же не любит играть? Девочки играют в куклы. Мальчики играют в футбол, «в войну». Как здорово быть ребёнком! Детство, не кончайся!

Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.

Физминутка

VI этап. Закрепление.

Работа у доски.

Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.

Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)

Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)

Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)

Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)

Приготовьте листочки с квадратиками.

Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, который, по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.

Начинаем работу с верхней левой клетки.

1. С деревьев опадают листья.

2. Подул холодный ветер.

3. У народа глаз верен, а ум догадлив.

4. Давай помолчим.

5. Девочка, почему ты плачешь?

6. Не утонет в речке мяч!

7. В нашей школе три этажа.

8. Сегодня идёт дождь.

9. Не обижайте маленьких и слабых.

10. Какие книги вы прочитали летом?

11. Как чудесен русский лес!

12. Мы шли по узкой тропе.

13. Лужи покрылись льдом.

14. Под деревьями спрятались грибы.

15. Наступило ясное солнечное утро.

Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?

VIII этап. Рефлексия.

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Какова цель высказывания у повествовательного предложения?

Какова цель высказывания у вопросительного предложения?

Какова цель высказывания у побудительного предложения?

Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.

IX этап. Домашнее задание.

Составить и записать три предложения. Указать, какое предложение поцели высказывания и интонации.

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

Повествовательные предложенияэто такие предложения, в которых о чём-то сообщается, повествуется.

Вопросительные предложения – это такие предложения, в которых содержится вопрос.

Побудительные предложения это такие предложения, в которых есть побуждение чего-либо к действию.

30. Восклицательные предложенияэто такие предложения, которые произносятся с особой выразительной интонацией, выражающей сильные чувства.

Невосклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных чувств.

21. Второстепенные члены предложения – это такие члены предложения, которые поясняют, дополняют главные или другие второстепенные.

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы или падежи кто? что?; обозначает предмет речи и выражено существительным или местоимением в И.П.

Схема разбора подлежащего:

по определению

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится о предмете речи и отвечает на вопросы что делает предмет? какой предмет?что такое предмет?

Девочка любит брата.

Девочка опрятная.

Девочка – это ребёнок.

Сказуемое выражается глаголом, именем существительным, прилагательным в полной и краткой формах.

Если сказуемое выражено глаголом, то оно обозначается действие предмета, а если сказуемое выражено существительным или прилагательным, то оно обозначает качество предмета.

32. Нераспространённые предложения – это такие предложения, которые состоят только из главных членов.

Распространённые предложения – это такие предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные члены.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет или лицо. Дополнения обычно выражаются существительными или местоимениями в косвенном падеже.

Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражается прилагательным.



Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? зачем? куда? откуда? почему? когда? и как? Обстоятельства обозначают место , время и способ действия.

Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах.

Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки и соловьи осенью улетают в тёплые края.

Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Колхозница работала на холодном поле, на чёрной земле, на бескрайних русских просторах.

Однородные члены: - обстоятельство

Подлежащее, - сказуемое,

Определение, - дополнение.

Порядок ответа по второстепенным членам предложения

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи – это однородные члены предложения, так как они относятся к одному и тому же сказуемому, отвечают на один и тот же вопрос (кто?), обозначают предмет речи и выражены именем существительным в И. п.

33. Синтаксическая роль слова – это то, каким членом предложения слово является.

Простое предложение – это такое предложение, в котором только одна грамматическая основа.

Я читаю интересную книгу. (простое)

Сложное предложение – это такое предложение, в котором две или более грамматических основ.

Я читаю книгу, а Наташа делает уроки (сложное).

– это характеристика предложения в целом.

Синтаксический разбор предложения (простого)

Порядок разбора

1. Вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное).

2. Вид предложения по цели высказывания.

3. Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).

4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

5. Второстепенные члены (если есть).

6. Однородные члены (если есть).

7. Обращения (если есть).

Я иду в кино. (простое, повествоват., невосклиц., распростран., ничем не осложнено)

Птицы и звери готовятся к зиме (простое, повествов., невосклиц., распростр., осложнено однородными членами).

Я, милая мама, хорошо учусь (простое, повествов., невосклиц., распростран., осложнено обращением).

34. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Основные средства связи простых предложений в составе сложного: 1. Интонация. 2. Союзы.

В русском языке сложные предложения делятся на 3 группы:

1. Сложносочинённые.

2. Сложноподчинённые.

3. Бессоюзные сложные.

Признаки сложносочинённого предложения

1. Простые предложения в составе такого сложного предложения равноправны по смыслу, самостоятельны, они не зависят друг от друга, они легко употребляются друг без друга (одно без другого).

Всю зиму провела ласточка в подземелье, а девочка ухаживала за ней (сложносочинённое предложение).

2. От одного простого предложения в составе такого сложного предложения нельзя поставить вопрос к другому простому предложению.

3. Сочинительные союзы, используемые в сложносочинённом предложении, употребляются и для связи однородных членов предложения в простом предложении. Это союзы а, но, да, и.

Девочка смотрела на улетающую ласточку, и слёзы закапали у неё из глаз (сложносочинённое предложение).

Дюймовочка плакала и жалела ласточку (простое предложение).

а, но, да (=но) – перед ними всегда ставим запятую (если союзы соединяют однородные члены или простые предложения в составе сложного (сложносочинённого).

Перед союзом и в сложносочинённом предложении ставим запятую, если этот союз соединяет два простых предложения в составе сложного.

Признаки сложноподчинённого предложения.

1. В сложноподчинённом предложении есть главное и придаточное (зависимое) предложение.

2. От главного предложения к придаточному можно задать вопрос, так как одно простое предложение в таком сложном предложении подчинено по смыслу другому.

Ласточка рассказала Дюймовочке, что она поранила крыло о терновый куст (сложноподчин. предлож.).

3. Союз или союзное слово находятся в придаточном предложении.

4. Союзы и союзные слова сложноподчинённого предложения никогда не используются при однородных членах предложений.

Союзы и союзные слова, которые чаще всего используются в сложноподчинённых предложениях, - это подчинительные союзы. Перед ними всегда ставим запятую:

…., что…… …., чтобы…. …..,как будто……

…., если… …., как…. …., потому что…..

…., оттого что…. …, где…. …, когда….

…., который…..

5. Вопрос к придаточному предложению ставится от всего главного предложения или от одного слова в главном предложении.

6. Одно и то же придаточное предложение может стоять перед ними после главного предложения.

Если светит солнце, то на улице тепло (сложноподчин. предл.).

На улице тепло, если светит солнце (сложноподчинен. предлож.).

В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных предложений.

Я живу в доме, который находится на улице Урицкого, где много зелёных насаждений.

1.2 Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

По функции, по целенаправленности заключенного в предложения высказывания они делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения служат для передачи соответственно трех основных форм мысли – суждения: А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремиться навстречу морю, гремя камнями…(М. Горький); вопроса: А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? (М. Горький); побуждения: А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся (М. Горький). Каждый тип характеризуется соответствующей структурной интонацией и набором формальных показателей – глагольных форм, служебных слов и других факторов. Предложение каждого из трех функциональных типов могут быть эмоционально окрашенными – с использованием средств интонации, а возможно и частиц: Безумство храбрых – вот мудрость жизни! (М. Горький)

В зависимости от цели высказывания различают предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные (13, с. 296)

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии. Содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение. Законченность мысли выражается в интонации: для повествовательных предложений характерно понижение тона в конце предложения.

Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре, отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал Пугачева и толпою бежал за ним (А. С. Пушкин). Содержательной сущностью повествовательных предложений в русском языке, является то, что в коммуникативном отношении они сообщают законченную мысль о явлениях действительности, факте, событии.

Интонационно повествовательные предложения произносятся в среднем темпе: тон речи медленно повышается, а ближе к концу предложения постепенно понижается. Повествовательные предложения могут быть нераспространёнными и распространёнными; по составу - двусоставными и односоставными.

Повествовательное предложение может представлять собой:

Описание: Всадник сидел в седле ловко и небрежно (М. Горький); Повествование о действиях, событиях: Старик покойно и бодро шагал с камня на камень и скоро пропал среди них (М. Горький);

Сообщение о желании или намерении совершить действие: Я не так еще бы сыграл бы (А. Твардовский);

Классифицируя повествовательные предложения, П. А. Лекант предлагает различные способы выражения интонации. Как уже говорилось выше, для таких предложений характерно понижение тона в конце. Понижение бывает особенно заметно, когда в середине предложения на каком-либо слове голос значительно повышается. Заметного понижения тона не наблюдается в однословных предложениях, например в безличных или номинативных, однако в этом случае голос не должен повышаться. В распространенных номинативных предложениях голос плавно понижается от начала предложения к концу (11, с. 388)

Также существуют вопросительные предложения. Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, то есть цель их познавательная. Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему. Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (неужели, разве, ли) и порядок слов.

Вопросительные предложения обычно содержат вопрос, направленный на побуждение собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Оно служит для выражение вопроса. С помощью него говорящий стремиться получить новые сведения о чем-либо, подтверждение или отрицание какого-либо предположения. Вопросительное предложение имеет свою грамматическую форму, которая представлена интонацией, вопросительными словами, частицами, а на письме обозначается вопросительным знаком.

Для вопросительной интонации характерно более или менее значительное повышение тона в конце предложения, что особенно заметно при сопоставлении с повествовательными предложениями. Существенной чертой вопросительной интонации является повышение тона на слове, в котором заключена суть вопроса, выделение этого слова (ср.: Отец приедет этим поездом? – Отец приедет этим поездом?) (9, с. 206-214).

Вопросительное предложение, которое, сохраняя структурные признаки, общие с повествовательным предложением, приобретает вопросительную функцию и может отличаться от повествовательного предложения только интонацией. Это позволяет понимать вопросительное предложение как трансформу повествовательного и противопоставить невопросительные и вопросительные предложения Особенно в текстах художественных произведений можно заметить, что в русском языке вопросительные предложения оформляются с помощью разнообразных средств и активнее всего при помощи вопросительных слов, в качестве которых чаще других выступают вопросительные местоимения, наречия, частицы, вопросительная интонация в устной речи, а также порядок расположения слов в предложении. Так же внимание привлекает тот факт, что вопросительное предложение в русском языке отличается и разнообразием интонационных конструкций, находящихся в прямой зависимости от структуры предложения и содержательной сущности вопроса.

Невсякое предложение, вопросительное по форме, заключает в себе вопрос. Поэтому эти предложения, Павел Александрович Лекант разделяет по целенаправленности высказывания: на собственно вопросительные и на предложения, не заключающие в себе вопрос, но имеющею вопросительную форму, которые в свою очередь, могут быть разделены на четыре группы: вопросительно-риторические, вопросительно-побудительные, вопросительно-отрицательные, вопросительно-утвердительные (11, с. 391-393).

В собственно вопросительных предложениях заключается вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа или предполагающий его. С помощью вопроса говорящий стремиться узнать что-то неизвестное. По способу выражения вопроса эти предложения можно разделить на местоименные и неместоименные. Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, который наиболее кратко выражается нечленимыми предложениями словами Да и Нет. Говорящий, задавая вопрос, ждет лишь подтверждения или отрицания чего предполагаемого. Вопросительное значение выражается главным образом интонацией, причем выделяется слово или группа слов, в котором заключена суть вопроса. Очень часто для подчеркивания значения конкретного слова, его выносят в начало или в конец предложения: Сильно я изменился с тех пор? (А. П. Чехов).

Кроме интонации могут быть использованы вопросительные частицы ли, разве, неужели и другие. Частица ли имеет "чистое" значение вопросительности: "Да еще отдаст ли?". А, например, частицы разве, неужели, кроме вопросительного значения выражают удивление, сомнение, вносят в предложении оттенок неуверенности.

Местоименные вопросительные предложения. Они требуют развернутого ответа, включают в себя вопросительные слова – местоимения и местоименные наречия: что, кто, какой, чей, зачем, откуда. В ответах должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах: "А куда вы идете?" - "Да к вам" (К. Паустовский).

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего - раздумья, сомнение, грусть, сожаление: Что день грядущей мне готовит? (А. С. Пушкин). Такие предложения очень часто встречаются в художественных произведениях и создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования.

Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно-вопросительного значения. Говорящий не намеривается получить новые сведения, а побуждает собеседника совершить какое-либо действие или приглашает сделать что-то совместно: "Синиц идем ловить, дядя?" (М. Горький).

Побуждение часто сопровождается оттенками досады, нетерпения. Поэтому вопросительно-побудительные предложения эмоциональны, экспрессивны и могут употребляться вместо собственно побудительных.

Вопросительно-отрицательные предложения имеют такую же форму, как собственно вопросительные. В них употребляются вопросительные местоимения, наречия, частицы, однако эти предложения не имеют вопросительного значения, а содержат сообщение. Хотя в них нет специальных отрицательных слов, они выражают невозможность какого-либо действия, состояния, невозможность приписать предмету какой-либо признак: Какой вы охотник? Вам в кухне на печи лежать да тараканов давить, а не лисиц травить (А. П. чехов).

Вопросительно-отрицательные предложения выражают разнообразные модальные оттенки (невозможность, нецелесообразность) с помощью так называемых вопросительных слов (они в данных предложениях не содержат вопроса) и интонации, которая отличается от собственно вопросительной меньшем повышением тона в конце.

Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако эта частица в данных предложениях не выражает отрицания. Напротив. Предложения с сочетаниями разве не, кто не, куда не. Выражают утверждения, окрашенное модальными значениями неизбежности, уверенности: Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал на корабле с изодранными в клочья парусами? (К. Паустовский). Вопросительные слова и частицы могут сочетаться с глагольным словом нет; эта конструкция так же имеет утвердительное значение: И где нас только нет?!

Вопросительно-утвердительные предложения эмоциональны, выразительны, они используются в художественных текстах для выражения усиленного утверждения: Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? (А. С. Грибоедов)

Так же одним из типов предложений по цели высказывания является побудительные предложения. Они выражают волеизъявление, побуждение к действию. Такие предложения адресованы собеседнику или третьему лицу. Объектом побуждения могут быть несколько лиц: Цветите, юные и здоровейте телом (С. Есенин). Не являются побудительными те предложения, в которых волеизъявление выражается как желание или намерение самого говорящего человека совершить действие.(6, с.210)

Побуждение имеет разную степень категоричности. В зависимости от этого различают виды побуждения: приказания, просьба, совет, разрешение или согласие, призыв. Эти формы побуждения, в свою очередь, могут иметь оттенки повеления – резкого, категорического или мягкого, что достигается с помощью частиц: Ушла бы ты с дороги девчонка! (М. Горький).

Побуждение выражается различными средствами. Побудительным предложениям свойственны интонация побуждения (повышения тона, усиление голоса), а так же специальные грамматические формы слов.

В побудительных предложениях используются формы повелительного наклонения глагола:

1. Формы второго лица единственного и множественного лица. Эти формы могут употребляться с частицей – ка, обычно смягчающие повеление;

2. Аналитические формы третьего лица с частицами пусть, да;

3. Форма первого лица множественного числа, выражающая приглашение совместно с говорящим лицом совершить действие;

Со значением побуждения употребляются формы изъявительного и сослагательного наклонений, а также инфинитив. Побудительные предложения могут строиться без глагола - из наречий или форм косвенных падежей существительного, обозначающих направление движения, объект действия и: В угол! А так же побуждение может быть выражено описательно, без помощи специальных словоформ (11, с. 388-390)

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут иметь эмоциональную окраску, то есть выражать отношение говорящего. Если эмоциональность передаются с помощью интонации или специальных служебных слов, то такое предложение является восклицательным. Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные, что передаются специальной восклицательной интонацией, выражение содержания сопровождается особой чувствительностью.

С помощью восклицательной интонации могут передаваться чувства радости, восхищения, гнева, страха. Возможно, что предложение по цели высказывания повествовательное, но с помощью восклицательной интонации, а так же междометия выражено любое другое чувство: Ну же, Таня, говори! (М. Горький) – предложение побудительное, эмоциональное по интонации – восклицательное, в нем выражено нетерпение, досада.

В восклицательных предложениях эмоциональность создаются с помощью восклицательных частиц как, какой, что за, вот, ну и другие частицы. Восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения, придающие высказываемому эмоциональную окраску. В них выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего. Восклицательные предложения могут выражать интеллектуальные состояния (удивление, недоумение, сомнение, презрение), различные чувства (гнев, ненависть, страх) и побуждение (приказ, призыв, просьбу) (11, с 394-395).

Изучая работы П. А. Леканта, Н. Г Гольцова, В. П. Жукова, можно придти к выводу, что классификация предложений русского языка по структуре является ступенчатой: на первом этапе противопоставляются наиболее общие типы, каждый из которых, в свою очередь, представлен определенной системой подтипов и разновидностей, следовательно, самое главное - противопоставление простых и сложных предложений. Дело в том, что простое предложение имеет одно предикативное ядро: В городе стреляли. Ходили с флагами (А. Н. Толстой); сложное - два и более: Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем простом предложении может быть нескольких подлежащих и дышали в небо, и бились волны внизу о камень (М. Горький). В сказуемых, но они составляют одно предикативное ядро: Сегодня молодые и старые веселились и пели.


Выводы по первой главе

Изучив и проанализировав теоретический материал по теме исследования "Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе", мы пришли к следующим выводам:

Во-первых, предложение одна из основных единиц синтаксиса, оно несет в себе какое–либо сообщение, обладает предикатом и строится по определенному грамматическому принципу. Выделяется определенной интонацией, соответствующей типу предложения по цели высказывания. Предложение служит так же для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли.

Во-вторых, следуя из выше рассмотренного, можно сказать, что предложение является минимальной единицей человеческой речи, представляющее собой грамматическое соединение слов (или одно слово), которое обладает смысловой и интонационной законченностью, предикатом, а также грамматической основой.

В-третьих, предложение по цели высказывания может содержать в себе сообщение, вопрос и побуждение (совет, приказ, просьба). Классификация типов предложения по цели высказывания является многомерной, они делятся по принципу заключенного в них высказывания.

В-четвертых, каждый тип характеризуется соответствующей структурной интонацией и набором формальных показателей – глагольных форм, служебных слов и других факторов. А, также предложения могут быть эмоционально окрашенные при помощи интонации или соответствующих частиц.


Глава II Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе


Недели с момента исследования, испытуемым вновь задавались общие вопросы. Их ответы фиксировались и сравнивались с полученными во время первого исследования. Экспертная оценка рекламной продукции на основе двухкомпонентной методики Оценка рекламных продукций производилась нами на основе выделения в них двух компонентов: текста и изображения, т.е. вербально-визуального и визуального уровней. Эти...


Выбора хорошо работает при использовании невербальных средств коммуникации. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучив литературу по данной теме и проанализировав тексты печатной рекламы, мы пришли к следующим выводам. - При создании слогана огромную роль играют различные средства экспрессивного синтаксиса и специальные приемы, такие как нумерация по пунктам, рифма и др. - Экспрессивный синтаксис...








Позиции. Такая тенденция характерна и для других стран, в том числе с развитой рыночной экономикой. Глава 2. Реклама как средство визуальной коммуникации 2.1. Особенности коммуникативного воздействия в рекламе Рекламные коммуникации, представляя собой часть информационной среды, образовали вместе с массовыми коммуникациями новое информационное коммуникативное поле. Особенно ярко они...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!