Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Сообщение о второстепенных чл предложения. Предложения, в которых есть только главные члены

Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа, состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого. Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения.

Нераспространённые и распространённые предложения.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на
нераспространённые и распространённые.

Нераспространённые предложения состоят только из главных членов.

Предложения, в которых, кроме главных членов предложения, есть
второстепенные, называются распространёнными.


Второстепенные члены предложения.


Второстепенными называются члены предложения, которые служат
для пояснения, уточнения, дополнения
главных или других
второстепенных членов. Второстепенные члены предложения помогают
передать предложение более точно, подробно, выразительно.

Различаются следующие виды второстепенных членов:
дополнение, определение, обстоятельство.

Дополнение - второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
Дополнение может быть выражено:

а) именем существительным:

Врач несѐт ответственность (за что?)за жизнь больного.

б) местоимением:

(кому?)Мне очень нравится читать.
в) именем числительным:

Оставшееся количество вещества разделим на три;

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? скольких?


Обстоятельство - второстепенный член предложения, который указывает на обстановку и характер действия, состояния или признака и отвечает на вопросы о способе, месте, времени, цели, причине, условии действия: как? где? куда? каким образом? почему?

Задания.

1. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем дополнения.

Папа принес домой птенца. Лена насыпала ему крошек. Но бедняга даже не посмотрел на еду. Девочка вынесла клетку на улицу и поставила у порога. Слетелись воробьи. Вдруг одна воробьиха взяла в клюв крошку и подлетела к птенцу.

2. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем определения.

Мать-и-мачеха – первые весенние цветы.
Золотистые головки цветка похожи на цветки одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья с верхней стороны гладкие и холодные, а снизу – мягкие и теплые.

3. Прочитай текст. Найдите и подчеркните в нем обстоятельства.

4.Выберите какая характеристика предложения является правильной?

1.– Принимай, дед, коней!

1) побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространённое;

2) повествовательное, восклицательное, с одним главным членом, распространённое;

3) побудительное, восклицательное, с одним главным членом, распространённое;

2.– Куда идёшь, паренёк?

1) повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространённое;

2) вопросительное, невосклицательное, с одним главным членом, распространённое;

3) вопросительное, восклицательное, с двумя главными членами, нераспространённое;

3.Разбудил поп работника и послал его в поле коров из овса выгонять.

1) повествовательное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространённое;

2) побудительное, невосклицательное, с двумя главными членами, распространённое;

3) побудительное, восклицательное, с двумя главными членами, распространённое;

В русском языке предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространенными. Начинается день. Предложения, в которых кроме главных есть второстепенные члены, называются распространенными. На земле начинается новый день.

Слайд 6 из презентации «Распространение предложения» . Размер архива с презентацией 220 КБ.

Русский язык 5 класс

краткое содержание других презентаций

«Множественное число существительных» - Особенности образования. Знай и люби родной край. Как называется крупнейший на Кольском п-ове горный массив. Образуйте множественное число от единственного. Индивидуальное задание. Назовите город. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. Текст. Люди, недра. Что такое бахилы. Проверь себя. Именительный падеж во множественном числе. Число имён существительных. Как правильно. Тест. Множественное число имени существительного.

«Формирование орфографической зоркости» - Систематизация знаний о русском языке как науке. Справочная тетрадь. Этимологический словарик. Поэтапная отработка орфографических навыков. Приемы выработки орфографической зоркости. Письменные формы. Методы обучения. Алгоритмы. Познакомить учащихся с понятием орфограммы. Средства выработки орфографической зоркости. Как увидеть орфограмму.

«Русская фонетика» - Беседа. Проверь себя. Работа над развитием речи. Какие разделы науки о языке связаны с фонетикой. Работа с учебником. Физкультминутка. Вопросы. С каким разделом науки о языке вы начали знакомиться. Понятие о фонетике. Что изучается в разделе «Фонетика». Могут ли быть отдельные звуки словами. Игра «Кто быстрее?».

«Прямая речь» - Провести, ребята, нужно Нам разминку для ума! Зимний пейзаж. Бессмысленный ты гражданин! вздохнул Панкрат. Надоела!» - бормотал Филька и отворачивался. Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Подведем итог: 1. Мозговой штурм Рушабак, олекос, лестежал Словарное слово: стеллаж. Самостоятельная работа с предложением. Проверь себя: Грамматическая основа; красною кистью рябина зажглась; ель рукавом мне тропинку завесила; из-за дач показалось солнце.

«Русский язык 5 класс «Существительное»» - С каким правилом познакомились? Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Запиши в два столбика проверь одушевленные неодушевленные. Ребята отправились на велосипедную прогулку. Приведи примеры имен собственных и нарицательных. Назови тему нашего урока? Добросовестный труд, газета «Труд». Запиши тему урока: Имена существительные собственные и нарицательные. Одушевленные имена существительные Неодушевленные имена существительные.

«Прямая речь в русском языке» - Обобщение и систематизация знаний по теме «Прямая речь». Слова-сигналы. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания в предложениях с обращениями. Однажды человек, который жил возле леса, приручил лося. Какой раздел науки о языке мы изучаем. Творческая работа. Знаки препинания. Предложения. Повторить правила.

Подлежащее - это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чем говорится в предложении.

В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание.

Подлежащее - одно слово : 1) слова разных частей речи в предметном значении:- существительное в И. п.:Идет дождь . - местоимение-существиельное в И. п.:Я люблю осень .- прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:Бородатый оглянулся .- причастие в функции существительного (субстантивированное) в И. п.:Сидящий поднял голову .- наречие:Твои завтра мне надоели .

Междометие:По лесу разносилось «ау» . 2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении:Десять не делится на три без остатка .3) инфинитив со значением действия или состояния: Учиться - дело нужное . 4) слово любой части речи в любой грамматической форме, если в предложении о нем выносится суждение как о языковой единице: Иди - форма повелительного наклонения глагола; Не - отрицательная частица . Подлежащее - словосочетание : 1. Подлежащее - фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание: 1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ.) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе: Брат с сестрой вернулись порознь - ср.: Мать с ребенком ходила к врачу . 2) слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р. п.: Прошло три года . Куча вещей скопилась в углу. . 3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.:Около / до тысячи человек вмещается в этом зале.

От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно. 4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п.) с выделительным значением:Любой из них мог это сделать. 5) инфинитив + инфинитив / имя (объем такого подлежащего совпадает с объемом составного глагольного или составного именного сказуемого - см. далее):Быть грамотным престижно.

2. Подлежащее - фразеологизм :У него золотые руки.

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений. Сказуемое может быть простым и составным .

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называетсяпростым глагольным сказуемым . В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть глагольным и именным . Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы. Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение. Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности. В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений. Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение. Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения.

Примечание:В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.Примечание:В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно , вносящие в сказуемое значение сравнения.

. Второстепенные члены предложения - это, члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов, и поясняют, уточняют или дополняют господствующие слова. Грамматические разряды второстепенных членов:

определение (и приложение как разновидность определения),дополнение,обстоятельство.

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество или свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей?Виды определений:

согласованное рпирепенив (согласуется с определяемым словом в числе, падеже, в единственном числе - и в роде; выражается прилагательным, местоимением-прилагательным, причастием, порядковым числительным): Вымытые полы еще не высохли. На стопе стояла красивая ваза. Я живу на пятом этаже. Прозвучала вторая ария из этой оперы.

несогласованное определение (связано с главным словом по способу управления или примыкания, связь лишена формально выраженного согласования; выражается существительными в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, наречиями, инфинитивами, неразложимыми словосочетаниями): Сегодня ожидается приезд делегации. Мне очень понравилось ее платье в клетку. Он не выполнил свое обещание прийти.

Приложение - это разновидность определения, которое выражено существительным, согласованным с определяемым словом в падеже (город-герой, цветок роза).

Особая разновидность приложений - несогласованные приложения. Это:

названия произведений литературы, органов печати, пароходов, фабрик, заводов и т.д.: роман «Преступление и наказание», у гостиницы «Россия»;

прозвища: о Всеволоде Большое Гнездо.

Одиночные приложения и определяемые слова пишутся:

Через дефис, если

приложение выражено нарицательным существительным (инженер-конструктор);

приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит перед главным словом, которое обозначает родовое понятие (Иван-царевич, Москва-река). - раздельно, если приложение выражено именем собственным или географическим названием и стоит после, главного слова, которое обозначает родовое понятие (царевич Иван, река Москва);

приложение, которое стоит перед определяемым словом можно приравнять по значению к определению-прилагательному (трус заяц - трусливый заяц);

в сочетании двух нарицательным существительных первое обозначает родовое понятие, а второе - видовое (цветок роза);

первыми элементами в словосочетании являются слова товарищ, господин, гражданин, наш брат (=я и мне подобные): гражданин милиционер, наш брат студент.

Дополнение- это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняем слово, от которого зависит и отвечает на вопросы косвенных падежей.Виды дополнений: прямое дополнение (выражается формой именительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падеже при переходных глаголах с отрицанием или если действие, которое выражает переходный глагол, направлено не на весь предмет, а лишь на его часть): написать письмо, больно ногу, не замечать глупостей, выпить молока;

косвенное дополнение (все остальные дополнения): сообщение о трагедии, бочонок с пивом, директор завода.

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который поясняет слово со значение действия или признака и обозначает, как или при каких обстоятельствах производится действие. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога), инфинитивом, фразеологизмами наречного характера.

Виды обстоятельств:

обстоятельство времени,обстоятельство места; обстоятельство меры и степени, обстоятельство образа действия; обстоятельство причины; обстоятельство цели; обстоятельство условия; обстоятельство уступки.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!