Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Что такое агрессия и почему она возникает. Курсовая работа: Агрессия и агрессивное поведение

Актуальными в наши дни остаются поиски причин и наиболее эффективных средств контроля агрессивного поведения. Большое место занимают также вопросы, связанные с анализом природы тех факторов, которые способствуют агрессии. При этом можно выделить два основных направления поисков:

Внешние факторы, способствующие проявлениям агрессии.

Дети, которые проявляют жестокое поведение по отношению к последним, ничего не делают, чтобы приспособиться к этой модели, используя власть над теми, кто слабее их. Но, если необходимо подчеркнуть связь между жестокостью и жестокостью с людьми, полезно, как предлагают различные исследователи, выдвинуть гипотезу о связи между положительными чувствами к животным и положительными чувствами к людям. Фактически, некоторые ученые пытаются проверить, можно ли обобщить и распространить на людей отношение сочувствия, уважения и сострадания к животным.

Выявление внутренних факторов, способствующих агрессии .

Сторонники первого подхода стремятся раскрыть природу действия внешних факторов, оказывающих существенное влияние на проявления агрессивности. Речь в данном случае идет о негативных факторах окружающей человека среды, таких как влияние шума, загрязнения воды, воздуха, температурных колебаний, большого скопления людей, посягательств на личное пространство и т.д. Определенное место в исследованиях этого направления находят также вопросы о выяснении роли алкоголя и наркотиков.

В этой области исследования только начинаются, но результаты, похоже, подтверждают эту гипотезу. С этой целью школьные программы, предназначенные в первую очередь для содействия развитию позитивного отношения к природе в целом и к животным в частности, были созданы, особенно в Соединенных Штатах. Агрессия и конкуренция С биологической точки зрения, Агрессией является важным поведенческой системой значения для выживания и размножения большинства видов животных. Животные атакуют, чтобы получить ресурсы, имеющиеся в ограниченном количестве, чтобы защитить свою физическую целостность или навязывать другое поведение в противном случае отвергается.

В исследованиях ученых определенное место занимает изучение специфики влияния на агрессию окружающей человека среды. В работах Р. Барона, Д. Зильманна, Дж. Карлсмита, Ч. Мюллера и других проводится идея о том, что агрессия никогда не возникает в вакууме и что ее существование во многом обусловлено некоторыми аспектами окружающей естественной среды, которые провоцируют ее возникновение и влияют на форму и направление ее проявлений .

Хотя многочисленные адаптивные функции агрессивность все, в конечном счете, из-за необходимость приобретать и защищать биологически важные ресурсы, можно работать некоторые различия, которые позволяют классификацию различных видов агрессии. Для например. Территориальной агрессии цель разграничения и защиты от лиц одного и того же вида является необходимой областью для кормления и размножения; л «материнская агрессия состоит из агонистического поведения, направленных на защиту потомства; л» хищная агрессии представляет собой агрессию это поведение характеризуется «приступ у особех других видов, и исключительно к сородичам, для пищевых целей у всех видов животных л.» с разных уровней интенсивности.

Среди таких стрессоров они выделяют физические, к которым относят шум, жару, загрязнение воздуха и т.д., и межличностные, включающие в себя территориальное вмешательство, нарушение персонального пространства, высокую плотность проживания людей.

Однако лабораторные эксперименты, а также многочисленные социальные наблюдения показывают, что эти стрессоры не всегда производят одни и те же эффекты. В результате западные ученые приходят к следующим выводам:

Самые экстремальные формы агрессии, а именно те, которые вызывают серьезные физические травмы, относительно редки в отношении поведения, связанного с угрозой. В большинстве случаев эти враждебные сигналы являются достаточными для разрешения конфликта без того, чтобы соперники приходили к кровавому физическому столкновению. На основании этого наблюдения первые этологи пришли к выводу о том, что механизмы, которые контролируют агрессии развивались таким образом, чтобы защитить, насколько это возможно особей одного и того же вида от возможных повреждений, возникающих из спортивных соревнований.

стрессоры среды не увеличивают прямо и однозначно степень агрессивности;

они могут влиять на нее лишь в том случае, когда: а) возбужденный таким образом индивид как бы заранее был предрасположен к нападению, б) нарушается способность личности к адекватной переработке получаемой ею информации, в) прерывается осуществляемое в данный момент поведение;

В настоящее время теория выбора групп не это считается допустимым объяснением, чтобы сделать из причины эволюции социального поведения и принять вместо того принципа, что каждый человек преследует свои собственные интересы, и не то, что из одних и тех же видов. Тот факт, что агрессия редко имеют летальные последствия, просто результатом необходимости в судебном процессе, чтобы свести к минимуму риск повреждения. Если конкуренция за ресурсы могут быть получены без привязки к реальной физической конфронтации не выгодно атаковать антагонист с насилием, тем самым увеличивая вероятность опасной оборонительной реакции.

физические стрессоры увеличивают степень враждебности лишь до определенного предела, после которого она резко падает по мере того, как замещающие ее инструментальные акты устраняют негативные последствия действий стрессора .

Еще менее изученным является вопрос о влиянии на агрессию межличностных стрессоров, к которым относят территориальное вмешательство, нарушение персонального пространства и высокую плотность населения.

Хороший пример функционирования этих механизмов регулирования агрессия иерархия доминирования, которая характеризует многие социальных виды, включая примат. У многих видов приматов, каждый человек занимает место в иерархии, которая классифицирует по отношению к коллегам группа. доминирующий самец может в большинстве случаев, чтобы получить преимущественный доступ к оспариваемым ресурсам, таким как продукты питания, жилье сайты или самки в течке, без необходимости участвовать в длительных боях с одногруппник подчиненного ему.

Конфликт решается, как правило, с обменом визуальных и звуковых сигналов: доминирующей угрозой подчиненной глядя ему прямо в глаза, кряхтя и чеканка его на короткие расстояния. Эти сообщения эффективны, поскольку они указывают только на ранее приобретенное превосходство посредством реальных столкновений. Вычет того, что животные не могут причинить вред одному и тому же виду, было бы грубой ошибкой. Когда цель не может быть достигнута без убийства соперника, даже в не человеческих приматах, как и во многих других видах, мы сталкиваемся с примерами, которые демонстрируют потенциал насилия, конечно, не тормозится тем, что антагонист представляет собой конспецифичный, У обезьян, видов обезьян, когда мужчина плюет на резидентного мужчину, становясь доминирующим животным небольшой группы женщин и молодых людей, младенцы, все еще кормящие грудью матери, убивают захватчика.

Работ по этой проблематике пока немного, да и в тех, которые имеются, постоянно проводится мысль о необычайной сложности установления прямой зависимости между агрессией и этими факторами.

В своем стремлении связать ряд внешних факторов с проявлениями агрессивности западные исследователи обращаются к изучению последствий употребления алкоголя и наркотиков.

Цель этого поведения двоякая: сократить период бесплодия у женщин из-за ухода за больными и устранить потенциальных будущих конкурентов своих детей. Мужское насилие противостоит насилию матерей, которые, столкнувшись с перспективой увидеть исчезнувшее все инвестируя вовремя и энергию, посвященные своему маленькому человеку, реагируя на альянсы и жестоко атакуя захватчика, который угрожает их потомкам, что приводит к жестоким боям с часто смертельными исходами. Теории Никакая теория личности и социального поведения не могла освободить, косвенно или изредка, от попыток дать ответ на вопрос о том, почему человеческое разрушение.

В работах, главным образом американских, а также ряда западноевропейских ученых выявлены некоторые особенности действия марихуаны, барбитуратов, амфетамина и кокаина. Более тщательно рассмотрены отрицательные последствия принятия алкоголя, особенно для выяснения влияния его на агрессивное поведение личности. При этом учитывается подобное же воздействие на человеческий организм и наркотиков.

Так, когда размышления о личности и общества были в основном прерогативой философов, понятие инстинкта является своего рода всеобъемлющей категории попавшего в различных агрессивных проявлений; то, что было до недавнего времени, даже в науке, до тех пор, как эта концепция служит для компенсации отсутствия более точных знаний о сложной сети человеко-средовых взаимодействий, в которых вписаны различные трубопроводы. Исследование процессов, которые регулируют различные события и агрессивный углубленный анализ их различных компонентов и определители отметили снижение понятия инстинкта и точки посадки, при которой современные исследования получили.

Согласно итогам многочисленных экспериментов современные исследователи отводят большую роль в возникновении агрессивного поведения различного рода сигналам среды, с которыми так или иначе вынуждены взаимодействовать субъекты. Непосредственное социальное окружение, в котором они находятся, во многом приобретает роль и значение опосредствующего фактора, который, взаимодействуя с индивидами, побуждает их (или сдерживает) к агрессивным действиям.

Даже в отношении «агрессии и ее различных проявления, психоанализ имели» влияние, которое выходит за пределы психологического исследования Понятие агрессивной езды. - привод представляет собой динамический психологический процесс, который не жестко и однозначно определяется как. «инстинкт - был заменен, в» клиническом опыте, концепция инстинктивной агрессии и присужден «анализ причин и агрессивного поведения центральную роль в объяснении психического функционирования и в» общественной организации в развитии Фрейда можно проследить три основная гипотеза: агрессия как первичный импульс, агрессия как реакция на фрустрацию; Агрессия в выворачивания влечения к смерти.

В рамках второго направления, изучающего влияние внутренних факторов на проявления агрессивности, ученые, как П. Белл, Э. Доннерштейн, Э. О"Нил, Р. Роджерс и другие, уделяют большое внимание расовой принадлежности индивида .

Резкое обострение расовых конфликтов побудило ученых США к активному изучению влияния расовых признаков на проявление агрессивности. Западные исследователи концентрируют свое внимание на выяснении истоков различного рода этнических предубеждений и их влияние на агрессию.

Действительно, «агрессивность, в результате спонтанного движения, неконтролируемый внезапной, может появиться в опыте тех, кто» действует и в восприятии «наблюдатель как» выражение агрессивной езды; так как они могут представлять собой выражения смерти диска все эти чувства и поведения, которые однозначно объявили подобное желание, и что, как представляется, направлены неснижаемо к летальному исходу. Было бы ошибкой перепутать феноменологической точки зрения, целью которого является дать отчет об использовании решений импульсной метафоры, субъективных состояний точки зрения пациента этиологической, целью которой является, чтобы объяснить эти состояния путем поиска причинных предшественников и изучение механизмов, которые вызывают их и отрегулируйте их.

Данные Р. Барона, Э. Доннерштейна и других ученых показали, что во многих случаях представители белых проявляют гораздо меньше прямой враждебности по отношению к потенциальным жертвам среди негров, чем к согражданам своего цвета кожи. Что же касается последних, то они оказываются более агрессивны в отношении белых.

Опираясь в целом на основные принципы социального научения, Э. Доннерштейн, С. Прентис-Дунн, Л. Уилсон и другие ученые считают, что враждебные акты могут быть нейтрализованы либо ожиданием общественного осуждения, либо опасением расплаты. Все, что уменьшает этот риск, растормаживает агрессию. Одним из таких условий Э. Доннерштейн считает, в частности, анонимность в отношениях с предполагаемой жертвой.

После Фрейда те же самые гипотезы были возобновлены и углублены различными авторами, часто, как если бы они были альтернативными или взаимно несовместимыми. Некоторые из них предпочли гипотезу о первичном агрессивном движении, другие - гипотезу агрессии как реакции на фрустрацию, другие - гипотезу о приводе смерти. Но они реальные шансы на выполнение и лишения, в частности,, отношения ребенка с теми, кто заботится о нем, которые в значительной степени определяют и модулировать трансформацию раннего опыта в представление, атрибуцию, намерения и агрессивные привычки. в этом направлении прогресс психоаналитической клиники все чаще в конечном итоге, сходящееся с прогрессом исследования в области развития личности. в отличие от психоанализа, который углубил субъективные аспекты агрессивных явлений, то есть переживания, фантазии, тревоги и конфликты, связанные с «быть субъектом и объектом агрессии, о» теории обучения имеет в основном исследовали объективные условия, которые в из предшественников, подкрепления и модераторы регулируют «триггер,» интенсивность, содержание и снижение агрессивного поведения.

Среди внутренних факторов, влияющих на степень агрессивности и особенности ее проявления, ученые выделяют генетическую обусловленность индивида. Как отмечают Алфимова М.В. и Трубников В.И. отмечают, близнецовые и семейные исследования позволяют заключить, что индивидуальные различия агрессивности в существенной степени (почти на 50 %) обусловлены генетическими факторами. Часть генов, влияющих на различия в данной психологической характеристике, является общей для разных типов агрессивного поведения и некоторых черт темперамента (эмоциональности и импульсивности) .

В разгаре традиции исследований, в которых поведение является в основном «исходом из ряда колец, которые связывают стимулы и ответы, связь между фрустрацией и агрессией коренится в врожденных предрасположенностях и укрепить силой» обучения. Очевидно, что это картина не в отличии от психоаналитического происхождения, которая превышается самым последним знание о функционировании ума как активное устройство, характеризующемся поиском оптимального уровня стимуляции, а не путем простого снижением напряжения.

За сорок «лет подкрепляющих исследования» гипотезы особых отношений между агрессией и разочарования, но в то же время денонсировать пределы и объединяются, чтобы выявить неадекватность этой модели. Связи между фрустрации и агрессии различаются, в самом деле, в зависимости от законность и обоснованность разочарования, в зависимости от доступности различных трубопроводов и возможных получателей, в зависимости от последствий, которые ожидаются, в зависимости от возможности полагаться на другое поведение, более или менее эффективным в снижении или превышать удручающим. восприятие событий и действующих лиц, потенциальных агрессоров и жертв, «уступка случаев» предвосхищение последствий, играют определенную роль изначально не предусмотрено теоретиков фрустрация-агрессия гипотезы.

По мнению этих авторов, повышенная агрессивность у лиц с различными хромосомными аномалиями является во многих случаях частью общего дезадаптационного синдрома, в формирование которого существенный вклад вносят собственно психологические факторы.

Но, не смотря на великое множество исследований причин агрессивного поведения, большинство современных психологов считают правомерным выделение теории социального научения, как одной из наиболее правдоподобно объясняющих причины агрессии. В современной психологии эта теория подразумевает определенную роль наследственности и влияния процесса социализации. Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

Есть разочарования, к которым не следует враждебности. Существует вся агрессивная феноменология, которую нельзя отнести к какому-либо расстраивающему действию, если не косвенно, и по вполне мыслимым догадкам. Если есть импульсивные формы, для которых все еще может быть стоят автоматической связи между возбуждением и примитивным и агрессивным поведением, такая связь не имеет никакого отношения в этих формах холодный медитировал, давно планировались и проводился с мудрой осознанностью. Поверхностно-восстановительное модель, очевидно, нецелесообразно учитывать сложность процессов и механизмов «эффективности мер, которые в некоторых случаях могут способствовать и другие контр обращение к» агрессии.

М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала вывод, что в тех сообществах, где ребенок получает суровое воспитание, частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу, не вызывающая у взрослых осуждения, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Проведя обширное обследование, Эрон выявил черты жестоких и озлобленных детей. Было отмечено, что такие дети, как правило, имеют в свою очередь склонность к агрессивности по отношению к своим детям.

А.А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.

Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора:

Образец отношений и поведения родителей;

Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

В исследованиях И.А. Фурманова была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников.

Р.Бэрон, Д.Ричардсон говорят о зависимости между практикой семейного воспитания и агрессивным поведением у детей, которая выражается в характере и строгости наказаний, а также в контроле поведения детей. В целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К.Левин выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:

1. Снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;

2. Строгость наказания родителями.

Авторы исследования отмечают, что наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

В работах Бандура отмечено, что, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия - средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Как отмечают Перри и Бассей, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину наказания, что мешает усвоению правил приемлемого поведения. В этом случае дети, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями, т.е. они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают.

Многие специалисты считают одной из основных причин агрессивности недостатки семейного воспитания :

1. Гиперопека/ гипоопека. Недостаточный контроль и присмотр за детьми (воспитание по типу гипопротекция) часто приводит к развитию стойких агрессивных форм поведения. Хочется отметить, что возраст родителей так же влияет на выбор стиля воспитания. Наиболее часто гипоопека встречается в неполных семьях молодых (а точнее юных) родителей. Дети, таких родителей чаще других детей, попадают в поле зрения администрации школы за агрессивное поведение (драки со сверстниками, эпизодический или системный вандализм).

Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности.

2. Физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку или по отношению к одному из членов семьи, свидетелем которого стал ребенок. В данном случае агрессивного поведения ребенка может рассматриваться как механизм психологической защиты или являться следствием научения (копирование родительской модели отношений).

3. Негативное влияние сибсов (отвержение, соперничество, ревность и жестокость с их стороны). По данным Фельсон (Felson, 1983), дети более агрессивны в отношении единственного брата или сестры, чем против большого количества детей, с которыми они общаются. Паттерсон (Patterson, 1984) обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры неагрессивных детей.

4. Материнская депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становления агрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности. Поведение такого ребенка отличается агрессивностью, но эта агрессивность носит защитный, протестный характер.

5. Наличие специфических семейных традиций, может стать причиной агрессивности ребенка. Речь идет об искаженных моделях воспитания, специфическом поведении родителей, и культивировании этих качеств (моделей воспитания), как единственно верных. По сути дела, речь идет о социальной изоляции ребенка, которая в свою очередь приведет к деформации картины мира, искажению индивидуально-личностных черт, агрессии, как реакции протеста.

6. Неполные семьи. По данным Геттинг (Geotting, 1989) малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей.

Бочкарёва Г.П. выделяет типы семьи, которые способствуют формированию агрессивного поведения у детей и подростков:

1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка;

2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;

3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;

4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье, способствующие формированию агрессивного и в целом отклоняющегося поведенияормированию агрессивного и в целом грессивного поведения у детей и подростапример,

1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;

3) ситуация, создающая "кумира" семьи - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

4) ситуация, создающая "золушек" в семье - появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

По данным исследования Горьковой И.А. 92 из 100 обследованных делинквентных подростков (СпецПТУ, г.Колпино) росли в крайне неблагополучной обстановке: 40% росли в неполных семьях, у 11% оба родителя лишены родительских прав, у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы. В 88% родительских семей воспитанников отмечалось злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей. Полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев.

В целом агрессивное поведение в семье формируется по трем механизмам, пишет Н.М. Платонова:

1) подражание и идентификация с агрессором;

2) защитная реакция в случае агрессии, направленной на ребенка;

3) протестная реакция на фрустрирацию базовых потребностей .

Таким образом, существуют различные мнения о причинах агрессивного поведения, но многие ученые считают, что в каждом случае свои причины, и часто их бывает не одна, а сразу несколько.

Гнев приходит к нам часто,

Но чаще мы приходим к нему.

Сенека.

По определению энциклопедии, агрессивное поведение (от лат. aggressio — нападение) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Единую классификацию видов агрессии и причин агрессивного поведения создать довольно сложно. Однако в мировой практике часто пользуются её определением по методу американских психологов А. Басса и А. Дарки , которое включает пять составляющих агрессии:

1.Физическая - это воздействие на другого человека.

2.Косвенная - происходит скрытым путём (подшучивания, сплетни) или не направлена на конкретного человека (беспричинные крики, топанье ногами, проявления взрывов ярости).

3.Раздражение - повышенная возбудимость на внешние раздражители, которые приводит к буре отрицательных эмоций.

4.Вербальная агрессия - проявление негативных чувств через визг, крики, ругань, угрозы.

5.Негативизм - оппозиционное поведение, которое может проявляться как в пассивной, так и в активной форме борьбы против установленных законов и традиций.

Психологи выделяют и другие формы враждебности. Так, согласно Х. Хекхаузену , существует инструментальная агрессия - промежуточное явление в достижении какой-либо цели (например, вымогательство) и враждебная агрессия - является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку.

Кому адресована агрессия?

1.Исключительно на близких людей. С другими людьми поведение обычное

2.На людей из определённого круга (врачи, педагоги, полицейские и т.д.).

3.На самого себя в форме отказа от еды, нанесения увечий.

4.На животных, насекомых, птиц.

5.На неодушевлённые объекты - например, порча имущества.

6.Символические предметы - увлечение агрессивными компьютерными играми, коллекционирование острых режущих предметов, оружия.

Агрессивное поведение человека в моём понимании имеет свои внешние и внутренние причины, которые я попыталась подразделить на психологические и медицинские.

Психологические причины агрессивного поведения

1.Агресия как инстинкт

2.Блокирование актуальных потребностей

3.Низкий уровень стрессоустойчивости

4.Хронический стресс

5.Психотравма

6.Акцентуации характера

7.Психопатии

8.Различные кризисы

9.Зависимость и со-зависимость

10.Перфекционизм

11.Низкий уровень самооценки

12.Негативные установки и стереотипы

13.Агрессивная программа рода

Медицинские причины агрессивного поведения

1.Дефицит витаминов группы В (В1, В6, В12).

2.Органические нарушения головного мозга

3.Гормональные нарушения

4.Нарушение режима сна и бодрствования (биоритмов)

5.Неуравновешенный тип нервной сиситемы

6.Психические заболевания

Хочу обратить ваше внимание, что здесь перечислены не все моменты, а многие причины сложно подразделить конкретно, к какой же группе они относятся, поскольку психологическое и медицинское тесно связано между собой. Организм человека - это система, где все составляющие находятся в едином целом и каждая особенность взаимосвязана друг с другом, и влияет одна на другую.

Что влияет на агрессивное поведение?

Огромное значение имеют особенности воспитания, культуры, ситуации и личностные черты.

1.Неблагополучные семьи . Могут быть частые ссоры между родителями, применение физического насилия на детей, недостаток родительского внимание, явное внимание одному ребёнку в ущерб другому.

2.Ежедневная пропаганда насилия в СМИ.

3.Доминантный стиль поведения в семье.

4.Повышенная тревожность.

5.Личностные черты - раздражительность, эмоциональная чувствительность, высокая тревожность и ответственность, перфекционизм.

Правила поведения

с агрессивно настроенным человеком

1.Если человек находится в сильном психологическом возбуждении, а проблема-то незначительная (например, помехи на телевидении), попробуйте перевести разговор на другую тему, перенести тему обсуждения, то есть любым способом уйти от раздражающего момента. Нужно признать, что этот способ очень действенный, понаблюдайте и вам захочется его применять снова и снова.

То же правило относится и к расшалившемуся ребёнку, который капризничает, а мудрые родители переводят тему в другое русло, переключая внимание малыша на что-то другое.

2.Попробуйте понять агрессора. Если причина зависит от вас, примите меры по её устранению.

3.Сочувствие и понимание иногда необходимо агрессору, как бальзам на душу!

4.Когда он действительно прав, помогает согласие с ним (хотя бы частичное).

Тип агрессора

· Важно определить тип личности агрессора и вести себя в общении с ним соответственно его особенностям.

1.Танк - грубый, прямолинейный, идёт напролом.

Поиск решения: лучше уступить или приспособиться. Обязательно дать ему выпустить пар. Ни в коем случае нельзя ставить под сомнение его правоту! Ярость такого человека подавляется вашим спокойствием.

2.Бомба - могут вспылить как дети, поведение, от них независящее.

Поиск решения: привспышке эмоцийдать возможность выхода отрицательным эмоциям, успокоить его и общаться дальше, как ни в чём не бывало.

3.Снайпер - создаёт конфликты посредством интриг (ввиду отсутствия фактической власти).

Поиск решения: важно предъявить агрессору доказательства его игры, затем искать решение этого вопроса.

4.Рупор - критикует всё на свете, желает быть услышанным.

Поиск решения: дать ему излить душу, согласиться с его мнением и перевести разговор в другое русло. При возврате к этой теме нужно его внимание переключить с проблемы на её решение.

5.Перочинный ножик - они готовы идти на помощь, уступают во многих вопросах, но только на словах.

Поиск решения: при общении с ними необходимо настаивать на важностидля вас именно правды с их стороны.

Как справиться с неприятными чувствами

после общения с агрессором

В современной жизни уровень агрессии довольно высок, поэтому важно правильно реагировать на вспышки ярости других, а также контролировать собственное эмоциональное состояние.

ВНИМАНИЕ!

1.В момент враждебной реакции важно сделать глубокий вдох - выдох, сосчитать до 10, что позволит абстрагироваться от ситуации и рационально взглянуть на ситуацию.

2.Рассказать агрессору о своих негативных ощущениях.

Если пункт 1 и 2 не помогли, нужно сделать одно из следующих занятий:

1.Деятельность на свежем воздухе (всё, что угодно - огород, спорт, йога).

2.Пикник на природе.

3.Отдых в караоке-баре.

4.Генеральная уборка в доме (хорошо бы с перестановкой).

5.Написать весь негатив на бумаге, затем её уничтожить (сжечь, порвать).

6.Побить посуду, подушку.

7.Разговор с близкими, понимающими людьми.

8.Поплакать бывает очень полезно для эмоциональной разрядки.

9.Заняться любимым делом, хобби

Бывает, что самостоятельно человек не может справиться со своими негативными эмоциями, а они имеют обыкновение переходить в психосоматические заболевания.

В таких случаях я настоятельно рекомендую воспользоваться психологической консультацией!

Эффективная система лечения

агрессивного поведения

Если вы хотите повлиять на какого-то человека, чтобы купировать его приступы агрессии, то наиболее эффективной является система поощрения и наказания.

Суть метода: хорошее поведение человека поощряется вами, а плохое - наказывается. Получается некое подобие дрессировки по принципу И.П. Павлова. Конечно, это психотерапия, направленная не на понимание причин, а на изменение поведения человека.

1.Необходим баланс между поощрением и наказанием.

2.Между агрессивной реакцией и наказанием должен пройти минимальный промежуток времени.

3.Наказание должно быть ощутимо строгим и неприятным.

4.Агрессор должен осознавать, что некоторые его действия влекут за собой наказание.

5.Вероятность наказания должна быть достаточно большой.

Как справиться с собственной агрессией

А вот справиться с собственной агрессией можно при помощи саморегуляции, так же эффективными могут быть действия по изменению своего отношения к ситуации.

1.Можно использовать ту же самую систему поощрений и наказаний, только вы сами будете и в роли объекта и в роли воспитателя. Например, в качестве наказания могут быть лишение себя каких-то благ, а в качестве поощрения - попытка доставить себе удовольствие. Зачем злиться на обстоятельства, когда есть масса способов избежать этого? Задумайтесь над тем, что агрессия вам ничего не даст, только испортит настроение. Вы можете постараться преодолеть препятствие и решить задачу - тогда злость пройдёт сама собой.

2.Часто вспышки агрессии и гнева у нас вызывают вещи, которые мы не можем принять:

Когда кто-то с нашей точки зрения живёт неправильно.

Кто-то делает то, что не вписывается в нашу картину мировоззрения.

Поиск решения : для того, чтобы такие вещи не вызывали у вас приступ злости, нужно поработать над принятием других. Нужно принять тот факт, что каждый человек волен жить и делать так, как ему хочется, в том числе и вы! Каждый раз, когда возникает злоба на кого-то, попробуйте поставить себя на его место - может быть это поможет вам лучше понять и принять другого человека.

3.Старайтесь не копить в себе негативную энергию злости и раздражения. Нужно понимать, что накапливание энергии не может находиться в человеке бесконечно, всё равно произойдёт выплеск наружу.

4.Если вы чувствуете, что злость накатывает на вас, и вы скоро будете рвать и метать, сделайте паузу. Попробуйте выйти из ситуации или отвлечься (закрыть глаза и сосчитать до 10 или мысленно набрать в рот воды при разговоре с раздражающим человеком).

5.Необходимо избегать хронической усталости, потому что именно она является источником агрессивного поведения, ведь наша нервная система не всемогуща!

6.Разные причины недовольства собой и своей жизнью могут спровоцировать вспышки агрессии. В таком случае необходимо внести в свою жизнь позитивные изменения.

7.Старайтесь жить так, чтобы жизнь приносила вам удовольствие. А довольный человек гораздо чаще более спокойный и уравновешенный, чем недовольный.

Даже эти простые меры могут уберечь вас от вспышек собственной агрессии, помогут сохранить здоровье и хорошие отношения с окружающими!

В аш психолог

Татьяна Зайцева



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!