Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Какие составляющие входят в процесс общения. Психологическая структура общения.

В структуре общения различают:

1) коммуникативную сторону;

2) интерактивную сторону;

3) перцептивную сторону.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;

Методы наблюдения включают в себя восприятие и запись опыта общения себя или других. Методы анализа контента использовались для изучения контента и манипулирования сообщениями, таких как газетные статьи, руководства по обслуживанию и т.д. все четыре рассмотренных метода имеют преимущества и недостатки, но главная проблема с ними заключается в отсутствии согласия по ряду стандартов и правил их применения. Организационные исследователи связи должны использовать все ресурсы, необходимые для обеспечения достоверности и надежности своих инструментов.

2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;

3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;

4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и характера.

Седьмой пункт относится к дилемме: количественный анализ по сравнению с качественным анализом. Развитие использования количественных анализов измерений в организационных исследованиях связи сопровождало все более широкое использование математических моделей во всех социальных науках. Начиная с использования агглютинированных индексов, в настоящее время в исследовании используются корреляционные и регрессивные методы, а также многомерные модели. Фактически, различие между количественными и качественными аналитическими методами стало затруднительным после появления компьютера.

Структурные компоненты общения как коммуникативной деятельности:

1) субъект общения – коммуникатор;

2) объект общения – реципиент;

3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;

4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

Часто статистические процедуры использовались неправильно, явно нарушая предположения, на которых они основаны. Основным средством устранения этих ошибок является образование, обновление и контроль над их пользователями. В схеме Денниса и его коллег восьмой пункт касается внешних непредвиденных обстоятельств. Термин «непредвиденные обстоятельства» означает события, которые могут возникать в данной организационной ситуации независимо от планирования, и они могут быть двух типов: внутренние - внутренние для организации, а внешние - из внешней среды.

6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

Примерно 50% опрошенных данных собрали данные, в основном связанные с непредвиденными обстоятельствами восприятия, отношениями и поведением в области коммуникации. Отсутствие гипотетических условных отношений в организационных коммуникационных исследованиях свидетельствует о небрежности в этом отношении. Таким образом, необходимо учитывать внутренние непредвиденные обстоятельства - организационную структуру; их конечные продукты; демографические аспекты персонала; пространственно-временные аспекты деятельности; традиции - а также внешние непредвиденные обстоятельства - внешняя экономика; доступная технология; соответствующее законодательство; социально-политико-культурные обстоятельства; внешняя среда.

Типы взаимодействия:

1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

а) кооперация;

б) согласие;

в) приспособление;

г) ассоциация;

2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

а) конкуренция;

Наконец, девятый и последний пункт посвящен критериям типа результата. Критерии могут быть внутренними или внешними. Первое относится к зависимым мерам, созданным исследователями, и которые действуют только в рамках реализма самого исследования. При этом около 65% опрошенных обследований использовали по крайней мере один показатель внутренних критериев; 5% цитированной литературы цитировали использование по крайней мере одного внешнего критерия; и 30% рассмотренных исследований не использовали какой-либо показатель внутренних и внешних критериев.

б) конфликт;

в) оппозиция;

г) диссоциация.

Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

1) степень единства подходов к решению проблем;

2) понимание обязанностей и прав;

3) способы решения возникающих проблем и др.

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

Таким образом, существует недостаточное использование внешних критериев, относящихся к организации. «Эксперты» и исследователи, которые разделяют мнение о том, что «эффективная» связь важна и ценна для организаций, должны затем показать, как улучшение производительности связи принесет ощутимые выгоды для организации во всем мире. Большее использование внешних критериев требуется в организационных исследованиях в области коммуникации или, по крайней мере, внутренних критериях, связанных с внешними.

Во введении к своей работе Реддинг утверждает, что наши знания об организационной коммуникации малы, потому что ученые не смогли построить приемлемую научную теорию. На самом деле поле, похоже, характеризуется большим количеством инициатив, которые можно назвать «теориями». Однако он намерен продемонстрировать, что перед лицом инфляции «теорий» в организационном общении их можно лучше понять, если рассматривать их как определенные из определенных идеологий.

Структурные элементы социальной перцепции:

1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

Первоначально он рассматривает категории, которые следует учитывать при построении организационных теорий коммуникации. У нас могут быть большие или малые теории. Автор противопоставляет две позиции, критикуя ученых Тейер, Танец, Груниг, Портер и Робертс, Рикетто и т.д. Которые выступают за необходимость великой теории, которая объясняет все явления, обозначенные как «организационное общение». так что исследователи переходят к созданию интегративных теорий, но с ожиданием того, что каждый будет уместен только для ограниченной области влияния.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

1) особенности субъекта:

а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

б) возраст;

в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

Затем Реддинг рассматривает вопрос о качественных критериях «хороших» теорий. Он утверждает, что очень выразительное число работ по строительству и критике теорий, даже ограничиваясь конкретной областью коммуникаций в организации, делает невозможным рассматривать всех в одной статье. Затем он упоминает работы Смита, Хауса, «Кифа, Миллера, Френца и Фаррелла, Делии, Бенсона и Пирса, Кушмана и Пирса, Кронема и Дэвиса, Миллера и Бохнера». Пустая трата времени где-то «вне там» набор и гарантированный набор критериев, благодаря которым может быть построена научная теория о человеческом и социальном поведении.

д) психическое состояние;

е) состояние здоровья;

ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

з) ценностные ориентации;

и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

2) особенности объекта:

а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

Согласно Кушману и Пирсу, теории должны полностью удовлетворять двум основным критериям: общности и необходимости. Существует два вида обобщений: синтаксис и домен; и есть три категории потребностей: номики, логика и практика. Таким образом, перспектива законов основывается на необходимости, системах логической необходимости и правилах практической необходимости.

Поэтому концептуализация организаций как систем, компоненты которых являются поведением и отношениями, основанными на концепции «бумаги», рассматривается многими организационными теоретиками как аксиоматическая. Однако тот факт, что Кац и Кан включили роль в системную картину, демонстрируют, что виды потребностей не ограничиваются теориями, которые представляют собой какую-либо одну парадигму, поскольку, по определению, «роль» является средством описания или объяснить поведение человека в терминах «ожиданий» и ожиданий роли аналогичны правилам.

б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

4) ситуация, в которой происходит перцепция.

Во втором разделе своей работы Реддинг концептуализирует идеологию как ярлык, чтобы отражать реакции, содержащиеся в мыслях, таких как «климат мнений», «способы видеть мир», «системы убеждений» и т.д. теоретик организационной коммуникации работает под влиянием мощных требований и ограничений, продиктованных одной или несколькими идеологиями.

С момента своего создания ученые-организаторы коммуникаций «приняли» концепции и переменные из окружающих академических областей с социальной психологией, организационной психологией, социологией и административными науками. Проблема в том, что импортные концепции также подразумевают импорт идеологий. Однако исследователи организационной коммуникации часто не демонстрируют, что они рассматривают происхождение и идеологические последствия, содержащиеся в их переменных и гипотезах.

Структура общения

К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Реддинг представляет план работы для проведения идеологического анализа в области организационного общения, плодов вкладов, взятых из изучения концептуальной и эмпирической литературы и некоторых личных исследований, которые еще не опубликованы. В третьем разделе своего обзора Реддинг предлагает сделать произвольную классификацию различных точек зрения под тремя заголовками. Первый заголовок - это «обоснованная теория». В ней автор фокусируется на обсуждении источников, из которых теоретики извлекают изначальные идеи, которые позже преобразуются в теории, то есть в известную проблему открытия и проверки.

Коммуникативная сторона общения

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Чтобы решить этот тупик, Глейзер и Штраус предлагают конкретную методологию, которая в качестве исходной точки использует качественные данные, которые они называют «обоснованной теорией». Обоснованную теорию можно обобщить так, чтобы позволить «возникающим» единицам и категориям предлагаться исследователю в результате глубокого погружения в события первого порядка, динамики и реальности.

Второй заголовок учитывает системы, кибернетику и сети. Реддинг показывает, что в совокупности эта рубрика с тем, что будет дальше, составляет около 90% всех исследований, опубликованных в области организационного общения. Настоящая причина, по которой системы, кибернетика и сети были помещены в одну группу, отражает много обсуждаемую проблему: что такое теория системы? Существует много споров о том, насколько теория систем связана с кибернетикой и теорией информации.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Третий и последний заголовок посвящен гуманистическим перспективам. Под названием «гуманизм» включены все ссылки, которые имеют в качестве основных предпосылок: человеческие отношения, управление человеческими ресурсами и человеческий потенциал. Влияние гуманистического мышления на новейшую организационную теорию, особенно на теорию устного общения, было решающим и намекающим. Норд и Дюран сформулировали ряд предпосылок по управлению человеческими ресурсами, которые можно рассматривать как парадигматику гуманистической перспективы в контексте организационного общения.

Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Средства коммуникации

Для передача любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Наконец, чтобы завершить обзорный обзор, Реддинг ставит несколько очень широких вопросов: как мы подходим к типично гуманистическим гаммааналитическим подходам к организационному «климату общения» в свете поднятых вопросов? Как принять аргументы, чтобы доказать, что структурированные и бюрократизированные организации являются необходимыми коррелятами человеческих ценностей, таких как «справедливость» и свобода? В какой степени важны постулаты теории гуманистического управления, связанные с типами организационной коммуникации, обозначенной как «групповая мысль»?

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор

ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача) – Канал

КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!