Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Звуковой анализ слов схему слова рука. Электронное пособие для закрепления навыка звукового анализа слов у детей старшей группы

Электронное пособие для закрепления навыка звукового анализа слов

Пособие по обучению грамоте для детей 5-6 лет. День рождения у лисы

Ковальских Татьяна Александровна, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад № 77" г.Березники

Описание работы: Электронное пособие создано в программе Microsoft PowerPoint. Может быть использовано на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Рассчитано на детей имеющих представления о звуковом анализе слов и владеющих навыками составления звуковых схем простых слов. Кроме того, данное пособие может использоваться при обучении малышей чтению. Родителям пособие будет полезно в качестве помощника для открытия детям мира звуков и букв.

Основной целью является закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов, обучение грамоте.
Пособие помогает решать следующие задачи :
- Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
- Учить определять наличие определенного звука в слове.
- Учить называть звуки в слове по порядку.
- Совершенствовать умения давать характеристику звукам.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать зрительный гнозис и праксис.
- Воспитывать самостоятельность и терпение при выполнении заданий.

Обучение дошкольников, навыкам звуко-слогового анализа и синтеза достаточно сложный и длительный процесс. Это важный раздел обучения грамоте. Он занимает большой объем времени в образовательном процессе. Качество проделанной работы в дальнейшем окажет большое влияние на успехи ребенка по русскому языку в школе. Недостаток или отсутствие необходимых навыков неизбежно приведет к дисграфии и другим трудностям в обучении на почве несформированности навыков фонематического анализа и синтеза слов.

Игра «День рождения у лисы» поможет сделать занятия интересными, увлекательными и неповторимыми. Не секрет, что если у ребенка есть желание и ему нравится заниматься, то и результат будет намного выше. Разнообразие игрового материала позволит поддерживать интерес детей на занятии, снизит утомляемость, повысит эффективность и качество работы.
Презентация создана с учетом основных дидактических принципов. Материал дается в игровой форме, задания выстроены с постепенным усложнением, и опираются на повторение ранее изученного материала. Так, картинки для звукового анализа слов повторяются, а сама схема на каждом слайде появляется новая. Ребенок ориентируется на то, какие слова он уже отгадал и анализирует новые картинки. При не правильном ответе появляется эффект анимации, но картинка не исчезает, что позволяет ребенку увидеть свою ошибку и поискать правильный ответ.

Предусмотрены разные варианты использования учебного материала: с чтением слов или без него. Это дает педагогу возможность варьировать задания с учетом уровня развития детей и их индивидуальных способностей.

Весь учебный материал основан на сказочном сюжете. Звери отмечают день рождения. Однако, отгадать чей это день рождения ребенок должен сам.
На слайде появляется закрытая коробка с подарком.


На слайде появляются звери, по схеме слова ребенок находит правильный ответ ЛИСА


При правильном ответе появляется лиса с большим праздничным бантом и красивой коробкой.
- А что же в этой коробке?
- Подарки. Их принесли гости.


Далее, каждый следующий слайд заставляет ребенка отвечать на вопрос, что же подарили лисе на день рождения. Особый интерес у ребят вызывает то, как лиса постепенно принимает угощения и примеряет на себя все подарки.

ТОРТ



Появляется торт, затем проверяем, читаем слово.



БУСЫ



Лиса одевает бусы, проверяем, читаем слово.
К этой же схеме подойдет слово КАША



Последняя схема самая трудная. Обращаем внимание детей, что к этой схеме подходят сразу два слова.
ЦВЕТЫ,
ШЛЯПА



Появляются цветы, лиса одевает шляпу.



Проверяем, читаем слова.

После того как коробка с подарками разобрана, лиса приглашает гостей за праздничный стол.

- Кто пришел к лисе в гости?

Дети по схемам слов вспоминают начало сказочной истории и называют зверей. На слайде появляются лев, слон и лось.



Хочется обратить внимание на сложность в звуковом анализе последнего слова (лось), где необходимо обратить внимание детей и вспомнить о том, что мягкий знак звука не обозначает, поэтому и клеточка не закрашена.

В конце я напомню родителям и детям основные правила :

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Дети должны помнить, что в русском языке только шесть гласных звуков .

Каким цветом мы обозначаем звуки:

красным – гласные звуки;
синим – твердые согласные звуки;
зеленым – мягкие согласные звуки.

Вся игра проходит быстро, не утомляет дошкольников. Помните, что ребенок перед компьютером может проводить лишь несколько минут . Берегите здоровье наших детей!

Играйте с удовольствием! Положительные эмоции и терпение помогут Вам справиться даже с очень трудным заданием.

Желаю успеха!

Презентация на тему: Формирование навыков звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста

Юртаева Алина Халимовна
Звуко-слоговой анализ слов, как залог успешного овладения навыками чтения и письма

Мама, папа, бабушка, почитайте мне! - упрашивает ребенок пяти-шести лет. Почему же он не хочет или не умеет читать сам?

Родители часто задают вопрос – как научить ребенка читать и писать?

Письмо - это процесс перевода устной речи в буквенную модель, а чтение - процесс перехода от графической модели слова к его устной звуковой форме . Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем : сначала нужно научить выделять звуки в слове , а потом - заменять звук буквой . Осознанное различение звуков и букв , четкое понимание перехода от звучащей речи к буквенной записи происходит не сразу, но если ребенок хотя бы интуитивно не чувствует, что слова состоят из звуков , учить его грамоте трудно.

Пяти - и шестилетние дети уже готовы к обучению грамоте, не составит особого труда научить их слышать звуки , складывать их в слова . Главное - делать это правильно, играя. Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова , а научить детей звуковому (фонетическому) анализу слогов и слов .

Фонематический анализ должен дать ребенку ориентацию в звуковой системе языка , которая будет служить основой овладения грамотой .

Обучение грамоте по аналитико -синтетическому методу носит воспитывающий и развивающий характер : постоянное внимание к развитию речи, к осознанному чтению развивает мыслительные способности дошкольников.

За основу аналитической и синтетической работы берется звук , а буква вводится как обозначение звука после знакомства со звуком . Отсюда – огромное внимание к выделению звуков , звуковому анализу и синтезу , артикулированию звуков , развитию речевого слуха.

В качестве единицы чтения берется слог – слияние согласного и гласного звуков .

В подготовке к звуко-слоговому анализу слов , который является залогом успешного овладения навыками чтения и письма , можно выделить несколько последовательных этапов :

1. Выделение первого гласного звука из начала слова .

Например : УТКА, УЛЕЙ, УСЫ, УТЮГ, УЛИТКА…

АИСТ, АНЯ, АСТРА, АЗБУКА, АВГУСТ…

ОЛЯ, ОСЫ, ОСЕНЬ, ОЗЕРО, ОСЛИК…

2. Анализ и синтез обратных слогов типа : АТ, ОТ, УТ. В то же время дети учатся выделять последний согласный звук из конца слова .

Параллельно с подготовкой к звуко-слоговому анализу необходимо знакомить детей с понятиями СОГЛАСНЫЙ и ГЛАСНЫЙ звук . Наглядно, по артикуляции своей и на детях показать разницу в произнесении согласных и гласных. Гласные – широко открываем рот и поем, согласные – звук встречает преграду (губы, зубы, язык, затрачиваем усилия. Также дети должны знать различие между звуком – мы его слышим и произносим, и буквой – пишем, видим, читаем.

3. Подготовка к анализу слова – выделение ударного гласного из положения после согласного : МАК, СУП, СОК.

4. Анализ и синтез прямого слога типа МА.

Анализ и синтез слов типа РАК , ШАР, НОС, ТИР.

Какой 1й звук ? Какой последний звук ? Какой звук в середине ?

Или : Какой 1й звук ? Какой 2й звук ? Какой 3й звук ?

Сколько звуков в слове ? Какое слово разобрали ?

Сложнее : Назови в данном слове гласный звук . Назови согласные звуки .

5. Знакомство со слоговым анализом .

Слоговой анализ – следующий этап со звуковой стороной слова . Сам термин СЛОГ вводят несколько позже, на начальных порах говорят частичка слова . Необходимо объяснить ребенку, что слово может состоять из нескольких частей. Предлагаем детям вслушаться, как будут произноситься некоторые слова : не как всегда, а по слогам (частям) : НО-ГА, ВА-СЯ, МА-ШИ-НА…

Можно использовать одну и ту же картинку, называя ее по-разному и каждый раз определяя количество слогов в слове :

КОТ, КОТИК, КОТЕНОК, КОТЕНОЧЕК.

Какая 1я часть в этом слове ? Какая 2я часть в этом слове ? Сколько всего частей?

Выполняя эти упражнения в игровой форме, ребенок учится весело, интересно и успешно готовится к чтению и письму .

ГБОУ Школа № 949

Картотека речевых игр

по теме: «Обучение детей звуко-слоговому анализу».

Подготовила:

Учитель-логопед

Королева Елена Валерьевна

Москва, 2015г.

Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.

После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Воспитатели могут помочь детям сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые воспитатели, помните

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы

Гласных букв десять : А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я- [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком . Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми .

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Этапы работы по формированию навыков

звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

  • выделение звука из слова,
  • определение первого звука,
  • установление места звука (начало, середина, конец слова),
  • полный звуковой анализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные), в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на :
- формирование навыков элементарного анализа;

- обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Формирование навыков элементарного анализа , в свою очередь, состоит из частей:
- выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
- определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
- нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

По количеству операций первый период является более развёрнутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры. Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
- сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
- далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
- затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
- и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

Когда ребенок начнет осваивать последовательный анализ слова , вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звукам в слове.

Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.

Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек. Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.
В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.

Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава? Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков - позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, они на конце слова оглушаются.

Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения. Таким образом, рекомендована к использованию на этапе обучения элементарному звуковому анализу такая последовательность позиций анализируемых звуков.

Для узнавания звука в слове:
- ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине, слова);
- согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
- любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

Для определения первого звука в слове:
- ударные гласные;
- сонорные согласные;
- щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;
- остальные согласные звуки.

Для определения последнего звука:
- ударные гласные;
- сонорные согласные;
- щелевые согласные.

Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.

Слова, которые не следует давать для анализа:

Слова:

  • с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю,
  • с Ъ и Ь,
  • со звонкими согласными Б,В,Г,Д,Ж,З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа.

Ниже приводится перечень слов, в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа

Слова с ударными гласными звуками в начале слова (для узнавания гласных звуков в начале слов)

А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел.

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей.

И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными звуками в середине слова (для узнавания гласных звуков в середине слов)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран.

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого согласного звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.

Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего согласного звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

П: сироп, укроп, карп, суп.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет.

Слова для полного звукового анализа

Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.

Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.

Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.

Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.

Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

Важно , чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

При обучении чтению вашего ребенка в дошкольном возрасте, нам хотелось бы посоветовать называть буквы по их звуковым обозначениям : п, б, к…. Это значительно облегчит ребенку овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуем следующие задания:

- «На что похожа буква?»

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Процесс обучения звуко-слоговому анализу лучше и эффективнее осуществлять в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры.
Материал для занятий по формированию звуко-слогового анализа желательно подбирать так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук встречался, возможно, чаще.

Порядок анализируемых слов:


слова из двух гласных (АУ)
из двух звуков: гласного и согласного (УМ, ОХ)
из трёх звуков (РАК, КИТ)

из двух открытых слогов: (ЧАСЫ, МАМА)

слова из 1 слога со стечением согласных в конце слова (ВОЛК)
слова из 1 слога со стечением согласных в начале слова (СТОЛ)
слова из 2 слогов со стечением согласного (СУМКА)

из 3 открытых слогов (СОБАКА)

План анализа слова

  1. Произнеси слово и послушай его.

Этот пункт исключительно важен для развития фонетических способностей: таким образом, предъявляется объект предстоящего анализа. Ведь звучащее слово существует только в момент его произнесения, оставаясь невидимым. До того, как начнётся вычленение звуков из слова, взрослый должен убедиться в том, что ребёнок произносит слово правильно. Таким образом, начальный этап звукового анализа становится средством воспитания у дошкольников устной речи.

  1. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам: выполняя второй пункт плана, ребёнок произносит слово дважды: в первый раз целиком, а во второй по слогам.
  2. Протяни (выделипервый звук в слове, назови его и охарактеризуй. Переход к этому действию означает начало собственно звукового разбора.
  3. Обозначь выделенный звук условным знаком (фишкой)

5. Выдели (протяни) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
6. Третий звук и т.д.
7. "Прочитай" слово целиком по фишкам и проверь себя:

сколько всего звуков в слове?
сколько гласных?
сколько в слове слогов?


1 . Первый этап посвящается изучению гласных и согласных звуков.
При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Ткаченко Т.А. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа особенно нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга, Э-овал вытянутый по горизонтали
. Игры для детей 2-4 лет основаны на звукоподражании. Игра для самых маленьких: «Песенка» - показываем карточки-символы гласных звуков – А, О, У, И в разном порядке, дети поют песенку.

Показываем символ и спрашиваем: «Как ребенок плачет? ААА. Как волк воет? УУУ. Как водичка бежит? ССС». Можно поиграть с детьми младшего возраста в такую игру: вы показываете картинку с символом звука (змея, комар, жук), а дети воспроизводят необходимый звук (змея – Ш, комар - З, жук - Ж).

Выделение звука из слова (есть такой звук или нет?)

Разговор двух пчёлок: Давай дружжжить! Где ты жжж ивёшь?

Встреча двух машин: Я ввожу овввощи, а ты? Такую игру можно продлить, используя любой звук.

Игры для овладения звуковым анализом

  1. Этап посвящается изучению гласных и согласных звуков

"Утки и окуни".
Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.
Ход игры: дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно. Взрослый произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры.
Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

" Дружные звуки "
Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.
Ход игры:
Взрослый создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам- словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые.

П римерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла , УУУ-ля - ИИ-ра, Оля – осы и т.д.

«Спой начало»

Цель. Учить выделять первый ударный гласный звук в слове.

Ход.

Взрослый называет слова, протягивая первый гласный звук. Ууулица, ооослик, аааист и т.д. (слова подбираются так, чтобы первый гласный звук был ударным), ребенок называет звук, котороый стоит в начале слова.

Аналогично можно поиграть, протягивая последний звук в словах.

«Назови конец»

Цель. Учить ребенка выделять последний согласный звук в слове.

Ход. Взрослый называет слова с утрированным произнесением последнего согласного звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук.

Аналогично, проводится работа по выделению и называнию ребенком первого согласного звука в слове (лллак, нннос, мммак и др.).

«Что поем?» По аналогии выделение гласного звука в середине односложных слов: кооот, пооол, сооон и др.

«Три слова»
Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход . Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове, например: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук [
У] .
Взрослый. Где ты услышал звук [
У] в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации . Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход . Взрослый. Посмотри на картинки, назови их (например: ослик, окунь, окна и т.д.). С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. Звук [
О] .
Рекомендации . Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук [А] (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки [А], [О], [У], [И].

«Путешествия по группе (детской площадке и т.д.)»
Цель . Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход . Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук [С], [М] и т.д.

Рекомендации. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания; похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную вами ошибку: в названии предмета «диван» нет звука [ С] . Затем вы проверяете правильность выполнения задания ребенком, даете оценку.

«Поймай словечко в ладошки»
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков (игра для развития звукового синтеза).
1-й вариант .
Ход . Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М,А,К. Какое слово ты услышал? Ребенок. Слово мак.
Рекомендаци и. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы:ЭМ – вместо [М]. Ребенок воспринимает на слух два звука –[ Э] и [ М] , что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.
2-й вариант .
Ход . Взрослый называет звуки слова в нарушенной последовательности: Д, М, О . Ребенок путем проб и ошибок составляет слово дом .
Рекомендации . 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

«Найди слово, которое спряталось в названиях картинок» (игра для развития звукового синтеза)
Цель. Учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
Ход . Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово? Давай попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.
1-ый вариант . Из названия каждой картинки запомни первый звук.
Образец: Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: [ш],[а],[р]. Слово:
шар.
2-ый вариант . Из названия каждой картинки запомни последний звук.
Образец: Картинки: комар, трава, сок.
Звуки: [р],[а],[к]. Слово:
рак.
3-ый вариант . Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.
Образец: Картинки: куст, крот, кукла.
Звуки: [с],[о],[к]. Слово:
сок.
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука и, что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.

«Цепочка слов»
Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1-ый вариант . На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУ К . Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К , и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КО Т , выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза и т.д.
Например:
рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет .
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).

Игра с мячом

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать на него слова.

Ход. Взрослый бросает мяч и называет слово, ребенок не только должен поймать его, но и определить последний или первый звук в слове, назвать его и бросить обратно, либо можно усложнить игру. Ребенок называет следующее слово, на выделенный им звук и бросает обратно мяч взрослому, далее взрослый выделяет последний звук, придумывает слово на выделенный звук и т.д.

«Волшебники»
Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.
Ход.
Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] (по аналогии с другими звуками)

Взрослый

Ребенок

Ток

Сок

(т-с)

Дом

Сом

(д-с)

Лук и т.д.

Сук

(л-с)

«Наведи порядок»

Цель. Учить детей выделять позицию заданного звука.

Ход. Подбираются картинки с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец), например: лампа, мел, плов, стол, лось и др. Ребенок должен разложить их в три столбика.

«Что можно петь, что нельзя петь?»

Цель. Учить детей выделять из слов гласные и согласные звуки.

Ход. Взрослый называет слово из одного-двух слогов, а ребенок называет гласные звуки: суп – [У]; руки – [У],[И].

Аналогичная работа по выделению согласных звуков: кот – [К],[Т] и т.д.

«Звук потерялся»

Цель. Учить ребенка выделять пропущенный звук.

Ход. Взрослый показывает картинку и называет ее название, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» - зонт, «тиг» - тигр, «бат» - брат. Ребенок добавляет пропущенный звук, если усложнять задание, то можно попросить ребенка выделить звуки – соседей.

«Что заменим?»

Цель. Учить ребенка выделять заменяемый звук и звук заменитель.

Ход. Какой звук на какой звук нужно заменить, чтобы вместо слова сок, получилось слово сук?

Слова: Толя – Коля, Поля – воля, игра – игла- икра, кара- фара – фарс, кисть – кость- гость, лук – жук – сук – сок – кок – кот – тот, кол – вол, кабина – калина – малина – Марина, кошка – мошка - мышка – мишка - миска – маска – марка, сам – сом – сор – и т.д.

«Поможем навести порядок»

Цель. Учить ребенка определять позицию согласного звука в слове.

Ход . Названные картинки ребенок кладет в начало, середину или конец ряда в соответствии с занимаемым заданным согласным звуком местом.

« Сколько слов со звуком Ш?»

Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.
Ход игры:
Взрослый читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения взрослый спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.

Речевой материал к игре:

В тишине лесной глуши, Вот девочка Марина,

Шёпот к шороху спешит, А вот её машина,

Шёпот к шороху спешит, На, машина, чашку,

Шёпот по лесу шуршит. Ешь, машина, кашку.

Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:
2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,
2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке,
на дубовом сундучке.

Мы в магазин ходили,
и шар себе купили,

Будем шар мы надувать,

будем шариком играть,

Раздувайся наш шар,

раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

Так же можно поиграть и с другими звуками.

«Слышишь ли ты звук?»
Наглядный материал: картинки с изображением разных предметов.

Ход игры:
Взрослый показывает детям картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят: РАК. Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. (МАК)
Слова МАК и РАК неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Взрослый предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее, - звучат похоже, а что разное? Взрослый сам отчётливо произносит ММак- РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р. Аналогично проводится упражнение со словами мышка-мишка, кит- кот и т.д.

« Подскажи звук»

Ход игры :

Взрослый сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны подсказать дети. Взрослый внимательно следит за тем, чтобы дети не произносили всё слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все дети хором, потом по указанию. Дети должны быстро подсказывать последний звук, чтоб прозвучало всё слово целиком. На солнышке грелся черноухий котёно... На него смотрел белоухий щено... Охотники развели в лесу костё... Ученик держал в руке каранда... Малыш попросил маму завязать красный шар... На лесную полянку выскочил зая... В зоопарке жили ено..., бегемо..., крокоди... По стволу стучал пёстрый дяте... Белочка спрятала орешки в дупл... По двору бродили петух..., куриц..., утк...

«Какое слово задумала?»

Наглядный материал: предметные картинки (ромашка, ключ, книга, стол, цветок, шкаф и др.)

Ход игры:

Взрослый показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это...омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю: ...омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я что- то пропускаю?
- Да. Вы пропускаете звук Р.
Эта же игра может проводиться иначе: может пропускаться последний звук или звук в середине слова, главное, чтобы дети его услышали и выделили его на слух.
II вариант игры
Дети получают от Петрушки письмо: "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово - ... орова. Что же это за слово, подскажите мне дети? - корова.
Что же прозвучало не так? Чего не хватает в моём слове? Звука К, который должен стоять в начале слова и т.д.

2 . На втором этапе учимся определять место звука в слове: начало, конец, середина.

«Подарки гостям»

Цель: отработка навыков выделения первого звука в слове.

Ход игры:

Взрослый представляет гостя занятия: (Матрёшку, Буратино, Карлсона, Золушку) и прочих. Детям предлагается придумать и назвать подарки и кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учётом того, что первый звук в названии подарка должен совпадать с таковым в имени гостя.

«Пропускаем мы во двор слов особенный набор»

Цель: отработка навыков выделения заданного звука в слове.

Ход игры :

Взрослый предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Далее объясняет, что во двор мы будем "пропускать" только слова с определенным звуком. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".

«Предмет и игрушка»

Цель: отработка навыков выделения первого и звука в слове.

Ход игры:

Взрослый показывает детям игрушки, даёт им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Коля, Света, Вова). Каждой игрушке предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени игрушки совпадали.

«Чудесный мешочек»

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход игры:
Сложить в мешочек разные предметы или картинки. Ребенок достаёт картинку (предмет) и называет первый, последний звук в названии картинки (предмета).

«Замкни цепочку»

Цель: отработка навыков выделения последнего звука в слове.

Ход игры:
К первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекидыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Начинаем с картинки, помеченной специальным значком.

«Поезд»

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.
Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в

поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены.

«Доскажи звук»
Цель : научить выделять в слове последний звук по представлению.

Ход игры: игру можно проводить с перекидыванием мяча. Взрослый произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила звук?
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере...

Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё...

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо...

«Найди сбежавший звук»
Цель: определение первого звука в словах собственной речи.
Ход игры: Взрослый читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать "сбежавший звук" За каждый правильный звук даётся очко.
Смотрит..олнышко в окошко, В этой речке утром рано
Светит в нашу комнатку, Утонули два..арана.
Мы захлопали в ладоши, Кто один имеет рог?
Очень рады..олнышку. Ну, конечно, ..осорог!

Какой звук пропущен?

«Распредели картинки»

Цель: определение позиции заданного звука.

Ход игры: Детям раздаются картинки, где, например, [м] в разных позициях. Нужно распределить картинки по колонкам: в первую - где [м] в начале слова, во вторую - в середине, в третью -в конце слова.

«Закрась окошко, где живёт звук»- игра-перфокарта.

Цель: определение места звука в слове.
Материал: папки-перфокарты, на которых помещают по 3 картинки, под каждой вырезаны 3 отверстия- окошка для звуков.
Ход игры: Дети определяют место заданного звука в названии каждой картинки: находят каждому звуку его "комнату" в доме, состоящем из трёх комнат – отверстий (начало, середина, конец).

3. На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа:

красный обозначают гласный звук,
синий твёрдый согласный,
зелёный - мягкий согласный,
синий с изображением колокольчика - твёрдый звонкий согласный,
зелёный с изображением колокольчика - мягкий звонкий согласный звук.

Игры и упражнения:
Взрослый произносит звук, а ребёнок определяет: твёрдый это звук или мягкий?
Распредели игрушки между Тимом и Томом, Катей и Кирой, Симой и Светой (в зависимости от того, с какого звука: твёрдого или мягкого начинается слово и имя).

«Звуковое дерево»

Цель: определение звука.

Ход игры: на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово.

Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

«Сигнальщики»

Цель: определение мягкости или твердости согласного звука в слове.

Ход игры : у детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном взрослым первый звук звучит твёрдо, дети поднимают синюю карточку, если мягко-зелёную.

«Орешек или подушечка»

Игра проводится по аналогии с игрой "Сигнальщики".

«Колокольчик»

Цель: определение звонкости-глухости согласного звука в слове.

Ход игры: первый вариант: Раздать детям карточки с изображением колокольчика и варежки или наушников, дети поднимают карточки на заданный звук, например, подними колокольчик, если первый звук в слове звонкий или наушники, если глухой.

Второй вариант: Подними колокольчик, если услышишь в слове звонкий звук [З] и варежку, ели глухой звук [С], по аналогии с другими парами.

«Чем отличаются слова?»

Ход игры:

Взрослый читает пары слов, в которых ребёнок должен определить какой звук меняется и на какой:

Бочка-почка зуб-суп зайка- сайка
Жар-шар точка-дочка пар- бар и т.д.

4. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слова.

Вначале дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звуков в слове. Позже дети выполняют звуковой анализ без схем.

«Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.
Ход игры: играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен "передать содержание телеграммы": произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий "принимает телеграмму" - называет слово слитно. Затем играющие меняются ролями.

«Поймай звук»
Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Ход игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок ловит мяч и отвечает: "Ы" - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

Знания детей о звуковом составе слов, полученных на предыдущих этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. Дети узнают, что в каждом слоге 1 гласный звук, учатся делить слова на слоги различной слоговой структуры, определять последовательность слогов и их количество.

Игры и упражнения для развития слогового анализа:

«Слоговая цепочка»
Цель: научить выделять в словах первый и последний слоги.
Ход игры: Карточки для игры раздают играющим поровну, их надо положить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, на которой левая половинка пустая. Играющий выставляет эту карточку, называет слово - название картинки и выделяет последний слог в данном названии. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а в названиях правых картинок - последний слог. Игра должна завершиться, когда будут выложены все картинки, последняя карточка - с пустой правой половинкой.

"Разгадай ребус"

Цель : научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры: Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке "спряталось" слово. Его надо составить, выделив из каждого слова-названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолет - роса. Выиграет тот, кто составит больше слов.

ПРИМЕРНЫЙ КАРТИННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИГРЫ
Картинки Слова

голуби, раки - гора;
бутылка, рябина - буря;

кораблик, жаворонок - кожа;

сухари, шары - суша;

ромашка, тазы - рота;

телефон, малина - тема;

чулок, дома - чудо;

вагон, рябина - Варя;

карандаш, банка - кабан;

банан, бабочка - баба;

колобок, марка - комар;

девочка, лопата - дело;

лисички, самолет - лиса;

шуба, ракета - Шура.

Итак, овладение навыками звуко анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Слияние звуков, материализованных с помощью фишек - есть моделирование чтения, а выкладывание фишек - аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме.

Использованная литература:

1.Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.
2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.

3. Бугременко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993.

4. Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.

5. Городилова В.И. Чтение и письмо, М., 1995.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. преодоление общего недоразвития речи. М., 1990.

7. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.

8. Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летнего возраста, Киев, 1988.

9. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи. М., 1987.

10. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.

11. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

12. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.

13. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000

14. Лалаева Г.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПб., 1998.

15. Максаков А.И. правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.

16. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.

17. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит, СПб.: Актцидент,1997.

18. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи, СПб.: Акцидент, 1997.

19. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь "Совершенствование навыков звукового анализа". М.: ЭГСИ, 1999.

20. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа а специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!