Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

От возможного агрессивного поведения человека. Агрессивное поведение человека. Факультет прикладной психологии ОСП

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Агрессия является самым серьезным из неприемлемого поведения и имеет самые серьезные последствия как для учащегося, так и для тех, кто находится в его или ее окружении. Насилие и издевательство - это конкретные типы агрессивного поведения, которые приводят к аналогичным результатам или функциям агрессивного поведения. Эти функции включают в себя власть и контроль, принадлежность, побег, привлечение внимания и самодовольство. Нет никакого общепринятого определения агрессивного поведения. Однако существует некоторый консенсус в отношении того, что агрессивное поведение означает либо причинить вред другому, получить что-то для агрессора, либо привести к травмам и посторонним завоеваниям.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Факультет прикладной психологии ОСП

Кафедра общей и дифференцированной психологии

К урсовая работа

По дисциплине: психология

Бандура отличает инструментальную и враждебную агрессию. Он описывает инструментальную агрессию, поскольку эти действия «направлены на обеспечение посторонних наград, кроме страданий жертвы». Студент, который крадет пару теннисных туфель из другого студенческого шкафчика, является примером того, кто занимается инструментальной агрессией. Враждебная агрессия определяется как действия, которые «используются для получения вредных результатов, а не для получения статуса, власти, ресурсов или некоторых других видов результатов».

Лонг и Брендтро определяют агрессию как. Спонтанный, импульсивный акт гнева. Агрессия - это наблюдаемое поведение, которое может обесценивать, угрожать или причинять боль человеку или уничтожать объект. Он незапланирован и обычно возникает во время стресса. Агрессия рассматривается как потеря самоконтроля или импульсного прорыва.

На тему: «Агрессивность и агрессивное поведение»

Выполнил(а) студент(ка) 1г.о.

заочной формы обучения (группа ЗП-08)

Петрякова Анна Александровна

Проверил

Никольский Андрей Вениаминович

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

I. Введение

II. Понятие «агрессия», «агрессивность», «агрессивное проведение»

III. Виды агрессии, агрессивности

Такое поведение обычно описывается в терминах, подобных тем, которые часто встречаются в литературе. В тех случаях, когда проявляется словесная агрессия, ученики не всегда будут демонстрировать описанный язык тела, но намерение поведения по-прежнему явно наносит вред другому человеку или что-то выгодно для агрессора. Важно также иметь в виду, что даже игривые хиты, удары ногами, удары и саркастические высказывания - это формы агрессивного поведения. Преподаватели и другие люди должны поощрять учащихся и укреплять их для использования альтернативных форм поведения, чтобы проявлять любовь и симпатию к другим.

IV. Признаки агрессивных людей

V. Причины, провоцирующие агрессивное поведение

VI. Методы изучения агрессии

6.1 Опросники

6.2 Архивные исследования

6.3 Анкеты

6.4 Оценивание другими

6.5 Проективные методы

6.6 Методы с использованием наблюдения

6.7 Лабораторные наблюдения

VII. Выводы

VIII. Список литературы

Общие причины и антецеденты агрессивного поведения

Хант описывает пять моделей агрессивного поведения: переоцененная агрессия, импульсивная агрессия, аффективная агрессия, хищническая агрессия и инструментальная агрессия. Перераспределенная агрессия: учащиеся участвуют в поведении, которое характеризуется высоким уровнем активности, что приводит к частым авариям и агрессивным инцидентам. Студенты, которые толкают и пихают своих сверстников, часто провоцируют или начинают агрессивный ответ со стороны своих сверстников. В отличие от мотивации к другим типам агрессивного поведения, студенты, демонстрирующие чрезмерную агрессию, редко выбирают своих жертв. Импульсивная агрессия: студенты, как правило, спокойны и пассивны в своем поведении, но, по-видимому, имеют низкую терпимость к разочарованию. Когда он разочарован, ученик может разразиться шквал активности и насилия, которые могут быть нехарактерно разрушительными. Аффективная агрессия: студенты демонстрируют яростную агрессию. Их поведение описывается как хронически сердитое, возмутительное и враждебное. Хищническая агрессия: студенты, похоже, ищут мести. Лица, демонстрирующие хищную агрессию, описываются как лица, которые ждут возможности вернуться к другому человеку вредным, вредным образом. Инструментальная агрессия: ученики выступают в качестве запугивающего хулигана. Студенты, которые участвуют в инструментальной агрессии, демонстрируют поведение, которое позволяет им получить свой собственный путь путем запугивания других. Исследования показывают, что антиобщественное поведение, в том числе агрессия, «похоже, является чертой развития, которая начинается в начале жизни и часто продолжается в подростковом возрасте и в зрелом возрасте».

I .Введение

Одной из основных проблем современного общества является высокий уровень агрессивности и насилия. Этой проблеме уделено немало исследований, причем зачастую агрессия человека и животных уравнивается по своей природе. Но человеку свойственно более изощренное проявление жестокости.

Тема агрессивности является актуальной, именно поэтому темой курсовой работы является «Агрессивность и агрессивное поведение».

По мнению ряда исследователей, антиобщественное поведение развивается в результате поведения ученика и взаимодействия с социальной средой и родителями студента. Паттерсон и его коллеги считают, что такое поведение происходит поэтапно, а поведение одного этапа приведет к определенным предсказуемым реакциям со стороны социальной среды студента, что приведет к дальнейшим действиям со стороны ученика.

На первом этапе развития агрессивного поведения семейные переменные, такие как суровая родительская дисциплина и плохое наблюдение за взрослыми, приводят к тому, что учащегося «обучают» заниматься агрессивным поведением, таким как удары. Такое поведение становится функциональным в том смысле, что ученику может быть разрешено избегать задач, когда он или она действует агрессивно. Например, студент может быть отправлен в ее комнату после удара брата, пока они делают блюда. Кроме того, агрессивное поведение может быть положительно усилено благодаря смеху, вниманию и одобрению, что приводит к поддержанию поведения.

За последние несколько десятков лет жизнь социума кардинально изменилась. Наше общество, которое перешло к рыночным отношениям, очень поменялось, а вместе с этим моральные нормы и принципы людей претерпели ряд изменений.

Общество стало очень агрессивными, жестоким, циничным.

«В отечественной психологической литературе проблема агрессии представлена многочисленными публикациями, содержащими неоднозначные выводы. Особую популярность она приобрела в эпоху научно- технической революции, когда создание различных видов оружия массового уничтожения привело к возможности самоуничтожения человеческой цивилизации. К тому же ряд явлений социальной истории второй половины 20 века, как, например, значительный рост преступности, терроризма и фактически непрерывные вооруженные региональные конфликты содействовали значительной актуализации данной проблематики».(13,24)

Студенты в этих ситуациях не изучают социально умелые ответы на других, но они учатся агрессивному поведению, которое приводит к удовлетворению их потребностей. После этого этапа учащиеся, которые агрессивны, часто оказываются отвергнутыми своей сверстницей и испытывают академическую неудачу. Изучив агрессивное поведение в раннем детстве, эти ученики отвергаются, потому что они не демонстрируют социальных навыков, которые позволяют им быть социально компетентными со сверстниками.

Такое поведение приводит к большему числу академических неудач. После того, как ученики научились агрессивному поведению и опытному отказу от сверстников и академической неудаче, они подвергаются более высокому риску развития делинквентного поведения. У этих студентов есть тенденция к вовлечению в девиантные группы сверстников, которые также участвуют в агрессивном поведении. Члены групп положительно усиливают эти действия, тем самым увеличивая вероятность их повторного появления. К сожалению, долгосрочные результаты для студентов, которые, по-видимому, следуют этой последовательности развития агрессивного поведения, обычно не желательны.

«Психология, как никакая другая наука, богата теоретическими разработками в области изучения причин и форм проявления агрессивности, все разнообразие которых можно привести к следующим 4 категориям:

Психоаналитический подход

Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность как бы встроена в организм и является базой человеческого поведения наряду с сексуальностью. Эрих Фромм рассматривал 2 совершенно разных вида агрессии и предложил модель структуры агрессии:

Студенты, которые занимаются антиобщественным поведением в детстве и подростковом возрасте, подвергаются чрезвычайно высокому риску стать выходцами из школы, испытывая трудности с сохранением работы, совершением преступлений и наличием супружеских трудностей. Эти чувства часто приводят к тому, что учащиеся реагируют агрессивно. Наиболее распространенной причиной агрессивного поведения является то, что эти поведения изучаются посредством моделирования. Например, учащиеся наблюдают агрессивные модели поведения, когда взрослые участвуют в словесном оскорбительном или физическом наказании студентов.

1.Доброкачественная (биологически адаптивна, способствует поддержанию жизни, представляет собой угрозу, реакцию, появляется в момент опасности)

2.Злокачественная (не является биологически адаптивной, не связана с сохранением жизни, не сопряжена с защитой витальных интересов).

Основной недостаток психоаналитической теории состоит в том, что она не объясняет, а только постулирует врожденность агрессии и агрессивных поведенческих проявлений».(13,11)

Хайман и Пероне изучали виктимизацию учащихся в школьных условиях и обнаружили, что учителя, администраторы и другие школьные персонажи последовательно использовали агрессивное поведение по отношению к ученикам во имя дисциплины, и учащиеся узнали, что приемлемо ударить других, когда человек расстроен или злится.

Ожидается, что учеников не смогут расширить свой репертуар ответов на гнев, если они видят только ограниченное количество несоответствующих ответов, смоделированных. Учителя могут моделировать подходящие альтернативы агрессивному поведению, сохраняя спокойствие в ситуациях, вызывающих гнев, обсуждая проблему или уходя от проблемы, пока они не успокоятся, чтобы обсудить ситуацию. Эта альтернатива агрессии может быть смоделирована и практикована в формальном социальном обучении.

Этологическая теория

Приверженцы данной теории видели агрессивность как основополагающий потенциал всех живых организмов. В подходящих условиях потенциальная агрессивность быстро переходит в действие.

Агрессия - акт, целью которого является нанесение вреда.

Фрустрация возникает тогда, когда появляется «помеха» осуществлению реакции.

Рудо, Пауэлл и Данлэп сообщают о пересмотре литературы, связанной с эффектами моделируемого агрессивного поведения и студенческого «социального, эмоционального и поведенческого функционирования». Они рассмотрели 27 исследований и предложили убедительные доказательства того, что учащиеся, подвергшиеся насилию в своих домах, более высокий риск развития самих проблем поведения.

Либерман предполагает, что учащиеся, подвергшиеся насилию в СМИ, становятся десенсибилизированными к агрессивному и насильственному поведению. Этот фактор привел к повышению уровня насильственного и агрессивного поведения среди молодежи. К сожалению, многие родители, особенно отцы, не осознают негативное влияние этих шоу на поведение своих сыновей дома и в школе. Но учителя видят эффекты каждый день.

Торможение - тенденция ограничить или свернуть действие из-за ожидаемых отрицательных действий

Замещение - стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинного источника фрустрации.

Теория социального учения

Теория Альберта Бандуры. Здесь агрессия - поведение, усвоенное в процессе социализации личности через наблюдение соответствующего способа действий и социализация подкрепления.

Во многих исследованиях основное внимание уделялось взаимосвязи между насилием в телевидении и видеоигре и последующим проявлением агрессивного поведения у студентов. Студенты, которые подвергаются воздействию высокого уровня насилия со стороны СМИ, становятся десенсибилизированными к агрессии и насилию.

Насилие и агрессия также проявляются во многих видео и компьютерных играх, к которым легко доступны ученики и подростки. Производители этих игр говорят, что обвинение в убийствах школьного школьного возраста, таких как те, которые испытаны в Джонсборо, Арканзас, в видеоиграх, - это способ общества сосредоточиться на других причинах агрессии, таких как нищета и доступ к оружию. Однако Гроссман предполагает, что видео и компьютерные игры могут заставлять молодых людей и других убивать, не задумываясь, поскольку они становятся все более нечувствительными к последствиям насилия.

Теория утверждает, что человек в процессе жизни постоянно научается агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия.

Другим важным элементом данной теории является социальное подкрепление. Под подкреплением понимается действие, вызванное усиление данной реакции. Различают 2 формы:

Некоторые предложили, чтобы учащиеся действовали агрессивно, потому что им не хватало альтернативных навыков, которые позволили бы им выбрать социально приемлемое поведение, чтобы справиться с провокационной ситуацией в агрессивной, а не агрессивной манере. Дубоу и другие сообщают, что студенты должны развивать социальную компетентность, прежде чем они испытают историю подкрепления для решения проблем с агрессивным поведением. Штамм и его коллеги излагают ряд причин агрессивного поведения студентов, которые сосредоточены на развитии социального поведения.

Положительное подкрепление (любой стимул, который следуя за реакцией, вызывает ее усиление)

Отрицательное подкрепление (любой стимул, устранение которого способствует усиление реакций).

Наблюдаемая постоянно агрессия со временем приводит к развитию у человека агрессивности как личностной черты, а наблюдение и закрепление неагрессивного поведение формирует низкую степень агрессивности. Роль социального научения, как одного из факторов становления агрессивного поведения, сегодня подвергается сомнению.

Они утверждают, что у студентов часто есть ограниченный репертуар социального поведения по решению проблем. Часто из-за взаимодействия с окружающей средой и возможностей для моделирования агрессивное поведение проявляется как единственный выбор для ситуаций, требующих навыков решения проблем.

Нил, Дженкинс и Медоуз обнаружили результаты, которые противоречат интересам исследователей, которые сообщают, что агрессивное поведение было вызвано дефицитом социальных навыков. В своем исследовании 19 дошкольников, в возрасте от 3 до 4 лет, Нил и его коллеги обнаружили, что учащиеся, которые были агрессивны, демонстрировали аналогичное использование социальных навыков по сравнению с их неагрессивными сверстниками. Они заключают, что учащиеся, которые были агрессивны, использовали ряд социальных стратегий решения проблем, как это делали их неагрессивные коллеги.

Из вышесказанного следует, что проблема агрессивности, агрессивного поведения изучалась ранее. Сейчас данной проблеме уделяется очень много внимания со стороны ученых, психологов и теоретиков.

Необходимость определения реальных психологических причин и механизмов агрессивности обуславливает актуальность выбранной тематики.

Поэтому целью работы является - изучение таких понятий, как агрессивность и агрессивное поведение.

Задачами исследования могут являться следующие:

Проанализировать теоретические аспекты изучаемой темы:

Раскрыть понятие агрессии, агрессивного поведения, агрессивности;

Описать основные виды агрессии, агрессивного поведения, теории агрессии;

Сформулировать выводы

II .Поня тие «агрессия», «агрессивность»

«Слово агрессия от латинского «аgredi»,что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала 19 века агрессией считалось любое активное поведение как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось и стало более узким» (5;5).

«Многие из психологов считают агрессию врожденной неотъемлемой характеристикой поведения в живом мире, связанным с борьбой за выживание» (8;61).

В этологии (науке о поведении) считается, что агрессия - это энергия, с которой вид стремится к выживанию(2).

Изучая источники, мы пришли к выводу, что понятие агрессии определить проблематично. Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий(9).

Итак, «агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и подавленности) (7,19)».

«Специфика активности человека состоит в том, что она постоянно протекает во взаимодействии с другими людьми или предметами. И помимо природных законов, в силу вступают законы социальной жизни, иногда закрепленные в виде жестких предписаний, а чаще в виде нравственных норм, допускающих вариативность отношений.

Одной из важнейших характеристик действий и поступков, определяющих устанавливаемые взаимоотношения между людьми, а также эффективность индивидуального личностного развития, является агрессивность» (11,61).

«Агрессивность - это устойчивая черта личности, проявляется в готовности к агрессивному поведению.

Уровни ее определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии.

Агрессивность - одна из врожденных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступательным действиям, направленным на нанесение ущерба или уничтожение объекта наступления» (10,8).

«В. Клайн считает, что в агрессивности есть и «определенные здоровые черты», которые могут оказаться полезными для общественной жизни. Это- настойчивость, инициатива, упорство. В достижении цели стремление к победе, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам и победителям»(11,62).

Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.

Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.

Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности,не нашедшей своего удовлетворения.Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

«В психологической литературе часто встречается описание повышенного состояния агрессивности. Чаще всего она проявляется в следующих формах:

Открытой внешне выраженной в соответствующих действиях, при которых поведение характеризуется высокой конфликтностью, частыми оскорблениями, драками и грубыми внешними проявлениями агрессии.

Скрытой, выраженной в «тихом», завуалированном виде (распространение сплетен).

Ситуативной или адаптивной, выраженной в индивидуально выбранных для данной группы формах поведения.

Патологической, обусловленной каким- либо имеющимся психическим или физическим недугом»(13,29).

«Агрессивность, как свойство личности разграничивается в большинстве случаев с понятиями «жестокость» и «враждебность».

Как синонимы рассматривается агрессивность и жестокость. Эти 2 понятия различают по признаку - « причинение страданий и мучений ради страданий и мучений» - свойственному жестокости и не свойственному агрессивности: агрессивный человек может и не быть жестоким, а жестокий человек всегда агрессивен.

Агрессивность относят, как уже отмечалось выше, и к категории свойств личности. Один из основных признаков свойств заключается в том, что они всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности» (13,28).

Теперь определим в чем схожесть и различия между понятиями агрессивное действие, агрессивное поведение и агрессивность, т.к.в эти понятия вкладывается один и тот же смысл.

«Агрессивность , появляясь на свет вместе с рождением ребенка, - это естественная реакция на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей, реализации «принципа удовольствия» (4,192).

Под психическим состоянием понимается целостная картина психического функционирования в ограниченный промежуток времени. Представленность этого функционирования в сознании человека реализуется в оценке или сложившейся ситуации и своего положения в ней.(6)

Если ситуации, способствующие возникновению агрессивности как определенного психического состояния, повторяются с определенной частотой то агрессивность переходит в черту личности, которая может влиять на ее характер, обуславливающий типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.(1)

Таким образом, если агрессивность не стала чертой личности, то в ответ на возникновение данного психологического состояния следуют агрессивные действия.(1)

Агрессивные действия - это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении . Если же агрессивность является личностной чертой, то мы имеем дело с агрессией, как формой поведения данной личности.(5)

«Агрессивные действия выступают в качестве:

Средства достижения цели

Способ психологической разрядки

Способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении» (10,8).

Агрессия возникает на фоне определенного психического состояния, в данном случае -- агрессивного. В соответствии с традиционной номенклатурой выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния.

Познавательный компонент помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать «наступательные» средства.

Говоря об эмоциональном компоненте агрессивного состояния, прежде всего выделяют гнев, который часто (но не всегда) сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях -- сила и уверенность.

Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Н.Д.Левитов считает,что в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев -- инициативность и смелость... Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств.

Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто «сдерживать» агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиям

Итак, необходимо разграничивать и понимать разницу между следующими понятиями: агрессия, агрессивность и агрессивное поведение. Эти понятия являются смешанными, взаимозависимыми, но тем не менее в них вкладывается разный смысл.

Кроме того, агрессия подразделяется на несколько видов.

Эти виды будут разграничены и подробно описаны в следующей главе курсовой работы.

III .Виды агрессии, агрессивности

Басс и Дарке выделяют 5 видов агрессии:

Физическая

Раздражение

Вербальная

Косвенная (направленная и ненаправленная)

Негативизм (оппозиционное поведение).

Согласно инстинктивным теориям агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы(2).

1. «Физическая - нападение» (7;19)

«Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение и порча других вещей»(14,62).

«Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственно нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение.Может принимать 2 формы: символическую и реальную. Символическая представляет собой угрозы и запугивания, реальная- непосредственно физическое воздействие»(14,62).

2. «Вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятье, ругань)» (7,19).

«Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб, демонстративного крика, направленного на устранение сверстника, агрессивных фантазий»(14,62).

«Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные формы прямой вербальной агрессии: дразнилки, оскорбления»(14,63).

3. «Прямая - непосредственно направленная против какого-либо объекта, субъекта

4. Косвенная - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо(шутки, сплетни), действия, характеризующиеся ненапраленностью и неупорядоченностью.

5. Инструментальная - средство достижения цели.

6. Враждебная - выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии.

7. Аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

8. Альтруистическая - имеет цель защиты других от чьих-то агрессивных действий» (7; 19).

Кроме того, в источниках имеется информация о таком виде агрессии, как комплексный.

9. «Комплексный (смешанный) вид агрессии - тот вид агрессивного поведения, который имеет два или больше равносильных (примерно одинаково ценных для индивида) мотивов.

Одна эмоциональная цель может сочетаться с некоторыми важными инструментальными целями.

Большая часть агрессивных действий людей принадлежит к смешанному типу.

Если человек, совершая ряд агрессивных действий, одновременно получает как непосредственно функциональное наслаждение, так и удовольствие от достижения других целей (восхищения людей, высокого статуса и т.п.), то вполне понятно, что такие действия с большей вероятностью будут запоминаться, обладая высоким уровнем готовности для нового воспроизведения, чем же агрессивные действия, с помощью которых люди преследуют более простые отдельные цели - только инструментальные или только эмоциональные»(8;92).

Также существуют сведения о следующих видах агрессии:

10. «Экспрессивная агрессия - представляет собой непроизвольный взрыв гнева, ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем. источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

11.Спонтанная агрессия - имеет сходство с возбудимостью. Результат накопления энергии, направленный на преодоление преград на пути достижения цели.

12.Инициативная агрессия - имеет место в том случае, когда агрессор является зачинщиком.

13.Оборонная агрессия - реакция на ранее совершенный акт агрессии»

Виды агрессивности

«Агрессивность может иметь качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности.

Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, т.к., с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

Различают агрессивность недифференцированную , которая характеризуется прежде всего отсутствием предмета агрессии, как правило, это несильное проявление агрессии, выражающееся в криках, скандалах по любому поводу и с самыми различными людьми.

Агрессивность локальная характеризуется доминированием предмета конфликта, предмета агрессии. Здесь несколько большая выраженность агрессивности, субъект допускает и применяет иногда физические меры. Присутствует самооправдательная позиция» (15;9).

«Агрессивность враждебная - действия личности, носящие позиционный характер, отражающие мировоззренческую позицию. Такая враждебность может проявляться в таких эмоциях как злость, ненависть, зависть.

В этом подтипе можно рассматривать действия враждебной личности, которая открыто проявляет свое отношение, но не стремится к столкновению сторон» (15;10).

«К подтипу «агрессивность жестокая» можно отнести крайнее проявление агрессивности: причинение физического вреда, нанесение психической травмы» (15;11).

Итак, изучив виды агрессии, мы выяснили, что существуют виды агрессии, направленные на внешний объект или предмет (физическая, вербальная, косвенная, смешанная агрессия), или на самого себя(аутоагрессия). Содержательные данные этой главы необходимы при диагностике различных состояний и для грамотного подхода к детям с данным поведением.

IV . Признаки агрессивных людей

Люди, поведение которых можно определить как агрессивное обладают следующими признаками:

Ожидают враждебности от окружающих

Недооценивают собственную враждебность

В проблемах винят окружающих и обстоятельства

У них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию

Редко выражают свои чувства словами, предпочитая действия

Не думают о последствиях своих поступков

Завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения

Низкий уровень эмпатии (сочувствия)

Ценят превосходство, месть превыше дружбы

Менее склонны к компромиссам

Их не волнуют страдания жертвы, ответная агрессия, возможность быть отвергнутым сверстниками

Они полагают, что их агрессивные действия дают положительные результаты, уменьшая агрессивность окружающих

Они не задумываются о собственной значимости

Они испытывают трудности с запоминанием

Трудно сосредотачиваются

В основном эгоцентричны

Часто проявляют гнев (12).

V . Причины, провоцирующие агрессивное поведение

«Среди ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение выделим:

Желание привлечь к себе внимание

Ущемление достоинств другого, чтобы подчеркнуть свое превосходство

Стремление защититься и отомстить

Стремление быть главным

Стремление получить желанный предмет» (14,63).

«Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками» (14,64).

«Факторы, вызывающие нарушение поведения.

I .Психологические корни негативных поведенческих проявлений:

Необходимость самореализации и самоутверждения(для некоторых людей, не обладающих большими коммуникативными и интеллектуальными способностями, драка и физическое насилие оказываются самыми приемлемыми способами самоутверждения, завоевывания авторитета).

Необходимость защитить себя

Необходимость психологической разрядки, удовлетворение блокированной потребности.

Достижение какой либо значимой цели, которая не может быть достигнута иным путем.

II .Факторы криминогенного характера:

Общее социальное неблагополучие

Некоторые особенности нервной системы

Особенности нервной системы

Особенности темперамента

Особенности психологического состояния

Особенности соматического состояния

Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы гиперопеки, и избалованные «маменькины сынки», не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки. Жестокость для них - это сплав мести и самопроверки.

IV.Факторы психологического риска» (13,24).

V.Ситуативные факторы

Эти факторы:

Оценка другими людьми

Присутствие других людей уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя.

Эксперементально доказано, что если за поведением детей наблюдал человек, по их мнению склонный к агрессивным действиям, то и в поступках детей было больше агрессии.

Как только агрессивный наблюдатель уходил, уровень агрессии в поведении группы снижался и достигал исходного уровня.

Желание возмездия

Часто агрессия возникает как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, т.е. как акт возмездия за что-то»(4,186).

«Намерение, приписываемые наказывающим.

Существует точка зрения, согласно которой для начала негативизма в поведении бывает достаточно знания о враждебных намерениях другого человека, хотя непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях пусковым механизмом является гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие.

Восприятие отклоняющихся поведенческих форм.

Влияние СМИ: усиление негативной поведенческой мотивации.

Например, поведение родителей выступает в качестве модели для детей и в семьях, где для родителей характерны девиантность и делинквентность, обычно вырастают дети с такими же проявлениями.

Выделение групп факторов приводит к нарушению поведения, позволяет не только грамотно и профессионально проводить психологическое изучение данных феноменов, но и планировать психологическое воздействие, возможное для применения в каждой конкретной ситуации» (13,24).

Кроме того, знание ситуативных факторов значительно упростит работу с агрессивными людьми и поможет грамотно взаимодействовать в конкретной ситуации с ними.

VI .Методы изучения агрессии

Научное исследование агрессивного поведения порождает ряд проблем, потому что интересующее исследователя поведение опасно. Недопустимо применять методы исследования, при которых люди могут причинить друг другу вред. Поэтому для исследования агрессии безопасным и одновременно строго научным способом разработаны методики, позволяющие изучать агрессию, не причиняя никому реального вреда.

6.1 Опросники

Самый прямой метод - просто опросить людей, опросники позволяют непосредственно задавать вопросы. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности.

Эверил (1982) указывает на преимущества опросников при изучении поведения, неприемлемого или не поощряемого в данной культуре. Он утверждает, что опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди,может быть, не хотят признаваться. (Бэрон Р., Ричардсон Д.,1998)

6.2 Архивные исследования

Архивные исследования состоят в сборе информации из публичных источников.

Например, сведения дорожной полиции, статистика преступности. Изучение архивных данных позволяет исследователю получить информацию, не обращаясь непосредственно к людям, которых он хочет изучить. Сведения, собранные в архивах, скорей всего будут отличаться сравнительно высокой степенью объективности и беспристрастности, однако поиск релевантных для исследователя данных потребует кропотливого труда.

6.3 Анкеты

В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об их непосредственном опыте, связанном с агрессивным поведением других.

Большинство подобных опросников предназначены для оценки агрессии в конкретных ситуациях. Штраус(1979) и Штайнметц(1977) применяли анкеты в исследовательской программе, предназначенной для выявления причин и последствий насилия в семье. Их стандартный опросник «Шкала тактики поведения в конфликтах», состоит из списка нарастающих по агрессивности действий. Респонденты указывают степень, с которой они или члены их семьи проявляли данное поведение в отношениях друг с другом за указанный период времени. Это позволяет исследователю одновременно определить агрессивность самого респондента и то, в какой мере он был объектом агрессивных действий со стороны других людей.

Иногда опросники, предназначены для измерения постоянного уровня агрессивности. Такие опросники являются, в сущности, разновидностью личностных тестов. Наиболее часто употребляется тест Басса - Дарки (1957).

6.4 Оценивание другими

Еще один вид вербальной информации - оценивание другими - состоит в том, что человека, оценивают люди, отличные от него. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Оценивание обычно делаются людьми знакомыми с поведением испытуемого (родители, друзья).

Преимущества такого оценивания в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным.

Паттерсон (1977) приводит две проблемы, касающиеся сообщений родителей о поведении их детей:

1. Родители зачастую не обращают внимание на поведение, которое может заинтересовать исследователя.

2. Родители склонны переоценивать позитивные и недооценивать негативные тенденции в поведении детей.

6.5 Проективные методы

Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Наиболее часто используются два проективных метода - Тест математической апперцепции (ТАТ) и Тест чернильных пятен Роршаха. Тест математической апперцепции состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит и что предшествовало событиям на картинке. В случае теста Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карточек с чернильными пятнами и просит сказать, на что они похожи или, о чем ему напоминают. Одна из главных проблем при работе с проективными методами, что они могут быть довольно трудны для интерпретации, и поэтому непросто найти двух человек, согласных с одной и той же интерпретацией. Данная проблема ставит серьезные вопросы о надежности этого метода изучения агрессии.

6.6.Методы с использованием наблюдения

Эти подходы предусматривают «прямую запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения» (Bertilson,1983). Наблюдения могут проводиться как в полевых условиях, так и в лаборатории. Независимо от того, каким образом осуществляется наблюдение, главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вред поведение.

Существует целый ряд методик, используемых при проведении систематических исследований в полевых условиях. Одна из наиболее общеупотребительных методик заключается в том, что водителям, остановившимся у светофора, при загорании зеленого света мешают возобновить движение. Затем наблюдают за их реакцией, которая выражается в характере подаваемых ими звуковых сигналов, в вербальных комментариях, жестикуляции. В методиках, основанных на прямой конфронтации, ассистент экспериментатора грубо провоцирует испытуемых, толкая при посадке в общественный транспорт или влезая перед ними в очередь. Эти методики обеспечивают высокую степень реализма, что позволяет получать валидные измерения агрессии, но использование этих методик связано с серьезными этическими проблемами и поэтому требует от исследователя осторожности и чувства меры. (Бэрон Р., Ричардсон Д.,1998)

6.7 Лабораторные наблюдения

Наиболее общий способ наблюдения агрессии, состоит в наблюдении за поведением в контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств.

1.Экспериментатор может аккуратно управлять характером происходящих в лаборатории событий, так же как и определяющими их условиями. Часто бывает легко добиться систематической манипуляции факторами, которые предполагаются значимыми для агрессии.

2. Исключается любая возможность причинения вреда испытуемым, и лица, участвующие в таких исследованиях, предварительно знакомятся с характером действий, которые их попросят предпринять. Во время обсуждения дается полное и детальное объяснение исследования и его основное предназначение. Эти принципы решают этические проблемы, которые возникают при изучении агрессии.

Лабораторные исследования зачастую оказываются гораздо более эффективными в смысле затраченного времени и усилий, чем остальные подходы: визиты испытуемых назначены на определенное время, и проявление агрессии могут быть вызваны у них со сравнительно высокой частотой. В естественной обстановке акты агрессии нередко стоят далеко друг от друга как во времени, так и в пространстве.

Для исследования агрессии в лабораторных условиях были разработаны разнообразные методы. Большинство из них относится к одной из четырех категорий:

1. «игровые» меры;

2. вербальное нападение на других;

3. «безопасное», не приносящее вреда нападение на другого человека;

4. «якобы причиняющее вред» нападение.

«Игровые» меры агрессии, сравнительно безопасный метод наблюдения агрессивного поведения в лаборатории. Предусматривает нападение индивидов(обычно детей) на различные неживые объекты (например, на надувную куклу).

Впервые этот метод применил Бандура с коллегами (1963 а). Это особенно эффективно при изучении при изучении процесса усвоения индивидом агрессивных моделей поведения. Когда цель исследования - выявление факторов, способствующих актуализации этих, уже усвоенных реакций, их ценность незначительна.

Измерение уровня вербальной агрессии. Этот метод вполне безопасен и дает возможность получить количественно выраженные данные об уровне агрессии.

Вербальная атака является широко распространенной формой агрессивного поведения, а те ограничения, которые удерживают индивидуума от обращения к невербальным формам агрессии, на нее не распространяются, ее нетрудно вызывать и изучать в лабораторных условиях. Измерения вербальной агрессии валидны лишь в том случае, когда комментарии или оценочные суждения испытуемых могут причинить реципиенту какой нибудь вред.

Прямая физическая агрессия, вред без ущерба. Это один из наиболее часто используемых методов изучения агрессии предусматривает прямое физическое нападение на живую жертву. Действия испытуемых при таких нападениях сильно напоминают действия, совершаемые агрессорами в реальных условиях, а сами испытуемые имеют полную свободу выбора относительно того, как вести себя с жертвой - агрессивно или нет, подобные процедуры обладают определенными достоинствами. Отрицательный момент, есть некоторая вероятность того, что жертве все-таки может быть причинен реальный вред и того, что испытуемые могут расценить свои действия как игровые(3).

Более распространены лабораторные методы изучения физической агрессии, основанные на том что испытуемые, сознательно введенные в заблуждение экспериментаторами, действуют, искренне веря в то, что они могут каким-то образом причинить реальный вред другому человеку, хотя на самом деле это не так. Существует несколько версий таких процедур.

Басс (1961) испытуемые «наказывали» другого человека (в действительности ассистента экспериментатора) разрядом электрического тока всякий раз, когда тот допускал запланированную ошибку при выполнении заведомо некорректно сформулированного задания. В экспериментах Берковитца (1962,1964) в основе которых лежит аналогичная процедура, испытуемые назначали другому человеку наказание в виде электрических разрядов различной мощности, оценивая, таким образом, успешность выполнения «учеником» данного ему задания.

В процедурах Тейлора (1967) пары испытуемых участвовали в соревнования на время реакции, и после каждой попытки проигравший получал удар током.

Поскольку мощность удара получаемого проигравшим, определяли сами испытуемые, то она и служила показателем агрессии.

Перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Оптимальный метод или подход должен определяться конкретной проблемой, интересующей исследователя. Экспериментальные методики позволяют нам делать более точные выводы о причинно - следственных связях, не исключено, что они будут неприемлемы при изучении некоторых видов агрессивного поведения (например, плохого обращения с детьми, криминальной агрессии). Лабораторные методы дают исследователю возможность наилучшего контроля над ситуацией и посторонними влияниями на интересующее его поведение, не всегда возможно или этично проводить исследование в рамках лабораторной ситуации. Ни одно исследование и ни один вид исследований не может дать ответа на все наши вопросы об агрессивном поведении у людей.

Габеляйн (1981) полагает, что исследователь должен обдумать « применение нескольких различных стратегий исследования для подтверждения своих предположений» (2).

VII .Выводы

Изучив теоретические аспекты изучаемой темы, нами были сформулированы следующие выводы:

Необходимо разграничивать и понимать разницу между следующими понятиями: агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.

Перечисленные понятия смежные, но в каждое из них закладывается определенный смысл, разделяющий их между собой.

Агрессия- это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам существования людей в обществе, наносящее вред объектам, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность - устойчивая черта личности, проявляется в готовности к агрессивным действиям.

Агрессивное поведение-это повторяющиеся агрессивные действия как ситуативной реакции.

Изучив виды агрессии, мы выяснили, что существуют виды агрессии, направленные на внешний объект или предмет, на самого себя (аутоагрессия). Важно изучить каждый из видов агрессии и иметь четкое представление о каждом из них.

Для более продуктивной работы с агрессивными людьми необходимы теоретические знания о факторах, провоцирующих агрессивное поведение. Их несколько:

I.Психологические корни негативных поведенческих проявлений

II.Факторы криминогенного характера

III.Психофизиологические факторы

IV.Факторы психологического риска

V.Ситуативные факторы

Существут множество методов изучения агрессии. Основным является опросник. Другие методы подробно освящены в главе.

Итак, агрессивное поведение, агрессивность влияет на многие стороны личности, деформируют ее. Зная основные «постулаты», на которых базируется агрессивное поведение, есть возможность коррекции или исключения агрессивности в поведении.

VIII . Список литературы

1.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.: Прайм- Еврознак, 2002.-510 с.

2. Бэрон Р. Агрессия: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологического факультета, а также слушателей курсов психологических дисциплин на гуманитарных факультетах вузов РФ. СПб: Питер, 1997.- 330 с.

3.Ениколопов С. Н. Агрессия- одна из форм защиты «Я»// Химия и жизнь - XXI век, № 10 (2006), с. 12-15.

4.Журавлев Д. Подростковая агрессивность- психологическая закономерность или социальный феномен?// Народное образование, № 2(2003), с.185-192.

5. Ковальчук А.В., Рукавишникова Н.Г., Журавлев Д.Н. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. Ярославль: Ярославльский государственный педагогический университет, 2004.-116 с.

6. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2003.- 333 с.

7. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь. СПб: Прайм- Еврознак, 2003.-666 с.

8.Налчаджян А.А. Агрессивность человека. СПб: Питер, 2007.- 734 с.

9. Немов Р.С. Психология: учебник для высших учебных заведений непсихологического профиля. М.: Высшее образование, 2007.-154 с.

10. Новейший психологический словарь. Ростов- на- Дону: Феникс, 2005.-639 с.

11. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся //Вопросы психологии, № 3 (1994), с.61-68.

12. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Воронеж: Институт практической психологии, 1996.- 96 с.

13. Сенько Т.В. Истоки агрессивного поведения детей. Минск: издательство «Минск»,2002.-187 с.

14.Смирнова Е. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание, № 4(2003), с. 62-67.

15. Чепелева Л. М. Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки. Краснодар: Просвещение - ЮГ, 2002.- 62 с.

Подобные документы

    Сущность понятий "агрессия", "агрессивность", "агрессивное поведение". Причины проявления агрессивности. Особенности воспитанников, провоцирующих агрессивное поведение. Упражнения для ознакомления детей с собственной агрессией и способами её выражения.

    презентация , добавлен 28.08.2011

    Виды, основные теоретические подходы изучения психологии агрессии. Агрессивность и агрессивное поведение. Самооценка: сущность и уровень притязаний. Методики экспериментального исследования наличия прямой связи между уровнем агрессивности и самооценкой.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Феноменология агрессии и агрессивности. Теории, объясняющие агрессивное поведение. Факторы, предопределяющие становление и развитие агрессивности в детском возрасте. Агрессивность подростков и коммуникация в группе сверстников: состояние и проблемы.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2010

    Агрессивное поведение как одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации. Причины и последствия обострения расовых конфликтов. Влияние алкоголя и наркотиков на агрессивное поведение человека.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Агрессивность и агрессивное поведение. Основные виды агрессии. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте. Причины и особенности агрессивности детей. Психолого-педагогические основы преодоления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Понятие "агрессия" и "агрессивность" и их основные различия. Причины формирования агрессии, ее основные виды. Стили семейного воспитания. Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе.

    презентация , добавлен 18.12.2012

    Анализ факторов, которые порождают агрессивное поведение. Основные виды агрессии. Теория влечения (психоаналитический подход). Экологический подход, фрустрационная теория (гомеостатическая модель). Теория социального научения (бихевиоральная модель).

    курсовая работа , добавлен 25.10.2013

    Объяснение сущности агрессии различными теориями: психоаналитической, экологической теориями, с позиции фрустрационной теории, теории социального научения. Агрессивное поведение в подростковом возрасте. Методика проведения экспериментального исследования.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2011

    Суть, причины и классификация детской агрессивности. Особенности агрессии детей и подростков. Возрастные различия в проявлении детской агрессивности. Психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей. Способы развития самоконтроля.

    реферат , добавлен 08.09.2009

    Агрессивность как черта личности, ее основные виды и теория социального научения. Факторы возникновения недружелюбного поведения подростков, домашнее насилие. Роль родителей и работа педагогов как средство профилактики враждебности и смены приоритетов.

Существует много определений агрессии.

Агрессия - это активная форма выражения гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Этому определению мы часто отдаем свое предпочтение, но есть и научное определение.

Агрессия - поведение, целью которого является причинение боли, страдания, вреда. Проявляется на основе эмоций или как заученное поведение, имеющее целью - достижение определенных корыстных интересов.

Часто взрослые считают агрессивными детей, которые балуются, ведут себя непослушно, непосредственно, импульсивно, иногда нападают на других детей без видимых причин, громко говорят, перебивают говорящих, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать. Действительно, в раннем возрасте многим детям свойственно определенная агрессивность, детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими, но именно эти, же разочарования, вызваны лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка. И наиболее приемлемым решением проблем для ребенка может стать агрессивная реакция, особенно если у ребенка ограниченные особенности самовыражения или он лишен возможности другим способом удовлетворять насущную для него в данный момент потребность. Агрессия может возникать в двух случаях:

1) как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей.

2) как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу поведения родителей, других значимых для него лиц, литературных или кино - персонажей. Уже в отчаянном плаче младенца нетрудно распознать злость и возмущение. Причина проста: ребенку чего-то не позволяют или в чем-то отказывают, что и раздражает его. В первую очередь это касается физиологических потребностей, которые у ребенка проявляются с такой же силой, как и у взрослого. Однако должно пройти немного времени, прежде чем ребенок научится самостоятельно удовлетворять свои потребности или откладывать и задерживать их удовлетворение, как это делают более взрослые люди.

С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от родителей, особенно от матери. Причем его положение не меняется в течение нескольких лет. Даже если родительское отношение к ребенку полно заботы о нем, взрослые в силу целого ряда причин порой вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует, и навязывать им то, что их сердит и злит. Родители в силу жизненных обстоятельств не всегда могут избежать подобных поступков, несмотря на самые серьезные намерения. Они стараются изо всех сил помочь ребенку освоиться в окружающем мире, но ребенок все равно чувствует себя подавленным.

Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями и контролировать их усложняет жизнь ребенка. Возникшие у ребенка одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становиться для него причиной гнева и раздражения.

Ребенку часто приходиться страдать от ограничений и лишений. Нет такого дня, чтобы какое ни будь его желание или какая- либо потребность не были подавлены. От плача как призыва о помощи он постепенно переходит к отчаянному гневному протесту. Так рождается агрессивность.

Агрессивная реакция - это реакция борьбы за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Агрессия в ряде случаев предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие появления ухода от действительности.

Если гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они могут накапливаться и проявляться нередко, лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до их истинных причин. Поскольку агрессивность уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний, таких как: ревматический артрит, крапивница, прыщи, псориаз, язва желудка, эпилепсия, мигрень и гипертония.

Психологическое ограничение, как и физическое, лишает человека свободы действий. Но возникает оно несколько позже, когда ребенок уже понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является «нельзя», которое родители говорят ему при попытках освоить большой и незнакомый мир. И чем старше становятся дети, тем более будут разнообразные эти «нельзя». Родители могут припомнить много ситуаций, когда дети реагировали гневом на различные запреты.

Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих тоже могут стать источником гнева. Но в данном случае большую роль играют сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде чем на кого-то рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребенок в своих неудачах, переживаемых им некомфортных состояниях винит, например, брата, сестру или мать, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.

До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимание, пока не столкнуться с явными нарушениями поведения. Поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние и социальные связи. Просто ребенок не в состоянии выразить свои истинные чувства никаким другим способом. Он делает то единственное возможное, что может себе представить, чтобы продолжать борьбу за выживание в окружающем мире.

Наблюдая за агрессивным ребенком, можно определить направленность его реакций (на кого он нападает, в каких обстоятельствах и как это случается без какой либо провокации). Внимательные наблюдения помогут взрослым выявить симптомы назревающей атаки со стороны ребенка. Поскольку причиной агрессия является лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от агрессивности. Но даже если это было бы возможно, не следует стремить к этому. Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и положительные стороны. Она может проявлять в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Агрессивность может развить дух инициативы или породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным и безвольным. И это лишь некоторые из проявления агрессивности.

Не следует стремиться полностью, исключить агрессивность из характера детей. Необходимо ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Следует подробнее остановиться на проявлении агрессивного поведения. Это мимическое (выражение лица), поведенческое (действия, поступки), вербальное (слова) выражение гнева и агрессии.

Мимическое выражение гнева включает в себя характерные лобных мышц и бровей: брови опущены и сведены, кожа лба стянута и образует на переносице или прямо под ней небольшое утолщение (у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины). У новорожденных описанное выражение проявляется автоматически и не контролируется. Примерно после первого года жизни мимическое выражение гнева начинает развеваться и ребенок уже способен сдерживать «гневную» мимику.

При мимическом выражение гнева отмечаются изменения в области глаз: они сужаются и приобретают угловатую заостренную форму, утрачивают мягкость, которая присуще округлой форме. Взгляд фиксирован на источнике раздражения, и это важно, так как указывает, куда будет направлена агрессия. Взрослея, человек может научиться отводить взгляд, чтобы скрыть выражение гнева.

При врожденном выражение гнева рот у маленького ребенка распрямляется, приобретает прямоугольную форму; губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться; углы рта становятся резко очерченными. Старшие дети и взрослые в гневе часто стискивают зубы и сжимают плотно губы. Это является результатом социализации. Оскаленные зубы прячутся под плотно сжатыми губами.

При интерпретации мимических проявлений следует подходить осторожно с приобретенным выражением гнева: дети часто хмурятся, стискивают зубы и смотрят на собеседника в упор, но это может быть привычкой, а не выражением гнева. Чем взрослее ребенок, тем больше изменение претерпевает врожденное проявление гнева и тем лучше надо знать индивидуальные особенности ребенка и ситуации, чтобы определить, какую эмоцию он переживает.

На поведенческом уровне можно выделить позу, жесты, действия. Данные проявления скорее следует отнести к приобретенным, обучаемым. Вот самые основные: поза и жесты.

Поза - общее напряжение тела как бы демонстрирует готовность к нападению. Мышцы шеи и спины напрягаются, голова немного опущена (взгляд «исподлобья»), плечи тоже напряжены и слегка приподняты, руки сжимаются в кулаки, ноги напрягаются и немного сгибаются в коленях, туловище слегка наклонено вперед или направлено в сторону раздражителя. Все это можно наблюдать у детей во время сильной ссоры, драки. В процессе взросления дети учатся контролировать выражение гнева, и у них наблюдаются, как и у взрослых, одно или несколько характерных проявлений позы гнева.

Жесты - сжимание, разжимание кулаков, держание в руках различных предметов и манипулирование ими, как бы подготовка к удару, угрожающее движение руками (замахивание, показывание кулаков, фиг и др.) можно наблюдать у маленьких детей. Действие выражения гнева могут быть разнообразными (в данном случае мы можем уже говорить об агрессии).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!