Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Официально-деловой стиль реч. Речевой этикет в деловом общении менеджера

В своей жизни мы играем различные социальные роли. Часто и наше поведение, и речь меняются в зависимости от ситуации, в которой мы находимся.

Деловой стиль речи, примеры текстов которого встречаются в жизни каждого человека, даже не задействованного в офисной сфере, присутствует повсеместно.

Виды стилей речи

Основные стили речи, выделяемые в лингвистике на сегодняшний момент:

    разговорный;

    художественный;

    официально-деловой (часто называют просто «деловой»);

  • публицистический.

В этой статье разберем деловой стиль речи, примеры текстов которого встречаются довольно часто. Каковы его особенности и предназначение?

Деловой стиль речи

Примеры текстов обладают характерными чертами. Отличить от другого будет совсем несложно, если знать его особенности.

Основной функцией деловой речи является информирование, то есть изложение достоверных сведений относительного того или иного вопроса.

Это достаточно лаконичный стиль. Для него характерно компактное изложение. Никаких метафор, крайне редко допускается применение фразеологических оборотов. Иногда он может быть достаточно тяжел для восприятия.


Речи отличаются стандартизацией форм текста.

Очень широко используется различная терминология, наименования. Шире, чем в иных стилях, применяются аббревиатуры. Порядок же слов в предложениях чаще всего прямой.

Примеры делового стиля речи не отличаются насыщенной эмоциональной окраской. Использование образных средств и устоявшихся высказываний допускается лишь в качестве исключения.

Нельзя также назвать этот стиль «характерным» или «личностным». Ведется речь чаще всего от первого лица. Все же тексту в этом стиле присуща довольна слабая индивидуализация.

Когда использовать

Применяется деловой стиль в двух основных видах:

    обиходно-деловой (используется в частных, индивидуальных документах, а также в переписке между различными организациями);

    официально-документальный (применяется при составлении официальных, законодательных, дипломатических документов).


К частным документам относят, к Это наименее формальный документ, в котором практикуется и применяется деловой стиль речи. Примеры текстов подобного рода можно встретить в автобиографии политиков или общественных деятелей. Однако в этих случаях чаще используется художественный или речи. Необходимость же в создании подобного документа может возникнуть у любого человека. Например, при официальном запросе в государственные органы. Поэтому нижеприведенную структуру автобиографии стоит рассматривать исключительно как схему для написания официального документа. Он должен включать:

    название документа;

    текст самой автобиографии (минимальная информация включает ФИО, место и дату рождения, информацию о полученном образовании, краткую информацию о предыдущем и текущем местах работы, о семье);

    дата (под текстом располагается слева);

    подпись (под текстом располагается справа).

Примеры

Я, Шимова Ирина Ивановна, родилась в г. Мариуполе 17 декабря 1967 года. Проживаю в Киеве.

Окончила СШ №8 города Мариуполя в 1984 г. и поступила в ПТУ №1.

По окончании училища поступила на работу в Киевский литейный завод на должность наладчика. В настоящее время работаю там же, занимаю должность заместителя начальника отдела.

Замужем за Шимовым Андреем Петровичем. Имею сына Шимова Ивана Андреевича (19.10.1990).

06/03/2016 Шимова И.И.

Кстати, самые обычные документы, с которыми сталкиваемся мы все с завидной регулярностью, тоже составляются с использованием именно этого стиля речи.

Деловой стиль документа, языка, речи, письма встречается часто. Некоторые формы таких текстов - значительно реже. Например, исковые судебные заявления.


Как использовать

Присущие рассматриваемому стилю формы достаточно разнообразны, несмотря на их стандартность. Клише, знакомые словосочетания, обилие сложных союзов - все это характеризует официально-деловой стиль в деловых текстах.

Примеры наиболее распространенных средств языка:

    Различные названия и наименования.

    Канцеляризмы (вышеуказанный, упомянутый, нижеподписавшийся).

    Обычные литературные слова, которые со временем получили особое значение (наименования должностей, официальных лиц).

    Обилие сложных союзов (в связи с тем что, ввиду того что, в силу того что, вследствие того что и др.).

    Клише и штампы (за отчётный период, привлечь к ответственности, на основании вышеизложенного, принимая во внимание).

Необходимо также отметить, что наименование профессий используется исключительно в мужском роде даже в том случае, если специалист женщина (начальник отдела снабжения Самсонова А.Г). И, как уже было сказано, деловой стиль отличается сухостью, отсутствием эмоционально окрашенных слов.


Г^П Вспомните основные признаки официально-делового LLJ стиля: а) назначение; б) в какой обстановке используется; в) виды и жанры; г) особенности лексики; д) другие особенности (характер формулировок, требования 1С оформлению и т. д.).

Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.
Основные стилевые черты: а) точность, не допускающая иною толкования; б) неличный характер; в) стандартизован- ность, стереотипность построения текста; г) долженствующе- предписывакнций характер.
Остановимся па каждой из этих особенностей.
Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи - ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов.
Неличный характер деловой речи выражается в том, что в пей отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоимения 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределенно-личном значении. Кроме того, часто употребляются собирательные существительные: выборы, граждане, войско, оружие.
Стандартизованность этого стиля речи характеризуется обилием устойчивых оборотов деловой речи: по истечении срока, вступать в законную силу, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и т. д.
Предписывающий характер деловых документов побуж-дает к использованию неопределенной формы глагола, иногда цепочек глаголов - взаимосвязанных инфинитивов. Для усиления категоричности используются стилистически окрашенные наречные слова: необходимо решительно устранять, обязан беспрекословно выполнять. Например: Предприниматель обязан: выполнять обязательства, вытекающие из законодательства... заключать... трудовые договоры... полиостью рассчитываться со всеми работниками... осу-ществлять социальное... и иные виды страхования... вы-полнять решения... (Закон РФ «О предприятиях и пред-принимательской деятельности».)
Общие признаки официально-делового стиля речи: в лексике: широкое употребление стандартных оборо тов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера;
в морфологии: употребление глаголов несовершенно го вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества отыменных предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что); отглагольных существительных в форме родительного падежа; су ществительных мужского рода для обозначения лиц жене ко го пола по их профессии (лаборант Петрова, студент Ива нова);
в синтаксисе: осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены).
В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание. Однако в некоторых (например, протокол, отчет, договор) наблюдается и повествовательная манера изложения.
Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них.мы не найдем изобразительных средств языка.
457. Отметьте признаки официально-делового стиля в приведенных статьях Конституции Российской Федерации. Выпишите из них слова и словосочетания, характерные для данного стиля. Про анализируйте строение предложений, форму выражения сказуемых во всех случаях и сделайте вывод.
Глава І. ОСНОВІ)! КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
С т а т ь я 1.
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека п гражданина - обязанность государства.
Статья 3.
Носителем суверенитета и единственным источником пласти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
1. Разберите по составу выделенные слова. ^LJ 2. Выпишите и объясните (письменно) значение заимствованных слов.
."5. Подберите гнезда однокоренных слов к словам: а) право; б) свобода: в) человек.

4. Запишите первые три статьи Конституции РФ как самодиктант.
В производственной, научной сфере нередко используется такой документ, как характеристика учебной или профессиональной деятельности.
458. Составьте характеристику одного из учащихся вашего класса (например, в приемную комиссию того учебного заведения, куда он намерен поступать после окончания школы, или директору предприятия, учреждения, организации, если этот учащийся собирается поступать на работу). Не путайте характеристику с сочинением о друге.
Предлагаем примерный план, которым можно воспользоваться.
Общие данные (фамилия, имя, отчество, год и место рождения).
Сведения об учебе (аргументированные).
Интересы, увлечения, способности.
Взаимоотношения в коллективе, с товарищами.
Вывод, пожелания.
Указание на цель составления характеристики.
Характеристика всегда подписывается руководителем организации (предприятия), где характеризуемый учится иди работает, заверяется печатью, и указывается дата.
При написании этого делового документа старайтесь использовать лексику официально-делового стиля речи.
В настоящее время в официально-деловой сфере общения появляется много новых слов. Составьте по 2-3 словосочетания со следующими словами:
Мэр, мэрия, департамент, коммерсант, менеджер, брокер, акция, дивиденд, спонсор, меценат.
Из газет, радио- и телепередач подберите еще 10-12 слои, отражающих новые явления в официально-деловой сфере; зашипи те их и дайте краткое толкование, используя словари.
Распределите приведенные ниже слова, словосочетания и выражения по группам: а) имеющие официально-деловую окра тленность; б) входящие в лексику всех книжных стилей, В ТОМ ЧТИЛО и официально-делового; в) не употребляющиеся в официально деловом стиле.
I. Иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, один-одинешенек, констатировать, терем, заводище, истец, командировочное удостоверение, заявка на участие, распорядок дня, в окрестностях города, принять к сведению, меланхоличный, делопроизводство.
И. Торжественное открытие, короткая память, мешанина, сойти с рук (фраз.), новое назначение, регистрация брака, освидетельствование, лабораторные испытания, текущи й (в значении «нынешний»), юнец, тезка, безотлагательно, су-дить да рядить, уведомление, нижеследующий акт. необхо- д и м о о с у щ е с т в л ять.
III. Рекламация, неустойка, кассационная жалоба, аукаться, чарующий, ходатайство, в плановом порядке, добрый молодец, кумир толпы, попридержать язык", отгрузка товара, подсчитать свои возможности, избушка, вперегонки, имену-емый, морфема, ингаляция, фрезер, поставить в известность.
Задания но языку рынка.
а) Запишите толкование слов (см. ниже).
1) Брокер. 2) Валюта. 3) Ваучер. 4) Дебитор. 5) День ги. 6) Контракт. 7) Кредитор. 8) Прибыль. 9) Продюсер. 10) Товарооборот.
Толкования слов (для выбора).
1) Владелец кинофирмы. 2) Процесс обращения продуктов труда. 3) Сумма, на которую доход превышает затра ты. 4) Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквива-
іепта. 5) Приватизационный чек. 6) Должник. 7) Договор, "¦оглашение со взаимными обязательствами сторон. 8) Биржевой специалист. 9) Денежная единица той или иной страны. 10) Заимодавец.
б) По данному определению найдите соответствующий термин.
1) Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств. 2) Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счет. 3) Отрезной галон цепной бумаги. 4) Поручитель, гарант, финансирующее лицо или организация. 5) Соотношение между денежными единицами различных стран. 6) Нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах. 7) Торговая сделка па основе натурального обмена. 8) Погашение облигаций государственных займов. 9) Документ, удостоверяющий нрава держателя акций.
Слова-термины: бартер, концессионер, купон, маклер, номинал, паритет (валютный), сертификат, спонсор, тираж.
в) Дайте толкование слов.
Актив, артикул, вексель, гарантия, демпинг, дилер, квота, маркетинг, негоция, реквизиты, рента, рэкет, рэкетир, ссуда, супермаркет, таможня, тариф, фирма, цент.
rfl В повседневной жизни приходится нередко писать заявления, автобиографию (при поступлении в учебное заведение, на работу). Поэтому необходимы умения и навыки в составлении этих бумаг.
Не забывайте об общих требованиях, предъявляемых к деловому письму, а именно: точность, краткость, ясность излагаемого содержания, юридическая обоснованность, единая внешняя форма, общепринятое, стандартное расположение частей текста или реквизитов.
Р скв и зиты - обязательные состави ы е ч а с т и д е л о в о г о письма или д о к у м е н т а.
При написании заявления часто возникают споры: как следует писать: заявление Ивановой А. И. или от Ивановой А. И.
Обычно предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается и вторая - с предлогом. Это можно объяснить грамматической связью: заявление от кого?, так же как, например, письмо кому от кого?
Иногда применение формы без предлога вызывает неко торое неудобство, если, например, рядом оказываются две фамилии в родительном надеже:
Директору школы Ивановой А. И.
Петровой II. II.
С точки зрения требований к составлению деловых бумаг и грамматики то и другое совершенно верно.
Причиной спора иногда бывает и строчная буква в слове заявление.
Если исходить из грамматических норм, то слово «заявление» надо писать со строчной буквы, так как начальная часть документа является одним предложением:
Директору школы № 15 А. И. Иванову преподавателя Петровой Н. П.
заявление. Итак, составные части документа (заявления, заявки, до-веренности и т. д.):
кому (название учреждения пли должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества);
от кого (фамилия, имя, отчеств:) - в род. п., а также должность);
заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная или служебная записка и т.д.);
текст документа (просьба, объяснение, сообщение);
дата (слева) и подпись (справа);
адрес (дается иди сверху после фамилии перед заголовком, или после указания числа снизу).
Иногда в документе подробно излагается просьба, ее при чина, указывается перечень прилагаемых документов (их названия, когда и зачем выданы).
Прилагаться могут- справки, документ об образовании, автобиография и т. д.
463. I. Напишите заявление в приемную комиссию института (техникума), в который вы собираетесь поступать. Не забудьте, что к такому заявлению прилагаются требуемые документы.
ІГ. Объясните написание слов.
Д..ректор, р..кв..зиты, пр..л..гается, об..снова(?)ный, тра дип..о(?)пый, ком(?)ентировать. инициатива, уч(?)реждс ние, довере(?)ность, об(?)яснительная записка, с.лтр..води тельный документ, администратор.
і. Напишите деловой документ в театр (кинотеатр) е просьбой выделить билеты для посещения спектакля. Что конкретно вы толжпы указать в этом документе? На имя кого нужно сто написать? Как этот документ будет называться?
II. Подберите слова, связанные с театральной лексикой.
Попробуйте составить несколько деловых бумаг различного характера, пользуясь приведенной выше схемой:
а) заявление о приеме на работу (на курсы); б) заявку на посещение выставки (в музее, картинной галерее) или на организацию экскурсии: в) доверенность па получение книг для школьной библиотеки из магазина.
Прочитайте подготовленные вами документы.
Расскажите о происхождении и значении слова автобиография. Напишите автобиографию, используя предложенную схему, обратите внимание на употребление обособленных приложений
в этом виде деловых бумаг.
ГУ"! После заголовка Автобиография в виде связного текста LU пишутся следующие данные:
фамилия, имя, отчество (я, Иванов Иван Иванович); дата и место рождения;
родители (их полное имя и отчество, чем занимаются); образование;
начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения);
указать (если имеются) поощрения, награждения;
дата (слева) и подпись (справа).
Прочитайте автобиографию С. Есенина и отрывок из автобиографии А. Твардовского.
АВТОБИОГРАФИЯ
Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уез. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мат ь Татьяна Федоровна.
Детство провел у деда и бабки по матери в другой части седа, которое паз. Матово.
Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мис было три-четыре года.
Помню лес. большая канависгая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а базі 9
бушка всс приговаривает: «Иди, иди, ягодка. Бог счастье даст».
Часто собирались у пас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого.
Нянька - старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слу щают и знают все крестьянские дети.
Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, зауныв пые. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и Священную историю.
Уличная же моя жизнь была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе но чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питал ся вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят.
После, когда я возвращался, мне частенько влетало.
В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки.
Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют лупу, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.
Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5.
Влияние па мое творчество в самом начале имели дере венские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковно-славянского языка. Это все, что я вынес.
Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из по этов мне больше всего правился Лермонтов и Кольцов. По зднее я перешел к Пушкину.
1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Ша нявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню.
В это время у меня была написана книга стихов «Раду ница». Я послал из них некоторые в петербургские журна лы и, не получая ответа, поехал туда сам. Приехал, отыскал
Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.
Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т. д. Это было весной 1915 г. А осенью этого же года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему.
Он отыскал мне издателя М. В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г.
В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумни-ком. Позднее с Андреем Белым.
Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно.
году произошла моя первая женитьба на 3. И. Райх.
году я с ней расстался, а после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918 - 1921 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбургских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках.
1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.
После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому.
Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, по зато это то самое, что растило у пас. Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.
Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить.
Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны - мной, а с другой - Шершенсвичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что тто- 1. 11 В іаотіков 321
эт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово.
Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди. 1924 2О/VI.
АВТОБИОГРАФИЯ
Родился на Смоленщине, в 1910 году, 21 июня на «хуторе пустоши Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским.
В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно и, может быть, тем труднее, что наша фамилия в обычном обиходе снабжалась еще шутливо-благожелательным или ироническим добавлением «пан». Отец был человеком грамотным, даже начитанным, по-деревенски. Мать моя, Мария Митро- фановна, была очень впечатлительна и чутка, даже не без с е н т и м е н т ал ь н ости.
Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой.
Что стихи можно сочинять самому, я понял в связи с тем, что гостивший у нас в голодное время летом дальний наш родственник по материнской линии, хромой гимназист, как-то прочел по просьбе отца стихи собственного сочине-ния. Лет тринадцати я как-то показал свои стихи одному молодому учителю. Ничуть не шутя, он сказал, что так писать не годится, все у меня до слова понятно, а нужно так, чтобы пи с какого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано, таковы современные литературные требования. Он показа.м мне журналы с некоторыми образцами тогдашней - начала 20-х - поэзии. Какое-то время я упорно добивался в своих стихах непонятности. Это долго не удава-лось мне, и я пережил тогда, пожалуй, первое по времени горькое сомнение в своих способностях. Помнится, я, наконец, написал что-то уже настолько непонятное ни с какого конца, что ни одной строчки вспомнить не могу оттуда и не знаю даже, о чем шла речь. Обучение мое прервалось по су ществу с окончанием сельской школы. Годы, назначенные для нормальной и последовательной учебы, ушли.
Восемнадцатилетним парнем я приехал в Смоленск. Не мог долго устроиться не только на учебу, но даже на рабо
ту. Поневоле пришлось принимать за источник существования грошовый литературный заработок и обивать пороги редакций.
Ifyll 1- Чем отличается текст служебной автобиографии (например, 1 вашей) от текста автобиографии литературной?
2. Приведите примеры слов, словосочетаний из автобиографий С. Есенина и А. Твардовского, которые можно отнести к художественному стилю речи.
3. Найдите в текстах автобиографий другие признаки художественного стиля речи.
Составьте документ от имени дирекции вашей школы заведующему городской библиотекой с просьбой разрешить вам пользоваться фондами отдела редких книг для написания реферата по творчеству поэтов или писателей конца XIX - начала XX века; в конце документа укажите, что школа несет ответственность за сохранность кпнг. Как будет называться этот документ? Какими языковыми и грамматическими средствами вы воспользуетесь при написании этого документа?
Представьте себе, что від пропустили занятия в школе и вам необходимо дать по этому поводу письменное объяснение. Составьте его: изложите причину случившегося, приложите документы, подтверждающие достоверность вашего объяснения (если это потребуется).
Найдите план составления деловой бумаги и воспользуйтесь им при необходимости.
По приведенным ранее схемам составьте следующие документы: доверенность, расписку, заявление, заявку, объяснительную
записку.
Составьте и красочно оформите объявление о предстоящем новогоднем вечере. Не забудьте указать, когда и где он будет проходить, какова его программа, от чьего имени дается объявление. Объявление может быть составлено как в деловом стиле, так и в художественном. Какое из них, по-вашему, будет иметь больший успех?
Перед вами предложения и документы, которые вполне могут быть опубликованы под рубрикой «Нарочно не придумаешь». Найдите в них ошибки и там, где это возможно, исправьте их. Почему некоторые из примеров нельзя отредактировать?
В своей комедии Грибоедов очень остро поставил целый ряд важнейших проблем того времени (н.і сочинения).
В связи с намечающимся в октябре месяце сего года ремонтом оборудования возникла потребность в обеспечении участка запасными частями и деталями, которыми убе-
дительно просим вас удовлетворить в сроки, предшествующие ремонту (из докладной записки).
Благодаря драке двух моих коров из-за стойла я вы-нуждена была обратиться к ветеринару по причине поломки рогов одной из участниц, в результате я не вовремя сдала свое молоко (из объяснительной записки).
Прошу вашего разрешения довести до нашего сведения, что в вверенном вам отделе неоднократно на протяжении этого месяца но вечерам происходят- весьма странные дела: пропадает мой любимый веник, мусора нет, а па подоконниках исчезли цветы и пыль. В результате вышеизложен-ных фактов я по вечерам лишаюсь работы и чувствую себя выбитой из сил (из заявления).
С целью борьбы за повышение успеваемости повысим умственный потенциал за плоды своей учебы (из объявления).
473*. Исправьте документы, если сможете.
В бухгалтерию автокомбината № 17 от Скворцова Л. Л., слесаря
доверенность.
Я, Скворцов Л. Л., доверяю получить деньги, заработанные мной за октябрь месяц сего года (в размере 3000 руб-лей), моему товарищу и другу слесарю Глухарю И. II. в связи с плохим состоянием здоровья.
Прошу вас. взять с него расписку в получении денег и принесении их мне.
2.11 с./,. Скворцов
Іредседателю
рофеоюзпого бюро завода «Путь к сознанию» Уряшкину Л. И.
от руководителя
ансамбля народных инструментов Кукушкина С. С.
объяснительная записка.
Довожу до Вашего сведения, что полученные мною музы кальные инструменты в количестве 2 HIT. (балалайка и баян) возврату не подлежат. Первая -как пришедшая в негодность
в результате поломки в результате давки в автобусе. Л у баяна продавлены меха сапогом неопознанного гражданина но причине скопления пароду и как следствие этого факта ремень был сорван, баян упал, понеся физические и моральные потрясения. Прошу не.тишать меня материального вознаграждения за проведенный концерт в подшефном совхозе. I [иженодп исавш ннся
13.1 с. г. Кукушкин
¦474. Выразительные средства языка оживляют пашу речь, делают ее более эмоциональной. Справедливо ли это мнение применительно к стилю деловой речи? Прочитайте и определите, можно ли считать деловым документом заявление, приведенное ниже.
Определите стиль речи. Назовите жанр. От какого лица ведется повествование?
Пандите нарушения общепринятых языковых норм: а) в подборе слов (их уместность, точность, соответствие данном}" стилю); б) в сочетании слов; в) в образовании форм слова; г) в построении предложения.
Укажите элементы официально-делового стиля, явно не соответствующие изображаемой ситуации, создающие комический эффект.
Заявление
Состоя во вверенной вам канцелярии, сообщаю, что, возвращаясь вчера после трудового дня, я был остановлен ка-ким-то социально опасным преступником, который, подойдя ближе, велел спять зимнее с барашковым воротником пальто.
Удивившись наглому требованию, я удивленно посмотрел, заявив, что при мне пег казенных денег, а если бы они и были, го я не отдал бы и лучше смерть.
Тогда взбешенный неудачен преступник снова велел снимать единственное пальто. Не растерявшись и сняв пальто, я остался в одном легоньком пиджаке, каждую минуту рискуя простудиться и тем самым манкировать в дальнейшем службой.
Сняв с меня еще и галоши государственной резиновой фабрики - и, так сказать, народное достояние,- преступник обратился в бегство.
Закричав через полчаса о помощи, я был поднят прохожим и отвезен домой.
Оставшись в настоящее время совершенно раздет ын г.месте с моей престарелой матерью и не надежд, па бога как на религиозный предрассудок, я обращаюсь с пок"орпейппч"і просьбой о выдаче мне из казенных сумм субсидии па предмет покупки зимнего пальто хотя бы без ворот пика.
Ко 11 ст. ! Іечен кнп.
Узнали ли вы «героя» рассказа М. Зощенко «Три докумен- L" ^ j| та»? Прочитайте этот рассказ, чтобы узнать до конца историю.
Объясните особенности использования автором языковых средств.
3. Попытайтесь перестроить приведенные предложения, согласуй их с литературной нормой, и проанализируйте их с точки зрения особенностей лексики, синтаксиса, морфологии.
475*. Прочитайте тексты грех законов. Сравните их язык; выявите различия: а) в используемой лексике; б) в устойчивых сло-восочетаниях; в) в манере, стиле изложения мыслен.
Чем вызваны эти различия? Какие нравственные нормы общества просматриваются за статьями законов в нервом, втором и третьем случаях? Что в них меняется, а что остается вечным, общеприз-нанным?
I. (§ 120) Если человек ссыпет свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача, или хозяин дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, то хозяин хлеба должен клятвенно указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне.
(§ 122) Если человек отдает человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и может отдавать па храпение.
(§ 159) Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкун, обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: «Я не возьму твоей дочери», то отец девушки может забрать все, что было принесено ему. (§ 160) 1т. І и человек принесет в дом тестя брачный дар и отдаст ВЫКУП, а затем отец девушки скажет: «Я не отдам тебе моей дочери», то он должен вернуть вдвойне все, что было принесено ему.
Законы Хаммураии, царя Вавилона (Законы (законник) Хаммурапи, правившего Вавилоном в XVIII в. до и. э., дошли до нас почти целиком)
П. Статья 1. Законодательная власть осуществляется двумя собраниями: палатой депутатов и сенатом.
Палата депутатов назначается всеобщим голосованием, согласно условиям, определенным избирательным законом.
Состав, способ назначения и полномочия сената определяются особым законом.
Статья 2. Президент республики избирается по абсолютному большинству голосов сенатом и палатой депутатов, соединенными в национальное собрание. Он избирается на 7 лет. Он может быть переизбран.
Из Конституционного закона об организации государственных властей 25 февраля 1875 г. (Франция)
III. Титул IX
Об отцовской власти
Статья 371. Дети, во всяком возрасте, должны оказывать своим отцу и матери почтение и уважение.
Статья 372. Дети остаются под властью родителей до достижения совершеннолетия или до освобождения из-под власти.
Статья 373. Отец один осуществляет эту власть во время существования брака.
Статья 375. Отец, который имеет очень серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, может пользоваться следу ющ и ми м е рам и йен ра в л с 11 и я.
Статья 376. Если ребенок не достиг 16 лет. то отец может лишить его свободы на срок, который не может превышать месяца; в этих целях председатель трибунала округа должен, но просьбе отца, выдать ордер на арест.
Из Гражданского кодекса 1804 г.
(Кодекс Наполеона)
Ітут-^І Назовите основные стилевые черты, общие их признаки в лек- сике, морфологии, синтаксисе этих законов.
476*. 24 декабря 1714 года Петр Первый издал следующий указ. Постарайтесь правильно вслух прочитать его и передать его смысл.
Понеже многие лихоимства умножались, между которы-ми и подряды вымышлены и прочие тому подобные дела, которые уже наружу вышли, о чем многие, якобы оправдая себя, говорят, что сие не заказано было, не рассуждая того, что все то, что вред и убыток государству приключить может, суть преступления. И дабы впредь плугам (которые ни
но что иное тщатся, точию мины под всякое доброе делать и несытость свою исполнять) невозможно было никакой отговорки сыскать: того ради запрещается всем чинам, которые у дел приставлены, дабы не дерзали никаких посулов казенных и с народа собираемых денег брать торгом, подрядом и прочими вымыслами. А кто дерзнет сие учинить, тот весьма жестоко на геле наказан, всего имения лишен, шельмован и из числа добрых людей извержен или и смертию казнен будет; то же следовать будет и тем, которые ему в том служили, и через него делали, и кто ведали, а не известили, хотя подвластные или собственные его люди, не выкручаяся тем, что страха ради сильных лиц, пли что его служитель, а дабы неведением никто не отговаривался велеть всем у дел будучим к сему указу приложить руку, и впредь кто к которому делу приставлен будет прикладывать, а в народе везде прибить печатные листы.

1. Чтобы легче было воспринять содержание текста, выполните следующие задания: быстро, бегло прочитайте указ, постарайтесь уловить общий его смысл. Выразите его коротко, по- своему, без тщательного редактирования; прочитайте текст еще раз и ответьте на вопросы:
Какова его тема: о чем говорится в указе, о каких людях и каких государственных преступлен и я х? Какие наказания предписаны указом?
К кому обращается царь в этом указе, на чыо помощь он рассчитывает и прямо говорит об этом?
Прочитайте и разберите указ по предложениям, выявляя все его детали: перечень каких лихоимств дается в указе, чем, чьими интересами мотивируется указ, что, согласно указу, считается преступлением и т. д.
Выпишите и проанализируйте непривычную для вас лексику, непривычные формы слов: их грамматическое значение и современный эквивалент (замену современным словом, формой слова, словосочетанием).
Проведите наблюдение над синтаксисом текста, сделайте общий вывод о соотношении простых и сложных предложений, сложносочи-ненных и сложноподчиненных, о союзах, о месте сказуемого в предложении и морфологических средствах выражения сказуемого.
Обратите внимание на порядок слов в предложениях и словосочетаниях. сопоставьте его с современным порядком слов.
Проанализируйте постановку знаков препинания в тексте указа, сопоставьте ее с современной пунктуационной нормой.
Изложите текст указа (письменно) с соблюдением норм совре-менного литературного языка. Старайтесь не упустить детали. Оставляйте только те устаревшие слова, которые современный чи-татель правильно поймет в контексте без обращения к справочной! литературе.
Назовите основные признаки официально-де.нового L^J стиля речи.
В чем его отличие от других стилей речи?
Что общего у официально-делового стиля и научного стиля речи?
Расскажите о лексических, морфологических, синтак-сических и стилистических особенностях официально-делового стиля речи.
Какие жанры официально-делового стиля речи вы знаете? Расскажите о них. 480.

«Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тыся­чу», - утверждает солдатская мудрость.

Успешная деятельность фирмы, ее имидж в определен­ной степени зависят от того, насколько правильным языком разговаривают ее руководители и служащие, насколько гра­мотно и литературно они ведут переписку.

Невозможно переоценить значение речи (словесного об­щения) для руководителя. Это:

Инструктаж подчиненных;

Выступление на собрании, совещании;

Постановка задачи;

Дружеская и воспитательная беседы;

Ошибок подчиненных.

Менеджер находится в постоянном общении: в непосред­ственном диалоге (с подчиненными, руководителем, сослу­живцами, посетителями офиса) и опосредованном (телефон, электронная почта).

В общении с другими людьми менеджер проводит значи­тельную часть рабочего времени, поэтому ему необходимо владеть правилами речевого этикета.

Самое главное и трудное в речевом этикете - это уме­ние слушать других людей. Слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость «говорения» в 4 раза меньше скорости мышления. Поэтому ¾ возможностей мозга не задействова­ны в слушании и ищут себе применения. И обычно находят его в посторонних мыслях. Так как люди не умеют слушать другого, даже сосредоточившись на предмете, они многое упускают. Происходит это оттого, что человек очень быстро переключается на собственные мысли. Собственные мысли человека и внешние помехи отвлекают внимание собеседни­ков тем незначительнее, чем важнее и интереснее информа­ция и сам собеседник. Для получения исчерпывающей инфор­мации менеджеру следует внимательно слушать своего ру­ководителя, коллег по работе, подчиненных, делового партнера. Иначе вам придется все время переспрашивать, а это подорвет ваш авторитет.

Нельзя перебивать собеседника, следует дослушать его до конца, особенно если он чем-то раздражен. «Дайте парт­неру возможность выговориться» - это один из методов, помогающих погасить конфликт или не допустить его. Вни­мательно слушая, мы отдаем приоритет мыслям говоряще­го перед своими (скрытый комплимент). Наоборот, переби­вая, мы как бы говорим: «Послушай лучше меня, мои мыс­ли ценнее твоих. А все, что ты хочешь сказать, я и так знаю». Кроме того, перебивая собеседника, вы не только сбиваете его с мысли, но и сами можете упустить часть важной информации.

Будьте по возможности кратки. Не стоит отнимать время у других своим многословием. К тому же многословие - при­знак неуверенности. История сохранила предание о том, как спартанцы реагировали на многословного оратора: «Начало твоей речи мы забыли, середину промучились, и только ко­нец нас обрадовал».

Если человек никак не может подобрать нужное слово, закончить фразу, не следует делать это за него, подчерки­вая, что вы более сообразительны. В этом случае говорящий может почувствовать себя униженным, менее сообразитель­ным, чем тот, кто ему «помогает». Упаси Вас Бог подсказы­вать своему начальнику. Такая демонстрация собственного превосходства, естественно, вызовет у начальника крайне неприязненное отношение к подчиненному.

Менеджер, как и любой другой работник, должен вла­деть культурой речи, которая определяется объемом актив­ного словаря, дикцией, а также владением речью.

Умение правильно говорить подобно умению со вкусом одеваться. Человек, который смешивает в своей речи эле­менты разных языков, выглядит также как надевший крос­совки к строгому костюму. Грамматический строй деловой речи хотя и подчиняется общим нормам и требованиям, однако имеет некоторые отличия. Так, например, относительно редко используются в деловой речи прилагательные («уважаемый…» используется только в деловых письмах), совсем не исполь­зуются междометия, местоимения (он, она). В речевом эти­кете не рекомендуется говорить о присутствующем в тре­тьем лице, потому что складывается впечатление, что вы либо его не уважаете, либо не помните, как его зовут.

Еще одной особенностью деловой речи можно считать почти полное отсутствие таких грамматических средств вы­разительности, как уменьшительные или увеличительные суффиксы существительных (понедельничек, календарики, связюшки). Приведенные слова приходилось слышать от на­ших деловых партнеров. Уверена, что использование умень­шительных суффиксов в данном случае подчеркивает зави­симость позиции говорящего.

Воспитанные люди не допускают в своей речи жаргонных выражений. Хотя популярные кино- и телефильмы могут за­ставить вас поверить в то, что короткие крепкие словечки стали привычными для всех, не обманывайтесь на этот счет. Вульгарный язык никогда не был и никогда не будет прием­лем в деловых кругах. Случайные слова типа «черт» или «дрянь» большинство людей может выдержать. Но более сильные выражения строго запрещены. Если у вас существует подобная «брешь» в речи, начните работать над очисткой своего словарного запаса от вульгарных выражений.

Если же вы сталкиваетесь с человеком, который выража­ется нехорошими словами, то у вас есть два варианта на выбор: проигнорировать такое поведение или просто уйти.

Главное, ни в коем случае не опускайтесь до его уровня. Если «крепкие» слова употребляет сотрудник вашего пред­приятия, мягко, спокойно попросите его «не выражаться».

Независимо от того, как хорошо вы одеты, на какой фирме вы работаете, употребление жаргонных слов уменьшит до­верие к вам. Например, надо говорить «да», а не «ну»; «все в порядке», а не «порядочек».

Не менее вредна и привычка щеголять книжной лекси­кой, сложными словами, особенно если их употребляет не действительно начитанный человек, а тот, кто хочет пус­тить пыль в глаза. В деловом разговоре вполне можно обой­тись без мудреных научных терминов. Не стоит напрягать собеседника, даже если он хорошо образован. Не нужно употреблять слово «индифферентно» вместо «равнодушно», «ординарный» вместо «обыкновенный», «толерантный» вме­сто «терпимый к чужим мнениям». Так, например, прези­дент, поздравляя женщин с 8 Марта, пожелал им быть то­лерантными. Чтобы понять, что он имел в виду, пришлось обратиться к словарю. Также в процессе предвыборных де­батов 11 марта 2004 г. И. Хакамада, говоря о необходимости инвестиций в науку, сказала о том, что нужно создавать венчурные фонды. Причем она предварила свое высказыва­ние словами: «Думаю то, что я сейчас скажу, половина лю­дей не поймет». Это, безусловно, ошибка. Нельзя использо­вать в своей речи слова, непонятные большинству присут­ствующих.

Не употребляйте слов, значение которых вы не знаете точно. Рано или поздно это может подвести вас.

Нежелательно также излишнее употребление иностран­ных слов. В том случае, когда можно подобрать соответству­ющее русское слово, надлежит пользоваться им. Хотя, бес­спорно, некоторые иностранные слова прочно вошли в язы­ковой обиход, например компетентность, лидер, интеллект, дифференцировать и др.

Максимально простой и ясной должна быть устная речь в отличие от письменной. Однако часто канцеляризмы и штам­пы усложняют речь делового человека, делают ее невразу­мительной и скучной.

«- Мы, управляющие дома, - с ненавистью заговорил Швондер, - пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квар­тир дома…

Кто на ком стоял? - крикнул Филипп Филиппович. - Потрудитесь излагать ваши мысли яснее». (М. Булгаков «Со­бачье сердце».)

Часто в речи присутствуют слова и целые фразы, повто­ряющие уже сказанное, особенно при употреблении иноя­зычных слов (внутренний интерьер, интервал перерыва, про­мышленная индустрия, памятный сувенир, психология де­лового бизнеса). Такое дублирование может свидетельствовать о том, что говорящий неясно представляет предмет своей речи или значение некоторых слов. Так образуются бессмыс­ленные словосочетания типа «масло масляное».

Некоторые из таких словосочетаний состоят из очень про­стых слов и свидетельствуют об элементарной небрежности. Например, в мае месяце, пять человек рабочих, ведущий лидер, юный вундеркинд.

Менеджер работает с людьми, поэтому словам, сказан­ным им, придается большое значение. Отсюда требования к подбору слов (словарному запасу), общей эмоциональной ок­рашенности речи, к ее содержательной стороне и прочим ее характеристикам, включая технические (дикцию, темп речи, ритм и т. п.) Ведь если менеджер имеет плохую дикцию, не­четко произносит слова, особенно окончания, его речь мо­жет быть неверно понята, из нее могут быть сделаны не­нужные, неверные выводы, что может повлечь за собой са­мые непредвиденные последствия.

Тренировать произношение, как пишет И. В. Денисова, можно читая вслух. Еще лучше найти время и записать свой голос на магнитофонную пленку. При прослушивании сразу станут очевидны недостатки дикции. Этот способ помогает исправлять даже дефекты речи. Если возможно, дома запи­шите любой свой доклад, который вы собираетесь сделать, например, вышестоящему руководителю, на видеомагнито­фон и просмотрите запись на предмет произношения, дик­ции, жестикуляции. Или просто тренируйте свою речь пе­ред зеркалом.

Собеседником в первую очередь воспринимается тон речи. Именно он оказывает позитивное или негативное влияние на слушающего. Как писал Бернард Шоу: "Есть 50 способов ска­зать слово «да» и 500 оттенков слова «нет». Тон речи может быть резким и безразличным, насмешливым и тревожным, интонации - командными, гневными и просительными. Если вы пытаетесь убедить собеседника, то убеждение должно быть доброжелательным, конструктивным; избегайте раздражи­тельности, повышения голоса, но не будьте монотонны.

Тональная окраска речи может помочь наладить эмоцио­нальный комфорт диалога с посетителем, сотрудником. По интонации говорящего судят о его настроении и отношении к обсуждаемому вопросу.

Одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжела­тельно, ласково или подчеркнуто сухо, дерзко, высокомер­но в зависимости от их общей звуковой окраски. Русский фи­лолог М. М. Бахтин писал: «Интонация всегда лежит на гра­нице словесного и несловесного, сказанного и несказанного».

Общая звуковая окраска речи может подкреплять смысл, переданный составом слов высказывания, но иногда проти­воречит ему, заставляет нас понимать это высказывание со­вершенно по-другому. Например, фраза: «Я в восторге!» без интонации восторга сразу приобретает иронический смысл, противоречащий ее буквальному значению. Или слово «спа­сибо!» Им выражают, например, благодарность за выполнен­ную работу, на которую было затрачено достаточно много времени. «Спасибо», сказанное сердечно, с теплотой, может согреть вас, улучшить ваше самочувствие, и вы не пожале­ете о затраченном труде.

«Спасибо» можно сказать официально, протокольно, из чего можно сделать вывод, что вы ничего особенного не сделали, а просто выполнили обыкновенный служебный долг. «Спасибо» можно сказать и с иронией, намекая на то, что вы напрасно потеряли время и что труд ваш не принес ре­зультата.

Следует особое внимание обращать на громкость и ско­рость своей речи. Очень громкий голос неприятен для слуха, особенно если он еще и высокий. Деловому разговору вредит речь торопливая. Не годится, если менеджер глотает отдель­ные слоги и целые слова. Но даже если при быстром темпе вам удается четко выговаривать каждое слово, собеседнику все равно будет трудно поспевать за ходом ваших мыслей. А у некоторых людей возникнет подозрение, что вы намерен­но говорите скороговоркой, чтобы не дать им опомниться, навязать свою точку зрения.

Неприятна для слушателя и манера говорить медленно, растягивая слова, а также тихая, чуть слышная речь. Если вы говорите слишком тихо или невнятно, это также мешает ходу общения: партнер вынужден задавать встречные воп­росы, чтобы убедиться, что понял вас правильно.

Говорить следует так, чтобы слушателю не пришлось просить повторить сказанное.

Большое значение имеет умение заинтересовать собой и заинтересоваться тем, с кем общаешься. Для этого также существуют некоторые правила: выбор общеинтересной темы, использование шуток и острот, не обидных для участников диалога, замена односложных ответов «да - нет» на оборо­ты: «К сожалению, это невозможно».

Говорить следует правильно, т. е. в соответствии с норма­ми. В качестве примера приведем анекдот. «По вас клоп пол­зет! - Не по вас, а по вам. - По мене? Да не по мене, а по мне! - Ну, я и говорю - по вас!»

В тот момент, когда мы слышим от кого-то те или иные нарушения речи, рушится контакт с ним. Мы в этот момент уже не думаем о существе дела. Мы либо улыбаемся, либо смеемся, либо, более того, презрительно относимся к этому человеку и ставим под сомнение его профессиональные спо­собности.

Речь должна быть точной, чтобы подчиненные (или посе­тители) поняли именно то, что мы хотим сказать. Речь так­же должна быть и выразительной. Помните, что монотонная речь не производит на слушающего должного впечатления и большая часть информации не усваивается. Восприятие речи можно улучшить интонационными средствами. Например, логическое ударение, которое выражается в том, что нуж­ное слово (или связка слов) произносится повышенным то­ном или, наоборот, пониженным. Логическая пауза (останов­ка речи до или после мысли, которую нужно подчеркнуть) усиливает значимость высказанной мысли.

Итак, ваши слова, ваша речь убедительнее всего сви­детельствуют об интеллигентности, образованности и куль­туре.

Как можно улучшить свою речь?

Совершенно ясно, что мы говорим так и теми словами, какими пользуются в нашем окружении. Если вы хотите го­ворить лучше, правильнее и красивее, то добиться этого можно одним путем - чтением классики. Писателей, поэтов, которые являются признанными корифеями слова. В русской литературе это Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Бунин и др.

Держите под рукой словари (дома или на работе). Встре­тив незнакомое слово, засомневавшись в правильности пони­мания, написания или ударения, не поленитесь заглянуть в словарь и свериться. Рекомендуем вам иметь в своем распо­ряжении орфографический и толковый словари, словарь ино­странных слов. Также необходимо, чтобы вы располагали справочниками, касающимися вашей специальности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!