Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Ученые: Младенцы плачут на разных языках. Малыш Срочно к врачу: когда раздумывать не нужно

А врачи строго говорят: самое главное, чтобы вы сами понимали своего ребенка. Чтобы любили его. Чтобы он понимал, что его любят, и знал, что его ждали. Тогда со временем вы сами поймете, о чем на этот раз плачет малыш. И сами почувствуете, что ему нужно.

Любовь, понимание и поддержка - главные человеческие потребности. Новорожденный младенец чувствует их очень остро - и нехватка (а то и вовсе отсутствие) тепла и нежности способны сломать ему всю оставшуюся жизнь.

Иногда достаточно просто взять ребенка на руки. Или ласково погладить его. Он поймет, что все хорошо - и перестанет плакать: ведь рядом с ним те, кто его любит.

Американские психологи провели исследование среди тех, кто отбывал пожизненное заключение в Алькатрасе - месте, в которое попадали лишь самые опасные преступники. Оказалось, что 97-98% узников были разлучены с матерью в первые дни жизни.

Мало кто помнит себя в младенчестве - но впечатления первых дней и месяцев остаются на подсознательном уровне. И становятся тем, что формирует судьбу человека. Если утолять голод младенцу помогала мама - став взрослым, он не сможет причинить зло женщине. А любовь к матери тоже сохранит на всю жизнь.

Врачи рекомендуют родителям приставные кроватки для маленьких детей. Малыш спит рядом с мамой, и в любой момент она может утешить или покормить его. И папу не выгоняют на диван или в другую комнату. Отцы часто обижаются, что с появлением ребенка им уделяют меньше внимания. Не нужно «отбрасывать» мужчин, позволяя им самоустраняться от заботы о ребенке. Малыш должен понимать, что есть любовь матери и есть любовь отца.

Новорожденный знает лишь язык прикосновений - но, побыв на руках у мамы и папы, прекрасно чувствует их характер и настроение. И прекрасно понимает, есть ли у него защита и поддержка. В дальнейшем ощущение «надежного тыла» (или его отсутствия) будет сопровождать его по жизни…

О питании и не только

Дети плачут, когда хотят о чем-то попросить взрослых. Ребенок хочет есть? Не смотрите на часы - и не ждите, пока пройдут оставшиеся пять минут до планового кормления. Многих в детстве кормили по часам - но питание нужно малышу не по плану, а по требованию.

Ребенок замерз? Об этом скажут холодный носик, складочки в локтевом сгибе и под коленками.

Малыш плачет, хотя над кроваткой разные игрушки-погремушки? Попробуйте повесить такие игрушки у себя перед носом (над рабочим столом). Желательно поющие. Желательно на китайском. Смешно? Можете работать? Ребенку тоже не смешно - ему страшно, он устает от всего этого шума и от заводной штуки над головой.

Некоторые дети плачут перед тем, как их пеленки или памперсы станут мокрыми. Младенец понимает, что переполнен мочевой пузырь (или же прямая кишка) - и зовет родителей, не зная, почему так и что с этим делать.

Если «правильно» кормиться, то приходится лечиться

От боли плачут все - но что именно болит у ребенка? Основные причины - это кишечные колики, аллергия, прорезывание зубов и различные инфекции. Сегодня никто из врачей точно не скажет, почему у маленьких детей болит кишечник. Но чаще всего колики бывают у младенцев, родившихся раньше срока (или родившихся вовремя, но немного запоздавших в развитии), при дефиците ферментов, расщепляющих молоко, реже - при аномалиях развития кишечника. Есть и внешние причины. Мама не может кормить грудью - и ребенку неправильно подобрали смесь. Смесь подобрали верно - но приготовили ее не так. Малыша неправильно держат при кормлении. Вам удобно есть лежа - или вися на гимнастических снарядах ногами вверх? Есть техника кормления, которая запрещает держать ребенка в лежачем положении. Лежа, малыш не может срыгивать воздух. Причиной может быть даже неправильно подобранная соска.

Некоторые мамы очень переживают и нервничают - и при каждом плаче ребенка пытаются дать ему грудь или бутылочку. Но младенец хочет не только есть - быть может, сейчас ему нужно просто пообщаться? Почувствовать прикосновение маминых рук? Когда женщина верит, что у нее самый замечательный ребенок, а она самая замечательная мама, малыши болеют значительно реже. Если она еще и питается правильно - дети защищены и от заболеваний пищеварительной системы, и от аллергии. А когда мама ест «не те» продукты: например, редьку, лук, чеснок, шоколад, капусту, слишком много сладкого, страдают и малыши.

Кормить ребенка неправильной пищей вообще опасно для его жизни: после того, как одна мать дала своему младенцу пельмени, его отвезли к хирургам с подозрением на инвагинацию кишечника. Требовалась операция. К счастью, врачи смогли «расправить» кишки консервативным путем, без хирургического вмешательства - иначе пришлось бы удалять часть кишечника.

Самая распространенная детская аллергия - пищевая. А лучшая ее профилактика - гипоаллергенная диета мамы и устранение из дома различных вредных веществ: табачного дыма, освежителей воздуха и других спреев.

Первые зубы и первые инфекции

Режутся зубы? Проявления могут быть разные: боль и температура, обильное слюноотделение, болезни уха, горла и носа, проблемы с пищеварением (при прорезывании первых зубов у младенца может быть как запор, так и понос). Как правило, зубы начинают резаться в 3-6 месяцев - и мало у кого это проходит без симптомов. Один зуб прорезывается примерно неделю.

Очень важно отличать недомогание при появлении первых зубов от простуды, гриппа и прочих инфекций. Ребенок, у которого режутся зубки, в остальное время радуется жизни. Ребенок, который заболел, отказывается от еды, кряхтит и сопит при сосании, не хочет играть и выглядит вялым. Насморк может сопровождать первые зубы - а вот на осиплость голоса (особенно при плаче) следует обратить внимание. Влажный кашель - друг и защитник организма. Когда, например, прорезываются зубы, он позволяет ребенку не захлебнуться слюной. А вот сухой кашель страшнее влажного.

Профилактика простуды и гриппа всем известна. Ежедневно проветривать помещение. Два раза в неделю проводить влажную уборку комнаты. Ежедневно, в любую погоду, гулять с малышом на свежем воздухе (и подключать к этому папу). Изолировать ребенка от заболевших. Мыть руки с мылом. Правила простые - но кто о них помнит?

Срочно к врачу: когда раздумывать не нужно

При некоторых состояниях ребенка необходимо срочно вызывать врача. Обращайтесь к доктору, если у малыша:

  • отказ от еды;
  • температура 38 и выше;
  • появилась осиплость (она сопровождает ряд неотложных состояний);
  • есть кашель, в особенности сухой или лающий;
  • сопение или кряхтение при кормлении - это может сигнализировать о врожденном пороке сердца. Респираторные заболевания - своеобразные индикаторы сердечных и других хронических болезней.
  • затруднено дыхание, одышка (более 40-60 вдохов в минуту).
  • из носа идет густое отделяемое;
  • появился цианоз (вокруг губ, на руках, на ногах)
  • сыпь на коже;
  • судороги.

Маленькие дети наименее защищены. Любите и берегите их!

Билингвы - люди, с рождения или раннего возраста владеющие двумя или более языками. Дети-билингвы чаще всего растут в смешанных браках или семьях эмигрантов. Хотя существуют страны, где одинаково распространены два языка, и где билингвизм - норма жизни.

Казалось бы, владение двумя языками дает большие преимущества. С другой стороны, это чревато определенными трудностями: дети-билингвы больше склонны к заиканию и нервным срывам, а их речь иногда представляют из себя «кашу» из разных языков. Что делать родителям, чтобы развитие ребенка проходило гармонично?

Как формируется билингвизм

Воспитание в иноязычной среде. Когда семья переезжает в другую страну, ребенок попадает в среду, где говорят на незнакомом языке. У некоторых детей адаптация проходит более гладко, у кого-то - напротив, с трудом. Это зависит от возраста и личностных особенностей ребенка. Во многом ответственность лежит на родителях: воспитание двуязычных детей требует соблюдения определенных правил.

Мама и папа говорят на разных языках. Дети в смешанных браках, где папа и мама говорят на разных языках, тоже имеют все шансы вырасти билингвами. Иногда родители принимают решение учить ребенка только одному языку - обычно тому, на котором говорят в стране проживания. Но нередко оба родителя хотят, чтобы дети знали язык их предков, а значит, в семье будут использоваться оба языка. Такие дети называются врожденными билингвами.

Особый случай - этнически смешанный брак, при котором семья к тому же живет в «третьей» стране, которая не является родиной ни одного из супругов. То есть мама говорит на одном языке, папа - на другом, а окружающие люди, воспитатели в детском саду и товарищи по играм - на третьем. В редких случаях такое может происходить и без переезда в другую страну. К примеру, большинство жителей острова Маврикий - полилингвы. Здесь одинаково распространены два государственных языка - английский и французский, а большая часть населения к тому же имеет индомаврикийские корни и говорит на хинди. Знать с рождения сразу три языка кажется весьма заманчивым. Но на деле для ребенка это может обернуться проблемами с формированием устной и письменной речи, и даже с нервной системой в целом.

Есть еще, так сказать, искусственный билингвизм. Интернет буквально переполнен статьями о том, как воспитать ребенка-билингва в самой обычной семье, живущей на родине. Нужно ли предпринимать такие усилия - большой вопрос. Неясно, зачем устраивать малышу такой стресс, когда существует немало действенных методик обучения дошкольников иностранным языкам. При хорошей тренировке к подростковому возрасту ребенок сможет освоить даже несколько языков. Конечно, они не будут для него родными. Но даже при наличии иностранной гувернантки второй язык так и останется иностранным для ребенка, который не растет в языковой среде. Если вас вдохновляет пример дворян XVIII-XIX веков, следует вспомнить, что на французском тогда изъяснялись все представители высшего общества, так что иностранную речь дети слышали вокруг постоянно.

Трудности билингвизма

Если у обычных родителей есть выбор, учить ребенка иностранному языку с младенчества или подождать до школы, то у семьи, переехавшей в другую страну, либо у родителей в смешанном браке, дети в любом случае вырастают билингвами. Какие трудности может принести одновременное освоение двух языков?

Научиться говорить даже на одном родном языке - непростая задача для развивающегося мозга маленького ребенка. Освоение двух языков дает огромную нагрузку на центральную нервную систему. Дети-билингвы больше, чем сверстники, склонны к нервным срывам, заиканию, а в исключительных случаях - к полному исчезновению речи, которое по-научному называется “мутизм”.

Нарушения речи

Усвоение двух языков, которые могут иметь совершенно разную систему, иногда приводит к лингвистическим трудностям. В обоих языках у ребенка появляется акцент, он начинает делать ошибки в словах, использовать неправильные грамматические и синтаксические конструкции. Такая ситуация может сохраняться и во взрослом возрасте, у детей-подростков. Вот пример, как школьник, растущий в Австралии, объясняет слово «любовь»: «Это когда берешь кого-то в свое с ердце».

Трудности с чтением и письмом

Если родители вовремя не отследили предыдущую проблему и не решили ее, у ребенка могут быть трудности с освоением навыков чтения и письма.

Языковая путаница

«Я хочу слипеньки », – говорит маме трехлетняя девочка, растущая в смешанной русско-американской семье. Самая распространенная проблема, на которую жалуются родители двуязычных детей, - жуткая «каша» из языков в голове у ребенка. Как утверждают специалисты, в период с года до 3-4 лет это неизбежно. Однако позже ребенок должен «разделить» языки и не смешивать части слов и выражения.

Социальные проблемы

Детям 4-6 лет обязательно требуется языковая подготовка, чтобы они усвоили азы грамматики и фонетики. Остальное они смогут «набрать» уже непосредственно в языковой среде. Младшим школьникам желательно освоить язык так, чтобы понимать учителя: незнание языка чревато отставанием в учебе и невозможностью завести друзей.

Кризис идентичности

Хотя кризис идентичности и не имеет прямого отношения к лингвистическим трудностям, он может быть связан с выбором языка. С наступлением подросткового возраста ребенок, с детства говоривший на двух языках, может задаться вопросом: «А какой же из них все-таки мой родной?». Эти метания связаны с поиском себя, который у детей эмигрантов нередко проходит сложнее и драматичнее.

Пути преодоления

Серьезные трудности вроде заикания или исчезновения речи, разумеется, должны решать логопед в паре с психологом или невропатологом. К счастью, такие нарушения у детей-билингвов появляются не так часто. А как быть с остальными проблемами?

Сразу предупредим: нельзя позволять детям смешивать разноязычные слова и выражения в одном разговоре. Как бы ни умилял папу и маму такой «птичий язык», в будущем это приведет к массе сложностей: ребенок просто не сможет нормально разговаривать ни на одном языке. Родителям следует спокойно поправлять его, помогая подобрать слово на нужном языке, или переспрашивать, показывая, что предложение составлено неправильно. К возрасту 3-4 лет языки «раскладываются по полочкам» в голове, и подобных проблем возникать не должно.

Существуют три основные стратегии, позволяющие ребенку нормально освоить два языка, не путаясь в них, и не создающие чрезмерной нагрузки на нервную систему. Родителям стоит выбрать одну из них и строго придерживаться этой системы.

С истема «один родитель - один язык» подходит семьям, образованным в результате смешанных браков, где муж и жена говорят на разных языках. В этом случае ребенка стоит последовательно приучать к тому, что с мамой он разговаривает на одном языке, а с папой - на другом. Между собой супруги могут разговаривать на любом из них, но с ребенком правило должно соблюдаться неукоснительно, вне зависимости от того, где находится семья: дома, в гостях, на улице и так далее. Если в семье несколько детей, можно позволить им самостоятельно выбрать язык, на котором они будут общаться между собой (но нужно следить за тем, чтобы на нем они говорили правильно, иначе есть риск, что они придумают свой язык). По аналогичному принципу стоит «разделить» и других взрослых, которые принимают участие в воспитании ребенка: няню, воспитательницу, бабушек и дедушек. Им также нужно выбрать один язык и разговаривать с ребенком только на нем.

С истема «Время и место». Этот принцип предполагает «деление» языков по времени или месту использования. К примеру, дома и в магазине родители разговаривают с детьми на родном языке, а на детской площадке и в гостях - на языке страны проживания. Или же утро и вечер - время родного языка, а в промежутке между обедом и ужином семья говорит на местном. Эта система, с одной стороны, более гибкая, с другой - имеет много недостатков. У маленьких детей чувство времени еще не развито, и им будет сложно отследить время перехода с одного языка на другой. Такая неопределенность может создать у ребенка тревогу и чувство постоянной неуверенности. Система «одно место - один язык» не учитывает, что окружающие люди в магазине или на улице в любом случае будут говорить на местном языке. Поэтому для детей эмигрантов более эффективной считается следующая модель.

С истема «Домашний язык» очень проста: дома родители говорят с ребенком только на родном языке, в остальных местах он общается на языке страны проживания. Это помогает сохранить «в активе» родной язык, в то же время осваивая новый и беспрепятственно общаясь со сверстниками. Со временем ребенок, все более активно осваивающий второй язык, попытается перейти на него и дома. В этот момент родителям стоит проявить твердость. «Если я дома спрашиваю что-то по-шведски, мне просто не отвечают», - рассказывает девушка, чьи родители десять лет назад переехали в Швецию из России.

Так много рассказав о проблемах и трудностях, нельзя не сказать и о положительных сторонах билингвизма, которых на самом деле очень много.

Преимущества билингвизма

Мозг билингвов развит лучше, чем мозг людей, говорящих на одном языке. Это означает, что они лучше усваивают информацию, имеют больший объем памяти и обладают более совершенным аналитическим мышлением. А еще в старости клетки их мозга медленнее разрушаются. Можно сказать, что двуязычие продлевает молодость. Во всяком случае, молодость ума.

Знание двух языков дает большие преимущества в жизни. Этот пункт можно даже не комментировать: возможность обучения на любом из двух языков, карьерные перспективы, да и просто возможность общаться с представителями как минимум двух разных национальностей на их родном языке.

Билингвизм развивает творческие способности. Благодаря изучению двух языков с разной структурой и логической организацией у двуязычных людей формируется более креативный взгляд на мир. Человек, в одинаковой степени владеющий двумя языками, способен более полно видеть проблему и находить нестандартные выходы из ситуаций. Есть данные, свидетельствующие, что у билингвов лучше развиты оба полушария мозга и межполушарные связи, а значит, они имеют хорошие способности к рисованию, музыке и к переводческой деятельности.

Новорожденные малыши на первый взгляд ничем не отличаются друг от друга, а различия заметны только их родителям и нянечкам. Для стороннего наблюдателя все детки одинаковые, и кричат они одинаково, требуя что-то одинаковое. Ученым удалось исключить последнее заблуждение, доказав, что плачут младенцы на разных языках.

Команда исследователей сравнила плач детей из Камеруна, Китая и Германии, основываясь на различии тоновых и нетоновых языков. Первые звучат странно для европейских ушей: в отличие от немецкого, французского или английского, их значение определяется высотой звучания, при котором произносятся те или иные слоги. Один и тот же звук в тоновом языке может иметь совершенно разные значения в зависимости от того, как его произнести.

Одним из примеров является севернокитайский (путунхуа) — официальный язык Китая, на котором говорят чуть более 1 млрд человек. Чтобы к ним присоединиться, нужно освоить четыре характерные тональности. Другой пример — язык ламнсо, на котором разговаривают 280 000 камерунцев, живущих в степях на северо-западе страны. Передача семантических различий в нем осуществляется при помощи восьми тональностей, сообщается в пресс-релизе Университета Вюрцбурга.

Когда ученые записали и сравнили звуки, которые издавали младенцы, рожденные от немецких, китайских и камерунских матерей, выяснилось, что крик «тональных» детей отличается от криков «нетональных». Плач младенцев, чьи матери разговаривали на ламнсо, обладал более широким интервалом между самым высоким и самым низким тоном, а дети быстрее переходили с высоты на высоту по сравнению со своими сверстниками, чьи мамы говорили на немецком языке.

При сопоставлении этих данных с плачем китайских младенцев различия были не столь явными. Ученые объяснили это тем, что китайский язык менее тоновый, чем ламнсо. Стоит отметить, что в эксперименте «участвовали» малыши, которым был всего день от роду. Это поразительное открытие подтверждает теорию о том, что основы для развития будущего языка приобретаются с момента рождения, а не в тот момент, когда детки начинают лепетать первые слова.

Вероятнее всего, эти «навыки» приобретаются младенцем еще в утробе на последних неделях беременности, вплетая в их плач характерные для окружающего шума мелодические узоры. В пользу связи крика младенцев с языком их матери выступает и тот факт, что ученые исключили влияние культурных особенностей. Был проанализирован плач младенцев из Китая и Германии, развивавшихся в окружении всех благ современной цивилизации (радио и телевидения), и плач детей из Камеруна, особенно тех, которые родились в сельской местности.

Малыш: Малыш ребёнок (уменьш. ласк.) Малыш, Адам польский прыгун с трамплина. Малыш имя персонажа трилогии детских повестей Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Малыш (персонаж) прозвище главного… … Википедия

МАЛЫШ - Малыш, королевский человек, южн. 1483. Ю. З. А. I, 22. Ивашко Малыш, крестьянин. 1495. Писц. I, 197. Мальш Гридин, белозерский крестьянин. XV в. (2 пол.) А. Ф. I, 119. Гришка Малыш Игнатов, посадский. 1500. Писц. III, 958. Баранов сын Овцына… … Биографический словарь

малыш - См. карлик... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. малыш маломерок, лилипут, малец, дитя, карлик, коротыш, младенец, мальчик, малолетний, малышка, малютка, несмышленыш,… … Словарь синонимов

МАЛЫШ - издательство, Москва. Основано в 1957 как издательство Детский мир, с 1963 Малыш. Книги, альбомы, игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста … Большой Энциклопедический словарь

МАЛЫШ - МАЛЫШ, малыша, муж. 1. Ребенок, преим. мальчик (разг. фам. с ласк. оттенком). Ну, как ваш малыш поживает? 2. Человек маленького роста (прост. шутл.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

малыш - разг. МАЛЫШ, малютка, ясельник, шутл. карапуз, шутл. клоп, разг. бутуз, разг. кроха, разг. крошка, разг. малышка … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Малыш - см. Малевич (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

МАЛЫШ - МАЛЫШ, а, муж. (разг.). Ребёнок, маленький мальчик. | прил. малышовый, ая, ое. Малышовая группа в детском саду. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

малыш - МАЛЫШ, а, м. Бутылка водки емкостью 0,25 л., четвертинка … Словарь русского арго

МАЛЫШ - см. Ультрараннеспелый, пчелоопыляемый, салатный, консервный. В плодоношение вступает на 41 43 день после полных всходов. Растение кустовое, компактное, слабоветвистое, слабооблиственное, длина главной плети 33,4 42,5 см. округлой формы,… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

малыш - сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? малыша, кому? малышу, (вижу) кого? малыша, кем? малышом, о ком? о малыше; мн. кто? малыши, (нет) кого? малышей, кому? малышам, (вижу) кого? малышей, кем? малышами, о ком? о малышах 1. Малыш… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Малыш , . Книги этой серии: Предназначены для любознательных детей от 3 лет. Для познания, игры и обучения. С интересными открывающимися окошками, панорамной картинкой, вращающимся диском и учебной… Купить за 610 руб
  • Гавриил Малыш. Живопись , Гавриил Малыш. Художественный альбом, посвященный творчеству Гавриила Малыша, включает в себя около 50 цветных репродукций картин. Вступительная статья на русском и английском…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!