Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Основные выразительные средства синтаксиса сообщение. Intoxic — антипаразитарное средство. Презентация на тему: Основные выразительные средства синтаксиса

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос; восклицание и обращение; полисиндетон и асиндетон и т. п.

Русский язык чрезвычайно богат разнообразными приёмами, которые основаны на использовании в речи особых сочетаний слов. Как правило, такие приёмы связаны с изобразительными возможностями синтаксиса и с употреблением некоторых синтаксических конструкций для усиления изобразительности речи: антитеза, анафора, градация, оксюморон, синтаксический параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис, эпифора. Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Рассмотрим некоторые из изобразительных средств, используемых в синтаксисе.

Разумеется, все эти коммуникативные акты имеют свои невежливые коллеги: выражать недовольство или отказ, проявлять равнодушие, требовать оправдания или не сводить к минимуму его, выражать отрицание и т.д. Чьи конкурентные или совместные функции также требуют комплексные анализы.

Гилман проследил происхождение процесса до латыни, мнение, которое нашло и по-прежнему находит некоторый кредит. Гилмана, было бы ответом на это неявное множество. После создания в административной среде этот процесс быстро распространился бы в других областях и расширил бы сферу его деятельности до горизонтальных и эгалитарных отношений, просто чтобы указать на отсутствие знакомства. Как бы то ни было, нет никаких сомнений в том, что мы можем признать формы адресных деферентов, среди которых доминирует, которая заменяет самую архаическую эпоху, соответствующую комедии, и которая, в следующем примере, сопровождает запрос на разрешение.

Г Р А Д А Ц И Я.

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости:

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)

Градация – нарастание или убывание синонимического ряда:

Не жалею, не зову, не плачу…

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид.

Использование таких наименований находит колоссальное развитие в эпоху Империи, где мы также наблюдаем появление явления с более поздними последствиями: использование названий, выражающих совесть спикера иерархического превосходства ассистента и превозносить его, и которые могут сопровождаться выражением самоуничижения. Успех названий в то время осуждал усиление социальной дистанции и более выраженную стратификацию, которая оставит прочные следы на современных языках.

Под названием «стратегическая вежливость» мы включаем различные коммуникативные процессы, которые способствуют достижению аргументационных целей и ищут сотрудничества адресата. Определенные акты речи воспринимаются как вторжение в способность принятия решений собеседником и поэтому должны быть лишены своего угрожающего характера на основе определенных компенсационных механизмов, которые обеспечивают поддержание социальных отношений в одно и то же время чем успех запланированных целей.

Я звал тебя, но ты не оглянулась, я слёзы лил, но ты не снизошла…

Градация восходящая:

Пришёл, увидел, победил (Юлий Цезарь).

Градация нисходящая:

Присягаю ленинградским ранам,

Первым разорённым очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам.

(О.Берггольц)

Категория директивы включает в себя различные речевые акты, но, по определению Дж. Критерий бенефициара действия, который пытается пробудить к собеседнику, позволяет разделить на два подкласса директивные утверждения: неимпликационные действия, выполнение которых выгодно получателю - предупреждения, рекомендации, рекомендации - и подражательные акты, с которыми спикер стремится навязать свою волю в свою пользу - приказы, просьбы, молитвы. Между этими двумя категориями можно включать действия как приглашающие, поскольку в конечном итоге трудно определить точного бенефициара предполагаемого действия, из которого можно сделать вывод, что границы между ними не ясны.

С И Н Т А К С И Ч Е С К И Й П А Р А Л Л Е Л И З М.

Синтаксический параллелизм – это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные. Параллелизм – аналогия, сходство, общность характерных черт; однородное синтаксическое построение предложений или их частей.

С другой стороны, налогооблагаемые акты дифференцируются по критерию опционов, т.е. по отношению к исполняющему субъекту, не отвечающему на то, что его просят сделать. Приказы и требования подразумевают это обязательство, в то время как в просьбах, молитвах или мольбах этот контент исчезает. Это различие основано на иерархической взаимосвязи собеседников и относительной власти между ними. Если у говорящего есть полномочия, его сообщение будет интерпретироваться как заказ; если, напротив, оно находится в нижней части иерархического масштаба или, просто, если между собеседниками нет силовой связи, директива будет интерпретироваться как запрос.

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

(В.Брюсов)

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

(М.Лермонтов)

Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близким к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского).

Следует, однако, отметить, что выражения этих двух коммуникативных намерений в значительной степени перекрываются. В последней категории, в действиях, выполняемых агентом без полномочий, мы должны, наконец, различать молитвы, действия, выполняемые из более низкого ранга - часто лексикализованные - и которые, в конечном итоге, могут приобретать интенсивный тон и, таким образом, стать мольбы и нейтральные требования, равнодушные к критерию ограничения, когда социальное отношение собеседников остается эгалитарным.

Поскольку, в отличие от многих современных языков, использование молитвы в контексте иерархических нисходящих отношений остается непродуктивным как стратегия вежливости - поскольку сильная стратификация римского общества оправдывает четкое лингвистическое выражение иерархических отношений - именно в этих последних категориях будет найдено самое большое количество стратегий вежливости, направленных на смягчение угрозы, присущей этому типу действий.

Наиболее яркое и многообразное выражение параллелизм получил в романтической поэзии 19 века, когда пейзаж утратил свою описательность и приобрёл лирически-эмоциональный характер. В отличие от прямого различают параллелизм отрицательный, в котором, однако отрицанием подчёркивается не различие, а совпадение основных признаков сопоставляемых явлений:

Акт директивного языка является одним из самых изученных в современных языках, поскольку он обычно дает обширный перечень стратегий вежливости, а латынь не является исключением. На этом языке существует несколько методов, таких как ослабление маркеров.

Использование перформативных глаголов, определяющих иллокутивную функцию сообщения. Модальные глаголы или другие механизмы, чтобы разделить высказывание. Или сопровождаться выражением лести и близости, как притяжательные или уменьшительные.

  • Отвечай мне, друг, как тебя зовут?
  • Заставьте меня подготовить священные сосуды.
В рамках этой категории следует провести дальнейшие исследования по вопросам консультирования или приглашений, акты речи с положительными эффектами для лица, к которому оно адресовано, и чей отказ должен быть нюансирован.

Не стая воронов слеталась

На груды тлеющих костей,

За Волгой, ночью, вкруг огней

Удалых шайка собиралась.

(А.Пушкин)

Р И Т О Р И Ч Е С К И Й В О П Р О С.

Риторический вопрос (одна из стилистических фигур) – это предложение вопросительное по строению, но предающее, подобно повествовательному, сообщение о чём-либо. Утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально экспрессивных значений:

Утверждение, выражение мнения, оценка

Так, например, отказ от приглашения в следующем примере смягчается благодаря благодарности, действию, который, как мы уже видели, дает положительную сторону собеседника.

  • Хотели бы вы сегодня ужинать?
  • Пусть боги защитят тебя, Каллидамат!
Явное выражение несогласия является новой угрозой для отрицательной стороны собеседника и позитивной стороны спикера, что делает необходимым еще раз создать стратегии по защите лица. Шрайверс с концепциями этиса и преданности преданности древней риторике: если мнение спикера противоречило мнению его аудитории, было бы целесообразно использовать технику инсинуации.

Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В.Маяковский)

Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.Пушкин)

На кого не действует новизна? (А.Чехов)

Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.

Функционирование оборотов речи

Левинсона. Рейнхардт, эти скопированные глаголы очень распространены в комедии и в ораторском жанре, но они практически отсутствуют в поэзии. Мюллер уже указывал на использование мнения низших ораторов в их взаимодействии со своими начальниками, в то время как реверс редок. Рейнхардта, и выражает яростное стремление к одобрению, в то время как арбитр, вероятно, уже постаревший в Теренсе, остается характерным для стиля сены. Рошем в терминах смягчение критики под видом страха. Из принципа сотрудничества в развитии дискурса возникают некоторые стратегии для речи и ведения разговора, протокол, в котором элита должна быть пролита, как указывает Цицерон.

Р И Т О Р И Ч Е С К О Е В О С К Л И Ц А Н И Е.

Напряжённость и выразительность речи усиливают также риторические восклицания. Риторическое восклицание – такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:

Таким образом, поскольку участие в разговоре может поставить под угрозу свободу действий собеседника, это действие должно включать определенный механизм смягчения его потенциально угрожающего характера.

  • Тот, кто дал вам деньги.
  • Требуется много раствора; рисует много земли.
Хоффманн также отметил, что парам вызова-ответа часто предшествует объяснение намерения совершить звонок.

Точно так же закрытие диалога всегда является деликатным вопросом, поскольку оно ставит под сомнение отрицательную сторону собеседника и должно надлежащим образом управляться. Рош, как для нас, момент окончания обмена тонкий для латыни. Сотрудничество обеих сторон требует, чтобы один из них не чувствовал себя огорченным, а взаимность была необходима для удовлетворительного закрытия для двух ораторов.

Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!

(А.Блок)

Эх, тройка! Птица тройка!

(Н.Гоголь)

Пышный! Нет ему равной реки в мире!

(Н.Гоголь)

Р И Т О Р И Ч Е С К О Е О Б Р А Щ Е Н И Е.

Риторическое обращение – стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. Риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д. Обращение – яркое выразительное средство в художественной речи. Поэтические обращения являются носителями экспрессивно-оценочных значений, поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.

Опять же, относительные иерархии участников коммуникативного взаимодействия оставляют лингвистические следы, так что с более высокой позиции не следует прибегать к использованию микширующих элементов.

  • Вы здесь, и другие спешат туда.
  • Ты мне даешь.
  • Любовь повернула голову.
Предыдущие наблюдения являются примерами многих возможностей, предлагаемых применением современных теорий на вежливости к латинскому языку. Как видно из библиографии этой работы, в последние годы в наших знаниях об этих стратегиях был достигнут значительный прогресс; но еще предстоит пройти долгий путь до того, как структура будет завершена.

Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А.Пушкин)

Для произведений художественной литературы характерны распространённые обращения, например:

Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звёзды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С.Есенин)

В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения:

Все это способствует помимо верности переводов и позволяет нам иметь необходимую диахроническую перспективу в отношении выражения вежливости в романских языках. Некоторые универсалии в использовании языка. Джардина, Рома, Салерно, 379. Лингвистическое изучение форм судебного запрета, Руан, Публикации университетов Руана и Гавра.

Оббинка, Оксфорд, Оксфордская университетская пресса, 208. Вилли, Оксфорд, Оксфордский университет, 313. Кулмас, Гаага, Мутон, 21. Виеррос, Фонд Финского института в Афинах, Хельсинки, 105. Теория и практика в Римской Республике, Хиллард, Суонси, Классическая пресса Уэльса, 263.

Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучён от радостей земных. (А.Твардовский)

В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд:

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М.Исаковский)

Обращения к другим лицам создают непринуждённость, интимность, лиризм:

Фернандес Мартинес и др. Севилья, Универсидад де Севилья, 193. Оббинка, Оксфорд, Оксфордский университет, 97. Райксбарон, Лейден, Брилл, 225. «Язык богов: вежливость в прологе Троицы», в пьесе текстов и фрагментов. Эссе в честь Мартина Кроппа, Дж. Юма, Лейдена, Брилла, 183.

Сенека о детстве и статусе в римской семье, Оксфорд, Оксфордский университет. Шеттино, Безансон, Университетские прессы Франш-Конте, 329. Чахуд, Кембридж, Кембриджский университетский пресс, 100. Исследование в прагматике мертвого языка, Амстердам, Брилл.

Рамос Гуэррейра, Саламанка, Университет Саламанки, 269. Гавоил, Лувен - Париж - Дадли, Петерс, 139. Гораций моралистичен, в Горация. Людвиг, Женева, Фонд Хардта, 41. Самопрезентация и социальное взаимодействие в Гомере, Суонси, Классическая пресса Уэльса.

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

(С.Есенин)

И Н В Е Р С И Я.

Инверсия – расположение слов в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Инверсия – сильное выразительное средство, оно часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи. Сравним: Летние ночи не долги (прямой порядок, спокойное, ясное изложение). Не долги летние ночи! Обратный порядок помогает выразить не только сообщение, но и эмоции говорящего. Такой экспрессивный порядок встречается в разговорной речи, поскольку она по природе своей эмоциональна.

Пресса Кембриджского университета в Кембриджском университете. Рог, Берлин, Овраг Грюйтера, 307. Николасу, Лувену - Париж, Петерс, 147. Культура пуэбло в антигуа Рома, Барселона, Критика. Аркос Перейра и др. Логроньо, Институт Эстудиос Риоханос, 247. Киенпойнтер, Инсбрук, Инсбрукер Бейтргеге цур Спрахвиссеншафт, 625. Лопес Григорис, Сарагоса, Крыльцо, 347. Инвация и подрывная деятельность в речах и за ее пределами, Дж. Бут, Суонси, Классическая пресса Уэльса, 47.

Исследования в своей истории, теории и практике, Берлин - Нью-Йорк. Ревитация: Мишель Фруит, Джаниес Дезидерио. Воир Красный Горячий Перец Чили. Сравнение, применимое к элите, предлагается Дж. Холл: «оба связаны с желанием индивида спроектировать образ социальной компетентности и важности для окружающих».

Перестановка частей фразы придаёт ей своеобразный выразительный оттенок: «Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням» (А.Пушкин)

Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи, где она выполняет ещё и ритмообразующую функцию. В стихотворной речи даже предлоги могут занимать необычное место:

В поле чистом,

Луны при свете серебристом,

В свои мечты погружена,

Татьяна долго шла одна.

(А.Пушкин)

Меняется интонация, инверсия придаёт больше экспрессии, эмоциональности:

Унылая пора! Очей очарованье…

В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место не является для него обычным) или отодвигается в конец.

Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.Пушкин)

Рассказ он написал замечательный.

А Н А Ф О Р А.

Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Анафора может быть звуковой – повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Гро зой снесённые мосты,

Гро ба с размытого кладбища.

(А.Пушкин)

Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов – анафора морфемная.

Черно глазую девицу,

Черно гривого коня!

(М.Лермонтов)

Анафора лексическая – повторение одних и тех же слов.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

(С.Есенин)

Анафора синтаксическая – повторение одних и тех же синтаксических конструкций.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Э П И Ф О Р А.

Эпифора – стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник ? (Н.Гоголь)

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(А.Блок)

А Н Т И Т Е З А.

Антитеза – стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.

Где стол был яств, там гроб стоит. (Державин)

Антитеза часто строится на антонимах.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. (Поговорка)

Ты богат – я очень беден; ты прозаик – я поэт…(А.Пушкин)

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная…

(Н.Некрасов)

Я царь – я раб – я червь – я Бог! (Г.Державин)

По принципу антитезы созданы многие заглавия произведений: «Война и мир» (Л.Толстой), «Смех и горе» (Н.Лесков), «Живые и мёртвые» (К.Симонов).

О К С Ю М О Р О Н.

Оксюморон – остроумно-глупое сочетание противоположных по значению слов:

Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль. (М.Лермонтов)

Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. (М.Лермонтов)

Из ненавидящей любви, из преступлений, исступлений – возникнет праведная Русь. (М.Волошин)

- Мама! Ваш сын прекрасно болен.

Явление антонимии используется для создания нового понятия путём соединения контрастных по значению слов: «Живой труп» (Л.Толстой), «Горячий снег» (Ю.Бондарев), «Оптимистическая трагедия», «Плохой хороший человек».

Оксюморон очень любят использовать публицисты в заглавиях статей, очерков: «Дорогая дешевизна», «Большие беды малого флота».

Соединение двух понятий, логически исключающих одно другое, создаёт новое смысловое качество, содержит элемент неожиданности: горькая радость, штормовая тишина, красноречивое молчание.

Очень лаконичен и выразителен пушкинский оксюморон: пышное увяданье. Два противоположных по значению слова. Но за ними целая картина. Осень – любимая пора поэта. Природа увядает. Но леса одеты в багрец и золото. Яркая, богатейшая цветовая гамма. Прелесть, поэтичность словосочетания заключается в соединении несоединимых, казалось бы, слов пышное увядание.

П О Л И С И Н Д Е Т О Н. А С И Н Д Е Т О Н.

К числу изобразительных средств синтаксиса относятся также особые построения словосочетаний, предложений или группы предложений: бессоюзие (асиндетон), многосоюзие (полисиндетон).

Многосоюзие (полисиндетон) – такое построение речи, при котором увеличено число союзов между словами. Многосоюзие, замедляя речь вынужденными паузами, подчёркивает отдельные слова, усиливает выразительность:

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят, и о берег бьют…

(М.Лермонтов)

Повторяющиеся союзы, во-первых, подчёркивают незаконченность ряда, а, во-вторых, выражают значение усиления:

Она и боялась-то его, и не смела плакать, и прощалась с ним, и любовалась им как в последний раз. (И.Тургенев)

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В.Короленко)

Бессоюзие заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов придаёт высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картины. Например, А.Пушкин, описывая поездку Лариных на «ярмарку невест», рисует калейдоскоп быстро сменяемых картин, впечатлений, набегающих на путешественников:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах…

Рисуя картину Полтавского боя, А.Пушкин также использует бессоюзные конструкции, передающие стремительность происходящего:

Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон…

Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создаёт особый стилистический эффект. Вот, например, как использует многосоюзие и бессоюзие И.Северянин в стихотворении «Моя Россия»:

Моя безбожная Россия,

Священная моя страна!

Её равнины снеговые,

Её цыгане кочевые, -

Ах, им ли радость не дана?

Её порывы огневые,

Её мечты передовые,

Её писатели живые,

Постигшие её до дна!

Её разбойники святые,

Её полёты голубые,

И наше солнце и луна!

И эти земли неземные,

И эти бунты удалые,

И вся их, вся их глубина!

И соловьи её ночные,

И ночи пламно-ледяные,

И браги древние, хмельные,

И кубки, полные вина!

И тройки бешено-степные,

И эти спицы расписные,

И эти сбруи золотые,

И крыльчатые пристяжные,

Их шей лебяжья крутизна!

И наши бабы избяные,

И сарафаны их цветные,

Такие русские, родные,

И молодые, как весна,

И разливные, как волна,

И песни, песни разрывные,

Какими наша грудь полна,

И вся она, и вся она –

Моя ползучая Россия,

Крылатая моя страна!

П А Р Ц Е Л Л Я Ц И Я.

Парцелляция – такое членение предложения, при котором содеожане высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Г.Успенский)

Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как средство изобразительности, особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.

У Елены беда тут стряслась. Большая. (Панферов)

Э Л Л И П С И С.

Эллипсис – пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемый в данном контексте или ситуации.

Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги (Жуковский).

П Е Р И О Д.

Ещё одним изобразительным средством синтаксиса является период – такое сложное предложение, которое заключает в себе ряд однородно построенных предложений (например, придаточные), обычно начинающихся одинаковыми союзами и имеющими приблизительно одинаковый размер. Классическим примером периода является стихотворение М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда росой обрызганной душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Практические занятия с учащимися по теме «Изобразительно-выразительные средства языка».

2.1. Методика работы с учащимися по теме «Изобразительно-выразительные средства языка». (Творческий подход в подготовке к ЕГЭ.)

Выпускники школы обязаны знать, распознавать и использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства языка. В материалах Единого государственного экзамена эти знания пригодятся при выполнении заданий повышенной сложности: задания В-8 и при написании творческой работы части С. Задание В-8 проверяет умение определять наиболее типичные средства выразительности, которыми пользуется автор прочитанного выпускником текста, чтобы более ярко и точно передать свои мысли и чувства.

Результаты ЕГЭ показывают, что это одно из самых сложных заданий. Трудность его выполнения объясняется тем, что нужно иметь полное представление об основных языковых средствах художественной изобразительности, знать перечень таких средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Кроме того, нужно научиться так анализировать текст, чтобы не только обнаруживать эти языковые средства, но и правильно их называть. Знание художественно выразительных средств поможет лучше справиться со сложным заданием С1, в котором предлагается написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. В нём нужно не только высказать свою точку зрения по поводу затронутых в прочитанном тексте проблем, оценить речевое оформление текста, но и использовать яркие приёмы в оформлении своих мыслей, чтобы набрать баллы по критерию «Точность, богатство и выразительность речи выпускника».

Стараюсь сделать так, чтобы наиболее сложный материал был интересно преподнесён, чтобы формы работы над трудной темой были разнообразными. Приглашаю познакомиться с некоторыми занятиями из копилки своей творческой лаборатории.

В творческой лаборатории

учителя русского языка и литературы

Митиной Натальи Анатольевны.

ЕГЭ ответственным и сложным

Стал испытанием для нас.

С подходом творческим, как можем,

Мы выпускной готовим класс.

У каждого свои находки,

Литературы всякой горы,

Свои ключи и разработки,

Идеи, памятки, опоры.

Ночами часто нам не спится

Весь год, особенно в конце.

Как прочных знаний, как добиться?

Как подготовить к части С?

Чтоб урок стал интересней,

В ход и мимика, и жесты.

И в учебном уж процессе

Тесты, тесты, тесты, тесты.

Надо нам объединиться!

У нас общие задачи.

Будем опытом делиться.

Всем ЕГЭ успешной сдачи!

«Творческий подход

в подготовке к ЕГЭ

по русскому языку».

П Р А З Д Н И К К Р А С О Т Ы.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА.

КРАСИВ ЯЗЫК МОЙ РУССКИЙ!

И В РАДОСТИ, И В ГРУСТИ –

ОН ВСЯКИЙ РАЗ СО МНОЙ.

РОДНОЙ ЯЗЫК МОЙ РУССКИЙ,

  1. Конспект урока русского языка и литературы в 10 классе. Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка в рассказе В. И. Белова «Гудят провода»

    Урок

    Конспект урока русского языка и литературы в 10 классе. Тема: «Изобразительно -выразительные средства языка в рассказе... по русскому языку ; 3) словари: толковые, фразеологические, синонимов; 4) стенд «Изобразительно -выразительные средства языка », стенд...

  2. Отработка навыков выполнения заданий егэ части 2- в8 (изобразительно-выразительные средства языка)

    Документ

    Выполнения заданий ЕГЭ части 2- В8 (изобразительно -выразительные средства языка ) Составил учитель словесности ГОУ СОШ... обращение, параллелизм, эллипсис, эпифора. Звуковые средства выразительности – это аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание...

  3. Урок

    Образовательные: Повторение основных видов изобразительно -выразительных средств языка на основе анализа текста; подготовка... комплексного анализа текста и определения изобразительно -выразительных средств языка . Развивающие: продолжение работы по...

Окт 05 2010

Риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. Важнейшая функция языка – это общение. Выполнять эту его главнейшую роль позволяет синтаксис, именно в области синтаксиса возникает момент сообщения, коммуникации. Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений.

Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение. Предложение выполняет коммуникативную функцию, т. е. служит для сообщения, вопроса или побуждения, иными словами, для общения. В отличие от предложения словосочетание служит для конкретизации названий предметов, действий, признаков. Например: белая береза, молодая береза, зеленая береза и т. д. Группа тесно связанных по смыслу и грамматически предложений образует сложное синтаксическое целое. Таким образом, в синтаксисе изучаются словосочетания, предложения (простые и сложные) и сложное синтаксическое целое.

Синтаксис словосочетания устанавливает правила сочетаемости слов. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как той или иной части речи. Например, словосочетания типа ранняя весна возможны потому, что существительное как часть речь способно присоединять прилагательное, подчиняя его себе, а прилагательное как согласуемая часть речи может принимать форму, диктуемую именем существительным (род, число, падеж). Такой вид связи называется согласованием.
Словосочетания типа читать книгу, разговаривать с другом опираются на грамматические свойства глагола как части речи, способной подчинять себе имена существительные. Этот вид связи называется управление.

В некоторых случаях связь в словосочетаниях определяется смыслом и порядком слов. Такой вид связи называется примыканием. Виды синтаксической связи в предложении шире, разнообразнее, чем в словосочетании. Различают простые и сложные предложения. В простом предложении один грамматический центр, одна грамматическая основа, в сложном – не менее двух. Синтаксис изучает также способы связи частей сложного предложения: сочинительную и подчинительную, интонацию как средство связи частей сложного предложения.

Слова в предложении располагаются по определенным законам. Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, всякая перестановка членов предложения ведет к изменению смысла, выделяет, подчеркивает то или иное слово. Это легко обнаруживается в самых простых предложениях, например: Даже он этого не знает (уж он-то знает все); Он не знает даже этого (такой элементарной вещи); Он этого даже не знает (т. е. вовсе об этом не слышал).

В русском языке различают прямой и обратный порядок слов (или инверсию). При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение – после управляющего слова, обстоятельство действия – перед глаголом: Новый бригадир быстро наладил работу бригады. Такой порядок слов называется стилистически нейтральным.

При инверсии (от лат. inversio – перевертывание) слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство. Оно часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи.

Изобразительные средства синтаксиса принято называть стилистическими фигурами. В тексте стилистические фигуры обычно бывают представлены особыми синтаксическими построениями словосочетания, предложения или группы предложений.
Среди стилистических фигур чаще всего выделят бессоюзие и многосоюзие.
Бессоюзие – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов, как правило, придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картин.

Бессоюзное соединение однородных членов создает впечатление незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда, а подчас подчеркивает логическую неоднородность соединяемых понятий: Повсюду под ленивым ветром вертящиеся крылья мельниц, мызы, хуторки, домики с крутыми черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды невысоких ив вдоль канав (А. Н. ).

Такие конструкции характерны для спокойной повествовательной речи.
Многосоюзие – намеренное использование одного и того же союза для выделения (логического или интонационного) соединяемых им членов предложения и усиления выразительности речи.

В художественных произведениях для усиления образно-выразительной речи авторы используют такую стилистическую фигуру, как анафора (единоначатие).
Анафора – это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Среди изобразительных средств синтаксиса выделяют восклицание и обращение. Обращение – слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже – клички животных или названия неодушевленных предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией.
В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения: Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью и отца не отлучен от радостей земных (А. Твардовский).
Итак, синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Известны следующие изобразительные средства, используемые в синтаксисе.

1. Синтаксический параллелизм – это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные.
2. Риторический вопрос – это предложение вопросительное по строению, но передающее, подобно повествовательному, сообщение о чем-либо.
3. Обращение – яркое выразительное средство художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже – клички животных или названия неодушевленных предметов. Обращение не является членом предложения, сохраняя свою обособленность. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией. Если в разговорной речи основная функция обращений – наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют, помимо этого, стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений

4. Бессоюзие заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картины. В художественных произведениях авторы нередко используют многосоюзие, заключающееся в намеренном использовании одного и того же союза, чтобы выделить (логически и интонационно) соединяемые ими члены предложения и усилить выразительность речи. Повторяющиеся союзы, во-первых, подчеркивают незаконченность ряда, а во-вторых – выражают значение усиления.

5. Инверсия – расположение слов в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. При инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство. Оно часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи.

Еще одним изобразительным средством синтаксиса является период – такое сложное предложение, которое заключает в себе ряд однородно построенных предложений (например, придаточные), обычно начинающихся одинаковыми союзами и имеющими приблизительно одинаковый размер.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм. Ответ на билет № 16 . Литературные сочинения!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!