Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Агрессивное поведение. Дистанционное обучение

1. Понятие агрессивности

3. Дополнительные сведения об агрессивности как свойстве личности

Литература

1. Понятие агрессивности

Рост подростковой агрессии в разных ее проявлениях – проблема, которая все больше волнует педагогов и родителей. Как взаимодействовать с агрессивными подростками? Ответить на этот вопрос невозможно без достаточно полного определения понятий “агрессия” и “агрессивность”.

В специальной литературе, посвященной данному вопросу, можно встретить различное толкование этих терминов. Одни авторы определяют агрессию как поведение, содержащее угрозу и наносящее вред другим (А. Басс), как действие, которое включает в себя намерение причинить другому обиду или оскорбление (Л. Берковитц). Другие говорят об агрессии как о специфически ориентированном поведении, направленном на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и психической целостности живого организма (Х. Хекхаузен).

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения5.

Агрессивность как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред6.

Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия агрессивности до ее предельного развития. Каждой личности необходима определенная доля агрессивности, проявляющейся в способности к устранению препятствий. Подобная, ситуационно обусловленная, агрессивность субъекта рассматривается как состояние его личности, которое может утрачивать свою актуальность с изменением обстановки. Если же агрессивное состояние у субъекта носит постоянный характер, то следует говорить об агрессивности как об актуальной черте характера личности.

Агрессия может быть представлена в двух видах: агрессия мотивационная и агрессия инструментальная. В основе мотивационной агрессии лежит мотив, стремление причинить зло или ущерб кому-либо, тогда как лица, проявляющие инструментальную агрессию, преследуют иные цели. Они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления своих желаний.

Объектом пристального изучения педагогов и психологов является мотивационная агрессия как форма проявления присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень выраженности таких проявлений, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

2. Методика исследования агрессивности личности

Созданный американскими психологами А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. одноименный опросник, - одна из наиболее часто применяемых методик для исследования уровня агрессивности.


Работа опубликована

Существует ряд черт личности, которые подавляют и сдерживают агрессивные действия человека. Вкратце рассмотрим самые важные из них.

В психологической литературе, в которой обсуждаются проблемы агрессии, уже много лет вновь и вновь повторяется тезис о том, что страх и тревога, возникающие у человека на основе предвидения им возможных наказаний, подавляют его готовность совершить агрессивные действия.

Психологи, утверждающие данный тезис, в основном правильно отражают феноменологию переживаний и поведения людей. Страх перед возможными социальными ситуациями является сдерживающим фактором. Однако ни страх, ни тревога не являются личностными чертами. Они являются эмоциями, которые в определенных ситуациях переживаются всеми людьми. Это динамические состояния, которые у одних людей появляются чаще, у других – реже, но они являются общечеловеческими формами переживания реальных и предвосхищаемых опасностей.

Поэтому было бы более правильно говорить о связях с агрессивностью и агрессией таких черт характера, как трусость или храбрость, тревожность или эмоциональная устойчивость. Это уже черты характера. И храбрый человек переживает страх, и трусливый тоже, но их отличие друг от друга состоит в том, что храбрый способен подавить свой страх и действовать организованно и целенаправленно. У храброго и мужественного человека в опасной ситуации поведение становится более организованным и целенаправленным, тогда как у переживающего страх трусливого человека целенаправленная деятельность расстраивается.

Можно предложить гипотезу, состоящую из следующих двух утверждений:

    страх трусливого человека подавляет его внешнюю агрессию; нередко его агрессия оборачивается на самого себя, то есть претерпевает конверсию, и, следовательно, как переживание и как тенденция, не исчезает полностью. Вследствие такой конверсии трусливый человек начинает ненавидеть себя и даже реально терзать себя, вести себя самоуничижительно;

    смелый же человек, переживая страх, оказывается в агрессивном состоянии, но направляет свою агрессию на внешние, реальные стрессоры и фрустраторы, стараясь устранить их с пути своей целенаправленной деятельности.

Напомним, что страх появляется у человека перед реальной, уже существующей опасностью, тогда как переживание тревоги означает, что человек предвидит появление опасности, но не знает еще в точности, что она из себя представляет. Когда тревожность становится чертой характера, человек постоянно ждет наступления неприятных событий, опасностей для себя и для своих близких.

Представляет интерес следующее явление: личность нередко переживает сильную тревогу в ожидании опасного с его точки зрения события, например сдачи экзамена или встречи с высокопоставленным лицом, но когда вызывающее тревогу событие действительно наступает, он не переживает сильного страха или вовсе не переживает его. Народная мудрость зафиксировала эту психологическую ситуацию, например, в форме следующего изречения: «Черт не так страшен, как его малюют». В таких случаях тревога или не перерастает в страх, или же преобразуется в страх лишь частично. И человек может удивляться: «Чего же я так боялся, ведь ничего страшного не было?» Частными случаями такой ситуации являются следующие:

    подчиненный перед высоким начальником;

    солдат перед боем;

    молодая невеста перед первой брачной ночью и т. п.

Во всех этих случаях люди переживают интенсивную, мучительную тревогу, но при реальной встрече с этими опасностями нередко переживает лишь слабый или умеренный страх. Тревога процесса умирания, по-видимому, мучительнее страха смерти.

    часть агрессии в результате конверсии превращается в самоагрессию;

    другая же часть сохраняет свою направленность на внешние объекты, но временно, из-за трусости или невозможности реализации по назначению, скрывается, вызывая в сознании воображаемые ситуации мщения.

Работа воображения как бы моделирует будущее реальное агрессивное поведение, например наказание настоящего фрустратора. В таких случаях происходит то, что называют накоплением свободно плавающего гнева. В конце концов наступает момент, когда чаша терпения переполняется и враждебность разряжается в крайне жестоких насильственных действиях.


Сама трусость, как мы полагаем, является не простой чертой характера, а комплексом черт, ведущим блоком характера этого типа людей. Она включает не только страх перед отрицательными санкциями, острое чувство опасности, но и эгоизм, неудовлетворенность своей личностью и социальными навыками, застенчивость, склонность приписывать другим отрицательное мнение о себе и другие. Поэтому взаимосвязи между агрессивностью и трусостью имеют более сложный характер и требуют новых исследований.

Итак, с учетом очень важного уточнения, а именно, что не сами по себе страх и тревога как эмоции подавляют агрессию, а лежащие в их основе черты характера – трусость и тревожность – можно считать ценными результатами тех экспериментальных исследований, которые были организованы для подтверждения этого предположения. Ситуационная тревога важна как ингибитор агрессии, особенно у тех людей, кто придает значение социальному одобрению. Но когда фрустрация и страх усиливаются, то есть когда ситуационные факторы становятся мощными, у всех людей агрессивные ответы также приобретают более интенсивный характер.

Самосознание, личность и агрессия

Уровни яркости и содержательности актуального самосознания, то есть результатов самоосознавания в виде «Я-образов», оказывают прямое воздействие, как на уровень агрессивности человека, так и на интенсивность его насильственных действий.

На уровень самоосознания, в свою очередь, оказывает влияние то, в какой группе, малой или большой, находится человек, заметен ли он или же он растворен в массе. При этом взаимодействует много факторов. Так, анонимность личности – это состояние, при котором окружающие не знают человека, для них он – лишь единица из рода человеческого: его индивидуальные черты никому не известны. Эта «безымянность» порождает слабость «Я-образа» и свободу от ответственности. В результате этого наблюдается усиление агрессивности или внутренней готовности к совершению агрессивных действий.

Усиление самоосознания и ослабление агрессивности

Наоборот, если человек находится в таких условиях, когда его актуальные «Я-образы» становятся очень яркими, его тенденция к совершению агрессивных действий смягчается.

Почему так происходит? Является ли сам по себе яркий «Я-образ» непосредственной причиной ослабления агрессивности, или же здесь действуют и другие психологические факторы? По-видимому, ближе к истине второе предположение. Когда человек в социальной группе, в ответственной ситуации, пристально следит за собой, в его сознании воспроизводятся те нормы, в том числе ролевые, которым должно подчиниться его поведение. В соответствующих социальных ситуациях это общественно приемлемые, конвенциональные нормы, разделяемые всеми участниками данного процесса. Происходит также актуализация основных ценностных ориентаций личности. Если эти нормы и ценности, образно говоря, являются «антиагрессивными», он будет действовать в согласии с ними и, следовательно, мирно, ненасильственно. Но если его актуализированные ценности и нормы одобряют насилие, он будет действовать агрессивно.

Следовательно, если в составе группы «Я-образы» индивида становятся яркими, его дальнейшее поведение зависит от того, какие ценности и нормы у него актуализируются и осознаются и, что очень важно, какое поведение от него ждут другие члены группы. Речь идет о ролевых отношениях, поскольку все члены группы являются исполнителями взаимосвязанных социальных ролей.


Это означает, что яркое самоосознание и его результат в виде социального «Я-образа» сами по себе не всегда подавляют агрессивность человека, а лишь в зависимости от того, с помощью каких социальных норм данный «Я-образ» регулирует поведение человека. Так, если человек действует в составе своей референтной группы и по отношению к таким жертвам, которых выбирает группа, он будет действовать агрессивно: такова его роль, таковы одобряемые здесь ценности и нормы.

Итак, как уже замечено психологами, обострение самосознания в виде ярких ситуативных «Я-образов» избирательно актуализирует и даже усиливает определенные ценности и нормы личности: в зависимости от них человек действует агрессивно или ведет себя мирно.

Экспериментальные исследования

В рамках проблематики агрессивного поведения человека роль самосознания исследовалась, как уже сказано, в связи с двумя явлениями – с деиндивидуацией и с так называемым объективным самоосознанием.

    Деиндивидуация и агрессия.

Когда человек не осознает себя, то такое психическое состояние принято назвать деиндивидуацией. Ряд исследователей кроме отсутствия самоосознания отмечают также отсутствие самоконтроля как характерную особенность состояния деиндивидуации. Деиндивидуация возникает под влиянием таких ситуативных факторов, как анонимность, возбуждение и сенсорная сверхзагруженность. Основной установленный факт сводится к тому, что в состоянии деиндивидуации люди более агрессивны, чем в обычном состоянии.

В этой области широко известно убедительное по своим результатам исследование Ф. Зимбардо, проведенное еще в 1969 году: его испытуемые, студенты колледжа, были подвергнуты деиндивидуации тем, что их лица закрывались капюшонами и они были помещены в темную комнату, по четыре девушки в каждой группе. В отличие от них другие девушки были индивидуизированы тем, что участвовали в экспериментах в обширной светлой комнате и носили на себе большие бирки со своими именами. Ф. Зимбардо нашел, что когда испытуемым дают возможность подвергать агрессии жертву, то те, кто деиндивидуализирован, наносит жертве более интенсивные электрические удары. Среди жертв были такие, кто заслуживал наказания, а также такие, кто его не заслуживал. Деиндивидуизированные испытуемые не проводили различий между ними и наносили им одинаково сильные электрические удары, тогда как четко осознающие себя испытуемые наносили слабые удары тем, кто не заслужил наказания, и несколько более сильные удары тем, кто, по их мнению, заслужил наказания.

Считается, что в состоянии деиндивидуации люди меньше озабочены оценками других людей и самооценкой и в меньшей мере осознают свои личные стандарты. Они с большой готовностью действуют против социальных норм. Но Динер считает, что поведение людей в состоянии деиндивидуации не всегда антисоциально: оно может быть просоциальным и насыщенным положительными эмоциями поведением.


    Влияние самосознания на агрессию.

Какое влияние оказывает четкое объективное самосознание человека на его агрессивное поведение? Исследование этого явления было начато Дювалем и Уиклундом и было продолжено другими психологами. Согласно полученным данным, самосознание увеличивает вероятность альтруистического поведения. Кроме того, сосредоточенные на самих себе люди менее агрессивны, чем те, внимание которых направлено в основном на внешние объекты. Предполагается, что четко сознающий себя человек осознает также свои стандарты и стремится жить в согласии с ними. Однако, как показал Карвер, поведение человека в состоянии ясного самосознания зависит от его установок к агрессии: те, кто одобряет физическое наказание, в этом состоянии будут действовать более агрессивно. Люди же с противоположной установкой – неагрессивно. Во время этих экспериментов испытуемые видели себя в зеркале.

Процедура исследования в общих чертах следующая: для повышения уровня самоосознания в экспериментальной комнате помещается зеркало и испытуемые получают возможность видеть в нем свое отражение. Контрольная группа находится в комнате без зеркала над экспериментальным оборудованием. После этого испытуемые обеих групп получают возможность в эксперименте типа «учитель-ученик» наказать электрическим ударом допускающего ошибки «ученика».

Эксперименты в целом подтвердили гипотезу, согласно которой зеркало, усиливая «Я-образ» испытуемых, приводит к подавлению ими своей агрессии. При этом играют роль, конечно же, актуализированные нормы и ценности, с помощью которых «Я» человека регулирует поведение. Когда же испытуемому с ярким «Я-образом» внушают, что необходимо действовать агрессивно, он будет применять более интенсивную агрессию. Это еще раз показывает, что «Я-образ» влияет на поведение не непосредственно, а с помощью определенных норм и ценностей самой личности и согласно ролевым ожиданиям.

Общий вывод сводится к тому, что в состоянии ясно осознаваемого процесса самоосознания люди в значительно большей степени опираются на свои стандарты.

При интерпретации этих экспериментальных фактов следует иметь в виду, что люди играют конвенциональные роли. Они не столько опираются на свои установки и стандарты, сколько идут навстречу ролевым ожиданиям людей, особенно членов своих референтных групп. Они одевают психологическую маску. Данный аспект проблемы необходимо исследовать с помощью дополнительных экспериментов.

Когда человек переживает определенные аффекты, например гнев, то в этот процесс всегда включается его «Я», а точнее – отношение «Я» к объекту, вызывающему у субъекта аффективное состояние. Подобное отношение в значительной степени является когнитивным и оценочным.


Данный аспект переживания личностью агрессивного состояния важно подчеркнуть, поскольку описания эмоциональных состояний людей иногда производят такое впечатление, как будто они всегда протекают мимо «Я» и всей структуры «Я-концепции» личности. Считается, что во всех подобных случаях «Я-концепция» участвует в психических процессах, пусть даже только подсознательно.

Отметим, что деиндивидуация играет заметную роль также в процессе межэтнической агрессии. Масса солдат, толпа расистов, гангстерские группы, действующие в состоянии аффекта, всегда в той или иной мере деиндивидуализированы.

Напомним, что агрессия индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека, группы людей.

Следовательно, агрессивность можно рассматривать как ярко выраженное свойство личности представляет собой враждебное отношение индивида к окружающим с намерением причинить вред .

Итак, агрессивность - это свойство личности. Значит, она может иметь различную степень выраженности: от почти полного отсутствия агрессивности до ее предельного развития.

Казалось бы предпочтительнее первый вариант. Однако практика показывает, что каждой личности необходима определенная доля агрессивности, проявляющейся в способности к устранению препятствий. Р. Бертон, Д. Ричардсон , Н.С. Глуханюк подчеркивают, что подобная, ситуационно обусловленная, или нормальная агрессивность субъекта рассматривается как состояние его личности, которое может утрачивать свою актуальность с изменением обстановки. Если же агрессивное состояние у субъекта носит постоянный характер, то следует говорить об агрессивности как об актуальной черте характера личности.

При этом если посмотреть на агрессивность с точки зрения целостно-функционального подхода ,

Согласно данному подходу, каждое свойство личности включает личностные (мотивационные, когнитивные, продуктивные признаки, обусловленные социальными факторами развития) и индивидные характеристики (динамические, эмоциональные, регуляторные признаки, диктуемые темпераментом, особенностями нервной системы, то есть природными задатками). Личностные и индивидные характеристики функционально связаны .

То она будет представлять собой «сложную функциональную систему, которая содержит единство инструментально - динамических и мотивационно - смысловых составляющих» (А.Б. Крючкова). К числу таких составляющих А.Б. Крючкова относит:

1) установочно-целевой компонент (общественно значимые цели - личностно значимые цели);

2) мотивация (социоцентричность - эгоцентричность);

3) когнитивный компонент (осмысленность - осведомленность);

4) продуктивный компонент (предметность - объектность);

5) динамический компонент (эргичность - аэргичность);

6) эмоциональный компонент (стеничность - астеничность);

7) регуляторный компонент (интернальность - экстернальность);

8) рефлексивно-оценочный компонент (операциональные трудности - личностные трудности) .

Безусловно, основополагающими в данной структуре являются цели мотивация. Психологи (например, Н.С. Глуханюк ) выделяют две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и ее торможение.

Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий. Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тем самым, это стремление может выражаться по-разному Существует несколько точек зрения на разновидности проявления агрессии .

Д. Майерс различает два типа агрессии: враждебную и инструментальную. Источник враждебной агрессии — злость, ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии стремление причинить вред не самоцель, а средство достижения какой-либо позитивной цели. Р. Берон и Д. Ричардсон , считают что все многообразие форм агрессивности можно также разделить на два класса: это гетероагрессия, направленная на других, и аутоагрессия, направленная на себя. А. Басс выделил следующие восемь видов агрессии:

1) физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица;

2) косвенная агрессия - в этой шкале под термином понимают как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, - злобные сплетни, шутки, так и агрессию, которая ни на кого не направлена, - взрыв ярости проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.д; эти взрывы характеризуются отсутствием направленности и неупорядоченностью;

3) склонность к раздражению - готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости;

4) негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

5) обида - зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

6) подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

7) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань);

8) чувство вины - эта шкала выражает возможное убеждение человека в том, что он - плохой, поступает зло и свидетельствует о наличии у него угрызений совести .

Как видно из перечисленных проявлений агрессивности, данное свойство А. Басс разделяет ее на: физическую или вербальную, активную или пассивную, прямую или не прямую.

Интересен тот факт, эмпирически доказаны гендерные различия при демонстрации указанных проявлений.

Так, например, Р. Бертон и Д. Ричардсон указывают, что мужчины, как правило, в меньшей степени испытывают чувство вины и тревоги. Напротив, женщины более обеспокоены тем, чем агрессия может обернуться для них самих, — например, возможностью получить отпор со стороны жертвы. Свежие данные свидетельствуют о том, что и мужчины и женщины при¬держиваются противоположных социальных представлений — противоположных моделей и теорий о функциях — об агрессии (Campbell, Muncer & Gorman, 1993). Более того, женщины рассматривают агрессию как экспрессию — как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считая ее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социального и материального вознаграждения. При этом мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, а женщины предпочитают пользоваться косвенными действиями, которые наносят вред противнику окольным путем.

Р. Бертон и Д. Ричардсон приводят результаты опроса мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 15 лет, как ведут себя школьники из их класса, когда сердятся. Полученные результаты показали, что мальчики прибегают к прямым формам агрессии, включающим такие действия, как погоня за про¬тивником, подножки, пинки, толчки, дразнилки, значительно чаще девочек. Зато девочкам более свойствены косвенные формы агрессии, например, наговор на про¬тивника за его спиной, бойкотирование обидчика, разрыв дружеских отношений, демонстрация обиды.

Отечественные исследования подтверждают вышесказанное. Например, А.Б. Крючкова установила, что у юношей достоверно сильнее выражена предметность (убеждение, что с помощью агрессии можно быстрее достичь нужных результатов, добиться цели). Девушки не используют агрессию как средство повышения личного авторитета, независимости. При этом у юношей агрессия носит физический характер, а у девушек вербальный характер, при этом у них она всегда аффективная.

Таким образом, мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга в проявлениях агрессивности. Однако первопричина этих различий, однако, так и осталась невыясненной. По одним данным они обусловлены генетическими факторами, по другим - социальными (диктуются гендерной ролью в конкретном обществе).

Вывод

Заканчивая этот материал, подчеркнем, что агрессивность это свойство личности оценивается не всегда строго негативно. Иногда агрессивность защищает личность от негативного влияния окружающих. Конечно, все зависит от контекста. При этом у мужчин и женщин, она проявляется по-разному.

В целом, мы убедились: это свойство имеет многокомпонентную структуру, множество оснований для классификации

Список литературы

1. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001

2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд. - М.: Прайм-Еврознак, 2003.

3. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 3-е изд., перераб и доп.

4. Крючкова А.Б. Исследование зависимости между свойствами темперамента и характеристиками агрессивности подростков // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Межвузовской научной конференции (18-19 августа 2005 г., Москва, РУДН). - М.: РУДН, 2005.

5. Крючкова А.Б. Связь переменных агрессивности со свойствами темперамента // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2010. - № 2.

6. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренс - М. : Прогресс-Универс. - 1994.

Агрессивность - свойство личности или показатель ее дезадаптации?

Сейчас можно считать установленным, что плохое обращение с детьми способствует их агрессивному поведению во взрослом возрасте, иначе говоря, жестокость порождает жестокость в ряду поколений, и механизм этого воспроизводства в основном социальный...

Слово "агрессия" произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad - "на"), т.е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi - это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody "нападать кого-либо". В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто типа "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".

Согласно словарю психологических терминов, агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия") и применения грубой физической силы ("физическая агрессия"). Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия.

Все многообразие форм агрессивности можно также объединить в гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя). В свою очередь и гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы. Прямая гетероагрессия - это убийства, изнасилования, нанесение побоев и т.д.; косвенная гетероагрессия - угрозы, имитация убийства, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии - самоубийство. В рамки косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию.

В связи с этим разные варианты отклонения поведения, алкоголизацию, наркоманию, невротизацию, а также многие хронические болезни внутренних органов можно расценивать как разные варианты (или разные этапы) одного и того же процесса - процесса дезадаптации в социальном (отклонения в поведении) и медицинском (болезни) понимании. В настоящее время предполагается, что 80% пациентов с самой различной патологией (ИБС, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, обструктивный бронхит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, запоры, нарушения менструального цикла, импотенция, нейродермит и проч.) в основе своей болезни имеют ту или иную остро или длительно действующую фрустрирующую ситуацию. Среди социальных дезадаптантов (алкоголиков, наркоманов, лиц, совершающих противоправные действия) этот процент еще выше и достигает своей верхней границы (100%).

При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение как взрослых людей, так и детей нередко возникает своеобразный порочный педагогический круг: высокоагрессивный ребенок вызывает враждебное к себе отношение со стороны окружающих людей. В результате его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются, так как они получают поддержку со стороны агрессивных действий со стороны других людей.

В рамках данной работы необходимо более детально рассмотреть именно агрессивность как свойство личности, которое поддается измерению, изучению и при необходимости - коррекции.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой ее делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми деятельность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходными, но их мотивационные компоненты - прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевается при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Определив степень агрессивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

В основе многих научных представлений об агрессии и агрессивности лежит теория Джона Долларда, которая утверждает следующее: "Возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот - наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности". Фрустрацию могут вызывать множество различных реакций и агрессивность лишь одна из них. Агрессивность наряду с тревогой, страхами, чувством вины, неполноценности и неудовлетворенности является проявлением психоэмоционального стресса. Эту точку зрения поддерживает и Розенцвейг, который считает, что фрустрация неизбежно вызывает агрессию.

Фрустрация возникает тогда, когда организм или личность встречает на пути к удовлетворению какой-либо жизненно важной потребности непреодолимые препятствия или ограничения. Препятствия на пути к достижению цели встречаются довольно часто, причем они имеют и положительное значение, так как принуждают человека мобилизовать все свои способности и силы на их преодоление. Однако, фрустрация более чем препятствие, это срыв деятельности, вызывающий у субъекта особое интенсивное переживание или состояние.

Фрустрация выполняет для организма защитную функцию, создавая новую мотивацию, направленную на преодоление препятствия на пути реализации исходных мотивов. Ситуация, в которой такое препятствие возникает, называется стресс, ситуация стресса. Например, ученик, который боится, что пострадает его престиж, постоянно фрустрирован. Фрустрация вообще является характерным состоянием детского возраста.

Принято считать, что организм обладает способностью сопротивляться фрустрации без того, чтобы произошел срыв приспособления. Такая способность организма обозначается как толерантность по отношению к фрустрации. Эта толерантность сохраняется до тех пор, пока индивид не прибегнет к какой-либо неадекватной реакции с целью преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Если возникают подобные неадекватные реакции на условия фрустрации, то необходимо сказать о реакциях на фрустрацию.

Основные реакции:

1. Агрессия является самой естественной и чаще всего встречающейся реакцией на фрустрацию. Целью агрессии в этом случае является устранение препятствия. У детей это чаще всего прямая форма агрессии. С возрастом проявления прямой агрессии уменьшаются.

2. Регрессия является еще одной типичной формой реагирования на фрустрацию. Она предполагает по сути механизм, обеспечивающий удовлетворение потребности индивида более легким, доступным и простым путем - путем более простых уровней активности, характерных для предшествующих стадий. Некоторые авторы обращают внимание на то, что регрессия может представлять начало более важных нарушений личности.

3. Подавление - это такая реакция на фрустрацию, в которой индивид пытается сохранить равновесие путем подавления тех чувств, переживаний и впечатлений, которые могли бы его ранить, так, как будто бы он хочет забыть про них.

4. Компенсация является следующей очень важной формой реагирования на фрустрацию. Это естественный путь замены какого-то дефицита или дефекта другими возможностями, причем формы компенсации могут быть различными.

5. Уход как форма реагирования на фрустрацию проявляется также довольно часто. Если человек не может справиться с какой-либо ситуацией, он треснет дверью, выругается, уйдет и т.д.

Чем ребенок моложе, тем скорее можно ожидать, что в фрустрационной ситуации он будет реагировать непосредственным аффектом злости, сопровождаемым тенденцией устранить предмет, вызывающий фрустрацию, или плачем, причем в обоих случаях неупорядоченной активностью. У подростков агрессивные тенденции могут находить свое удовлетворение в фантазийной продукции. Противоположностью агрессии по Мейеру является фиксация, т.е. привлечение к фрустратору, что проявляется в виде стереотипности апперцепции и мышления. Следующими возможными способами ответов на фрустационные ситуации является страх, депрессия, регрессия поведения.

Из всех психодиагностических методов можно вывести заключения для установления диапазона конфликтной сферы и для индентифицирования конфликтных факторов. Ширина конфликтной сферы зависит как от характера среды, так и от индивидуальности ребенка. Стесненные материальные условия, например, квартирные условия, раздоры в семье, неправильные воспитательные приемы в школе, и в группе продленного дня и т.д. имеют влияния на ширину конфликтной сферы индивида. Из индивидуальных особенностей проявляются, прежде всего, фактор развития (с возрастом конфликтная сфера расширяется) и темперамент (у раздражимых, неустойчивых индивидов конфликты отмечаются в более широкой сфере, чем у детей уравновешенных). Во внутренних конфликтах чаще всего встречается контраст нормы поведения и трудность ее соблюдения, осознание собственных недостатков и неспособность сравняться со сверстниками.

Психический конфликт создает у детей тем более сильный очаг, ассимилирующий остальные переживания, чем больше контрастность вызывающих факторов. Он превращается в доминантную ситуацию по принципу доминанты Ухтомского. Здесь оказывает свое влияние также конативная персеверация.

Если нет возможности решить конфликт, ребенок получает удовлетворение в форме компенсации и защитных механизмов, как, например, агрессия, регрессия, патологическая фиксация, бегство в фантазию, дневное мечтание, "прожектирование", реакция "зелен виноград" и "сладких лимонов", обсессии, чувство вины, страх, фобия, суституция и др., которые описываются, главным образом, психоаналитической литературой.

Таким образом, агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его личности, темперамента, силы и уравновешенности нервных процессов, характера. Все это следует оценивать при анализе агрессивного поведения детей и подростков.

Для получения достоверных заключений при исследовании агрессии и агрессивности бывает необходимо обработать информация по следующим трем эвристическим областям:

1. по анамнезу, который может быть собран на основе анкеты;

2. по наблюдению за ребенком в естественных и вызванных ситуациях;

3. по тестовым экспериментальным ситуациям, вызывающим эмоциональный ответ.

Пассивно-агрессивные личности

Люди с пассивно-агрессивным расстройством личности имеют противоположный стиль, который свидетельствует об их нежелании получать признание и поддержку от людей, обладающих властью.

Их главная проблема заключается в конфликте между желанием получать выгоды, которыми жалует власть и обладатели ресурсов, и желанием сохранить свою независимость. Следовательно, они пытаются поддерживать отношения, становясь пассивными и покорными, но когда чувствуют, что потеряли независимость, ниспровергают власть.

Эти люди могут воспринимать себя как самодостаточных, но уязвимых к постороннему вторжению. Однако они тянутся к сильным людям и организациям, поскольку жаждут социального одобрения и поддержки.

Желание «присоединиться» часто сталкивается со страхом вторжения и влияния со стороны окружающих. Однако других они воспринимают как назойливых, требовательных, вмешивающихся, контролирующих и доминирующих. Особенно часто пассивно-агрессивные личности думают так о людях, обладающих властью. И в то же время считают их способными к приятию, поддержке и заботе.

Внутренние скрытые убеждения пассивно-агрессивного человека связаны со следующими представлениями: «Невыносимо быть под контролем других», «Я должен делать все по-своему», «Я заслужил одобрение за все, что сделал».

Их конфликты выражены в столкновении убеждений: «Мне нужно, чтобы некто, облеченный силой и властью, поддерживал меня и заботился обо мне» против: «Я должен защищать свою независимость и самостоятельность», «Если я придерживаюсь чужих правил, я теряю свободу действий».

Поведение таких людей выражается в отсрочке действий, которых от них ожидает власть, или в поверхностном подчинении, но неподчинении по существу. Обычно такая личность сопротивляется требованиям других, как в профессиональной области, так и в личных отношениях. Но делает это косвенным образом: тянет с работой, обижается, «забывает», жалуется на то, что ее не понимают или недооценивают.

Главная угроза и страхи связаны с потерей одобрения и уменьшением независимости. Их стратегия заключается в укреплении своей независимости через скрытую оппозицию людям, наделенным властью, и в то же время через видимый поиск их покровительства.

Пассивно-агрессивные личности пытаются уклоняться от выполнения правил или обходить их с помощью скрытого неповиновения. Они часто бывают деструктивны, что принимает форму не выполненной вовремя работы, непосещения занятий и тому подобного поведения.

Несмотря на это, на первый взгляд, из-за потребности в одобрении, такие люди могут старательно казаться послушными и принимающими власть. Они часто пассивны и вообще склонны идти по пути наименьшего сопротивления, избегая ситуаций соперничества и действуя в одиночку.

Типичной эмоцией пассивно-агрессивных личностей является сдерживаемый гнев, который связан с противодействием правилам, установленным властью. Он вполне осознаваем и сменяется тревогой в ожидании репрессий и под угрозой прекращения подпитки властью.

Пассивно-агрессивные люди остро воспринимают все, в чем им видится недостаток уважения или недостаточная, на их взгляд, оценка их личности. Если вы попросите о чем-то в резкой манере или с отсутствующим видом, они тут же, с большой долей вероятности, настроятся враждебно.

Впрочем, поставьте себя на их место: как вы реагировали в последний раз, когда начальник сухо или жестко приказал вам что-то сделать? Даже если вы не возражаете по сути поручения, у вас, вероятно, возникнет искушение игнорировать приказ, потому что высокомерный вид и тон начальника вызывают раздражение.

Пассивно-агрессивные личности очень часто испытывают скрытый гнев, так что, если вы будете с ними вежливы и дружелюбны, это сильно облегчит жизнь. А если ваша просьба или требование причиняет им неудобство, постарайтесь выразить сочувствие и понимание ситуации несколькими дружелюбными, но уважительными (ни в коем случае не фамильярными!) фразами.

Сравните два варианта общения с официантом. Первый: «Что за обслуживание?! Нельзя ли побыстрее?» Второй: «Я очень спешу! Вижу, что в ресторане много посетителей, и у вас работы по горло, но если бы вы обслужили меня побыстрее, я был бы вам признателен».

Безусловно, ни тот ни другой подход не гарантируют результат. Но, приняв первый, вы наверняка спровоцируете новую пассивно-агрессивную реакцию. Официант, даже если ускорится, найдет возможность «наказать» вас другим способом: «забудет» принести приборы или одно из блюд, «исчезнет», когда вы соберетесь заплатить, или усадит за соседний столик шумную компанию.

Пассивно-агрессивная личность чаще выражает свою агрессивность косвенным путем, считая, что так рискует значительно меньше. В некоторых случаях это действительно срабатывает и подкрепляет выбранное поведение. Но если вам удастся побудить такую личность откровенно высказать свое недовольство, это позволит обсудить проблему и, возможно, найти взаимоприемлемое решение.

Если это человек, с которым вам еще не раз придется взаимодействовать, тактика игнорирования его косвенной агрессии – не самая конструктивная и полезная. Старайтесь не притворяться, что не замечаете недовольства. Если ваша вторая половина или сотрудник дуются на вас, может возникнуть желание промолчать и не реагировать, пока все не пройдет. Но, увы, в большинстве случаев «само» это не проходит.

Не забывайте, что пассивно-агрессивное поведение – почти всегда некий сигнал или призыв. Если вы его не воспринимаете, пассивно-агрессивный тип, скорее всего, будет увеличивать мощность, пока вы так или иначе не отреагируете. Недостижение цели часто распаляет таких людей. Подтолкнуть такого собеседника к разрядке или переходу в открытый диалог может, например, вопрос: «Мне кажется, ты чем-то недоволен. Или я ошибаюсь?»

В диалоге старайтесь не критиковать пассивно-агрессивных людей, формируя у них образ родителей, читающих нотации. Иначе попадете в замкнутый круг взаимного мщения.

автора Саймон Джордж

Скрыто-агрессивные действия и скрыто-агрессивный тип личности Многие из нас время от времени предпринимают те или иные скрыто-агрессивные действия, но это еще не делает нас скрыто-агрессивными личностями или манипуляторами. Личность человека можно определять как

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Как распознать агрессивные планы Если понять, насколько основополагающей чертой является стремление человека вступать в схватку за желаемое, и больше узнать о тех коварных и незаметных приемах подковерной борьбы, которые могут использовать и каждый день используют

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Отличия скрыто-агрессивной личности от пассивно-агрессивной и других типов Подобно тому как пассивность и скрытая агрессия представляют собой очень разные стили поведения, пассивно-агрессивная и скрыто-агрессивная личности разительно отличаются друг от друга. Миллон

автора Макграт Хелен

Типичные черты пассивно-агрессивной личности Люди, которым свойственна пассивно-агрессивная модель поведения, испытывают такие же негативные чувства, как и все, но не пытаются разобраться в них или открыто выражать свое недовольство. Вместо этого они избирают тактику

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Пассивно-агрессивное расстройство личности по классификации DSM-IV Чтобы поставить человеку такой диагноз, необходимо выявить в его поведении как минимум четыре из приведенных ниже

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Как обычно ведут себя пассивно-агрессивные личности Распускают слухи, распространяют информацию, порочащую других людей, но делают это исподтишка. Срывают важные поручения по причине якобы забывчивости, а потом извиняются, но при этом ясно видно, что они и не

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Как мыслят пассивно-агрессивные личности В своих действиях они исходят из принципа «Я должен сопротивляться всем попыткам контролировать мое поведение или влиять на него, даже если люди имеют на это право. Окружающие меня не ценят, поэтому я буду выполнять их просьбы и

автора

65. Агрессивные жертвы Агрессивных жертв принято разделять на агрессивных насильников (нападают на причинителя вреда) и агрессивных провокаторов (совершают акт агрессии в иной форме – оскорблении, клевете, издевательстве).Агрессивные насильники бывают: а) общего типа

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

71. Агрессивные насильники Среди жертв насильственных преступлений, завершившихся убийством жертвы или причинением ей тяжких телесных повреждений, с большим отрывом лидирует агрессивный тип жертвы, когда негативное поведение жертвы и послужило толчком к совершению

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

72. Агрессивные провокаторы К агрессивным провокаторам обычно принадлежат мужчины в возрастном диапазоне 30–50 лет, обладающий набором негативных черт (примитивные интересы и потребности, переоценка собственного ума, пренебрежение к преступнику, грубость, склочность,

Из книги Трудные люди [Как с ними общаться?] автора Ковпак Дмитрий Викторович

Пассивно-агрессивные личности Люди с пассивно-агрессивным расстройством личности имеют противоположный стиль, который свидетельствует об их нежелании получать признание и поддержку от людей, обладающих властью.Их главная проблема заключается в конфликте между

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

Почему мужчины столь агрессивные Тестостерон представляет собой гормон успеха, достижений, состязательности и, попав не в те руки (яички), может сделать мужчину или самца у животных очень опасным. Большинство родителей знают о неудержимом пристрастии мальчиков к

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

11 АГРЕССИВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ТЩЕСЛАВИЕ И ЧЕСТОЛЮБИЕКак только стремление к самоутверждению берет верх, оно провоцирует увеличение психического напряжения. Соответственно, когда все более значимой целью для индивидуума становится власть и превосходство над другими,

автора Бек Аарон

Пассивно-агрессивное расстройство личности Люди с пассивно-агрессивным расстройством личности имеют противоположный стиль, который свидетельствует об их нежелании получать признание и поддержку от людей, обладающих властью. Главная проблема состоит в конфликте между

Из книги Когнитивная психотерапия расстройств личности автора Бек Аарон

Глава 15. Пассивно-агрессивное расстройство личности Диагностические особенности Наиболее характерная особенность пассивно-агрессивного расстройства личности (ПАРЛ) - сопротивление внешним требованиям, которое обычно проявляется в оппозиционном и обструкционном

Из книги Психика и её лечение: Психоаналитический подход автора Тэхкэ Вейкко

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!