Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Стили речи. Строение текста. Сказка про колобка в разных стилях речи

Сказка про Колобка в разных стилях речи.
На уроках русского языка в школе изучаются стили речи. Чтобы ученикам сразу и навсегда стало понятно, что это за стили и чем они отличаются друг от друга, предлагаю увлекательные материалы для проведения урока по данной теме.
Итак, сказка о Колобке в разных стилях речи. Развлекательно и познавательно.
В школе изучается пять основных стилей речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.
1. Разговорный стиль. Применяется в быту, семейных, дружеских отношениях с целью общения с близкими людьми. Непринуждённость высказывания, отсутствие строгой логичности, проявление своего отношения и эмоциональности к тому, о чём говоришь, - всё это отличительные черты разговорного стиля.
Жили-были дед и бабка. Жили скромно – без достатка. Ели редьку, пили квас. Вот такой нехитрый ужин каждый день: из раза в раз. Вот на этой грустной ноте и начну я свой рассказ.
Раз «нашло» на старика: «В доме где-то точно была неучтенная мука». Он на бабку строго смотрит, та тихонько взгляд отводит.

Да, муки немножко есть. Есть да не про вашу честь. Ты своей немытой рожей ее трогать не моги. Собиралась я испечь к именинам пироги.
- Что за гнусную змею я пригрел в своем дому. Или ты меня не знаешь? Ну-ка быстро подь сюда - чтобы не позже получаса на столе была еда. Может ты не понимаешь? Я сейчас убью кого-то! Объясняю по-английски: вери хангри – жрать охота.
- Все исполню сей же час. Ты испей покуда квас. Для такого дурака испеку я колобка. Все равно зубов уж нету – хоть полижешь шарик этот.
- Вот и ладно, вот и чудно. Так бы сразу. Что те трудно? Нелегко меня понять? Думаешь мне не противно – грубой силой угрожать? Только знай, моя голубка. Ты в моих приоритетах стоишь сразу за желудком. Хоть ты лбом об стенку бей – понимаешь, кто главней?
Бабка горестно вздохнула, на него рукой махнула, положив на сгиб другой. Получился жест плохой. Замесила молча тесто, разогрела в печке место. И скатав то тесто в шар, прямо в пыл его и в жар, на ухвате поднесла и заслонкой печь закрыла. Вот такие вот дела.
Колобку старик был рад, обе ноздри подставляя и вдыхая аромат.
- Соблюдала ль в рецептуре ты, старуха, каждый пункт? Не хочу я отравиться, потребляя в одиночку хлебобулочный продукт?
(Пример разговорного стиля нашла здесь:
http://prikol.i.ua/view/42016/)
2. Научный стиль. Колобок как хлебобулочный продукт. Обобщённо-отвлечённый характер речи, строгая логичность, доказательность, точность, определённая сухость речи – основные признаки научного стиля речи.
В научном стиле излагается учебный материал, научные статьи, книги, лекции, доклады, учебники – основные виды высказываний научного стиля.
Читем в Википедии в научном стиле о Колобке:
Колобо́к - персонаж одноимённой русской народной сказки, изображаемый в виде небольшого хлеба шарообразной формы жёлтого цвета, который сбежал от испёкших его бабушки и дедушки, разных зверей, но был съеден лисой.
Имеет аналоги в сказках многих других народов: американский пряничный человечек, английский Джонни-пончик, имеются похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в узбекских, татарских сказках и других. Согласно классификатору сюжетов Аарне-Томпсона, сказка относится к типу 2025 - «убежавший блин».
Этимология слова
Колобок - уменьшительное от колоб - «скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста». В тверских говорах есть слова колобу́ха «галушка, увалень», колоба́н «толстая лепешка», околобе́ть «сжаться». Толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки. Также в славянских языках есть слово коло (ср. колесо и др.) в значении «круг», однако связь его со словом колобок сомнительна.
Некоторые исследователи считают слово заимствованным, например из греч. κόλλαβος «пшеничный хлеб» или из швед. klabb «чурка», норв. klabb «ком» или из др.-исл. kolfr «брус, шест», однако такие сопоставления неубедительны с фонетической точки зрения. Иногда слово сравнивают с латыш. kalbaks «ломоть, краюха хлеба».
[править] Кулинарное изделие
В 1610-1613 годах в Москве создавались «Росписи царским кушаньям». «Росписи» содержали перечень блюд, подаваемых в различные дни к царскому столу. В перечне упоминается блюдо Колоб, состоящее из 3 лопаток муки крупчатки, 25 яиц, и 3 гривенок сала говяжьего. Лопатка - неизвестная ныне мера.
Ещё один удивительно увлекательный пример написания сказки в научном стиле:
Валерий Мершавка Сказка "Колобок". Психоаналитическая интерпретация.
История неудачного психоанализа нарциссической личности
Прежде всего воспроизведем классический текст сказки из трехтомного собрания сказок А. Н. Афанасьева :
http://www.jungland.ru/node/2921
3. Публицистический стиль.
Он применяется в общественной жизни, политике, его задача – воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественно-важным делам. Публицистический стиль имеет призывный, страстный характер речи, использует слова с приподнятой, торжественной окраской, эмоционально-оценочные слова, широко использует пословицы и поговорки.
Итак, Колобок в публицистическом стиле.
Дорогие друзья! Перед нами стоит важная задача – правильное воспитание подрастающего поколения. Мы должны использовать все имеющиеся педагогические методы во благо поставленной цели.
Актуальна сегодня проблема беспризорных детей.
Ведь почему сбежал из дому Колобок? Вероятно, он был педагогически запущенным ребёнком, ему не хватало родительского внимания и заботы. Почему его без присмотра оставили остывать на окне одного? Почему родители не заняли своего ребёнка развивающими дидактическими играми, не уделили ему должного внимания? Где была общественность?
«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту. Может быть, поэтому Колобок сбежал из дому?
Молодому поколению свойственно стремление искать и находить лучшее, это стремление обогащает человека духовно. Колобок стремился расширить сферу жизни, того жизненного простора, в котором жил, но отсутствие жизненного опыта погубило его.
О чём самом важном для себя и для других думал Колобок, когда бежал из дома в лес?
Может быть, о том, что надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Педагогическая ошибка в воспитании Колобка заключалась в том, что никто не помог личности развиться. Задача педагогики – всестороннее гармоничное развитие личности. Сейчас введена министром образования Фурсенко новая задача – подготовить универсального потребителя. Решались бы проблемы по-новому методу, то и Колобок покатился бы не за околицу, на природу, в лес в поисках красоты, а пошёл бы в универсам, где многолюдно и безопасно для его жизни, и вернулся бы домой в целости и сохранности.
Вседозволенность Колобка привели его к непомерному хвастовству: он самонадеянно рассказывал всем, как обманул бабушку, дедушку, зайца, волка, медведя.
Так за что же наказан Колобок? Он наказан за наши педагогические ошибки!
Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем... А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

4. Официально-деловой стиль.
Регулирует деловые отношения между людьми, государствами, гражданами. Деловые бумаги, договоры, законы – основные виды высказываний этого стиля.
Колобок в официально-деловом стиле.
Директору сельского совета Якимчуку Г.Д.
Бабы и деда Петренко
Заявление.
В связи с побегом Колобка из дома просим освободить нас от участия в сборе урожая сроком на три дня: с 25 по 28 сентября 2011 года – и оказать помощь в поисках сбежавшего из дому.
25 сентября 2011года. Подпись.
5. Художественный стиль.
Сказка «Колобок» написана в художественном стиле. Его сфера применения – художественные произведения. Характерные стилевые черты – образность, наглядность, внимание к отдельным деталям, эмоциональность, проявление оценки автора.
Вот вам и сказка о Колобке в разных стилях речи. В качестве домашнего задания предлагаю написать сказку о Репке в разных стилях речи.
Попробуйте, жду ваших вариантов!

Раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста (рассказа); формировать умение уместно использовать элементы описания внешности для более глубокого раскрытия основной мысли рассказа. оборудование: учебник, учебные тексты разных стилей, таблица. Тип урока: применения знаний и формирования умений.

Рассуждать, это значит

М. а. Рыбникова

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Что такое текст?

Какие основные типы речи вам известны?

Для чего нужен план текста?

Чем простой план отличается от сложного?

III. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Известный русский писатель Виктор Петрович астафьев писал повести и рассказы. Среди них особое место занимают произведения о детских и отроческих годах автора: «Последний поклон», книга рассказов «Конь с розовой гривой» и др.

Сегодня мы будем писать по отрывку из рассказа В. астафьева «Фотография, на которой меня нет». Этот рассказ входит в книгу «Конь с розовой гривой».

IV. Работа над темой урока

1. Чтение текста учителем

Наш Учитель

Однажды мы пошли на лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть, как вдруг кто-то из ребят закричал:

Ой, змея, змея!

И все увидели змею. Она обвивалась вокруг пучка подснежников и, разевая зубастую пасть, готовясь к нападению, злобно шипела.

Ещё и подумать мы ничего не успели, как учитель оттолкнул нас, а сам схватил палку и приготовился к защите.

Не бейте только через плечо! - кричали мы.

Но змея неожиданно скользнула в сторону и исчезла за камнем.

Пойдёмте, ребята, здесь опасно оставаться,- сказал учитель.

Мы посыпались в горы, а он шёл за нами и всё оглядывался, гото

Вый оборонять нас снова. Потом спросил:

А почему вы кричали, чтоб я не бил гадюку через плечо?

Закинуть же за шею змею можно.

Она обовьётся вокруг палки!..- объяснили мы учителю, и кто-то неожиданно спросил:

Да вы раньше-то видели хоть змею?

Нет, в первый раз,- виновато улыбнулся учитель.- Там, где я рос, никаких гадов не водится. Там нет таких гор и тайги такой нет.

Мы стояли с открытым ртом, слушали.

Вот тебе и на! Значит, надо было оборонять учителя. а мы!..

Прошли годы. а я таким вот и помню деревенского учителя: с чуть

Виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонять своих учеников, помочь им в беде.

(По В. Астафьеву)

2. анализ текста

А) Беседа по содержанию и композиции

Кто является главным героем этого эпизода?

Как описано поведение учителя?

Какие качества учителя как человека проявились в этом эпизоде?

О чём думали ребята, когда узнали, что их учитель никогда не видел змей?

Как вы понимаете значение следующих фраз: «Вот тебе и на! Значит, надо было оборонять учителя. а мы!..»

Вы знаете, что повествование, в основе которого лежит случай, эпизод, называется рассказом. Вспомните композицию рассказа и скажите, какой из данных композиционных схем соответствует прочитанный текст.

1. Завязка 1. Вступление 1. Завязка

2. Развитие действия 2. Завязка 2. Развитие действия

3. Кульминация 3. Развитие действия 3. Кульминация

4. 4. Кульминация 4. Развязка

5. Развязка 5. Заключение

6. Заключение

Б) Языковой разбор

С чувством глубокого уважения, с большой теплотой вспоминает автор о своём учителе, который готов был в любую минуту защитить своих воспитанников, помочь им в беде. Не случайно текст назван «Наш учитель».

Художественное повествование идёт от 1-го лица и, как часто бывает в повествовательных текстах, начинается со слова однажды, т. е. «один раз», «как-то раз». Спокойно, в разговорном стиле автор ведёт свой рассказ, используя глаголы совершённого вида: «пошли на лысую гору за цветами и саженцами», «поднялись до середины горы», «присели на каменья отдохнуть». Слово каменья обозначает то же, что и камни, но употребляется значительно реже и имеет разговорный оттенок.

Употребление как вдруг (синонимы: неожиданно, внезапно) нарушает спокойный тон повествования.

Описание змеи: «обвилась вокруг пучка подснежников и, разевая зубастую пасть, …злобно шипела» - усиливает напряжённость и опасность момента.

Решительность, быстрота действий учителя передаётся глаголами: оттолкнул, схватил, приготовился. Всё произошло так быстро, что ребята «и подумать не успели», т. е. не успели опомниться, принять решение. Внешний вид учителя говорит о том огромном физическом и нравственном напряжении, которое он пережил, обороняя своих детей.

Введение в рассказ позволяет ещё глубже раскрыть характеры действующих лиц. Диалог, как известно, часто встречается в разговорной речи. автор использует разговорные обороты речи: «мы посыпались с горы», «Да вы раньше-то хоть видели змею?», «мы стояли с открытым ртом», «Вот тебе и на!»

Главная мысль рассказа звучит в авторском заключении. Скромный, застенчивый учитель - человек совсем не героической внешности,- не задумываясь, бросился защищать своих учеников, рискуя собственной жизнью. астафьев использует приём противопоставления: контрастны внешний вид и внутренние качества учителя.

3. составление плана

Коллективно выделяются темы и подтемы (микротемы) текста.

(План ученики составляют и оформляют самостоятельно. Учащимся необходимо напомнить, что план должен отражать основную мысль и стиль текста.)

Примерный план

1. На лысую гору за саженцами.

2. Опасная встреча:

Б) учитель бросился защищать нас;

В) всё закончилось благополучно.

3. Разговор по дороге домой.

4. «Таким вот помню деревенского учителя».

4. Повторное чтение текста учителем

5. написание изложения в черновиках

6. Чтение и редактирование изложений

V. Домашнее задание

Закончить творческую работу в тетрадях.

Материал для наблюдений

1. Ознакомьтесь со значением слова «стиль ». Определите, какое из них относится к языку.

2.Стиль – характерный вид, разновидность чего-нибудь, которая выражается в особенных формах художественного оформления.

3.Метод работы, поведение.

4.Приемы использования средств общенародного языка для выражения мыслей в различных условиях речевой практики.

(С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. Стиль языка называют функциональным потому, что он выполняет определённую функцию (роль) в жизни. Каждый из стилей определяется по совокупности специфических признаков, имеет языковые особенности, сферу, условия, цель и задачи общения.

Разговорный стиль речи обслуживает потребности повседневного общения людей в обиходно-бытовой сфере. Это стиль непринуждённой беседы, характеризующейся шутливой, иронической или фамильярной окраской.

Официально-деловой стиль преимущественно используется в сфере официально-деловых отношений. Он служит для оформления деловых документов, приказов, постановлений и т.д. Он обслуживает взаимоотношения между различными учреждениями, государствами, а также между учреждениями и отдельными гражданами.

Публицистический стиль – это стиль газет, журналов, радио и телевидения, устных выступлений на собраниях и митингах. Он используется в общественно-политической сфере, выполняет информационную, агитационно-пропагандистскую и популяризаторскую функции.

Научный стиль обслуживает сферу науки, его основная функция – передача объективной информации о природе и обществе, точное и систематизированное изложение научных знаний.

Художественный стиль занимает особое место среди функциональных стилей, являясь наиболее полным выражением всего национального языка в целом. Стиль художественной литературы включает в себя стили языка, но в функционально-преобразованном виде.

Функциональные стили языка

Задача (цель высказывания)

Сфера применения

Стилевые особенности

Языковые особенности

сообщить научную информацию; объяснить различные связи между явлениями

научные труды (статьи, монографии, диссертации, доклады), учебники, справочники, лекции

обобщенность, понятийная точность,

объективность, логичность

научная лексика, в т.ч. и термины; причастные обороты, сложно-подчиненные предложения, вводные слова как средства логической связи и др.

Официально – деловой

сообщить информацию, представляющую волевое предписание государства

законы, постановления, дипломатические документы, протоколы, акты, доверенности т.д.

официальность, точность, обобщенность, объективность, стандартизованность

официальная лексика. термины, аббревиатуры, преобладание имени над глаголом, клише, уточнения, пояснения, причастные и деепричастные обороты, расщепленное сказуемое и т.д.

Публицистический

воздействовать на массы путем сообщения общественно значимой информации

газеты, журналы, радио, телевидение, публичные лекции; выступления на собраниях, митингах, Интернет

эмоциональность, оценочность, побудительность;

конкретность -абстрактность; логичность

книжная, нейтральная и разговорная лексика; фразеологизмы, крылатые выражения; книжный синтаксис и разговорные конструкции

Художественный

Нарисовать словами яркую картину; при помощи созданного образа воздействовать на чувства, воображение читателя

сказки, былины, басни, повести, рассказы, романы, драмы, комедии, стихи

конкретность, образность, эмоциональность, субъективность

лексика всех стилей языка; слова в переносном значении, оценочные слова, предложения вопросительные, восклицательные и т.д.

Разговорный

В семье, быту, повседневных разговорах

непосредственность общения, неподготовленность речи, эмоциональность

Разговорная лексика и фразеология; местоимения, вводные слова, обращения, простые (в т.ч. неполные) предложения, бессоюзные сложные предложения, вопросительные, восклицательные, побудительные предложения и др.

Задания

1. Прочитайте тексты. Сравните их.

1)Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Птиц страсть как люблю.

2)Розничная торговля (ритейл, ритейлинг) – совокупность видов предпринимательской деятельности, увеличивающая ценность товаров и услуг, продаваемых потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.

3)Мир и спокойствие царят в нашей стране, а добиться этого можно было, по убеждению Главы государства, только объявив приоритетом гражданственность, основанную на равенстве возможностей для всех граждан, независимо от национальности, вероисповедания, политических взглядов. Казахстан – одно из немногих постсоветских государств, которое сохранило общенациональное согласие и гражданский мир, не знает межнациональных конфликтов и конфессиональной розни.

2.Расскажите сокурсникам о стилях литературного языка, используя в виде карточки наглядности таблицу «Стили русского литературного языка».

Большое значение для характеристики речи имеет форма ее реализации: письменная, специфичная для книжных стилей, устная – для разговорного.

Классификация функциональных стилей находится в особых отношениях с формами речи – устной и письменной.

Устная речь – речь звучащая, произносимая. Большую роль в ней играет интонация, логическое ударениe.

В письменной речи интонация не дана непосредственно. Она опирается на структуру предложения, порядок слов, пунктуацию.

Для осмысления письменного текста к нему можно обращаться неоднократно; устная речь воспринимается сразу, одновременно с процессом говорения.

Задание 1. Прочитайте тексты. Определите, к какому стилю речи они относятся – разговорному или книжному? Сравните, чем различаются эти два вида речи.

1) Алгоритмический язык, формализованный язык для однозначной записи алгоритмов. Состоит из набора символов (алфавит), синтаксических правил и семантических определений. Он является основой языков программирования (БЭС) .

2) Думаю, что математическая наука сегодня как никогда является наиболее важной наукой. В современном процессе глобализации каждому выпускнику вуза и молодому специалисту необходимо знание основ программирования и методов математического моделирования, живых и искусственных языков, экономики и права. Без этого он не сможет состояться как специалист и найти своё место в жизни. А мне бы хотелось, чтобы каждый выпускник школы был перспективным, успешным и состоятельным.

Задание 2. Распределите лексико-семантическую группу слов по стилям. Составьте предложения с выделенными словами и словосочетаниями.

Ввиду плохой погоды, во избежание пожара , в соответствии с планом, прибытие посла, нежданно-негаданно, авось, оказать содействие, устранить недостатки, опротестовать решение, распрекрасный, премилый, разделаться, трансформатор, тангенс, информация, улепётывать, молодцеватый, гонка вооружения, разрядка международной напряжённости.

Задание 3 . Прочитайте предложения. Определите характер связи между подлежащим и сказуемым.

29 579 делится на 7 и на 13, но не делится на 11. Через час собралось около двухсот. (К. Седых) Там пришли каких-то семь. (А. Купр.) Семейно живут только десять. (А.Чех.) Туда же через час проскользнула рыжая. (П. Далец.) Однорукий пошел назад – искать свой номерок. (Г. Матв.) Военные здесь живут по десять, по пятнадцать лет. (Н. Анов) Встречный показался из-за поворота. Рядом шли веселые провожающие. (В. Райм.). Как-то странно искоса поглядывает усатый. (П. Далец.)

Задание 4 . Прочитайте пословицы, поговорки и скороговорки. Перепишите их. Попробуйте проговорить их как можно быстрее. Отработайте произношение. Обратите внимание на звуки [ф] и [ф’], [х] и [х’]. Вспомните скороговорки на казахском языке.

а)Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. Федя физкультурник, первый футболист. Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру – про Фрола навру.

б) Хлеб за брюхом не ходит. Ехал к Фоме, а заехал к куме. Май холодный – год хлебородный. Худо ли ухи хлебнуть, да не охнуть – вздохнуть. Осип охрип, Архип осип.

Задание 5. Ответьте на вопросы.

1)Что Вы понимаете под функциональным стилем? Сколько их? Назовите их языковые и стилистические особенности, сферы употребления.

2)Каким стилем речи чаще всего Вы пользуетесь в жизни? Реже всего?

3) К каким стилям, по вашему мнению, относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу. Чтобы уточнить определение жанров речи, воспользуйтесь толковым словарем русского языка.

Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, сказка, статья.

4) Укажите особенности использования терминов в газетных текстах.

1. Надо сделать лишь один-два легких нажима баллончика, и целебное облачко эфедрина, как говорят врачи «купирует» приступ астмы. 2. Глаз у лодки нет. Зато есть уши – гидроакустики. 3. Мы выпускаем также моторовагонные поезда с кремниевыми выпрямителями, короче сказать, электрички. 4. Некоторые наши сотрудники заражены вирусом канцелярщины, сокращенно – вирусом «К». 5. Человек, попадая в новую незнакомую обстановку, воспринимает ее с особой остротой. Меняются события – по синусоиде колеблется настроение.

5)Прочитайте текст. Запомните как можно больше информации.

Сегодняшний город – это кусок земли, покрытый застывшей лавой. И только букеты цветов и осенних красных листьев говорят, что где-то есть пахнущая влажная почва с миллионами трав и деревьев.

Современный город несет в себе противоречия. Разрастаясь, покрывает огромные территории, обедняя природу, окружая себя корками аэродромов, автострадами, высоковольтными линиями. Растекаясь как гигантский каменный блин, он мучается в поисках выхода из самого себя. Поэтому лучшие умы в архитектуре ищут новые решения, предлагают разные варианты городов будущего. Эти предложения различны, как различны умы, их породившие. Но их объединяет одно: они стремятся вернуть человеку живую землю и живое небо, привлечь в города изгнанную природу, соединить гигантские «цветы» небоскребов с земными полевыми цветами, повернуть человека лицом к природе.

6) К какому стилю относится данный текст? Почему? Выделите лексические особенности текста.

7) Прочитайте тексты. Сравните их.

1. Дерзайте, боритесь за большие дела, если вы беретесь всерьез. Способности, как и мускулы, растут при тренировке. Большие открытия не всякому по плечу, но кто не решается пробовать, наверняка, ничего не откроет. Изучайте свою специальность досконально, но не жалейте время и на чужую.

2. Вот мои книги. Я их очень люблю. Книги – мое увлечение.

Я тоже люблю книги, но почти не покупаю их, потому что я беру книги в библиотеке.

3. …Мальчик спешил домой.

Байтас и старый Жумабай только восклицали:

Ну и торопится же мальчуган домой.

Байтас, умеряя пыл подростка, крикнул ему:

Не скачи без нас! В Есембаевском овраге воровской притон!

Разбойники, наверное, следят за тобой,- прибавил Жумабай.

А вы на что?

А что мы сможем с ними сделать? Нас двое…

Но эти слова только подзадорили мальчика.

Ну, раз вы ничего не можете сделать, так не все ли равно, один я буду или с вами? Я поехал!

Он ударил коня, поскакал вперед, и до самой лощины Есембая ни разу не оглянулся назад.

(отрывок из романа М. Ауэзова «Путь Абая»)

8) От чьего лица ведется повествование в текстах? Выделите фрагменты в текстах, которые представляют авторское повествование (речь от автора) и передают речь двух лиц (реплики героев). Какая в текстах связь между фрагментами? Чем она выражена?

9) Определите, какие из текстов иллюстрируют диалог, полилог, монолог.

Задание 6. Напишите сочинение «Моя Родина – Казахстан», используя языковые особенности литературно-художественного стиля.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!