Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Развиваем артистические способности. Как определить талант актера с помощью Астрологии

Вам понадобится

  • - пособия по актерскому мастерству;
  • - посещение репетитора или актерской школы;
  • - ежедневная практика;

Инструкция

Запишитесь на курсы актерского мастерства. Внимательно выбирайте педагога. Посетите несколько пробных занятий, понаблюдайте за группой , за преподавателем. Возможно, вы почувствуете себя скованно, неуверенно, но не стоит из-за этого отказываться от идеи заниматься. Актерские курсы нужны как раз для того, чтобы справляться со своей застенчивостью.

Больше проводите времени наедине с зеркалом . Не удивляйтесь, именно «общение» со своим отражением поможет вам понять, как вам развить свое актерское дарование. Особенно этот метод хорош, если вам предстоит важная встреча (собеседование, деловой разговор, свидание). Вы сможете «отрепетировать» перед зеркалом особо важные реплики для встречи.

Снимайте себя на видеокамеру. Самостоятельно создавайте актерские этюды. Например, можно прочитать стихотворение или прозаический отрывок. Отсматривайте это видео , отмечайте, что из увиденного вам кажется более удачным.

Запишитесь в волонтеры на разные детские мероприятия . Например, можете стать артистом на детских праздниках. Можно ездить по садикам, школам, детским домам или интернатам и развлекать детей . Выучите несколько песен под гитару , сочините танец, декламируйте стихотворения , показывайте фокусы. Вам как начинающем артисту нужно как можно больше практиковаться. Есть только один способ перестать бояться публики - выступать перед ней каждый день.

Ставьте отрывок из своего любимого фильма и пробуйте повторять за актерами их реплики вместе с действиями. Копируйте интонацию и движения, вплоть до мелочей. Перенимая опыт других актеров, вы скорее сможете развить собственный уникальный стиль игры.

Учиться в музыкальной школе вы со своим другом начали в один год. Но ему занятия давались легко, почти играючи, перед экзаменом он был спокоен. Вы же день напролет заучивали гаммы и этюды, однако все равно дрожали за дверью класса, ожидая своей очереди, и продолжали допускать ошибки, вызывая грусть педагогов. «Какой способный ребенок!» - удивлялись взрослые успехам вашего друга. Вы не могли догнать его. В чем же дело? Просто ваши способности были не равны.

Инструкция

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности , являющиеся условием успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Обоснованием наличия способностей служат быстрота овладения деятельностью, качество достижений и стойкое желание заниматься дальше. Высшая степень развития способностей называется талантом.Психологи выделяют следующие виды способностей:
1)учебные (обеспечивающие усвоение знаний, умений и навыков) и творческие (позволяющие создать новый, оригинальный продукт деятельности);
2)общие (универсальные для всех видов деятельности) и специальные (необходимые для успешного выполнения конкретного вида).Специальные способности в свою очередь делятся на частные, каждая из которых базируется на своих умственных операциях. Математические способности , например, опираются на математическую память, логическое мышление , быструю переключаемость. Конструктивно-технические способности требуют развитого технического, пространственного мышления . Музыкальные способности развиваются при наличии музыкального слуха, памяти, чувства ритма. В основе литературных способностей лежит наблюдательность, эмоциональность, образная память, выразительность речи. Художественно-изобразительные способности проявляются в чувстве пропорций, соотношений, видении света и цвета и т.д.

Природными предпосылками развития способностей являются задатки. Они формируются на определенных возрастных отрезках, и надо знать это время, чтобы не упустить благоприятный момент. Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые располагают к развитию определенных способностей. Возрастные отрезки, в которые есть смысл развивать те или иные способности , называются сензитивными периодами. Например, начинать совепшенствовать музыкальные способности нужно с 2 до 6 лет, ведь именно тогда формируется чувство ритма и звуковысотный слух.Заниматься развитием способностей надо, начиная с раннего детства, занимая ребенка доступной для его возраста деятельностью, чтобы процесс шел равномерно и естественно. Так, в детском саду малыши уже учатся лепить, рисовать, петь, узнавать мелодии, конструировать.
В младшем школьном возрасте появляется больше возможностей для всестороннего развития личности: можно выбирать кружки, секции, творческие и учебные центры. При этом надо помнить, что развивать способности в какой-то одной области мало. Следует вести развитие в нескольких направлениях, чтобы оно не было однобоким.

На занятиях по каждому виду деятельности предполагаются определенные способы работы по развитию необходимых умений. Методики обучения музыке, рисованию, технологии, различным видам спорта имеют свой арсенал приемов.
Для развития музыкального слуха, например, используются такие упражнения: пропеть звук, сыгранный на инструменте; определить интервал на слух; простучать ритмический рисунок ; проиграть один из голосов полифонического произведения.
Логическое мышление упражняют путем операций с понятиями (обобщение, анализ, сопоставление и т.д.). Задания: найди лишнее слово в группе (муравей, муха, стрекоза, пчела, комар, галка); на соотношение части и целого (кухня, шкаф, посуда, крышка); обобщение, подбор общего понятия для ряда частных (дождь, снег, град = осадки).
Для развития двигательных навыков, ловкости, гибкости, координации движений используются подвижные игры, отдельные гимнастические упражнения (кувырки, стойки и т.п.).

Полезный совет

Невозможно грамотно раскрыть способности ребенка без участия специалистов дополнительного образования, поскольку такая работа нередко требует специальных знаний. Взрослые люди тоже могут развивать свои способности. Это будет не так легко, как в раннем возрасте, но отдельные задатки (за исключением двигательных и языковых) и в дальнейшем имеют благоприятные периоды.

Источники:

  • таблицы классификаций сензитивных периодов

Способности заложены в каждом человеке без исключения. Просто в ком-то они более ярко выражены, а кому-то приходится очень долго докапываться до своих талантов. Но и тем и другим людям свои способности надо развивать, иначе они так и останутся зарытыми сокровищами.

Инструкция

Самое первое на пути развития своих способностей – это избавиться от идеализма и перфекционизма. Желание все сделать идеально с первого раза может убить любое желание заниматься дальше. Успокойте себя и делайте то, что вам хочется независимо от того, получится это у вас или нет. Многие умения, которыми вы сейчас обладаете, вы получили, не имея до этого никакого представления, как это делается. Все зависит от того, насколько вам хочется делать то или иное дело, или насколько вам это необходимо. Ребенок, который учится ходить, сотни раз падает, но он вновь встает на ноги, потому что ходить жизненно необходимо.

Приступая к выполнению какой-то творческой задачи, пребывайте в позитивном настроении. Делайте что-то просто ради процесса, а не ради результата. Наслаждайтесь моментом. Если вы взялись за лепку, насладитесь фактурой материала, запахом глины, ощущениями в пальцах . И пусть на выходе получится нечто мало похожее на вашу задумку, вы уже получили определенный результат.

Постоянно практикуйтесь. Творите всегда, когда у вас есть возможность. Другим людям необязательно видеть то, что вы делаете. Каждый акт творчества помогает мозгу раскрывать ваши способности. Главное не давайте мозгу застаиваться.

Любой профессионал на этот вопрос Вам ответит: «Идите-ка сюда, уважаемая (-ый), давайте сначала проверим, есть ли он у вас, а раз есть, то чего в нем не хватает и на что следует обратить особое внимание?»

Что следует знать всем, желающим стать актерами?

Актерское ремесло - явление практическое, требующее постоянной и непрерывной эксплуатации. Как спортсмены и циркачи, мастера драмы, оперы и балета поддерживают свои навыки на требуемой высоте. И горе тому, кто хотя бы на короткое время остановится и перестанет тренироваться. Мир стремительно меняется, и сможет ли переставший пламенеть талант вскочить на платформу быстро движущегося поезда нового спектакля, фильма или проекта, - большой вопрос.


Андрей Аранышев. Мальчик с дудочкой. 2002

Как убить в себе надежду стать артистом?

Как и во всех остальных случаях! Подойти к зеркалу и суметь себя настроить многократно повторяемым тренингом: «Я не актер! Я бездарь и тварь дрожащая! Я не смогу!» Сразу скажу, что получится не у каждого. Но - главное, приложить усилия для разрушения своей самооценки, позволив победить врагам вашего «я». Глядя в течении нескольких десятилетий на огромную армию актеров, заметил, что лицедеем стать может почти каждый, если найдет своего режиссера-педагога, который поверит, увидит в вас нечто особенное, ни на кого не похожее, и даст вам над собой работать. Тем, кто таланта не имел, всегда помогали труд и упорство. И, наоборот, очень большие дарования гибли из-за отсутствия занятости и применения. Так что набирайтесь сил и бейтесь лбами в стены и закрытые ворота. Как говорила одна очень смешливая обезьянка: «Были б мозги, выскочили».

Как понять, есть ли у вас актерские задатки?

Для их выявления рекомендую обратиться к авторитетам или уважаемому вами профессионалу. В актерском деле есть один очень маленький, но важный нюанс: вы должны «по гамбургскому счету» оценить себя со стороны, то есть, проверять, соответствует ли ваше внутреннее «я» тому, кем вы являетесь на самом деле. Пример. Мне кажется, что я отлично исполняю роль маленького мальчика, который много болеет, мало кушает, носит очки и любит читать книги вслух, манерно оттопырив мизинчик в сторону, как потомственный интеллигент в седьмом поколении. И при этом, мой рост 195, одежда 56 размера, на голове ни одной волосинки и голос хрипит так, будто с малолетства пил и курил. Могу про себя представлять что угодно, но что мы увидим? Странное манерное поведение «страх потерявшего» гопника-качка, который явно нарывается, чтобы свои же жили долго и счастливо били долго и больно. Очевидно, что для адекватной оценки требуется некий судья. Идеальный вариант, когда выбранный вами рефери будет опытен в области актерского мастерства. И лучше посмотреть сначала, на что он сам горазд, а уже потом ему всецело доверять.



Витторио Реджианни. Декламация стихов. 1902

Как развиваться?

Если вы ангельски красивы, можете дальше не читать, так как знания и навыки придут в вашу жизнь сами, через набитые шишки, а также опыт побед и разочарований. Не торопите события! Всем остальным придется постараться. Допустим, ваш талант заметили не только бабушка и мама, а кое-кто еще. Превосходно! Тогда стоит обратить внимание вот на что.

1. Физическая форма необходима для развития выносливости и защиты организма от тяжелых нагрузок. Тут даже и не будущему обладателю высших театральных наград я посоветую заняться спортом. Хотя бы ради того, чтобы быть здоровым человеком, энергии которого хватало бы на множество интересных дел в единственной, отведенной нам короткой жизни.

2. Речевой и дыхательный аппарат. Прямо сейчас можете взять три не крупных грецких ореха, засунуть в рот и попробовать произнести скороговорку «пыль от топота копыт по полю летит». В интернете вы найдете еще множество упражнений по тренировке дыхания
и освобождения от дефектов вашей речи. Слабое место актера - речевые диалекты, слабые мышцы диафрагмы и невнятная артикуляция. Со всем этим можно и нужно бороться.

3. Ваша закрепощенность и наличие так называемых физических «зажимов». Незаслуженно популярно одно народное средство раскрепощения - алкоголь. При этом все знают, что, вскрыв тайное, он делает человека неуправляемым, а регулярное его употребление еще вызывает зависимость и ком новых проблем. Так вот ряд упражнений актерского мастерства без использования горячительного позволяют освободиться от сковывающих вас в самые ответственные моменты мышечных спазмов. Как? Очень просто. Отправиться на занятие по актерскому мастерству, где вас научат еще сотням других способов развития своего потенциала. Особенно приятно этим заниматься в группах, среди других таких же, как и вы, тянущихся к светлому, высокому и духовному, в театральных студиях, народных театрах, на курсах по риторике, фитнесе и прочих формах активного досуга.


Жан Пезу. Портрет мима Чарльза Дебюро. 1850

Можно ли репетировать перед свет-зеркальцем?

Однозначно, да. Особенно, если оно вам не врет и по странным и загадочным обстоятельствам не комментирует каждый ваш шаг. Многие педагоги актерского мастерства категорически против этой формы исполнительской муштры. И в их позиции есть свой резон. Каждый отдельный случай «поиска своего я» или «репетиции роли у зеркала» требует чуткого и опытного гуру. Сначала найдите того, кому можно доверять, а уже потом позвольте ему стать вашим отражением, превращая ваш талант-самородок в ограненный стакан алмаз.

Что дают актерские навыки любителю?

Сегодня актерскими тренингами занимаются люди, которые не собираются работать в профессиональных театрах, а используют полученные навыки в своей обычной жизни. Ведь практика актера несет и большую социальную пользу, позволяя почувствовать себя увереннее. Веры в себя часто не хватает людям, которые в себе не разобрались, избегают публичности и сокращения дистанции при общении. Такой «человек в футляре», прекрасно описанный одним гениальным русским литератором, легко может и состариться в одиночестве, не решая проблемы, а убегая от них. Не дайте покрыться своему эго паутиной! Спешите себя реализовать. Пусть у вас не получится все сразу, но вы обрете широкий круг общения, интересных новых друзей. Только ради этого стоит попробовать!



Эмиль Нольде. Танец вокруг Золотого тельца. 1910

Как раскрываются творческие способности?

Тут все просто. Вы никогда не играли на сцене? А тут - бац - и начнете играть. Раньше вы пели только в душе? Теперь будете петь на сцене! Вы никогда не пускались в пляс? Отлично! Начнете танцевать! И много еще что раскроет в вас актерские тренинги: фехтование, жонглирование, акробатика, балансирование, навыки ношения исторической одежды и пользование головными уборами, веерами, лорнетами, биноклями и прочими атрибутами шика своего времени. В некоторых актерах спят и другие таланты. Освободиться из заточения им поможет только практика.

Станете ли вы при этом ярким?

Как знать? Одно скажу точно: вы научитесь быть разным для себя и других. В этом - созидательная энергия настоящего таланта. Он, как родник, не перестает бить и утолять жажду страждущих.



Поль Гоген. «Отверженные». Автопортрет с портретом Бернара. 1888

Актер - одна из самых сложных творческих профессий, в которой объединены и личность, и творец, и материал. Талант актера - понятие неуловимое и зыбкое, достаточно вспомнить, сколько терзаний и мук испытывают студенты во время вступительных экзаменов, а приемная комиссия актерского отделения почему-то не всегда оценивает их по достоинству. Множество известных актеров и актрис не поступили в театральные институты ни первого раза, ни с пятого раз, не смотря на их природную, ни от чего не зависящую, одарённость... С другой стороны, человек часто ошибочно склонен заблуждаться, что у него присутствует талант актера.

Как определить талант актера с помощью Астрологии?

Основные данные актерского таланта заложены в натальной карте. При этом, визитной карточкой самого будущего актера является он сам: его внешность, голос, темперамент, характер, мироощущение, а главное - способность перевоплощаться.

Планеты в гороскопе актёра

На возможные актерские способности (эстрада, кино, театральная сцена, цирк), прежде всего, указывают такие планеты, как Меркурий, Нептун, Луна и Венера.

Меркурий - проводник любого образа, поэтому облегчает вхождение в образ героя, и если по какой-либо причине лицо актера не является эталоном красоты, то обязательно должна присутствовать харизма, умение говорить, передавать мысли и чувства.
Не взирая ни на какой Знак Зодиака , можно с точностью сказать, что планета Меркурий - основная, на которую будет обращать внимание астролог при изучении натальной карты потенциального актёра. При этом для человека, имеющего отношение к любому творчеству, желательно, чтобы Меркурий был ретроградным.

Нептун - источник душевной тонкости и чувствительности, а, следовательно, залог успеха любого актера.

Луна несет эмоциональность и чувствительность, что немаловажно для выражения у актером эмоций, присущих театральному или кино-герою. Луна также символизирует всё богатство жестов и мимики.

Венера определяет предназначение актера, как носителя искусства, гармонии и красоты.

Таким образом, с этими планетами связаны следующие акцентированные знаки: Близнецы, Рыбы, Весы, Телец и Рак. В общем количестве актеров преобладают именно эти Зодиакальные Знаки, хотя в гороскопах представителей других Знаков эти планеты тоже могут быть очень сильными.

Нежелательные планеты в натальной карте актёра

Сатурну желательно "молчать" в натальном гороскопе актера... Сильный Сатурн создаёт множество нежелательных препятствий и обедняет эмоции.

Ещё две планеты - Солнце и Юпитер будут "давить" своим, так называемым, авторитетом, поэтому у актера они тоже должны быть ослаблены. Иначе будет трудно вжиться в образ, либо во всех картинах и спектаклях актер будет словно играть самого себя или не будет чувствовать своего партнёра.

Таким образом, с этими планетами связаны соответствующие акцентированные знаки: Козерог, Лев и Стрелец. В частности актёры с выделенным Львом - это, как правило, эксцентрики или комики. Однако следует заметить, что в гороскопах представителей этих Знаков данные планеты могут быть очень слабыми, а в других - очень сильными.

Отдельно следует сказать об Уране . Не так часто встречаются актеры-Водолеи. Почему? Ведь Уран - планета идей и вдохновения!.. Дело в том, что этот Знак усиливает не только идею, но и желание большой свободы её выражения, а иногда и креативность, что редко находит "отклик" у режиссёра...

Что касается Плутона (Скорпион), то актер своей личной мощной энергетикой может сильно повлиять на искомый образ героя, либо вовсе подавить его.

Аспекты в натальной карте актёра

Наиболее распространенные планетарные аспекты актерского таланта это:
"Луна + Венера + Хирон"
"Луна + Меркурий + Хирон"
"Луна + Венера + Уран"
"Солнце + Венера + Хирон" (в данном случае Солнце способствует популярности)

В натальной карте о многом говорит распределение различных планет по Домам Зодиака. О таланте актера в зачаточном состоянии говорит Янское начало, то есть воздушная или огненная космограмма. Это преобладание в Домах мужских огненных планет. Если же имеет место Иньская космограмма (земно-водная), то актер больше будет тяготеть к жанру, связанному с музыкой (танцы, пантомима).

Астрологи также выделяют следующие благоприятные расположения планет в Знаках:
Луна - в Раке (или в Деве)
Меркурий - в Рыбах
Венера - в Раке
Марс - в Деве
Юпитер - в Скорпионе
Меркурий в Овне

Меркурий в Знаках Зодиака

Далее остаётся уточнить, куда именно попадает Меркурий в натальном гороскопе , и какие дополнительные преимущества и недостатки для актёра при этом возникают.

Меркурий в Овне

Меркурий в Овне даёт много упорства. Это дает большое преимущество, так как актер нередко находится в обстановке конкурентной борьбы. А вот в собственном актерском мастерстве ему может помешать прямолинейность мышления, если только от природы пытливый и ненасытный ум не решит эту проблему и не отделит для себя зёрна от плевел.

Меркурий в Тельце

Отсутствует быстрота и скорость реакции, зато есть умение сохранять спокойствие. Новая информация тяжело воспринимается, в образ такой актер входит довольно медленно, но если ему это удаётся, то он словно кристаллизует его, заставляя зрителя поверить во всё, что с ним происходит.

Меркурий в Близнецах

Такое положение Меркурия дарует много талантов в сфере искусств, так как создаёт множество информационных потоков. Стремительность восприятия и выразительность речи - ценнейшие качества этого актера.

Меркурий в Раке

Меркурий в Раке даёт благоприятный сплав мыслей и чувств. Человеку свойственен интуитивный поиск решения, он может самостоятельно выработать проницательность, которая позволяет решать задачи, присущие именно актеру, а также в любых сферах, где логика не будет эффективной. Хозяин Меркурия в Раке легко улавливает внутреннее состояние других людей, малейшие изменение настроения собеседника, тонко воспринимает и легко отделяет истинную мысль из общего потока слов.

Меркурий в Льве

Такое положение Меркурия дает масштабность и широту замыслов, возможность рассматривать перспективу сколь угодно сложных проектов. Однако в сознании возникает виденье общей картины в целом, но не отдельных мелких деталей. Результаты такой актерской работы представляются как нечто блистательное, эпатаж и бурлеск. При этом сильно развито чувство собственного достоинства, актер не согласен на роли второго плана, ему важно мнение окружающих, которые должны высоко оценить его таланты, иначе будет нанесён тяжёлый удар по его самолюбию. Словом, не слишком благоприятное положение Меркурия для того, кто желает во что бы то ни стало сделать творческую карьеру, так как внутренне такой человек не готов к поражениям.

Меркурий в Деве

Потрясающая наблюдательность, способность к внутреннему анализу, умение выделить главное (чуть ли не одним словом, одной интонацией). Если же такого досконального осмысления не произошло, то у актера создается впечатление, что он постоянно что-то упускает и у него ничего не получается.

Меркурий в Весах

Владелец данной позицией в гороскопе старается любыми путями приукрасить свой образ или образ героя, причём сделает это так мягко и незаметно, что ни у кого даже подозрения не возникает. Другими словами, ему легче играть героев, которые лично ему симпатичны, иначе происходит внутренняя разобщённость. Причина в том, что человек с Меркурием в Весах - личность довольно гармоничная, эстет во всех смыслах...

Меркурий в Скорпионе

Дает такое преимущество, как хорошая память, способность запоминать большие объемы информации. Плюс большая выносливость, медленная утомляемость, голова отлично работает в стрессовых ситуациях.
Могут быть проблемы с речью, фразы довольно коротки, преобладают глаголы, сложность с подбором синонимов.

Меркурий в Стрельце

«Краткость сестра таланта» - девиз Меркурия в Стрельце. Память не предназначена для сохранения крупных объемов информации, образное мышление - ограничено. Поэтому максимум эффекта в отношении актерского мастерства связан с максимумом потраченных усилий, придется многому учиться, всё позитивное приходит только с опытом.

Меркурий в Козероге

Чувственная сфера является чрезвычайно избирательной, а ум требует конкретности, что не приемлемо в творческой профессии. В данном случае очень сложно рассматривать актёрскую перспективу.

Меркурий в Водолее

Изобретательный ум, ориентированный на размышления о жизненных ценностях и высоких категориях. Носитель Меркурия в Водолее часто движим желанием внести в любое творчество элемент новизны, либо сымитировать оригинальную подделку. Плоды столь нестандартного и абстрактного мышления могут быть перечёркнуты неумением концентрироваться.

Меркурий в Рыбах

Меркурий в Рыбах усиливает творческий потенциал, так как наполняет мысли человека богатыми образами, фантазиями и даже грёзами наяву. Процесс осмысления сопровождается интуитивными озарениями. Подобные способности могут очень пригодиться, как в карьере актёра, так и музыкальном, художественном и писательском поприще, где требуется сочность и глубина образов.



«Талант – как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратиться в клячу». Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) – один из самых значительных и известных русских писателей.

Нет людей без таланта, каждый человек индивидуален и неповторим, что значит, наделен определенными способностями, которые присущи только ему. И актерские способности – яркий тому пример, как правило, они обнаруживаются у людей, которые без труда могут в одночасье поменять свое эмоциональное состояние. Обычно хорошими актерами становятся – холерики (очень активные люди, способные выдерживать большие психические нагрузки, но есть у них и один существенный минус – взрывной характер).

Талант актера – это, прежде всего, умение вызывать эмоции, и что важно, не только у окружающих, а внутри себя.

Итак, сегодня мы с вами будет развивать актерский талант.

И для начала рассмотрим некоторые общие наблюдения, которые позволят вам его распознать:

  • Каждый человек активен в определенной области, спросите себя: «Что вас увлекает и захватывает больше всего?» — писать стихи, рассказы, читать энциклопедии, рисовать картины…спрашивайте себя – ищите ответ.
  • А далее постоянно подпитывайте свой талант практическими знаниями.

Теперь готовьтесь. Сегодня мы с вами будем «выращивать» актера!

А значит, вы должны развивать в себе:

  1. Навыки выразительного движения (то есть уметь переходить из одного состояния в другое, например, высвобождаться от напряжения, а значит, уметь вовремя и быстро расслабиться)
  2. Способность видеть себя со стороны (иметь своего рода «внутреннее зеркало»)
  3. Уметь взаимодействовать с группой и сценическим пространством (развивать в себе коммуникабельность, то есть способность к общению)
  4. Очень важна мобилизованность всего психофизического аппарата (то есть полная готовность к какой-либо деятельности)
  5. Уметь фантазировать (как все мы знаем, такие творческие поиски оборачиваются не только признанием зрителя, но и вознаграждаются финансово)
  6. И обязательно изучайте биографии выдающихся личностей.
  7. А еще, снимайте себя на видеокамеру — самостоятельно создавайте актерские этюды.

Итак, направление задано. Перейдем к законам. А в частности, к законам, изложенным в методике Всеволода Мейерхольда (русского театрального режиссера и актера). И вот некоторые из них:

Закон зависимости эмоции от тела. Известен данный закон еще как закон пластической композиции спектакля . И суть его в том, что от положения тела и направленности его движения напрямую зависит эмоциональное состояние человека. А значит, приняв определенную позу и совершив соответствующие движения, можно запросто вызвать в себе желаемое чувство.

Закон тела как единой системы (говоря простым языком: в каждом движении одной части тела человека участвует все его тело). При этом зритель воспринимает только результат этой «работы».

Взяв все эти наработки на вооружение, вы тем самым идете самой верной дорогой к развитию и преумножению актерского таланта, а значит и в дальнейшем не исключено признание зрителем.

Корректировка недостатков речи

Большинство людей, никогда ранее не обучавшихся актерскому мастерству, как правило, страдают «недостатками» речи. Причем, мы сами даже не замечаем этого (при личном общении), зато все «недостатки» моментально обнаруживаются, как только нам предстоит выступать публично.

И причина кроется в том, что выступая публично, мы зачастую вынуждены произносить чужие слова, но даже если мы пытаемся говорить от себя – все же сложности не покидают нас.

В связи с чем, мы подобрали для вас несложные упражнения на выявления недостатков речи.

1. «Внутренняя речь»

Суть: максимально приблизить ваше представление о собственном голосе — к реальному. Выберите любое стихотворение, например А.С. Пушкина «Слезы». Читая про себя выбранное стихотворение, представляйте, как оно должно звучать. Задача: вслушиваться в свою внутреннюю речь. Затем, возьмите диктофон, начните читать вслух. Прослушайте запись. Сравните, так ли вы это себе представляли.

2. «Три японца»

Жили – были три японца:

Як, Як — Цидрак, Як – Цидрак — Цидрак — Цидрони.

Жили – были три японки:

Цыпи, Цыпи – Дрыпи, Цыпи – Дрыпи – Лимпомпони.

Поженились:

Як на Цыпи,

Як – Цидрак на Цыпи – Дрыпи,

Як – Цидрак — Цидрак — Цидрони на Цыпи – Дрыпи – Лимпомпони.

И родились у них дети:

У Як и Цыпи – Шах,

У Як – Цидрак и Цыпи-Дрипи – Шах – Шахмат,

У Як – Цидрак — Цидрак — Цидрони и Цыпи – Дрыпи – Лимпомпони – Шах — Шахмат – Шахмат – Шахмони.

3. «Сложные слова»

Сделайте подборку слов со сложными ударениями, и постарайтесь все их выучить.

А в качестве пробного занятия, воспользуйтесь нашей подборкой:

  • Апостро ф
  • Ге незис
  • Диспансе р
  • Звони шь
  • Катало г
  • Мусоропрово д
  • О траслей
  • Предвосхи тить
  • Столя р
  • Упоря дочение
  • Фено мен
  • Щаве ль
  • Экспе рт

Регулярно тренируя «сложные» слова, вы сами не заметите, как они довольно быстро перейдут для вас в разряд – несложных, а самых обычных, легких слов.

Прикладывайте усилия, преодолевайте, ищите, смотрите внутрь себя и ваши старания обязательно принесут вам хорошие плоды. Вы станете увереннее в себе и при этом научитесь управлять не только своим телом, но и своей внутренней энергией, а это как вы понимаете сами наиважнейшее умение не только для людей «сцены», но и для повседневной жизни, владея которым — успех вам гарантирован!

Оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и комментарии ниже. Делитесь с нами опытом. Для нас очень важны ваши успехи.

О школе Рубена Сергеевича Агамирзяна

Когда в середине семидесятых годов я поступала на театроведческий факультет Театрального института, один мальчик-абитуриент из просвещенных театралов предложил вечером «пойти к Агамирзяну». Я онемела: он с ним знаком?! Как оказалось, меня приглашали на спектакль театра им. В. Ф. Комиссаржевской, что на языке театралов тех лет и означало — «пойти к Агамирзяну». В этом не было фамильярности. Это означало признание за академическим театром статуса «теплой домашности». Отцом, Хозяином этого большого театрального дома был Рубен Сергеевич Агамирзян. Сегодня часто приходится слышать о нем как о постановщике знаменитой «царской» трилогии А. К. Толстого, огромного исторического триптиха. Это несправедливо: кроме толстовской трилогии он поставил много других спектаклей. Мольер, Гоголь, Булгаков, Думбадзе, Шатров, Дворецкий… Важнейшими темами его спектаклей были: ранняя смерть молодого человека на войне (видимо, тут сказывалась его причастность к поколению, попавшему на войну со школьной скамьи) и еще — тема Дома. Дом, уют, сердечное тепло, круг близких людей, собранных за семейным столом и уже тем защищенных в холодные, продуваемые историческими ветрами времена, — вот ради чего он ставил «Дни Турбиных» со своими артистами и играл их два вечера подряд. Он и умер в своем Театре-Доме, сидя в ложе, во время спектакля. Не каждому режиссеру судьба ставит в конце жизни подобную мизансцену. Мне известно, что в его семейном альбоме, наряду с личными фотографиями его близких, домашних, хранятся фотографии его учеников. Они сами могут об этом даже не догадываться. Например — крошечная вырезка из «Ленинградской правды» 1991 года: «Запомните это имя». Фотография совсем юной Тани Кузнецовой — Мастер гордился ученицей и предчувствовал ее яркую театральную судьбу. Он хранил в домашнем альбоме и память о тех любимых учениках, которые покидали его театр, работали на других сценах. Вот — рецензия на «Великую Екатерину» в театре «На Литейном», с фотографии смотрит лицо Оли Самошиной. Отпуская в другую жизнь из Дома, Агамирзян хранил память, как хранят память о детях.

Часто ли мы сегодня ходим в театры, отправляясь как бы в гости к главному режиссеру? Сам статус «главный режиссер» почти рухнул, исчез в театральном пейзаже. Немногие театры сегодня могут похвастаться тем мощным и одновременно уютно-семейным духом патерналистской заботы и опеки, особым типом правления, который был возможен при Рубене Сергеевиче Агамирзяне.

Мне, сам того не ведая, он преподнес важнейший театральный урок. Мы, студенты-первокурсники театроведческого факультета, сидели на занятиях по мастерству студентов-актеров и зубоскалили над их этюдами. Тогда Рубен Сергеевич предложил нам, нашей «будущей критической мысли», выйти на сцену и разыграть этюд. Не чувствуя подвоха, мы нагло вышли на площадку и через минуту были так посрамлены!.. Охота зубоскалить над артистами пропала навеки. Стоило минуту постоять на освещенной сцене, чтобы раз и навсегда понять, какое это опасное и жестокое место и какого адского труда стоит актерское вдохновение, выглядящее из зрительного зала таким божественным и летучим.

Сегодня его ученики играют не только на сцене театра им. В. Ф. Комиссаржевской, они замечательно работают и в других петербургских театрах.

Ольга СКОРОЧКИНА

Рубен Сергеевич Агамирзян:

Что же такое «талант актера»?..*

* Агамирзян Р. С. Что же такое "талант актера«?..//Сценическая педагогика. Л., 1973.

Соберемся с силами. С моральными силами, разумеется. И однажды попробуем быть до конца откровенными. Не будем прикрываться общими фразами о том, что методика преподавания предмета «мастерство актера» после К. С. Станиславского «стала почти научной», что это самая передовая и прогрессивная система воспитания актера, оказавшая влияние на все мировое развитие театрального и кинематографического искусства. Все это так. И это неоспоримо. Но поговорим о другом.

Поговорим о тех терзаниях и муках, которые приходится переживать во время вступительных экзаменов на актерское отделение. Терзаниях и муках, которые чувствуют не экзаменуемые (это само собой), а экзаменующие. Как определить — что собою представляет стоящий перед тобой молодой человек? Есть ли в нем то, что мы по-разному называем, но имеем в виду, в конце концов, одно — природную, ни от чего не зависящую, объективно существующую одаренность — талант?

И что определять? Как уловить это «нечто» — неуловимое, ускользающее и зыбкое, что составляет самую суть того, ради чего заседала обремененная годами, регалиями и званиями приемная комиссия?

Актер, пожалуй, единственная творческая профессия, где объединены неразрывно в личности художника творец и материал, из которого он творит. Это общеизвестно. У художника-живописца — кисти и краски, у скульптора — резец и мрамор, у писателя — слово и орудие его закрепления — перо и бумага. У актера — он сам: его тело, голос, разум, память, характер, мироощущение, мировоззрение — все вместе, в итоге — личность.

Начнем с того, что лежит на самой поверхности, — внешние данные (внешность, фигура, рост, черты лица, осанка и т. д.).

Каждому ясно — в определении будущих возможностей актера они имеют безусловное значение. Но даже за период моей, не такой уж длительной, педагогической деятельности можно было наблюдать, с какой стремительностью изменялись эталоны, критерии оценки внешних данных. В самом деле, самый банальный пример: Н. Симонов и И. Смоктуновский — что здесь общего? Или А. Тарасова и Т. Доронина?

Изменился не только критерий внешних данных. Изменился тип, общий абрис человека, наибольшим образом соответствующий современным представлениям о красоте. Но какое отношение имеют внешние данные к понятию таланта? Ровно никакого. Они желательны, но вовсе не обязательны. И уж, во всяком случае, признак далеко не определяющий.

Известный актер О. Абдулов, великолепный исполнитель ряда комедийно-характерных ролей в театре и в кино, был, как известно, инвалидом с протезом вместо ноги. А ныне здравствующий на периферии актер Н. Хлопотов, без правой руки, существует на сцене значительно более убедительно, чем многие десятки его физически вполне полноценных собратьев по профессии. Я не хочу быть неверно понятым. Я не за физические недостатки на сцене. Они лишь редкое исключение, но исключения эти подтверждают правило, что внешние данные только вспомогательный, вовсе не обязательный параметр в изучаемом нами предмете.

И тут, как показывает практика, нет безусловных, незыблемых правил. Да, хорошо отработанная дикция, звучный «опертый на дыхание» голос, полноценный, без дефектов речевой аппарат желательны для актера, но вовсе не обязательны.

Если бы мы пользовались этим параметром как определяющим, то никогда на сцене не было бы С. Юрского, у которого некоторые дефекты речевого аппарата восполняются такой ярко бьющей в глаза несомненной одаренностью, что они прощаются с легкостью. Это если брать сегодняшний день. А из великих — М. Чехов, у которого, как свидетельствуют современники, был тихий, надтреснутый, тускловатый голос и довольно вялая дикция. И что же, мы не приняли бы в Институт этого гениального актера, даже если случайно бы сумели разгадать его талант? Не приняли бы только потому, что он не громогласен, как балаганный зазывала? Не правда ли — абсурд?

Музыкальность (слух, ритмичность, пластичность в движении, певческий голос и т. д.). На вступительных экзаменах обычно этой стороне возможностей будущего актера уделяется большое внимание. Поступающий поет под аккомпанемент какую-то песенку, пляшет, выстукивает элементарный ритмический рисунок, заданный педагогом.

Все это так. Но является ли этот параметр решающим, определяющим в исследуемой нами теме? При всей остроте постановки вопроса, которая прозвучала выше, нужно признать, что — нет. Если уж решили мы быть до конца откровенными и практикой живого театра проверять свои теоретические построения, то каждый, имеющий дело с театральной повседневностью, может назвать десятки фамилий высокоодаренных, прославленных актеров, играющих ведущие роли, широко известных по кинематографу, но неспособных элементарно воспроизвести «Чижика-пыжика». Некоторым из них недоступно никакое движение под музыку, не говоря уже о «пластических высотах» детского танца «Елочка-елочка». Иногда диву даешься, вспоминая, что эти люди где-то когда-то (и не обязательно «давным-давно») кончали театральные учебные заведения, а ведь предметы — ритмика, танец, сценическое движение, вокал — там обязательны.

Не хочу называть их фамилии, чтобы не дискредитировать их перед зрителем.

Правда, необходимо оговориться, что эти актеры обычно обладают ярко выраженной индивидуальностью (а о ней речь у нас пойдет ниже) и своей неповторимой, только им присущей пластикой, в которой могут выполнять любые, самые невероятные режиссерские задания, иногда даже мастерски обманывая зрителя мнимой музыкальностью.

опутно небезынтересно отметить, что история русского театра дает нам интересную картину эволюции искусства драматического актера в плане его связи с музыкой. С первых шагов, когда искусство актера стало профессиональным, элементы драмы, вокала и хореографии были неразрывны. Больше того, драматического класса, в определенные периоды, просто не существовало. Драматических актеров набирали в балетных школах. М. Н. Ермолова не училась драме, а готовилась к выпуску в балетную труппу.

Но тем не менее в наших рассуждениях, опирающихся на практику театра, мы можем с полной определенностью сказать, что музыкальные способности, так же как хорошие внешность и речь, весьма желательны, но вовсе не являются кардинальными, определяющими в понятии «талант актера».

Теперь попробуем разобраться в том, насколько влияет, насколько связана человеческая личность актера с понятием его талантливости. <…>

Определение человеческой личности включает в себя большой комплекс многих черт, существующих в неразрывном единстве. Здесь и характер (имеется в виду манера общения, взаимодействия с внешним миром), и интеллект (куда входит уровень образования, общей культуры, воспитания, память, вкус, четкость и ясность мышления), и обаяние («манкость» — особое свойство человека располагать, вызывать к себе доброжелательное внимание окружающих), и жизненный темперамент (как степень остроты реакций на события окружающей жизни), и масса других человеческих свойств (не подлежащих перечислению, а иногда просто и словесному выражению).

Задержимся ненадолго на так называемой способности к имитации. Ее зачастую принимают за верный, решающий признак наличия актерского дарования. Правда, ошибку эту совершают обычно не специалисты театрального дела.

Умение воспроизвести черты и особенности поведения окружающих, как правило, со смешными преувеличениями, присуще многим талантливым актерам. Эта способность помогает им в работе над характерными ролями, и говорит она о наличии у них не только интеллектуального юмора, но и «юмора практического».

Доведенная до отточенного мастерства, эта способность к имитации может стать серией эстрадных номеров высокого класса в так называемом «оригинальном жанре».

Но все это совсем не талант актера, не способность к действию в предлагаемых обстоятельствах, не способность к подлинному перевоплощению — венцу творческого акта драматического актера, а всего лишь счастливый дар, особая способность (я бы сказал, особое качество юмора), для драматического актера желательная, но вовсе не обязательная и уж, во всяком случае, не решающая. <…>

В чем же тогда специфика актерского дарования?

Мне кажется, что ответ здесь один — в творческом воображении. Причем творческом воображении особого свойства, которое позволяет человеку в вымышленных предлагаемых обстоятельствах вести себя и действовать с той степенью достоверности и убедительности, которая не вызывает никаких сомнений в том, что именно так в такого рода обстоятельствах будет вести себя этот человек.

В конечном итоге, без этого определяющего свойства нет профессии актера. Пожалуй, это особое свойство творческого воображения актера и есть «решающий параметр».

Умение безусловно существовать в условных обстоятельствах — жить в них полноценно, ярко, убедительно, мало того, убеждать зрителя в безусловности условного мира, воспроизведенного на сценической площадке, — это и есть особое свойство, особый дар, присущий из всех творческих профессий только актеру…

Татьяна Кузнецова,

заслуженная артистка России,

Учиться к Рубену Сергеевичу я попала абсолютно случайно. В первый год после школы я поступала на курс В. В. Петрова, не поступила, как мне сказали, я не понравилась на вступительных экзаменах именно Агамирзяну. Но на свой курс он меня почему-то принял. Он обладал колоссальной интуицией вычислять в человеке актерский дар. Я знаю, что он меня любил, и особенно остро это поняла, когда его не стало. Он меня оберегал, многое прощал. Если я чего-то не могла сделать и просила: «Рубен Сергеевич, дайте мне паузу, дайте мне на это ночь», — он мне всегда верил и давал. И этот день, и эту ночь. Он очень верил в меня как в актрису, и эта вера мне сегодня очень помогает. Благодаря ему я поняла, что занимаюсь своим делом. Наш курс был у него последний, он уже потом больше никого не набирал. Мы, в отличие от предыдущих учеников, не трепетали и не побаивались его. Он был для нас таким строгим, ворчливым дедушкой. Ощущение дедушкиного тепла, которое шло от него, нас согревало.

У меня был такой период в театре им. Комиссаржевской, когда я играла по тридцать спектаклей в месяц. Это выматывало, особенно когда родилась моя дочка. Я просила его снизить темп, говорила: «У меня крошечный ребенок!» Он отвечал: «Помяни мое слово, это — твой опыт, и он тебе еще пригодится». Или он одно время все призывал меня подрасти еще: мне было уже двадцать шесть лет, и «подрасти» я должна была до тринадцатилетней Анны Франк — куда уж дальше расти? Он подарил мне роль Анны Франк. Спектакль доделывался уже после его смерти, но он доделывался на его энергии и для него.

Он не работал, пытаясь расшевелить нас, на болевых точках — он учил нас работать на сцене только через тепло. Когда мы репетировали «Анну Франк», у него под стульями ползали наши годовалые дети, и это ничуть не раздражало, наоборот.

Каждый год мы ездим к нему на могилу. Недавно я была там и вдруг заметила, что в его фамилии — Агамирзян — в середине слова стоит «МИР». В середине Рубена Сергеевича, его дома было много мира и тепла. У него замечательный дом на Итальянской улице, жена, сын…

Когда Рубена Сергеевича не стало — это был для меня переломный год. Это был выход в самостоятельную жизнь, где я должна отвечать сама за все, что со мной происходит. Пока он был жив, я знала, что на него можно опереться — на его совет, на его решение, и быть только исполнителем. После его смерти отвечать за себя — и в театре, и в жизни — стало необходимо самой.

Константин Воробьев,

актер театра «Фарсы»

Поскольку я никогда не был «его» артистом, не входил — ни на курсе, ни в театре — в число его любимцев, то мне нетрудно заметить важнейшее его качество, человеческое и педагогическое. Рубен Сергеевич с интересом и уважением относился к любой личности, даже если она находилась не на его личной волне. Он на курсе (а затем и в театре) ценил любую личность, в том числе и мою, хотя мало представлял, что со мной делать. На курсе мною больше занимался Малыщицкий. И тем не менее Агамирзян назначил меня на роль Плужникова в «В списках не значился», хотя пробовал на нее многих других студентов. В искусстве театра он умел ценить ДРУГОЕ, несовместимое с ним, находящееся вне его художественной палитры. Это один из величайших для меня уроков.

Мне было не просто приятно, а чрезвычайно дорого, что Рубен Сергеевич приходил на каждый наш дипломный спектакль по повести Бориса Васильева. На каждый! Даже когда болел, даже когда был занят. Он нам об этом даже не говорил. Просто сидел где-нибудь наверху, в амфитеатре Учебного театра. И проживал, как мне сейчас кажется, что-то свое, личное, по-человечески в этом спектакле задетое.

Как-то мы играли этот спектакль в Праге. Там зрительный зал был напряженный, очень «расколотый» политически, в антракте половина зала ушла. Чехи к войне относились по-разному, у них была своя боль и своя правда. Было очень трудно играть! Советский посол даже опрокинул после спектакля стакан водки и нервно уехал. Мы чувствовали это напряжение и играли, как мне кажется, очень мощно, но напряженно. Агамирзян зашел к нам в антракте, мы видели — у него самого был стресс, но он нам по-отечески сказал, успокоил: «Ребята, все хорошо, играете замечательно, только немного истерично. Спокойнее!» Хотя сам был на взводе, на нервах. Он был с нами и педагогом, и человеком, что тоже, между прочим, являлось для нас важнейшим уроком его школы.

С течением жизни, работая в спектаклях замечательных и очень разных режиссеров (Спивак, Туманов, Крамер), я начинаю тосковать по каким-то вещам, которые были в театре Агамирзяна и казались по юности страшно простыми, элементарными. Сегодня мы, артисты, очень часто «прикрыты» режиссурой — музыкой, мизансценой и т. п. Иногда смещается критерий, что же есть искусство театра. Для Рубена Сергеевича это всегда означало: Театр — это когда артист выходит на сцену и вызывает эмоцию у зрителя. Ужасно просто! Сегодня эта простота куда-то уходит, и ее не хватает. Иногда.

Георгий Корольчук,

заслуженный артист России,

актер Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Рубен Сергеевич Агамирзян — мой учитель и режиссер. Господь наделил людей разными талантами, чтобы они не могли обходиться друг без друга и, сосуществуя в любви и мире, постигали вместе безначальность и бесконечность бытия и слова. В обширном круге учителей, отдававших свою душу, ум и знания моему возрастанию, Рубен Сергеевич занимает одно из самых высоких мест. По всему моему актерскому пути, от начала его до ухода Рубена Сергеевича из этой жизни, главным моим поводырем и защитником был именно он. Вероятно, не каждому открывал он свое сердце и дарил расположение, но те, кто прикасался к богатым кладовым его души, могут удостоверить твердость и верность его любви.

Все, чему учил нас этот добрый человек, относится к области небытовой, к области «не хлебом единым». Превосходный режиссер, талантливый педагог, яркий оратор — это только отблески основных цветов радуги его духовной жизни. Высокие «одические» фразы становятся выспренными и неискренними, когда ими пытаются очертить характер мелкий и пресный. Но по отношению к Рубену Сергеевичу Агамирзяну ни одна из них не показалась бы напыщенной. Он притягивал к себе людей, как большая планета малые, а сам находился в поле притяжения великой массы познающего человеческого духа. И потому ни одна из категорий, которые Рубен Сергеевич пытался привить своим ученикам, до сих пор не «усохла» и не усечена временем.

Татьяна Самарина,

заслуженная артистка России,

актриса Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Когда я поступала в Театральный институт, я не знала, кто набирает курс. Тогда вообще поступали не к определенному мастеру, а просто на драматический факультет. То, что я попала к Рубену Сергеевичу Агамирзяну, сегодня считаю своим главным театральным везением.

Мы были совершенно несформировавшиеся, но он, как педагог, умел увидеть в человеке что-то наперед, предчувствовать, выдать аванс, кредит доверия. Это было очень дорого. Что он прежде всего ценил в артистах? Заразительность, искренность. Когда я смотрела его спектакли из зрительного зала, я всегда чувствовала, как невидимая теплая волна шла по залу — от сцены к зрителям и обратно. Агамирзян очень ценил дар посылать эту «волну» в человеке. Особенно с возрастом я поняла, что его заботило человеческое, нравственное в нас. Он считал: сцена непременно проявит, что человек за личность.

Разумеется, он очень многое нам дал в смысле ремесла. Мы были его первым курсом, и он очень много времени проводил с нами. Он все объяснял на площадке: почему он предлагает именно такую мизансцену, такое решение — чтобы не было бессмыслицы, пустоты. Приучал к четкости рисунка, к дисциплине. При нем в театре была диктатура, никакой демократии. Но это была добровольная диктатура! И сегодня во мне, как в актрисе, живет желание, воспитанное учителем: я хочу, чтобы по сцене меня вел человек, которому я доверяю. Чтобы моя роль была прочерчена умным режиссерским рисунком. Для Рубена Сергеевича был принципиален вопрос ансамбля. В его спектаклях не было условий для того, чтобы тянуть одеяло на себя, звезды могли сиять, но чтобы взлететь индивидуально высоко? Оставив партнера? Это было невозможно. Он умел налаживать на сцене творческое взаимоуважение. Добивался, чтобы играли не по принципу, кто кого переиграет, а чтобы получали наслаждение от общения, радость от встречи с партнером! «Один ты на сцене ничего сделать не можешь» — вот один из важных уроков его школы.

Он нес ответственность за нас. Не только на сцене. Он переживал, как складывались наши жизни. Пытался оградить от ошибок, хотя это было и невозможно. При этом мы всегда чувствовали расстояние, непреднамеренную дистанцию. Отношения были очень уважительные и тактичные. Как ни странно, я смогла звонить ему домой только после того, как его не стало.

Валерий Дегтярь,

заслуженный артист России,

актер БДТ им. Г. А. Товстоногова

Когда он является во сне (а это бывает нечасто), душа обретает удивительный покой и гармонию. Он заполняет своим присутствием все пространство вокруг, освобождая от необходимости что-то решать, и успокаивает это пространство молчанием, которое громче и пронзительнее, чем иное шумное вмешательство с решимостью что-то изменить.

Сон уходит, оставляя беспомощную сладость памяти и маету осознания: почему так хорошо?

Рубен Агамирзян. Учитель? Педагог? Режиссер? Нет, не только это. Человек, любящий и верящий в тебя. А ведь, собственно, — с какой стати? Думаю, что этот вопрос перед ним не стоял. Он нас растил, не боясь избаловать. Любил с какой-то подсознательной непрофессиональностью: прощал нам многое и верил в нас.

Мы были молоды, жестоки, непримиримы и глупы. А он верил в нас, не слушая никого вокруг. Он любил нас. Он вел нас перед собой. Прощая все наши выверты и вывихи. Он радовался нашим успехам, не стеснялся их признавать и говорил об этом всем.

И вдруг он оставил нам все. Все свое — без себя. Нас без себя — но со своей любовью и верой в нас.

Ольга Самошина,

заслуженная артистка России,

актриса театра «На Литейном»

Он был очень большой и очень свой. Мастер. Когда мы учились, он был зав. кафедрой драмы. Его все робели, очень боялись, а мы — нет. Он был наш, и мы знали, что он нас любит. У нас были прекрасные педагоги — Владимир Малыщицкий, Тамара Абросимова, это была его команда. Они были очень разные, но с одним общим вектором — человечности. Рубен Сергеевич учил нас, уважая личность каждого, а не стирая индивидуальности в угоду какой-либо методе. Помню, в конце четвертого курса Рубен Сергеевич сказал: учить одинаково невозможно, общего метода — на всех про всех — нет. Кому-то нужна система Станиславского, а кому-то — Михаила Чехова. Каждому нужна своя индивидуальная система.

Сердцем нашего курса был спектакль «В списках не значился». Все наше лучшее было там, в этом спектакле. Я помню одну репетицию, сцена «Начало войны». Рушились выстроенные из кубов декорации, ребята отчаянно кричали за сценой, творили сложнейшие звуковые эффекты, а на сцене студент Игорь должен был выползать из-под обломков. В зале сидит Рубен Сергеевич, смотрит. Зав. кафедрой, гл. режиссер., нар. артист, лауреат Госпремии и т. д., но еще и «мальчик 1922 года рождения», а наш спектакль и посвящался этим мальчикам. И вдруг он выбежал на площадку, схватил пластмассовый автомат («Не так это было!») и пополз! Мы замерли: это было так по-настоящему. И не было уже ни народного артиста, ни зав. кафедрой, ни крупного мужчины в кожаном пиджаке, а была война, ужас и безумное желание жить! Если спросить, как он нас учил, — вот так! Мощнее и пронзительнее этого я не видела ни одного режиссерского показа. Термины, которые использовали наши педагоги, были — «болевые точки». Это, я думаю, есть пересечение всех векторов и методик, горизонталей, вертикалей, позитивов, негативов. Человек, его душа, его боль, надежды. Любовь…

Рубен Сергеевич был очень гармоничным и ясным человеком. Свой театр он выстраивал, ориентируясь на очень простые вещи: добро, человечность, мягкий юмор, щедрость, жизнеутверждающая энергия, внутреннее здоровье и какая-то детская чистота.

Светлана Слижикова,

актриса Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Конечно, он учил нас актерскому мастерству, своему пониманию театра, но сегодня мне кажется, что ничуть не меньше он учил нас своему пониманию жизни. Можно было научить нас, как зайчат, играть на барабане, но гораздо больше его волновало, что мы за личности, и он учил нас чистоте, подлинности, преданности, каким-то очень для него важным человеческим свойствам. Причем учил он этому не на словах — просто тем, как жил сам. Как обожал свой театр и как трудился в нем, как любил свою жену и свою семью (у него никогда не было романов) — мы все это наблюдали, и это была школа не меньшая, чем уроки актерского мастерства. Ему были важны в учениках не только артистические способности, но и человеческие: как мы воспринимаем жизнь. Он считал, что это непременно отразится на сцене.

Сколько нежности, доверия у него было к своим ученикам! Учиться у него было не страшно, я, например, это делала, словно песню пела… Агамирзян очень интересно набирал свои курсы. Он не набирал красоток, длинноногих блондинок. Они у него были разные: пухлые и тощие, печальные и смешные. Но он во всех очень ценил женщину. Когда он формировал курс, его не волновало, будут ли у него представлены разные амплуа. Его волновало, выйдут ли из нас личности… Он ценил в артистах юмор. Страсть. Ненавидел сантименты и сопли. Когда я играла в курсовом отрывке Веронику из «Летят журавли», он надо мной подшучивал: «Ты что это собрала весь плач вьетнамских матерей?» Его волновали в искусстве крайние эмоции и состояния, а сопли он считал пошлостью, прибежищем слабых натур и учил обходиться без них.

Александр Исаков,

главный режиссер Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Сейчас, по прошествии лет, мне кажется, что, когда он набирал наш курс, он уже знал, какие спектакли он будет с нами ставить, какие роли мы сыграем. То есть набирал и учил не «вообще», а в расчете на конкретные работы. Свой первый спектакль «В списках не значился» мы выпустили уже в конце второго курса — это был нонсенс! Уже позже я смог оценить, что Рубен Сергеевич еще в большей степени, нежели сочинять спектакль, умел создавать театр. Он умел строить дом, семью, команду. Это редкое искусство. Почти исчезнувшее сегодня. Иногда, когда у нас в театре возникают экстремальные моменты — премьера, чья-то смерть, какое-то несчастье, — мы чувствуем, какую мощную семейную основу заложил наш учитель за двадцать пять лет! Она до сих пор ощущается.

Что можно сказать о его школе? Может быть, главное в ней — нераздельность профессионализма и нравственности. Он ставил между этими понятиями знак равенства. Может быть, нравственные качества в человеке он ценил даже больше и мог предпочесть их одаренности сценической. Он ценил в артистах преданность и веру. Нам могла не нравиться пьеса, взятая к постановке. Но мы были готовы к любому материалу, потому что знали: раз Агамирзян это выбрал, значит, знает, что с этим делать.

Самым агамирзяновским артистом я считаю Станислава Ландграфа. Они понимали друг друга с полуслова. Ландграф фантастически профессионально и точно сохранял в спектаклях все то, что закладывалось режиссером много месяцев и даже лет назад. Удивительно держал форму. Это не означает, что Рубен Сергеевич не давал артистам импровизационную свободу. Давал. Ценил индивидуальности. Он строил не линию роли, а коридор роли — с внутренним пространством для обживания. Но стенки коридора он строил железно. Может быть, поэтому его последний спектакль «Анна Франк», который он не успел поставить (мы доделывали его уже после его смерти), был воплощен и сохранен актерами до мельчайших деталей.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!