Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Постановка твердого звука р

Начинающие логопеды часто сталкиваются с проблемами постановки звука [Р]. Применяешь несколько приёмов, а они оказываются не эффективными. В данной статье вы найдёте 14 приёмов постановки звука [Р] , которые успешно применяются и апробированы на практике.

1 способ постановки звука [Р]:

Постановка [Р] — быстро и эффективно .

Мы различаем несколько типов дефектов речи. Чаще всего мы находим неправильное произношение ряда скиминга, которое превращается в шипящую серию, например гардероб-сафа. Ошибки произношения почти всегда могут быть исправлены. Речевые дефекты обрабатываются логопедами во время терапии. Их цель - удалить все дефектные звуки и создать на их месте новые, правильные. Условием правильного произношения звуков являются эффективные органы речи, потому что для реализации каждого голоса требуется определенная система артикуляции и работа конкретных мышц.

Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию.
Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р]:

Вот почему речевая терапия часто включает в себя процедуры и упражнения, которые активируют органы и мышцы, необходимые для артикуляции. В какое время появляются голоса трех рангов, образующихся у ребенка? Курс формирования зубных зубов выглядит следующим образом.

Звуки серии тишины появляются у ребенка в период выражения, означает в год жизни ребенка; звуки шипящего кольца появляются во время приговора, т.е. года жизни ребенка; звуки серии скимминга появляются в период речи конкретного ребенка, то есть о детском году жизни. Вышеупомянутые периоды развития, информирующие о появлении данных телефонов, считаются нормативными стандартами, но являются только договорными. Поэтому следует помнить, что каждый ребенок развивается по-разному, в своем собственном индивидуальном темпе.

Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [Р]:

Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка.

Однако наиболее распространенной формой сигнала, которая возникает у детей, является межзубная сигнализация. Он характеризуется вставкой языка между срединной линией или стороной зубов. Нижняя челюсть опустела. Это предотвращает приближение верхнего и нижнего зубов, что необходимо для правильного произношения зубов зубов. Другой тип сигнальности, в течение которого нет приближения к зубам, является межлабионным сигналом.

Каковы причины перехвата? Изучив определение лизиса, его типы и симптомы, нужно ответить на вопрос, почему этот особый дефект чаще всего встречается у детей. Неправильное построение артикуляторных органов; низкая эффективность артикуляторных органов; более низкий уровень слуха; ухудшение слуха в области высоких частот, которое определяет цвет стоматологических телефонов; частые заболевания верхних дыхательных путей; имитируя неправильные шаблоны, ошибочные артикуляции, которые могут привыкнуть; слишком долго кормите ребенка сосками, используя неправильную соску, сосать палец через ребенка. Начнем с упражнений по артикуляции.

Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор.

Часто причиной ошибочного произношения является невозможность создать канавку на средней линии языка, что приводит к тому, что воздух выходит из устья широким потоком. Упражнения в создании канавки. Продувка трубки и в трубу. Кончик языка. Язык вытолкнул щеки.

Вставляя язык в виде штифтов, пробок, ложек. Облизывание губ с широко раскрытым ртом. Поднимая язык попеременно к верхнему и нижнему зубам. Создавая улыбку и клюв попеременно между соединенными губами. Когда у ребенка возникают трудности с поднятием кончика языка в деснах, упражнения используются для того, чтобы сделать уздечку и вертикальный язык более гибкими.

Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

Лизать язык неба, верхние зубы, губы. «Заточка» кончика язычка против верхних резцов. Массаж с кончиком языка десны. Когда у ребенка возникают проблемы с широким расположением языка на небе. Жевание краев языка, вставленного между молярами. Подъем и опускание передней и средней частей языка, в то время как его края заключены между молярами.

Положив широкий язык на верхнюю губу. Способы вызова правильного телефона. Говорить и закрывать рот. Языковой барьер с помощью палочки - с языком между ребенком и межзубной щеткой; по произношению боковой палки по языку. Узел, сделанный из нити, помещенной внутри нижних резцов, ребенок держит узел и дует кончиком языка. Другие способы - долго говорить на телефоне, пока не появится трещина, улыбаясь во время разговора, наведите кончик языка на нижние зубы.

4 способ постановки звука [Р]:

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Сделайте узел на нитке и поместите между зубами, узел на внутренней стороне нижних резцов; детский язык держит узел и удары. Голос произносится сильно, долго и с зубоврачеванием. Беззвучный разговор о голосе позволяет вам получить телефонный звонок. Во время артикуляции звука мы поднимаем кончик языка на верхние десны. Мы начинаем с воспроизведения звуковых дорожек: кофемолки, движущегося автомобиля, домашнего скота; затем мы покажем изображение, показывающее кофемолку, и мы призываем ребенка подражать звукам, которые производит мельница.

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др).

Слуховые упражнения различают голос и голос. Говоря о деснах с округлыми губами. Удлинение голоса позволяет вам выйти замуж. Вы можете помочь механически, отступая, например, пальцем, слегка завязанным языком в глубины рта. Громкое произношение голоса приводит к артикуляции ź.

Выраженный сильный со стиснутым носом. Говоря с одновременной активацией вокальных связок. Обычно это проявляется в звуковом ресурсе сына, иногда только от 5 до 6 лет, что можно считать регулярным, особенно когда ребенок начал говорить относительно поздно. Его правильное образование происходит, когда язык остается широким, а его стороны касаются моляров, предполагая определенное фиксированное положение, причем средний, а особенно передний, часть языка должна быть подвижной и гибкой.

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.

Губы слегка открыты, мягкое небо поднимается и закрывает путь к носовой полости. В большинстве случаев ротацизма проводятся первоначальные упражнения, целью которых является вибрация кончика языка. Основными языковыми упражнениями являются. Растяжка языка, свободно лежащего во рту, чтобы его стороны касались коренных зубов, а затем расширяя широкий язык. Захват краев языка между молярами и поднятие его наконечника на валу жевательной резинки. Массаж языком, вытягивая его и вставляя его через слегка похожие зубы. Выдувная бумага обрывается с кончика языка. Поднимите широкий язык до верхних зубов. Удушение языка.

  • Захватывание краев языка между молярами и нежное жевание.
  • Укладывать широкий язык и вдыхая и слегка приоткрывая губы.
  • Подсчитайте верхний и нижний зубы.
Иногда они реализуются в форме окклюзии гортани, звук которой напоминает условный звук, который появляется после гласного в отрицательной частице, а не в том случае, если он представляется эквивалентом предложения.

После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

Это может быть связано с ограниченными возможностями языка. Метод этих звуков требует определенной эффективности упомянутых мышечных частей, а это значит, что ребенок сможет понять и понять разницу в своей работе. Поэтому на начальном этапе выполняются упражнения, связанные с поднятием языка и созданием его короткого замыкания с жестким нёбом и опусканием его на дно рта, так что язычок выгибается в задней части рта и создается короткое замыкание. Он обеспечивает соответствующие кинестетические ощущения для этих голосов.

Иногда это может помочь откинуть ребенка назад или поместить его в лежачее положение. Если у вашего ребенка гиперчувствительный рот, вы можете применять воду с капельницей. Гласные - это наименее искаженные голоса. Чаще всего причиной искажения являются потеря слуха, диалектное накопление или двуязычие или параллельное использование двух разных языков. Коррекция проводится визуальным, слуховым и объяснением положения артикуляторных органов. Мы показываем правильное расположение губ, языка и нижней челюсти перед зеркалом.

5 способ постановки звука [Р]:

Постановка от звука [З].

Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными.
Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

В то же время мы часто проецируем звук изолированно, чтобы выслушать его правильный звук. Веселье в гримасе лица, с правильно подобранным гласным улучшает речевые органы, при исправлении нарушенных гласных, например. Также полезно различать степень раскрытия рта при произнесении словесных гласных, то есть.

Это упражнение также используется в технике свободного общения с людьми, которые заикаются. В случае воспроизведения гласных мы практикуем сокращение гортанного кольца. В этих ситуациях мы используем, среди прочего, следующие упражнения. Это оральный, средний, низкий, равнодушный голос.

6 способ постановки звука [Р]:

При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх.

Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

Мы показываем расположение губ и языка перед зеркалом. Губы как можно шире, а плоский язык лежит у основания рта. Если есть носовая окраска из-за низкой эффективности мягкого неба, мы выполняем серию упражнений с использованием описанного выше горлового кольца. Во время упражнения мы держим носовые пальцы спортсмена, чтобы проверить, нет ли вибрации, которая вызывает носовой звук голоса. В то же время мы прототипируем звуковой прототип. Если вам трудно подтянуть губы, переместите губы вашего ребенка обеими руками.

И с плохими языковыми навыками, мы держим его наконечник с лопаточкой, которая поднимает заднюю часть языка. Мы объясняем расположение речевых органов, т.е. кончик языка втягивается глубоко в рот вдоль его дна, поднимая спину к мягкому небу. С другой стороны, губы торчат очень сильно. Затем мы показываем систему губ с правильным звуком звука. В случае плохой работы с губами или языком мы проводим серию упражнений, которые тренируют артикуляторные органы в течение более длительного периода времени, а затем мы пытаемся позвонить по телефону.

7 способ постановки звука [Р]:

В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:

дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды.
дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды….
дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

8 способ постановки звука [Р]:

Если круглая мышца губ ослаблена, мы помогаем вытянуться в морду, держа губы большим и указательным пальцами. И, подняв нижнюю часть языка, держите кончик шпателем и переместите его назад в рот. Звук получается благодаря визуальному методу, показывающему язык и губы перед зеркалом. Кончик языка опирается на нижние десны, а его центр слегка плавает вверх. Губы расплылись, как улыбка. В то же время ребенок слушает правильный звук голоса. В случае затруднений мы растягиваем губы ребенка большим и указательным пальцами.

Однако, чтобы поднять спину языка, мы нажимаем большой палец сразу за подбородком. Для жевания краев языка с помощью молярных зубов, чтобы растянуть всю поверхность. Прикосновение к кончику верхних зубов кончиком рта, во время широкого открытия рта - забава Подсчет зубов. Лизать язык верхних зубов с внутренней стороны, рот закрыт, а затем открыть - имитируя зубы, чистящие зубы. Удерживая кончик языка на небе в течение нескольких секунд, широко раскрыв рот - Зачарованное удовольствие от языка. Отменяя язык в рот, начиная с верхних зубов и заканчивая мягким нёбом - забава Лепрекона смотрит в горло. Лизать кончик языка из неба, например кусочек смягченного шоколада или растворимой смолы. Сосание кончика языка на вкус маленькой порошковой конфеты, шипучего витамина С, вафли или имитации сосания пищи. Выдувание воздуха через язык, скрученный в так называемом желоба, стороны языка прилипают к верхним деснам. Употребление ранее конфеты монетного двора способствует более интенсивному ощущению потока воздуха через центр языка. Коровы - он, его, кукушки - кукушка, кукушка, совы - ху, ху, собака - гау, гау, рыба - слива, слива, стук - стук, стук, стук - бух, бух, ходьба - тупу, тупу. Раздвижные губы вперед, а затем поочередно открывают и закрывают их - имитируют рот рыбы. Держа губы в вестибулярной вставке, также известной как ортодонтический сосок, при попытке вытащить ее из рта.

  • Расширение широкого языка за пределами рта.
  • Хрипение с языком - имитирующий звук лошади, ударяющей по тротуару ногами.
  • Имитация жужжания.
  • Нахмурившись губами подражая целомудному поцелую.
  • Выброс округлых губ спереди в форме морды свиньи.
  • Выдача звуков.
  • Укладывать губы в форме рыла, а затем распространять их на улыбку.
  • Игра на трубе с широким мундштуком, флейтой, устной гармошкой.
Мы представляем перед зеркалом систему речевых органов, подготовленную для звука.

Игры-упражнения для вызывания звука [р] .

Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

а) Упражнение «Веселый дождик»

Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.

Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д…
(правой рукой изобрази падающие капельки дождя)
На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок)
И на дорожку т-д,т-д….(из левой руки сделай дорожку)
Застучал по крыше он- -т-д,т-д….
И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее).

Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

б) Упражнение «Песня Крокодила Гены»

Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

9 способ постановки звука [Р]:

Постановка [Р[ из межзубного положения.

Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.

Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)

Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

10 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] на вдохе.

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

11 способ постановки звука [Р]:

Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».

Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

12 способ постановки звука [Р]:

Постановка [Р] от звука [Ж].

Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад.
Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

13 способ постановки звука [Р]:

Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир.

Выполняется в 3 приема:

1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)

2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

14 способ постановки звука [Р]:

Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе.

Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

(48 понравилось, средний балл: 4,65 из 5)

Янсон Грета Юрьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ №181 города Ростова-на-Дону

Сертификат о публикации:

Нередко воспитателю и учителю начальных классов приходится работать с детьми, у которых имеются недостатки произношения звуков.

Причины недостатков произношения могут быть различными: одни носят функциональный характер, другие – более стойкий органический. Чтобы выявить причины нарушения, следует направить ребенка к специалистам: психоневрологу, логопеду. Их заключение поможет наметить пути устранения имеющихся недостатков произношения. В процессе коррекционных занятий ребенок научится контролировать свою речь, устную и письменную, обретет уверенность в успех.

Проводить коррекционную работу надо в контакте с семьей ребенка. Необходимо рассказать родителям о трудностях, с которыми встречаются дети при усвоении правильного произношения.

Порядок исправления недостатков произношения следующий:

Сначала ребенка учат различать звук на слух в упражнениях. Затем вместе с ним произносят этот звук в словах, предложениях, подчеркивая его в слове более четкой артикуляцией и обращая внимание ребенка на неправильность его произношения. После этого показывают правильную артикуляцию звука и учат воспринимать ее.

Показывая и рассказывая ребенку о том, в каком положении находятся органы речи при произношении отрабатываемого звука, развивают у него умение следить за положением органов речи.

Если у ребенка нарушены свистящие и шипящие звуки, то исправление начинается со свистящих звуков. Прежде всего, показывая правильную артикуляцию произношения, говорят, что при произношении звука -с- губы растянуты в улыбке, кончик языка прижимается к нижним передним зубам. Выдыхаемый воздух идет длительной струей по средней линии языка и выходит в щель между зубами.

Объяснение артикуляции проводится обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свои ошибки и исправлять их.

В случаях пропуска звука -с- в речи постановку его начинают с выработки у ребенка длительной воздушной струи, идущей посередине языка. Для этого предлагают подуть на высунутый язык, следя, чтобы он не был зажат зубами. После того как ребенок усвоит, можно показать, как перевести язык в более низкую позицию за нижние зубы. Получается длительная воздушная струя, идущая посередине языка, необходимая для правильного произношения свистящих и шипящих звуков. Внимание ребенка обращается на зубы, которые видны во время дутья, и растянутые губы.

Показанную правильную артикуляцию ребенок повторяет несколько раз, в паузах контролируя свои действия. Если на следующем занятии он не сможет воспроизвести правильную артикуляцию, надо показать еще раз. Усвоенные звуки нетрудно ввести в слова, предложения.
Если ребенок произносит звук -с- с высунутым языком или упираясь им в оба ряда зубов, следует приучить его при разговоре держать язык за нижними зубами, показав перед зеркалом, как некрасиво высовывается язык при речи. Предложить произносить эти звуки со сжатыми зубами в слогах, словах.

Постановка звука -з- не вызовет трудностей после закрепления звука -с- в словах, фразах, связной речи. Поставить звук -з- помогает ощупывание рукой вибрации голосовых связок в гортани. Ладонью одной руки ребенок прикасается к шее взрослого спереди, а другой рукой легко касается своей шеи. Сначала взрослый произносит звук -с-, потом плавно переходит на звук -з-. Произношение звуков повторяется 2-3 раза, после чего ребенок сам произносит их. Сравнивается качество звуков, характер вибрации связок.

Звук -ц- сложный, он состоит из двух звуков -т- и -с-, которые произносятся слитно. При этом передняя часть языка прижимается к переднему краю неба, а кончик языка упирается в нижние зубы. Струя воздуха прорывается между языком и небом.

Постановка звука -ц- возможна только после того, как звук -с- введен в речь. Ребенку предлагается произносить слитно звуки -тс-, -тс-, -тс- (сначала медленно, затем в быстром темпе) или сочетание звуков - -атс-, -атс-. Необходимо помнить, что закрепление произношения звука -ц- надо начинать с закрытых слогов (ац, оц, уц) и слов, оканчивающихся такими слогами (палец, боец).

Постановку шипящих звуков начинают тогда, когда ребенок хорошо овладеет свистящими звуками. Предварительно проверяют, умеет ли он поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, то его обучают упражнениям артикуляционной гимнастики с целью усвоения отдельных элементов движений языка.

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
1.Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая его губами, произносить слоги: пя-пя-пя. Удерживать распластанный язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 и больше.
2.Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук -ф-, сдуть ватку с поднесенной ко рту ладони.
3.Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
4.Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на край носа. Воздух при этом должен идти посередине языка.

Освоив эти положения языка, ребенок сможет удерживать широкий язык «чашечкой» за верхними зубами, что необходимо при произношении шипящих.

Звук -ж- образуется как звук -ш-, но с прибавлением голоса.

Звук -ч- сложный, но постановка его не вызывает трудностей, она осуществляется проще всего по подражанию правильной артикуляции. Ребенку показывают, что в начале произношения звука широкий кончик языка прижат к небу у верхних резцов, затем быстро отрывается, отбрасываемый сильной воздушной струей, оставляя широкую щель между небом и краем языка. Боковые стороны языка все время прижаты к верхним коренным зубам, губы вытянуты вперед.
Звук -ч- можно образовать, используя позицию при произношении звука -т-, отодвигая кончик языка от верхних резцов вглубь. Надо показать ребенку, где находится язык и насколько отодвигается он назад. Когда ребенок точно скопирует движения, выдвигать губы вперед, нажав на щеки в то время, когда он произносит звук -т-, и будет слышаться звук -ч-.

Звук -щ- часто появляется самостоятельно после того, как поставлены звуки -ш-ч-. В случае обучения его произнесению надо предложить ребенку произносить звук -ш-, несколько затягивая его при этом чуть приподнимая среднюю часть языка вверх (показать перед зеркалом), или объяснить и показать, что сначала надо произнести -ш-, а затем быстро -ч-, так чтобы получился звук -щ-.

После того как поставленные свистящие и шипящие звуки будут правильно произноситься в словах, предложениях и связных текстах, ребенка учат различать их. Это важно для предупреждения ошибок на замену и смешение букв при письме.

Звук -р- произносится дрожанием поднятого к переднему краю неба (за верхними деснами) кончика широко распластанного языка. Боковые края его плотно прижаты к коренным зубам. Под давлением сильно выдыхаемой струи воздуха кончик языка, вибрируя, ударяется о край неба. Язык должен быть гибким и упругим, кончик его свободным, а выдох сильным.

Для тренировки кончика языка используются те же артикуляционные упражнения, что и для звуков -ш-ж-. Кроме них можно предложить следующие упражнения:
1.Приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.
2.Открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
3.Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

При постановке звука -р- используют такой прием. Повторяя звук -ш-, добиваются того, чтобы эта артикуляция стала легкой, быстрой и свободной. Тогда просят ребенка произнести перед звуком -ш- звук -д-, повторить это сочетание несколько раз. Повторение сочетания -дш- в быстром темпе напоминает звуки -др-, но без вибрации кончика языка. Усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук -а-, мы яснее слышим сочетание -дра-. С другими гласными получаются сочетания -дро-,-дру-,-дры- и т.п. Теперь это сочетание вводится в слова, например: дрова, друг. Одновременно можно получить сочетание -тр-. Добавив к нему гласную, вводят его в слова: трава, трактор, труд. Употребляя это звукосочетание во всех словах, ребенок иногда самостоятельно добивается раскатистого произношения звука -р-. Научить произносить звук -р- с вибрацией кончика языка можно следующим образом. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук -з- или -ж-. В это время вытянутым правым указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производят частые колебательные движения, отчего слышится рокочущий звук. Когда рука ребенка привыкнет и язык будет мягким, ненапряженным, он может самостоятельно вызывать эти колебания.

Правильная артикуляция звука -л- : язык передним краем прижат за верхними резцами, а средняя часть его опущена, корень поднят. Воздушная струя проходит вперед над поднятым корнем языка до прижатого к верхним зубам его кончика и, встречая преграду, выходит по обеим сторонам языка в его средней опущенной части.

Если звук -л- пропускается ребенком, удобен следующий способ его постановки. Показать, как можно прикусить широкий кончик языка, затем открыть рот, оставляя язык в прежнем положении. Когда ребенок освоит эти упражнения, предложить произносить звук -а- в то время, когда он опускает язык. Упражнение повторять 5-6 раз, крепче зажимая язык зубами и все быстрее чередуя это движение со звуком -а-, произносимым при открытии рта. При определенном быстром темпе выполнения упражнения будут слышаться слоги -ла-ла-ла. После этого нужно предложить ребенку поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к небу, произносить слоги -ла-ла-ла, затем -лы-лы-лы. Позже предлагают слова, начинающиеся со слогов -ла, -лы и др. Звуки постепенно вводятся в слова, фразы, самостоятельную речь.

Если звук -л- заменяется ребенком звуком -й-, то исправить это можно, обучив его удерживать кончик языка вверху, крепко прижав его к верхним резцам. Чтобы спинка языка была опущенной, а корень поднятым, ребенка просят просунуть кончик языка между зубами и сказать протяжно -ы-. Ребенок упражняется до тех пор, пока не усвоит необходимые движения языка. Для исправления замены звука -л- звуком -в- необходимо затормозить движение нижней губы при произношении звука -л-, а затем ставить звук так же, как при пропуске -л-. Когда правильный звук будет усвоен, надо научить ребенка различать звуки -л- и -в- по слуху.

В подборе речевого материала необходимо соблюдать последовательность в системе упражнений, переход от более простых ко все более сложным формам речи, от произношения слогов и слов к произношению предложений, связных текстов. Сначала подбирают слова, начинающиеся на звук с открытым первым слогом (рама, рука), затем – слова, в которых этот звук стоит в конце (шар, хор), и только после этого слова, в которых звук находится в середине (воробей, сорока). Исключение составляет звук -ц-. При его закреплении сначала берутся слова, заканчивающиеся этим звуком.

Для закрепления звука в устной речи могут быть использованы следующие виды работ:
1.Повторение за педагогом слогов, звуковых сочетаний, слов, предложений, связных текстов, насыщенных изучаемым звуком.
2.Самостоятельное называние слов по картинкам, придумывание слов на заданный звук, составление с ними предложений, чтение слов, предложений, небольших текстов.
3.Заучивание и проговаривание вслух пословиц, поговорок, загадок, стихотворений, включающих данный звук.
4.Пересказ прочитанного, ответы на вопросы по сложной картинке, самостоятельные рассказы из личной жизни детей.

При исправлении произношения, особенно в случае замены одних звуков другими, после постановки звуков и их автоматизации следует провести их дифференциацию, т.е. научить различать поставленный звук и его бывший заменитель в самостоятельной речи, т.к. в ней еще встречаются ошибки при произношении данного звука. Нужно научить ребенка произносить эти звуки в сравнении: р-л, с-ш, з-ж, ч-ц и т.д. Усложняя задачу, предлагают сравнение звуков в слогах: ра-ла, ро-ло, ры-лы, са-ша, за-жа и др., затем в словах: лак-рак, коса-коза, уши-ужи и т.п.

Следующий вид упражнений – различие этих звуков во фразах. Чтобы научить ребенка различать изучаемый звук в собственной речи, можно использовать такой прием: попросить отобрать картинки, изображающие предметы, в названиях которых содержится изучаемый звук, и неоднократно произнести название предметов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!