Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Общение как обмен информацией средства общения. Основные стороны процесса общения и их характеристика. б) вербальная и невербальная коммуникация

Общение как обмен информацией

Существует очень много способов передачи информации партнеру по общению. К ним относятся речи, паузы в речи, качество голоса, тональность, жесты, мимика, пантомимика, смех, контакт глаз в визуальном общении и пр.. их делят на две группы - вербальные (словесные) и невербальные .

Одним из основных средств человеческого общения является язык - система словесных знаков , которые используются как форма существования, способ усвоения и передачи общественно-исторического опыта человечества.

Убедитесь, что ваше присутствие не осталось незамеченным. Во-первых, сделайте себя в количественном смысле: несколько раз в день, немного погуляйте вокруг своего рабочего места, предложите людям возможность увидеть вас. Кроме того, прогулки подходят для вас. Затем переходите от этого к качественным усилиям: слушайте людей.

Хотя нет «глупых вопросов», люди ценят хорошие вопросы. Потому что они могут уменьшить большинство вопросов до одного фундаментального вопроса. Потому что задание правильного вопроса помогает им приносить решения. Помимо этого, правильный вопрос позволяет людям узнать, что вы слушаете, что вы обращаете на них внимание.

Владея языком, люди обмениваются мнениями, понимают друг друга и взаимодействуют. ее понимает как коммуникатор (тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в словах), да / реципиент (тот, кто принимает сообщение и декодирует его). Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодирования, они не могут добиться взаимопонимания и наладить совместную деятельность. Типичным примером такой неспособности является библейская легенда о Вавилонской башне, которую удалось построить из-за «смешения языков».

Возьмите свой информационный контекст и максимально используйте его. Люди не скажут вам на 100%, что они думают, даже если вы зададите правильный вопрос. Тем не менее, многие из них покажут вам именно то, что они думают, но не хотят делиться с вами: они покажут это на своем языке тела, их повседневных взаимодействиях и производительности работы.

Возьмите информацию и преобразуйте ее в знания, в гештальт того, как люди взаимодействуют, как они работают вместе и какова ваша лучшая роль во всех этих контекстах. Очевидно, что лучшим решением было бы сделать как организационное, так и личное и синергизировать.

Как средство накопления и передачи общественного опыта язык возник в процессе работы еще в период становления человека. Для передачи информации сначала употребляли членораздельные звуки, по которым закреплялось определенное значение. Сейчас благодаря языку люди имеют возможность обмениваться самыми мыслями и осваивать сложный опыт.
Процесс практического использования языка для общения называется вещанием. Речь - вербальная коммуникация, средством которой есть слова.
По уровню экстериоризации речи бывает внешнее и внутреннее.
Внешнее вещание охватывает все разновидности устной и письменной речи.
Устным называют звуковое вещание, которое воспринимается другими людьми с помощью слуха. Его разновидностями являются диалог и монолог.

Организационно, лучший способ реализовать эффективную коммуникацию - это дизайн: с 0-го дня все это намечается. Зачастую, однако, стартапы пренебрегают этим и предпочитают сосредоточиться на более неотложных вопросах. Позже это пренебрежение может привести к дополнительным расходам на обучение и ответственность, как в результате развития эффективной коммуникации органически. Это один из ключевых элементов вашего успеха, которого вы не можете позволить себе игнорировать.

В наше время удивительно то, что у вас есть гибкие решения, которые предлагают заранее разработанный контекст для эффективной коммуникации на уровне предприятия. Кроме того, они могут повлиять на День 1, улучшая ваши шансы на успех. Рисунок 10: Сравнение уровней управления.

Диалог - простейший вид устной речи. Он разворачивается как разговор между двумя или несколькими лицами. Каждая произнесенная фраза является ответом на реплику собеседника. Особенности этого речи зависят от уровня взаимоотношений и взаимопонимания между партнерами. Диалог является сокращенным речью. В нем широко используются неязыковые средства, поскольку предмет разговора известный собеседникам. Значительное влияние на его содержание имеют особенности ситуации (контекст).
Монолог - речь одного человека в форме рассказа, доклады, лекции. Монологическая речь требует тщательного подбора слов, четкого построения предложений, строгой логики и композиционной завершенности.

Рисунок 11: Обзор типов связи. Рисунок 12: Модель богатства мультимедиа. Рисунок 13: Целевая модель связи. Рисунок 14: Уровни связи обработки информации. Рисунок 15: Четыре основных типа коммуникативных сетей. Рисунок 16: Сравнение передачи информации на основе документов и базы данных.

Рисунок 17: Схема классификации согласно функциям поддержки. Рисунок 19: Целостный комплексный сервис. Для ознакомления с сложной темой общения г-н Майрхофер, доктор журналистики и связи, активно поддерживал меня. Отто Грейнер, который позаботился обо мне в подготовке этой работы.

Письменная речь - процесс общения с отсутствующим собеседником с помощью письменных текстов. Оно сформировалось значительно позднее устное, вследствие потребности в общении людей, находящихся на расстоянии и разнесены во времени. Внутренняя речь является видоизменением внешнего. Внутренняя речь является средством внутренней подготовки к деятельности, механизмом речевого мышления. Поскольку человеку известен предмет его мнению, внутренняя речь очень сокращено, в нем редко используют существительные.

Эта дипломная работа посвящена коммуникации и обмену информацией в сетевых организациях. Цель этой работы - продемонстрировать возможности общения в сетях, разработать структуру информационных и коммуникационных инфраструктур и разработать специальные требования к коммуникации, чтобы обеспечить успешное сотрудничество партнерских компаний в сетях.

Теоретическая часть касается терминов «сеть» и «связь», а также возможностей в сетях для обмена информацией и обмена информацией. После представления характеристик, типологий и факторов успеха корпоративных сетей в первой главе вторая глава посвящена характеру коммуникации. В этой главе речь идет конкретно о функционировании коммуникации, которая объясняется с помощью теории информации и подходов поведенческой науки.

Содержательный аспект общения реализуется с помощью определенных средств - знаковых систем. Основным средством общения в человеческом обществе язык. Поскольку любое сообщение не оставляет человека равнодушным, то в общение всегда включены эмоции. Эмоциональное отношение, сопровождающей речевые высказывания, образует особый, невербальный аспект обмена информацией - невербальную коммуникацию.

Третья глава содержит основы делового общения. Содержание - это классификация коммуникации, презентация средств массовой информации, по которым можно сообщать, и целевого выбора средств массовой информации. В четвертой главе рассматриваются коммуникации в сетях и представлены три этапа интеграции информационных и коммуникационных систем в сетевые формы сотрудничества.

Кроме того, будут обсуждаться четыре другие существующие сети в отношении их структуры связи. В седьмой главе «Выводы» содержатся результаты и результаты дипломной работы. «Вы не можете общаться». Под влиянием меняющегося рынка новые требования предъявляются к компаниям и их организационным структурам.

К невербальным средствам коммуникации относятся внешность человека, мимика, жесты, пространственное размещение собеседников, смех, слезы, обмен мнениями, кожно-мышечный контакт, обмен предметами, фотографиями, рисунками и др.. Эти знаковые системы дополняют, а иногда и заменяют слова.

Невербальные средства широко используются для направления и усиления речевого высказывания. Большое значение в общении имеет внешность человека, которую образуют физиогномических маска, одежда, манеры. Мимика - динамическое выражение лица в определенный момент общения.

Виртуальные компании называются «формой сотрудничества будущего». Виртуальное предприятие - это форма сотрудничества независимых предприятий, с которой все достижения в предоставлении услуги предоставляются участвующими партнерами. Сотрудничающие компании действуют как единое целое при оказании услуг третьим лицам.

Начало виртуального предприятия - это создание корпоративной сети. Эта сеть, состоящая из юридически и экономически независимых компаний, как бы формирует основу для более позднего сотрудничества. «Сеть представляет собой организационную форму, направленную на защиту конкуренции, характеризующуюся слабо связанными отношениями в основном относительно автономных субъектов».

Жест - социально сформирован движение, передает определенное психическое состояние. Он появился раньше, чем вербальные средства. Уже маленький ребенок с помощью жестов выражает свои потребности, желания и отношения.

На результат общения влияет межличностное пространство, есть дистанция между партнерами, их расположение. Оказалось, что чем теснее отношения между людьми, тем на меньшей расстоянии друг от друга они располагаются в процессе общения. Дистанция общения зависит от национальности, социального статуса, возраста партнеров и т.д.. Очень близка, как и слишком удалена, дистанции отрицательно сказываются на общении. Правильно выбранная дистанция создает благоприятные условия для общения.
За совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д.. Передача любой информации возможно только с помощью знаковой системы.

Объединив основные компетенции всех участников сети, сетевые партнеры устойчиво получают конкурентные преимущества и гарантируют экономическое выживание каждого партнера. Каждый партнер в сети может рассматриваться как дополняющий другие компетенции для других партнеров. Это обеспечивает значительный потенциал экономии и увеличивает концентрацию на собственных компетенциях.

Рисунок 1: Партнерство для успеха предпринимательства! Слабо взаимосвязанные отношения независимых участников в сети и возникающая в результате многосторонняя зависимость сетевых партнеров, распределение мощности происходит во всей сети, что предотвращает централизацию.

Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальная коммуникация . Благодаря языку информация передается, но участники особым образом действуют друг на друга. При этом могут существовать два разных задания в ориентации партнера по общению: личностно-речевая ориентация и социально-языковая.

Из-за меняющихся требований и в зависимости от профессиональной квалификации, компетенции и опыта отдельных партнеров меняется распределение задач в сети. Это позволит быстро и гибко реагировать на изменение требований. Основой функционирующей сети являются отношения между сетевыми партнерами. Эти отношения возникают из общего обмена информацией. Интенсивное взаимодействие между партнерами посредством открытой коммуникации создает основу для доверия.

Четкая классификация сетевых организаций страдает от разнообразных интерпретаций разных дисциплин. Рисунок, не включенный в этот отрывок. Рисунок 2: Сетевые типологии между рынком и иерархией. Стратегические сети - это долгосрочные, целенаправленные договоренности между преимущественно автономными субъектами, которые составляют конкурентоспособную форму организации. Отношения в стратегических сетях иерархически похожи из-за сильных обязательств участников. Как практическое следствие, стратегические сети отличаются от других типов сетей тем, что они координируются и стратегически управляются центральным игроком.

К невербальной коммуникации относятся :
оптико-кинетическая система знаков (мимика, пантомима),
паралингвистические (система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность и т. д.) и экстралингвистическая (покашливание, плач, смех и т. д.) системы знаков.

Пространство и время также выступают особой знаковой системой (их изучает психология - проксемика), а контакт глаз является системой знаков, имеющих значение в визуальном общении.

Фокусная компания определяет стратегическую ориентацию и на метауровне решительно координирует распределение задач в сети, а также взаимоотношения между участниками сети. В отличие от стратегических сетей существуют сетевые организации, которые характеризуются меньшей ответственностью участников. Элемент управления является полицентричным, т.е. центральная управляемость отсутствует, что может привести к самоорганизации сетевых партнеров. Другими особенностями этой характеристики являются небольшие рутины, большая область действия и высокая.

Информация, исходящая от коммуникатора (индивида, направляет информацию) может быть следующих двух видов: побудительная (приказы, просьбы, советы, т.е. направленная на стимулирование действия) и констатирующая (выступает в форме сообщения), при этом стимуляция выступает либо как активация, есть побуждает к действию, или как интердекация, т.е. запрет действия, или как дестабилизация форм деятельности.

Адаптивность участников и, следовательно, также связана с большой потребностью в координации работы. Другой способ подразделить сети - это их ограничения. Это приводит к демаркации между внутри - и межорганизационной сетью. Полуавтономные рабочие группы, круги качества, а также центры прибыли внутри организации обычно рассматриваются как внутриорганизационные сети. Сети между относительно автономными субъектами или независимыми компаниями определяются как межорганизационные сети. Эта дипломная работа посвящена исключительно межорганизационным сетям.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры, имеющие социальный или психологический характер. Например, распространение информации в обществе происходит как «фильтр доверия» или «недоверия». Этот фильтр действует так, что достоверная информация может быть принятым и наоборот.
Существуют средства, которые ослабляют действие фильтров. Совокупность таких средств называется фасцинациею. Они выполняют роль полупроводника информации, создают благоприятный "фон" (напр., музыкальное сопровождение речи).

В сети, в основном, должно быть сделано различие между двумя различными задачами управления. Управление сетью и управление проектами. Управление сетью отвечает за построение сетевых структур и управление процессами в сети. Для этого нужны координационные процессы, целевые процессы разработки и т.д. сетевыми партнерами. Эти процессы обрабатываются посредством интенсивного общения и сотрудничества между партнерами. Ускорение процессов обеспечивается эффективной структурой связи в сети.

В управлении проектами проектные команды объединяются для обработки проектов в сети. Определяется, кто участвует в создании сервисов. Высокое требование для хорошего сотрудничества, которое обычно разделяется местными членами команды, связано со степенью информационной сети. Дело в том, что каждый член команды может общаться друг с другом как можно интенсивнее. Кроме того, данные, соответствующие проектам, могут быть доступны для всех членов команды через общую информационную систему проекта.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методе-. логически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации, .Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Внедрение эффективной информационной и коммуникационной структуры помогает успешно обрабатывать проекты и тем самым повышает прибыльность всей сети и сетевых партнеров. Разница между двумя задачами управления заключается в том, что четко определенные задачи должны выполняться командой проекта в управлении проектами. Согласованы конкретные цели, которые могут быть достигнуты, и указаны последовательности процессов.

В управлении сетью существует принцип добровольности между участниками. Кто делает то, что и сколько, не задано или точно не разъяснено с самого начала. Это зависит от того, насколько волонтер индивидуального актера. Исходя из вышеизложенного, связь между сетевыми игроками и информационными технологиями все чаще рассматривается на предприятии как один из важнейших факторов успеха сетей, наряду с доверием.

Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект.

Большое значение для создания и успеха сети - это внедрение подходящей информационной и коммуникационной структуры. В конечном счете, однако, качество и количество сообщений определяют, успешно ли работает сотрудничество компаний-партнеров. Таким образом, можно сказать, что корпоративные сети формируются экономически независимыми компаниями. Услуги сети состоят из пула основных компетенций, предоставляемых сетевыми компаниями. Чтобы обеспечить конкурентное преимущество сети над другими конкурентами на рынке, процессы управления сетью и управления проектами должны поддерживаться эффективной информационной и коммуникационной структурой.

Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), «обращаться» к нему, по выражению В.Н. Мясищева. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (St^S). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.



Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева, 1981), потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев, 1972. С. 291). Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса- не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде» (Леонтьев, 1972). Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть идентичны - в случае звуковой речи - не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. Это хорошо поясняет Дж. Миллер на житейском примере. Для нас, по-видимому, существенно провести некоторое различие между интерпретацией высказывания и пониманием его, так как пониманию обычно способствует нечто иное сверх лингвистического контекста, связанное с этим конкретным высказыванием. Муж, встреченный у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничиваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку.

Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

Наряду с существованием барьеров коммуникации и психологической обратной связи

важной особенностью межличностного общения является наличие возможностей появления

феноменов межличностного влияния, к которым, в частности, относятся: внушение,

заражение, убеждение. Внушение рассматривается как один из наиболее сложных феноменов.

Особенность его проявляется в том, что процесс воздействия на психическую сферу человека

осуществляется посредством некритического восприятия информации. Обязательным условием

внушения выступает отсутствие логического анализа и активного понимания информации,

которая воспринимается как абсолютно верная без доказательств. Чаще всего внушение

осуществляется, если человек, находясь в расслабленном состоянии, слышит сообщение от

другого. Тот, кто передает информацию, должен быть полностью уверен в правоте своего

высказывания, только тогда он может внушающе подействовать на реципиента. Внушение

сопровождает общение человека на протяжении всей его жизни. Чем авторитетнее

коммуникатор, тем в большей степени он способен внушающе действовать на реципиента.

Особенно это заметно в процессе воспитания и обучения. Родители, имеющие авторитет у

своих детей, часто передают им информацию именно посредством внушения, хотя и не всегда

осознают это.

<…> Внушение может быть целенаправленным, или преднамеренным, и

нецеленаправленным. При непреднамеренном внушении влияние осуществляется как бы

случайно, но на самом деле оно определяется достаточно устойчивыми и твердыми взглядами

внушающего.

Гордон Оллпорт выделял случайную природу влияния в ситуации непреднамеренного

внушения. Так, исследуя влияние учителей на учащихся и родителей на детей в процессе

обучения и воспитания, он определил, что максимальное значение в становлении личности

ребенка приобретает не продуманный учебный план или целенаправленное воспитание, а

«маленькие истины», высказанные мимоходом (см.: Оллпорт Г. Личность в психологии. - М.,

1998). Далеко не во всех случаях воспитатели задумываются над тем, какие именно «маленькие

истины» они высказывают обычно, и насколько они соответствуют общим поставленным целям

воспитания.

<…> Уверенность, систематичность, эмоциональная окрашенность внушения

предопределяют побуждения человека, ощущения, представления, поступки и эмоциональные

состояния, которые сохраняются достаточно долго и оказывают влияние на многие аспекты его

жизнедеятельности. Используя закономерности внушающего влияния информации,

императивное, систематическое и позитивно ориентированное информирование о том или ином

как убеждение.

_____________________

Специфика межличностной коммуникации определяется также и наличием различных каналов восприятия и передачи информации. Важнейшими среди них являются субъективные каналы восприятия и передачи информации. Люди воспринимают и отражают окружающий мир с помощью своих органов чувств. Проблема уровней передачи информации в процессе межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейролингвистичнес программирования). «Нейро» означает, что поведение выступает как результат нервных процессов, а «лингвистическое», что нервные процессы могут быть управляемый с помощью знаковых средств языка (Д. Гриндер, Р. Бэндлер). Поскольку речь каждого человека отражает его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, воздействуя на язык как знаковую систему. Так же, как и в стилевых различиях, разница знаковых средств обусловлена ​​функциональной асимметрией человеческого мозга.

Выделяют аудиальный (доминирует слух), визуальный (доминирует зрение) и кинестетичний (доминирует ощущение) субъективные каналы восприятия и передачи информации, которые определяются как модальности. Можно говорить и об полимодалъности человека, у которого преобладают обобщенные представления и мыслительные процессы. Модальность в данном случае - это процесс и механизм восприятия. У всякой нормального человека функционируют все три канала с преобладанием одной модальности. Соответственно людей, связанных с тем пли иным каналом восприятия, называют: визуалы, кинестеты, аудиалы и полимодалы. В зависимости от преобладающей модальности для человека мир - это или то, что он видит, или то, что слышит или чувствует.

В процессе взаимодействия ведущую модальность можно определить по словам, которые наиболее часто употребляет человек в речи: по характерным жестам или движении глаз. По отдельным признакам, реализуемых в мимике, позе, жестах, движении глаз можно определить, когда человек опирается на собственный опыт, связанный с ощущениями, когда на логику, когда на то и другое. Мимика и жесты асимметрично отражают меру включенности правого полушария, которое хранит опыт, опирающийся на ощущения, и левого полушария, отвечающего за логические построения. Если сильнее выражаемые мимика, жесты и позы с левой стороны, то человек опирается на чувственный опыт. Если то же самое более выражаемое с правой стороны, - то на логику. Если же позы и мимика выражаемые симметрично, то задействованы оба полушария. Иными словами, для первого варианта более приемлема язык чувств, для второго - логики, для третьего - оба языка.

Вполне возможно, что у субъектов с разными доминирующими модальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и интерпретация одних и тех же явлений могут быть совершенно разный. Для улучшения взаимопонимания и выработки общего значения передаваемой информации между субъектами, обладающими различными модальностями, используют следующие приемы: присоединение, закрепление, ведение.

Присоединение осуществляется через имитацию, отождествление своего поведения с поведением партнера - так называемая зеркальная поведение. Достижения, по возможности, синхронности дыхания и тождества поз способствует мягкому вхождению в контакт. Этот прием способствует вхождению коммуникатора в репрезентативную систему реципиента.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения" (Краткий психологический словарь). Функция прочтения заключается в выборе субъектом адекватных способов общения.

Термин "прочтение" или "чтение" другого человека был введен С.Л.Рубинштейном для характеристики механизма ориентирования в поведении другого человека в процессе взаимодействия с ним. Это "чтение" протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению".

На что ориентируется человек, "читая" т.е. познавая другого человека? А.А.Бодалев (-1981) указывает на связь познания людьми ДРУГ друга с "прочтением" их вербального и невербального поведения, с испытываемыми друг к другу чувствами, с личностными образованиями (потребностями, интересами, ценностными ориентациями, общими и специальными способностями, чертами характера), с представлениями памяти друг о друге и образами воображения, со спецификой деятельности, объединяющей людей и программирующей для каждого определенные роли, с характеристиками коллектива (малой группы), членом которой является человек и положением(позицией) человека в коллективе, а также с познанием человеком самого себя.

Характеристики восприятия человеком других людей, интерпретации их внутреннего мира изменяются в процессе жизнедеятельности человека (Бодалев, 1983).

При этом необходимо учитывать, что каждый человек является одновременно или последовательно членом нескольких малых групп, в каждой из которых выполняет определенную внутригрупповую роль, т.е. определенное поведение, которое ожидается от него членами группы в соответствии с сформированным в предшествующем общении образом этого человека. Внутригрупповые роли оказывают решающее влияние на формирование у человека представлений о себе или "Я-образа". Актуальная роль субъекта в данной коммуникативной ситуации есть его поведение в соответствии с одним из "Я-образов", имеющихся у него, проявляющееся, в частности, в интонации, манере двигаться, жестах и т.д. Интегрированные "Я-образы" образуют "психологический автопортрет", из которого постепенно вытесняются противоречащие друг другу черты или черты, не совпадающие с самооценкой. Таким образом, "Я-образ" может быть представлен в виде "зеркала, но с изменяющейся кривизной поверхности", причем эти изменения зависят от самого автопортрета" (Добрович, -1980. - С.76)

Идентификация - предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия - сочуствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.

Рефлексия - предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.
Стереотип - упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.

Антропологические стереотипы - стереотипы внешности.

Социальные стереотипы - профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.

Эмоционально эстетические стереотипы - суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.

Проекция - это механизм который проявляется в сознательном или не осознаном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.

Казуальная атрибуция - предписавание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.

Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении в первую очередь необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Это в свою очередь предполагает выявление сущности конфликта и его понятия.

Понятие конфликта

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает

борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Несмотря на все достоинства, выражающиеся в фиксации многообразных атрибутов социального конфликта, приведенным определениям присущ, на наш взгляд, один существенный недостаток. Они не включают внутриличностный конфликт и не оставляют для него “места”. Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от “борьбы между индивидами” и выше. Но существует борьба и на уровне отдельного индивида, противоборство между элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт - проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.

Сложившаяся ситуация, возможно, объясняется тем, что, по мнению некоторых авторов, внутриличностный конфликт не относится к социальному конфликту, а представляет собой лишь психологический конфликт, не охватываемый объемом понятия “социальный” и не имеющий к социальному конфликту прямого отношения. В этом плане всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.

Конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики. Дальнейшее изложение общей теории конфликта, в том числе и его понятия, и будет посвящено объяснению этих вопросов. При этом также, как и автор “Общей теории” конфликта К. Боулдин, мы убеждены, что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и что именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!