Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: конспект занятия по познавательному развитию. Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы

Конспект занятия для детей 5 – 6 лет на тему «Домашние животные»

Цель : формировать представление детей о домашних животных.
Задачи:
Развивать внимание и наглядно-действенное мышление;
Воспитывать у детей познавательный интерес;
Знакомить детей с загадками о домашних животных;
Закреплять в речи детей названия домашних животных и их признаки;
Воспитывать у детей уважительное отношение к животным, к окружающему миру.
Материал : игрушки кот, собака, корова, коза, курица.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости,но они спрятались в этом домике (на столе стоит домик –коробка в котором спрятаны игрушки животных). Скажите вам интересно кто спрятался то нас? (Да.) Но чтобы узнать кто там спрятался мы с вами должны от гадать загадки. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: тогда слушайте мою первую загадку
Как ослик может упираться,
Хрустеть капустой и бодаться,
А разозлится так гроза.
Зовут упрямицу …
Дети: Коза.
Воспитатель: слушайте мою вторую загадку.
Говорит она «му-му!»,
Ночью спит в своём хлеву,
Днём на пастбище идёт.

Молочко нам всем дает.
Дети: Корова
Воспитатель достаёт из домика игрушку кровы.
Воспитатель : правильно ребята, слушайте мою следующую загадку
Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад
Дети: Курица
Воспитатель достаёт из домика игрушку курицы.
Воспитатель : остальные гости тоже хотят скорее с вами познакомиться,давайте с вами
отгадаем следующую загадку.
Появился в доме друг,
Ласковее всех вокруг.
Он пушистый громко лает,
И хвостом смешно виляет…
Дети: Щенок.
Воспитатель достаёт из домика игрушку собаки.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Лижет круглый свой животик –
Наш пушистый рыжий …
Дети: котик.
Воспитатель : Какие вы молодцы отгадали все загадки и познакомились со всеми нашими гостями. И теперь котик предлагает вместе с ним сделать зарядку.
Физкульт минутка: Лучшие друзья.
Котик Васька моет носик. (ладонью потереть нос)

Котик Васька ушки трет. (большим и указательным пальцем потеть мочки ушей)
Потому, что нашу киску,
К себе в гости Жучка ждет.
Им двоим совсем нескучно,
Сообща всем веселей!
Вместе нюхать, (вдох через нос, выдох через рот)
Вместе лаять, (гав-гав)
И мяукать, и мурлыкать, (мяу-мяу, мур-мур)
И конечно же попрыгать. (прыжки на месте)
Воспитатель достаёт из домика игрушку козы.
Воспитатель: Как вы думаете ребята наши гости это домашние или дикое животные?
Дети: домашние.
Воспитатель: Правильно,а почему вы так решили?
Дети: Потому что они живёт рядом с человеком, дома.
Воспитатель: Ребята,а как вы думаете домашние животные всегда жили рядом с человеком или когда-то были дикими?(ответы детей) Когда-то очень давно все животные были дикими но потом человек приручи некоторых из них и поселил их рядом с собой. А для чего он это сделал? Как вы думаете?
Дети: Животные стали его друзьями. Корова дает молоко,коза даёт шерсть, кот ловит мышей, собака стала другом и охранником…
Воспитатель: Правильно ребята животные наши друзья и помощники.
А теперь давайте поделимся на команды, каждая команда выберет себе одного из наших гостей и расскажет о нём.
Дети делятся на команды и составляют описательный рассказ о своём животном.
Воспитатель: видите ребята как много всего интересного мы узнали о тех кто живёт в месте с нами, но пришла пора прощаться. Давайте скажем нашим друзьям до свидание и до новых встреч.

Цель: сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое), что мы - люди - являемся частью природы;

Задачи: Закреплять знания детей о Земле — как общем доме (растения, животные, человек). Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы. Развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас; совершенствовать речь детей; развивать фантазию.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о природе, беседы с детьми о нашей планете и ее жителях; рассматривание глобуса, какие цвета имеет наша земля; дидактическая игра «Кто где живет».

Материалы: Макеты: леса, речки и города, фигурки деревьев, животных, рыб, насекомых, домов, людей, таблицы «Чем природа помогает человеку», «Чем человек отличается от природы», фигурки животных, музыкальное сопровождение.

Методические приемы: игровые действия по размещению животных, насекомых, людей, рыб на макетах, заполнение таблиц, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание музыкальных записей, просмотр слайдов.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? (Ответы детей)

— А хотели бы вы отправиться путешествовать в космос, и увидеть все то, что видят космонавты?

Дети: Да

Воспитатель: Нам предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями.

А вы знаете, что космонавты в космических кораблях находятся в невесомости. Давайте и мы представим, что мы в космическом корабле в невесомости, а для этого ложитесь поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте, что вы в космосе.

(дети ложатся по кругу, закрывают глаза и представляют космос, звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, откройте глаза и расскажите, что вы видели в космосе? А какие были звезды? Какого цвета луна? Солнце? (ответы детей)

— А на что похожа наша планета Земля?

Дети: Земля похожа на шар

А какого цвета наша земля?

Дети : Cинего, коричневого, зеленого, белого

Воспитатель: Почему?

Дети: Синий цвет — реки, моря, океаны; зелёный цвет — леса, луга; жёлтый и коричневый цвет — суша, горы, равнины, пустыни; белый — снег и льды.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите посмотреть фильм про нашу планету?

Дети: Да

Воспитатель: Я вас приглашаю на передачу «Клуб путешественников», посмотреть фильм.

(Показываются слайды по стихотворению, звучит музыка)

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года — это всё вокруг природа.

Воспитатель: -Ребята, а что вы видели?

Дети: Гору, реку, поле, лес и т.д.

Воспитатель: Мы живём на большой и красивой планете, имя которой – Земля. Как прекрасен и удивителен мир, окружающий нас. Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озёра, высокие горы и зелёные равнины, бескрайние степи и пустыни!

— Ребята, а вы хотите построить свой дом? Но это будут не просто дома, чтобы их построить надо превратиться в волшебников, ведь они творят чудеса.

На столе находятся 3 макета.

— Как вы думаете, что они означают?

Дети: Река, лес, город.

Воспитатель: Выберете какой макет вы оживите и создавайте свой лес, реку или город. (работа в группах, дети оживляют макеты фигурками, звучит музыка)




— Вы создали прекрасный лес, чудесный город и красивую реку. Все это наша земля. А кто живет в этом доме?

Дети: Растения, животные, птицы, насекомые, человек.


Воспитатель: Можно ли сказать, что земля наш общий дом? Почему? (ответы детей)

А человек — это часть природы? (ответы детей)

Почему? Как он связан с природой? (ответы детей)

— Я предлагаю вам заполнить таблицу «Чем природа помогает человеку». Выберите нужные картинки и прикрепить их на нашу таблицу.

(работа с таблицей — детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать те, на которых изображено чем природа помогает человеку. Дети выбирают картинки и вклеивают их в таблицу)

Обсуждение таблицы, чем природа помогает человеку.

Воспитатель: Правильно, природа помогает человеку. Человек без природы не сможет.

Ребята, а с каким животным вы бы сравнили человека? Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать животное, с которым вы бы сравнили человека.

(дети подходят к столу и выбирают среди диких и домашних животных тех, с которыми они бы сравнили человека)

А человек отличается от животного? (высказывания детей)

Я предлагаю вам заполнить таблицу и выяснить отличается человек от животного или нет.

(работа с таблицей — детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать картинки отличия животного от человека. Дети выбирают картинки и вклеивают их в таблицу)

Обсуждение таблиц, чем человек отличается от животного


Молодцы, ребята, вы хорошо работали и мы многое с вами узнали. Мы узнали, что планета Земля – наш общий дом, человек — часть природы. Мы будем беречь нашу землю и делать ее еще краше.

И получить сертификат к аттестации ?

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Ивнянского района Белгородской области.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: « ДЕРЕВЬЯ НА ДОБРО ЩЕДРЫ »

РАЗРАБОТАЛИ

Ст. воспитатель

Тарасова

Елена Александровна

Учитель-логопед

Середина

Елена Валерьевна

п. ИВНЯ 2015г.

ВВЕДЕНИЕ.

Формирование в дошкольной группе такого качества характера как доброта, всегда было значимым для педагогов любого детского учреждения. Как правильно подойти к воспитанию у детей данного качества, какие найти методы и приемы, оптимальные пути для сформированности и развития доброты у детей дошкольного возраста? Задача педагога создать все необходимые условия, позволяющие воздействовать на всестороннее развитие ребенка.

Продуктивные виды деятельности имеют большой потенциал в формировании положительных качеств личности.

В нашем учреждении в рамках месячника «Дни добра», старшим воспитателем и учителем – логопедом, было разработано и проведено познавательное занятие «Деревья». Развитие доброты у детей в процессе познавательного вида деятельности, опираясь на изобразительную, трудовую, музыкальную, приводит к позитивным изменениям качеств личности. При этом особую актуальность приобретает своеобразное сочетание дидактических принципов, методов и приемов воздействия.

Познавательное занятие «Деревья», мы построили с учетом дидактических принципов:

1.Принцип сознательности и активности , основанный на осознанном включении детей в познавательную деятельность. Данный принцип предполагает предварительное использование таких методов и приемов, как объяснение, разъяснение, беседу, наблюдение.

2.Принцип наглядности, приобретаемый особую значимость в дошкольный период. Этот принцип позволяет воспитывать духовно-нравственные качества; предполагает просмотр картин, иллюстраций; наблюдение за природой (деревьями); посещение парка, леса, уголка природы.

3.Принцип систематичности и последовательности , реализуемые

через постепенную познавательную, трудовую деятельность детей. Нравственные качества личности развиваются в повседневной деятельности через наблюдение, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных исполнений. Проводимая работа ориентирована на происходящие изменения в природе (связанные с деревьями) и события в социальной жизни.

При проведении познавательного занятия учитывались индивидуально-личностные, психофизиологические особенности детей. Для этого проводились: физ. минутка, игра на развитие тактильных ощущений и психических процессов (памяти, внимания, мышления), прослушивание музыкальных произведений.

Предлагаем вашему вниманию конспект познавательного занятия «Деревья» для детей старшего дошкольного возраста, вошедшего в цикл проводимых мероприятий «Дни добра» в нашем центре.

Познавательное занятие

в старшей дошкольной группе.

Тема: «Деревья на добро щедры».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

1. Закрепить знание детей о природе, деревьях. Уточнить с детьми, из каких частей состоят деревья. Дать знания о деревьях, которые растут в жарких странах и на холодном Севере.

2.Обогащать словарь за счет слов: береза, клен, сосна, ель, дуб, каштан;

Крона, корень, ветки, ствол, годовые кольца. Расширять познания детей о пользе деревьев.

3. Воспитывать духовно-нравственные качества личности: доброту, любознательность, бережное отношение к природе; развивать познавательные способности, кругозор, психические процессы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1) картинки с изображением деревьев для описания (береза, клен, сосна, ель, дуб, каштан);

2) пейзажные картины: И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору», «Лесные дали»; А.И.Куинджи «Березовая роща».

3) поощрительные жетоны в форме деревьев, медаль «Знаток природы»;

4) «Чудесный мешочек» с листьями, вырезанными из картона; корзина с плодами (желудь, каштан, сосновые и еловые шишки, березовые сережки).

5) детская энциклопедия «ЧТО ЕСТЬ ЧТО. Деревья»;

6) компьютер, альбом-пособие «Виды деревьев».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Экскурсии в лес, парк, в зимний сад центра, с целью развития умения различать деревья по веткам, листьям, плодам. Просмотр красочных иллюстраций, сюжетных картин для наблюдения изменений, происходящих с деревьями в природе. Чтение рассказов, стихотворений о природе, деревьях: С.Е.Есенин «Белая береза», А.Прокофьев «Русская береза», детская энциклопедия «Что Есть Что. Деревья». Индивидуальные занятия с детьми по электронной версии логопедического альбома-пособия по теме: «Виды деревьев». Изобразительная деятельность детей: рисование деревьев

(Самостоятельный выбор детей: «Прислушайся к себе и размышляй») в музыкальном сопровождении IV симфонии П.И.Чайковского.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1 .Организационный момент.

Дети, на нашем занятии сегодня мы поговорим о природе. А о чем именно отгадайте, задавая мне вопросы.

Вопросы детей: - Это небо? Это море? Это птица? Это дерево?

Да, это дерево. Теперь отгадайте загадку: Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

Молодцы, сумели отгадать и слово и загадку, именно деревья несут столько хорошего, полезного, доброго нам - людям.

2.Основная часть занятия.

1.Рассказ о частях, из которых состоит дерево.

(Выставление на стенд картин с изображением деревьев).

Назовите эти деревья (береза, клен, сосна, ель, дуб, каштан).

ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты.

Вы назвали много разных деревьев. Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).

Да, правильно дети. Дерево, как и любой живой организм, состоит из отдельных органов: корня, ствола, веток и листьев.

Какую пользу приносят корни дереву?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, удивительно красивые, любимые русские березки.

(Рассматривание двух картин с изображением березок).

Юра, покажи ствол у этих деревьев. На какой картине ствол у березы тоньше, а на какой толще? (ответы детей)

А, кто из вас может рассказать стихотворение о русской березке?

2.Чтение стихотворения наизусть.

Стихотворение А.Прокофьева «Русская березка»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Ребята, как вы думаете, о чем пишет автор стихотворения: «Березка в белом сарафанчике»? (о коре)

Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых).

Весной кора становится светлой, мягкой, нежной.

Осенью – темнее и тверже.

Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по ГОДИЧНЫМ КОЛЬЦАМ.

3. Определение возраста дерева по годичным кольцам.

Ребята, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением ствола дерева. Найдите годичные кольца и определите, сколько лет дереву.

(Ответы детей).

Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.

Дети, какую форму имеют кроны деревьев?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КРОНЫ у деревьев бывают самой разной формы: круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы: дуба, березы, каштана, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.

Ребята, во время экскурсии в лес, мы с вами рассматривали листья разных деревьев. Вспомните, какой формы бывают листья?

Какого цвета бывают листья? (Слушаю ответы, показываю листья)

ЛИСТ – источник жизни на планете.

Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев.

3.Сюрпризный момент. Игра.

Стук в дверь. В гости на занятие пришел старичок – лесовичок.

Игра «Узнай листок».

В «Чудесном мешке» листья разных деревьев, вырезанные из картона на магнитной основе. Дети по очереди достают по листу, определяют, к какому дереву он принадлежит, и крепят его на магнитную доску.

Игра «С какой ветки детки?».

Старичок - лесовичок предлагает детям с закрытыми глазами, на ощупь определить плод и сказать какому дереву он принадлежит. (Угадав, дети крепят плоды к соответствующим листочкам на магнитной доске).

Старичок – лесовичок объявляет победителя и награждает его медалью «Знаток природы».

4. Знакомство с деревьями жарких стран и крайнего севера.

Ребята наше занятие продолжается. Мы с вами поговорили о деревьях, которые растут в нашей местности. Теперь я вам расскажу о деревьях, которые растут там, где много влаги, света и тепла, и нет зимы – в тропиках. Там растут папоротники и пальмы, их листья на длинных черенках собраны в пучок метелками. Давайте вместе посмотрим на компьютере, как выглядят эти растения (просмотр электронной версии альбома- пособия «Виды деревьев»).

ФИКУС-УДУШИТЕЛЬ имеет высоту 3 – 100 м. Его воздушные корни охватывают дерево и сдавливают со всех сторон ствол, поэтому и называют его фикус - удушитель. Но это в жарких странах, а на холодном Севере в Арктике выживают только карликовые деревья – ПОЛЯРНАЯ ИВА – ее высота лишь несколько сантиметров. (Показываю высоту ладонью от стола)

Какой вывод можно сделать из этого, ребята?

Какие деревья бывают по высоте? (высокие, низкие, карликовые)

Давайте представим себе, что мы с вами деревья.

5. ВЕСЕЛАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Руки как ветки,

А мы как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И резко опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно помашем,

Так листья летят с высоты.

И как они лягут,

Мы тоже покажем-

Руки сложить мы должны.

6. Беседа о пользе деревьев.

Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

Деревья приносят большую пользу:

  • их свежая зелень украшает города и селения;
  • от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
  • они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
  • деревья дают древесину;
  • они служат топливом;
  • из дерева делают мебель, бумагу;
  • плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;
  • деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

Посмотрите, вот у меня чудесная книга. Как она называется? («ЧТО ЕСТЬ ЧТО. Деревья»). На следующем занятии мы с вами продолжим ее читать и узнаем, как образуется уголь из деревьев; янтарь, из которого делают украшения; как из деревьев делают бумагу и много еще интересного.

Вот видите, сколько добра и пользы приносят нам деревья. Люди не могут обойтись без них. Деревья надо охранять и беречь. Они дают нам все для жизни и требуют от нас бережного отношения к себе.

7. Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)

- А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

  • не вырубать, не ломать деревья;
  • не разжигать в лесу костры;
  • не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;
  • поливать плодовые деревья, обкапывать их;
  • вовремя обрезать, белить деревья в садах.

Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

8.Рассматривание и описание картин.

Давайте посмотрим на эти пейзажные картины и подумаем, какие чувства у нас вызывает природа, изображенная на них?

(звучит IV симфония П.И.Чайковского).

(Ответы детей).

Да, ребята я с вами полностью согласна. Нас окружает удивительный мир-лес, небо, солнце, птицы, деревья. Это природа! Она щедра и бескорыстна. Именно она вызывает у нас чувство любви, гордости и красоты. Мы всегда должны помнить о том, сколько добра и пользы она нам приносит. Берегите деревья, ведь деревья на добро щедры!

3.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Ребята, наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? О каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев? Что нового вы узнали о деревьях, растущих в жарких странах и на холодном севере?

(Ответы детей)

Всем спасибо. Занятие окончено.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.

1. Для проведения занятия были созданы все необходимые условия:

А) подобран и рационально размещен необходимый раздаточный и демонстрационный материал;

Б) проведена предварительная работа с детьми: беседа, организация наблюдений, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность с музыкальным сопровождением, рассматривание иллюстраций, экскурсии, индивидуальная работа с детьми.

В) обеспечены соответствующие санитарные нормы и требования:

Перед проведением занятия проведена влажная уборка, проветривание кабинета;

Предусмотрена смена динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, стоя у доски), организована физ.минутка, игра.

2.На протяжении занятия были реализованы поставленные задачи:

Дети закрепили свои знания о природе, деревьях, пополнили свой словарный запас, расширили свои познания о пользе деревьев; познакомились с деревьями

жарких стран и холодного севера.

Развивались познавательные способности детей, психические процессы, расширялся кругозор;

Воспитывались духовно-нравственные качества личности ребенка.

3.Длительность занятия соответствовала санитарно-гигиеническим нормам, учитывались возрастные особенности детей, была организована смена деятельности детей в течение занятия.

4. Использовалась индивидуальная и коллективная форма работы с детьми.

5. На протяжении всего занятия были использованы разнообразные методы и приемы (игровые приемы, приемы привлечения внимания и сохранения интереса детей, приемы активизации самостоятельного мышления, прием подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания);

6. В процессе занятия дети были активны, проявляли инициативу, сохраняли интерес, сосредотачивались при выполнении заданий, проявляли творчество и сообразительность. Выбранные методы и приемы работы с детьми способствовали прочному усвоению программного содержания.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.М.,1991.

3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с

Растениями.М., 1991.

4. Мир природы и ребенок. СПб.,1998.

5. Гусарова Н.Н. Беседы по картинке. СПб.,1998.

6. Лучич М.В. Детям о природе. М., 1998.

7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном

Детстве. М., 2004.

8. С.Есенин. Стихотворения. М., 2005.

9. А.Прокофьев. Стихотворения. М., 2002.

10. Детская энциклопедия «Что Есть Что. Деревья». М., 2002.

Приложение фотографий:

1.ПОСЕЩЕНИЕ ЗИМНЕГО САДА ЦЕНТРА.

2.ЭКСКУРСИЯ В ЛЕС

3.ПРОСМОТР ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ АЛЬБОМА-ПОСОБИЯ

«ВИДЫ ДЕРЕВЬЕВ» В ХОДЕ ЗАНЯТИЯ.

4.ПРОСМОТР КРАСОЧНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ «ЧАСТИ ДЕРЕВА».


Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "В осеннем лесу"

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. Формировать умения, устанавливать связь между признаками в природе, использовать объекты живой и неживой природы, учить делать выводы, умозаключения.

Задачи:

Образовательная : Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, способствовать закреплению счёта в пределах 10.

Развивающая : Развивать внимание, мышление, память, связную речь, слуховое внимание, воображение, опираясь на представление об окружающем мире, логическое мышление .

Воспитательная :Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, интерес к поэзии, живописи, музыке, а также любовь к природе в любое время года. Интеграция с образовательными областями: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, коммуникативное развитие, художественно – эстетическое.

Предварительная работа:

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсии по экологической тропе сада.

Рассматривание репродукций и картин об осени.

Чтение художественной литературы по теме.

Заучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок.

- Заготовки из солёного теста.

Материал:

Демонстрационный: Репродукции картин «Золотая осень» Левитана; Шишкина. Картинки с изображением осеннего леса, перелётные птицы, листья и плоды с деревьев, аудиозапись «Шум леса», «Времена года. Осень».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся: Придумано кем- то просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в группу залетел осенний листочек. В какой цвет покрасила его осень? Дети : золотой, жёлтый.

Воспитатель: Этот листок приглашает нас в сказочное путешествие. А чтобы узнать куда, вам надо отгадать загадку, слушайте:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят: Сашу – ежевикой,

Полину – брусникой, Никиту – орешком Диму – сыроежкой, Алису – малиной, Ваню хворостиной.

Дети: Это лес.

Воспитатель: Вот сейчас мы с вами совершим путешествие в загадочный лес,Но прежде нам надо посмотреть прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью? . Когда идет дождь - дождливая.

    Когда дует ветер – ветренная,

    Холодно - холодная

    Пасмурно - пасмурная

    Сыро - сырая

    Хмуро - хмурая

    Ясно - ясная

Воспитатель: Молодцы: Вы правильно говорите, о погоде. А теперь можно отправляться в наше путешествие. (Звучит музыка «шум леса»). Сначала пойдём по тропинке, переступим через лужи, перепрыгнем с кочки на кочку, пройдём по мостику, вот и пришли. Вот и лес – Здравствуй лес, дремучий лес,полон сказок и чудес! Сколько разных деревьев тут растёт, я загадаю загадки, а вы дадите ответ, но сначала давайте присядем. Загадки про деревья: Русская красавица стоит на поляне, В жёлтенькой кофточке, В белом сарафане (берёза)

Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год (ель).

Каждый год на нем с охотой

Вырастают самолёты. Жаль, что каждый вертолёт На один всего полёт (клён).

Тёмной он покрыт корой, Лист красивый вырезной. А на кончиках ветвей, Много-много желудей (дуб).

Стройная, высокая, С липкою смолой, Крепкой древесиною, Шапкою густой (сосна). Игра с движениями: «Пришла осень» Пришла осень, пришла осень. Мы с друзьями в лес идём, Много листьев самых разных Мы в букеты соберём

Вверх листочки мы поднимем И покружимся легко. А потом их вверх подбросим – Пусть взлетают высоко. Воспитатель: А какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Посмотрите перед вами несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вам известно что, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Отлично! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист, дуют прохладные ветры, желтеет и высыхает трава. Иногда идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, кизил, шиповник, барбарис, боярышник, тёрн появляются в лесу грибы. Воспитатель: Какая погода в октябре?

Дети: Дни короче, ночь длиннее. Солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь. Небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночи холодные, листья на деревьях приобретают разноцветный окрас. Насекомых становиться всё меньше, улетают на юг журавлиные, лебединые, гусиные, утиные стаи. Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?

Дети: Листья все облетели и потемнели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди, ночью иногда бывает мороз, звери готовятся к зиме. Воспитатель: Замечательно. Вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна.

Ой, посмотрите, письмо на пенёчке лежит, «Детям 4-й группы от лесовика», он пишет, что нас ждёт сюрприз, если мы справимся с заданиями.

Для начала надо решить, лесные задачи: и на счёт и на внимание, слушайте внимательно, отвечайте старательно. Осенние задачи:

Дружно муравьи живут и без дела не снуют: Два несут травинку, два несут былинку, Три несут иголки. Сколько их под ёлкой? (7).

Ёжик по грибы пошёл, Пять рыжиков нашёл. Три грибка в корзинку, Остальных на спинку. Сколько рыжиков везёшь На своих иголках, ёж? (2) На берёзе 3 толстые ветки. На каждой ветке по 3 тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблоку. Сколько всего яблок? Заяц весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (2) Шесть весёлых медвежат

За малиной в лес спешат, Но один из них устал. А теперь ответ найди – сколько мишек впереди? (5)

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы отлично справились с задачами.

Воспитатель: Ещё задание лесовика, какие пословицы и поговорки вы знаете об осени.

Дети: Сентябрьпахнет яблоками – октябрь капустой. Осень – перемен восемь. Осенний дождь мелко сеется да долго тянется. Осень идёт за собою дождь ведёт.

В ноябре зима с осенью борются.

Воспитатель: Дети, вы, верно подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! А что вы можете сказать о животных, как они готовятся к зиме?

Дети: У лося отпадают рога. Зайцы меняют серые шубки на белые. Ежи, барсуки, тушканчики готовят гнездышки из сухой травы, листьев, чтоб на зиму лечь спать. Медведь откладывает запасы жира под шкурой, чтоб зимой впасть в спячку. Бодрствуют лисы, волки, зайцы, рыси. Потому что они сами могут достать себе корм. Белка, меняет окрас с рыжего на серовато-белый. Делает запасы в дуплах деревьев и сухой листве.

Воспитатель: Хорошо. А теперь третье задание от лесовика.

Игра "Четвертый лишний"

    Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).

    Подосиновик, сыроежка, рябина , груздь (плод дерева)

    Белка, горностай, лиса, заяц (не меняет шкурку)

    Мышь, полевка, белка, заяц (не делает запасы).

Физкультурная минутка

Руки подняли и помахали – Это деревья в лесу в лесу.

Локти согнули – кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу

Плавно руками помашем,

Это птицы на юг летят

Как они сядут, покажем -

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие птицы бывают?

Дети: Перелетные, зимующие

Воспитатель: А что же это за перелетные птицы?

Дети: Это птицы, которые улетают на юг, там теплее и сытнее.

Физкультурная минутка

Воспитатель: А как вы думаете, все ли птицы сразу улетают?

Дидактическая игра «Перелётные птицы»

Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, стрижки кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому, что вода на реках замерзает.

Воспитатель: Во время перелета птицы устают, их много погибает. И поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Воспитатель: Дети, а что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

(Ответы детей):

    Никогда бы не было коротких дней.

    Не увидели золотую листву.

    Не наблюдали за цветными листьями.

    Не было бы листопада.

    Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, кизил, барбарис.

    Не успели - бы улететь птицы на юг.

    Не было бы туманов.

    Не летали бы серебряные нити паутины.

    Насекомые, жуки, червяки не успели - бы спрятаться и замерзли.

    Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.

    Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.

    Не лил бы осенний моросящий

Пальчиковая гимнастика «Птицы к югу улетают»

Птицы в небе тают, тают -
Птицы к югу улетают.
(Машем руками, постепенно поднимая их вверх)
Все растаяли вдали
(ладонь «козырьком» ко лбу)
Аист, цапли, журавли.

(Загибаем по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы)

Если вместе мы встречаемся (соединить ладони)
Мы друг другу улыбаемся (Раскрыть ладони.)
Добрый, добрый, добрый день,

Нам здророваться не лень (Ритмично подушечками пальцев правой руки здороваться с пальцами левой руки)

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать и почему?

Дети: Воробьи, галки, вороны, голуби, сороки, свиристели, клесты, синицы, перепелки, дятлы, глухари, тетерева, филины. У этих птиц оперенья гуще, они прилетают ближе к жилью человека. Человек о них заботится.

Воспитатель: Дети вы, верно, подметили, что в природе все взаимосвязано, природа засыпает постепенно. Чудесно! У вас отличные знания о птицах.

Воспитатель: Хорошо. И последнее задание от лесовика.

На занятии по лепке вы делали оттиски дубовых листиков на соленом тесте, и вот они высохли. Возьмите карандаши и раскрасьте их так, как это делает осень.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось сегодняшнее путешествие в сказочный лес? Что вам запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. Подарите свои работы гостям. У меня для вас угощенье от лесовика.

Название: Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе « Мы Новокузнечане»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, краеведение, Подготовительная группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №36»
Месторасположение: г. Новокузнецк Кемеровской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Мы Новокузнечане»

Ц е л ь. Расширять знания детей о полезном ископаемом — угле. Включить детей в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу.

образовательные — систематизировать знания детей об угле: его происхождении, свойствах, значимости для людей; закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств;

развивающие — развивать познавательный интерес к окружающему миру; обогащать словарный запас детей; формировать связную речь, память, внимание, воображение; способность наблюдать, исследовать, делать выводы, обобщать;

воспитательные — воспитывать интерес и любовь к родному краю; бережное и ответственное отношение к миру неживой природы

Ход занятия

1. Двигательно-ритмическая часть

  • Приветствие

Доброе утро, -птицы запели,

Добрые люди встали с постели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам.

  • С хороводом дети выходят в круг
  • Рецитация:
  • В-ль- Ребята, я приглашаю вас на экскурсию по г.Новокузнецку на автобусе. Но прежде чем попасть в автобус для экскурсии, а знаете ли вы что-нибудь про г.Новокузнецк. А что вам поможет?
  • Игра «Придумай слово»- с воображаемым мячом

— Я буду произносить звуки, а вы повторять их тихо и громко. Если я поднимаю руку вверх, звук будет громким, вниз-тихим.

  • Игра «Домашний адрес»

— Тот, кого я задену астрой, возьмет арбуз с пола и положив корзину, назовет любой предмет в этой комнате. Например: беру арбуз, называю«Стол», кладу арбуз в корзину.

Мы собрали все арбузы и назвали много слов. За стол сядет тот, чье имя начинается на звук «С» и т.д. (просить детей выделять первый звук в имени).

  • Игра «Составь картинку»- из частей составить целое (герб Новокузнецка и герб Кемерово)
  • Мы про город говорили,

все названья изучили.

Впереди игра нас ждёт

«Кто картинку соберёт!»

  • Молодцы ребята, присаживайтесь на свои места в автобусе.
  • За столами.(в автобусе)
  • В-ль- пристегните ремни безопасности и мы с вами поедем.
  • Включить шум дороги.

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о самом родном городе для нас, городе в котором мы живем. Как он называется, вы знаете? (Новокузнецк) Послушайте, пожалуйста, стихотворение о нашем городе:

Новокузнецк город наш обновленный.

Он трудяга, шахтер и герой,

Вырос ввысь к небесам устремленный,

Облака задевает собой.

Как кузнец молодецкого роста

У мартенов ты славу ковал.

Знаю, город, что было непросто,

Но в войне победил твой металл.

Если люди живут здесь из кремня,

Цель для внуков ясна и чиста:

Край сибирский, кузнецкие земли,

Новокузнецк, ты Отчизна моя.

Просмотр Презентации «Новокузнецк»

  • Новокузнецк самый крупный город Кемеровской области, население города составляет 550 тыс. жителей, расположен город на левом и правом берегах реки Томь.
  • Ребята, каждого кто въезжает в наш город, встречает гордая надпись: «Вас приветствует дважды орденоносный Новокузнецк». Здесь начинается наш город. У нашего города есть герб. Он, как и многие гербы сделан в форме щита. Состоит из двух частей. Верхняя часть – зеленого цвета, это символ надежды, свободы, радости, это цвет травы. Нижняя часть герба – желтая, этот цвет сравнивают с драгоценным металлом, который говорит о богатстве и верности, о золотом фонде города – его людях тружениках.

В верхней части герба – лошадь «кузнецкой» породы, а в нижней кузница – ведь наш город издавна славился кузнецами.

К основным достопримечательностям можно отнести:

«Краеведческий музей» В нем находятся природные богатства и растительный мир Новокузнецкого края, а так же история нашего города.

«Литературный мемориальный музей имени Ф. М. Достоевского, пройдя по этим залам, вы узнаете очень многое о жизни писателя и очень много всего интересного.

«Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов» возле него вечный огонь. В самом музее находится 2500 экспонатов, среди которых фотографии, подлинные документы и награды…

«драматический театр» цент культурной жизни города.

«Спасо-Преображенский собор» С его сорокаметровой колокольней собор был одним из самых высоких соборов в Сибири.

«Дворец спорта кузнецких металлургов» В стенах которого за 25 лет прошли сотни мероприятий: выставки, концерты, не говоря о уже о тысячах хоккейных матчей.

«Кузнецкая крепость» Музей занимает площадь около 20 га, здесь расположена не только сама крепость, но и множество

«Собор Рождества Христова»

«шахты- Абашевская и Кушеяковская»

  • В-ль – Вот мы и с вами в нашем посёлке Абашево.
  • Давайте с вами отстегнёмся и разомнёмся.

Физминутка.

Уголь в земле глубоко залегает (делают 2-3 приседания)

В шахтах его горняки добывают. (Поднимают руки вперед, разводят их в

стороны).

На смену в забой шахтерам пора.

Уголек поднимать на гора. (Выполняют наклоны вправо, влево).

Шахтеры, шахтеры на смену идут. (Маршируют на месте).

Нелегок, но очень почетен их труд. (Поднимают руки через стороны

  • В-ль- а сейчас садитесь обратно в автобус и вернёмся в свой д.сад в лабораторию.
  • Включить шум дороги.
  • В-ль- вот мы и с вами в нашей лаборатории, в нашей лаборатории сидят ровно и красиво. Отвечают полным ответом.

В-ль- Ребята отгадайте загадку:

«Да и нет не говори, а предмет ты назови:

Это не продукт, а полезное ископаемое

Не мягкий, а твёрдый

Не лёгкий, а тяжёлый

Не белый, а чёрный

Так что это?»… (Уголь)

  • Ребёнок читает стихотворение (Семён)

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять

Надо в шахте побывать.

В-ль — Дети, а что такое уголь? (Это полезное ископаемое)

Уголёк (выбегает из укромного местечка)

— Это точно про меня!

— Здравствуйте, дети, я Уголёк.

— Чтобы было интересно, расскажу я сказку об угле, о его роли в жизни людей.

Уголёк:

Уголь очень важный и нужный людям. Попадёт Уголь в дом. Затопит хозяйка печь. Напечёт блинов, пирогов. Приходите, гости, дорогие. Угощайтесь на здоровье!

Уголёк: А попадёт уголь на большой металлургический завод. Растопит уголь железную руду в сталь. А потом уж делай что хочешь. Хочешь — рельсы для поездов. Хочешь — машины разные. И даже, когда уголь отдаст своё тепло людям — его зола очень ценное удобрение и строительный материал. Из угля получают краски, лаки, делают удобрения. — Вот какой я важный и очень нужный!

В-ль -Спасибо тебе,Уголёк, присаживайся к детям.

  • Так какую же пользу приносит уголь людям? (ответы детей)
  • — А кто помогает углю выйти из шахты? (Шахтёры)
  • — Эта профессия очень важная, трудная и почётная.
  • — Вот так выглядит шахтёр после работы (показ фотографии)
  • Во многих местах в глубине земли находится уголь. Говорит он:

«Я хитёр — не возьмёшь меня, шахтёр!

Ты вверху, я — в глубине.

Как ты спустишься ко мне?»

А шахтёр ответил: «Ты хитёр и я хитёр!

Я тебя добуду:

Шахту строить буду!»

  • В-ль -Какие шахты и разрезы вы знаете? (Кушеяковская, Абашевская, Полосухинская, Есаульская) разрезы «Междуреченский», «Томусинский»

В-ль Правильно, в нашем городе много угольных шахт и разрезов, на которых добывают уголь. Уголь называют «черным золотом». Давай те повторим уголь-это чёрное золото. Профессия- шахтер, очень почетные профессии. Люди вкладывают очень много труда, чтобы добыть «черное золото» — уголь. Родина наша всегда отмечала лучших рабочих этой профессии орденами.

В-ль- Посмотрите, у вас на столах стоят подносы с каменным углём. Возьмите его в руки, рассмотрите его и расскажите о нём; какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый?

  • В-ль : Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет?
  • В-ль : Надо сжать его в руке.
  • Ответы детей
  • В-ль: Давайте проверим, такой ли прочный камень уголь. Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет.

(Ударяю по куску каменного угля молотком, он рассыпается на кусочки).

  • В-ль: Каменный уголь твердый, но не настолько прочный, от удара молотком он рассыпается на кусочки.
  • В-ль: Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь?
  • Дети: Он пачкается.
  • В-ль: Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть бурым или черным, блестящим или матовым. Рассмотрите уголь, что вы там видите?
  • Дети: (Он бугристый как дерево).
  • В-ль : Каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и лежат много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.
  • В-ль : Возьмите уголь и проведите им по бумаге. Что вы увидели? (уголь рисует)
  • В-ль : Правильно, уголь оставляет след на бумаге.
  • В-ль : А сейчас возьмите уголь и опустите свои кусочки угля в воду и посмотрим, что с ним будет.
  • В-ль : Почему уголь утонул? (уголь утонул, потому что он тяжёлый)
  • В-ль : Вытрите руки салфеткой.
  • В-ль : Ребята, сколько всего нового мы сегодня узнали!
  • В-ль : Про что мы говорили на протяжении всей экскурсии и экспериментирования? (про уголь, про наш город Новокузнецк)
  • В-ль: А уголь это что? (уголь — это полезное ископаемое)
  • В-ль: Так какие же свойства имеет полезное ископаемое-уголь? (Ответы детей)
  • В-ль: Уголь добывают шахтёры. Уголь лежит в недрах нашей земли.
  • В-ль: Ребята, может кто-нибудь расскажет о Новокузнецке. Какие достопримечательности есть в нашем городе?
  • В-ль : Новокузнецк – земля особенного рода,

Её не спутать ни с какой другой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!