Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Игры по развитию речи про ягоды. Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Лес. Грибы. Ягоды

Образовательная область : речевое развитие;

Вид деятельности : непосредственно-образовательная деятельность;

Возрастная группа : старшая;

Тема:

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи.

Расширить и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Учить согласовать числительные с существительными в роде и числе;

Учить образовать однокоренные слова.

Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи.

Развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, поднос, крупные плоскостные изображения ягод, снабженные «липучками», грибов, корзинки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки по теме «Грибы. Ягоды»,

Предварительная работа. Повторение игры «По ягоды».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по лексической теме

«Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область : речевое развитие;

Вид деятельности : непосредственно-образовательная деятельность;

Возрастная группа : старшая;

Тема:

Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речи

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи.

Расширить и активизировать словарь по теме «Лес. Грибы. Ягоды »

Учить согласовать числительные с существительными в роде и числе;

Учить образовать однокоренные слова.

Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи.

- развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи.

- -воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, поднос, крупные плоскостные изображения ягод, снабженные «липучками», грибов, корзинки, контейнер с цветными карандашами, предметные картинки по теме «Грибы. Ягоды»,

Предварительная работа. Повторение игры «По ягоды».

Ход деятельности.

1.Организационный момент.

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В корзинке лежат яркие плоскостные изображения грибов.

Логопед. Возьмите по одному грибу, название которого вы знаете, и пройдите за стол.

Дети берут по одному грибу и встают рядом со своими стульчиками, стоящими вокруг стола. Логопед помещает на наборное полотно картинку-загадку (приложение № 1).

Логопед. Сейчас сядет тот, кто увидел свой гриб на картинке-загадке.

Трое детей садятся.

Логопед. Почему ты не села, Аришка?

Ребенок. У меня лисичка. Ее нет на картинке.

Логопед. Верно. Садись. А какие грибы есть у меня на картинке, но их нет у вас?

Дети. На картинке есть опята.

Логопед. Правильно. Вот какие вы внимательные! А теперь разделите названия своих грибов на слоги и прохлопайте их.

2. Упражнение «Раздели на слоги».

1 -й р е б е н о к. Бо-ро-вик.

2-й ребенок. Му-хо-мор.

3-й ребенок. По-до-си-но-вик.

4-й ребенок. Ли-сич-ка.

Логопед. Молодцы. Вы справились и с этим заданием. А у кого из вас было самое длинное слово? Дети. У Маши.

Логопед. Давите прохлопаем его все вместе.

Дети. По-до-си-но-вик.

Логопед. Сколько слогов в этом слове?

Дети. Пять слогов.

Логопед. Отлично. Я вижу, что вы хорошо знаете названия грибов и узнаете их на картинках. Сегодня мы с вами начнем разговор о лесе, о грибах и ягодах, которые он нам дарит осенью, о том, как нужно вести себя в лесу.

3. Упражнение «За грибами».

Логопед помещает на коврограф плоскостные изображения грибов, которые выбрали дети.

Логопед. Осенний лес дарит нам много грибов. Какие еще грибы вы знаете?

Дети. Подберезовик, сыроежка, волнушка, груздь.

Логопед помещает плоскостные изображения названных грибов на коврограф.

Логопед. Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какой гриб здесь лишний и почему?

Дети. Здесь лишний мухомор, потому что он ядовитый, несъедобный, его нельзя даже трогать руками.

Логопед убирает изображения грибов.

Логопед. А какие еще несъедобные грибы вы знаете?

Дети. Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята.

Логопед. Молодцы. Вы хорошо знаете съедобные и ядовитые грибы. С вами можно идти за грибами. А теперь давайте посчитаем сколько и каких грибов остались в корзине

4. Упражнение «У кого сколько?»

Логопед раздает детям по корзинке в которых по несколько грибов.

Логопед. Сосчитайте грибы у себя в корзинках и расскажите, что вы собрали в лесу. Постарайтесь составить красивое предложение.

1-йребенок. Я нашел три подберезовика.

2-й ребенок. Ау меня два груздя.

3-й ребенок. Я нашла четыре волнушки.

4-й ребенок. А я нашла пять лисичек.

5. Упражнение «Соберем семейку».

Логопед приглашает детей на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте подберем слова одной семейки к слову гриб. Будем бросать мяч друг другу и подбирать слова. Как ты назовешь маленький гриб?

1-йребенок. Грибок.

Логопед. А как можно назвать очень большой гриб?

2-й ребенок. Грибище.

Логопед. Как называют суп из грибов?

3 -й ребенок. Грибной.

Логопед. Как называют человека, собирающего грибы?

4-й ребенок. Грибник.

Логопед. Как называются тонкие переплетенные нити, которые спрятаны в земле и на которых вырастают грибы?

1-йребенок. Грибница.

Логопед. Как можно ласково назвать гриб?

2-й ребенок. Грибочек.

Логопед. Отлично. Молодцы!

6 . Подвижная игра «По ягоды».

Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг.

Логопед. В осеннем лесу мы можем найти не только грибы, но и ягоды. Какие ягоды можно собирать в лесу осенью?

Дети. Клюкву.

Логопед. Давайте представим себе, что мы отправились за клюквой.

Мы шли-шли-шли,

Маршируют по кругу, держат руки

на поясе.

Много клюквы нашли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Опять маршируют по кругу.

Мы опять идем искать.

Наклоняются, правой рукой касают-

ся носка левой ноги, не сгибая колен.

Логопед. Вот сколько клюквы мы набрали. А какие еще лесные ягоды вы знаете, но собирают их летом, а не осенью?

Дети. Земляника, малина, черника, голубика, ежевика, брусника, морошка.

7. Упражнение «Поваренок»

Логопед предлагает подойти к мольберту.

Логопед. Ребята посмотрите как много у повара пустой посуды, а у нас много ягод, давайте поможем повару сделать домашние заготовки: морсы, варенья, компоты, кисели, джемы.

1-йребенок. Я сварю земляничный морс

2-й ребенок. Я сварю черничное варенье.

3 - й ребенок. Я сварю ежевичный кисель.

4-й ребенок. Я сварю брусничный компот.

8. Игра «Подскажи словечко».

Логопед предлагает детям сесть на стульчики.

Логопед. Еще одна игра на внимание и на знание названий грибов. Она называется «Подскажи словечко». Я читаю вам стихотворение, а вы подсказываете слово в рифму.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый,как Петрушка,

Ядовитый...

Дети. Мухомор.

Логопед. Посмотрите-ка, ребята.

Тут - лисички, там - опята,

Ну а это, на полянке,

Ядовитые...

Дети. Поганки.

Логопед. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Это...

Дети. Сыроежки.

Логопед. Очень хорошо. Какие же вы молодцы!

9. Работа с карандашами.

Логопед раздает листы с заданием, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Что вы видите на листе?

Дети. Мы видим лесные ягоды.

Логопед. Перечислите их названия

Дети. Малина, черника, земляника.

Логопед. Послушайте загадку. О какой она ягоде?

На полянке у дорожки

Красные горошки.

Кто мимо пройдет -

В рот себе кладет.

Дети. Это земляника.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Она растет у дорожки на низких кустиках и похожа на маленькие красные горошки.

Логопед. Возьмите красный карандаш и обведите землянику по контуру, а потом раскрасьте ее. Для того чтобы раскрасить «воротничок» у ягодки, вам потребуется зеленый карандаш. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание логопеда, а он оценивает их работу.

10. Окончание занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать. Затем он оценивает работу детей.

приложение №1


Зоя Хосонова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Лес. Грибы. Ягоды»

Тема : Лес. Грибы . Ягоды .

Цели :

1. Расширять представления детей о лесе, о деревьях : хвойные и лиственные; расширять представления детей о съедобных и несъедобных грибах , ягодах .

2. Развивать любознательность , активность, познавательный интерес .

3. Прививать любовь к природе, бережное отношение к обитателям леса. Формировать чувство осторожности по отношению к грибам и ягодам , ценностного отношения к своему здоровью.

Речевое развитие :

Задачи : расширить и активизировать словарь по теме, совершенствовать грамматический строй речи, развивать фонематическое восприятие, развивать связную речь , зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Пути решения : игровые технологии; рефлексия выполненных заданий.

Математическое развитие : закреплять знания детей в счете;

Пути решения : игровые технологии

Социально-коммуникативное развитие :

Задачи : формировать свободное общение с взрослыми и сверстниками, формирование самостоятельной работы, инициативности, воспитывать уважительное отношение к товарищам, выслушивая до конца их ответы;

Пути решения : рефлексия, работа в группах , выполнение заданий;

Физическое развитие : формировать навыки правильной осанки; развитие движений .

Пути решения : динамическая пауза

Художественно-эстетическое развитие : приобщать детей к музыкальной культуре, развитие художественного восприятия, формировать песенные навыки.

Пути решения : музыкальное оформление детской деятельности

Планируемые результаты : выстраивает игровое действие, сопровождая его речью, соответствующей по содержанию; разгадывает загадки; интересуется играми; выражает свои эмоции при прослушивании музыкального произведения

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь, друг другу, чтобы у нас с вами было весь день хорошее настроение.

Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик, а в нем письмо. Давайте его прочитаем. Здесь приглашение в гости на лесную поляну, от дедушки лесника. Ребята, а вы знаете, кто такой лесник? Где он живет? Как называется его дом, который стоит в лесу? (лесник- это человек, который следит за лесом, за деревьями, зверями, за чистотой. Его дом - сторожка.) Лесник задает нам вопрос в письме : «А нужен ли лес всему земному : человеку, зверям, птицам?»

2. - Ребята, чтобы ответить на этот вопрос давайте отправимся в осенний лес, в гости к леснику, чтобы туда попасть, надо произнести волшебные слова.

«Листик, листик, ты лети

В лес осенний нас приведи»

(звучит музыка, на экране появляется картина осеннего леса)

Открывайте глаза. Посмотрите кругом, куда мы попали с вами (в осенний лес) . Как красиво кругом! А сколько здесь деревьев.

Скажите, а в какой лес мы с вами попали? (смешанный) Как вы догадались?

А какие еще виды леса вы знаете? (лиственный, хвойный)

Какие подвиды хвойного леса вы знаете? (кедрач, ельник и сосновый бор)

Какие подвиды лиственного леса вы знаете? (дубрава, березовая роща)

3. Игра «Отгадай дерево»

Какие вы молодцы! Посмотрите, перед вами лежат разные виды деревьев. Разделите их на хвойные и лиственные и назовите их?

Сосчитайте, сколько хвойных, а сколько лиственных деревьев.

Каких деревьев больше, хвойных или лиственных?

4. Д/и : "Отгадай загадку" (отгадка на слайде)

Кто землю пробуривал,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся?

(Гриб ) Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту -

Зовусь я :

(Подосиновик)

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно.

В березовой роще.

(Подберезовик) Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

Золотистые :

(Лисички)

Нет грибов дружней , чем эти -

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Эти дружные ребята, называются (Опята) Глубоко был спрятан он,

Раз, два, три и вышел он.

И стоит он на виду,

Белый, я тебя найду!

(Боровик)

Он в лесу стоял, никто его не брал,

В красной шапке модной, никуда не годной!

Для людей он ядовит, отгадывайте, что за гриб ?

(Мухомор) Ай, да гриб .

Как хорош,

На подберезовик похож.

(Белый)

Беседа по теме :

Какие еще грибы вы знаете ?

Какие из этих грибов съедобные , а какие несъедобные?

Что может произойти с человеком, если он съест несъедобный гриб ?

5. Физкультминутка.

Утром дети в лес пошли и в лесу грибы нашли .

Наклонялись, собирали, по дороге растеряли.

Раз грибок , два грибок , вот и полон кузовок.

6. Д. и. «Разложи грибы съедобные и несъедобные»

7. Ребята, что ещё можно собрать в лесу? (Ягоды ) . Какие ягоды вы знаете ? (закрепление на слайдах)

Что можно приготовить из ягод ? Чем полезны ягоды ? Съедобные и несъедобные ягоды .

8. - А кто знает, как нужно вести себя в лесу? (Не шуметь, не обижать животных, не рвать растения, не губить цветы)

Дети под музыку "змейкой" возвращаются в детский сад и, приняв удобную позу, отдыхают и слушают спокойную музыку.

9. Дети выкладывают из палочек Кьюзинера -грибы и собирают картинки (грибы и ягоды )

10. Рефлексия

Что мы сегодня собирали в лесу? (грибы и ягоды )

Какие они бывают? (съедобные и несъедобные, вкусные, горькие, сладкие)

Публикации по теме:

Конспект занятия «Ядовитые грибы и ягоды» (подготовительная группа) Конспект занятия «Ядовитые грибы и ягоды» (подготовительная группа) Подготовила: воспитатель МКОУ «Прогимназия №1» Пешкова Юлия Ивановна.

Тема недели: «Осень» (грибы, ягоды) (с 7.09 по 1 Понедельник Число 07.09.2015 Совместная деятельность с детьми СДД (самостоятельная деятельность.

Календарное планирование «Осень» (грибы и ягоды) в средней группе Тема недели: «Осень» (грибы, ягоды) (с 7.09 по 11.09) Четверг Число 10.09.2015 Совместная деятельность с детьми СДД (самостоятельная деятельность.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Собираем грибы и ягоды» Тема: Собираем грибы и ягоды Автор: Саяпина Любовь Ивановна, воспитатель д/с №210 "Ладушки" г. о. Тольятти Цель: развитие познавательных.

Марина Зайнуллина
Конспект занятия «Грибы и ягоды»

Тема :Грибы и ягоды .

Цель : Познакомить детей с разнообразием видов грибов и ягод средней полосы России.

Формировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе.

Оборудование : Картинки с изображением грибов и ягод .

Ход занятия

Воспитатель : Все мы любим грибы соленые , жареные, маринованные, грибной суп , пирожки с грибами . Да сколько всего можно приготовить из этого вкусного и питательного продукта! Но все ли мы знаем как надо вести себя в лесу при сборе грибочков , чтобы они радовали нас не только сейчас, но и через несколько лет? Ведь жизнь самого гриба коротка : всего два-три дня. А грибница живет долго , иногда больше десяти лет. Вот почему мы должны запомнить правило первое : грибы нельзя выдергивать из земли- это наносит вред грибнице . Их надо осторожно срезать ножом.

Есть у грибочков и ещё один «враг» - это транспорт, который выбрасывает огромное количество выхлопных газов, которые грибы впитывают сразу и , соответственно, начинают накапливать ядовитые вещества. Отсюда следует правило второе : нельзя собирать грибы вблизи шоссейных дорог.

Дети, посмотрите на эти картинки и подскажите мне, какие грибы можно употреблять в пищу, а какие- опасно?

Дети : Это подберезовик. Он съедобный.

Воспитатель : Правильно. А как вы думаете почему он так называется?

Дети : Потому что растет под березами. А это- подосиновики. Они растут под осинами.

Воспитатель : Молодцы! А это что за гриб ?

Дети : Это лисички. Они рыженькие.

Воспитатель : А вот это несъедобные грибы (показываю и называю, они ядовиты, их нельзя употреблять в пищу. Вследствие их кажущейся ненадобности многие люди топчут, сбивают грибы , но этого делать не стоит, ведь они они служат кормом и даже лекарством для многих лесных обитателей. Отсюда следует третье правило : ни в коем случае не рвать, не сбивать и не вытаптывать несъедобные грибы - они пригодятся животным и птицам.

Но лес богат не только грибами , но и ягодами .

(Рассказываю, показывая картинки о лесных ягодах : малине, землянике, чернике, бруснике- где растут, чем полезны.) Видите, сколько пользы и радости от ягодок ! В наших силах умножить их урожай, сберечь для других людей.

Но будьте осторожны, собирая лесные ягоды , не рвите сами кустики, не ломайте ветки, не топчите траву!

После беседы провожу дидактическую игру «Что в корзину мы возьмем» .

Завершающим этапом занятия будет лепка грибов и ягод .

Публикации по теме:

Приветствую Вас, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру на закрепление цвета в моем варианте их 3 -синий, красный,желтый.

Фрукты, овощи, грибы, ягоды, выполненные в технике папье-маше. Данные поделки являются прекрасным пособием для сюжетно-ролевой игры " МАГАЗИН",.

Календарное планирование тематической недели «Грибы. Ягоды» (средняя группа) Тематическая неделя «Грибы, ягоды». Понедельник Утренняя гимнастика Ситуативный разговор: «Как я праздновал День Победы» Цель: развивать.

Конспект занятия «Целебные ягоды» (старшая группа) Целебные Ягоды Цель: Формировать представления о целительной силе ягод. Показать их значение в жизни человека. Задачи -Формировать представление.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «В лес по ягоды пойдём» Цель: Учить рисовать ягоду малину по контуру тычком. Демонстрация наглядного примера: мини- музей на тему «Ягод полное Лукошко!» Раздаваемый.

«У медведя во бору грибы, ягоды беру». Примерный конспект НОД с использованием социо-игровой технологии В прошлой публикации я представила теоретическую часть своей работы с использованием социо-игровой технологии работа в микрогруппах. Сейчас.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!