Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Хорошая характеристика на женские певческие голоса. Диапазон голоса: как определить, как увеличить, самый большой диапазон.

Который дан нам самой природой

– У каждого из нас свой, не похожий на других, оттенок голоса. Эту особенную, неповторимую «окраску» голоса музыканты называют французским словом «тембр». Повторите это слово. (Тембр.) Тембр (от французского timbre – «метка, отличительный знак». Э то особенная, неповторимая «окраска» голоса

– Высота голоса зависит от длины голосовых связок. У женщин и детей связки короче, чем у мужчин, поэтому их голоса всегда выше. Вы уже знаете, что музыкальные инструменты делятся на группы. Так и певческие голоса подразделяются на мужские, женские и детские голоса. Давайте познакомимся с каждой группой поближе .

(В ходе совместного обсуждения заполняется таблица, и просл ушиваются фрагменты арий, исполненные разными оперными голосами – на усмотрение учителя)

(Звучит песенка Герцога из оперы Дж. Верди “Риголетто” в исп. И.Козловского)

Эта ария была очень популярна. А когда И.С. Козловский брал высокие ноты, можете себе представить, что творилось в зале?

Что значит умение петь? (кого мы считаем певцом или мастером пения? и что необходимо для этого?)

(В форме мозгового штурма выявляются основные требования к умению петь)


  • должен быть талант, слух, голос;

  • для того чтобы научиться петь, нужно сначала научиться правильно дышать, правильное дыхание помогает долго держать ноту;

  • голос должен быть поставлен, а поставить голос – это:
- открыть возможности голоса;

Правильно держать дыхание;

Для сохранения здоровья и предупреждения расстройств голоса важно выполнять следующие упражнения.

Вдох носом направить в область живота (как бы ощущая его заполнение). Выдох через маленькое отверстие между губами, мышцы живота подтягиваются. Повторить 5-6 раз.

Для развития акустических и тембровых свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма (выполняем упражнения) .

Произнесите беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрывать полость зева, а не рот. Повторить 10 раз.

– По тембру и высоте различают три типа мужских голосов: тенор, баритон и бас.

Тенор-альтино (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов . Мужчина, поющий "женским" голосом. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение. (Олег Безинских, Павел Плавич)

(Звучит Ария Керубино из оперы В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро»

–– Многим из вас, наверняка, известно имя Александра Градского. Это известный российский певец, поэт и композитор. Уже много лет его удивительный голос волнует многочисленную команду его почитателей, и все его песни являются образцом вокального мастерства. Александр Градский (средний по тембру между тенором-альтино и характерным тенором), Леонид Агутин, Пелагея, Дима Билан (драматический тенор) (Звучит – «Мой друг лучше всех играет блюз»)

– 7 июля 1991 года в Риме при открытии чемпионата мира по футболу впервые выступили три выдающихся тенора: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Запись выступления певцов разошлась рекордным тиражом в истории классической музыки . (Звучит запись голосов.)

– Муслим Магомаев – азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец и композитор. Он обладал необыкновенным, красивым голосом. В его репертуаре было более 600 произведений. По сей день, он остаётся кумиром для многих поколений людей. (Звучит запись голоса певца.)

– Дмитрий Хворостовский – выдающийся российский и британский музыкант и один из лучших баритонов современности, которого знает весь мир. Он поёт в лучших оперных театрах мира . (Звучит запись голоса певца.)

Фре́дди Ме́ркьюри (1946 1991 ) - британский певец парсийского происхождения Был Фредди скончался 24 ноября 1991 года от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа . Один из величайших рок-певцов и обладатель одного из величайших голосов за всю историю музыки».

Фёдор Шаляпин – выдающийся русский оперный певец. О нём писали, что в "Москве – три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Иванович Шаляпин». Шаляпин был разносторонне одаренной личностью – увлекался живописью, графикой, скульптурой, обладал литературным талантом, снимался в кинофильмах.

Поль Робсон американский певец (бас), актёр, правозащитник, полиглот. Он исполнял песни и говорил более чем на 20 языках, в том числе и на русском. (Звучит запись голоса певца, песня «16 тонн».)

Сопрано – самый высокий женский голос.

Существует лирическое, драматическое, колоратурное.

Галина Вишневская известная всему миру российская оперная певица, театральный режиссёр, педагог, актриса. Ее прекрасный голос покорил миллионы людей в разных странах мира . Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира. (Звучит запись Чайковский «Евгений Онегин», сцена письма Татьяны)

Любовь Казарновская – одна из самых знаменитых современных российских оперных звезд, обладающая голосом удивительной красоты, Лирическое сопрано . Певицу наперебой приглашают все главные мировые театры и фестивали.

Мария Каллас – греческая и американская оперная певица (драматическое сопрано), одна из величайших певиц ХХ века. Восторженные зрители при жизни наградили её титулом «Божественная».

Меццо-сопрано – женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Повторите это слово. (Меццо-сопрано.) Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано .

Елена Образцова – это знаменитая во всем мире российская оперная певица, актриса, педагог. Она ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру. (Звучит запись Рахманинов «Вешние воды»)

Тамара Синявская – российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Выдающаяся представительница русской вокальной школы, обладающая уникальным, благородным и сильным голосом. Её голос вы слышали в начале урока .

–– Монсеррат Кабалье – испанская оперная певица. Специалисты считают, что репертуар Кабалье – один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. Ее голос имеет и мягкость, и непревзойденную силу (Звучит дуэт с Фреди Меркьюри Гимн «Барселона»)

Контральто – самый низкий женский голос. Повторите это слово. (Контральто.) Этот голос встречается довольно редко и отличается особой выразительностью.

Бейонсе - популярная американская певица (контральто)

Лина Мкртчян (контральто) - певица, отличающаяся высокой музыкальной культурой и самобытной трактовкой исполняемых произведений. Ее теплый, полнозвучный голос обладает исключительным диапазоном - от самых низких контральтовых до неожиданно высоких сопрановых нот. В репертуаре певицы свыше сорока программ, в основе которых духовные и камерные произведения. Это старинная музыка XIII-XVIII вв., западно-европейская духовная и оперная музыка, русская вокальная классика, романтические и авангардные циклы. Лина – первая русская певица, исполнявшая русскую духовную музыку в Ватикане . (Звучит запись голоса певца Ave Maria. Бах-Гуно..)

Дискант – В группе человеческих голосов дискант - самый высокий голос мальчиков (Повторите это слово. (Дискант.)

Робертино Лоретти – итальянский певец, В начале 60-х годов 20 века, в подростковом возрасте, он завоевал мировую известность, благодаря своему очаровательному, ангельскому голосу-дисканту. (Звучит запись голоса певца.)

Альт – низкий детский певческий голос. Повторите это слово. (Альт.)



Мужские голоса

Женские голоса

Детские голоса

Тенор – самый яркий мужской голос; исполнитель – красавец-герой, блистательный любимец женщин. (И.Козловский, С.Лемешев, Пласидо Доминго , Л.Паваротти, Хосе Каррерас , Александр Градский, Дима Билан ).

    • Тенор-альтино (Контр-тенор) - самый высокий из мужских оперных голосов. Мужчина, поющий "женским" голосом. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение. ( Олег Безинских, Павел Плавич)
Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью. (Муслим Магомаев, Фреди Меркьюри, Д.Хворостовский)

Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех голосов, тяжелый, крупный, красивый, гладкий (Ф.Шаляпин)


  • Сопрано -

  • Колоратурное - наиболее подвижный, самый высокий женский голос (В.Барсова, Б.Руденко, Ю.Загоскина)

  • Лирическое - отличается мягким тембром (Л.Казарновская)

  • Драматическое – большая сила звучания, (М.Гулегина, М.Калласс)

  • Меццо-сопрано - сочетаются полнота звучания и низкий грудной регистр. Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано (Е.Образцова, М.Максакова, М.Кабалье)

  • Контральто – самый низкий женский голос с наиболее выраженным бархатным грудным регистром, в природе встречается очень редко. (А.Петрова, Л.Мкртчян, Бейонсе, А.Пугачёва)

  • Дискант – это высокий детский певческий голос. (Робертино Лоретти – итальянский певец).

  • Альт – низкий детский певческий голос.
Содержание:

Чаще всего, тембром является окраска звука, который исходит от определенного человека. Бывает, некоторые люди могут узнать по нему своего знакомого. Определение типа тембра голоса и работа с ним является очень интересным и увлекательным занятием.

Тембр голоса – яркость звука, его индивидуальность, передаваемая во время звукопроизношения. Его звучание определяется основным тоном и дополнительными звуками (обертонами). Чем их больше – тем живее и красочнее будет .

Что такое тембр голоса и от чего он зависит?

Тембр – это окраска звука, его яркость, теплота и индивидуальность. Звучание голоса определяется основным тоном и строем звуков (обертонами). Насыщенность обертонов придает звуковой гамме сочность и яркость. Тембр человеческого голоса зависит от строения голосовых связок. Встретит двух людей с совершенно одинаковыми звучаниями голоса — большая редкость. Улучшить окраску своего голоса — нелегкая задача. Но человек может это сделать, выполняя определенные упражнения. Для этого подойдут занятия с преподавателем по . Или занятия в домашних условиях.

Тембральная окраска зависит от объема горлового резонатора, плотности смыкания связок, формы и объема трахеи. Звучание голоса нередко свидетельствует о работе всего человеческого организма. Его индивидуальность определяется строением речевых органов и состоянием нервной системы. Работая в разных режимах, голосовой аппарат придает тембру различные вариации.

На тембр влияет также осанка, насколько человек полон сил и скорость речи. То есть чем она медленнее, тем голос богаче. Осанка ощутимо влияет на произношение слов. Хорошая осанка является залогом хорошего дыхания. А правильное дыхание – залог красивого голоса.

Какие виды бывают?

Наиболее привлекательным считается тембр голоса, для которого характерна правильная модуляция, как по низким, так и по высоким нотам. По факту, при правильном подходе можно поставить любой голос. И, следовательно, придать ему профессиональное звучание. Что бы это сделать, следует научиться управлять эмоциональной окраской, а также – частотностью голоса. Это сделать несложно, при наличии специалиста по .

Для того, чтобы определить свой собственный тембр, следует знать какие виды тембров существуют:

1. Мужские


Лучано Паваротти — итальянский оперный лирический тенор


Фёдор Шаляпин — известный певец (высокий бас)

3) Баритон

Этот тембр – средний по . Как и тенор, подразделяется на драматический и лирический.


Константин Кинчев — солист группы «Алиса», драматический баритон

2. Женские

1) Сопрано

Очень высокий тембр. Существует лирическое, драматическое, колоратурное.


Сара Брайтман — английская певица, сопрано

2) Контральто


Бейонсе — популярная американская певица (контральто)



Для простоты используют и обыденное подразделение:

  • Золотой
  • Серебряный
  • Медный
  • Бархатный

2. Обычная классификация:

  • Твердый
  • Мягкий
  • Слабый
  • Тяжелый
  • Жесткий
  • Холодный
  • Мелодический
  • Приятный
  • Мягкий
  • Металлический
  • Глухой


Ирина Забияка, обладательница низкого тембра голоса среди женской половины человечества

Определение тембра голоса и его изменение

Скорее всего, определить его будет практически невозможно из-за отсутствия определенных знаний и навыков. Хотя в домашних условиях вы можете предположительно отнести его к одному из перечисленных видов.

1. Спектрометр

Наиболее достоверные данные можно получить, используя специальный прибор – спектрометр. Эта аппаратура изучает исходящий звук, затем – правильно классифицирует его. Он состоит из специального микрофона и усилителя звука. Его принцип состоит в расчленении звука на составляющие посредством акустических фильтров. Весь процесс можно наблюдать на приборном дисплее. Затем прибор исследует произнесенный звук, так как именно формат речи оказывает существенное влияние на степень различия голоса. В большинстве случаев, аппарат распознает первые три произнесенные согласные звука.


2. Специалист

Вам желательно заранее определить тембр голоса, чтобы подобрать подходящие упражнения для совершенствования голоса. Педагог подбирает специальные произведения с разным положением звуков по высоте (тесситура). Это позволит подобрать необходимую высоту для конкретного человека. Пропев песни, имеющие разные октавы нот, можно узнать в каком месте вы поете свободно, а в каком с напряжением голосовых связок. Человек индивидуален и каждому свойственен свой набор нот определенной высоты. Лишь умелый педагог сможет определить ваш тембр голоса и диапазон, смотря на пение ваших нот определенной октавы.

Многие люди хотели бы изменить звучание своего голоса. Это касается, прежде всего, выступающих и людей, которым приходится говорить длительное время. Будь то , актер, радио-ведущий, диктор или певец.

Поскольку, тембр зависит от особенностей организма каждого человека, то кардинально изменить звучание представляется невозможным. Но, можно придать ему необходимую окраску, добавив высокие ровные тона. Для этого предназначены упражнения, например, на произнесение мягкого фрикативного «г ».

Что на него влияет?

1. Курение

У курящего с большим стажем тембр становиться значительно ниже.

2. Недосыпание, неудовлетворенность в жизни

Стоит понимать, что настроение, как хорошее, так и плохое, влияет на тембр.

3. Простуда, переохлаждение

Очевидно, нужно заботиться о своем здоровье: избегать холода, по возможности не пить ледяные напитки и отказаться от мороженного.

4. Подростковый период

Рекомендуем вам заниматься плаванием для укрепления мышц, которые поддерживают правильную осанку. В комплексе с голосовыми упражнениями, это приносит неплохие результаты. Многое зависит и от продолжительности сна. Некоторые солисты театра утверждают, если лечь спать до полуночи, и проснуться до 11 утра, то голос звучит заметно лучше в этот день!

Если человек внутренне спокоен и расслаблен, его голос звучит пышнее. Научитесь входить в состояние гармонии, оставаться при этом бодрым! И тогда ваш голос будет звучать максимально ярко, а ваша скорость будет естественной.

Певческий голос - естественный, данный природой музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью. Обычный голос, которым все мы пользуемся в разговоре, возникает благодаря тому, что голосовые связки приходят в движение - смыкаются и колеблются. Так появляется звук. Когда звук проходит через рот и нос, он усиливается резонансом и приобретает индивидуальный, неповторимый характер. Поэтому мы можем узнать человека по голосу, даже не видя его. Для звучания голоса очень важно дыхание: чем оно активнее, тем громче и интенсивнее звук. Ведь не случайно, если мы хотим крикнуть, то набираем полную грудь воздуха.

Певческий голос - дар природы. Однако, как и любой талант, он нуждается в развитии и совершенствовании. У певцов это называется постановкой голоса. Так же как будущий скрипач или пианист должен подолгу разучивать гаммы, чтобы стать настоящим виртуозом, так и певец должен научиться «играть» на своем природном инструменте.

Звучание певческого голоса во многом зависит от возраста. Детские голоса не такие сильные, как у взрослых, и значительно отличаются по тембру и диапазону, т. е. объему доступных звуков. Чистота и прозрачность детских голосов - незаменимое качество в хоровом пении. Не случайно многие композиторы так любят писать для детских исполнительских коллективов.

В 12-14 лет голос меняется - «ломается», как часто говорят. Гортань растет, и звучание голоса постепенно «взрослеет». У девочек это не так заметно, у мальчиков же голос обычно понижается на целую октаву. Мальчик, у которого в детстве было сопрано или альт, может, повзрослев, запеть басом, баритоном или тенором. Это три основные разновидности мужских голосов. Среди женских различают контральто - самый низкий голос, затем меццо-сопрано и сопрано. Высота голоса зависит от того, насколько часто способны колебаться связки: у мужчин они крупнее, колеблются медленнее, поэтому голос ниже, у женщин связки меньше и частые колебания создают высокие звуки. Так, высочайшие звуки сопрано требуют более тысячи колебаний в секунду!

Мощные, яркие певческие голоса называют драматическими - они хорошо передают бурные переживания, трагедию и ликование. Более легкие голоса - лирические, им подвластны тихое созерцание, мягкость, нежность. Особенно подвижные голоса - колоратурные, чаще всего сопрано. Их пение виртуозно и приближается к звуку флейты или скрипки.

Различие типов голосов особенное значение имеет в опере, ведь облик персонажа тесно связан с характером голоса, для которого написана партия. Хрупкая девушка Снегурочка может быть только колоратурным сопрано, но никак не контральто, а страдающий величавый Борис Годунов - это, конечно, бас.

Характер певческого голоса связан также с национальными особенностями и традициями. Известно, что в народе поют не так, как на оперной сцене, и в Италии - не так, как в Китае. Поэтому пение прямо зависит от того, в какой манере привык петь вокалист и какую музыку он исполняет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие -- насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.

Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения

Сопрано -- высокий

Колоратурное

Лирико-колоратурное

Лирическое

Лирико-драматическое

Драматическое

Меццо-сопрано (средний)

Высокое (лирическое)

Низкое (драматическое)

Контральто (низкий)

Тенор (высокий)

Лирический (di grazia)

Меццо-характерный (spinto)

Драматический (di forza)

Баритон (средний)

Тенор-Баритон

Лирический

Драматический

Бас (низкий)

Высокий (cantanto)

Центральный

Низкий (profundo)

Существует также категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном, в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов -- певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для сохранения высокого, как у женщины, голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять контратенор (певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом).

Голос профессионального оперного певца -- это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.

По словам Владимира Маторина, в оперном мире существует поговорка: «Басы -- пьяницы, баритоны -- бабники, тенора -- дураки!»

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими. Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр», подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса - звуки регистра среднего, а мужские - звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним - баритон, а низким - бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос - сопрано, средний голос вокалисток - это меццо-сопрано, а низкий - контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Итак, основные виды женских певческих голосов - это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано - женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон - две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое - вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным.

Контральто - уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Основных мужских голоса всего три - это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон - ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических. Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор. «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом - например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон - этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас - голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо, иногда певцов с таким голосом называют также октавистами, так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе - это тенор-альтино или контртенор, который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

В 1928 году профессор Е. Н. Малютин организовал при Московской консерватории первую лабораторию экспериментальной фонетики и фониатрии. Современные фониатрические кабинеты оснащены оборудованием для микроларингоскопии, ларингостробоскопии, фиброларингоскопии, спектрального анализа голоса, микрохирургии гортани. В этих кабинетах осуществляются диспансерное наблюдение и лечение лиц вокальных и речевых профессий, отбор поступающих в консерватории, музыкальные и театральные училища. Врачи отоларингологи-фониатры работают в крупных оперных театрах, консерваториях. В г. Куйбышеве фониатрические кабинеты функционируют в областной больнице им. М. И. Калинина и в нашей клинике.

Какое наслаждение испытываем мы, слушая хорошее пение, особенно классический оперный репертуар, задушевные романсы, русские народные песни, бравурные неаполитанские песни! Очень сильное эмоциональное воздействие на человека оказывает опера -- основной жанр музыкального театра. Ведь в ней объединены вокально-инструментальная музыка, драматургия, изобразительное искусство и нередко хореография. Богатство и разнообразие художественных средств, воздействующих на слушателей-зрителей, способствует формированию у них нравственности, высоких моральных качеств и прежде всего милосердия, столь необходимого в нашей врачебной профессии.

Как готовящиеся стать врачами, так и сами врачи должны бывать в опере, знать классический оперный репертуар, иметь представление о певческом голосе.

Певческий голос характеризуется более широким диапазоном по сравнению с разговорной речью. Если диапазон разговорного голоса не более одной октавы (от 4 до 6 тонов), то диапазон певческого -- две октавы, а иногда и более. В 1960 году мне. довелось присутствовать на концерте знаменитой перуанской певицы, талантливой киноактрисы и очень красивой женщины Имы Сумак, обладавшей голосом необыкновенно широкого диапазона -- в четыре октавы. Пение Имы Сумак глубоко народно. Она дочь одного из вождей индейского племени инков. В прошлом инки были могущественным народом с высоко развитой культурой. Жили они в Андах, на территории современных государств Перу, Боливии, Эквадора и Чили. Нынешние потомкн инков сохранили древние обычаи, богатый фольклор. экзотическую музыку и мелодичные песни. Они-то и приобрели особо яркое звучание в исполнении Имы Сумак. Можно полностью согласиться с одной из латиноамериканских газет, которая писала об этой феноменальной певице: когда Има Сумак, чей голос, кажется, идет из глубины океана и достигает высочайших вершин Андов, исполняет свои песни, она великолепно передает всю гамму человеческих переживаний от любви до ненависти.

В пении различают грудной звук (грудной регистр) и фальцет (головной или фальцетный регистр). Как уже говорилось, в образовании звука главную роль играют поперечные колебания голосовых складок -- кнутри и кнаружи. Именно они в полном объеме имеют место при грудном регистре. При фальцетном регистре голосовые складки расслабляются, колеблются лишь их края; голосовая щель закрыта не полностью, имеет эллипсоидную форму. Фальцет (от итальянского слова falso -- ложный) -- способ формирования высоких звуков, превышающих по частоте естественный грудной регистр.

Высота голоса человека зависит в основном от частоты колебаний голосовых складок, а это в свою очередь зависит от их длины, ширины, упругости и натяжения. Последнее осуществляется перстнещитовидной мышцей, которая особенно развита у певцов-профессионалов и которую Н. П. Симановский метко назвал музыкальной мышцей, поскольку она действует как колок у скрипки: при своем сокращении наклоняет кпереди щитовидный хрящ, приближает его к перстневидному и тем самым обеспечивает натяжение голосовых складок. Эта мышца играет важную роль в образовании фальцетного звука.

Тембр, или окраска, -- важнейшее качество и выразительное средство голоса, особенно певческого. Характеризуя тембр, обычно определяют его как "приятный", "мелодический", "металлический", "глухой", "мягкий" и т. д. Формируется тембр благодаря сопутствующим основному тону призвукам -- обертонам (гармоникам). Они возникают как в голосовой щели при колебаниях голосовых складок, так и при прохождении звука через резонаторные полости (обертоны "надставной трубы"). При этом различают постоянный и подвижной (меняющийся) типы резонаторов. К резонаторам постоянного типа относится, например, твердое небо, крутизна которого, как и форма других резонаторов этого типа, имеет индивидуальные особенности, что во многом определяет различный характер тембра голоса. Подвижной тип резонаторов обеспечивает возможность изменения тембра в процессе пения или речи и наряду с изменением высоты и силы голоса используется для выражения эмоций певцом, драматическим актером, лектором. Хотя тембр в значительной мере природное качество, однако он может быть улучшен посредством специальных упражнений для голоса.

Основой классификации певческого голоса является его высота. Среди мужских голосов различают бас, баритон и тенор, среди женских -- контральто, меццо-сопрано и сопрано. В этих видах голосов выделяют определенные подвиды. При установлении вида певческого голоса наибольшее значение придается длине и ширине голосовых складок. Самые длинные и широкие они у баса (длина 24--25 мм, ширина 3--4 мм), самые короткие и узкие у сопрано (длина 14--19 мм, ширина 1,5--2 мм). Размеры складок устанавливают при непрямой ларингоскопии, используя для большей точности гортанное зеркало, градуированное в миллиметрах.

Basso profundo отличает густое, мощное звучание низких нот (очень низкие, так называемые басы-октависты особенно красиво звучат в хорах). Пример: партия "Кончака" в опере А. П. Бородина "Князь Игорь" в исполнении М. Д. Михайлова.

Basso contante более подвижен, у него звучные верхние ноты, яркий центральный участок диапазона. Примеры: партии Ивана Сусанина в опере "Жизнь за царя" М. И. Глинки, Гремина в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин", Бориса Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского; исполнители Ф. И. Шаляпин, М. О. Рейзен, А. П. Огнивцев, Е. Е. Нестеренко.

Баритон занимает среднее положение между басом и тенором, диапазон от А ("ля" большой октавы) до а1 ("ля" первой октавы). Подразделяется на драматический и лирический.

У драматического баритона наиболее звучны низкие тоны. Примеры: партии князя Игоря в одноименной опере А. П. Бороднна, Томского в опере П. И. Чайковского "Пиковая дама" с его известной песенкой "Если б милые девицы..." на стихи Г. Р. Державина "Шуточное желание", в которых нет нн одной буквы "р"; исполнители Титта Руффо, П. 3. Андреев, А. И. Батурин, А. П. Иванов.

Лирический баритон обладает более мягким тембром, верхние ноты у него звучнее низких. Примеры: партии Жермона в "Травиате" Дж. Верди, Евгения Онегина в одноименной опере П. И. Чайковского, Роберта в "Иоланте" П. И. Чайковского; исполнители: С. И. Мигай, П. М. Норцов, П. Г. Лисициан, А. Я. Пономаренко.

Тенор -- высокий мужской голос, его диапазон составляет от c ("до" малой октавы) до с-2 ("до" второй октавы). Подразделяется на два основных подвида: драматический и лирический. Драматический отличается горячим, ярким тембром, сильным звуком, особенно на верхних нотах, низкие звуки достаточно густые. Примеры: партии Отелло в одноименной опере Дж. Верди. Хозе в опере Ж. Бизе "Кармен", Германа в опере "Пиковая дама" П. И. Чайковского, Садко в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова; исполнители Энрико Карузо, И. В. Ершов. Н. К. Печковский, Марио дель Монако, В. А. Атлантов. Ю. М. Марусин.

Лирический тенор обладает мягким задушевным тембром, легкой подвижностью, на верхах красиво использует фальцет. Примеры: партии Альмавивы в опере "Севильский цирюльник" Дж. Россини, Ленского в опере П. И. Чайковского "Евгеннй Онегин", Дубровского в одноименной опере Э. Ф. Направника; исполнители Л. В. Собинов, Беньямино Джильи, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Н. М. Гедда.

Иногда выделяют третий подвид -- лирико-драматический тенор, который может исполнять партии лирического и драматического репертуара. Однако вряд ли оправдано такое выделение: ведь хороший певец-тенор обычно не замыкается в рамках узкого диапазона и определенного характера партий, он способен петь весь теноровый репертуар. Знаменитого итальянского драматического тенора Энрико Карузо называли певцом с тысячью голосов. Однажды -- это было в 1918 году в Филадельфии -- он даже спел арию, предназначенную для... баса, заменив внезапно заболевшего во время представления оперы Дж. Пуччини "Богема" баса Антонио де Сегурола.

Вспоминаю замечательного ленинградского певца и великолепного актера -- ученика К. С. Станиславского Николая Константиновича Печковского, которого слушал во многих операх. Он обладал очень красивым и выразительным драматическим тенором, но наряду с партиями драматического репертуара (Отелло, Хозе, Герман) блестяще исполнял и лирическне -- например, Ленского в "Евгении Онегине", Альфреда в "Травиате". В то же время Сергей Яковлевич Лемешев, один из самых лучших лирических теноров, пел партию Германа в "Пиковой даме" и даже снимался в этой роли в кино.

Контральто -- самый низкий из женских голосов, его диапазон f ("фа" малой октавы) -- f2 ("фа" второй октавы), тембр густой, плотный, на низких нотах напоминает мужской голос. Примеры: партии Вани в "Жизни за царя" М. И. Глинки, Кончаковны в "Князе Игоре" А. П. Бородина, Зибеля в "Фаусте" Ш. Гуно; исполнители: Мария Малибран, Н. А. Обухова, В. Н. Левко.

Меццо-сопрано занимает промежуточное положение между контральто и сопрано, диапазон от а ("ля" малой октавы) до а2 ("ля" второй октавы), характеризуется мягкими, глубокими, низкими нотами. Примеры: партии Кармен в "Кармен" Ж. Бизе, Амнерис в "Аиде" Дж. Верди, Любаши в "Царской невесте" Н. А. Римского-Корсакова; исполнители: Полина Виардо, М. П. Максакова, И. К. Архипова, Е. В. Образцова, И. П. Богачева.

Драматическое сопрано отличается мощным звуком на всем диапазоне, особенно сильные верхние ноты; на низких нотах напоминает меццо-сопрано. Примеры: партии Аиды в "Аиде" Дж. Верди, Ярославны в "Князе Игоре" А. П. Бородина, Лизы в "Пиковой даме" П. И. Чайковского; исполнители Э. К. Павловская, Г. К. Держинская, Е. К. Катульская, Т. А. Милашкина.

Лирическое сопрано по силе уступает драматическому, но в звуке больше мягкости, теплоты, задушевности. Примеры: партии Татьяны в "Евгении Онегине" П. И. Чайковского, Маргариты в "Фаусте" Ш. Гуно, Микаэлы в "Кармен" Ж. Бизе; исполнители А. В. Нежданова, Е. А. Степанова, Л. И. Масленникова.

Колоратурное сопрано -- голос подвижный, гибкий, со свободными верхами, легко удаются украшения вокальной партии -- виртуозные пассажи и мелизмы (трели, форшлаги, морденты, групетто). Примеры: партии Царицы Ночи в "Волшебной флейте" Моцарта, Людмилы в "Руслане и Людмиле" М. И. Глинки, Виолетты в "Травиате" Дж. Верди; исполнители Аделина Дипковская, В. В. Барсова, И. И. Масленникова, Б. А. Руденко.

Рассмотрим некоторые особенности детского певческого голоса. Он подразделяется на низкий -- альт и высокий -- дискант.

Диапазон альта от а ("ля" малой октавы) до е2 ("ми" второй октавы), дисканта -- от с1 ("дой первой октавы) до g2 ("соль" второй октавы). Детские певческие голоса отличаются мягкостью, "серебристостью" звучания, ограниченностью силы звука. До 7 лет имеет место фальцетное (головное) звукообразование, к 13 годам -- и грудное. У мальчиков в 14--16 лет, а у девочек в 12--14 лет в связи с половым созреванием голос претерпевает мутацию, изменяются его высота, сила и тембр. Во время мутации у мальчиков голос понижается на октаву, у девочек -- на 2 тона. У девочек при первом появлении менструаций (menses) может наблюдаться "беспричинная" охриплость, кашель. Во время мутации не следует кричать громко и долго читать вслух. Занятия пением при спокойно протекающей мутации голоса допустимы, но с использованием ограниченного диапазона и непродолжительные по времени -- до получаса в день. Если же мутация протекает неблагоприятно (с выраженной охриплостью, быстрой утомляемостью голоса, сокращением его диапазона), пение должно быть прекращено.

Лица вокальных и речевых профессий -- певцы, драматические актеры, участники художественной самодеятельности, педагоги, лекторы должны соблюдать определенные правила гигиенического и санационного характера, обеспечивающие нормальное функционирование голосового аппарата. К первым относятся закаливание организма, физические упражнения, занятия спортом, укрепляющие органы дыхания, отказ от курения и употребления алкоголя, ограничение приема острой и соленой пищи. Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности. Следует избегать неумеренной речевой нагрузки, сильно утомляющей голос. Недопустимо пение в больном состоянии, а для женщин также во время менструаций. При пении в период menses нередко возникает охриплость, голосовые складки смыкаются недостаточно, возможны кровоизлияния в них. Что касается правил санационного характера, то особенно важны своевременные врачебные консультации по поводу затруднения носового дыхания и обеспечение его восстановления, элиминация очагов инфекции в полости рта, в области верхних дыхательных путей и уха.


курсовая работа , добавлен 29.06.2009

Основы вокальных принципов. Метафизическое понимание певческого голоса. Дыхание как основа пения. Процесс дыхания, его применение на практике. Типы голосов по Мазетти. Положения мимических мышц при артикуляции. Национальные языковые особенности в пении.

дипломная работа , добавлен 20.06.2011

Творческая личность Ф. Пуленка. Кантата "Лик человеческий". Художественная концепция кантаты. Анализ поэтического текста номера "Страшна мне ночь". Музыкально-выразительные средства, вокально-хоровой анализ. Партии сопрано, альтов, теноров и басов.

реферат , добавлен 29.11.2013

Творческий портрет композитора Калинникова Виктора Сергеевича и его произведения. Краткая биография и характеристика творчества Никитина Ивана Саввича. Мелодизация голосов и полифония. Обработки народных песен. Хоры, написанные на стихи русских поэтов.

реферат , добавлен 05.06.2015

Программные аудиоредакторы, позволяющие в домашних условиях записать и качественно обработать звучание собственного голоса для создания аудиозаписи. Перечень необходимого оборудования. Типы используемых звуковых карт. Сборка домашней студии звукозаписи.

презентация , добавлен 19.06.2014

Гигиена голоса, основные недостатки начинающего певца. Некоторые правила выполнения вокальных упражнений, диафрагмальное дыхание, проверка работы дыхательных мышц. Выполнение упражнений на снятие тонуса с голоса и зажатости артикуляционного аппарата.

реферат , добавлен 11.11.2010

Определение понятия концерта, а также его специфики и классификации. Рассмотрение основных отличий сборного концерта от театрализованного. Предложение методических рекомендаций и практических программ по организации и проведению различных концертов.

контрольная работа , добавлен 07.05.2015

Выработка основных показателей певческого голосообразования и тренаж соответствующих мышц при помощи упражнений. Упражнения для освобождения скованной челюсти, способствующее расширению диапазона, помогающие непроизвольному равномерному выдоху.

Пение благотворно влияет на организм человека. Когда мы поем сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление и эмоциональное состояние стабилизируется. Правильно распоряжаясь знаниями в области акустики, анатомии, постановки голоса можно научиться определять индивидуальные вокальные данные, подбирать произведения, в которых голос зазвучит полно и естественно. Первое понятие, с которым предстоит столкнуться – вокальный диапазон.

Это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком. Определить диапазон возможно с помощью музыкальных инструментов с большим количеством октав (фортепьяно, гитара).

Измеряется диапазон количеством октав, которые способен взять голос. Одна октава составляет 8 ступеней, например, от «ре» до следующего «ре». Для профессионального пения достаточно 2 октав.

Понятие «тесситура» помогает подбирать произведения для конкретного исполнителя, а также определять вокальные данные. Тесситура – это соотношение высоты звуков в музыкальном произведении с диапазоном голоса исполнителя. Для певца с высоким голосом – композиция с высокими нотами.

Певческие голоса

Классификация певческих голосов определяется полом исполнителя, диапазоном, тембром и тесситурой. Тембром называется индивидуальная окраска звучания, обусловленная обертонами. Обертон (нем. «верхний тон») – это части звука, высшей, в сравнении с основным тоном, частоты.

  • Сопрано – высокий женский голос, которому свойственны звонкость, подвижность, яркость. Драматическое сопрано – плотный и ровный голос, самый низкий из сопрано; Также выделяют лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное сопрано, отличительное высоким голосом, подобным звучанию скрипки;
  • Меццо-сопрано – глубокие, насыщенные ноты. Разновидности: лирическое и драматическое меццо-сопрано;
  • Контральто – низкий женский голос с бархатистым звучанием.

Мужские вокальные диапазоны:

  • Тенор – голос хора и оперы, самый высокий, близкий к женскому звучанию. Подразделения: альтино, лирический, меццо-характерный, драматический тенор;
  • Баритон – средний по высоте голос включает: лирический баритон, лирико-драматический, драматический и бас-баритон (мощный, близкий к басу голос);
  • Бас – низкий певческий мужской голос. Бывает высоким, центральным и низким.

Частотный диапазон:

  • Бас – 80–350 Гц;
  • Баритон – 100–400 Гц;
  • Тенор – 130–500 Гц;
  • Контральто – 170–780 Гц;
  • Меццо-сопрано – 200–900 Гц;
  • Сопрано – 250–1000 Гц;
  • Колоратурное сопрано – 260–1300 Гц.

Как расширить диапазон голоса

В диапазоне голоса выделяется три зоны: примарная зона – ноты в центре диапазона певческого голоса; зона рабочего диапазона, в которой исполнитель берет ноты без усилий; зона нерабочего диапазона, включающая замыкающие ноты вокальных возможностей. Расширять диапазон следует постепенно, отходя от примарных звуков вверх, затем вниз.

Основные упражнения и правила для развития вокала:

  • Следите за собой. Держите ровную осанку, откажитесь от вредных привычек, соблюдайте правила гигиены полости рта. Перед занятиями не употребляйте молочных продуктов, замените их водой комнатной температуры;
  • Тренируйте дикцию. Читайте вслух, с выражением, повторяйте скороговорки;
  • Распевайтесь перед занятиями;
  • Правильно дышите, когда поете;
  • Не напрягайте гортань.

Помимо домашней практики, консультируйтесь с врачом-фониатром, посещайте занятия педагогов по вокалу, так вы сохраните здоровье и быстрее добьетесь успеха.

  • Джорджия Браун – обладательница самого широкого вокального диапазона среди женщин – 8 октав, этот показатель внесен в книгу рекордов Гиннеса. Второй рекорд – наивысшая нота, взятая человеком.
  • Тим Стормс – рекорды Гиннеса: самый широкий среди мужчин вокальный диапазон – десять октав. Самая низкая нота, когда-либо взятая человеком.
  • В книгу рекордов попала наша соотечественница Долгополова Татьяна Владимировна, вокальный диапазон которой: 5 октав + 1 тон. Также Татьяна обладает самым низким для сопрано голосом в мире.
  • Говоря о ярких музыкальных исполнителях российской эстрады, представляется невозможным оставить без внимания харизматичного певца Григория Викторовича Лепса. Григорий Лепс награжден премиями «Золотого граммофона» и «Песня года», а также званием Заслуженного артиста РФ (2011). Григорий Лепс поет баритоном, вокальный диапазон составляет 3 октавы.
  • Эрик Адамс, выступающий в группе «Manowar», также поет баритоном. Голосовой диапазон – четыре октавы. Голос Адамса богат и многогранен, стоит послушать исполненную им арию «Nessun dorma», рассчитанную для тенора.

Певческие голоса, как музыкальные инструменты должны откликаться на заданную ноту. Путь постановки вокала, создания яркого индивидуального стиля занимает годы. Расширять вокальный диапазон следует в возрасте от 18 лет, когда организм сформировался.

Успехи в вокальной карьере зависят от здоровья артиста, следите за питанием, упражняйтесь, займитесь гимнастикой для дыхания и регулярно практикуйтесь в пении. Не теряйте стремления к развитию и упорства, помните, голосовой диапазон не определяет подачи выступления, имея полторы – две октавы можно завораживать публику чистотой и наполненностью голоса.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!