Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Записки успешных мам: как привить любовь к чтению? Как привить у ребенка любовь к чтению. Как развивать интерес к чтению

У детей в младшем подростковом возрасте (9-11 лет) ведущей деятельностью является обучение. Это самый познавательный возраст. Приучить к чтению будет легче, чем в более позднем возрасте.

В возрасте 12-15 лет мотивация у детей уже не познавательная. Ведущей деятельностью является общение. В этом возрасте дети начинают хуже учиться, теряют интерес к учебе. Если развитие ребенка проходит нормально, то книге он предпочтет общение со сверстниками. Многие произведения школьной программы сложные и не интересны детям. Сами по себе эти произведения замечательные, но их понимаешь только с возрастом. Это не способствует развитию интереса у ребенка к чтению.

Как привить любовь к чтению подростку

Чтобы привить любовь к чтению подростку, вы должны подавать личный пример. Любые слова будут бессильны, если вы сами, придя домой с работы, сядете перед телевизором. И наоборот, если подросток часто видит родителей, читающих книгу, увлеченно обсуждающих произведения, никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться.

Определите, что интересует ребенка. Если мальчик интересуется компьютерами, подберите книги про компьютерные миры, если его интересует фантастика, положите на видное место, как бы невзначай, книгу американского фантаста Алана Дин Фостера, по произведениям которого были сняты фильмы «Звездные воины», «Чужие».

Читайте вместе с подростком. Читайте перед сном, даже если ребенок уже взрослый, это поможет наладить отношения и доставит вам обоим огромное удовольствие.

Поиграйте в «Угадай», например, читаете вместе с подростком детектив, останавливаетесь на самом интересном месте, пытаетесь угадать развязку. Дочитываете и выясняете, кто победил. Можно назначит приз.

Вознаграждайте чтение. Договоритесь с ребенком о дополнительных привилегиях за прочитанный им ежедневно определенный объем текста. Это может быть дополнительное время за компьютером, поход в кинотеатр и т.д.

Ходите вместе с ребенком в книжный магазин. Дети обожают совершать покупки. Сделайте это традицией. Пусть ребенок сам выберет себе книгу.

Посещайте библиотеку, изучайте новинки, появляющиеся там. В библиотеках часто проводятся конкурсы, викторины.

Используйте аудиокниги, электронные книги.

Попробуйте увлечь ребенка ведением дневника. В него можно записывать понравившиеся фразы из книги, рисовать рисунки, вклеивать распечатанные картинки, наклейки.

Посоветуйте подростку книги своего детства, поделитесь своими детскими впечатлениями о прочитанных книгах.

Не заставляйте подростка дочитывать книгу до конца, если она стала ему не интересна.

Можно увлечь ребенка интересными фактами из жизни писателей.

Дарите ребенку книги с дарственной надписью, добрыми пожеланиями. Через несколько лет это станет счастливым напоминанием о родном доме и близких людях.

Чтение является прекрасным времяпрепровождением, отправляющее детей в отдаленные романтические путешествия. Благодаря чтению дети могут приобретать себе новых друзей, увеличить словарный запас, а также грамматические навыки. Но, как привить ребенку любовь к чтению? Как его заинтересовать чтением и помочь ему полюбить сами книги?

Ведь если дитя любит читать, у него больше шансов на успех во всех сферах жизни. По данным психологических исследований, начитанные дети, как правило, лучше учатся, имеют больше шансов . Также среди них более низкий уровень безработицы, чем среди тех, кто не любит чтение.

Когда чадо становится школьником, родители начинают говорить ему: «Читай больше – будешь грамотным». Но не все дети тут же бросаются к книжным полкам. Иногда мамам и папам приходится прилагать определенные усилия, чтобы их ребенок полюбил читать. Почему?

Детки с удовольствием воспринимают информацию, воспроизводимую различными гаджетами: смартфонами, планшетами. А при чтении книг им нужно визуализировать, понимать, быть внимательными, то есть проявлять какие-то усилия. Делать это у многих детей нет желания.

  1. Заставляют ребенка читать. Через силу, угрозы, скандалы очень трудно добиться позитивного результата. Чем чаще дитя заставляют читать, тем больше он этому сопротивляется.
  2. Воздержитесь сравнивать свое чадо с успехами других детей. К примеру, Саша, Наташа прочитали уже по 5 книг, а ты не можешь прочитать даже одну. Подобное сравнение может привести к разочарованию, озлоблению. Вместо мыслей о чтении, он будет поглощен какими-то внутренними переживаниями.
  3. Избегайте ставить перед вашим чадом нереальные задачи. Например, когда дитя еще плохо читает, требуете прочитать целую книжку. Естественно деточка вряд ли сможет это сделать.

Как заинтересовать ребенка чтением

Данные советы применимы к малышам.

Читайте с рождения вслух. Это не связано с новомодными обучающими программами «с пеленок». Просто до сих пор нет наиболее эффективного способа поощрять своих детей любить книги и чтение. Чем раньше вы начнете почитывать своему малышу, тем лучше. Дети очень внимательно прислушиваются к родному голосу, их может успокоить ритм чтения. Так они учатся слушать.

Если нет времени сделать это днем, выработайте привычку читать малышу перед сном (у нас была семейная традиция: муж каждый вечер перед сном прочитывал дочери 1-2 сказки либо детские рассказики). Подобное чтение не только сближает с детьми, но также стимулирует любовь книгам.

Совет: продолжайте почитывать вашему чаду, даже если тот умеет сам читать. Просто измените тактику, читайте по ролям, вовлекая дитя в мир книжных историй.

Когда малышу исполняется несколько месяцев, уже можно рассматривать книги, одновременно рассказывая истории по иллюстрациям. Так у крохи развивается воображение, он запоминает слова, . Малыши любят рассматривать картинки, слушать ваш голос, а также переворачивать страницы.

Когда мама со своей малюткой, устраивается в уютном кресле и начинает читать интересную сказку, у него это вызывает только положительные эмоции. Тут важны не только сюжет или красивые картинки, а то, что у малыша возникает тесная ассоциация: чтение - это спокойно и хорошо.

6 Советов, как родителям привить ребенку любовь к чтению

Данные советы подходят дошколятам либо школьникам младших классов умеющих немного читать. (О том, , прочитайте статью).

Создайте собственную библиотеку.
Книги, журналы, газеты в доме помогут детям рассматривать их как часть повседневной жизни. А ваш личный пример любви к чтению только укрепит эту точку зрения.

Хорошая идея - начать собирать детскую, домашнюю библиотеку, даже если это всего одна полка, а дети еще малы. Когда предлагаете малышу почитать, всегда спрашивайте, где находятся его любимые книжки, а лучше сказочные герои. Например, «на какой полке у нас отдыхает зайчик, волк? Давай его разбудим, чтобы он нам рассказал сказку».

Запрещайте деточке читать.
Приобретя красивую детскую книгу с привлекательными, яркими иллюстрациями часто рассматривайте ее сами, улыбайтесь, чтобы ребеночек отметил для себя новинку в доме. Затем прячьте книгу на видное место, говоря, чтобы тот ее не читал. Говорите, мол, эта сказка, рассказ вряд ли будет интересна тем, кто не любит читать. Как известно «запретный плод сладок», поэтому данный совет работает очень эффективно, помогая полюбить читать книги.

Обрывайте финал.
Читая малышу книгу, останавливайтесь на самом интересном месте. При этом скажите, что он может самостоятельно дочитать, если захочет, а сами займитесь своими делами. Будьте уверены детское любопытство победит. Дитя дочитает, желая узнать, чем все закончилось.

Оживляйте героев книги.
Например, совместно рисуйте картинки прочитанного. Можно допридумывать продолжение сказок или другой финал историй. Постарайтесь к придуманному рассказу нарисовать рисунки с некоторыми диалогами героев, как в книжке. Подобный творческий подход помогает деточке понять: чтение - это интересное приключение. К тому же он может постоянно перечитывать свои «комиксы».

Также разыгрывайте сценки из прочитанного в книге. Но для этого каждому самому нужно прочитать свои роли. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и привить любовь к чтению. Ему захочется читать новые рассказы, сказки, чтобы разыгрывать новые сценки.

Смотрите вместе фильмы.
Хотя подобный совет может показаться контрпродуктивным, попытайтесь смотреть фильмы, основанные на детских книгах. При этом восторженно рассказывайте эпизоды, упущенные фильмом. Если деточке эта история интересна, он обязательно захочет прочитать книжку. Также всегда поощряйте прочитать книгу, так как она содержит больше интересных моментов, историй, чем кино.

Устраивайте викторину с призами.
Придумайте , ответы на которые можно найти, прочитав книгу. За правильный ответ поощряйте какими-то вкусняшками. Малышу придется внимательно прочитывать книгу и запоминать мысли, чтобы ответить на вопросы, которые можно заранее озвучить. Данный совет помогает детям научиться осознавать прочитанное.

Как правильно читать с ребенком

  • Даже если малыш совсем кроха, читать надо интересно, с большим чувством. Независимо, какой раз читаете сказку, звучать она должна, как впервые.
  • При чтении можно делать паузы, чтобы ребеночек успевал рассмотреть картинки. Но не стоит долго объяснять, что на них изображено – так малыш может отвлечься от сюжета, и не захочет продолжать чтение.
  • Лучше опытным путем выяснить, книжечки с каким сюжетом больше нравятся крохе, остановив свой выбор пока на них.
  • Маленькие дети любят повторение, поэтому этим нужно пользоваться. Дойдя до определенного места, можно позволить деточке закончить фразу.
  • Восторг карапуза может вызвать также «ошибка» мамы. Малыш с удовольствием поправит, если что-то сказано не так или пропущено вовсе.
  • Можно попросить кроху переворачивать страницы, это поможет ему почувствовать себя «помощником».

Какой должна быть книжка для ребенка

Если малышу меньше двух лет, то определенные правила выбора есть:

  • Не стоит покупать дорогие книги. Даже если они хорошо иллюстрированы и в твердой обложке. Вашему карапузу они могут быть неинтересны.
  • Маленькие книжки из плотного картона – хороший вариант. Некоторые из них бывают с различными окошками, в которые можно смотреть, или с двигающимися картинками - все это очень привлекательно для детей.
  • Книги из ткани. Могут состоять из различных видов ткани при том разные на ощупь (шершавые, гладкие, шуршащие). Деточка не только с удовольствием рассматривает такую книжку, но также узнает новые тактильные ощущения.
  • Сказки и рассказы в книжках для самых маленьких должны быть простыми, с понятными словами.
  • Картинки в книгах должны быть четкими, яркими, с небольшим количеством деталей. Сложные иллюстрации могут утомить малыша.


Когда дитя становится постарше, ему нужны другие книги:

  • Сказки могут быть длинными и ребенок готов слушать новые истории.
  • Можно предлагать не только сказки, но и рассказы о природе, людях.
  • Обязательно нужна книжка с детскими стихами. Заучивание стихов хорошо развивает память. Что пригодится малышу в школе.
  • Из развивающих изданий можно выбрать те, которые доступно для детского восприятия рассказывают об окружающем мире, открытиях, интересных фактах.

Несмотря на обилие печатных изданий, цены на некоторые из них достаточно велики. Для того чтобы не приобрести книгу, которая, возможно, окажется неинтересной, можно выяснить предпочтения малыша, не покупая ее сразу. В этом поможет обычная библиотека. Так можно определить интерес крохи, понять, о чем ему нравится читать больше всего.

Заключение

Иногда родители с отчаянием спрашивают, как привить ребенку любовь к чтению, если у того, нет никакого интереса к этому? Кажется, лучше отказаться от таких попыток, чтобы перестать мучить себя и дитя. Но поверьте, польза от чтения значительно превышает любую борьбу, ведущуюся вами. Любящие читать дети, как правило, более успешны в школе и во взрослой жизни. Подумайте, почему бы не дать детям все шансы быть успешными?

Также стоит помнить, что рассмотренные советы, будут работать, только если дети будут видеть пример родителей. Значит, родители должны принимать непосредственное участие в привитии малышу любви к чтению. Пусть дома будет много книг. Ходите с детьми по книжным магазинам, ярмаркам, библиотекам. Тогда они будут видеть, что вы сами любите читать. Это будет стимулировать интерес ребенка к чтению.

С уважением, Андроник Анна/Елена.

Посмотрите 5 минутное видео , как можно привить ребенку любовь к чтению книжек?

Умение читать не всегда подразумевает любви к литературе и чтению. Современные дети знакомятся с книгами даже раньше, чем их сверстники в веке двадцатом, но читают их почему-то намного меньше. А в школе зачастую делают это лишь из-под палки. И бесполезно говорить им о том, что чтение развивает воображение, речь, память и многие другие необходимые качества. Как же тогда вызвать интерес к чтению у ребенка?

Книги – это хорошо?

Для чего нужны маленькому ребенку детские книги, какую пользу они несут крохотному слушателю? Грамотно подобранная книга – это первая ступенька к развитию интеллекта и расширению кругозора. Малыш пока знает не очень много, его багаж знаний еще слишком мал. Слушая волшебные истории и сказки в мамином исполнении, дети узнают что-то новое, переживают самые разные ситуации, в которых оказываются сказочные персонажи.

Читаем также о том, как сказки влияют на развитие ребенка

Также у ребенка стремительно развивается речь, он легко запоминает новые слова, понимает их значение. А еще он учится таким важным чувствам, как сострадание, жалея несчастного брошенного зайку, и храбрость, становясь смелее вместе с Серой Шейкой.

Если в вашей семье чтение станет важным ежевечерним ритуалом, то это привнесет в детскую жизнь определенную стабильность. Ласковый голос любимой мамы, ощущение комфорта формируют у малыша базовое доверие к огромному миру. Вот почему в более взрослом возрасте книга становится хорошим другом читающего человека.

Принуждение и спешка – главные родительские ошибки

Иногда родители, стремясь любой ценой вызвать любовь к чтению, допускают множество ошибок.

  1. Старшее поколение зачастую стараются привить любовь к книгам, заставляя детей читать. Однако в подобных ситуациях насилие производит обратный эффект. Чрезмерная навязчивость и настойчивость, в конце концов, может вообще отвратить детей от литературы.
  2. Раннее развитие и обучение чтению сегодня становится очень модным. Некоторые особо продвинутые мамы начинают учить малышей чтению, когда они даже не умеют ходить и просто хотят играть. Правда, следует избегать еще одной крайности – показывать книги только лишь перед школой.
  3. Еще одна распространенная ошибка – покупка детям книг, которые им не подходят по возрасту. Трехлетний ребенок не получит удовольствия от «Алисы в Стране Чудес», а 12-летний подросток еще не в состоянии понять смысла классических произведений.

Как приобщить ребенка к чтению?

Если вы расстроены, что у ребенка не горят глаза, когда он глядит на очередной томик, придется пробуждать интерес к чтению с помощью проверенных методов.

  • Демонстрируйте хороший пример

Демонстрируйте собственный положительный пример, много и регулярно читая. Малыши очень любят перенимать и копировать родительские привычки. И если вы говорите ребенку «Немедленно читай книгу!», а сами предпочитаете сидеть за компьютером или смотреть бесконечные сериалы, то вы попросту сотрясаете воздух. Он, глядя на вас, пойдет гулять или также уткнется в монитор.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Знакомьте с книгами с самых ранних лет

Уже младенцу можно предъявлять книжки, правда, пока не совсем настоящие: из ткани или с ламинированными страницами. Эти книги малыш может ломать, мять, грызть, ведь пока он не воспринимает их как источник знаний. Забудьте на время о бережном отношении – все это придет потом. Играйте вместе с ребенком, показывая картинки и рассказывая, кто на них изображен.

  • Подбирайте книгу по возрасту и интересам

Для годовалого ребенка лучшей литературой будет большая книга с яркими правдоподобными иллюстрациями и минимумом текста. Дошкольникам подойдут книжки с крупным шрифтом. Не переживайте, если школьник выберет комиксы, а не мировую классику. Пусть лучше он читает то, что ему интересно, а не забрасывает ваш подарок в кипу таких же не интересных ему изданий.

  • Читайте по ролям

Подберите такую басню, сказку или короткое стихотворение с диалогами, которые можно читать по ролям. Проговаривайте свои слова эмоционально, показывая неподдельную реакцию: юмор, страх, интерес и т. д. А еще лучше – сделайте из бумаги или старых перчаток сказочных персонажей, из старой простыни соорудите ширму. Ваш домашний театр готов, осталось только пригласить на представление приятелей ребенка или родственников.

  • Повторяйте истории

Дети в любом возрасте обожают перечитывать любимые книги. Если трехлетний карапуз опять тащит вам изрядно потрепанную книжку, которую уже знает наизусть, не раздражайтесь. Наверняка на ваше предложение почитать сегодня что-нибудь другое вы получите не просто отказ, а слезы. Удовлетворите его просьбу, только делайте «случайные» ошибки. Ребенок обязательно поправит вас, демонстрируя замечательную память.

  • Делайте перерыв на самом интересном месте

Растяните удовольствие от книги на несколько вечеров. Нетерпеливый ребенок обязательно захочет услышать, что же происходит с его любимым героем дальше. Но не торопитесь удовлетворять его любопытство. Дайте ненавязчиво понять, что если ему хочется быстрее узнать перипетии сюжета, пусть научится читать.

  • Поддерживайте детский интерес к прочитанному

Например, после прочтения народной сказки про Машу и медведя сходите в зоопарк – пусть ребенок посмотрит на косолапого. В домашней библиотеке есть «Золушка»? Купите билеты на одноименный спектакль в кукольный или драматический театр. И, наоборот, после мультфильма про Дюймовочку предложите детям прочитать сказку Андерсена. Также переносите сказочных персонажей, с которыми на бумажных страницах познакомился ребенок, в игры: рисуйте, лепите из пластилина, разыгрывайте спектакли, пишите им короткие письма.

  • Возьмите на вооружение аудиокниги и интерактивные сказки

Ребенок отводит глаза от традиционных бумажных книг? Вам на помощь придут «высокие технологии». Лучшие образцы отечественной и зарубежной литературы сейчас доступны и в формате аудиокниг. В последнее время стали популярными и так называемые интерактивные сказки, где ваш малыш может стать главным героем произведения. Такие красочные истории наверняка вызовут искренний интерес и к бумажным текстам. Об интерактивных сказках мы писали

  • Не бросайтесь в крайности

Не стоит зацикливаться на книгах, считая их лучшим средством для детского развития. В жизни маленького ребенка должны присутствовать не только литературные произведения, но и обычные детские занятия: возня с приятелями, шумные игры на улице, поездки на природу и дачу, походы в зоопарк, цирк, театр.

Да, сегодня всевозможные гаджеты все чаще затмевают «статичную» литературу, но полностью вытеснить ее из списка наших пристрастий у них не получится. Чтение – это особый ритуал со своей неповторимой атмосферой, который порождает игру воображения и полет фантазии. Читайте книги каждый день, относитесь к ним трепетно, и в этом случае ваш ребенок сам, без понукания, возьмет в руки заветный томик со сказкой или стихами.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Например, такая, казалось бы, незначительная вещь как привычный способ выражения своего раздражения и гнева может стать главной причиной успехов или неудач в личной жизни.

Сравните, например, шансы на успех в отношениях со своим партнером у человека, который привык выражать свой гнев, используя оскорбления, и у человека, привыкшего выражать свое недовольство в форме «Я-сообщений» (вместо «ты – скупая тварь», «мне хотелось бы чаще получать от тебя подарки» — почувствуйте разницу).

Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.

Излишне рассуждать о том, что привычка много читать, в особенности хорошую литературу, — входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность (работодателям все труднее и труднее отыскивать людей, способных без ошибок написать хотя бы пару абзацев – отсюда у тех, кто умеет это делать огромное преимущество в зарплате), способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.

Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Если у ребенка все порядке с интеллектуальным развитием и нет дизлексии (неспособности различать некоторые буквы), то это довольно просто, за исключением одного – вам необходимо решить изменить некоторые собственные привычки. Это сложнее, чем может показать на первый взгляд, но «собака зарыта» именно здесь.

Вот что вы можете сделать:

1. Помните, что лучшее лечение – профилактика.

Если ребенок еще мал, и для вас это тема кажется чем-то далеким и несущественным – самое время действовать. Руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них (в этом возрасте именно так проявляется и развивается любовь в книгам, забудьте о бережном отношении – все это потом), строить из них дома и гаражи для машинок и даже купаться с ними (купите специальные непромокаемые книжки).

То же самое – с различными вариантами букв: на кубиках, пластиковые буквы, вырезанные из картона, нарисованные на бумаге, на магнитах и наклейках и пр. Составляйте из букв слова, используйте карточки системы Домана, читайте вывески и плакаты на улице и т.д. Ждите – результат придет неожиданно.

2. Подавайте личный пример

Читайте сами. В слух и про себя. Если ребенок каждый день видит родителя по три часа сидящим с бутылкой пива перед телевизором, то нетрудно предположить, как он будет относиться к нотациям о пользе чтения.

И наоборот, если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Срабатывает эффект «соленого огурца» — свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае – вкус к чтению.

Я где-то слышал такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!». Преувеличение конечно, но не далеко от истины.

3. Выбирайте вместе.

Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что их родители сами выбирают что им читать и этот выбор им неинтересен. Хотя бы потому, что это не их личный выбор.

Дети обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте ребенку возможность выбирать самому с таким условием: на каждую книжку, которую покупает ребенок, он обязуется прочесть одну книжку из предложенного вами списка.

Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок – это действительно хорошая литература.

4. Защитите ребенка от «Большого Экрана».

Один мой знакомый, на вопрос «если тебе дать автомат, кого бы ты выстрелил» ответил: «В телевизор».

Перережьте антенну – веревку с камнем, которые тормозят развитие вашего ребенка. Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком — крайне мала.

Я использую телевизор исключительно как монитор для DVD-проигрывателя и на 100% могу контролировать что смотрят мои дети и сколько времени проводят перед экраном.

То же касается компьютерных игр и социальных сетей (Одноклассники, Вконтакте и пр.) . Установите предельный лимит времени на эти «наркотические» занятия (например, 30 минут) и условия доступа к ним (например, сделать уроки и выполнить свою часть работы по дому).

Выбирайте компьютерные игры сами. Есть масса развивающих игр, зачем подвергать психику ребенка обработке сценами насилия и побуждениями к агрессивным действиям?

Если кратко – фильтруйте то, что ребенок видит с экрана (монитора или телевизора).

5. Вознаграждайте чтение

Человек склонен продолжать делать то, что, в конце концов, приводит его к удовольствию.

Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста.

Например, дополнительное время за компьютером, на полчаса позже ложимся спать, на выходных вместе идем в кино и пр. Пусть ребенок перескажет то, что прочитал. Тогда вы будете уверены, что он на самом деле прочитал заданный объем, и дадите ему возможность потренировать память и поупражняться в изложении.

Способность ясно излагать свои мысли можно и нужно совершенствовать.

То, что она является ключевой для карьерного роста (да и в личной жизни), по-моему, не требует комментариев.

6. Читайте ребенку пред сном

Известно, что мозг, особенно воображение ребенка, развивается не только днем, но и ночью.

Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне.

Даже если ребенок взрослый, вам обоим это доставит удовольствие. Совместное погружение в рассказ – прекрасный способ наладить нарушенный с ребенком контакт.

Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.

7. Читайте по ролям

Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их и приклейте на картонную подложку с палочкой. Затем придвиньте к стене стол, накройте его длинным покрывалом, залезьте с ребенком под стол, и, держа фигурки за палочки, просуньте их между столом и стеной. Ваш кукольный театр готов. Вы также можете прикрепить к стене над столом декорации. Отрепетируйте и позовите на представление родственников.

8. Используйте аудиокниги

Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги. Некоторые из них представляют из себя настоящие шедевры театрального искусства.

Послушайте, например, «Евгения Онегина» в исполнении Смоктуновского. Это нельзя сравнивать с печатным текстом – просто другое. Для детей можно найти замечательный сборник «Золотой фонд радиоспектаклей на DVD», в котором представлено большинство лучших произведений, когда либо «переведенных» в формат аудио книги.

9. «Внедритесь» в читающие группы

Используйте эффект «Соленого огурца» — превращение свежего огурца, помещенного в бочку в солеными, в соленый, причем такого же вкуса. Если ребенок вращается в среде сверстников, любящих читать, то со временем у него появятся среди них друзья, а затем и похожие интересы.

Вы можете записать ребенка в детскую группу по изучению иностранного языка, в театральную студию, в музыкальную школу, школу изобразительного искусства, исторический кружок при краеведческом музее, сходите с ним на экскурсию на радио или просто в расположенную поблизости детскую библиотеку. В этих сообществах процент детей, любящих читать, намного выше среднего.

Конечно, в сравнении с просмотром телевизора, чтение — благо. Активность мышления против пассивности. Но все же по настоящему счастливы только люди, занимающиеся продуктивной деятельностью, творчеством в различных его формах. В этом смысле чтение само по себе бесполезно, точнее бесплодно. Научите ребенка использовать прочитанное, например, заведя дневник в ЖЖ и комментируя то, что он хочет комментировать. Регулярные заметки в дневнике помогут ему развить свой стиль и привести в порядок свои мысли. Вы можете также помочь ребенку издать книгу – это не так трудно как кажется, а всплеск мотивации обеспечен.

2 упражнения:

· Сократите время просмотра телевизора (и свое, и ребенка). Сократите количество телевизоров в квартире до, максимум, одного, так чтобы в комнате ребенка его не было. Еще лучше – используйте телевизор исключительно как монитор для просмотра качественных программ на DVD.

· Разнообразьте свое общение с ребенком при помощи книг и всего, что с ними связано: читайте при нем и вместе с ним, на ночь и по ролям, ходите с детьми в театры, выбирайте вместе книги и аудиокниги, обсуждайте прочитанное и интересуйтесь мнение ребенка.

DoctorPapa. © 2009 Кузнецов А.В.

  • Поделиться

Экология потребления. Дети: О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен...

О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.

В чтении существует два этапа:

1) этап технического чтения , так называемый “голый” навык,

2) этап содержательного чтения , когда сразу ухватывается содержание текста.

Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить чтение нет. Так что для начала я перечислю лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее.

Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится.

Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.

На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.

С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.

Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (Священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был очень одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я просто и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе лишь доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики.

У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами.

Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка - баба Катя. И мальчик - Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать и, естественно, плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, - ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались.

Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка - бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!). И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. - Я ее выгнала - рассказывала она - и сказала этой бабе Кате - не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне.

Дальше - больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, “сидят” чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, - ты чего мама, плачешь?

Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.

Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне.

Советы библиотекаря (Людмила Лукзен)

Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.

И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе - лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это - не прерогатива школы, а абсолютно “семейное” дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные “почему?”. Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.

“Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.)”, - говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст - самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.

Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.

Для начала - ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.

Как только ребенок родится;

Выделять несколько минут, но каждый день;

Выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;

Приучать ребенка “ждать” время для чтения;

Утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Выбирать удобное и уютное место;

Находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;

Рассматривать книжки и картинки;

Давать возможность ребенку самому “выбрать” книгу;

Перечитывать любимые книги.

А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.

1. Р азговаривайте, пойте и играйте с ребенком

Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете.

Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр.

Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: “моем ручки”, “садимся на стул”, описывайте то, что видите - так вы готовите внимательного слушателя.

2. Выделяйте время для чтения каждый день

Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит.

Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться - перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению.

Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

3. Выбирайте книги вместе с ребенком

Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.

Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома - это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе.

Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. “Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому”. Так появляется стимул к чтению.

4. Окружите ребенка материалами для чтения

Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.

Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке.

Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его “собственных” книг всем членам семьи.

5. М едленно и с удовольствием

Не так важно, Что вы читаете, но Как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать “Звездой экрана”!). Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, “переварить” прочитанное, понять события и характеры героев.

Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного.

Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием!

Помните, чтение книг - это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

6. Читайте снова и снова

Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом.

Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да-да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.

Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать “Машеньку и медведя”? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку “читает”.

Припоминаю, как моя старшая дочь (учившаяся позже в физико-математическом классе) доставала всех книгой “Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика”, а младшая – “Золушкой”. Причем, реакция на пропущенный (в целях экономии времени) отрывок, была мгновенной.

Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.

7. Читайте везде и всегда

Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.

Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок.

8. Не заставляйте ребенка читать

Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет - оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки - путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания - воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

9. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении

Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.

Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не исправляйте его. опубликовано



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!