Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Нужно ли сюсюкать с ребенком. Можно ли «сюсюкать» с малышом? Как оградить ребенка от внешнего сюсюкания

Во время прогулки в парке, делая покупки в супермаркете, проходя мимо детских площадок, все мы хотя бы раз наблюдали милое общение родителей или бабушек и дедушек с детьми. Счастливые взрослые, переполненные чувством любви и нежности, зацеловывают своих малышей, обнимают и сюсюкают с ними. В такие моменты взрослые люди искренне счастливы и открыты.
Многие из нас умиляются таким картинам проявления чувств и общения, а кто-то скептично осуждает сюсюкание. Что же такое сюсюкание и какие могут быть его последствия?

Что значит «сюсюкать»

Заглянув в толковый словарь, прочтем, что «сюсюкание» – это речь с заменой одних звуков другими и подстраивание речи под детскую, а также это обращение с кем-либо, как с маленьким. Рассмотрим эти значения слова.
Сюсюкание – это имитация детской речи взрослыми людьми. Сюсюкают, как правило с малышами, особенно новорожденными. Мама и папа, привыкая к роли родителей, купая, одевая, убаюкивая ребенка, могут сюсюкать с малышом. Бабушка и дедушка готовы не выпускать внуков из рук, не сводить глаз и все свободное время посвящать только им, особенно, если они видят их только по выходным. Объект обожания хочется обнять, поцеловать, приласкать даже словом, «сюсюкая». Это один из возможных проявлений прилива чувств – радости, нежности, счастья.
Сюсюкать – обращаться с ребенком, как с маленьким.

Конечно, ребенок маленький. И он всегда будет меньше вас, но это вовсе не значит, что он беспомощен.

Уже в год малыш начинает проявлять самостоятельность – пытается есть ложкой, пить из кружки, мыть руки, умываться, чистить зубы, обуваться. И совсем неважно, что это пока получается не идеально, зато это первые шаги к самостоятельности, продиктованные желанием копировать родителей и быть как они.

Когда же взрослые делают все за ребенка – кормят, одевают, обувают, они ограничивают его возможности.

Замена имени уменьшительно-ласкательными словами – зайка, котик, пупсик, солнышко тоже сюсюкание. Такое обращение ласково и трогательно, но не стоит забывать, что оно вторично, после имени. Ребенок запоминает свое имя к концу первого месяца жизни. Значит и другие обращения он тоже запоминает. Не усердствуйте с лапочками и зайчиками, ведь именно через свое имя маленькое создание понимает свое место в семье, доме, жизни.

Причины сюсюканий

Причин, по которым взрослые начинают сюсюкать с детками, несколько:

  • эмоциональней выплеск. Чувства переполняют при виде маленького создания и выход им взрослые находят в имитации детской речи и огромному количеству ласкательных слов;
  • уважение к личности и миру ребенка. Чтобы заслужить доверие ребенка, понять его игру или интересы, взрослые пытаются проникнуть в его мир. Они начинают общаться с малышом, играть и как следствие подстраивать свою речь к детской, адаптируя ее к ситуации;
  • инфантильность взрослого, которая является следствием эмоциональной и социальной незрелости, а также отсутствие должного уровня образования.

Возможные последствия сюсюканий для речи

Как утверждают специалисты, затянувшиеся сюсюкания в семье или замена обычных слов «машина, кукла, кот, кушать» упрощенными «бибика, ляля, кися, ам-ам» совсем не тормозит развитие речи малыша. Нужно понимать, что некоторые слова малышу сложно выговорить в силу возрастных возможностей. Но будьте мудры, не предоставляйте ребенку упрощенные слова, оставьте это для его творческой фантазии. Если малыш не сможет выговорить слово, то подберет ему замену – что-то похожее или ассоциативное. А это еще одна запись в семейный альбом с пометкой «гордимся достижениями».
Поддерживайте малыша, не исключайте возможности самим употребить новоизобретенные им слова. Важно то, что ребенок понимает вас, а вы понимаете его.

Такое общение не тормозит развитие речи, зато рождает понимание и доверие в общение с маленькой личностью.

Малыш взрослеет и говорит с каждым месяцем все больше. И при условии нормального развития, к шести годам все звуки станут четкими, а слова правильными. Если этого не произошло, стоит обратиться за консультацией к логопеду или психологу.
До шести лет не стоит зацикливаться на том, чтобы постоянно исправлять речь малыша. Это будет вносить только раздражение в общение и вселять неуверенность в малыша. Выберете другую тактику – чем ребенок старше, говорите с ним все более правильно, и малыш, следуя вашему примеру, выговорится. Зато за эти шесть лет – вы станете ближе друг другу, будете понимать и доверять. Вы будете гордиться достижениями своего ребенка, а он уверен в себе благодаря вашей позиции – поддержки и любви.

Возможные последствия сюсюканий для воспитания

Сюсюкание в воспитании и затянувшееся отношение к ребенку как к маленькому – это ограничение свободы его действий и, как следствие – задержка взросления.
Каждому возрасту свойственны свои открытия и достижения, а со временем это переходит в обязанности. Малыш до года просто не обойдется без посторонней помощи. Но уже в год он проявляет желание что-то делать самостоятельно. И так должно быть.
Конечно, всегда торопящейся маме проще самой одеть ребенка и помыть ему руки – это и быстрее и качественнее. Но в течение дня старайтесь найти время и предоставить ребенку возможность сделать это самому.
Самостоятельность и желание помочь должны приветствоваться. Не включайте ребенку мультфильм, если он пытается участвовать в общем деле. Озадачьте его заданием, посильным для возраста, и хвалите ребенка, тем более, что есть за что. Одна из первых обязанностей ребенка – порядок в игрушках, потом уборка комнаты, полив цветов и забота о домашних питомцах.

Не сюсюкайте и не ограничивайте детей, они маленькие, но не беспомощные.

Постоянные сюсюкания и навязывание мысли – «ты еще маленький, разобьешь, прольешь, плохо сделаешь» – воспитывают у ребенка неуверенность в своих силах и осознание, что все сделают за него. Видение себя самого и в глазах взрослых маленьким ребенком со временем грозит безответственностью, нежеланием и невозможностью принимать решения и тем более нести за них ответственность.

Задача родителей – не ограничивать естественное стремление ребенка к самостоятельности и независимости.

Как оградить ребенка от внешнего сюсюкания

Родители уже свыклись с мыслью, что они стали папой и мамой, прилив любви и нежности трансформировался в заботу и воспитание. Но как же быть с бабушками и дедушками, которые зачастую видят внуков на выходных, а то и реже? Чрезмерная опека, сюсюкания и постоянное желание все сделать за внучат – обуть, одеть, накормить – присутствуют в общении бабушек и дедушек. Ссылаясь на возраст и жизненный опыт, они объясняют, что детство не вернёшь, а это самый беззаботный период жизни, счастливый и радостный.
Правильно было бы сразу выстроить правила, проговорить их и попросить придерживаться. Если же правила не нашли поддержки в глазах старшего поколения, стоит использовать тактику «похвала и напор»: «Мамочка, папочка, вы же в меня сколько вложили, сколько дали, столькому научили, доверься мне, теперь я передам вашу науку своему ребенку. Время идет, меняются подходы к детям взгляды на их воспитание. Поэтому доверьтесь мне, главное, что мы все любим наше сокровище, в котором каждый видит себя».

Задумываясь над вопросом, как правильно воспитывать ребенка и сюсюкать ли с ним, родители должны ответить на вопрос, какого результата от они хотят достичь. А правильный подход в воспитании – залог будущего успеха ребенка.

Говорят, что для правильного развития речи ребёнка нельзя с ним «сюсюкать», используя разные «детские», сокращённые и облегчённые, слова или бессмысленные сочетания звуков. Это правда? Ведь так хочется «посюсюкать».

Ответ

Вава, бо-бо, кака, ням-ням, гули-гули и прочие «детские» слова, а также не содержащие особого смысла слова вроде агу, муси-пуси , родители используют в общении с детьми младенческого возраста инстинктивно и на протяжении столетий. Родители как бы повторяют детский лепет, желая быть максимально близкими и понятными своему ребёнку. Это первый и естественный этап становления коммуникативных способностей малыша.

На этом этапе важно не столько правильное произнесение слов и чёткое понимание их смысла, сколько установление контакта: ребёнок учится реагировать на речь и обращать внимание взрослых к себе (пока ещё не важен смысл слов, а лишь сам факт этой речи, её интонации, через которые выражается эмоциональное отношение родителя к ребёнку и происходящему вокруг).

Детский лепет — естественный и необходимый этап развития речи, потому что, прежде чем говорить сложные слова, ребёнок должен научиться произносить слова простые, односложные, с повторяюшимися слогами. Что-то упало — вы говорите «бах», ребёнок повторяет за вами. Использование на этом этапе специальных детских слов (киса вместо кошка и пр.) бывает оправданным. Говорить сразу на правильном грамотном языке ребёнок не может, он должен пройти через простое звукоподражание.

Показывая ребёнку собаку, вы говорите, что это собака (собачка) и показываете, как она лает: «гав-гав». Ребёнок в дальнейшем может узнавать собачку, говоря «ав-ав». Не надо требовать от него сразу называть собаку собакой, автомобиль автомобилем и т. д., потому что он всё равно этого не сможет сделать, а получит свои, сокращённые, детские, аналоги этих слов.

Вред, о котором говорят противники использования «детского» языка, будет в том случае, если взрослый использует только облегчённый детский язык, идёт на поводу у ребёнка, повторяя за ним сокращённые, изменённые слова и вводя их в свой лексикон общения. Речь взрослого даже на начальном этапе общения с ребёнком должна быть полноценной, грамотной (конечно, содержательно-лексически соответствующей детскому возрасту). Необходимо понимать, что нельзя долго оставаться на этапе упрощённого языка, а необходимо развитие, усложнение — иначе в дальнейшем у ребёнка возникнут проблемы с произношением тех или иных звуков (дислалия), словарным запасом, уровнем владения речью и общим уровнем развития. Ненормально, когда ребёнок в 5 лет не знает слово «нельзя», а понимает только «кака».

Если под сюсюканьем понимать постоянное употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме («Скушай, лапонька, ещё одну ложечку кашки, а потом поедем на автобусике в магазинчик покупать молочко!»), да ещё утрированно смягчая согласные звуки («молосько», «каська»), то это, конечно, не правильно. Всему должна быть мера.

Чистое же эмоциональное сюсюканье, которым взрослый показывает свою любовь к малышу во время нянченья, и проявляющееся в придумывании на ходу различных складушек типа траташушки-тра-та-та , ай-люлюшеньки-люлю , муси-пуси , тюти-матюти , часто произносимых с подчёркнутым интонированием, повторением или нараспев, как говорят некоторые исследователи, не только не является вредным, но есть необходимое условие полноценного развития мозга младенца и его эмоциональной сферы. Повторение одинаковых и однородных согласных звуков (аллитерация) и повторение гласных звуков (ассонанс) подготавливает ребёнка к восприятию в будущем поэзии, танца, музыки, литературы.

Так что сюсюкайте на радость и здоровье, соблюдая меру.

В последнее время, особенно среди молодых родителей, все чаще наблюдается тенденция к отказу от применения в общении с малышом так называемого детского языка, или «сюсюканья». И аргументы приводятся, на первый взгляд, вполне убедительные, - «Ребенок будет думать что так и надо говорить», «задержится развитие речи», «необходимо с детства уважать ребенка и общаться с ним на равных» и др.

Это все конечно правильно, но! Как и в любом вопросе воспитания детей, так и в этом, главное это не перегнуть палку. Задаться вопросом, делаем ли мы это ради самого ребенка?! Конечно каждый родитель стремиться чтобы его малыш рос сообразительным, способным, умным. Но не слишком ли рано мы начинаем требовать от него проявлять эти качества? Не превращается ли это в бесконечную гонку за достижениями, в угоду своему тщеславию, «а вот мой оочень серьезный, он с самого детства говорит как взрослый»? Может надо притормозить немного и посмотреть на самого ребенка, а действительно ли ему нужно быть маленьким взрослым, не слышащим от родителей такого умилительного и нежного «сюсюканья».

Если честно, даже представить не могу, как я своему сладкому пупсенку, принесенному из роддома, сказала бы ровным голосом - «ну вот Айван, теперь ты живешь здесь, в этой квартире, это твоя кроватка, здесь ты будешь спать, располагайся, привыкай и т.д.» Нет, нет и нет - это крошечное существо, глядя на которое, замирает дыхание от переполняющих чувств, ничего бы не поняло из этой равнодушной «взрослой» фразы (и еще долго не поймет). Но зато, пусть глупое, пусть заезженное и писклявое «и кто это у нас тут такой маааленький, такой хорооошенький», по интонации, по улыбке, по выражению лица, я просто уверена, ОН поймет все что ему нужно понять - его любят, он под защитой, все будет хорошо!

Ну и само собой с сюсюканьем тоже не надо перебарщивать. Все эти ломаные, коверканые слова «хоёсенький» «мимимишик» «мася-пасечка», на которые часто сбиваешься от избытка эмоций, не думаю что нанесут непоправимый эмоциональный и интеллектуальный ущерб ребенку, но и пользы особо никакой не принесут. Второй момент - всему свое время. Если до года «сюсюкать» с ребенком это вполне нормально и даже необходимо для него (психологи, кстати, уже смилостивились и многие признали необходимость «детского языка»), то после года необходимо стараться (а кому-то большим усилием воли))) переходить на «нормальную» человеческую речь. И еще аргумент в пользу сюсю)) - это заложено на подсознательном уровне, это инстинкт - глядя на малыша, лицо само расплывается в улыбке, и все эти смешные, глупые слова сами лезут изо рта, это придумано природой, и соответственно это не может нанести ребенку вреда.

Еще много хотела написать, примеров из жизни, но, к сожалению, цейтнот (пупс просыпается)), поэтому закругляюсь.

В итоге, не надо бояться говорить с детьми на «детском» языке, это не затормозит их речь, и не сделает их инфантильными на всю оставшуюся жизнь, наоборот даст им уверенность, что они любимы нужны и защищены, и главное, что они - ДЕТИ. Не надо торопить время, не надо пытаться быстрее изгнать из детей проявления детскости, не надо делать из них насильно маленьких профессоров. Но и не нужно перегибать палку, чтобы пресловутое «ути-пути» до школы входило в лексикон.

Как часто от современных продвинутых мам можно услышать нечто вроде: «Терпеть не могу, когда с детьми сюсюкают! Я разговариваю с сыном (дочкой) только нормальным языком»! Считается, что использование упрощенных и уменьшительных слов тормозит развитие речи ребенка, заставляет его самого говорить неправильно, способствует формированию инфантилизма в будущем. Главный аргумент противников сюсюканья тоже звучит убедительно: не каждому под силу спокойно слушать, как иная пожилая дама (они грешат этим чаще) в диалоге с малолетним внуком безбожно коверкает великий и могучий.

Все это так, но, милые мамы, давайте будем честны с самими собой. Несмотря на все наши продвинутость, образованность и священное негодование в адрес сюсюкающих бабушек, мы сами порой едва сдерживаемся, чтобы при взгляде на маленькое трогательное существо не излить на него поток нежнейших благоглупостей. В особо интимные моменты, обращаясь к ребенку, мы непроизвольно меняем тембр голоса и интонацию. И, безусловно, в лексиконе каждой любящей мамы есть целый набор несуразных ласковых прозвищ для обожаемого чада. Так что же, неужели нужно пожертвовать всем этим во имя правильного воспитания?

Интересно узнать мнение специалистов по данному вопросу. А они, как ни странно, относятся к проблеме сюсюканья не столь категорично. Детские психологи утверждают : ребенку первого года жизни необходимо слышать обращенную к нему речь, а лучше всего он воспринимает ее именно в таком виде. Неосознанно повышая тембр голоса, придавая ему мелодичность, используя ласковые слова, мы повинуемся древнему инстинкту. Благодаря этому малыш более полноценно усваивает родную речь на слух.

В защиту сюсюканья выступает еще одна неоспоримая истина: ребенку нужна любовь, в том числе и в словесном проявлении. А разве существует иной понятный малышу способ выражения нежных чувств посредством речи?

Что касается слов-сокращений, которые так раздражают некоторых («ням-ням» вместо «кушать», «ав-ав» вместо «собака» и других), то и их, оказывается, не стоит безжалостно изгонять из лексикона. Такой лепетный язык на начальной стадии освоения речи ребенку более понятен. Малыш скорее воспроизведет упрощенное слово, чем правильное. Конечно, впоследствии всевозможные «би-би», «кря-кря», «ляля» и «кака» должны уступить место нормальной человеческой речи.

Из всего вышесказанного делаем выводы.

1. Избыточное с ребенком и намеренное искажение слов действительно вредны, особенно если они вытесняют правильную речь. К счастью, среди адекватных родителей такое встречается редко.

2. В разумных пределах сюсюканье не только допустимо, но и необходимо для нормального речевого и эмоционального развития ребенка. Правда, здесь имеется в виду не коверкание языка на манер детского произношения, а особый тон и употребление уменьшительно-ласкательных слов.

3. Стремление к использованию в определенных ситуациях «детского языка» присутствует в нас на уровне инстинкта. Сопротивляться ему бесполезно и бессмысленно. И если природа так задумала, значит, это кому-нибудь нужно. Кому - нетрудно догадаться.

4. Упрощенные слова помогают ребенку быстрее научиться говорить. Для полуторагодовалого карапуза нормально, если речь состоит исключительно из них. Конечно, когда четырехлетка предпочитает называть машину бибикой, а подругу по детской площадке - лялей, это уже, простите, клинический случай. Поэтому по мере активного речи ребенка от таких «полуслов» надо постепенно отказываться.

5. Наконец, главный вывод: как бы ни выражалась ваша любовь к малышу, ее не может быть слишком много.

Освоить премудрость написания слов ему тем более нелегко. В последнее время детей, у которых есть проблемы с речью, становится все больше. Учителя младших классов жалуются, что даже в 6-7 лет школьники плохо говорят.

Практикум

Без занятий с логопедом поставить правильную речь даже у дошкольника крайне сложно. Но все же родители могут помочь в этом своим детям. Всем без исключения будет полезна артикуляционная гимнастика, а чтобы выполнять ее было не скучно, можно сопровождать упражнения рассказом сказки о том, как жил-был на свете язычок.

Чтение сказки сопровождайте показом, лучше всего делать упражнения вместе с ребенком перед зеркалом. Перегружать малыша не нужно, вполне достаточно 5 минут в день, здесь важна регулярность выполнений.

В целях развития речевого дыхания, артикуляции и особенно способности управлять своими органами артикуляции просите ребенка надуть щеки (парус), дотянуться языком до носа, надувать мыльные пузыри, показывать, как кошка пьет молоко, и т. д.

А ведь в норме ребенок к 4,5-5 годам должен уметь четко произносить все звуки, использовать в своей речи сложные предложения (до 10 и более слов), многосложные слова. В этом возрасте малыш уже в состоянии без труда пересказать сказку, составить рассказ по картинке, рассказать что-то из собственного опыта. Словарный запас ребенка должен составлять от 4 до 5 тысяч слов. На пятом году жизни малыш способен узнавать тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Увы, данная норма далека от реальности. У пришедших в первый класс детей нередко возникают : у одних наблюдается задержка в их усвоении, у других - неправильное их формирование. Более того, словарный запас некоторых первоклашек ограничен. Может быть нарушена слоговая структура слова: ребенок пропускает слоги или переставляет их, заменяя на более простые в плане произношения («мидол» - «помидор», «тибот» - «бутер-брод»).

Многие неправильно используют в речи или пропускают предлоги, неправильно согласовывают слова между собой. «Мы ходили магазин мамой», «Я еду на машиной», «Мальчик бежит на собаком» - изъясняющийся таким образом младшеклассник едва ли будет хорошо отвечать у доски.

Некоторые дети даже в 6-7 лет затрудняются составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картин. Они просто перечисляют изображенные на картинке предметы. Могут иметь место и нарушения темпа речи. Он бывает как патологически убыстрен, когда ребенок слишком торопится, «проглатывая», не договаривая окончания слов, так и замедлен.

У истоков проблемы

Существует мнение, что современные дети начинают говорить позже, чем их сверстники конца XIX - начала XX века. Специалисты объясняют это тем, что наша среда обитания слишком зашумлена.

Радио, телефонные разговоры, телевидение, шум на улице и в транспорте мешают ребенку воспринимать голос матери, не дают вычленить из общего шума звуки речи и слова. К тому же современные дети часто испытывают со своими родителями. Все это может стать причиной проблем с речью и неуспеваемости в школе.

Привести к речевым нарушениям могут и физиологические причины. Например, неблагоприятные воздействия во время внутриутробного периода развития, особенно на 3-4-м месяце беременности, осложненное протекание родов, неблагоприятная наследственность, травмы головы в детстве.

Обратить внимание стоит и на анатомию речевых органов. Неправильный прикус или особенности в строении неба могут отрицательно сказываться на произношении звуков.

Стать причиной проблем может и нарушение слуховой дифференциации (различения) звуков. В этом случае ребенок слышит хорошо, но некоторые акустически близкие звуки (парные «к» и «г», «с» и «з» и т. п.) кажутся ему одинаковыми, и он произносит «супы» вместо «зубы», «гом» вместо «ком».

Следите за своей речью!

Еще одна причина нарушения развития речи у ребенка - неблагоприятное социальное воздействие. Если взрослые в семье не следят за своей речью и невнимательно, безразлично относятся к произношению малыша, это отрицательно сказывается на формировании всей речи в целом.

Иногда мама с папой, подлаживаясь под детскую речь, долгое время . Это задерживает развитие у него правильного произношения. Подражание детской речи не только не стимулирует ребенка к овладению нормальным произношением, но еще более закрепляет несовершенную детскую речь.

Рассказываем Упражнение
Жил язычок в своем домике-ротике. Домик то открывался, то закрывался Открыть-закрыть рот
Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть Показать язык
Посмотрел вверх, светит ли солнышко Положить язык на верхнюю губу
Посмотрел вниз, нет ли луж Положить на нижнюю губу
И решил погулять, идет, по белым зубкам скачет и поет: «Ля-ля-ля-ля-ля-ля» Рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами, затем пропеть
Тут смотрит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить Язык двигается вперед-назад по небу раз 15
Так прошло много времени, настала ночь Сделать «часики»: язык двигается вправо‑влево раз 10-15
Хорошо, мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома. Язычок закрыл ротик-домик и лег спать Поцокать языком и закончить гимнастику


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!