Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Игры для развития мелкой моторики рук у детей.

Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 3-4-5 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка. В чём её возрастные особенности и как добиться её максимального прогресса у деток дошкольного возраста?

Особенности

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

  1. К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека.
  2. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются.
  3. Дети учатся класть вещи в определённое место.
  4. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы.
  5. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
  6. Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

Таким образом, развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.

Нормы

По мнению специалистов, развитие моторики у детей 4 лет и даже 5 должно соответствовать следующим нормативным требованиям.

  1. Стучит предметом о предмет.
  2. Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный.
  3. Рисует на листе бумаги, а потом перечёркивает рисунок.
  4. Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки.
  5. По аналогии строит мостик из 3 кубиков.
  6. Самостоятельно строит башню не менее, чем из 3 кубиков.
  7. Старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.
  8. Перерисовывает крестик, круг, квадрат.
  9. Рисует человечка с не менее, чем 3 элементами.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого списка ваш ребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции. Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики. В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.

Отклонения

Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет недостаточное для этого возраста, у ребёнка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

  • нарушена техника движений;
  • страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность;
  • диагностируются недостатки психомоторики;
  • плохо сформированы элементарные навыки самообслуживания;
  • слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации;
  • неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них;
  • затруднения при использовании ножниц.

Если развитие моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений), это отклонения. Несмотря на отсутствие у них грубых двигательных расстройств, уровень физического и моторного прогресса гораздо ниже, чем у нормально развивающихся малышей дошкольного возраста. И здесь очень важно вовремя это распознать.

Диагностика


Чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3 лет и старше нарушено, нужна диагностика. Точные результаты скажет специалист, но в домашних условиях её тоже можно провести. Попросите малыша выполнить следующие несложные упражнения.

  1. Прочтите ему потешку, выполняя при этом несложные движениями пальцами и кистями рук, а потом попросите его повторить их вслед за вами.
  2. Вытянуть перед собой руки. Одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно изменить положение кистей.
  3. У него должно получаться «шагать» по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочерёдно).
  4. Он должен уметь «загибать пальчики» поочерёдно, начиная с мизинца.
  5. Попросите его выполнить упражнение «щепоть-ладонь». Предлагается соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла, и постучать по правой ладони, которая должна быть вертикально раскрыта. То же самое выполнить, поменяв руки.
  6. Попросить развернуть одновременно обе руки в строгой последовательности: кулак - ребро руки - ладонь.
  7. На глазах у ребёнка разберите пирамидку и дайте ему задание собрать её заново.
  8. Похожее упражнение с матрёшкой: сначала её разбирают у него на глазах, а потом просят собрать.
  9. Попросите срисовать домик, состоящий из обычных элементов, простых для воспроизведения даже при отсутствии таланта художника. Проверьте, насколько точна получившая копия. Особое внимание уделите таким мелким элементам, как крыльцо, труба, дверь, - именно они будут указывать на динамику развития в руках мелкой моторики.
  10. Предложите обвести рисунок по точкам, но при этом заранее обговорите, что отрывать карандаш (ручку, фломастер) от бумаги нельзя.
  11. Нужно заштриховать фигуру прямыми линиями, при этом стараясь не выходить за её контуры. Просите ребёнка использовать штриховку разного вида: горизонтальную, вертикальную, по диагонали, волнистую.

Теперь подведите итоги. Если в 3 года ему дозволительно выполнять хотя бы 30% от всех этих упражнений, то к 5 годам мелкая моторика должна быть так развита, что нормой считается 80-90% этих заданий. Если у вас эти показатели ниже, с малышом нужно больше заниматься. Иначе это потом плачевно скажется на его дальнейшем речевом и даже интеллектуальном развитии.

Важнейшим фактором, который определяет развитие мелкой моторики детей 3 лет и старше, является своевременно организованная помощь коррекционно-педагогического характера. Дети с отклонениями должны быть направлены в коррекционные группы при специализированных детских садах. Чтобы этого не случилось, родители должны как можно больше заниматься с ребёнком дошкольного возраста, развивая мелкую моторику в пальчиках: методик и способов имеется очень много.

Методики развития

Чтобы развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

Игры с мелкими предметами

Ребёнку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

  • мозаика;
  • пазлы;
  • конструктор.

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Ещё об играх и упражнениях можно прочесть .

Пальчиковые игры


Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:

  • цветные палочки;
  • скороговорки;
  • стихи;
  • пальчиковый алфавит;
  • пальчиковый театр.

В первое время для трёхлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

Массаж кистей и пальцев

Такой способ развития у рук мелкой моторики предполагает несколько методик:

  • профессиональный массаж у специалиста;
  • самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями («как умеют», что называется);
  • предлагайте ребёнку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как можно дольше;
  • пусть он запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

Лепка

Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуёмное воображение. Главное - чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

Рисование


Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полёта фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определённых заданий:

  • рисование по трафаретам;
  • штриховка;
  • рисование по фигурным линейкам;
  • работа с занимательными прописями специально для дошкольников.

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

Приложения 2

Дидактические игры "Развитие мелкой моторики рук"

    «Груши и яблоки с пуговицей»

Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования».

Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.

    Дидактическая игра: «Накорми колобка»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта

    Дидактическая игра «Крупинки-придумки!»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).

Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.

    «Дорисуй картинку с помощью пробок»

Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.

Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы.

Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

    «Разноцветные прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Оборудования: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.

    «Разноцветные шарики»

Цель: развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов.

Оборудование: картон белого и серебристого цвета, фломастеры основных цветов, клей – карандаш, шарики из цветного картона, скотч для «ламинирования», картинки сказочных героев, липучки.

Ход игры: воспитатель просит детей прикрепить шарики по цветам.

    Упражнение «Веселые карандаши»

Цель: улучшение координации движения рук, развитие подвижности пальцев, мелкую моторику.

Оборудование: разноцветные карандаши, киндеры, глазки.

Ход упражнения: Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу».

    «Ладошка – замри!»

Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.

Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.

    «Привет - пока!»

Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.

Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.

10. «Путешествие пальцев»

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Материал : лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.

Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».

Правила:

    можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

    все пальцы должны участвовать;

    нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

    «Клад»

Цель : развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания.

Материал : Рисунок 1 (см ниже)

Ход игры: идти по кочкам строго по карте, которая находится над сундуком.

Правило:

    участвуют все пальцы;

    палец первый не отрывать от кочки пока не перейдет другой палец.

    «Успевай-ка!»

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.

Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

12. «Зайка и зеркало»

Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

Инструкция: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

13. «Скворечник»

Цель: упражнение ладоней.

Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

14. «Стул»

Цель: развитие динамической координации, чередование движения.

Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

15. «Стол»

Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.

Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

16. «Барабанщик»

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.

17. «Усложненный барабанщик»

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.

Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.

18. «Плоскогубцы»

Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).

Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.

19. «Чет-нечет»

Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре.

Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

Игры для детей 0+

🔷 Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

🔷 Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте .

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами - отличный инструмент для массажа детских ладошек.

🔷 Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.


🔷 Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.

🔷 Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

🔷 Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати ).

🔷 Порисуйте пальчиковыми красками (в Озоне , в Майшопе , в Лабиринте) или попробуйте необычное .

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо - монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Игры для развития мелкой моторики своими руками

Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.

Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Условия эффективного развития мелкой моторики.

Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.

Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

1. Скручивание лент, ниток, наматывание клубочков.

2. Шнурование . Потребуется кусок линолеума с проделанными отверстиями и шнурок, или готовые формы с отверстиями, планшеты со штырями. (игра "Шнуровки").




3. Застегивание пуговиц . Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра "Застежки").



4. Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон.


5. Игры с прищепками . Потребуются прищепки и картон, крышки, кольца.


6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, плотная основа (линолеум, картон), всевозможные баночки с резьбовой закруткой.


Можно попутно учить детей порядковому счету, ориентированию в цвете.

7. Угадывание на ощупь предметов. (игра "Волшебный мешочек"). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами или «муфточка» с кармашком на дне.


8. Перекатывание карандаша или ручки, шишки или сенсорного шарика с шипами в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.


9. Обводка трафаретов , лекал, любых форм, вырезанных из пластиковых бутылок или линолеума.


10. Нанизывание бусин , колечек, пуговиц и любых форм с отверстиями.




11. Выкладывание картин из геометрической мозаики или палочек. (потребуются геометрические фигуры из пластика, картона, линолеума или готовые магнитные фигуры, формы, спички без серных головок или счетные палочки, коктейльные трубочки, трубочки от использованных фломастеров и пр.)

12. Выкладывание и выбирание пинцетом бусин, пуговиц, камушков, мелких фигур, складывание их в ёмкость с отверстием.

13. Плетение косичек .

14. Проталкивание мягких шероховатых предметов, кусочков ткани, ленточек в различные отверстия и тоннели пальчиками.

Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

В этой статье я опишу умаленьких деток. Эти 20 игр простые для взрослого, но деткам до 2-3 лет они часто даются с трудом. А для малышей до года и подавно являются настоящей головоломкой.

Развитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Никто не даст 100% гарантии, что только благодаря постоянной стимуляции пальчиков ребёнок рано заговорит или вырастет вундеркиндом. Но развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий. Особенно это важно для детей с задержкой речевого развития.

20 игр для развития мелкой моторики рук

1. Пожалуй, первое, что могут сделать родители для развития мелкой моторики – это массаж ладоней (и стоп) . Новорожденный ещё осознанно не действует ручками, но ладошки всё чувствуют.

Советую приобрести в аптеке массажные шарики в комплекте с двумя металлическими кольцами . Они могут называться: массажер су-джок, массажный каштан. Это пластиковый шарик с не очень острыми шипами. Внутри него специальное пружинное кольцо для массажа пальцев. Стоит такой массажёр около 20-30 рублей. Его катают по ладоням и стопам, кольцо надевают по очереди на каждый палец и тоже прокатывают.


Массажный шарик су-джок с пружинными кольцами


Массажный шарик су-джок


массаж с помощью пружинного кольца

Можно проиграть с ребёнком историю. «Прибежал ёжик из леса, побегал по ладошке, по ножке и снова в лес убежал». Или «Упал каштан с дерева. Мы его поднимем. Ой, колючий-колючий. Покатаем его и обратно положим».


2. Мешочки с крупами . Эта игра тоже доступна совсем маленьким деткам. Надо сделать несколько небольших мешочков из плотной ткани. В них насыпаем разные крупы: гречку, горох, фасоль, пшено. Главное, чтобы мешочек не порвался. Под присмотром взрослого даётся такой мешочек малышу. Он ощупывает его, мнёт. Разные крупы дают разные ощущения.

С детками постарше можно уже пытаться угадать, что за зёрна внутри.


3. Любимые многими пальчиковые игры -забавы. Эти игры помогают снять тонус с ладоней и тоже сопровождаются лёгким массажем. Пожалуй, самая известная игра про сороку:

Сорока-сорока кашу варила,

(варим- мешаем кашу на ладошке)

Деток кормила.

Этому дала, Этому дала,

(массируются пальчики по отдельности)

Этому дала, этому дала,

А этому не дала.

Ты дров не колол? Не колол.

Воду не носил? Не носил.

Мы тебе кашки не дадим.


4. Игры с сыпучими материалами : крупы, зёрна, бобовые, макароны, песок. Тут большой простор для фантазии. Крупу можно просто насыпать в глубокую миску и дать ребёнку порыться в ней, покупать ручки. Можно смешать разные крупы.


Игра с крупами


Рис с фасолью

Дайте ребёнку 2 миски. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Ребёнку дайте ложку и предложите с помощью ложки пересыпать крупу из одной миски в другую.

Дочка играет с крупами


5. Игра с манкой или песком в песочнице . Спрятать в манку фасоль, пуговицы, мелкие игрушки. А затем попросить ребёнка найти. В песочнице тоже можно сначала закопать предмет, а потом его искать. Только песок должен быть сухим и чистым. Также в речном песке бывает много камушков и ракушек. Попробуйте пособирать камушки в ведёрко на детской площадке, а потом выложить из них рисунок на песке.


Собранные камушки дочка обязательно несёт домой для коллекции:)


Вот так зимой дочка играла с манкой вместо песка


6. Вариант игры с манкой – рисуем пальчиком . На поднос насыпать слой манки и попробовать пальцем нарисовать что-нибудь. Для начала мама водит рукой малыша и рисует простые рисунки: фигуры, волнистые и прямые линии. Потом ребёнок сам пробует свои силы.

7. А Вы давали своему малышу играть с шишками ? Мы набрали целый пакет сосновых шишек в лесу. Я их высушила и дала дочке поиграть. Эффект наподобие массажёра су-джок из первого пункта. Особенно интересно играть на тему стишка про мишку:

Мишка косолапый

По лесу идёт.

Шишки собирает,

Песенки поёт.

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился

И ногою – топ!

Дайте ребёнку корзинку или ведёрко и пусть собирает рассыпанные по полу шишки.


8 . Полезным занятием, укрепляющим пальчики, является нажимание разных кнопок . Тут помогут различные музыкальные игрушки и книжки с кнопками.


Музыкальная игрушка с кнопками


9. Даже кормление птичек на улице развивает детские пальчики. Дети любят крошить хлеб, рассыпать крошки, семечки или зёрна. Пользуйтесь этим. Берите на прогулку семечки или пшено. После не забудьте протереть руки, т.к. на них остаётся мука или грязь.


Кормим голубей


Кормим голубей

Если из-за непогоды или болезни не ходите гулять, то выход есть. Нарисуйте на бумаге птиц (курочек, цыплят, голубей) или найдите картинки. Положите изображение птички на стол или на пол и предложите ребёнку её покормить. Пусть малыш также сыпет зернышки и семечки. А потом птичка скажет спасибо и улетит.

10. Полезными игрушками являются различные шнуровки . Это может быть яблочко, груша, ягодка с червячком на нитке, большая деревянная пуговица и т.д. Умение попадать в маленькое отверстие тоже надо развивать.


Шнуровка “Груша”


Шнуровка “Пуговица”


11. Нанизывание бусин близко к занятию со шнуровками. Для деток продаются готовые развивающие игры. А можно просто взять макароны с большими дырочками. Вместо нитки использовать толстую проволоку.


Деревянные бусы


Бусы из макарон


12. Игры с прищепками нравятся моей дочке. Правда, пальчики у неё ещё слабые. Но для некоторых прищепок сил хватает. Ей интересно, как вещи крепятся на верёвку. Можно поставить низкую сушилку для белья на пол или привязать между стульев толстую верёвку, а затем вешали с помощью прищепок носовые платочки и одежду кукол. Особенно нравится дочке всё это снимать.


Любимые прищепки


13. Как Вы думаете, дети любят рвать и мять бумагу ? Это первое, что они с ней сделают. У моего ребёнка невероятное стремление разорвать бумажную салфетку или бумажный носовой платок на мельчайшие кусочки. А потом она их собирает и выкидывает в мусорное ведро. И несколько каталогов с косметикой пострадало от е исследовательского интереса. Будьте осторожны. Краска с глянцевых журналов и газет легко стирается, она не должна попадать в рот ребёнка. Поэтому пусть рвёт, но только не тянет в ротик. После такого занятия ручки надо помыть. А лучше дать чистый лист, к примеру, из тетради. Или дайте небольшой блокнотик на растерзание.

Рвать и мять бумагу дети любят


14. Рисование карандашами, мелом, кисточкой, пальчиковыми красками тоже хорошо развивает мелкую моторику рук. Только старайтесь сразу учить держать правильно карандаш. Дочке понравилось рисовать маркерами на водной основе на магнитной доске. Рисунок потом легко стирается губкой, а этот навык тоже будет не лишним. Ещё нам нравится рисовать восковыми и масляными карандашами (их ещё называют восковыми мелками, масляной пастелью). На них не нужно так сильно нажимать, как на деревянные карандаши и цвета получаются яркие. А уж как ребёнку может понравиться процесс складывания карандашей, мелков в коробку и вынимание их из неё. Проверьте сами.

Вот пальчиковые краски дочке не понравились. Не любит она ручки пачкать, сразу вытереть хочет.


15. Лепка. О ней уже не раз упоминалось в моих статьях. С детьми можно лепить из пластилина, солёного теста. Солёное тесто больше подходит для первого знакомства с лепкой. Оно мягче и безопаснее пластилина. Можно приготовить его в домашних условиях (), а можно купить готовое. Первое, что показываем ребёнку – это то, как тесто мнётся, меняет форму, как отщипывать кусочек, скатывать колбаску, втыкать разные мелочи в него.


Фигурки из солёного теста. Угадайте, какая фраза тут изображена?

В качестве первых поделок могут быть простые аппликации. Пример такой аппликации посмотрите .

С ребёнком старше 1,5 лет опробуйте сделать ёжика. Сформируйте из пластилина тело ежа. Возьмите спички и покажите ребёнку, как сделать иголки. Пусть малыш тоже попробует.


Ежик из пластилина и спичек


16. Игра с матрёшкой тоже является развивающей. Кроме того, она наглядно познакомит с понятиями большой-маленький, больше-меньше. И придётся малышу приложить усилия, чтобы добраться до тех куколок, которые внутри. А это очень охота сделать.


17. Когда ребёнок подрастёт, его начинают учить одеваться, застёгиваться самостоятельно. Это тоже полезное занятие для развития мелкой моторики . Сколько возможностей: пуговицы, молнии, липучки, кнопки, шнурки, ремни . У моей дочки сильный интерес ко всякого рода застёжкам появился в возрасте 1 год 9 месяцев. Стоит мне одеть халат, так она непременно попробует его расстегнуть- застегнуть. Даже начала первым делом расстёгивать куртку папе, когда он приходит домой. Отняла у меня ремень, и не позволяла застёгивать ей ботинки. В общем, старый халат с крупными пуговицами был отдан на растерзание. В итоге за 3 дня дочка освоила пуговицы.

Осваивает пуговицы


18. Интересной игрой на развитие мелкой моторики станет доставание различных предметов из мешка . Сначала ребёнок ощупывает предмет и пытается понять, что это. А потом уже он его видит. Так можно знакомить с новыми вещами или угадывать уже известные.


19. Ловля предметов из воды. Попробуйте такую игру. Налейте в тазик или глубокую миску немного воды и киньте туда ядра каштанов, фундук, пробки от вина или шарики для настольного тенниса. Ребёнку дайте ситечко или ложку в зависимости от размеров предметов и владения навыком. Задача малыша – выловить все предметы и положить их в другую тарелку. Помогайте ребёнку сначала. Потом пусть пробует сам.


20. Ну и под конец такое занятие, как сбор урожая на даче или огороде , также прекрасно способствует развитию мелкой моторики . Покажите малышу, как собирать помидоры, как можно раздеть початок кукурузы, как достать фасоль из стручка. Попросите переложить лук, огурцы из одного ведёрка в другое (дома мы без дочки лук не перебираем, она очень любит это занятие). Рассыпьте вместе с малышом зёрна укропа на грядке. Пусть ребёнок попробует выдернуть морковку, свёклу или лук с грядки. Пробовать собирать ягоды можно, но есть риск того, что они будут измяты. Для тренировки навыка рвать ягоды можно дома поиграть в игру .


Стручки высохли, можно и фасоль доставать

Помогает собирать урожай

Вот такой список игр для развития мелкой моторики получился. Но это ещё не всё. Масса обыденных занятий воспринимаются ребёнком как игра и прекрасно развивают его. Поэтому не стоит ограничиваться специальными играми и игрушками. Привлекайте малыша к тому, что Вы делаете. Это позволит и дела сделать, и ребёнка развлечь, и научить тому, что сами умеете.

Готовит суп из каштанов

Желаю Вашим деткам счастливого детства. Приходите снова на сайт. Будет интересно.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!