Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Сфере следовательно любые вопросы которые. Краткий курс логики: Искусство правильного мышления

Логика: Учебное пособие для юридических вузов Демидов И. В.

§ 2. Виды вопросов

§ 2. Виды вопросов

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные ви­ды вопросов, к которым чаще всего обраща­ются в правовой сфере.

1. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми. Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвест­ное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их про­дать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать ак­ции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

2. По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не мо­жет быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Напри­мер, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреа­гировал?». Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы. Вопрос типа: «Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?» - не относится к сложным вопросам, так как его нельзя раз­бить на два самостоятельных простых вопроса. Это пример простого вопро­са. Смысл союзов, образующих сложные вопросы, таким образом, не тожде­ственен смыслу соответствующих логических союзов, при помощи которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. Вопросы не бывают истинными или ложными. Они могут быть правильными или неправильными.

3. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполня­ющие вопросы. Уточняющие вопросы (или «ли» - вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «дей­ствительно ли», «надо ли» и т.д. Например, «Верно ли, что Семенов успеш­но защитил дипломную работу?», «Действительно ли в Москве больше жи­телей, чем в Париже?», «Верно ли, что если он сдаст все экзамены на «отлично», то получит повышенную стипендию?» и др. Восполняющие во­просы (или «к» - вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации. Грамматический признак - вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п. Например, «Как заключить договор на оказание брокерских услуг?», «Когда было совершено это дорожно-транспортное происшест­вие?», «Что означает слово «спонсор»?» и др. Следует иметь в виду, что во­просительные местоимения и наречия не всегда верно передают исходный смысл вопроса, точно и однозначно устанавливая границы области его неиз­вестной. А это, как правило, отрицательно сказывается на его понимании. Возьмем, например, вопрос «Какие города расположены на Волге?». Такая постановка может предполагать совершенно различные области неизвестно­го: крупные города; красивые города; города центрального и областного подчинения; Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара и другие горо­да и т.д. Поэтому тот, кто ставит восполняющий вопрос, всегда должен быть готов - в соответствии с требованиями адресата - к его коррекции.

4. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый вопрос - это вопрос, на который существует неопре­деленное множество ответов. Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов. Эти вопросы широко используются в судебной и следственной практике, в социологических исследованиях. Например, вопрос «Как читает лекции этот преподаватель?» - открытый вопрос, так как на него можно дать мно­жество ответов. Его можно перестроить с тем, чтобы «закрыть»: «Как читает лекции этот преподаватель (хорошо, удовлетворительно, плохо)?».

5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразде­лены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводя­щим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывает­ся зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой гра­ницы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некор­ректные. Корректный (от лат. correctus - вежливый, тактичный, учтивый) вопрос - это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непроти­воречивое знание. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждений или суждения, смысл которого не опреде­лен. Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально не­корректные и нетривиально некорректные (от лат. trivialis - избитый, пош­лый, лишенный свежести и оригинальности). Вопрос является тривиально некорректным, или бессмысленным, если он выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания. При­мером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?».

В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве три­виально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выра­жения, неизвестные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные или непра­вильно понимаемые выражения, или заменить известными.

Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, рассказывают, что английский король Карл II (XVII век) задал в Королевском обществе такой вопрос: «Почему мертвая рыба не увеличивает, а жи­вая увеличивает вес сосуда с водой?». Это был провокационный вопрос. Он сознательно основывался на ложной предпосылке и предполагал согласие с тем, что мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой.

Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашива­ющего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашива­ющий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос с целью провокации, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием. Посредством провокационных вопросов иногда ставят в затруднительное положение логически не подготовленных людей. Так, в ходе дискуссии о гуманизации уголовных наказаний противникам отмены смертной казни задавались вопросы: «Вы за неотврати­мость наказаний или за их ужесточение?», «Вы лично сейчас, здесь готовы привести в исполнение смертный приговор?». На эти вопросы не было полу­чено ответов. А как следует отвечать на такие вопросы? Отвечая на первый во­прос, нужно отметить, что вопрос является некорректным, провокационным, поскольку его предпосылка «Человек должен выступать или за неотврати­мость наказания, или за ужесточение наказания» является ложным утвержде­нием. Затем целесообразно предложить поправить вопрос - «разбить» его на два вопроса: «Вы за неотвратимость наказания или против неотвратимости?», «Вы за смягчение наказания или за ужесточение, или за то, чтобы оставить действующие меры наказания?». При ответе на второй вопрос нужно сказать, что он также является провокационным, и указать предпосылку: «Если чело­век не исключает смертной казни в качестве высшей меры наказания, то он должен быть готов привести такой приговор в исполнение в любое время, в любом месте». Эта предпосылка является ложной.

Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич

автора Демидов И. В.

Глава 4 ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ Необходимым звеном познавательного про­цесса является вопросно-ответная форма разви­тия знаний. Постановка вопросов и поиск инфор­мации всегда выступает направляющим началом в развитии познания. В результате закрепляются и

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

§ 3. Правила постановки вопросов «Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ». Такое определяющее влияние вопроса на характер ответа известно с давних пор. Во время одного из своих походов Александр Ма­кедонский взял в плен десять индийских философов. Они были

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

2.14. Виды вопросов Суждение – это форма мышления, представляющая собой какое-либо утверждительное или отрицательное высказывание. Следовательно, вопрос не является суждением, ведь в нем ничего не утверждается и не отрицается. Тем не менее, вопрос весьма близок к суждению.

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

§ 2. Необходимость пересмотра принципиальных вопросов При таком состоянии науки, когда нельзя отделить индивидуальных убеждений от общеобязательной истины, возврат к принципиальным вопросам остается задачей, к которой следует постоянно приступать сызнова. В

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

Разработка вопросов атеизма и религии В конце 70-х, в 80 – 90-х годах XIX столетия Энгельс посвящает проблемам религии и атеизма несколько специальных статей. Затрагиваются эти темы и в ряде его крупных произведений. Анализ этого наследства показывает преемственность

автора Кириллов Вячеслав Иванович

Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ § 1. ПОНЯТИЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА В процессе аргументации пропонент и оппонент, обосновывая одни и критикуя другие положения, нередко используют вопросно-ответную форму полемики. Однако эта форма характерна не только для полемики, дискуссии

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 2. ВИДЫ ВОПРОСОВ Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) отношения к обсуждаемой теме, 2) семантики, 3) функций, 4) структуры.1. Отношение к обсуждаемой теме.В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, судопроизводстве или деловых беседах важно различать

Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

В. ЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ Вопросы задают в тех случаях, когда есть познавательная неопределенность. Пусть, например, имеются города А и В. Мы находимся в городе В, а преступники - в городе А. Города А и В соединены шестью дорогами (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6). Мы ждем

Из книги Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках автора Декарт Рене

Часть пятая: Порядок физических вопросов Мне хотелось бы показать здесь всю цепь других истин, которые я вывел из этих первых. Но так как для этого сразу пришлось бы говорить о многих вопросах, составляющих предмет споров между учеными, с которыми я не желал бы портить

Из книги Сочинения в двух томах. Том 1 автора Декарт Рене

Часть пятая Порядок физических вопросов Мне хотелось бы показать здесь всю цепь других истин, которые я вывел из этих первых. Но так как для этого сразу пришлось бы говорить о многих вопросах, составляющих предмет споров между учеными, с которыми я не желал бы портить

Из книги Том 2 автора Энгельс Фридрих

b) ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС, № 1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ В противоположность массе «дух» тотчас же показывает свою критичность, рассматривая своё собственное ограниченное произведение, «Еврейский вопрос» Бруно Бауэра, как абсолютное и лишь противников этого произведения - как

Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки Материалистическая наука полагает, что всё на свете происходит без сверхъестественных вмешательств. В частности, совершенно естественно происходит и биологическая эволюция, причём новые

Из книги Три мировоззрения: монизм, дуализм, тринитаризм. Взгляд на историю реальности автора Поттер Эллис

Книга: ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ: ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко

8. Логический анализ вопросов и ответов вопрос Определения. Структура вопроса

Логика не только изучает определенные утверждения, предметом ее анализа является также вопрос. Вопрос существенно отличаются от других видов высказываний. Они представляют собой завуалированные требования определенной информации и поэтому применяются для выяснения обстоятельств, уточнение информации, решение проблемной ситуации. В связи с этим вопрос можно определить таким образом.

Вопрос - это высказывание, в котором содержится требование определенной информации от человека, к которому обращаются.

Логическая природа вопроса такова, что в отличие от утверждений, которые могут быть охарактеризованы как истинные или ложные, вопрос так оценить невозможно. Скорее всего они могут быть корректными или некорректными, правильными или неправильными, целесообразными или нецелесообразными.

Исследование любого вопроса обязательно предусматривает необходимость учета:

♦ предпосылки (пресупозиції) вопросы;

♦ контекста его произнесения.

Предпосылка вопроса (или его пресуппозиций) - это исходное знание, которое содержится в вопросе.

ЕЕ можно выразить с помощью простого или сложного дескриптивного или модального высказывания. Именно она предопределяет множество ответов на определенный вопрос.

♦ Например, вопрос «Какую оценку ты получил на экзамене

из логики?» предполагает, что человек, к которому обращаются, когда стекла

дала экзамен по логике.

Если предпосылка вопроса непонятна для человека, к которому обращаются, то диалог вообще не состоится.

♦ Например, если вы спрашиваете собеседника: «Как вы голосовали на последних выборах Президента Украины?» с целью установления, за которое лицо голосовал собеседник, а в ответ слышите описание процедуры голосования: «Пошел на избирательный участок, получил бюллетень, заполнил его и бросил в урну», то вряд ли можно утверждать об успешности такого общения.

Контекст вопроса - это место, время и другие условия, при которых происходит диалог.

Именно контекст вопроса предопределяет его пресупозицію.

♦ Например, вопрос: «имеете Ли вы часы?», которое ставят прохожему на улице, может означать желание узнать время. Тот же вопрос, но в подарочном магазине, будет означать совсем другое.

♦ Другой пример: вопрос «Как дела?» в зависимости от разных ситуаций может быть справочным (когда действительно хотят узнать о жизни другого человека) или просто любезностью (согласно правил этикета).

Установления предпосылки (пресупозицГі) вопросы и контекста его проговаривание является важным фактором успешного общения людей.

Виды вопросов

Существуют различные виды вопросов. Так, например, все вопросы разделяют на:

♦ открытые;

♦ закрыты.

Открытые вопросы - это вопросы, которые предполагают возможность неограниченного количества ответов.

Закрытые вопросы - это вопросы, на которые можно дать ограниченное количество ответов.

♦ Например, вопрос «каково Ваше отношение к деятельности Верховной Рады?» является открытым, поскольку каждый человек может высказать свое собственное мнение по этому поводу.

♦ Тот же вопрос можно сформулировать в закрытой форме, если добавить к нему перечень возможных ответов. Например, «каково Ваше отношение к деятельности Верховной Рады?» (положительное, отрицательное, не могу ответить).

Вопросы также можно разделить на:

♦ логически корректны;

♦ логически некорректны.

Логически корректными называют такие вопросы, на которые можно дать правильные ответы, с помощью которых исчезает познавательная неопределенность вопросы. На логически некорректные вопросы такие ответы дать невозможно.

Отметим несколько случаев логической некорректности вопросов.

1. Семантическая некорректность вопроса.

а) вопрос будет семантически некорректным, если его формулировка содержит термины, значения которых неизвестны собеседнику.

♦ Например, вопрос: «Какие существуют виды а&объективно-именных словосочетаний с обов"язкозо-дистрибутивним связью компонентов в современном английском языке?» будет понятен только определенной аудитории. Для большинства людей они будут лишенными смысла;

б) вопрос будет семантически некорректным, если не все термины, встречающиеся в нем, являются четко определенными и из контекста не понятно, что именно эти термины означают. Такие вопросы называют недостаточно определенными вопросами.

♦ Например, вопрос «Вы «за» или «против» введения частной собственности?» может вызвать большие трудности, поскольку неизвестно, что именно имеет в виду вопрошающий, употребляя определенные сроки.

Необходимо выяснить, по крайней мере, наиболее очевидное: «Что такое частная собственность?», «Каким именно образом она будет внедряться?», «Что является предметом частной собственности: земля, недра, заводы?..» т.д., а потом уже давать ответ.

2. Синтаксическая некорректность вопроса Вопрос будет синтаксически некорректным тогда, когда его составляющие части не согласуются между собой (хотя они могут быть четко определены).

♦♦♦ Примерами таких вопросов могут быть вопросы, в которых отсутствует согласованность времени («будете Вы находиться в Украине последние пять лет?»). Такие вопросы составляют разновидности вопросов, лишенных смысла.

3. Вопрос будет некорректным, если его предпосылкой является ложное высказывание. На такой вопрос вообще невозможно дать ответ.

♦ Еще со времен античности обращали внимание на вопросы вроде: «ты перестал бить своего отца? Да или нет?» Если кто-то отвечает «да», то получается, что он действительно когда бил своего отца, хотя сейчас уже не бьет. Если же кто-то отвечает «нет», то получается, что

он не только бил, но и продолжает бить своего отца. Сложность ситуации обусловлена именно погрешностью предпосылки вопрос, а именно: *Ты бил своего отца».

Вопрос указанного сорта иногда называют провокационными. Каким же образом надо на них отвечать? Прежде всего нужно выяснить предпосылку (пресупозицію) таких вопросов и сообщить собеседнику о ее ложности.

4. Вопрос будет некорректным, если в нем утверждаются характеристики предмета, которые противоречат друг другу.

♦♦♦ Например, «может Ли всесильный Бог создать такой камень, который не смог бы поднять сам?» В этом вопросе утверждают, с одной стороны, что Бог - это всесильная существо, тот, кто может сделать все, а с другой стороны, что Бог - это существо, которое не может поднять камень.

Таким вопросом присуща внутренняя противоречивость. Возможность правильного ответа на них исключена. Именно поэтому их называют абсурдными.

5. Вопрос будет некорректным, если на него невозможно дать ответ, что уменьшала бы познавательную неопределенность вопросы (причина - элементарное отсутствие последней). Вопросы такого типа называют тавтологічними.

Различают такие виды тавтологічних вопросов:

♦ логично тавтологические вопросы;

♦ фактически тавтологические вопросы.

Вопрос является логически тавтологічним, если информация, о которой в нем спрашивают, выраженная с помощью логической формы самого вопроса.

♦> Например: «является Ли этот человек такой, какой она на самом деле есть?» На такие вопросы практически невозможно дать ошибочный ответ, которая не была бы при этом логично противной.

Вопрос есть фактически тавтологічним, если информация, о которой в нем спрашивают, имеющаяся в терминах, которые входят в состав этого вопрос.

♦ Например: «В каком городе был подписан Брестский мирный договор?» или «Между какими странами происходила русско-турецкая война?»

Виды ответов

Ответы делятся на:

♦ правильные;

♦ неправильные.

Правильный ответ - это ответ, который полностью или частично устраняет познавательную неопределенность, имеющуюся в вопросе.

Тот, кто спрашивает, получает информацию, что удовлетворяет его.

Правильные ответы могут быть:

♦ сильными;

♦ слабыми.

Сильная ответ - это ответ, который предоставляет полную информацию относительно определенного вопроса.

Слабый ответ - это ответ, который лишь частично устраняет незнания: информация, предоставляемая таким ответом, является неполной.

Среди двух слабых ответов одна может оказаться сильнее.

♦ Например, на вопрос: «Чье имя присвоено Киевскому национальному университету?» можно дать как сильную ответ:

«Имя Тараса Шевченко», так и слабые ответы: «Имя украинского поэта», «Имя выдающегося украинского общественного деятеля» и т.д.

Слабые ответы являются правильными, однако не во всех случаях они будут удовлетворять того, кто спрашивает. Например, преподаватель во время экзаменов требует от студентов сильнейшей ответа (именно от этого и будет зависеть экзаменационная оценка).

Неправильный ответ - это ответ, который не предоставляет новой информации по проблеме, которой интересуется тот, кто спрашивает.

Такие ответы отнюдь не уменьшают познавательную неопределенность вопросы и, следовательно, не устраняют незнание того человека, который его ставит.

Неправильные ответы могут быть:

♦ тавтологічними;

♦ нерелевантными.

Отметим, что «неправильный ответ» и «ошибочный ответ» - это разные понятия. Неправильный ответ может быть истинной.

♦ Например, тавтологические ответы могут быть истинными лишь благодаря своей собственной логической форме (так называемые логично тавтологические ответы). Вспомним Богомола из «Золотого ключика», который на вопрос Мальвины: «Что случилось с Буратино?» ответил: «Пациент или жив, или мертв». Такой ответ будет неправильным, ибо она не содержит новой информации, но все же является истинной, ибо опирается на закон исключенного третьего.

Фактически тавтологические ответы также могут быть истинными, поскольку они выражают информацию, которая уже содержится в самом вопросе.

♦♦♦ Например, вопрос: «Что представляет собой логика как наука?» и ответ: «Логика - это наука».

Нерелевантные ответы - это ответы, которые совсем не касаются поставленных вопросов. Естественно, что нерелевантные ответы также могут быть истинными.

1. ЛОГИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ: ЛЕКЦИИ. / Правовой колледж ЛНУ им. Франко
2.
3. 3. Исторические этапы развития логического знания: логика Древней Индии, логика Древней Греции
4. 4. Особенности общей или традиционной (арістотелівської) логики.
5. 5. Особенности символической или математической логики.
6. 6. Теоретическая и практическая логика.
7. Тема 2: МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 1. Мышления (рассуждения): определение и особенности.
8. 2. Деятельность и мышление
9. 3. Структура мышления
10. 4. Правильные и неправильные рассуждения. Понятие о логической ошибке
11. 5. Логическая форма рассуждения
12. 6. Виды и типы мышления.
13. 7. Особенности мышления юриста
14. 8. Значение логики для юристов
15. Тема 3: Семиотика как наука о знаках. Язык как знаковая система. 1. Семиотика как наука о знаках
16. 2. Понятие о знаке. Виды позамовних знаков
17. 3. Язык как знаковая система. Языковые знаки.
18. 4. Структура знакового процесса. Структура значения знака. Типичные логические ошибки
19. 5. Измерения и уровни знакового процесса
20. 6. Язык права
21. Раздел III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ 1. Метод и методология.
22. 2. Логические методы исследования (познания)
23. 3. Метод формализации
24. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ЗАКОНЫ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 1. Общая характеристика понятия как формы мышления. Структура понятия
25. 2. Виды понятий. Логическая характеристика понятий
26. 3. Типы отношений между понятиями
27. 4. Операции с понятиями 4.1. Ограничение и обобщение понятий
28. 4.2. Операция деления понятий
29.

Вопросы можно классифицировать по разным основаниям. Рассмотрим основные виды вопросов, к которым чаще всего обращаются в правовой сфере.

1. По степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными и скрытыми.

Явный вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное. Скрытый вопрос выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. Например, прочитав текст: «Все больше рядовых граждан становятся собственниками акций, и рано или поздно приходит день, когда появляется желание их продать», мы не обнаружим здесь явно сформулированных вопросов. Однако при осмыслении прочитанного может возникнуть желание спросить: «Что такое акция?», «Почему их надо продавать?», «Как правильно продать акции?» и т.д. Текст, таким образом, содержит скрытые вопросы.

2. По своей структуре вопросы подразделяются на простые и сложные. Простой вопрос структурно предполагает только одно суждение. Он не может быть расчленен на элементарные вопросы. Сложный вопрос образуется из простых с помощью логических союзов «и», «или», «если, то» и др. Например, «Кто из присутствующих опознал преступника, и как он на это отреагировал?». Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы. Вопрос типа: «Если будет хорошая погода, то мы поедем на экскурсию?» - не относится к сложным вопросам, так как его нельзя разбить на два самостоятельных простых вопроса. Это пример простого вопроса. Смысл союзов, образующих сложные вопросы, таким образом, не тождественен смыслу соответствующих логических союзов, при помощи которых образуются сложные истинные или ложные суждения из простых истинных или ложных суждений. Вопросы не бывают истинными или ложными. Они могут быть правильными или неправильными.

3. По способу запроса неизвестного различают уточняющие и восполняющие вопросы. Уточняющие вопросы (или «ли» - вопросы) направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли» и т.д. Например, «Верно ли, что Семенов успешно защитил дипломную работу?», «Действительно ли в Москве больше жителей, чем в Париже?», «Верно ли, что если он сдаст все экзамены на «отлично», то получит повышенную стипендию?» и др. Восполняющие вопросы (или «к» - вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации. Грамматический признак - вопросительное слово типа «Кто?», «Что?», «Почему?», «Когда?», «Где?» и т.п. Например, «Как заключить договор на оказание брокерских услуг?», «Когда было совершено это дорожно-транспортное происшествие?», «Что означает слово «спонсор»?» и др. Следует иметь в виду, что вопросительные местоимения и наречия не всегда верно передают исходный смысл вопроса, точно и однозначно устанавливая границы области его неизвестной. А это, как правило, отрицательно сказывается на его понимании. Возьмем, например, вопрос «Какие города расположены на Волге?». Такая постановка может предполагать совершенно различные области неизвестного: крупные города; красивые города; города центрального и областного подчинения; Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара и другие города и т.д. Поэтому тот, кто ставит восполняющий вопрос, всегда должен быть готов - в соответствии с требованиями адресата - к его коррекции.

4. По количеству возможных на них ответов вопросы бывают открытые и закрытые. Открытый вопрос - это вопрос, на который существует неопределенное множество ответов. Закрытым называется вопрос, на который имеется конечное, чаще всего достаточно ограниченное количество ответов. Эти вопросы широко используются в судебной и следственной практике, в социологических исследованиях. Например, вопрос «Как читает лекции этот преподаватель?» - открытый вопрос, так как на него можно дать множество ответов. Его можно перестроить с тем, чтобы «закрыть»: «Как читает лекции этот преподаватель (хорошо, удовлетворительно, плохо)?».

5. По отношению к познавательной цели вопросы могут быть подразделены на узловые и наводящие. Вопрос является узловым, если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели. Вопрос является наводящим, если верный ответ каким-то образом подготавливает или приближает человека к пониманию узлового вопроса, которое, как правило, оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов. Очевидно, что четкой границы между узловыми и наводящими вопросами не существует.

6. По правильности постановки вопросы делятся на корректные и некорректные. Корректный (от лат. correctus - вежливый, тактичный, учтивый) вопрос - это вопрос, предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание. Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждений или суждения, смысл которого не определен. Различают два вида логически некорректных вопросов: тривиально некорректные и нетривиально некорректные (от лат. trivialis - избитый, пошлый, лишенный свежести и оригинальности). Вопрос является тривиально некорректным, или бессмысленным, если он выражается предложениями, содержащими неясные (неопределенные) слова или словосочетания. Примером может служить следующий вопрос: «Приводят ли критическое метафизирование абстракциями и дискредитация тенденции церебрального субъективизма к игнорированию системы парадоксальных иллюзий?».

В процессе общения могут возникать ситуации, когда задаются вопросы, вообще-то являющиеся корректными, но воспринимаемые в качестве тривиально некорректных из-за того, что в их формулировках содержатся выражения, неизвестные данным лицам или данной аудитории или неправильно понимаемые. В таких случаях нужно или пояснить неизвестные или неправильно понимаемые выражения, или заменить известными.

Вопрос называется нетривиально некорректным, если его предпосылкой является ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинного ответа. Например, рассказывают, что английский король Карл II (XVII век) задал в Королевском обществе такой вопрос: «Почему мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой?». Это был провокационный вопрос. Он сознательно основывался на ложной предпосылке и предполагал согласие с тем, что мертвая рыба не увеличивает, а живая увеличивает вес сосуда с водой.

Если в основе поставленного вопроса лежит простое незнание спрашивающего о ложности базиса, то вопрос просто некорректен. Если же спрашивающий знает о ложности базиса вопроса и задает вопрос с целью провокации, запутывая своего оппонента, то такой вопрос называют провокационным, а его постановка есть софистический прием. Посредством провокационных вопросов иногда ставят в затруднительное положение логически не подготовленных людей. Так, в ходе дискуссии о гуманизации уголовных наказаний противникам отмены смертной казни задавались вопросы: «Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение?», «Вы лично сейчас, здесь готовы привести в исполнение смертный приговор?». На эти вопросы не было получено ответов. А как следует отвечать на такие вопросы? Отвечая на первый вопрос, нужно отметить, что вопрос является некорректным, провокационным, поскольку его предпосылка «Человек должен выступать или за неотвратимость наказания, или за ужесточение наказания» является ложным утверждением. Затем целесообразно предложить поправить вопрос - «разбить» его на два вопроса: «Вы за неотвратимость наказания или против неотвратимости?», «Вы за смягчение наказания или за ужесточение, или за то, чтобы оставить действующие меры наказания?». При ответе на второй вопрос нужно сказать, что он также является провокационным, и указать предпосылку: «Если человек не исключает смертной казни в качестве высшей меры наказания, то он должен быть готов привести такой приговор в исполнение в любое время, в любом месте». Эта предпосылка является ложной.

Вопрос - это форма мысли, посредством которой уточняется или дополняется исходное знание об объекте познавательного интереса .

Другими словами, вопрос – это требование отыскать ответ, представляющий собой истинное суждение. Сам вопрос не выражает суждения в силу того, что содержит ожидание подтверждения или отрицания и не содержит ни истины, ни лжи.

Правильно поставленный вопрос должен быть осмысленным , для этого он должен включать два явно выраженных словами элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать. Это составляет структуру любого осмысленного вопроса. С осмысленностью вопроса необходимо связаны его разрешимость (возможность получения искомого ответа в принципе, в информационных условиях имеющейся познавательной ситуации) и неаналитичность (отсутствие ответа или намёка на ответ в самом вопросе, в его предпосылке).

Виды вопросов

1. Вопрос может выражать требование найти все истинные ответы или только один из многих или несколько ответов. В зависимости от этого вопросы по форме бывают сильные и слабые.

Сильный вопрос характеризуется максимальной полнотой требования к ответу. Слабый вопрос характеризуется недостаточной полнотой требований к ответу. Вопросы, которые имеют единственный ответ, называются всегда сильными вопросами.

2. По познавательной функции вопросы подразделяются на:

а) уточняющие ("ли–вопросы"), направленные на выявление истинности выраженных в них суждений-предпосылок;

б)восполняющие ("что–вопросы"), направленные на выявление новых свойств у исследуемых явлений.

3. По составу вопросы делятся на:

а) простые – не включающие в качестве составных частей другие вопросы;

б) сложные – включающие в качестве составных частей другие вопросы, объединённые логическими связками. В зависимости от типов логической связки сложные вопросы бывают дизъюнктивные, конъюнктивные, условные и смешанные.

4. Различают вопросы по отношению к обсуждаемой теме:

а)релевантные вопросывопросы по существу, они имеют предпосылки, связанные с обсуждаемой темой;

б) нерелевантные вопросы – вопросы не по существу темы имеют посылки, не связанные с обсуждаемой темой.

5. В зависимости от логического качества, вопросы делятся на:

а)корректные – осмысленные (предпосылка выражает истинное знание), разрешимые, информационно значимые;

б) некорректные – аналитичные или с ложной предпосылкой или неразрешимые или неопределенные (неточные, неясно сформулированные).

Если вопрос намеренно формулируется не корректно, то он называется провокационным или улавливающим.


Риторический вопрос не является вопросом в собственном смысле, является суждением, высказанным с использованием фигуры речи в форме вопроса.

Любой вопрос требует ответа (кроме риторического). Вместе с вопросом ответ формирует поле общения и является необходимой частью познавательного процесса.

Виды ответов

Ответ новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом.

1. Истинные и ложные ответы. Ответ является истинным, если выраженное в нём суждение соответствует действительности. Ответ является ложным, если суждение, выраженное в нём, не соответствует действительности.

При этом информационная значимость ответа для спрашивающего и отвечающего может оцениваться по-разному, в силу различного уровня образования и информированности, но это уже внелогический фактор коммуникации.

2. По области поиска ответы делятся на:

а) прямые – берутся непосредственно из области поиска ответа, при их формулировке не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям;

б) косвенные – ответы, получаемые из более широкой области, нежели область поиска ответа, требующие дополнительных рассуждений и вычислений.

3. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развёрнутыми.

а)краткие – односложные утвердительные или отрицательные ответы, а также ответы, в которых содержится только новая информация и не воспроизводятся элементы вопроса;

б) развёрнутые – ответы, в которых повторяются элементы вопроса.

4. По объёму представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные.

а) полный – ответ, включающий информацию по всем элементам сложного вопроса;

б)неполный – частичный ответ, включающий информацию по отдельным (не всем) элементам вопроса. Полный и точный ответ называют также сильным ; ответ частичный и приблизительный – слабым ответом.

5. По содержанию и структуре ответ должен соответствовать поставленному вопросу. Только в этом случае ответ расценивается как корректный ответ по существу (релевантный) . Если в качестве ответа приводят истинные по содержанию, но не связанные с вопросом суждения, то их расценивают какответы не по существу поставленного вопроса (нерелевантные).

Логика и этика сходятся также в том, что некорректно уходить от ответа, отвечая на вопрос вопросом, или начинать длинные рассуждения и расчёты, не получив на это согласия. Правильно в случае затруднения с ответом сообщить об этом собеседнику и попросить на подготовку ответа дополнительное время либо отказаться отвечать, сообщив причины отказа.

Вопросы для повторения

1. Какова коммуникативная сущность и логическая структура аргументации?

2. В чём особенность опровержения как вида доказательства?

3. Что такое тезис, каковы правила тезиса и к каким ошибкам ведёт их нарушение?

4. Что называется аргументами, какие виды аргументов существуют? Какие из них являются логически корректными?

5. Каковы требования к аргументам, какие ошибки возникают в доказательстве по отношению к аргументам?

6. Что называется демонстрацией в доказательстве? Каковы правила и ошибки по отношению к демонстрации?

7. Объясните понятия софизм, паралогизм, парадокс, абсурд, приведите примеры.

8. Что называется вопросом? Каковы условия осмысленности вопроса?

9. Что называется корректностью вопроса?

10. Какие вопросы называются сильными, какие слабыми?

11. Какие существуют наиболее распространённые логические и речевые ошибки в вопросах?

12. Что такое ответ? В чём состоит логическая связь ответа и вопроса?

13. Что такое косвенный ответ, когда он используется?

14. Чем краткий ответ отличается от неполного?

15. Чем полный ответ отличается от развёрнутого?

Резюме по теме

Аргументация и вопрос – несмотря на то, что логической основой первой является умозаключение, а второй представляет собой автономную форму мысли – связаны в процессе реального мышления самым непосредственным образом. Действительно: если нет вопроса, то незачем подбирать аргументы; если никто не сомневается в приведенном обосновании, неоткуда взяться опровержению; без спорного вопроса нет и предмета спора как конфликтной формы аргументации. Именно поэтому, чем лучше осознаны логические качества обсуждаемого вопроса, начиная с его предпосылок, тем более эффективной будет аргументация ответа. И наоборот, чем тщательнее соблюдаются логические правила аргументации, тем меньше она вызывает «лишних» вопросов, стимулирует мысль в направлении плодотворной дискуссии и достижения истины.

Рассмотрим основные виды вопросов с учетом: 1) семантики, 2) функций, 3) структуры, 4) отношения к обсуждаемой теме. ;

1. Семантика вопросов, i

В отличие от суждения вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, поэтому выраженную в нем информацию не оценивают в терминах истинности и ложности, т.е. о вопросе не говорят как of истинном или ложном.

Вместе с тем вопрос явно или неявно включает либо опирается н определенное исходное, базисное знание, выступающее его предп

сылкой. Качество базисного знания существенно влияет на логический статус вопроса, определяя правильность или неправильность его постановки.

1) Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.

2) Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом. Примером неправильно поставленного может быть следующий вопрос: «Какой вид энергии используется на НЛО (неопознанных летающих объектах)?». Предпосылка этого вопроса включает отнюдь не бесспорную идею о существовании НЛО. О таком вопросе говорят как о неправильно, или некорректно, поставленном. Прежде чем выяснять вид используемой энергии, следует установить факт существования самих НЛО.

Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать отвечающего, то такой вопрос квалифицируется как улавливающий, или «провокационный». Пример такой уловки - древнегреческий софистический" вопрос: «Продолжаешь ли ты бить своего отца?» Любой ответ на него - и «да», и «нет» - приводит к признанию, что ты бил своего отца.

2. Функции вопросов.

По познавательной функции вопросы подразделяются на два основных вида: ^уточняющие, или ли -вопросы, и 2) восполняющие, или что-вопросы.

1) Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения. Например: «Верно ли, что Колумб открыл Америку?»; «Является ли Швейцария членом НАТО?».

Грамматический признак уточняющих вопросов - наличие в предложении частицы ли: «Верно ли, что...»; «Является ли...»; «Действительно ли, что...» - и другие синонимичные выражения. Отсюда название уточняющего вопроса - «ли-вопрос».

Схема ли-вопроса в символической записи - ?(р), где? - оператор вопроса, р - суждение, истинность которого выясняется.

Явно выраженная в ли-вопросе предпосылка - это знание о предмете (Колумбе; Швейцарии и т.п.) и знание о возможном признаке этого предмета (открыть Америку; быть членом НАТО; и т.п.).

Софизм -логическая уловка; софист - человек, прибегающий к логической

Неизвестным в ли-вопросе является принадлежность предмету ука* занного признака.

Область поиска ответа в ли-вопросе ограничена выбором одно! из альтернатив: р v"l p. Отсюда другое название этого вопроса -" закрытый, или альтернативный вопрос.

2) Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений. Например: «Где состоял^ ся международный суд над преступниками Второй мирово11 войны?»; «Кто открыл Америку?»; «Каким законом предусмотрене данное преступление?».

Грамматический признак восполняющих вопросов - наличие I предложении вопросительных слов: кто? что? когда? как? - и дру| гих, с помощью которых стремятся получить дополнительную ин| формацию о том, что представляет собой исследуемый объект. От| сюда и название восполняющего вопроса - «что-вопрос». |

Схема что-вопроса в символической записи: ?Q(p), где? - опеч ратор вопроса, Q - переменная для вопросительного слова, р исходная, нуждающаяся в дополнении информация. .

В приведенных выше примерах нуждающееся в дополнении знан:

выражено в следующих суждениях: «Где-то состоялся международш суд над преступниками Второй мировой войны»; «Кто-то открыл Аме рику», «Совершено определенное (данное) преступление».

Область поиска ответов на что-вопрос представляет собою мн3. Структура вопросов.

По своему составу ли-вопросы и что-вопросы могут быть 1) про;

стыми или 2) сложными. J

1) Простым называют вопрос, не включающий в качестве со| ставных частей других вопросов. |

В простом ли-вопросе под оператором вопроса стоит одно суж|| дение - ?(р). В простом что-вопросе содержится лишь одно вопро,| сительное слово Q, относящееся к одному нуждающемуся в допо.г нении суждению - ?Q(p). Все приведенные выше примеры ли-вс просов и что-вопросов являются простыми.

2) Сложным называют вопрос, включающий в качестве соста* ных частей другие вопросы, объединяемые логическими связкам! В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть: а) соеди

нительными (конъюнктивными); б) разделительными (дизъюнктивными); в) смешанными (соединительно-разделительными).

а) Соединительный вопрос - это два и более простых вопроса, связанные союзом и.

Схема соединительного ли-вопроса имеет следующий вид:

?(р л q), т.е. «верно ли р и верно ли q?». Пример такого вопроса:

«Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть применены в качестве санкции ссылка и высылка?»

Схема соединительного что-вопроса может иметь различные варианты. В одном случае конъюнктивно объединяются различные вопросительные слова: ?(Qi A Q2)(p), т.е. «где и когда имело место р». Пример такого вопроса - «Где и когда был подписан акт о капитуляции Японии в конце Второй мировой войны?» Второй вариант - одно и то же вопросительное слово относится к различным суждениям: ?0(р л q), т.е. «где имело место р и q?». Пример такого вопроса: «Где были подписаны акты о капитуляции Японии и Германии в конце Второй мировой войны?».

Третий вариант сложного конъюнктивного что-вопроса - объединение первых двух:

?(Qi л Qi) (р А q), т.е. «где и когда имело место р и q?».

б) Разделительный вопрос - это два и более простых вопроса, связанных союзом или.

Схема разделительного ли-вопроса имеет следующий вид:

^(Р^Ч)» "T e Схема разделительного что-вопроса, как и в случае соединительного, также имеет три разновидности. Первый вариант:

?(Qi vQ2)(p)» т.е. «где или когда имело место р?». Пример такого вопроса: «Где или когда была Куликовская битва?» Второй вариант:

Q(p v q), т.е. «Q относится кр или q?» Например: «Петр I разбил под Полтавой шведов или поляков?» Третий вариант вопроса:

?(Qi v Qz)(p v q), т.е. «Qi или ^относится кр или q?».

в) Смешанный вопрос - это объединение соединительных и разделительных вопросов:

(1)?((pnq) v (тл п)), т.е. «верно лир и q или т и п?». Это дизъюнк-тивный вопрос, включающий два конъюнктивных сочетания.

(2) ?(Qi(p v q)n Qi(m v n)), например: «Где могут быть обнаружены? или q и когда появятся т или п?»

Приведем пример смешанного вопроса, предусмотренного УПК РФ: «Содержит ли это деяние состав преступления и каким именно уголовным законом оно предусмотрено?»

Этот сложный вопрос состоит из двух простых. Первый из них - ли-вопрос: «Содержит ли это деяние состав преступления?»; его

схема - ?(р). Второй - что-вопрос: «Каким именно уголовным коном это деяние предусмотрено?»; его схема-?Q(p). Вопросы эт связаны последовательной конъюнктивной связью: лишь получи утвердительный ответ на первый вопрос, можно ставить второй вс прос. Схема смешанного вопроса имеет следующий ви?(р)л?Q(p), т.е. «Содержит ли деяние состав преступления и как» именно уголовным законом оно предусмотрено?»

4. Отношение к обсуждаемой теме.

В процессе обсуждения спорных проблем в науке, политике, допроизводстве или деловых беседах практически важно различат два типа вопросов по их отношению к существу обсуждаемой темь Один тип - это вопросы по существу темы, другой - не по cyщ^ ству темы.

1) Вопрос по существу темы - это запрос мысли, прямо ил косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на которые уточняет либо дополняет исходную информацию. Такие вопроси допустимы и правомерны в любом информационном общении. Пр1 этом оценка вопроса как релевантного, или по существу темы - э1 не формально-структурная, а информационно-содержательная:

дача, решение которой определяется знанием существенных хара теристик обсуждаемой проблемы.

2) Вопрос не по существу темы - это вопрос, который имеет непосредственного отношения к обсуждаемой теме. Обь но такие вопросы лишь чисто внешне кажутся связанными с постав| ленной на обсуждение проблемой. Принятие и обсуждение такн! вопросов часто уводит дискуссию в сторону от решения основное идеи. Нередко их используют с целью затянуть дискуссию.

Вопросы «не по существу», как правило, не принимаются к о" суждению в рационально организованной дискуссии. Сторон вправе не отвечать на них, мотивированно отклонив их как не име1 щих отношения к делу.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!