Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Предложение с прямой речью на тему новый. Как составить схему предложения с прямой речью

Сложное предложение. Прямая речь

Сложным называется предложение, состоящее из двух или нескольких объединенных по смыслу и интонации грамматических основ (простых предложений).

По способу связи выделяют два типа предложений: союзной и бессоюзной.

Запятая не ставится:

— Между частями сложного предложения перед единичными союзами: и (й), и (и), или, или, если обе части имеют общее слово или общее придаточное предложение: Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложносочиненных называется сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и объединяются с помощью сочинительных союзов и, да, а, но, однако, зато, или, или … или, то … то: Не встречаются горы с горами, а братаются люди с людьми.

Между частями сложносочиненного предложения могут относиться запятая, точка с запятой и тире.

Запятая ставится между частями сложного предложения перед всеми союзами (единичными и повторительным): Не то осенние воды шумели, сбегая в Дунай, не то ветер бился в извилинах пропасть.

Запятая не ставится:

— Между частями сложного предложения перед единичными союзами: и (й), и (и), или, или, если обе части имеют общее слово или общее придаточное предложение: Иногда в голубой вышине плыла облако или пролетала птичка.

— Если обе части предложения однотипные (вопросительные, побудительные, восклицательные или именительный предложения): Во сколько собираемся и куда поедем?

Точка с запятой ставится:

— Если части сложносочиненного предложения далекие по смыслу или имеют в своем составе другие знаки препинания: То, бывало, дождь холодный сечет, а перестоять непогоды негде: то, бывает, ветер осенний пробирает до костей, а обогреться негде.

Тире ставится:

— Если вторая часть предложения выражает следствие, противопоставление или быструю смену событий: Может умереть и человек и рассыпаться в прах — и горит на звездах огромное ее дело!

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Сложноподчиненных называется сложное предложение, в котором одно предложение подчиняется другому, части предложения неравноправны и соединяются союзами подчинительные или соединительными словами: что, как, если, потому что, как, несмотря на то, перед тем как: Стихотворения Кобзаря рождены для того, чтобы не умирать никогда.

Предложение, от которого зависит другое предложение, называется главным, а предложение, которое подчиняется главному, — подрядным. Придаточное предложение может стоять после главного, перед главным, а также в середине главного.

Все подрядные части отделяются от главного предложения запятыми. Если придаточные предложения присоединяется к главному сложенными союзами (несмотря на то, потому что, вследствие того что, по мере того как …), то запятая ставится либо перед всем союзом, либо внутри него: Теплый туман стелился по полю и налив балку до краев, так что деревья утопали в нем.

Запятая не ставится между частями придаточного предложения:

— Если они состоят из одного слова: подвязывая светлый виноград, смеется девушка не знать из чего;

— Соединенными единичным союзом и (й), и (и), или и (или), если обе части имеют общее слово или общую часть: Детям казалось, что уже вечер и сейчас придет мама.

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Бессоюзным называется предложение, в котором составные части связаны в единое целое без помощи союзов и соединительных слов: Степ подбегал к обрыву и остановился — дальше бежать некуда: внизу, до самого горизонта, зеленело и менялось море. В бессоюзном сложном предложении между его частями относятся такие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире: В глубине леса стучал дятел, пищали синицы.

Прямая речь. Знаки препинания при ней

Прямая речь — это речь других, передано точно (не переменной), с соблюдением интонации от имени того, кто сказал или написал. Прямая речь сопровождается словами автора, которые указывают, кому она принадлежит. Прямая речь может стоять после слов автора или перед ними, а может разрываться словами автора.

Знаки препинания при прямой речи:

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. В конце предложения ставится нужный по смыслу знак препинания: восклицательный знак, знак, многоточие: А: «П (?)». Удивляюсь, радуюсь, у сердца спрашиваю: «Скажи, вещее сердце, скоро мир будет?».

2. Если прямая речь стоит перед словами автора, то она берется в кавычки, после нее ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) и тире. Слова автора пишутся со строчной буквы: «П», — а. «Кто творит умного и доброго человекалучший мастер», — таково было решение стариков.

— Если слова автора разделяют прямую речь на границе двух предложений, то после первой части прямой речи ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) и тире, а после слов автора — точка и тире. Второе предложение прямой речи пишется с большой буквы. Лапки закрываются в конце прямой речи: «П! — А. — П. .. ». «Воскресни, Украина! — Страстно молил Я. Гоян. — Воскресни в казацких степях под своим высоким голубым небосводом … »;

4. Если слова автора разорваны прямой речью, после слов автора ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки, после нее ставится запятая (знак, восклицательный знак, многоточие) А: «П», а. Хорошо проявляет наше отношение к поджигателям войны выражение: «Кто взял меч, от меча и погибнет», хоть меч отнюдь не является оружием современных бойцов.

5. Когда есть диалог, то вместо кавычек ставится тире. Каждая реплика начинается с новой строки, а знаки препинания в предложении относятся такие же, как при прямой речи:

— Бабушка! — Говорит он. — Хотел я посмотреть, очень длинный мир.

— Увы! Смотрел бы из ворот, а лезть высоко малом не годится.

6. Если реплики берутся в кавычки и записываются подряд без слов автора, то между ними ставится тире. «На добрый, ты моя дорогая» — «На добрый, мой любимый друг» — «Что сегодня снилось тебе, милая?» — «Сон приснился, и дивненький очень». — «Что же за чудо снилось тебе, милая?» — «Мне снились билии лелеет..» — «Радуйся, милая, потому Лелия — цветок чистой и любой надежды!».

Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение - совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.

Что включает в себя схема предложения

Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.

Что же должно быть указано при составлении схемы?

  1. Предикативная основа. Главные члены необходимо указывать для того, чтобы доказать, что перед нами действительно предложение (ведь по этому признаку его и отличают от словосочетания), правильно определенные подлежащее и сказуемое помогут отнести синтаксическую единицу к односоставным либо двусоставным.
  2. Если предложение сложное, то указываются союзы, соединяющие его части. Эти же объекты отмечаются, если они употреблены при однородных членах.
  3. Схемы предложений в русском языке могут содержать осложняющие элементы. В следующем разделе разберем, какие именно.

Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые.

Чем осложняется предложение

Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.

  1. Однородные члены. Они в схеме заключаются в круги. Кроме того, при однородных членах может быть обобщающее слово. Оно обозначается буквой "о", заключенной в круг.
  2. Обособленные определения (причастные обороты): "Растения, требующие тщательного ухода, необходимо раздать на каникулы ученикам". В данном предложении имеет место причастный оборот, стоящий после определяемого слова "растения". Соответственно, он должен быть отражен в схеме, также как и член предложения, к которому относится. [Х, |П.О.|, =]. Это могут быть не только причастные обороты, так же несогласованные определения, согласованные, одиночные и распространенные. А также приложения.
  3. (уточняющие члены предложения, деепричастные обороты, одиночные деепричастия): "Сделав работу по дому, Маша села читать любимую книгу". В данном предложении имеет место деепричастный оборот, который необходимо внести в схему. [|ДО|, - =]. Приведем пример и с уточняющим оборотом. "В деревенском доме, в прохладном погребе, хранились вкусные бабушкины соления". Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми и обозначается на схеме. [Х,|УО|, = -].
  4. Эти синтаксические элементы выделяются запятыми, их также необходимо вносить в схему. Приведем примеры. "Сергей, принеси мне глоток воды". Обращение "Сергей" отображаем так: [О, =]. Также и с вводными словами: "Они, конечно, не послушались родителей". Отражаем вводное слово "конечно" так: [-,ВВ.СЛ, =].

Простое предложение

Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени".

Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример - простое с основой "мы подошли". Вносим основу в схему.

Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать - да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме.

[-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса.

Сложносочиненное предложение

Теперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем - определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:


Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день".

Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая - "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе").

Сложноподчиненное предложение

Имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:

  1. Существует разделение на главную часть и придаточные, причем последние могут находиться в любом месте и даже разрывать главную.
  2. Союз входит в состав простого предложения (вносится в скобку).
  3. Связь между частями может быть различной, поэтому помимо горизонтальной схемы иногда составляется вертикальная.

Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу".

Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое именно такое. Заключаем его в Второе же предложение - придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|).

Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом".

В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение - причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|].

Прямая речь в конце предложения

Что представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы - они равноправны.

В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме.

Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]».

Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!».

Прямая речь в середине предложения

Схема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой:

Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную.

[А: [«П.Р.!»] - а].

Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы.

Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая.

Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а].

Прямая речь в начале предложения

Прямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая:

«Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию.

«[П.Р.]», - [а].

Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение - запятая не нужна:

«Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а].

«Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а].

Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами.

Прямая речь используется в художественных, публицистических, научно-популярных текстах для дословной передачи высказывания или мыслей какого-либо лица. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: реплика персонажа и пояснения автора. Объединение частей происходит без введения союзов. В зависимости от места нахождения в предложении слов автора существует несколько способов оформления прямой речи на письме. Для каждого из них можно составить особую схему.

Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как составить схему предложения с прямой речью" Что такое прямая речь Что такое речь Как сделать схему предложения

Инструкция


Прочитайте текст, для которого требуется составить схему. Найдите прямую речь. Для наглядности ее можно выделить, например, подчеркнуть красным карандашом. Определите, где начинаются и заканчиваются слова автора. Их подчеркните карандашом синего цвета. Обратите внимание, продолжается ли прямая речь после слов автора. Она может состоять из одного или двух предложений, связанных между собой интонационно. Отметьте, какую эмоциональную окраску имеет прямая речь. Предложение может быть восклицательным, повествовательным, вопросительным. В конце его ставится соответствующий знак препинания, что важно отразить в схеме. Используйте условные обозначения для составления схемы. Слова автора, как правило, обозначают заглавной или строчной буквой «а», высказывание персонажа – заглавной или строчной буквой «п». Речь персонажа заключается в кавычки. От слов автора ее отделяет тире. Однако тире не ставится перед прямой речью, начинающей предложение. Проверьте составленную вами схему. Она должна соответствовать одному из приведенных ниже образцов. Если ваш вариант отличается от стандартного, возможно, вы допустили ошибку при определении места прямой речи и слов автора, либо пропустили необходимый знак препинания. Схема №1: прямая речь перед словами автора. Высказывание персонажа пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки. В конце него ставится запятая, восклицательный или вопросительный знак в соответствии с интонацией предложения. Слова автора пишутся со строчной буквы и отделены от прямой речи тире. Примеры:
1. «Гости пожаловали», - сказал отец.
2. «Гости пожаловали!», - обрадовался отец.
3. «Гости пожаловали?» - удивился отец.
Для этих предложений схемы будут выглядеть следующим образом:
1. «П», - а.
2. «П!» - а.
3. «П?» - а. Схема № 2: прямая речь после автора. Слова автора пишутся с заглавной буквы. После них ставится двоеточие. Далее в кавычках с заглавной буквы следует прямая речь. Примеры:
1. Отец сказал: «Гости пожаловали».
2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!»
3. Отец удивился: «Гости пожаловали?»
Схемы подобных предложений имеют вид:
1. А: «П».
2. А: «П!»
3. А: «П?» Схема № 3: слова автора внутри прямой речи. В этом случае в кавычки заключается все предложение. После первой части прямой речи ставится запятая. Авторская часть пишется со строчной буквы. Перед словами автора и после них ставится тире. Вторая часть прямой речи может быть продолжением первой, тогда она пишется со строчной буквы. Если же это самостоятельное предложение, после слов автора ставится точка и далее текст начинается с заглавной буквы. Примеры:
1. «Гости пожаловали, - сказал отец, - пойду им навстречу».
2. «Гости пожаловали, - сказал отец. – Пойду им навстречу».
Правильные схемы предложений в этом случае:
1. «П, - а, - п».
2. «П, - а. – П». Схема № 4: прямая речь внутри слов автора. Первая часть слов автора пишется с заглавной буквы, вторая – со строчной. Прямая речь заключается в кавычки. Перед ней ставится двоеточие, после нее – интонационно необходимый знак препинания и тире. Примеры:
1. Отец сказал: «Гости пожаловали», - и пошел им навстречу.
2. Отец обрадовался: «Гости пожаловали!» - и пошел им навстречу.
3. Отец удивился: «Гости пожаловали?» - и пошел им навстречу.
Для таких предложений подходят следующие схемы:
1. А: «П», - а.
2. А: «П!» - а.
3. А: «П?» - а. Как просто

Другие новости по теме:


Включение в повествование слов, принадлежащих другим лицам, всегда создает определенные грамматические и пунктуационные трудности при создании текста. Чтобы правильно оформить прямую речь на письме, необходимо понимать суть этого явления. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Что такое прямая


Кавычки используются для обозначения прямой речи, ими оформляются названия фирм и некоторых организаций. В первом случае для замены кавычек требуется перестановка фразы и дополнительная пунктуация. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как заменить кавычки в тексте" Как написать хороший текст Как


Многие школьники не понимают, зачем нужно составлять схемы предложений на уроках русского языка. Они считают, что достаточно будет усвоить правила орфографии, чтобы не допускать ошибок. Но это не так. Владение навыками грамотного письма предусматривает и отсутствие пунктуационных ошибок. А этого


Многие ребята, получив задание на дом, составить схемы к предложениям, считают это пустой тратой времени. Они думают, что главное - не допускать ошибок на письме, а не уметь составлять схемы. Но эта точка зрения ошибочна. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо


Чужое высказывание можно передать с помощью косвенной или прямой речи. Оформление последней на письме может быть затруднительно, т.к. расстановка знаков препинания зависит от места расположения авторского контекста по отношению к прямой речи. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как оформить


Вы получили на дом домашнее задание по русскому языку, составить предложения по схемам, но не знаете, как это сделать? Не расстраивайтесь. Вы с легкостью справитесь с работой, если познакомитесь со следующими рекомендациями. Спонсор размещения P&G Статьи по теме "Как составить предложение по



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!