Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Почему за крещение детей берут такие деньги? Почему за крещение нужно платить, если деньги это грех

” обсуждается вопрос – почему в Церкви крестят за деньги.

- Почему в храмах зачастую требуют платить за крещение? Отвергнутый апостолом Петром Симон хотел заплатить за крещение, за что и был отвергнут.

Это не плата за крещение.

Это пожертвование на храм.

- Но получается, что это пожертвование не всегда добровольное. Человек подходит, прейскурант за ящичком…

Со стороны священника не всегда добровольно. Приходится себя заставлять. Так не охота крестить, просто ужас! Ты в положении человека, строящего дом, который при тебе и сожгут. Бессмысленно.

– Были же моменты, когда было радостно за крещенного?

Бывают моменты, когда радостно за человека, которого крестишь. Он потом воцерковляется, начинает ходить в храм, помогает Церкви, живет этим.

Но про большинство непонятно, зачем они пришли креститься. Какой от них толк? И относятся они к крещению как к платной услуге. Ничего не понимают, и понять не хотят – и вообще ни с места. Что пришли? Тяга души есть, это я фиксирую, но она абсолютно не осмысленна. И осмыслить не хотят и время на это потратить не хотят. А я их должен крестить, а я не хочу, во мне все сопротивляется.

– Как быть в этой ситуации?

Я заставляю теперь своих младших священников крестить. Крещу только ваших детей, воцерковленных семей, тут я спокоен и крещу всех. А так – я 20 лет помучался – теперь все.

Вот человек, я ему крещу ребенка, он теперь имеет право его отпевать. Если его людоед какой в лес затащит и съест, мы его кости можем отпеть. Ну, должен ведь человек за это иметь какую-то благодарность? Вот он дает пятьсот рублей. Что, разорился из-за пятиста рублей? Давайте поторгуемся, возможно, и сторгуемся на трехстах.

Нет ни веры, ни совести, ни чести. А тут все бесплатно и с бантиком! Что мы, китайский ресторан?

- Может, тогда стоит отказать в крещении?

У меня был такой опыт. Я отказывал. А потом чувствовал, что тоже поступил неправильно. Человек не понимает, почему ему отказали. Ему кажется, что он пришел в церковь, а его здесь обидели. Я пришел в церковь крестить ребенка потому, что это такой «обряд», бабушка была верующая, а уж прабабушка точно была верующая совершенно, вот достаточное основание для крещения ребенка. И как ему изменить сознание, я не знаю.

В церковь ходить некогда, мне работать надо и вообще воскресенье у меня - единственный выходной. Потом футбол Голландия-Финляндия… огороды… лыжи… друзья приехали… Захожу в Церковь, свечку поставлю.

Библию, туда и обратно три раза прочел…

Начинаешь что-то спрашивать, ничего он не читал. Библию от словаря Даля не отличит.

- Евангелие читал?

- У меня молитвенник есть.

И так постоянно: ты ему про Фому, он тебе про Ерему. Разговор может продолжаться без конца. Что делать?

Хотя бы денег с него взять…

Сейчас на общецерковном уровне рассматривается этот вопрос

– Да, будет документ. Но вот постановим, что никого не крестим, пока Символ веры осмысленно не скажет. Что человек делать будет? Он пойдет к сельским батюшкам, даст денег, и батюшка покрестит. Тот вдаваться в тонкости не будет, что, мол, там эти высокие умы придумали, я и сам толком не объясню – что придумали?

Поэтому то, что священники сейчас берут деньги за крещение, - это благо. Человек, который платит за крещение, хоть Церковь своими тремястами рублями поддержит.

За эти деньги певчему заплатят за половину службы.

Одному певчему из пятнадцати.

Мирослава, Кушва

Почему за крещение детей берут такие деньги?

Cкажите, батюшка, почему за крещение детей берете такие деньги? Не грех это? Разве дети малолетние могут себе заработать?

Доброго здоровья. Ответ на ваш вопрос начну с объяснения. Я не тот батюшка, к которому вы обращаетесь, и даже не знаю, какая цена за крещение. Хотя, судя по вопросу, она большая. Также трудно найти разумные аргументы. Каждому понятно, что маленькие дети вообще не могут себе зарабатывать ни много, ни мало. Мне думается, что ваш вопрос стоит рядом с двумя другими.

Первое — это крещение детей в младенчестве. Рождается маленький человек в мир, и родители, а часто бабушки и дедушки сразу стремятся крестить его. Если вдруг встречаются какие-то препятствия, то стремятся преодолеть их любой ценой, всеми правдами и неправдами. Приходят будущие крестные. Хорошо, если они венчаные, не курят, соблюдают посты, молятся дома и в церкви, бывают на исповеди, имеют духовного отца, с которым советуются (хотя бы иногда). То, что я перечислил, — это только следствие веры. Часто у этих крестных нет этой веры и понимания, кто мы и куда идём, что сделал Христос, что требуется от нас, что такое Спасение, как и чем оно достигается и вообще нужно ли оно. И вот крестили младенца. Вначале всё хорошо: носят причащать, сами с ним приходят. Постепенно младенец растёт и «хождения» в храм сокращаются. Где-то к подростковому возрасту он уже и сам не хочет ходить. Родители вместе с крестными, не ведя духовной жизни, сами не ходят и ничего не соблюдают из церковных постановлений, тому же постепенно научается и младенец. Итог: дар Божий, крещение, брошен сатане под ноги. Хорошо, если этот вариант развития событий сбывается не у всех. Мне, как священнику, очень часто приходится видеть именно такой исход событий. Задается вопрос: зачем нужно было такое крещение в младенчестве? Не подумайте, что я против младенческого крещения. Я за него, но при вере крестных и родителей, которые сами живут в вере (а вера не может быть без дел) и тому же учат и чадо своё. А если стоит вопрос, сколько стоит крещение, то с большой долей вероятности можно сказать о ситуации, описанной выше.

Мне часто приходится отвечать на подобный вопрос. Да нисколько не стоит, покрестим и бесплатно, только начинайте трудиться, начните дома с самого малого в духовном направлении. Как правило, это оказывается трудно, и людям проще заплатить,чем работать над собой.

Второе — это содержание церкви. Скажу сразу самую суть. Ещё с Ветхого завета известно о том, что на содержание церкви люди давали 10-ю часть от своей прибыли. В своей основе я согласен с теми людьми, которые выступают против продажи свечей. Есть опыт, когда просто лежат свечи, рядом с ними цена на них и ящичек, в который сами люди опускают деньги, без какого-то контроля. Позже проверяют, и как правило оказывается, что сумма денег в ящике гораздо больше, чем это требуется. Значит, люди дают денег больше, чем берут свечей. Совесть есть у каждого. По этой аналогии я могу предположить, что церковь могла бы отказаться от всевозможной торговли, если бы все прихожане добросовестно исполняли свою обязанность — давали церковную десятину. И совершенно бесплатно исполняла бы для них все требы, в том числе и крещение. Но ведь в пересчете, в масштабах года, сумма от десятины была бы гораздо больше. Еще надо учесть, что не каждый год рождаются дети, то есть нет нужды каждый год кого-то крестить. А теперь вопросы вам. Сами вы платите десятину? Если бы вам бесплатно крестили ребенка, смогли бы вы исполнять свою десятину (хотя бы на 2-3 %)?

Приведу одну выписку из Священного Писания:

«Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам , говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?» Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы — весь народ — обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня , говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? » (Книга пророка Малахии, глава 3, стихи 6-10).

В начале своего ответа я написал, что трудно найти аргументы о заработке малолетних детей. Но такой есть. В некоторых случаях государство выделяет на детей пособие по рождению, и я знаю людей, которые и из этого дохода платили десятину.

Они даже ссылаются на такие эпизоды Священного Писания как изгнание Спасителем торговцев из Иерусалимского храма или случай, когда апостол Петр отказался крестить человека, предлагавшего деньги за крещение. Особое же возмущение вызывает сумма: кажется, что за крещение берут слишком дорого.

Почему не крестят бесплатно

Люди, которые требуют, чтобы в храмах все делалось бесплатно, не понимают или не хотят понимать, что храм – материальный объект, который нужно содержать, ремонтировать, что время от времени нужно приобретать новое облачение для священников, церковную утварь и книги, нужно покупать елей и ладан. Все это стоит денег.

Священнослужители понимают, что посещение храма не должно превращаться в услугу, ведь тогда оно будет доступно не всем. Ни в одном храме не берут денег за исповедь, причастие, тем более – за само присутствие на богослужении (для сравнения: за беседу с психотерапевтом или присутствие на концерте приходится платить). Но есть события, которые происходят в жизни человека лишь однажды: крещение, венчание, отпевание. Один раз вполне можно заплатить.

В сущности, плата за таинства и обряды – это пожертвование на храм. Было бы логично не устанавливать цену, а предложить людям дать денег, сколько они пожелают. В некоторых храмах так и поступают, но иногда такая ситуация создает неловкость: людям трудно решить, сколько дать, и они просят, чтобы им назвали конкретную сумму. Установление определенной цены помогает избежать такой неловкости.

Почему берут дорого

Плата прихожан за некоторые обряды и таинства, в том числе и за крещение детей, необходима за содержание храма. Затраты могут быть разными. Содержание кафедрального собора обходится дороже, чем какой-нибудь маленькой церкви на окраине города, и если родители хотят крестить ребенка именно в кафедральном соборе, они должны быть готовы платить больше.

В некоторых храмах крещаемому предоставляют нательный крест, сорочку и все прочее, что нужно для крещения, и стоимость всех этих предметах включается в цену. Тогда плата для крещение действительно может превышать 1000 р., но ведь родителям все равно пришлось бы купить все необходимое. Денежные затраты оказались бы такими же, а хлопот было бы больше.

Следует заметить, что «дорого» и «дешево» – понятия субъективные, и не всегда они зависит от уровня доходов. Заплатить 1900 р. за смартфон – «дешево», а 500 р. за – «дорого». Такой подход свидетельствует о том, что планшет для человека более значим, чем спасение души собственного сына или дочери.

Конечно, для малоимущей семьи и сумма в 500 р. может оказаться ощутимым ударом по семейному бюджету, но в этом случае можно объяснить ситуацию священнику – и он обязательно пойдет навстречу. Если же люди, не испытывающие финансовых трудностей, считают плату за крещение чрезмерной тратой, значит, крещение вообще и христианская вера в частности не является для них ценностью. Возможность христианского воспитания ребенка в такой семье вызывает серьезные сомнения, что заставляет усомниться и в целесообразности крещения.

Батюшка почему записки о здравии и о усопших принимаются и читаются за деньги? Разве вера продается? Почему в церквях крестят за деньги. Разве Иоанн Креститель крестил за деньги Господа нашего и всех остальных?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Наше молитвенное прошение к Богу должно подкрепляться готовностью и со своей стороны что-то принести в дар. Это известно с самых ранних библейских времен. В этом духовный смысл жертвоприношений и разного вида пожертвований. Поэтому уже в древней Церкви люди делали денежные вносы. Свят. Иоанн Златоуст разъяснял тем, кто в его время не понимал значение сборов: «Ты не смущайся - не за деньги продаются блага небесные, не деньгами покупают их, а свободным решением дающего деньги, человеколюбием и милостыней. Если бы на серебро покупались эти блага, то женщина, положившая две лепты, не много получила бы. Но так как не серебро, а доброе намерение имело силу, то она, показав всю готовность, получила все. Итак, мы не должны говорить, что Царствие Небесное покупается за деньги, - не за деньги, а за свободное решение, которое проявляется через деньги. Однако, скажешь, и деньги нужны? Не деньги нужны, а решение. Имея его, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты».

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая.

О духовной стороне говорит Господь: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк.12:33-34). И св. апостол Павел пишет: Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу (Фил.4:16-17).

Практическая сторона. Церковь и люди её живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов. Приведу пример одной церковной общины - Храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, где настоятелем является прот. Алексий Уминский. В штате находятся: настоятель, священник, диакон, староста, регент, алтарник, бухгалтер, работница за свечным ящиком и три сторожа. Регулярную уборку совершают сами прихожане. Певчие трудятся бесплатно. На содержание самого необходимого штата ежемесячный фонд зарплаты составляет около 70 тыс. рублей. Священники, староста и регент получают 8 тыс., диакон - 7 тыс., а остальные меньше. Кроме того, требуются расходы на отопление, воду, электричество, муку для просфор и проч. Даже без учета расходов на приобретение церковной утвари, облачений, отчислений на ремонт затраты в месяц составляют примерно 120 тыс. рублей. Прихожан (без младенцев и учащихся) насчитывается 120 человек. Значит для того, чтобы приход мог реально существовать, каждый должен был бы вносить не менее 1 тыс. руб. в месяц. Многим это непосильно. Поэтому отец-настоятель даже не призывает к этому. Год назад в храме была отменена плата за записки и свечи. Что изменилось? Бухгалтеру стало трудней изыскивать средства, чтобы покрыть необходимые расходы. Бывают трудные месяцы. Отец Алексий говорит: «на конец декабря 2005 г. в приходской кассе было 50 тыс. рублей, то есть не хватало даже на минимальную зарплату. Это было большой неожиданностью, и нам оставалось развести руками» (Приходской листок, 30/12 февраля 2006). Хотелось бы, чтобы люди, недовольные ценами за требы, нашли время и посчитали, сколько они ежемесячно жертвуют на свой храм. Поскольку большинство этого не делает, остаются цены. Разумеется, всё должно быть устроено мудро и человеколюбиво. Работники прихода должны всегда с готовностью пойти на встречу малоимущему человеку и исполнить его просьбу бесплатно.

Нынешнее поколение верующих оторвано от многовековой традиции. У многих нет ни чувства, ни сознания соборности. Большинство людей приходит в храм только для удовлетворения своих духовных нужд. Жизнь прихода и Церкви они не сопереживают как часть своей жизни. О нуждах своего родного прихода они даже не задумываются. В древней Церкви было иначе. Св. апостол Лука говорит: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян.4:32). Поскольку Господь заменил обрядовый закон Законом духовным, то от христианина требуется дух жертвенности. Он должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Св. ап. Павел писал к коринфянам: Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:7-8).

На днях нам пришло письмо: «Вы говорите на своем сайте, какая Церковь хорошая, но почему тогда батюшки ездят на дорогих машинах, а в церквях много золота?»

Что на это ответить?

Мы живем во время, которое можно назвать виртуальной толпой. Раньше, чтобы увлечь общество, достаточно было выйти на площадь и произнести убедительную речь. Сейчас - достаточно написать в социальной сети пост, который разойдется по тысячам читателей. Так рождаются предрассудки.

Церковь богатая, хотя страна бедная. Батюшки ездят на дорогих машинах. В церкви берут за все деньги. Вот лишь несколько отношений к Церкви, которое укрепилось в социальных сетях и части общества.

Мы собрали основные вопросы относительно Церкви и темы денег и постарались рассказать, как же все есть на самом деле.

Зачем Церкви деньги?

Деятельность Церкви, как и любой духовной общины происходит в миру - в социуме, который сложился вокруг. В мире есть деньги, которыми между собой расплачиваются люди, компании и государство. Иногда есть бесплатные услуги, но это лишь значит, что за людей в данном случае платит государство.

Бесплатного нет ничего, и ничего не может законным образом существовать в мире, не имея денег. Исключение составляет натуральное хозяйство - идеальный образ жизни, когда человек или община кормят, одевают и лечат себя сами, - но и в таком случае деньги необходимы: заплатить, например, налог на землю, которую община или дом занимают. На деле же даже самые «натуральные» общины используют в хозяйстве недорогие трактора, хозяйственные инструменты, покупную одежду. Лекарства и какие-то продукты тоже берутся в магазинах.

Почему Церковь не платит налоги

Церковь освобождена от налогов на прибыль. Если бы вы посмотрели на финансовое положение большинства храмов, то поняли, что имея налог, они бы не сводили концы с концами.

Но представим: сводили бы. Налог на прибыль - это кассовые аппараты в каждом храме. На каждый кассовый аппарат нужна уже не простая бабушка и добрая прихожанка, а сотрудник. Отчетности и так далее Но главное: введение налога лишило бы храм возможности делать самое важное, что мы от Церкви собственно и ждем: при необходимости отдавать свечи или что-то иное бесплатно - ведь, все теперь на балансе бухгалтерии…

Церковь и деньги: что в итоге

Все вышесказанное не отменяет то, что в Церкви, как и в любом братстве, деле или профессии - той же медицине или полиции, - могут быть люди, которые не несут внутри себя долга или должной ответственности. Тогда появляется врач, который халтурит, или полицейский, который не защищает, а думает о наживе. И тогда мы с грустью (или, даже, раздражением) говорим о них, но в глубине души понимаем, что это не ущерб медицины или полиции, как явления в целом, а - ошибки конкретных людей…

Как на это смотреть?

Человек ущербен по природе своей и Церковь - не Рай на земле. Рай был на земле когда-то, но после грехопадения он остался только на небесах, и те, кто приходят в Церковь или служат в ней - стремятся к Тому, небесному, Раю. Стремятся по мере сил. Не осуждая никого, но смотря только на себя: печалясь, что сам не можешь жить, как дОлжно, и радуясь - что есть Христос, который протянет Свою руку всякому, кто всей душой тянется к Нему, и грехи будут прощены, и душа очистится, и тогда - по Благодати Святого Духа, - придет жизнь Вечная и душа обретет Покой и радость в непрестанном бытии с Богом… И на фоне этого абсолютно все, что происходит на земле вокруг - и слабости людские, и упущения, и недостатки - все они теряют какое-либо значение!

Слава и Благодарение Господу за всё!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!