Развиваем артистизм, красноречие, дипломатию

Национальная культура эстонии. Национальные традиции Эстонии и Латвии презентация к уроку (старшая группа) на тему Эстония культура традиции праздники обычаи

Эстонская народная культура находилась под влиянием Центральной Европы и Скандинавии с одной стороны и Восточной Европы - с другой. Благодаря наличию общих черт, Эстония составляет вместе с Латвией и Литвой единую культурно-историческую область.

Своеобразие эстонцев выражено наиболее ярко в аллитерационном стихе старых эстонских народных песен, в праздничных и свадебных обрядах, существовании жилой риги и других явлениях культуры.

Региональные различия, получившие начало от древних племенных различий, отражаются как в археологических находках, языковых диалектах, так и в материальной, и духовной культуре. В эстонской культуре, так же как и в латышской, литовской, и финской наиболее ярко выражены различия между западной и восточной областями. Они происходят как из-за различных природных условий, экономических различий, так и от долгого соприкосновения с восточными, или западными соседями.

Существуют явления народной культуры, например, распространение новых элементов в национальном костюме ("кяйсед" в Северной Эстонии, цветочный орнамент, "поттьмютс"). В Северной Эстонии особо можно выделить северо-восточное побережье, где наиболее ярко представлено финское влияние, а в восточной части водско-ижорское как в народном искусстве, так и в постройках.

В Южной Эстонии, так же как и в Северной хорошо развито сельское хозяйство. Здесь своими особенностями выделяются Мульгимаа (Вильяндиский уезд) и область проживания сету. Народные традиции сохранялись в Мульгимаа до второй половины 19 века. Своеобразие этой области придавали и расположенные здесь латышские поселения. Особенности сету возникли благодаря достаточно долгой изолированности и влиянию русских соседей, что наиболее ярко выражено в постройках, одежде и национальных традициях.

Кроме того здесь сохранился ряд южно-эстонских культурных особенностей. Традиционная национальная культура сохранилась у сету до середины 20 века.

Западная Эстония оставалась еще до начала 20 века достаточно отсталым, в экономическом смысле, регионом где основными занятиями были рыболовство, мореплавание и отхожие промыслы, отодвигая земледелие на второй план.

Здесь сохранились более древние орудия труда, вышедшие из употребления на остальной территории Эстонии (подошвенное рало, серп с плоским полотном и др.). Благодаря постоянному общению с другими народами более быстро распространялись различные нововведения: инструменты, приемы работ. Наиболее ярко это отражается в работах западно-эстонских ремесленников. У каждого острова наблюдаются свои характерные черты. По предметам с западной области Сааремаа можно сделать вывод о связях эстонцев с Готландом и Курамаа. На островах традиционная народная культура сохранялась до первой половины 20 века.

О доисторических эстах мы имеем весьма скудные сведения. Термин «доисторические» следует взять в кавычки, поскольку письменные свидетельства (исторические источники) об эстах появляются лишь с приходом на их земли завоевателей.

Авторы первого тома «Истории Эстонской ССР» (Таллинн, 1961, с. - 955) весьма осторожно подходят к реконструкции обычаев и верований эстов. При отсутствии собственных письменных источников довольно трудно сложить цельную картину жизни. Схема, предложенная Фридрихом Энгельсом, не срабатывает, когда требуется описать обычаи и верования народа, оставившего после себя лишь каменные могильники и немногочисленные предметы утвари.

Принцип аналогии не дает нам адекватного представления о том, как и кому именно, поклонялись древние эсты, как они вели себя дома, как общались с родственниками и соседями, вели честную торговлю или жульничали, были жестоки с пленными или, наоборот милосердны. Достоверно известно лишь о том, что у доисторических эстов был развит культ умерших предков и животных. Покойников сжигали на погребальных кострах.

Отдельные подробности этих культов сохранились в более поздних песнях и сказаниях. Сложить из этих подробностей цельную картину не представляется возможным, поскольку невозможно разделить временные пласты.

«С большой долей точности мы можем утверждать, что древние не делили явления на естественные и сверхъестественные, и между природой и человеческой душой царила гармония для нас недостижимая. Наши фольклорные сборники содержат сведения о контактах со сверхъестественными существами: феями, домовыми и т.д. Мир представлялся куда разнообразнее, чем видим его мы».

Ключевое слово, раскрывающее суть древних верований эстов, это слово «vagi» - обозначающее мощь, одновременно живительную силу. Мощь заключена в живой и неживой природе. Мощью обладает слово. У человека и животных больше всего мощи в крови, поте, ногтях, волосах и шерсти, зубах и внутренних органах.

«Эсты считали, что у человека кроме тела есть еще дух и душа. Душ, возможно, было больше одной... Дух и есть мощь - жизненная сила, энергия, одинаковая не для всех людей. Наличие личной мощи и владение мощью, заключенной в природе, свойственны людям, из которых вырастают вожди народа, - но также колдуны или лекари. Отсутствие мощи - удел посредственности. Душа - носитель человеческой индивидуальности, она поддерживает силу в теле. Душа может временно покидать тело человека - во время сна или когда он пребывает в трансе. Душа выходит из тела в виде насекомого через нос или рот. Со смертью душа навсегда расстается с телом. Самые древние поверия состоят в том, что и после смерти душа сохраняет некоторую связь с останками человека и местом захоронения». (Ibidem.)

Местом пребывания мертвых было место недалеко от могильника, либо далеко на севере в Манала или Тоонела, поэтому покойников хоронили головой к северу. В первом тысячелетии нашей эры покойников стали сжигать на погребальных кострах. Были распространены анимистические представления о том, что вся природа является живым и одухотворенным единством. Частью природы были феи, духи, лешие, русалки и тому подобные существа. Из высших богов известен Тарапит (Таара, Тор?), который родился в Вирумаа на горе Эбавере, а затем перелетел на остров Сааремаа:

«Очевидно для эстов вообще было характерно наличие большого числа низших божеств, которые были относительно безлики (...) Низшим существам приносились довольно скудные жертвы: шерсть, молоко, мясо, кровь животных, злаки, хлеб и прочие продукты. Животных приносили в жертву высшим божествам или умершим предкам. В древние времена приносились и человеческие жертвы - очевидно пленные. В одном из озер в 10 милях от Отепя (вероятно, Ильмярв) еще в XVI веке приносили в жертву детей». (Ibidem.)

У эстов была распространена магия. С домовыми и домашними божками у эстов складывались панибратские отношения. Если идол не выполнял своих функций, его могли наказать. Эсты совершали и другие магические действия, содержание которых выражает «непонятные нам связи вещей».

Как известно, во времена поющей эстонской революции распространилось представление о том, что эсты обрабатывали земли на берегах Балтийского моря пять и даже 10 тысяч лет назад. В свете этих представлений, генетическая память эстов сохранила абстрактные воззрения, возраст которых превышает всю писаную историю человечества. Современный автор (Прийт Хыбемяги) утверждает:

«Эстонцы в городах живут около тысячи лет, в деревнях - около пяти тысяч лет, но перед этим они миллион лет жили в лесах. Эстонец приспособлен именно для жизни в лесу, и навыки, выработанные за миллион лет, никуда не делись. Мы способны питаться лесными растениями и сырым мясом, устраивать в лесу жилье, плодиться и размножаться. Если другой возможности не будет, большинство из нас способно жить в лесу. И навыки, нажитые за миллион лет, возродятся, - мы снова вспомним их».

Если в генетической памяти народа до сих пор сильны языческие рудименты, то этот народ живет без нравственных принципов, выработанных христианством. Если нет нравственных принципов, то государство управляется по законам кармы (неотвратимое наказание за грехи и возмездие за преступления), а не на основе христианского милосердия:

«В отличие от христианской этики, в основе которой лежала любовь к ближнему и милосердие, ответственность человека перед Богом и постоянная актуальность выбора между Добром и Злом, мораль древних эстов была весьма конкретной и прагматичной. Отсюда и умерщвление слабого потомства, и изгнание состарившейся жены, и кровная месть, и человеческие жертвоприношения. Сдается, что древним эстам были чужды абстрактные понятия добра и зла, греха и вины». (Ibidem.)

В Эстонии не принята официальная религия, в стране распространено около 70 различных религиозных организаций. Больше всего эстонцев, которые относят себя к лютеранской религиозной конфессии. Другие активные и крупные религиозные объединения, функционирующие на территории страны: православные, старообрядчество, католичество, баптисты, пятидесятники и методисты. Некоторые эстонцы исповедают иудаизм, ислам, буддизм и индуизм. Эстонцы считаются одной из наименее религиозных наций.

Несмотря на ранний распад общины, население почти каждой эстонской деревни сохраняло до середины XIX в., а отчасти и позже, немало складывавшихся веками традиций. Деревня выбирала на год старосту и должность эта обычно переходила по очереди от одного дворохозяина к другому. Для решения общих вопросов хозяева по мере необходимости собирались «всей деревней»: обсуждались вопросы найма деревенского пастуха, кузнеца и мельника, выгона стада, раздела покосов, подъема целины, оказания помощи пострадавшим от пожаров, а также разрешались мелкие споры, назначались наказания за небольшие проступки (например, потраву), чтобы пристыдить виновного или возместить ущерб пострадавшему.

Взаимную помощь жители деревни оказывали, например, в случае пожара. Как и у других народов, соседи прежде всего помогали погорельцу в доставке строительных материалов для новой постройки, давали ему солому для кровли.

По общинной традиции бедные и малоземельные крестьяне, у которых не хватало своего хлеба, льна или кровельной соломы, ходили по дворам во время молотьбы, копки картофеля и трепания льна или на берег, когда прибывали рыбаки с уловом, и, угостив дворохозяина или рыбака водкой, получали небольшое количество зерна, картофеля, соломы или рыбы. Это называлось «хождением за помощью» ( abiajamine ).

Во многих деревнях существовал обычай (перенесенный в некоторых случаях в город) взаимного угощения ближайших соседей и родственников сваренным под праздник пивом или новым блюдом, первым хлебом нового урожая, кое-где также свежим мясом (когда забивали скот) и т. п.

Остатком общинных традиций, сохранившимся до XX в., были помочи, яли толоки (talgud ),-коллективная и добровольная помощь в случае срочной или трудоемкой работы - вывоз навоза, сенокос, обработка льна и т. д. Эта форма взаимопомощи хорошо известна и у других народов Восточной Европы.

Среди старинных общественных традиций заслуживают внимания сходки различных возрастных групп. У людей старшего возраста сходки иногда имели ритуальный или культовый характер, а для молодежи это были встречи, где завязывали знакомства и развлекались.

Помимо данных о сетуских тайных культовых братствах имеются сведения с островов Муху и Сааремаа об осенних праздниках мужчин, не связанных с особым культом. После возвращения с отхожих работ и окончания уборки хлебов мужчины деревни варили пиво из собранного в “складчину солода. Пиво готовили по очереди в разных усадьбах. Поев у себя дома, шли пить пиво, беседовать и веселиться. Эти праздники носили на острове Муху название «компанейское пиво» (kambaolut ), на острове Сааремаа - «компанейский праздник» ( killapidu ).

Праздники замужних женщин одной деревни отмечаются лишь на узкой территории - у сету и на северо-востоке. Бытование этой традиции было, несомненно, связано с сохранением соответствующих праздников у русских. Сетуский «бабий праздник» (воспринявший и русское название paabapraasnik ) в некоторых местах справлялся на масленицу, в других - осенью, после уборки хлебов. Женщины на деньги, собранные по домам у мужчин, покупали сладости, вскладчину варили пиво, приносили из дома еду. Мужчины на праздник не допускались. Особое внимание уделялось молодым замужним женщинам, впервые участвовавшим в празднике. Для песен бабьего праздника характерны пожелания доброго здоровья, плодородия и приплода стада. Праздник длился один-два дня.

В северо-восточной части Эстонии женщины примерно подобным же образом отмечали Юрьев день. Праздник этот назывался «размачиванием подойников» («чтобы подойники потом не рассыхались»). Участницы под соответствующую традиционную песню изображали сбивание масла. Этим и сходными обрядами они полагали обеспечить в предстоящее лето хороший удой и изобилие масла.

В прошлом, а кое-где еще в начале нашего века, существовали и объединения, называвшиеся обычно «парни своей деревни» (ота kiila poisid ). В компанию входили молодые люди одной деревни, в основном батраки, сыновья дворохозяев чаще держались в стороне. Главой компании (nina - rnees ) был обычно парень постарше, самый сильный или изобретательный. Компания считала своим долгом не давать в обиду ни парней, ни, особенно, девушек своей деревни, а также заботилась об устройстве мест для развлечения. По воскресеньям парни соревновались на деревенской улице или где-нибудь на дороге в различных играх: катали деревянный диск или играли в городки (отличавшиеся от русских по форме).

Подобные пережитки древних мужских союзов известны у многих народов, в частности у украинцев («парубоцька громада»).

В каждой деревне имелось место для развлечений молодежи, на севере обычно центральная площадь, где ставились качели. Качались на них все лето, девушки при этом пели. В южной части Эстонии молодежь не имела определенного места сбора, на качелях здесь качались, как правило, лишь весной. Зимой молодежь собиралась для игр и танцев в одном из домов или в корчме.

Иной характер цмели совместные вечера-посиделки (kildsann , ehalka - imine ) девушек. Они собирались с осени вечерами прясть, вязать, плести пояса. При этом пели, рассказывали, загадывали загадки. Под конец посиделок приходили парни, начинались игры , танцы.

Внутрисемейные отношения крестьян, порядок наследования, семейная обрядность и другие стороны быта имели целый ряд особенностей, обусловленных спецификой исторического развития и социально-экономических отношений в эстонской деревне.

О большой семье в Эстонии нет сколько-нибудь определенных сведений, если исключить случайные сообщения с периферийных территорий страны (например, из Авинурме, с острова Хийумаа) от второй половины XIX в. В целом же в Эстонии в последние два-три столетия, несомненно, господствовала малая семья. Сельская община у эстонцев распалась очень рано, по-видимому, уже к XIII в. произошел переход к подворному землепользованию. В условиях феодализма податной единицей был крестьянский двор (talu ), а не община. Это способствовало установлению майоратной системы наследования: крестьянский хутор переходил целиком к старшему сыну. Раздел между наследниками разрешался только в порядке исключения и лишь при больших размерах двора.

Младшие сыновья, если им не удавалось жениться на наследнице какого-нибудь соседнего хутора, становились обычно батраками либо у своего старшего брата, либо у другого дворохозяина, или же селились на окраине деревни в качестве бобылей. При отсутствии сыновей хозяйство наследовала старшая дочь, причем ее муж входил в семью на положении зятя-примака (koduvai ). Такая система наследования была одной из причин очень раннего возникновения в Эстонии прослойки безземельных крестьян и постоянного ее роста. Крестьянские наделы оставались в среднем сравнительно крупными, и повинности, которыми облагался двор, были очень велики. Крестьянская семья своими силами обычно не справлялась с обработкой земли и несением барщины, являвшейся основной формой повинностей. В связи с этим на крестьянском дворе, кроме дворохозяина и его семьи, жили еще один или несколько батраков (sulane ) и батрачек (tiidruk , vaim ). Совокупность населения двора называлась «перэ» (реге) - домочадцы, а хозяйская семья «перэрахвас» ( pererahvas ). Распоряжался имуществом семьи и решал все семейные вопросы глава семьи - муж, обычно совещаясь с женой. Жена, хотя и занимала в семье по сравнению с мужем второстепенное место, не была бесправной. Так, лишь она сама могла распоряжаться своим приданым. После ее смерти приданое, а если она была наследницей хутора, то и хутор, переходили не мужу, а детям, а в случае бездетности к ее братьям и сестрам.

Несмотря на то, что между хозяевами и батраками проходила определенная социальная грань, различия между ними несколько смягчались господствующими в феодальный период патриархальными отношениями внутри крестьянского двора. Несмотря на разницу в имущественном и до некоторой степени и правовом отношении, и дворохозяева, и батраки в феодальный период принадлежали к одному эксплуатируемому классу. Бытовые условия и батраков, и дворохозяев были однородны: они жили в одном помещении, ели за общим столом, исполняли в сущности те же работы.

В семейных обычаях в эстонской деревне до середины XIX в. наблюдалось очень много старинных черт. Христианские церковные обряды укоренялись крайне медленно. В семейных событиях церковные обряды прежде всего совершались при похоронах и крещении, но и это привилось лишь спустя столетия после обращения эстонцев в христианство. Что же касается брака, то до начала XX в. роль церкви здесь остава-. лась формальной. По глубоко укоренившемуся в народе убеждению брак считался заключенным после народной свадьбы, а не церковного венчания.

С рождением ребенка в прошлом был связан ряд магических процедур, которыми предполагалось защитить мать новорожденного от болезней, несчастий и обеспечить счастливую жизнь ребенку. Роды происходили в бане или овечьем хлеву. При родах помогала опытная старая женщина, знавшая особые обряды и заклинания для облегчения родов.

Через несколько дней после родов роженицу начинали посещать замужние родственницы и соседи. Это называлось «смотринами» ( katsikul kaimine ). С конца XIX-начала XX в. на смотрины стали допускаться и мужчины. Роженице в качестве угощенья приносили ячменную кашу.

Не позднее двух-трех недель ребенку давали имя. Это было связано с церковным крещением и последующим семейным праздником - крестинами (varrud , ristsed ), в которых принимали участие ближайшие родственники, крестные и соседи. Они дарили ребенку деньги «на зубок» ( hamba - raha ), пили за его здоровье.

Укладывая детей спать, их укачивали и убаюкивали. В старину колыбель была подвесная, укрепленная на конце пружинящей жерди, как и у восточных славян. В XIX в. стали пользоваться стоячими колыбелями на полозьях. Воспитателями и учителями детей часто были деды и бабки. От них дети слышали народные песни, сказки, предания, загадки и т. д. Воспитывали детей строго, очень распространены были телесные наказания. Чтобы предостеречь от несчастий, детей пугали как реальными опасностями (волк, медведь), так и фантастическими (страшилище, водяной, бука и пр.). Детей рано начинали приучать к труду. Старая поговорка гласит: «В семь лет свинопас, а восемь - подпасок, в десять - пахарь».

Важным моментом в жизни молодежи было «принятие ее в число взрослых». Это зависело не от возраста, а от физической зрелости, умения выполнять некоторые работы и т. д. Для лютеран конфирмация ( leer ) означала «принятие в число взрослых», в Эстонии и православная церковь стала проводить конфирмацию.

Перед конфирмацией устраивали трехнедельное или более длительное обучение при церкви, молодежь знакомили с катехизисом и псалтырем. В заключение в церкви конфирмантов торжественно «благословляли» перед всем приходом и принимали их в число прихожан. Готовящиеся к конфирмации обычно выполняли для пастора различные работы (молотили, пряли и т. д.).

После конфирмации молодежь могла участвовать в общих развлечениях и встречах, девушки надевали украшения и делали прическу, батраки получали жалованье и еду, как взрослые. Парни имели право курить и пить водку, ухаживать за девушками.

Молодежь знакомилась на коллективных работах и увеселениях. При выборе супруги очень важным считалось ее трудолюбие. На островах существовал обычай, по которому просватанная весной невеста ходила летом в семью жениха жать рожь (так называемая pruudiosumine - «жатва невесты»), свадьба же устраивалась лишь осенью.

В последние столетия сватовство обычно состояло из трех этапов: предварительная засылка свахи ( kuulamine ); собственно сватовство (kosi - mine ) и обручение ( kihlus ).

Свататься (kosimine ) ездили обычно вечером или ночью, предпочтительно в четверг. Сватающийся отправлялся со сватом (isamees), который должен был быть человеком женатым и красноречивым. Сват излагал предложение родителям невесты (речь велась, например, о поисках пропавшей птицы или животного) и угощал их водкой (или пивом). Принятие угощения означало, что сватовство принято. Далее следовала поездка к пастору для обручения. В прошлом веке пастор проверял при этом умение жениха и невесты читать.

Свадьбу устраивали через три-четыре недели. Невеста обходила своих родственников с приглашением на свадьбу, угощая их водкой и получая ответный подарок. Подруги невесты помогали ей прясть шерсть и вязать чулки и варежки. Жених приглашал гостей со своей стороны. На свадьбу созывали ближайших родственников и знакомых.

Свадьба ( pulmad ) была самым торжественным и радостным праздником в крестьянском быту. Справлялась она чаще всего осенью, после окончания полевых работ. В материальном отношении справлять свадьбу помогали родственники: женатые гости приносили с собой «свадебный мешок» с едой - хлебом, мясом, маслом и т. д. В домах невесты и жениха варили пиво, резали скот, варили холодец и т. д. Продолжительность свадьбы зависела от материальных возможностей вступающих в брак. В прошлом веке люди с достатком свадьбу праздновали обычно три дня, кое-где даже до недели.

По традициям свадьбы в первый день гости со стороны жениха приходили к нему в дом, гости невесты собирались у нее. Ранним утром жених отправлялся за невестой. Во главе свадебного поезда ехал верхом дружка (peiupoiss ), вооруженный саблей. Кое-где деревенские жители загораживали дорогу и пропускали поезжан, только получив угощение. В доме невесты ворота были закрыты, и только после песенного состязания, шуточного сражения и уплаты выкупа поезд въезжал во двор. Невесту прятали и жених должен был разыскать ее. Затем все садились за торжественную трапезу. После нее невесту обряжали под соответствующие песни. Если венчание происходило в тот же день,- ехали в церковь, а оттуда в дом жениха. Если венчание состоялось раньше, то сразу к жениху.

Свадебный поезд ехал быстро, с криками, шумом и музыкой. Лицо невесты закрывали от «сглаза». По дороге возводились различные преграды, за проезд требовали «паспорта», разыгрывали «похищение» невесты и т. д. Перед домом жениха на земле расстилали одеяло или шубу (для защиты от «гнева земли»). Молодых встречали родители жениха, вели к столу под обрядовые песни, невесте клали на колени маленького мальчика, чтобы предохранить ее от бесплодия. Затем начиналась торжественная трапеза.

Вечером первого или утром второго дня совершали основной обряд свадебной церемонии - надевание головного убора замужней женщины - линика или чепца (tanutamine , linutamine ). Это делала мать жениха вместе с другими замужними женщинами. Затем невесте повязывали передник. С этого момента она считалась замужней женщиной. Затем приглашали остальных гостей «смотреть молодую» и «латать передник». Гости должны были класть на передник молодой деньги. Дарящих угощали пивом или водкой.

Если невесту привозили издалека, то после надевания чепца (или на следующий день) ее знакомили с новым домом. В сопровождении свекрови и наиболее уважаемых родственниц молодая шла к колодцу, в клеть, хлев и т. д., делая жертвоприношения или подарки: бросала в колодец серебряную монету, привязывала одной из коров на рога шерстяной пояс и т. д. Подарки брала себе свекровь.

На третий день молодая совершала церемонию раздачи родственникам мужа подарков (veimed ). Вместе с невестой привозили и сундук с ее приданым, а также короб с подарками (veimevakk ). Мать и отец молодого получали «полные дары» или «связку подарков» (набор вещей), другие - чулки, варежки, подвязки, пояса и т. д. Затем у получивших подарки собирали деньги. К концу свадьбы варили традиционное блюдо (обычно щи), что означало конец праздника и было знаком, что гостям пора расходиться. Все важнейшие этапы свадебной церемонии сопровождались соответствующими традиционными песнями, играми и шутками. Молодых в первый день свадьбы с песнями укладывали спать, а наутро будили. Первую ночь молодые в старину проводили в хлеву.

В похоронных обрядах еще и в XIX в. сохранялись некоторые традиционные магические и жертвенные приемы.

В течение столетий церковь не смогла добиться того, чтобы крестьяне хоронили умерших на «освященной земле»: крестьяне продолжали вплоть до XVII в., а кое-где еще и в XVIII в. хоронить мертвых по полуязычес- кому обряду на родовых кладбищах, следы которых можно найти почти около каждой деревни. Тело покойного охраняли до самых похорон. По случаю похорон, как правило, забивали скот и готовили еду для участников церемонии. Кое-где сохранялся обычай есть на могиле и оставлять на ней ча^ть еды. При похоронах обязательно оделяли пищей церковных нищих. На юге Эстонии по дороге на кладбище похоронная процессия останавливалась у традиционного дерева (ель или сосна) и на коре его вырезали крест, чтобы «покойник не ходил домой». Во время положения тела в гроб, проводах, захоронения и поминания покойного исполнялись особые плачи, которые дольше всего сохранялись на юго-востоке Эстонии. Церковный похоронный обряд совершался в церкви сразу после службы, а в южной части Эстонии - на могиле.

До XVI-XVII вв. сохранялся обычай в известные традиционные дни устраивать на могилах по старым обрядам поминки по умершим. Сету придерживались этого обычая до недавнего времени. Народ продолжал верить, что мертвые в так называемое время душ посещают своих родных. «Время душ» приходилось на октябрь-ноябрь, т. е. на время увядания природы, наступления темноты и холодов. В это время в определенный вечер накрывали стол для покойников, и глава семьи приглашал души поесть, а потом ласково просил их возвратиться в царство мертвых.

Со второй половины XIX в. в деревенском общественном и семейном «быту произошли существенные сдвиги. Обострение классового расслоения заметно ослабило общение односельчан и родственные связи.

Исчезли остатки общинного быта, дворы все сильнее обосабливались друг от друга. Особенно зажиточные дворохозяева отмежевывались от менее состоятельных соседей и родственников. Общественная жизнь принимала новые организационные формы.

До середины XIX в. сельское население не имело никаких объединений, если не считать волостной общины; в середине века возникают многочисленные общества: певческие хоры и оркестры, и на их основе музыкальные и театральные объединения, далее общества трезвости и т. д. В 70-х годах по инициативе К. Р. Якобсона началась организация эстонских сельскохозяйственных обществ. В конце века развивается кооперативное движение, возникают крестьянские кредитные, страховые, потребительские общества и т. д. Новые общества стали возникать прежде всего в более экономически развитой южной Эстонии, но скоро получили повсеместное распространение. Инициаторами организации этих новых форм общественной жизни были обычно сельские учителя. С 1880-х годов одним из любимых развлечений становятся вечера с самодеятельными драматическими представлениями и танцами.

Многие общества построили специальные здания, которые наряду со школьными помещениями служили клубами. То обстоятельство, что с развитием капитализма связь города и деревни усилилась, было в Эстонии особенно заметным потому, что в этот же период быстро растет процент эстонского населения в городах, формируется рабочий класс и складывается национальная интеллигенция.

Из городов в свою очередь в деревню проникают влияния в области общественной жизни. Так, на рубеже XIX и XX вв. сначала в городах, а с 20-х годов и в деревнях, организуются добровольные спортивные общества, в первую очередь велосипедистов и тяжелоатлетов, позже и другие.

В начале XX в. возникли в городах и первые женские организации в Тарту и т. д.). Деятельность их ограничивалась устройством курсов рукоделия и кулинарии, а также охраны материнства и младенчества, устройством благотворительных базаров и т. д. Быстро росло число общественных и кооперативных объединений (молочные, сбытовые и пр.). В 1930-х годах одних кооперативов насчитывалось около 3,5 тыс. Они были организованы на капиталистических началах, руководящую роль в них играла крупндя сельская буржуазия.

В сельских местностях появились многочисленные добровольные женские и молодежные организации. Буржуазия во все большей мере использовала эти организации для пропаганды националистических настроений. И церковь, пытавшаяся активизировать свою деятельность, стремилась повлиять в первую очередь на молодежь. Однако численность религиозных молодежных союзов оставалась незначительной. В противовес буржуазным возникали и действовали и прогрессивные молодежные организации («Общество молодых пролетариев», «Социалистический союз, молодежи Эстонии»), которые имели связи с коммунистическими подпольными организациями.

Правительство, особенно в 30-е годы, взяв курс на фашистскую диктатуру, всячески стремилось отвлечь общественность от политической борьбы. С этой целью создавались различные организации и проводились многочисленные правительственные кампании, служившие насаждению в массах буржуазной идеологии, принципов «классового мира и национального единства».

Хотя буржуазные общественные организации и содействовали до не- которой степени распространению знаний по благоустройству домашней обстановки, популяризации хорового пения, народных танцев, народных костюмов и т. п., в целом они играли реакционную роль и не пользовались популярностью в народе.

С развитием капиталистических отношений в деревне происходили резкие изменения и в семейном быту. Распался патриархальный коллектив домочадцев крестьянского двора - «перэ». Потребность в наемной рабочей силе в крестьянских дворах резко сократилась. Значительное количество батраков вынуждены были работать на мызах, образуя характерную для Эстонии беднейшую прослойку сельского пролетариата (так называемые моонакад). Поскольку дворохозяева были все же вынуждены прибегать к наемной рабочей силе, они предпочитали нанимать одиноких людей. Это порождало в эстонской деревне ненормальное явление - большое количество безземельных людей, вынужденных отказаться от права иметь свою семью. Особенно важным этот вопрос стал в годы буржуазной республики, когда в деревнях остро ощущался недостаток рабочих рук. В это время даже правительство было вынуждено агитировать за то, чтобы в крестьянских дворах строились специальные дома для работников, что позволило бы нанимать семейных батраков. Такие дома имелись, однако, лишь в наиболее крупных дворах южной части Эстонии.

Хозяйская семья резко отделялась от своих наемных работников. В южноэстонских кулацких хозяйствах стали зачастую и кормить батраков отдельно от хозяйской семьи. В целом положение батраков, особенно в крупных капиталистических хозяйствах, заметно ухудшилось.

С того времени, как дворы превратились в частную собственность крестьян, они стали и важнейшим объектом наследства. Обычно хутор целиком переходил к одному из детей, а остальным приходилось искать иных средств к существованию, что в условиях буржуазной Эстонии было нелегко. Материальных возможностей для создания отдельных хозяйств для всех детей, как правило, не было. Поэтому между сонаследниками нередко возникали распри и тяжбы. В тех случаях, когда родители при жизни передавали хозяйство детям, они уходили обычно со двора и поселялись отдельно, на бобыльем наделе.

Жизнь крестьянской семьи замыкалась в рамках двора. Крестьяне мало общались не только с односельчанами, но и с родственниками. Характерно, что число терминов родства, употребляемых в разговорном языке, за последние сто лет сильно сократилось. Остались в основном лишь термины, обозначающие ближайших родных (дядю, тетю и т. д.).

Исчезли и традиционные семейные обряды. Этот процесс шел, правда, неравномерно: в; некоторых периферийных районах (на островах, у сету) старинные традиции сохранялись дольше. Новые, проникающие из города обычаи распространялись прежде всего в зажиточных слоях крестьянства. Существенную роль в этом сыграл и быстрый рост эстонского городского населения, сохранявшего тесные связи с деревней. Старые обряды забывались или приобретали лишь шуточный характер. Главный семейный праздник, свадьба, потерял почти все традиционные черты, его празднование сократилось до одного дня, в чем сказывались и хозяйственные соображения. Брак скреплялся обычно церковным венчанием. Правда, в период буржуазной диктатуры была введена гражданская регистрация брака, рождения и смерти, но влияние церкви в семейных обрядах уменьшалось очень медленно. Часто такие обряды, как крещение и венчание проводились на дому. В богатых семьях стали более торжественно отмечать конфирмацию, устраивать торжественные вечеринки и т. п. В бедняцких семьях и в батрацкой среде конфирмация, как и в старину, почти не отмечалась. Характерно, что в годы буржуазной диктатуры дети зажиточных крестьян обычно шли на весеннюю, а бедноты - на осеннюю конфирмацию.

После восстановления Советской власти в общественном и семейном быту эстонцев произошли огромные сдвиги, отражавшие коренные изменения в структуре экономики и общества, а также перестройку всей культурной жизни. Изменения народного быта, особенно среди крестьянства, происходили постепенно. Сложившиеся в классовом обществе взгляды и обычаи, характеризующиеся сильным индивидуализмом и пронизанные религиозностью, в деревне довольно широко бытовали еще и в первые годы Советской власти, когда в деревне сохранялись единоличные хозяйства. Начало коренному перелому в быту сельского населения положила массовая коллективизация в 1949 г. Она создала прочную основу для возникновения новых, социалистических общественных отношений и традиций.

После восстановления Советской власти все националистические общества как в городе, так и в деревне были ликвидированы.

Важнейшую роль в общественной жизни городского и сельского населения теперь играют партийная и комсомольская организации, среди детей - пионерская. На новых демократических началах повсеместно были организованы спортивные, молодежные, самодеятельные общества, союзы и коллективы, такие же, как и в остальных республиках Советского Союза. Вместе с тем возникли предпосылки для бурного развития художественной самодеятельности, оживилась и расширилась работа хоровых коллективов, оркестров народных инструментов, ансамблей народного танца и т. д. В связи с постоянным ростом материального благосостояния трудящихся существенно изменилось культурное обслуживание сельского населения, были созданы многочисленные благоустроенные клубы со стационарными киноустановками, народные дома и дома культуры, расширена деятельность спортивных организаций.

В быт вошло празднование новых советских праздников: годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, Советской Эстонии, а также международные праздники трудящихся - 1 Мая, Международный женский день 8 марта. Для этих праздников характерно то, что их отмечают не только дома, в семье, но и в коллективе - на предприятиях, в колхозах и совхозах. В колхозах и совхозах празднуется также и ежегодный праздник урожая, который проводится после подведения итогов года.

В области семейной жизни еще продолжаются процессы преобразования, так как семейные обряды и традиции, как известно, меняются относительно медленно.

Прежде всего следует отметить, что в Эстонии средний размер семьи самый маленький по всему Советскому Союзу - 3,5 человека (по переписи 1959 г.). В какой-то степени это является еще последствием войны. Малый размер семей объясняется, с другой стороны, тем, что молодые пары теперь не зависят от родителей материально, не ждут от них наследства и имеют полную возможность жить отдельно. Экономическая независимость всех членов семьи ликвидировала те уродливые явления, которые породил капиталистический строй. Исчезли раздоры между родителями и детьми, между братьями и сестрами из- за наследства и приданого, исчезли неравные браки по расчету.

На известную часть людей старшего поколения особенно в сельских местностях все еще имеет влияние церковь. Бывает, что старики, соблюдающие церковные обряды, стремятся склонить к ним и молодежь.

Однако, благодаря последовательной разъяснительной работе, проводимой в печати, в школе, комсомолом, культурно-просветительными учреждениями и различными другими организациями, широкие слои народа осознали реакционную сущность религии. Число членов всех церковных общин резко сократилось. Религия не играет более в общественной и культурной жизни эстонского народа сколько-нибудь важной роли.

Стойко сохраняются как в городе, так и в деревне лишь некоторые народные традиции-например, «смотрины ребенка». Правда, их смысл и характер изменились. Теперь на смотрины приходят все родственнику друзья и, как правило, товарищи по работе. С проникновением городских обычаев в деревню традиционную ячменную кашу для роженицы вытеснило новое угощение - крендель в случае, если новорожденный мальчик, и торт - если девочка. «На зубок» дарят обычно серебряную ложку, а также детскую одежду и т. п.

Традиционные свадебные обряды в Эстонии уже исчезли (исключая остров Кихну). Большинство вступающих в брак ограничивается регистрацией в загсе. Отказу от заключения церковных браков способствовала большая работа последних лет по созданию новых обрядов гражданской регистрации брака. Особенно красив и праздничен обряд бракосочетания в Таллинском загсе. Сюда приезжают и из ближайших к столице сельских районов. Из старых свадебных традиций сохранились только некоторые* носящие шуточный характер: загораживание свадебному поезду дороги и т. п. Совершенно иным стал характер подарков молодым. Теперь дарят посуду, предметы домашнего обихода, коллективно делают ценные подарки: телевизоры, радиоприемники, стиральные машины и т. д.

В наши дни очень расширился круг приглашаемых на свадьбу гостей. Сейчас, помимо родственников, приходят товарищи по работе, знакомые. Часто устраиваются комсомольские свадьбы.

В последние годы и в деревнях стали распространяться гражданские похороны. В ряде мест сейчас проводят на кладбищах ежегодные дни гражданского поминовения покойных.

В церквах Эстонии еще ежегодно проводится конфирмация, однако число конфирмантов с каждым годом сокращается. Этому содействовали в особенности комсомольские летние молодежные праздники. Они проводятся с 1957 г. и быстро стали популярными. Обычно в каждом районе организуется несколько групп 18-20-летней молодежи, собирающихся на 7-10 дней. В программе «летних дней» - лекции и беседы по вопросам общественного поведения, практические занятия по домоводству, спортивные игры , танцы. Оканчиваются они торжественной раздачей памятных подарков и свидетельств об участии в праздниках, затем следуют концерт, общий ужин, танцы.

Существенной чертой современного развития является быстро идущий процесс стирания граней между городом и деревней. Важную роль в нем играет изменение бытовых условий в деревне, подъем культурного уровня сельского населения. Широкое внедрение механизации в сельское хозяйство, электрификация деревни означали решительное изменение условий труда в сельскохозяйственном производстве. Развернувшееся строительство поселков городского типа сгладит разницу в жилищно-бытовой обстановке между жителями села и горожанами. Современные средства сообщения, радио, телевидение позволяют жителям самых далеких районов находиться в курсе последних достижений науки и искусства.

Переход к денежной оплате труда и развитие торговли сделали доступными для колхозников и работников совхозов городской ассортимент промышленных, пищевых и культурных товаров. Непрерывно растут кадры сельской интеллигенции, обычными в современной деревне стали профессии механизаторов, трактористов и т. п.

Широкое строительство народных домов культуры, многочисленные сельские киноустановки, сельские библиотеки, выездные спектакли лучших театров республики - все это явственные черты нового в эстонской деревне, свидетельствующие о том, что процесс стирания граней между городом и деревней развертывается с особой силой. Непрерывный рост материального благосостояния трудящихся города и деревни, общий подъем культуры всего эстонского народа определяет формирование нового человека, человека коммунистической эпохи.

Большинство жителей Западной Европы, и тем более Азии и США, вряд ли смогут найти на карте мира Эстонию. Но тем хуже для них, ведь Эстония – это не просто небольшая страна в Прибалтике. Эстония – это удивительная прибалтийская природа, средневековые крепости, многочисленные музеи, янтарь, Балтийское море, а также бальнеологические и пляжные курорты.

География Эстонии

Эстония расположена в Прибалтике, в Северной Европе. На юге Эстония граничит с Латвией, на востоке – с Россией. На севере и западе Эстония омывается водами Балтийского моря. Общая площадь этой страны составляет 45 227 кв. км., включая и острова, а общая протяженность границы – 1 450 км.

55% территории Эстонии занимают леса. Самая высокая точка страны – гора Суур-Мунамяги на Хааньяской возвышенности, чья высота всего 318 метров.

В Эстонии очень много озер, самые большие из них – Чудское озеро на востоке и Выртсъярв на юге страны.

Столица

Столица Эстонии – Таллин, в котором сейчас проживают более 420 тыс. человек. Археологии полагают, что первые поселения людей на территории современного Таллина появились примерно 2 тысячи лет назад.

Официальный язык

Официальный язык в Эстонии – эстонский, относящийся к финской ветви уральской языковой семьи.

Религия

Около 14% населения Эстонии принадлежит к эстонской евангелическо-лютеранской церкви, а еще около 10% эстонцев – православные христиане. Остальные жители Эстонии в Бога не верят.

Государственное устройство Эстонии

Согласно конституции 1992 года, Эстония – это парламентская республика, главой которой является Президент, избираемый Парламентом страны.

Парламент Эстонии состоит из 101 депутата, которые избираются на 4-летний срок. Исполнительная власть принадлежит Президенту, Премьер-министру и Кабинету министров.

Климат и погода

Климат в Эстонии умеренный, переходный от морского к континентальному. Среднегодовая температура воздуха составляет +5,2С. Вообще, на эстонский климат определяющее влияние оказывают Атлантический океан и Балтийское море. Среднее количество осадков в год – 568 мм.

Средняя температура воздуха в Таллине:

  • январь – -5С
  • февраль - -6С
  • март - -3С
  • апрель - +3С
  • май - +8С
  • июнь - +13С
  • июль - +16С
  • август - +15С
  • сентябрь - +11С
  • октябрь - +6С
  • ноябрь – +1С
  • декабрь - -3С

Море в Эстонии

На севере и западе Эстония омывается водами Балтийского моря (Финский залив). Протяженность эстонского побережья Балтийского моря составляет 768,6 км. В Эстонии насчитывается более 1 500 островов, самые большие из них – Сааремаа, Хийумаа и Мухумаа (Муху).

Температура Балтийского моря возле эстонского побережья летом достигает +17С. В заливах вода летом прогревается лучше, и превышает +20С.

Реки и озера

В Эстонии насчитывается 200 рек и около 1 500 озер. Реки на севере Эстонии образуют живописные пороги и водопады. Самый высокий эстонский водопад – Валасте (30,5 м).

По территории юга Эстонии притекают несколько красивых рек – Пиуза, Ахья и Выханду. Кстати, Выханду является самой длинной рекой в Эстонии (162 км).

В Эстонии очень много озер, самые большие из них – Чудское озеро на востоке и Выртсъярв на эге страны. Вообще, озера занимают 6% территории Эстонии. На берегу Чудского озера находится самый длинный эстонский песчаный пляж – 30 км.

История Эстонии

Люди на территории современной Эстонии появились примерно 11 тысяч лет назад. Первые государственные образования в Эстонии начали появляться в I веке н.э. В IX-XI веках на территорию современной Эстонии совершали часто нападение скандинавские викинги (в основном шведы).

До принятия христианства эстонцы были язычниками, верившими в высшее существо – Tharapita.

С 1228 года по 1560-е годы Эстония входила в состав Священной Римской империи (ее завоевал Ливонский орден).

В 1629 году большая часть Эстонии попала под власть Швеции. Первый университет в Эстонии был основан в 1632 году в Дерпте (Тарту).

В 1721 году, согласно Ништадтскому миру, Эстония была включена в состав Российской империи. Только после Первой мировой войны в 1918 году была объявлена независимость Эстонии.

По договору 1939 года между Германией и СССР, Эстония входить в зону интересов Иосифа Сталина. 6 августа 1940 года Эстония была включена в состав СССР как Эстонская ССР.

Независимость Эстонии была восстановлена 20 августа 1991 года. С 2004 года Эстония входит в Евросоюз.

Культура

Эстонцы, как и другие народы, очень гордятся своей культурой. Правительство страны прилагает усилия для сохранения не только археологических, исторических и архитектурных памятников, но и нематериальных памятников. Так, в Эстонии сейчас действует 7 правительственных программ по сохранению нематериальной традиционной культуры (речь идет про песни, музыку, танцы и т.д.).

Еще в 1869 году в Тарту прошел первый эстонский фестиваль народной музыки и танцев. Сейчас традиция этого фестиваля продолжается. Фестиваль эстонской музыки и танцев в Тарту теперь внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Самые популярные праздники у эстонцев – Новый год, День независимости, Пасха, Иванов день, День восстановления независимости и Рождество.

Кухня Эстонии

Эстонская кухня достаточно проста, в ней нет каких-то изысканных блюд. Но сейчас эстонская кухня уже включает в себя самые популярные блюда международной кухни. Тем не менее, в Эстонии самыми типичными продуктами по-прежнему являются черный хлеб, свинина, картошка, рыба и молочные продукты.

Туристам в Эстонии мы советуем обязательно попробовать следующие традиционные эстонские блюда: пивной суп, фасолевый суп, суп с клецками и мясом, зельц, кровяную колбасу, балтийскую сельдь в уксусе, щуку в масле, тушеную щуку с хреном, запеканку из салаки, кашу «мульги» с квашеной капустой, торт «медовик», пирог с капустой, печеные яблоки.

В Эстонии традиционным безалкогольным напитком является «кали» на дрожжах, в который добавляются ягоды можжевельника.

Что касается алкогольных напитков в Эстонии, то это, конечно же, пиво и водка. Эстонцы начали делать водку примерно с XV века, однако она все равно не может соперничать по популярности с пивом.

Достопримечательности Эстонии

Эстонцы всегда трепетно относились к своей истории. Поэтому туристам в Эстонии мы советуем обязательно увидеть:


Города и курорты

Самые большие эстонские города – Тарту, Пярну, Кохтла-Ярве, Нарва, и, конечно же. Таллин.

В Эстонии на берегу Балтийского моря есть несколько хороших пляжных курортов. Кстати, пляжный сезон в Эстонии начинается обычно в середине мая, и длиться до середины сентября. Самые популярные эстонские пляжные курорты – Пярну, Нарва-Йыэсуу, Хаапсалу, Тойле и Курессааре. Пляжи также есть на берегу Чудского озера.

Но туристы в Эстонию приезжают не только чтобы поплавать в Балтийском море и посмотреть местные достопримечательности. В Эстонии есть несколько отличных бальнеологических курортов. Самые известные из них – Пярну, Вярска, Курессааре, Пюхаярве и Вимси.

Сувениры/покупки

На протяжении долгих веков, а то и столетий Эстония стояла на границе востока и запада Европы. Такое местоположение определило целостный образ национальной культуры, сложившийся из...

  • Среда обитания

    ​Национальную культуру пытались систематизировать исходя из очень разных основ. Самым простым является разделение среды обитания и уклада жизни. Первая рассматривает то, как жили, окружение, которое...

  • Образ жизни

    ​С древних времен дом и семья занимали главное место в хозяйственной жизни, мировозрении и верованиях эстонцев. В старом эстонском языке слово "семья" (эст. pere) имело...

  • Жизненный цикл

    ​Древние эстонцы воспринимали окружающий их мир. прежде всего, исходя из образа круга. Осознание линеарности вещей могло возникнуть лишь во времена перехода от католичества к лютеранству...

  • Временной цикл

    ​Второй цикл, определяющий жизнь человека это временной (годовой цикл), который постоянно повторялся. Годовой цикл, касающийся природы, делился пополам, в соответствие с весенним пробуждением природы и...

  • Народные верования

    ​Основными признаками народных верований Эстонии является плюрализм, который выражается в вере в различных духов и фей, у которых отсутствовала внутренняя иерархия. Духи оживляли многие природные...

  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Национальные традиции и обычаи Эстонии и Латвии

    Национальные костюмы Эстонии В народной одежде эстонцев четко выделяются несколько типов, которые соответствуют этническим группам, сложившимся очень давно. Главные - южная, северная, западная и островная.

    Национальный костюм Латвии

    Традиции, культура и обычаи Эстонии Одной из лучших традиций древности, сохранившихся до сегодняшних дней, является обычай, предполагающий зажигание костров на Ивана-Купалу (24 июня) по всей Эстонии. Гуляние происходит ночью, накануне этого дня, сопровождающееся песнями и танцами. Сохранились и народные обычаи хождений на Мартынов день (10 ноября) и 25 ноября – на Катеринин день

    Традиции, культура и обычаи Латвии Лиго (главный праздник года) – мистическое празднество древних языческих предков латышей, которое празднуется во время летнего солнцестояния в ночь с 23 на 24 июня По народному календарю год в Латвии делится на четыре части, вершиной каждой из которых является свой праздник, связанный и солнцестоянием или равноденствием. Зима – Рождество, весна – Пасха, лето – Лиго и Иванов день, осень – Апъюмибас

    Из наиболее значимых праздников ежегодно отмечается сезонный праздник урожая. Певческий праздник в Тарту и Таллинне, ежегодно собирает на знаменитом поле половину всего населения страны. Знаменитому хоровому пению уже более 100 лет. Такое празднество вмещает 30-тысячный хор на выстроенной эстраде и слушателей – до 250 тысяч человек. Традиции, культура и обычаи Эстонии

    Второй по значимости праздник – Рождество (Ziemassvētki , 25 декабря). Этот праздник впитал в себя больше христианских черт. Многие латыши в этот день ходят на службу, на улицах города часто устанавливают композиции с Рождественскими сценами. Подготовка к празднованию Рождества в Латвии начинается задолго до самого праздника, а именно с последних чисел ноября, с началом Адвента, когда каждое воскресенье зажигается по одной свече в рождественском венке. 24 декабря - особый вечер, когда можно распрощаться со всеми несчастьями уходящего года. По старинным обычаям, хозяева вокруг дома волочат бревно и после сжигают его. Считалось, что таким образом они вместе с ним сжигают все свои беды, горести и слезы, отгоняют злых духов от своего жилища. В домах и на улицах появляются празднично украшенные елки, светящиеся гирлянды, рождественские венки. Традиции, культура и обычаи Латвии

    Пасха (Lieldienas) справляется примерно так же, как в России. В этот день нужно красить яйца и устраивать соревнования по их катанию, ходить друг к другу в гости. Также желательно покататься на качелях: чем выше – тем лучше. Это приносит счастье, а в давние времена еще и считалось залогом хорошего урожая.

    Эстонское рукоделие настолько уникально, что вязка и макраме являются визитной карточкой страны. Бытует мнение, что узоры придуманы для моряков, которые, заблудившись в море, могли бы по одежде распознавать местность.

    В национальных традициях Латвии – варежка символизирует характер и судьбу человека. Сейчас известно около 5500 узоров латышских варежек, ни один из них целиком не повторяется. Могут повторяться элементы узора, но расположение, цвет, рисунок на манжете или резинке, общая композиция рисунка - у каждой пары варежек уникальны.

    Национальная кухня Отличительной особенностью эстонской кухни является небольшое количество специй и приправ. Наиболее распространенными приправами в Эстонии являются соль, перец, тмин и майоран. Традиционными эстонскими блюдами, являются кровяные колбасы, фрикадельки, сельдь со сметаной, фаршированные яйца, картофельный салат и паштет из печени. Одним из самых известных национальных десертов является хлебный суп, который готовиться из черствого хлеба, размоченного в воде, с добавлением изюма и взбитых сливок.

    Национальная кухня Национальная кухня Латвии сформировалась под влиянием немецкой, литовской, русской, белорусской и эстонской кухонь. Блюда местной кухни довольно просты в приготовлении, но, при этом, вкусные и сытные. Основу латышской кухни составляют продукты земледелия и животноводства - горох, бобы, картофель, овощи, мука, крупа, мясо, молоко и молочные продукты. Важное место, в национальной кухне Латвии, занимает рыба и морепродукты.

    Спасибо за внимание




    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!